Тьютор детского сада с инвалидностью и детьми без ОВЗ

Кто такой? В 2008 году в российском образовании возникла новая должность — тьютор в детском саду. В дореволюционной России эту роль выполнял гувернер, и до недавнего времени такого помощника сложно было представить в ДОУ.

Как с ним взаимодействовать? И все же, современное образование невозможно без тьюторов. Они помогают деткам лучше адаптироваться к новым социальным условиям, что благотворно сказывается на развитии. Каковы же их задачи?

Основные направления работы тьютора в ДОУ

Так как то, что делает тьютор в детском саду, заключается в обеспечении условий полной вовлеченности и мотивации детей, то прежде всего такой педагог (или воспитатель с тьюторской компетентностью) должен подготавливать для них такие виды деятельности, в которых малыш сможет обучаться самостоятельному выбору (игрушек, занятий и др.), понимать свои первые увлечения, интересы и вкусы. Педагог будет наблюдать за процессами и проводить разные тесты.

Тьютор детского сада с инвалидностью и детьми без ОВЗ

Как было сказано ранее, в дошкольном возрасте дети нуждаются в командной работе тьютора с родителями, воспитателями, логопедами и психологами.

Именно тьютор с родительской помощью способен соединить все актуальные компоненты образования. К примеру, он разъяснит имеющиеся в детском саду ресурсы, предназначение тех или иных занятий, проведет анализ воспитательных мероприятий вне детского сада, а также возможных в будущем мест и средств для развития малыша.

Сопровождение в узкой предметной области

Главная задача тьютора при работе в отдельной предметной области – увидеть появившуюся заинтересованность у ребенка и опереться на нее. Интерес у маленьких детей проявляется через эмоции, вопросы, взаимодействие с предметами и игрушками, которые послужили тому причиной. Заметив повышенное внимание, тьютор совместно с воспитателем (или без него) формирует программу развития в выбранном направлении, используя различные сюжетно-ролевые игры, рассказы, сказки, экскурсии и т.п.

В настоящее время некоторые дошкольные учреждения предоставляют возможность дополнительной помощи в создании собственного исследовательского проекта. Этот вид деятельности выступает эффективным методом именно для тьютора.

Во время сопровождения он может обнаружить внимание ребенка к какому-то предмету или действию (например, чем кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки) и потом подготовить план по их развитию (вместе с семьёй создать эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Из этого следует еще одна отличительная черта этой профессии – это выявление и помощь одаренным малышам.

Сопровождение детей с ОВЗ

Тьютор работает непосредственно со средой, поэтому первым делом перед работой с обычными детьми или с ОВЗ он проводит анализ условий образовательной организации, чтобы понимать, как следует ее изменить и улучшить для лучшего существования и развития ребенка с уникальными потребностями.

Стоит помнить, что он специализируется не только в физической поддержке детей с ОВЗ (передвижение, самообслуживание), но и на образовательной направленности: исследование особенностей, комплектация подходящих для конкретных малышей и их родителей ресурсов и практик.

Еще одной обязанностью тьютора является помощь с адаптацией детей на первых этапах привыкания к новому образовательному учреждению.

Тьютор детского сада с инвалидностью и детьми без ОВЗ

Перед непосредственной работой с адаптацией педагог разбирается в характере, интересах и особенностях ребёнка, а потом вовлекает его в процесс. Специалист следит за чувствами и эмоциями малыша среди сверстников и по необходимости подключает других специалистов и родителей.

Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.

В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

Разъясненияо сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон об образовании) и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 “Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии” специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г N 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (далее – приказ N 1015) понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 – 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”, а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации – высшее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт “Специалист в области воспитания” (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный N 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:

выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;

участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;

подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;

организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;

организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;

организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;

координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;

организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;

оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:

разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;

разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;

контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.

Таким образом, тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден профессиональный стандарт “Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья” (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих “Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья” без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;

2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;

3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;

4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;

5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.

Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):

на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);

на постоянной основе.

Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ N 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038).

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).

Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:

выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;

определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).

Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.

В связи с изложенным должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.

Минпросвещения дало рекомендации по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и разъяснило:

– статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам;

– особенности их деятельности.

Образовательным организациям нужно учитывать, что должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны.

Тьютор для детей с ОВЗ

Должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Таким образом такая штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств.

Для того, чтобы разобраться в том, кто же такой «тьютор», что он может делать, что он должен делать, а также кто его должен найти и оплачивать его работу, как добиться тьютора, оплачиваемого за счет бюджета и т.п. — вы можете посмотреть и почитать нижеследующие материалы:

В рамках Московского Международного салона образования 2016  МГАРДИ и РОО помощи детям с РАС «Контакт» провели мероприятие для родителей и специалистов «Тьютор для детей с ОВЗ».

Видеозапись мероприятия можно посмотреть здесь:

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета 19 декабря 2016 года (12:00-14:00 МСК) провел вебинар на тему «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС» при участии специалистов, членов РОО помощи детям с РАС «Контакт»:

Тьютор часто путают с ассистентом. В отличиях их друг от друга поможет разобраться Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2017 № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»

Поучаствуйте, пожалуйста, в опросе о тьюторах или посмотрите уже проанализированные результаты опроса: Презентация «Тьюторы и ассистенты»

Подборка материалов и статей:

Подборка материалов о тьюторстве на сайте РООИ «Перспектива»
президент Межрегиональной тьюторской организации Татьяна Ковалева, доцент кафедры индивидуализации и тьюторства МПГУ Мария Чередилина и тьютор, сотрудник кафедры Индивидуализации и тьюторства Максим Буланов в программе Тамары Ляленковой на радио «Свобода»

Статья в «Коммерсанте» («Образование с ограниченными возможностями»): http://www.kommersant.ru/doc/2801158

Статья на сайте Юлии Эрц:

Книга Инны Карпенковой «Тьютор в инклюзивной школе»

О тьюторах, ассистентах и прочих, выдержка с сайта Особоедетство.ру:

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА СПЕЦИАЛЬНЫМ ПОМОЩНИКОМ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать его постоянное сопровождение в процессе обучения специальным помощником (ребенок может нуждаться как в постоянном сопровождении, так и в сопровождении на время адаптации). Однако следует признать, что вопрос о сопровождающем для детей с особенностями развития в процессе получения ими образования только поднимается, в связи с чем в настоящее время достаточно трудно добиться реализации такой услуги на практике. И все же, если родители будут настойчивы в востребовании прав своих детей в органах социальной защиты населения, их сотрудникам придется учесть запросы родителей. Если же родители будут пассивны, органы соцзащиты так и не узнают о потребностях детей и никаких положительных изменений не произойдет. Конечно, в первую очередь потребность в сопровождении в процессе обучения в школе (или только на период адаптации) должна быть включена в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) ребенка. Данное условие получения образования должно быть предусмотрено и в заключении ПМПК, поскольку бюро МСЭ в этом вопросе прежде всего будет полагаться на мнение ПМПК.
На данный момент родителям приходится добиваться от ПМПК или бюро МСЭ записи о необходимости услуги по сопровождению в их заключениях или в ИПР. И здесь наименее весомым аргументом оказывается мнение родителя, поскольку это – его субъективная оценка ребенка (за исключением, пожалуй, явных двигательных ограничений: передвижение в коляске; самостоятельно, но при поддержке взрослого; зрительных, слуховых ограничений; иных ограничений моторики). Поэтому, как и в других случаях, родителям желательно иметь рекомендации от специальных педагогов, психологов, иных специалистов, наблюдающих ребенка, о том, что в процессе обучения (или на период адаптации к условиям обучения) ребенок нуждается в помощнике. При этом желательно описать, в чем необходима помощь ребенку в процессе сопровождения.
Образовательное учреждение может и самостоятельно определить потребность ребенка в таких услугах. В идеале, конечно, в этом случае образовательное учреждение должно дать рекомендацию для дополнения ИПР или для соответствующего заключения ПМПК (включение услуг в указанные документы необходимо для определения порядка финансирования услуг).
Если законные представители ребенка обращаются в образовательное учреждение за содействием в получении услуг по сопровождению, то в этом случае образовательное учреждение самостоятельно решает проблему, исходя из своих возможностей, или обращается за решением вопроса к учредителю. Ведь помощник не обязательно должен быть персональным, это может быть единый помощник (например, социальный педагог) на всю группу класса.
При решении рассматриваемого вопроса необходимо опираться на следующие положения нормативных актов:
– в соответствии со статьей 5 Закона РФ «Об образовании» государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющим недостатки в физическом и/или психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
– в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
При решении вопроса о том, каким образом реализовать право ребенка с особенностями развития на услуги по сопровождению в процессе получения образования, возможно также применение законодательства о социальном обслуживании населения. Для этого необходимо обратиться в территориальное управление социальной защиты населения с заявлением о содействии в получении услуг по сопровождению, чтобы понять, в какое учреждение социального обслуживания необходимо обращаться за реализацией указанного ниже права.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-экономические услуги, социально-педагогические услуги, социально-правовые услуги).
ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст, устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Учреждения социального обслуживания семьи в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье должны выполнять требования указанного стандарта. Пункт 4.1.2.3 указанного стандарта предусматривает, что семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома, предоставляются социально-бытовые услуги, в том числе, сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, участия в культурных мероприятиях.
Таким образом, учреждение социального обслуживания обязано предоставить семье с ребенком с ограниченными возможностями в том числе и услуги помощника в школе. Порядок предоставления соответствующих услуг устанавливают региональные власти. В случае, если учреждение социального обслуживания отказывает в соответствующей услуге, необходимо на основании указанных выше норм обращаться в управление социальной защиты населения за содействием в реализации права.
Так, например, согласно статье 3 Закона г. Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», органы государственной власти г. Москвы создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях, в том числе путем предоставления возможности пользования услугами помощников на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения. При этом в соответствии со статьей 23 указанного Закона обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья услугами помощников осуществляется в соответствии с индивидуальными штатными расписаниями государственных образовательных учреждений в пределах средств на обеспечение основной деятельности.

Выдержка из приказа Министерства образования от 30 августа 2013 г. N 1015

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

п.29. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается:
совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).
Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 — 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

П.32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации Министерства образования и эксперта по делам инвалидов в ОП РФ Елены Клочко:
Если тьютора не вписываются в заключение ПМПК: Подписывать отказ от заключения ПМПК и прямо в подписи указывать «в связи с отказом в предоставлении положенного по «Закону об образовании в РФ» ассистента, необходимого для создания специальных образовательных условий моему ребенку ______________, прошу письменно указать причину отказа в сроки, установленные гражданским законодательством».

Поиск тьюторов и вакансии для тьюторов и ассистентов, работающих с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) осуществляется через сайты hh.ru, pomogatel.ru, а также тематические группы в фэйсбуке. Объявление нужно размещать везде одновременно.

Как стать тьютором в детском саду

Вы наверняка увидели спрос на профессию тьютора во многих образовательных организациях, а в будущем она будет еще больше востребована. Но где и как можно получить профессиональное образование по специальности тьютор детского сада?

По Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н должность тьютора относится к четвертому, то есть самому высокому уровню квалификации. Она устанавливается профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», где одной из общих трудовых функций выделяется «Тьюторское сопровождение обучающихся».

В России, в отличие от заграничных вузов, подготовка педагогов этой специальности появилась в образовательным программах совсем недавно.

Помимо обязательного высшего педагогического образования, по приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н, тьютор должен получить дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в образовательном учреждении.

Еще одним важным требованием для работы тьютором является наличие стажа работы педагогом от 2-х лет.

Из-за того, что направления подготовки тьюторов не так распространены в стране, степень бакалавра можно получить в небольшом количестве университетов. Например, в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена.

Программы магистра тьюторского образования есть также в нескольких вузах страны: МГПУ, Пермский Университет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Дальневосточный федеральный университет.

Из этого вытекает, что самым лучшим способом для того, чтобы стать тьютором, является прохождение профессиональной программы переподготовки. Тьюторские курсы есть в образовательных программах многих педагогических вузов, которые предоставляют и очные и очно-заочные формы обучения.

А некоторые центры профессиональной переподготовки позволяют дистанционное обучение, что в основном и реализуется как ведущая форма для переподготовки тьюторов. Продолжительность обучения различается в зависимости от программы, но чаще всего длится более 200 часов.

Тьютор детского сада с инвалидностью и детьми без ОВЗ

Для повышения квалификации, конечно же, надо получить высшее образование. Для записи на курс необходимо предоставить диплом.

Выбор программы переподготовки для тьютора должен основываться на различных факторах: возможностях, желаниях и намерениях. Потому что все они разной продолжительности и разного направления – к примеру, работа с детьми с РАС, одаренными детьми или инвалидами. Но специалисты рекомендуют пройти курсы, предоставляющие не только теорию, но и практику: интерактивы, аналитическую и лабораторную работу.

Несмотря на то, что эта профессия мало распространена в нашей стране, она регулярно развивается и расширяется опытными кадрами. Обмен опытом происходит во время вебинаров, конференций и других схожих мероприятий.

Разные регионы России ежегодно организовывают Летний Университет тьюторства. Также каждый год — обычно в конце октября — в Москве проводится конференция тьюторов. Как было сказано ранее, вебинары, которые ведут именитые эксперты, выступают значимыми ресурсами для тьютора. Еще стоит иметь в виду деятельность Межрегиональной тьютерской ассоциации.

В добавление, специальность тьютора является профессией будущего, а недостаток кадров компенсируется на данный момент зарплатой.

Данные показывают, что средняя заработная плата московского тьютора может достигать 100 тысяч рублей. Конечно, это зависит не только от области, но и от статуса образовательного учреждения, его формы собственности и других причин. Так или иначе, тьютор зарабатывает больше, чем преподаватель.

Помимо этого, особые знания и навыки позволят ему открыть свой бизнес: репетиторство, собственная школа или центр образования.

Функции тьютора в детском саду

  • Организация образовательной среды для дошкольников:организация доступной и разнообразной образовательной среды (примером служит среда, созданная Марией Монтессори – это самый подходящий и удачный пример тьюторского хода);обеспечение полного доступа учебных ресурсов для освоения малышами индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;создание особой образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;регулирование взаимодействия субъектов образования.
  • организация доступной и разнообразной образовательной среды (примером служит среда, созданная Марией Монтессори – это самый подходящий и удачный пример тьюторского хода);
  • обеспечение полного доступа учебных ресурсов для освоения малышами индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
  • создание особой образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
  • регулирование взаимодействия субъектов образования.
  • Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:выбор подходящих методик для создания детьми индивидуальных программ и проектов для обучения;грамотный подход к взаимодействию субъектов образования для индивидуализации образовательного процесса;анализирование результатов сопровождения тьютора, а также их разработка средств для этого.
  • выбор подходящих методик для создания детьми индивидуальных программ и проектов для обучения;
  • грамотный подход к взаимодействию субъектов образования для индивидуализации образовательного процесса;
  • анализирование результатов сопровождения тьютора, а также их разработка средств для этого.

Тьютор детского сада с инвалидностью и детьми без ОВЗ

  • Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников:
    выявление уникальных характеристик, интересов, вкусов, способностей, проблем, затруднений дошкольников;привлечение малыша к процессу создания индивидуальных планов воспитания и обучения;сопровождение детей в реализации этих планов, маршрутов и проектов;поиск и правильное применение методик и средств индивидуализации педагогического процесса;способствование развитию умения рефлексии у детей;вовлечение родителей в создание подходящих для их чада образовательных программ и маршрутов.
  • выявление уникальных характеристик, интересов, вкусов, способностей, проблем, затруднений дошкольников;
  • привлечение малыша к процессу создания индивидуальных планов воспитания и обучения;
  • сопровождение детей в реализации этих планов, маршрутов и проектов;
  • поиск и правильное применение методик и средств индивидуализации педагогического процесса;
  • способствование развитию умения рефлексии у детей;
  • вовлечение родителей в создание подходящих для их чада образовательных программ и маршрутов.

В чем состоит работа тьютора в детском саду

С английского языка слово tutor переводится как опекун, наставник. В нашем понимании тьютор – это педагогическая должность в детском саду. В сферу его работы входит сопровождение ребенка на пути к самостоятельной жизни и поиск места в ней, как бы помпезно это не звучало.

Тьютор в детском саду следит за развитием и ведет одновременно 5-6 своих воспитанников, за которыми он должен наблюдать несколько лет – зачастую с самого детства и до выпуска. За этот период педагог налаживает доверие и понимание между ним и ребёнком, обеспечивает комфортную и продуктивную индивидуальную работу с ним, принимая к сведению физические, психологические и интеллектуальные особенности малыша.

Тьютор детского сада с инвалидностью и детьми без ОВЗ

Многие ошибочно считают, что деятельность тьютора заканчивается на курировании воспитанников с ограниченными возможностями или особенностями развития в детских садах или инклюзивных школах (аутисты, дети с синдромом Дауна и пр.). Конечно, этим чаще всего занимаются именно они, но их сфера деятельности гораздо обширнее.

Например, не только отстающие дети нуждаются в уникальном сопровождении, но и те, кто превосходит своих сверстников по развитию. Их талант или интеллект настолько превосходит обычную образовательную программу, что может навредить совершенствованию этих качеств. Для таких детей создается уникальная программа с учетом всех характеристик.

Бывают случаи, когда дети сталкиваются с проблемами с социализацией, им сложно наладить контакт как со сверстниками, так и с педагогами, что также сказывается на обучении. В этом случае им также положен тьютор, способный разработать правильную стратегию поведения.

Данный специалист выявляет способности и увлечения ребенка, оценивает «плюсы» и «минусы». Все это складывается в персональную стратегию обучения, которая будет максимально эффективна и удобна для человека, а также сподвигнет на хороший прогресс.

Тьютору в детском саду следует работать в команде с родителями ребенка и его воспитателем, чтобы совместно наблюдать за малышом, обозначать положительные и негативные преобразования в его состоянии и поведении, подстраивать методики и программы исходя из всего вышеперечисленного.

Как правило, все полученные данные и характеристики ребенка вносятся в специальный дневник наблюдений и карты диагностики.

Инструменты работы тьютора

Инструментами воздействия тьютора в детском саду являются:

  • Пожалуй, самым важным можно назвать общение с родителями дошкольника. Они проводят с ним все время вне ДОУ и поэтому могут поделиться наблюдениями или необычными моментами в поведении ребёнка, что будет играть большую роль в работе с ним.
  • Дневник наблюдений. Тьютор, как и родители, следит за состоянием ребенка и его повадками, для этого записывает разные реакции на окружающий мир малыша.
  • Диагностические карты, в которые вносятся все изменения в развитии ребенка.
  • Внедрение ребенка в ситуации стресса и проблем, а также в окружение детей других возрастов.
  • Организация занятий с целью совершенствования тех или иных навыков и качеств.

Итогом труда тьютора в детском саду как на дошкольной ступени образования является формирование собственной позиции воспитанника. Конечно, и ходя из того, сколько ему лет. Она состоит из трех элементов: самоопределения, рефлексии и умения использовать ресурсы.

  • Рефлексия в дошкольном возрасте направлена на осознание ребенком своих навыков и умений («я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), понимание того, что он может реализовать самостоятельно, а что только при помощи взрослых, а также когда он может разумно признать свои возможности.
  • Самоопределение основано на способности адекватно определять себе занятие, а затем обеспечить его выполнение и преподнести результат. Безусловно на уровне дошкольника и исходя из осознания им самим итога этой деятельности.
  • Умение пользоваться ресурсами подразумевает коммуникацию с окружающим миром: взрослыми и детьми. Основными навыками, которыми он должен овладеть являются: не бояться просить помощь, а также помогать самому, спрашивать что-то и отвечать соответственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *