Указать проект в сфере образования, направленный на развитие подготовки кадров в сфере волонтерства и проект «Добровольчество и волонтерство как инструмент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения»

Инновационная программа подготовки волонтеров и развития волонтерского движения молодежи

Аннотация.В статье рассматривается инновационная программа подготовки волонтеров и развития волонтерского движения в вузе. Программа открывает принципиально новый взгляд на понимание целей, содержания, технологий, организационнопедагогических механизмов подготовки и организации работы волонтеров.Ключевые слова:доброволец, технологии добровольческой деятельности, добровольческая практика.

Развитие волонтерской деятельности связано с растущим числом социальных проблем, в решении которых на современном этапе волонтеры незаменимы. Добровольческие инициативы распространяются на разные сферы жизнедеятельности человека.На сегодняшний день участие молодых людей в общественно полезной деятельности не носит системный массовый характер. Для того, чтобы вывести молодежное движение на более высокий уровень, необходимо развивать новые привлекательные для молодежи формы и методы работы, предлагать широкий спектр возможностей для добровольческой деятельности.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008 г.), важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, одна из основных целей которой является вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой деятельности. В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2014 г.) подчеркивается необходимость формирования системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности, котораяопределяется как добровольная социально направленная иобщественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат).В государственной программе РФ «Развитие образования» на 20132020 годы выделена в специальный раздел подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику». Данная подпрограмма направлена на решение задач, направленных на вовлечение молодежи в общественную деятельность, обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежии др. Данные нормативные документы были взяты за основу при разработке содержания учебнойдисциплины «Технологии добровольческой деятельности молодежи», направленной на усвоение студентами теоретических знаний и получение практических навыков в области добровольческой деятельности. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: способен проектировать различные виды деятельности детей и молодежи с использованием инновационных и традиционных технологий; владение методами психологопедагогического обеспечения различных видов деятельности детей и молодежи; способен и готов самостоятельно осваивать новые технологии работы с молодежью; владеет педагогическим приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями детей и молодежи.В содержании дисциплины большое внимание отводитсяосвоению понятийного аппарата («доброволец», «волонтер», «добровольчество», «волонтерство», «добровольческая (волонтерская) деятельность», «добровольческий центр» и т.д.), анализу нормативноправового обеспечения добровольческой деятельности. В содержание программы, наряду с темами, позволяющими сформировать понятийный аппарат, познакомить с направлениями добровольческой деятельности, зарубежным и отечественным опытом организации волонтерской деятельности, были включеныразделы, знакомящие с требованиями к личностным качествам добровольца, мотивами участия в волонтерской деятельности, современными технологиями организации добровольческой деятельности, моделями взаимодействия с государственными и общественными организациями. Организационный блок программы предполагает использование современных технологий (мастеркласс, тренинг, круглый стол, деловая игра, тематический семинар, миниконференция, экскурсия и др.). На практических занятиях большое внимание отводится социальному проектированию, предусмотрено участие студентов в конкурсных мероприятиях различного уровня. В ходе освоения дисциплины студенты приобретают опыт практической реализации социально значимых проектов. Целью технологии педагогической поддержки преподавателя является формирование у студентов культуры проектной деятельности. Важно, чтобы студенты освоили технологию проектной деятельности, научились формулировать проблему, оценивать жизнеспособность идеи, готовить рабочую проектную документацию, организовывать презентацию проекта, участвовать в конкурсах проектов и т.д. В рамках дисциплины осуществляется подготовка портфолио добровольца, в котором содержатся лучшие работы или начинания студента, анализ опыта практической работы, представленные и реализованные проекты, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, проведённых исследований, эссеи т.д.Портфолио может включать: анкеты; описание работ, которыми занимался доброволец; копии оценок качества работы добровольца; прохождение курсов обучения; количество отработанных часов и др.Портфолио показывает уровень подготовленности и активности студентаволонтера.К достоинствам данной технологии можно отнести системный подход к оцениванию, возможность увидеть работу студентаволонтера в динамике и оценить разнообразные навыки и умения, раскрыть творческий потенциал, продемонстрировать сильные стороны волонтера, наметить пути самосовершенствования.Фонд оценочных средств по дисциплине включает:

подбор нормативноправового обеспечения добровольческой деятельности,

теоретический минимум «Зарубежный опыт волонтерского движения в разных странах»,

презентация по теме «Опыт работы волонтерских организаций»,

анализ принциповволонтерской деятельности,

письменная работа «Роль добровольчества в индивидуальноличностном развитии детей и молодежи»,

рассмотреть технологии набора волонтеров,

составить вопросы дляинтервью с волонтером,

разработать проект школы волонтера,

представить технологии поощренияволонтера,

эссе на тему «Рост во всем мире интереса к добровольчеству является показателем зрелости гражданского общества»,

глоссарий: волонтер, доброволец, добровольчество, волонтерская деятельность, социально значимая деятельность, проект, тимуровцы и др.

составить буклет «Памятка волонтера»,

разработать памятку «Как стать волонтером»,

разработать волонтерский проект и представить его на конкурс социально значимых проектов,

исследовать уровень осведомленности молодежио добровольческой деятельности, составить проект конференции «Развитие добровольчества в Российской Федерации ‬2020»,

выполнить творческую работу «Идеальный волонтер»,

составить матрицу актуальных молодежныхпроблем в виде таблицы (презентации),

составить концептуальную карту по теме «Системное развитие добровольчества в России»,

составить текст выступления на круглом столе, конференции по проблемам добровольческой деятельности,

письменная работа «Один день из жизни волонтера»и др.Итоговая аттестация по дисциплине осуществляется в инновационной форме:

конкурс волонтерских проектов(студенты разрабатывают собственный волонтерский проект и представляют его на конкурс),

презентация программы «Школа волонтера»(группа студентов по подгруппам разрабатываети защищает проект «Школы волонтера» по подгруппам. Содержание школы включает теоретическую и практическуючасти),

лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности. Добровольчество дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни.Добровольческая работа может стать началом профессиональной карьеры.В рамках добровольческой практики студенты имеют возможностьреализовать свой потенциал, получитьнеобходимый профессиональный опыт будущей работы ‬педагогической, психологической, социальнойи др.

В настоящее время актуальным является организация научнометодического сопровождения волонтерского движения; обеспечение информационной поддержки деятельности волонтеров; организация взаимодействия с заинтересованными структурами по вопросам развития и поддержки волонтерского движениядетей и молодежи.

Ссылки на источники1.Педагогическое сопровождение волонтерского движения в вузе (из опыта организации волонтерского движения в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого): Учеб.метод. пособие / Сост.: З.Н. Калинина, Е.В. Декина, О.И. Симонова. ‬Тула: Издво Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2012. ‬184 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *