Кто такой? В 2008 году в российском образовании возникла новая должность — тьютор в детском саду. В дореволюционной России эту роль выполнял гувернер, и до недавнего времени такого помощника сложно было представить в ДОУ.
Как с ним взаимодействовать? И все же, современное образование невозможно без тьюторов. Они помогают деткам лучше адаптироваться к новым социальным условиям, что благотворно сказывается на развитии. Каковы же их задачи?
Основные направления работы тьютора в ДОУ
Так как то, что делает тьютор в детском саду, заключается в обеспечении условий полной вовлеченности и мотивации детей, то прежде всего такой педагог (или воспитатель с тьюторской компетентностью) должен подготавливать для них такие виды деятельности, в которых малыш сможет обучаться самостоятельному выбору (игрушек, занятий и др.), понимать свои первые увлечения, интересы и вкусы. Педагог будет наблюдать за процессами и проводить разные тесты.
Как было сказано ранее, в дошкольном возрасте дети нуждаются в командной работе тьютора с родителями, воспитателями, логопедами и психологами.
Именно тьютор с родительской помощью способен соединить все актуальные компоненты образования. К примеру, он разъяснит имеющиеся в детском саду ресурсы, предназначение тех или иных занятий, проведет анализ воспитательных мероприятий вне детского сада, а также возможных в будущем мест и средств для развития малыша.
Сопровождение в узкой предметной области
Главная задача тьютора при работе в отдельной предметной области – увидеть появившуюся заинтересованность у ребенка и опереться на нее. Интерес у маленьких детей проявляется через эмоции, вопросы, взаимодействие с предметами и игрушками, которые послужили тому причиной. Заметив повышенное внимание, тьютор совместно с воспитателем (или без него) формирует программу развития в выбранном направлении, используя различные сюжетно-ролевые игры, рассказы, сказки, экскурсии и т.п.
В настоящее время некоторые дошкольные учреждения предоставляют возможность дополнительной помощи в создании собственного исследовательского проекта. Этот вид деятельности выступает эффективным методом именно для тьютора.
Во время сопровождения он может обнаружить внимание ребенка к какому-то предмету или действию (например, чем кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки) и потом подготовить план по их развитию (вместе с семьёй создать эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Из этого следует еще одна отличительная черта этой профессии – это выявление и помощь одаренным малышам.
Сопровождение детей с ОВЗ
Тьютор работает непосредственно со средой, поэтому первым делом перед работой с обычными детьми или с ОВЗ он проводит анализ условий образовательной организации, чтобы понимать, как следует ее изменить и улучшить для лучшего существования и развития ребенка с уникальными потребностями.
Стоит помнить, что он специализируется не только в физической поддержке детей с ОВЗ (передвижение, самообслуживание), но и на образовательной направленности: исследование особенностей, комплектация подходящих для конкретных малышей и их родителей ресурсов и практик.
Еще одной обязанностью тьютора является помощь с адаптацией детей на первых этапах привыкания к новому образовательному учреждению.
Перед непосредственной работой с адаптацией педагог разбирается в характере, интересах и особенностях ребёнка, а потом вовлекает его в процесс. Специалист следит за чувствами и эмоциями малыша среди сверстников и по необходимости подключает других специалистов и родителей.
Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Разъясненияо сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон об образовании) и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 “Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии” специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г N 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (далее – приказ N 1015) понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 – 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”, а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации – высшее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт “Специалист в области воспитания” (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный N 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;
участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;
организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;
организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;
организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:
разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.
Таким образом, тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.
Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден профессиональный стандарт “Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья” (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих “Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья” без предъявления требований к стажу работы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;
2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.
Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
на постоянной основе.
Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ N 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038).
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).
Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.
Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:
выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;
определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).
Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.
В связи с изложенным должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.
Минпросвещения дало рекомендации по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и разъяснило:
– статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам;
– особенности их деятельности.
Образовательным организациям нужно учитывать, что должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны.
Тьютор для детей с ОВЗ
Должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Таким образом такая штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств.
Для того, чтобы разобраться в том, кто же такой «тьютор», что он может делать, что он должен делать, а также кто его должен найти и оплачивать его работу, как добиться тьютора, оплачиваемого за счет бюджета и т.п. — вы можете посмотреть и почитать нижеследующие материалы:
В рамках Московского Международного салона образования 2016 МГАРДИ и РОО помощи детям с РАС «Контакт» провели мероприятие для родителей и специалистов «Тьютор для детей с ОВЗ».
Видеозапись мероприятия можно посмотреть здесь:
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета 19 декабря 2016 года (12:00-14:00 МСК) провел вебинар на тему «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС» при участии специалистов, членов РОО помощи детям с РАС «Контакт»:
Тьютор часто путают с ассистентом. В отличиях их друг от друга поможет разобраться Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2017 № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»
Поучаствуйте, пожалуйста, в опросе о тьюторах или посмотрите уже проанализированные результаты опроса: Презентация «Тьюторы и ассистенты»
Подборка материалов и статей:
Подборка материалов о тьюторстве на сайте РООИ «Перспектива»
президент Межрегиональной тьюторской организации Татьяна Ковалева, доцент кафедры индивидуализации и тьюторства МПГУ Мария Чередилина и тьютор, сотрудник кафедры Индивидуализации и тьюторства Максим Буланов в программе Тамары Ляленковой на радио «Свобода»
Статья в «Коммерсанте» («Образование с ограниченными возможностями»): http://www.kommersant.ru/doc/2801158
Статья на сайте Юлии Эрц:
Книга Инны Карпенковой «Тьютор в инклюзивной школе»
О тьюторах, ассистентах и прочих, выдержка с сайта Особоедетство.ру:
СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА СПЕЦИАЛЬНЫМ ПОМОЩНИКОМ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать его постоянное сопровождение в процессе обучения специальным помощником (ребенок может нуждаться как в постоянном сопровождении, так и в сопровождении на время адаптации). Однако следует признать, что вопрос о сопровождающем для детей с особенностями развития в процессе получения ими образования только поднимается, в связи с чем в настоящее время достаточно трудно добиться реализации такой услуги на практике. И все же, если родители будут настойчивы в востребовании прав своих детей в органах социальной защиты населения, их сотрудникам придется учесть запросы родителей. Если же родители будут пассивны, органы соцзащиты так и не узнают о потребностях детей и никаких положительных изменений не произойдет. Конечно, в первую очередь потребность в сопровождении в процессе обучения в школе (или только на период адаптации) должна быть включена в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) ребенка. Данное условие получения образования должно быть предусмотрено и в заключении ПМПК, поскольку бюро МСЭ в этом вопросе прежде всего будет полагаться на мнение ПМПК.
На данный момент родителям приходится добиваться от ПМПК или бюро МСЭ записи о необходимости услуги по сопровождению в их заключениях или в ИПР. И здесь наименее весомым аргументом оказывается мнение родителя, поскольку это – его субъективная оценка ребенка (за исключением, пожалуй, явных двигательных ограничений: передвижение в коляске; самостоятельно, но при поддержке взрослого; зрительных, слуховых ограничений; иных ограничений моторики). Поэтому, как и в других случаях, родителям желательно иметь рекомендации от специальных педагогов, психологов, иных специалистов, наблюдающих ребенка, о том, что в процессе обучения (или на период адаптации к условиям обучения) ребенок нуждается в помощнике. При этом желательно описать, в чем необходима помощь ребенку в процессе сопровождения.
Образовательное учреждение может и самостоятельно определить потребность ребенка в таких услугах. В идеале, конечно, в этом случае образовательное учреждение должно дать рекомендацию для дополнения ИПР или для соответствующего заключения ПМПК (включение услуг в указанные документы необходимо для определения порядка финансирования услуг).
Если законные представители ребенка обращаются в образовательное учреждение за содействием в получении услуг по сопровождению, то в этом случае образовательное учреждение самостоятельно решает проблему, исходя из своих возможностей, или обращается за решением вопроса к учредителю. Ведь помощник не обязательно должен быть персональным, это может быть единый помощник (например, социальный педагог) на всю группу класса.
При решении рассматриваемого вопроса необходимо опираться на следующие положения нормативных актов:
– в соответствии со статьей 5 Закона РФ «Об образовании» государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющим недостатки в физическом и/или психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
– в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
При решении вопроса о том, каким образом реализовать право ребенка с особенностями развития на услуги по сопровождению в процессе получения образования, возможно также применение законодательства о социальном обслуживании населения. Для этого необходимо обратиться в территориальное управление социальной защиты населения с заявлением о содействии в получении услуг по сопровождению, чтобы понять, в какое учреждение социального обслуживания необходимо обращаться за реализацией указанного ниже права.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-экономические услуги, социально-педагогические услуги, социально-правовые услуги).
ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст, устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Учреждения социального обслуживания семьи в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье должны выполнять требования указанного стандарта. Пункт 4.1.2.3 указанного стандарта предусматривает, что семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома, предоставляются социально-бытовые услуги, в том числе, сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, участия в культурных мероприятиях.
Таким образом, учреждение социального обслуживания обязано предоставить семье с ребенком с ограниченными возможностями в том числе и услуги помощника в школе. Порядок предоставления соответствующих услуг устанавливают региональные власти. В случае, если учреждение социального обслуживания отказывает в соответствующей услуге, необходимо на основании указанных выше норм обращаться в управление социальной защиты населения за содействием в реализации права.
Так, например, согласно статье 3 Закона г. Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», органы государственной власти г. Москвы создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях, в том числе путем предоставления возможности пользования услугами помощников на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения. При этом в соответствии со статьей 23 указанного Закона обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья услугами помощников осуществляется в соответствии с индивидуальными штатными расписаниями государственных образовательных учреждений в пределах средств на обеспечение основной деятельности.
Выдержка из приказа Министерства образования от 30 августа 2013 г. N 1015
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
п.29. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается:
совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).
Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 — 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
П.32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации Министерства образования и эксперта по делам инвалидов в ОП РФ Елены Клочко:
Если тьютора не вписываются в заключение ПМПК: Подписывать отказ от заключения ПМПК и прямо в подписи указывать «в связи с отказом в предоставлении положенного по «Закону об образовании в РФ» ассистента, необходимого для создания специальных образовательных условий моему ребенку ______________, прошу письменно указать причину отказа в сроки, установленные гражданским законодательством».
Поиск тьюторов и вакансии для тьюторов и ассистентов, работающих с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) осуществляется через сайты hh.ru, pomogatel.ru, а также тематические группы в фэйсбуке. Объявление нужно размещать везде одновременно.
Как стать тьютором в детском саду
Вы наверняка увидели спрос на профессию тьютора во многих образовательных организациях, а в будущем она будет еще больше востребована. Но где и как можно получить профессиональное образование по специальности тьютор детского сада?
По Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н должность тьютора относится к четвертому, то есть самому высокому уровню квалификации. Она устанавливается профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», где одной из общих трудовых функций выделяется «Тьюторское сопровождение обучающихся».
В России, в отличие от заграничных вузов, подготовка педагогов этой специальности появилась в образовательным программах совсем недавно.
Помимо обязательного высшего педагогического образования, по приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н, тьютор должен получить дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в образовательном учреждении.
Еще одним важным требованием для работы тьютором является наличие стажа работы педагогом от 2-х лет.
Из-за того, что направления подготовки тьюторов не так распространены в стране, степень бакалавра можно получить в небольшом количестве университетов. Например, в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена.
Программы магистра тьюторского образования есть также в нескольких вузах страны: МГПУ, Пермский Университет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Дальневосточный федеральный университет.
Из этого вытекает, что самым лучшим способом для того, чтобы стать тьютором, является прохождение профессиональной программы переподготовки. Тьюторские курсы есть в образовательных программах многих педагогических вузов, которые предоставляют и очные и очно-заочные формы обучения.
А некоторые центры профессиональной переподготовки позволяют дистанционное обучение, что в основном и реализуется как ведущая форма для переподготовки тьюторов. Продолжительность обучения различается в зависимости от программы, но чаще всего длится более 200 часов.
Для повышения квалификации, конечно же, надо получить высшее образование. Для записи на курс необходимо предоставить диплом.
Выбор программы переподготовки для тьютора должен основываться на различных факторах: возможностях, желаниях и намерениях. Потому что все они разной продолжительности и разного направления – к примеру, работа с детьми с РАС, одаренными детьми или инвалидами. Но специалисты рекомендуют пройти курсы, предоставляющие не только теорию, но и практику: интерактивы, аналитическую и лабораторную работу.
Несмотря на то, что эта профессия мало распространена в нашей стране, она регулярно развивается и расширяется опытными кадрами. Обмен опытом происходит во время вебинаров, конференций и других схожих мероприятий.
Разные регионы России ежегодно организовывают Летний Университет тьюторства. Также каждый год — обычно в конце октября — в Москве проводится конференция тьюторов. Как было сказано ранее, вебинары, которые ведут именитые эксперты, выступают значимыми ресурсами для тьютора. Еще стоит иметь в виду деятельность Межрегиональной тьютерской ассоциации.
В добавление, специальность тьютора является профессией будущего, а недостаток кадров компенсируется на данный момент зарплатой.
Данные показывают, что средняя заработная плата московского тьютора может достигать 100 тысяч рублей. Конечно, это зависит не только от области, но и от статуса образовательного учреждения, его формы собственности и других причин. Так или иначе, тьютор зарабатывает больше, чем преподаватель.
Помимо этого, особые знания и навыки позволят ему открыть свой бизнес: репетиторство, собственная школа или центр образования.
Функции тьютора в детском саду
- Организация образовательной среды для дошкольников:организация доступной и разнообразной образовательной среды (примером служит среда, созданная Марией Монтессори – это самый подходящий и удачный пример тьюторского хода);обеспечение полного доступа учебных ресурсов для освоения малышами индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;создание особой образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;регулирование взаимодействия субъектов образования.
- организация доступной и разнообразной образовательной среды (примером служит среда, созданная Марией Монтессори – это самый подходящий и удачный пример тьюторского хода);
- обеспечение полного доступа учебных ресурсов для освоения малышами индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
- создание особой образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
- регулирование взаимодействия субъектов образования.
- Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:выбор подходящих методик для создания детьми индивидуальных программ и проектов для обучения;грамотный подход к взаимодействию субъектов образования для индивидуализации образовательного процесса;анализирование результатов сопровождения тьютора, а также их разработка средств для этого.
- выбор подходящих методик для создания детьми индивидуальных программ и проектов для обучения;
- грамотный подход к взаимодействию субъектов образования для индивидуализации образовательного процесса;
- анализирование результатов сопровождения тьютора, а также их разработка средств для этого.
- Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников:
выявление уникальных характеристик, интересов, вкусов, способностей, проблем, затруднений дошкольников;привлечение малыша к процессу создания индивидуальных планов воспитания и обучения;сопровождение детей в реализации этих планов, маршрутов и проектов;поиск и правильное применение методик и средств индивидуализации педагогического процесса;способствование развитию умения рефлексии у детей;вовлечение родителей в создание подходящих для их чада образовательных программ и маршрутов. - выявление уникальных характеристик, интересов, вкусов, способностей, проблем, затруднений дошкольников;
- привлечение малыша к процессу создания индивидуальных планов воспитания и обучения;
- сопровождение детей в реализации этих планов, маршрутов и проектов;
- поиск и правильное применение методик и средств индивидуализации педагогического процесса;
- способствование развитию умения рефлексии у детей;
- вовлечение родителей в создание подходящих для их чада образовательных программ и маршрутов.
В чем состоит работа тьютора в детском саду
С английского языка слово tutor переводится как опекун, наставник. В нашем понимании тьютор – это педагогическая должность в детском саду. В сферу его работы входит сопровождение ребенка на пути к самостоятельной жизни и поиск места в ней, как бы помпезно это не звучало.
Тьютор в детском саду следит за развитием и ведет одновременно 5-6 своих воспитанников, за которыми он должен наблюдать несколько лет – зачастую с самого детства и до выпуска. За этот период педагог налаживает доверие и понимание между ним и ребёнком, обеспечивает комфортную и продуктивную индивидуальную работу с ним, принимая к сведению физические, психологические и интеллектуальные особенности малыша.
Многие ошибочно считают, что деятельность тьютора заканчивается на курировании воспитанников с ограниченными возможностями или особенностями развития в детских садах или инклюзивных школах (аутисты, дети с синдромом Дауна и пр.). Конечно, этим чаще всего занимаются именно они, но их сфера деятельности гораздо обширнее.
Например, не только отстающие дети нуждаются в уникальном сопровождении, но и те, кто превосходит своих сверстников по развитию. Их талант или интеллект настолько превосходит обычную образовательную программу, что может навредить совершенствованию этих качеств. Для таких детей создается уникальная программа с учетом всех характеристик.
Бывают случаи, когда дети сталкиваются с проблемами с социализацией, им сложно наладить контакт как со сверстниками, так и с педагогами, что также сказывается на обучении. В этом случае им также положен тьютор, способный разработать правильную стратегию поведения.
Данный специалист выявляет способности и увлечения ребенка, оценивает «плюсы» и «минусы». Все это складывается в персональную стратегию обучения, которая будет максимально эффективна и удобна для человека, а также сподвигнет на хороший прогресс.
Тьютору в детском саду следует работать в команде с родителями ребенка и его воспитателем, чтобы совместно наблюдать за малышом, обозначать положительные и негативные преобразования в его состоянии и поведении, подстраивать методики и программы исходя из всего вышеперечисленного.
Как правило, все полученные данные и характеристики ребенка вносятся в специальный дневник наблюдений и карты диагностики.
Инструменты работы тьютора
Инструментами воздействия тьютора в детском саду являются:
- Пожалуй, самым важным можно назвать общение с родителями дошкольника. Они проводят с ним все время вне ДОУ и поэтому могут поделиться наблюдениями или необычными моментами в поведении ребёнка, что будет играть большую роль в работе с ним.
- Дневник наблюдений. Тьютор, как и родители, следит за состоянием ребенка и его повадками, для этого записывает разные реакции на окружающий мир малыша.
- Диагностические карты, в которые вносятся все изменения в развитии ребенка.
- Внедрение ребенка в ситуации стресса и проблем, а также в окружение детей других возрастов.
- Организация занятий с целью совершенствования тех или иных навыков и качеств.
Итогом труда тьютора в детском саду как на дошкольной ступени образования является формирование собственной позиции воспитанника. Конечно, и ходя из того, сколько ему лет. Она состоит из трех элементов: самоопределения, рефлексии и умения использовать ресурсы.
- Рефлексия в дошкольном возрасте направлена на осознание ребенком своих навыков и умений («я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), понимание того, что он может реализовать самостоятельно, а что только при помощи взрослых, а также когда он может разумно признать свои возможности.
- Самоопределение основано на способности адекватно определять себе занятие, а затем обеспечить его выполнение и преподнести результат. Безусловно на уровне дошкольника и исходя из осознания им самим итога этой деятельности.
- Умение пользоваться ресурсами подразумевает коммуникацию с окружающим миром: взрослыми и детьми. Основными навыками, которыми он должен овладеть являются: не бояться просить помощь, а также помогать самому, спрашивать что-то и отвечать соответственно.