Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.статья

Руководитель проекта “Школа ассистентов и тьюторов”. Член Сообщества родителей детей с аутизмом Ярославской области “Участие”. Мама-тьютор. Спикер семинаров для родителей.

Эксперт: ОВЗ, инклюзия, РАС

В первую очередь, хочется отметить тот факт, что практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы – не нова. Но ранее это протекало без создания каких-либо специальных условий, в том числе, без организации должного психолого-педагогического сопровождения.

Система психолого-педагогического сопровождения – это многофакторное явление. И в нашей статье речь сегодня пойдет об одном из таких факторов – о сопровождении «особенного» ребенка в общеобразовательной школе ассистентом (помощником) и/или тьютором, что является одним из основных условий успешности процесса адаптации, интеграции и социализации ребенка с особенностями развития.

На сегодняшний день включение сопровождающего лица в образовательный процесс с правовой точки зрения регулируется рядом нормативно-правовых актов.

Включение данного положения в федеральное законодательство видится нам отличным трамплином на пути к получению детьми с ОВЗ образования на всех уровнях и достижению ими максимально возможного уровня личностного развития, образования, готовности к самостоятельной взрослой жизни.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 131 Красносельского района

Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Должность : Тьютор

РАС- расстройство аутистического спектра. Это нарушение развития, которое проявляется  у учащегося  через:

1.Выраженные трудности коммуникации;

2.Нарушения эмоционального развития;

3.Специфическую  речь или ее отсутствие;

4.Стереотипные или повторяющиеся движения;

5. Особенности поведения (какие то особые формы поведения, напоминающие ритуал.  Потребность в постоянстве, боязнь нового, перемен,  резких изменений в жизни).

6. Очень ограниченные  интересы.

7.Сенсорная гипо- и гиперчувствительность.

8.Повышенная тревожность. Проявляется через плаксивость или агрессию.

9. Непонимание  социальных связей и отношений. Потребность в уединении. (желание «спрятаться» от проблем ,  скопления людей.) .

Поэтому, задача тьютора-социализировать учащегося, помочь ему адаптироваться к меняющимся условиям в жизни, социализироваться в обществе. В данном случае, в классе, среди учащихся.

Взаимодействие  тьютора с учителем и службой сопровождения.

Роль тьютора-это помощь ребенку. Направить, подсказать. Тьютор, как навигатор,  должен помочь ребенку справиться с поставленной задачей, указать правильный путь, найти решение проблемы.  Не выполнять за него задания, которые дает учитель, а грамотно направлять,  координировать работу учащегося.  Тьютор адаптирует задания учителя для конкретного ребенка.

Тьютор взаимодействует не только с учителем, но и со службой сопровождения, в которую входят психолог, дефектолог, социальный педагог.

Социальный педагог основную  задачу в адаптации ребенка к действительности  отводит социализации тьюторанта.  Большую роль играет взаимодействие ребенка с одноклассниками. Тьтютор  направляет ребенка, развивает его положительные стороны .  Например, тьюторант любит работать с бумагой. (делает кораблики, самолетики). Это занятие привлекает одноклассников, и тьюторант с желанием изготавливает поделки для учащихся.  Таким образом, идет взаимодействие тьюторанта через общее дело с ребятами из класса.

Дефектолог преодолевает трудности в обучении тьюторанта , связанные с ОВЗ. Тьютор опирается на интересы ребенка, учитывает дефект.

Психолог заинтересован в  душевном здоровье  учащегося. А тьютор опирается на сильные стороны ребенка, использует психологические особенности ребенка как ресурс.

В дневнике тьюторского наблюдения фиксируются ежедневно особенности поведения, проблемы, успехи и трудности в обучении тьюторанта. Также отдельная графа в дневнике отводится пожеланиям родителей и специалистам службы сопровождения тьюторанта.

учащегося входят следующие разделы:

  • Индивидуальная адаптированная образовательная программа тьюторского сопровождения .
  • Дневник наблюдений за тьюторантом.
  • Перечень консультаций с родителями(законными представителями тьюторанта).
  • .Мониторинг предметных достижений тьюторанта.
  • Мониторинг метапредметных достижений.

Также в портфолио входят карта контроля поведения тьюторанта по четвертям, в которой фиксируются особенности поведения тьюторанта.

Таблица сформированости основных навыков учащегося показывает особенности деятельности  тьюторанта , такие, как

в. Учебная деятельность;

В процессе тьюторского сопровождения используются

3.Технология критического мышления;

4.Технология проектной деятельности;

5.Технология развивающего обученияч;

8.Технологии проблемно-диалогового лбучения

Оценка деятельности тьютора

1.Положительная динамика в процессе включения ребенка с ОВЗ в класс,школьное сообщество;

2.Согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией школы,учителем, специалистами службы сопровождения с целью организации жизненного и образовательного пространства  ребенка с ОВЗ.

3.Регулярное ведение дневника и другой отчетной документации, необходимой для  отслеживания динамики процесса обучения.

Библиографическое описание

Свиридова, В. В. Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации / В. В. Свиридова, Н. И. Беляева, Е. Н. Шабельникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5026/ (дата обращения: 03.05.2023).

В статье рассматривается тьюторское сопровождение дошкольников с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации. Тьюторское сопровождение представлено как механизм эффективного функционирования системы «дошкольник с РАС — образовательная среда».Авторы описывают результаты анализа опыта тьюторского сопровождения дошкольников с расстройствами аутистического спектра. На примере единичных случаев показана необходимость создания индивидуальных моделей тьюторского сопровождения дошкольников с РАС в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольники, расстройство аутистического спектра, тьютор, сопровождение.

Актуальность исследования обоснована тем, что в практике современного образования создаются специальные условия для решения комплекса задач для эффективного включения в образовательное пространство детей с расстройством аутистического спектра. В дошкольных образовательных организациях формы работы, ориентированные на особые образовательные потребности ребенка с РАС.

По данным Всемирной организации здравоохранения, один из 159 детей имеет расстройство аутистического спектра. С каждым годом, заболеваемость РАС возрастает во всем мире. К примеру, в 2012 году один из 280 детей имел такое заболевание. По оценкам специалистов, около 57 % детей с РАС имеют недостаточность интеллектуального развития различной степени тяжести. Часто расстройства аутистического спектра сопровождаются специфическими нарушениями когнитивного развития.

Региональная общественная организация г. Воронежа «АутМама», организованная для детей с расстройствами аутистического спектра, обучает и социализирует детей по специальной методике «Прикладной анализ поведения», являющейся единственной научно принятой. Педагоги и тьюторы, работающие с детьми разбивают сложные навыки на мелкие блоки — действия, а поведение — на гештальты. Каждое действие и каждый гештальт разучивается с ребенком отдельно, поведение корректируется в зависимости от западения, затем все соединяется в цепь, образуя сложные действия, а гештальты поведенческих актов образуют социальный адаптационный блок. Правильные действия закрепляются до автоматизма, социальное поведение закрепляется как норма, а неправильные — пресекаются. Закрепленным навык, закрепленный поведенческий акт считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять определенное действие без ошибок в 80 % — 85 % ситуаций.

Изучение литературы по проблеме позволило создать свою траекторию работы с детьми РАС и определить наиболее эффективное тьюторское сопровождение для этих детей в дошкольной образовательной организации.

Цель исследования. Разработка и апробация направлений тьюторского сопровождения дошкольников с РАС, на основе учета особенностей состояния их когнитивной и коммуникативной сфер в процессе основного вида деятельности — игры.

Объект исследования. Дошкольники с РАС.

Предмет исследования. Развитие дошкольников с РАС в процессе тьюторского сопровождения.

Методы исследования исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники группы № 5 МБДОУ ЦРР — детский сад № 12 г. Россоши Воронежской области, всего участвовало 9 детей.

Методы исследования — создание индивидуальных моделей тьюторского сопровождения дошкольников с РАС, т. е. для каждого ребенка разработана индивидуальная программа развития и тьюторского сопровождения.

В соответствии с медицинскими картами 1 ребенок имеет диагноз «классический» аутизм, два ребенка имеют диагноз «органический» аутизм, пять детей имеют аутистическое расстройство и один ребенок с диагнозом атипичный аутизм. В соответствии с этими данными были разработаны дорожные карты тьюторского сопровождения дошкольников.

Например, для детей с аутистическим расстройством подходят коллаборативные занятия, а для ребенка с классическим аутизмом эта форма неприемлема. Ребенок с атипичным аутизмом требует коррекции поведения, социализации. Дети с органическим аутизмом сопровождаются с тьютором при условии клинического наблюдения и терапии.

Для достоверности эффективных методик тьюторского сопровождения была разработана программа формирующего эксперимента. Сравнительный анализ сформированности коммуникативных навыков, эмоционального, социального интеллекта и логического интеллекта показал следующие результаты.

Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.статья

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов тьюторского сопровождения дошкольников с РАС

Сравнивая показатели, нами было отмечено, что самые высокие показатели по развитию логического интеллекта. Логический интеллект изначально имел показатели выше, чем все остальные. Тьюторское сопровождение и воспитательная деятельность дали результаты положительного роста. Начиная с февраля 2019 года, с мониторингом в сентябре 2019 и феврале 2020 года отмечен рост логического интеллекта у всех детей. Анализ проводился с вычислением средних показателей по группе.

Самые низкие показатели по разделу «Эмоциональный интеллект». Отмечено, что у всех детей практически не развита эмпатия, у них нет сострадания. Рассматривая картинку «Зайчик не может выплыть из пруда», дети не проявляют сочувствия, не переживают за его судьбу. По стимульному материалу Е. Сосновского «Эмоции», Т. В. Громовой «Страна эмоций», стимульному материалу графических тестов Сильвера отмечено, что дети не умеют проявлять эмоции, не умеют вообразить ситуацию, в которой проявляются эмоции. Однако, динамика изменения незначительная отмечается, что подтверждает целесообразность тьюторского сопровождения детей с РАС и правильность создания индивидуальной траектории сопровождения. Показатели развития социального также имеют низкие значения, хотя динамика в положительную сторону также отмечается.

Таким образом, содержание деятельности тьютора в каждом отдельном случае определяется индивидуальными возможностями дошкольника и состоит в последовательном изменении ресурсов образовательной среды для оптимизации процесса обучения ребенка с РАС.

  • Горина О. О., Морозова Е. А. Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», — 2019, — 121 с.
  • Калашникова С. А., Елохина К. А. Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования: системно-ресурсный подход. Журнал «Ученые записки Забайкальского государственного университета». Серия: Педагогические науки. — 2018, с. 32–37.
  • Frith U. Autism: explaining the enigma Text. / U. Frith Oxford, UK: Blackwell, 1989. — 204 p.
  • Wing L. The autistic spectrum Text. / L. Wing London: Constable, 1996. -578 p.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сопровождение дошкольников, логический интеллект, РАСА, дошкольная образовательная организация, расстройство, аутизм, категория детей, образовательная среда, ребенок РАС.

Статья: «Работа тьютора с аутичными детьми».

Цели и задачи тьютора:

Цель тьютора — успешно включить ребенка с аутизмом в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.

Задачи тьютора: 1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе. Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство). Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий. Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы. Обеспечить ребенку особый школьный режим. Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.

3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы. Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы. Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка. Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе. Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута

(англ. tutor – наставник, опекун) – новая специальность в российском образовании.

1. Тщательный сбор информации о таком ребенке: помимо изучения документации необходимо задавать вопросы ему самому, в случаях затруднений необходимо обратиться к родителям, которые могут предоставить видеозаписи, на которых ученик принимает участие в каких-либо мероприятиях; наблюдение за учащимся на других уроках (занятиях): в чем его сильные/слабые стороны, что вызывает у него положительные эмоции.

2. Поддержка учащегося во время изменений в привычной обстановке. Если данное изменение происходит на уроке, учитель может заблаговременно предупредить о нем (например, о смене деятельности).

3. Разрешение выполнения какой-либо деятельности. Продолжительное нахождения на одном месте, выполнение однообразной деятельности вызывает у учащегося с РАС трудности, поэтому необходимо позволить ученику двигаться или манипулировать каким-либо предметом во время уроков (разминание мягких мячиков, растягивание резинок, рисование)

4. Приобщение учащегося с РАС к работе в классе: раскладывание раздаточного материала, подсчет учащихся в классе, подготовка доски к началу урока и т.д.

5. Использование сильных сторон учащегося с РАС: они являются фундаментом для его обучения.

6. Пересмотр отношения к правописанию. В связи колоссальным психическим напряжением во время письма, на некоторых уроках учащемуся с РАС можно разрешить пользоваться планшетом или компьютером, однако любая попытка самостоятельного написания должна быть положительно оценена учителем.

7. Предоставление выбора. Именно самостоятельный выбор воспитывает не только чувство контроля над своей жизнью, но и дает возможность узнать себя лучше. Выбор можно предоставить на любом уроке, например, на математике: «реши 5 примеров из 10», «выбери ту задачу, которую ты сможешь решить самостоятельно».

8. Включение учащегося с РАС в коммуникацию. Организация досуговых мероприятий, внеклассных мероприятий, где учащийся с РАС принимает активное участие наравне с другими учениками.

9. Оценка достижений. Она способствует развитию самостоятельности учащегося, создает стимул для дальнейшего обучения.

10. Побуждение интереса к учебе. Учителю необходимо подбирать интересные методы преподнесения информации, например, использование игры на уроке. Игра – мощный стимул интереса к окружающей действительности. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки – все это способствует повышению интереса к учебной деятельности.

Таким образом, вышеперечисленные методические рекомендации для учителя начальных классов, у которого на уроках присутствует ученик с РАС, обучающийся в сопровождении с тьютором, способствуют лучшей организации урока, соблюдению дисциплины, созданию положительной атмосферы в классе.

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми:

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь. На часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность. Не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим- либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей – он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.

. В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Мораль не действуют вообще. Полезно приучить его, так как для него главное, чтобы оставили в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя».

Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ним.

Не призывать к совести, не читать морали.

Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов. Потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством- помочь преодолеть эту стену.

Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.

Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Учитывать интерес к точным наукам- математике, физике.

Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.

  • 1. Асеева И.Ю. Психолого-педагогические условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе / И.Ю. Асеева // Проблемы педагогики. – 2016. – №12 (23). – С. 43–46.
  • 2. Богорад П.Л. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Как? Зачем? Почему? / П.Л. Богорад, О.В. Загуменная // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – №3. – Т. 12. – С. 8–14.
  • 3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей / В.В. Лебединскйи. М.: Просвещение, 2015. – 289 с.
  • 4. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2016. – 255 с.

Терентьева, В. В. Технологии тьюторского сопровождения детей с расстройством аутистического спектра / В. В. Терентьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99828/ (дата обращения: 03.05.2023).

В последнее время в школе появилась новая должность — тьютор. Когда мне предложили эту работу, я прошла курсы, чтобы узнать, кто такой тьютор, в чём заключается деятельность тьютора, какие формы и методы использует в своей работе. Ещё было интересно узнать о ребёнке, страдающем расстройством аутистического спектра.

Тьютор (англ.tutor — наставник, опекун; лат. tueor — наблюдаю, забочусь) — новая специальность в образовании.

Тьютор в начале обучения, выступает проводником ребёнка в образовательное пространство школы.

Тьютор — это:

3) человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи).

Тьюторант — это объект тьюторского сопровождения или воздействия тьютора, то есть ученик.

Тьюторство — это педагогический способ работы, который сопровождает выход ребёнка на индивидуальную образовательную программу.

Что надо делать тьютору?

Увидеть и понять интересы ребёнка, развернуть перед ним потенциальные возможности его развития. Научить «слушать себя» планировать свой темп действия.

Для родителей — тьютор — это педагог, который будет заниматься образовательной программой ребёнка, его сопровождением. Поэтому родители- первые помощники тьютора, способствующие пониманию потребностей ребёнка.

Принципиальное отличие тьюторского сопровождения от других образовательных практик. Действия тьютора практически «двухвекторны» одни направлены прикреплением школьника к социокультурным нормам, образцам, ценностям, профессиональным ориентирам, а другие на максимальное раскрытие потенциала школьника, его личностное самоопределение.

Принципы тьюторского сопровождения — дифференциации и индивидуализации (направленность на организацию деятельности с учётом личностных особенностей и запросов, интересов детей, расширение контактов.

Непрерывности- обеспечение последовательного, цикличного, своевременного содействия младшему школьнику в развитии познавательного интереса.

Открытости, то есть реагирование на необходимость освоения новых социальных ролей, смену позиции, осуществление подготовки не только к конкретному, но и к запасным реакциям.

При этом сопровождение (со-действие, со-участие, со-трудничество) эффективно и нужно тогда, когда осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозированно, повседневно и экстренно, т. е. тогда когда в этом нуждается ребёнок. Для этого тьютор ставит перед собой такие задачи:

Тьютор работает над формированием коммуникативных навыков своего подопечного. Для себя он ставит цели: 1. Формирование навыка применения высказываний в различных ситуациях; 2. Интенсивное расширение речевых способов коммуникации (на занятиях и в повседневных ситуациях).

Что нужно делать тьютору.

  • Провоцировать зрительный контакт; О., посмотри на доску, там учитель написала, как нужно правильно записать решение задачи, или проверь с доски, правильно ли составлены схемы.
  • Учить обращаться за помощью словом «помоги». Часто у ребёнка возникают трудности при выполнении заданий, а также при переодевании, она обращается ко мне за помощью «помоги».
  • Организация совместной игровой деятельности на перемене; На перемене дети любят играть в настольные игры, тьютор обращается к детям чтобы приняли в игру особого ребёнка, редко ребёнок соглашается поиграть, т. к. не любит соблюдать правила, а ещё проигрывать, поэтому часто после такой игры бывают истерики.
  • После того как учитель поздоровается с ребёнком, применять моделирование реакции «Скажи: «Здравствуйте». У нас с ребёнком существует ритуал. Я каждое утро встречаю ребёнка около раздевалки, здороваюсь с ней. Мама говорит: «О. поздоровайся громко». Так каждый день мы учим ребёнка здороваться. Этот навык нам удалось отработать.
  • Периодически звать ребёнка по имени, предлагая интересное задание, предметы, провоцируя зрительный контакт. Ребёнок хорошо реагирует на своё имя, даже тогда, когда «уходит в себя», сразу отзывается на имя, хотя не может запомнить, как зовут одноклассников. Каждый день спрашиваю у ребёнка: «Как зовут твою маму, папу, сестру, бабулю, одноклассников, твоих учителей?» В лучшем случае может ответить, как зовут маму, а иногда не помнит даже этого.
  • Создавать мотивационную среду для ребёнка при формировании навыка просьбы. Девочка О. забыла карандаш. Обращается ко мне «у меня нет карандаша». Карандаш есть у Артёма, это твой сосед по парте, попроси его. Девочка поднимается подходит к мальчику «дай». О. нужно попросить: «Артём, дай пожалуйста карандаш». Ребёнок повторяет и получает карандаш.
  • Организовывать с другими детьми обучающие ситуации на переменах, в которых дети что-нибудь просят у девочки (не мотивационный предмет). Дети обращаются к особому ребёнку по имени «О., дай пожалуйста кубик для игры».
  • Обучение указательному жесту (указательным пальцем).

Работа над проблемным поведением.

Нужно применять единый (в семье и школе) подход к обучению и воспитанию.

  • Создание визуального расписания и зонирование класса.
  • Применение и соблюдение чёткого расписания.(Дети с расстройствами аутистического спектра любят во всём систему).

Формирование учебного навыка.

  • Обучение правильному поведению на уроке (поза, посадка, положение рук, взгляд в глаза или на материал). Сидим за партой правильно. В стихотворной форме обращаю внимание ребёнка на поведение. «Ты сиди за партой ровно и веди себя достойно», «парта- это не кровать, и на ней не смей лежать», «Спина касается спинки стула, между нами и партой проходит кулачок».
  • Работа над уменьшением проявления двигательных стеореотипов во время выполнения задания через доступное объяснение материала ребёнку, через снижение уровня тревожности через формирование и развитие правильного поведения на уроке:

а) поднимать руку на уроке, когда хочет ответить, обращаю внимание: руку поднимаем правильно, не нужно трясти и очень высоко поднимать, учитель всех видит.

Обучение и развитие социально-бытовых навыков.

2) Развивать навыки:

а) переодеваться — над этим навыком работаем второй год. Девочка научилась переобуваться самостоятельно, сначала могла неправильно обуться, обращала внимание «обувь не дружит», научилась одевать куртку, застёгивать молнию, но так и не научилась завязывать шнурки.

б) вешать аккуратно одежду. Пытаюсь развить этот навык, но одежда падает, не выворачивается, не хочет иметь своё место. Как заевший телефон «вещи выворачиваем, аккуратно вешаем на спинку стула»

в) готовиться к уроку

г) мыть руки, перед завтраком и обедом моем руки с мылом, вытираем бумажным полотенцем, полотенце выбрасываем в урну. Навык доведён до автоматизма.

д) убирать за собой (после технологии и изо). Стараемся действовать по алгоритму. Складываем в папку цветную бумагу, картон, ножницы, клей, закрываем папку, относим на хранение.

Над коррекцией поведения учащихся с РАС работают все специалисты команды сопровождения: учитель, тьютор, психолог, логопед, дефектолог. На индивидуальных занятиях с этими специалистами ребёнок ведёт себя хорошо. На уроке уроках ведёт себя по-разному. В первый год обучения читать вообще не хотела. Клала руки на парту, а на них голову. Могла залезть под парту. Выйти из класса. Тьютор — Ты куда?

Ребёнок — В туалет. (Девочка шла в туалет, чтобы поговорить с собой.) Если не хотела слушать, просто демонстративно затыкала уши пальцами. Может рисовать во время урока на листочке. Когда отвечает во время урока, сильно волнуется, речь невнятная, у ребёнка математический склад ума. Математика идёт на ура.

Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Дать ребёнку почувствовать принадлежность к классному коллективу.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, навык, урок, время урока, Девочка, зрительный контакт, карандаш, обучение, особый ребенок, правильное поведение.

Аутизм — это широкий спектр нарушений развития. Расстройства аутистического спектра в современном мире являются распространенной проблемой детей и взрослых. При аутизме не развивается эмпатия, характерно нарушение развития коммуникации и социальных навыков. Для них свойственны аффективные проблемы и трудности развития взаимоотношений с другими людьми, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения.

Я работаю тьютором с детьми с ОВЗ шестой год. Цель работы тьютора: помощь ученику в организации среды обучения, адаптации учебного материала для успешного усвоения учебного материала. Тьютор помогает в развитии познавательных и коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, навыков самообслуживания и прочих.

Тьютор является проводником между учителем и учеником, между ним и другими учениками в классе. Он передает информацию от учителя к ребенку в доступном ему виде, что обеспечивает успешность обучения. Тьютор показывает варианты общения со сверстниками, привлекает к общим задачам класса, рассказывает, как можно взаимодействовать в коллективе.

Программы обучения детей с ОВЗ предусматривают индивидуальный подход. Ключевым моментом для детей с ОВЗ является адаптация и социализация. Сроки адаптации детей очень индивидуальны и зависят от особенностей развития.

Подростки — аутисты называют самым сложным для них то, что у них нет друзей. Им не с кем пойти на мероприятия, их никто не приглашает, нет людей, с которыми у них есть общие интересы. Необходимо найти те сферы деятельности, где они могли бы поддерживать дружеские отношения со сверстниками, это могут быть компьютерные игры, совместные занятия спортом и другие.

Вспышки неконтролируемой агрессии бывают вследствие биологических факторов, или являются реакцией не изменение каких-то факторов внешней среды: изменение расписания, появление незнакомого человека в классе, трудное задание и т. д. Негативное поведение может быть направлено на других людей или на себя. Вариантов множество: кричит, топает ногами, бьет руками и ногами, бьется головой, плюется, падает на землю и т. п.

При самоагрессии может бить себя, кусать руки, втыкать в себя карандаш и т. п. Задача тьютора в этом случае, — помочь ребенку справится с возникшей у него негативной реакцией, научить справляться с паникой или злостью, направить энергию в другое русло, научить более приемлемому поведению.

Если в младших классах учебное заведение предоставляет тьютора ученику с ОВЗ, то с переходом в среднее звено, считается, что подросток уже адаптирован и может сам справляться с учебной нагрузкой и проблемным поведением. Но, обычно, таким ученикам требуется сопровождение тьютора на протяжении всего школьного обучения.

Из опыта работы с подростком-аутистом.

К*, 11 лет, учится в 4 класса по общеобразовательной программе.

Варианты нежелательного поведения: громко кричит, лает, крякает, стучит ногами, предметами по столу, отказывается слушать педагога и выполнять какие-либо задания, плюется, падает на пол или на землю и т. д.

Было принято решение обучать К. отдельно от других учеников, задача тьютора: обеспечить учебный процесс, научить справляться с негативными реакциями, научить давать обратную связь приемлемыми способами.

Для организации комфортной среды обучения необходимо учебное место (стол, стул, стеллаж) установить таким образом, чтобы ребенок не отвлекался на другие предметы в комнате. Если шум присутствует, можно предложить надеть наушники. Материалы, необходимые для занятий, размещаются на стеллаже. Слева от стола цветная бумага, пластилин, клей, ножницы и т. п. Справа — его портфель с учебниками, тетрадями, принадлежностями для письма и т. п.

Некоторые приемы, которые снижают уровень тревожности, позволяют уменьшить проявление нежелательного поведения:

  • Класс разбит на зоны: зона обучения и зона отдыха, где есть игрушки, железная дорога, пазлы, и т. д. На мате можно полежать, отдохнуть.
  • Есть визуальное расписание занятий на каждый день: уроки, перемены, завтрак, занятие в кружке, посещение психолога и проч.
  • Позитивный настрой, поддерживающие способы успешного обучения: визуальные подсказки, жестовые, физические (например, помочь выполнить упражнение на уроке физкультуры) и т. д. Обязательно хвалить за успешное выполнение задания или хорошее поведение.
  • До начала уроков тьютор вместе с К. заполняет на этот день список школьных занятий. Например: в специальной тетради перечисляются уроки, завтрак в столовой, посещение психолога, занятие с собакой и т. д. После окончания списка школьных занятий мы обсуждаем, какое вознаграждение он хочет получить после уроков: качели, компьютерная игра, что-то вкусное и т. д. (Список мы обсуждаем с родителями заранее).

Мы оговариваем, что вознаграждение он может получить, если напротив каждого пункта списка будет стоять плюс. Это значит, справился с заданием, не было негативного поведения.

  • После окончания урока (и других пунктов списка), тьютор вместе с К. ставит оценку: плюс или минус. (Иногда во время урока тьютор напоминает, что он хотел получить в качестве вознаграждения, и все-таки, стоит постараться, и выполнить задание или удержаться от неподобающего поведения).
  • Если в конце учебного дня стоят все плюсы — К. получает свое вознаграждение, если есть минусы — вознаграждение вычеркивается.
  • Когда все плюсы в конце дня — радуемся вместе: и тьютор и К., потому, что у него все отлично получилось!

– К. демонстрирует поведение, которое предшествует или соответствует проблемному: кричит, лает, отказывается готовиться к уроку (открывать тетрадь, учебник) или начинает черкать в тетради или учебнике, рвет листы и т. п.

– Тьютор перестает уделять внимание, говорить, убирает все предметы, которые могут причинить вред, а также учебник, тетрадь и т. д. и ждет, пока ученик успокоится.

– Когда ученик успокоился, и может слушать и реагировать на вопросы, тьютор спрашивает: Что тебе нужно?

Через некоторое время: Как я могу тебе помочь? (Не нужно задавать несколько вопросов сразу).

– Например, К. отвечает: Я устал. Тьютор говорит, хорошо, отдохни, ты можешь полежать на мате.

– Если ученик успокоился, через некоторое время тьютор спрашивает: К., у нас по расписанию через 10 минут звонок и потом мы идем в столовую. Ты хочешь идти на завтрак? Он отвечает: Да.

– Тьютор говорит: Хорошо, мы пойдем на завтрак, но сначала нужно выполнить вот эти 2 упражнения по математике.

– К. садится за школьный стол и делает упражнения.

В данном случае, он выполнит меньше, чем было задано, но выполнит часть задания.

Совместное выполнение задания. К. испытывает затруднения при чтении текстов в учебнике, стихов. Тьютор предлагает читать по — очереди: один абзац читает тьютор, другой — К. При этом К. слышит эмоциональное, выразительное чтение, ему это нравится. Он слышит ритм стихотворения, рифму, ударения в новых словах, и т. д. Потом меняются, читают второй раз уже в другом порядке. К. нравится, что эту работу они делают вместе, ему понятнее смысл текста.

Социальные истории (сторителлинг). Обсуждаем с К. различные ситуации, истории из жизни, как правильно поступить в той или иной ситуации, что бывает при разных вариантах поведения, истории с примерами правильного поведения.

К. посещает Кукольный театр (Арт-терапия), организованный психологом ВЦППРК, который помогает ему в игровой форме «прожить» предлагаемую ситуацию и получить некоторый опыт.

Элементы видеомоделирования. По просьбе папы К. тьютор записала на видео пример негативного поведения К. в классе. Далее папа рассказал, что вместе с К. и мамой они посмотрели это видео и поговорили с К. о том, как им неприятно видеть такое поведение, как их это огорчает. Они не хотели бы, что бы он так себя вел в дальнейшем.

Тьютор также записала на видео успешный пример декламации К. стихотворения, за которое он получил отличную оценку. Родители так же посмотрели вместе с К. это видео и поговорили с ним о том, как им приятно видеть, что К. успешно учится и хорошо себя ведет в школе.

Взаимодействие с родителями. Родителям и педагогам важно выстроить доверительные отношения с подростком. Хороший результат возможен, когда есть совместные усилия и понимание, какие проблемы необходимо решать, какие подходы использовать.

Из опыта работы с детьми с ОВЗ.

Мальчик Г. 9 лет обучается по специальной образовательной программе. Для обучения этого ребенка использовался специальный дидактический материал:

– предметы из разного материала для развития тактильного ощущения,

– предметы крупные и удобные для захвата,

– предметные картинки, доступные для восприятия (цвет, размер, изображения).

– предоставления заданий на отдельных листах.

– Выполнение в индивидуальном режиме заданий по частям с помощью взрослых (полная физическая подсказка).

Работа велась с учетом рекомендаций учителя, психолога.

Проводилась коррекция нежелательного поведения.

Мальчик Г. При возбуждении начинает кусать себе руку, в это время тьютор вкладывает в его ладонь массажный мячик, отвлекает, удерживает его руку и направляет на выполнение каких-либо действий, например, положить руки на колени. Если это не удавалось, предлагала ему уйти из класса в игровую зону и выполнить с ним ряд физических упражнений. В игровой комнате предлагались пазлы, раскраска, и, через несколько минут, когда ребенок успокаивался, возвращались в класс.

Для коррекции нежелательного поведения была выделена зона отдыха (игровая комната) с креслами, с матами для лежания, ящик с сенсорными игрушками, где ребенок успокаивался.

Девочка В. 9л. обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе. На уроке начинала плакать, кричать без видимых причин. Ребенку предлагались простые задания (надуть щеки, высунуть язык, улыбнуться). Такие инструкции выполнить с плачем трудно, и ребенок успокаивался.

Девочка проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям, замахивается, может ударить. В момент агрессии ее руки удерживаются руками взрослого, затем предъявляются различные простые инструкции, в которых задействованы руки (хлопать в ладоши, постучать кулачками, выполнить упражнения пальчиковой гимнастики). Можно в этом случаи сказать, чтобы положила руки на колени, взяла карандаш, и оказать помощь в выполнении задания. Переключение внимания на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием негативного поведения.

Тьютор формирует доверительные отношения с ребенком. Следит за эмоциональным и физическим состоянием ребенка. Помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет. Координирует общую

деятельность, дозирует учебную нагрузку. Тьютор сопровождает ребенка в течение всего учебного дня. После окончания уроков тьютор сообщает родителям, как прошел день, какие успехи или сложности были в процессе обучения, координирует усилия по успешному преодолению сложностей и поощрении успехов.

Тьютор ведет дневник наблюдений за ребенком, в котором отслеживает динамику развития ребенка.

  • «Как проявляется агрессия у аутистов» https://aba-kurs.com/agressiya-u-autistov/
  • Агрессия и другие виды социально неприемлемого поведения у детей с РАС. Часть 1 Перевод фрагмента руководства «Aggressive and challengingbehaviorstool kit», опубликованного на платформе autismspeaks.org. Из учебного пособия «Targeting the big three»,
  • Doctor.kzАутизм, Статью проверила Наталья Владимировна Макарова педиатр, клиника Яндекс.Здоровье. autism.com.ua
  • Сетевой инновационный проект кафедры психологии и педагогики «Реализация модели «Ресурсный класс (группа)» в образовательных организациях при обучении и воспитании детей с расстройствами аутистического спектра».
  • Н. В. Бабкина. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие./-М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016,-143с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, негативное поведение, нежелательное поведение, класс, рука, ученик, игровая комната, учебная нагрузка, учебный день, учебный материал.

Функционал ассистента

Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.статья

Ассистент – это, прежде всего, технический помощник, оказывающий ребенку физическую помощь:

  • сопровождение,  оказание поддержки в перемещении по зданию и по классу, в
    образовательном пространстве в целом;
  • помощь в формировании чувства уверенности, эмоционального и психологического комфорта, что является залогом успешной адаптации и интеграции такого ребенка в новую для него среду;
  • оказание помощи по уходу – это помощь в столовой, раздевалке, туалете;
  • помощь в  подготовке и уборке  рабочего места, взаимодействие с педагогом с целью наладить контакт и выстроить коммуникацию с «особенным» ребенком.

Требования к сопровождающему лицу

  • Ассистентом может быть человек без специального образования, достаточно среднего общего, возможно прошедший курсы профессиональной переподготовки или только инструктаж. Это может быть любой сотрудник образовательной организации, педагог, но чаще всего на практике в роли ассистентов выступают родственники «особенного» ребенка, его родители, или лица, которых родители нашли и «привели» в школу самостоятельно для выполнения этой функции.
  • Тьютор – это педагог, человек с высшим педагогическим образованием, кроме того, в Едином квалификационном справочнике обозначено, что тьютор должен иметь педагогический стаж не менее 2-х лет, в новом Профессиональном стандарте специалиста в области образовании (сюда относятся и
    тьюторы) такого положения не закреплено.

Тем не менее, это в первую очередь педагог, поэтому чаще всего в роли тьютора выступает сотрудник образовательной организации.

Быть тьютором для своего ребенка может и родитель и любой другой человек «со стороны» – это не запрещено законодательством, но у тьютора совершенно другой функционал, чем у ассистента (об этом речь пойдет чуть ниже) и поэтому целесообразнее представляется, когда эту роль выполняет педагог из образовательной организации.

Подробнее о том, как организовать жизнь ребенка с трудностями в обучении вы можете на дистанционном курсе “Дети с трудностями в обучении”.

Функционал тьютора

Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.статья

Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.

Обратите внимание на Workbook: книга для чтения + рабочая тетрадь “Clumsy and friends”, разработанную специально для детей с трудностями в обучении.

В связи с этим полезным может  оказаться для родителя и педагога материал вебиинара “Функциональное чтение в работе с детьми-инофонами и билингвами”

  • тьютор разрабатывает меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с другими субъектами образовательного процесса, координирует такое взаимодействие, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды;
  • разумеется, тьютор осуществляет контроль и оценку эффективности своей деятельности, консультирует всех участников образовательного процесса.

И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.

При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.

Статьи по теме

  • Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
  • Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
  • Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.

*Здесь мы имеем в виду и включение в ежедневные учебные ситуации и во внеурочные события, и ключевым словом будет являться «постепенное» включение, поэтапное, маленькими шажками.

*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.

Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.

Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.

*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.

Не стоит забывать еще один важный факт – любая помощь должна быть дозирована, мы не стремимся к тому, чтобы выполнить все «за» ребенка, мы помогаем ему сформировать свои собственные новые навыки, автоматизировать  их – учим ребенка применять новые умения в любой схожей ситуации или обстоятельствах.

На простом примере– обучение письму – мы начинаем писать с ребенком в буквальном смысле «рука в руке», учим его правильному захвату письменных принадлежностей, размечаем страницу, учим ориентироваться в прописи или тетради, активно пользуемся физической подсказкой, постепенно ее минимизируя и сводя по итогу «на нет».

В помощь родителям и учителям- логопедам  разработаны альбомы и нейрораскраски для ориентации на листе бумаги, узнавании образа букв

Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.

Порядок предоставления сопровождения

  • Родители в установленном порядке подают в образовательное учреждение заявлении о поступлении ребенка в 1-ый класс и прилагают к нему заключение, выданное территориальной ПМПК, которое уже содержит в себе рекомендации по предоставлению ребенку сопровождающего/помощника/ассистента/тьютора – в таком случае образовательное учреждение уже не занимается вопросом оценки
    необходимости такой услуги.
  • Решение о предоставлении сопровождающего может быть принято на
    внутришкольном психолого-педагогическом консилиуме (даже если не было таких
    рекомендаций в заключении ПМПК).

Кроме того, по согласованию с родителями образовательное учреждение может определить и содержание, и объем и сроки предоставления такой услуги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *