Сочинение — это рассуждение на заданную тему, изложение своих эмоций и мыслей в тексте. В школе сочинения пишут с начальных классов — сначала это описания картин или вида из окна. В средней школе подросткам предлагают проанализировать литературные произведения и порассуждать на вечные темы: дружба и любовь, жизнь и смерть, выбор профессии. Школьники пишут сочинения не только по литературе, но и по истории, обществознанию и иностранным языкам.
Хорошее владение письменной речью незаменимо не только в учёбе — в дальнейшем этот навык может стать конкурентным преимуществом в работе и даже основным источником заработка (журналистика, копирайтинг, ведение блога).
В этой статье вы найдёте пошаговое руководство по написанию сочинений разных типов, а также универсальные приёмы и советы, которые помогут вашему ребёнку создавать лаконичные и интересные тексты.
С чего начать писать сочинение
Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.
Шаг 1. Обдумайте тему
Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.
Шаг 2. Изучите контекст
Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении.
Структура сочинения
Любое сочинение состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении читателя обычно знакомят с темой. Как правило, оно занимает не более 20% текста. В основной части заявленная тема должна быть раскрыта и разъяснена. В заключении подводятся итоги. Его объём не должен превышать объём вступления.
Однако в зависимости от типа сочинения, его структура будет отличаться. На школьных уроках литературы встречаются три основных вида сочинений, каждый из которых преследует свои цели и требует индивидуального подхода.
Как писать сочинение-описание (характеристика)
Сочинение-описание предполагает изображение каких-либо явлений, их признаков, рассуждение о них. Темой описания могут быть внутренние и внешние портреты персонажей, предметы живописи, природа и так далее.
Примеры тем таких сочинений: «Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”», «Картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”», «Природа поздней осенью».
План сочинения-описания лучше всего строить по следующей модели:
- Представление предмета сочинения. Если сочинение о реальном человеке, то ученику необходимо написать, кто этот человек, когда жил и чем прославился, если о персонаже — обозначить его роль в сюжете.
- Основные признаки предмета сочинения. Во второй части следует рассказать о внешности и характере человека или персонажа либо описать признаки предмета или явления. Важно, чтобы ребёнок не просто перечислил свойства, но выделил особенности, которые отличают предмет описания, рассказал, как они проявляются и на что влияют.
- Мнение учащегося о предмете сочинения. Ученик может рассказать, какие ощущения и ассоциации вызывает у него предмет, изложить любые мысли на заданную тему. Можно провести параллели с литературными произведениями и событиями из жизни.В конце этой части следует выразить личное отношение к предмету описания. Если ребёнку не нравится герой, персонаж или событие, он имеет полное право написать об этом. Главное — аргументировать свою позицию, то есть объяснить, почему.
- Заключение. Последняя часть сочинения-описания должна содержать краткий вывод из вышеизложенного. Помогите ребёнку ответить на вопрос: какое значение для жизни или сюжета имеют индивидуальные особенности предмета сочинения.
Как писать сочинение-повествование
Повествование предполагает рассказ о событиях в их временной последовательности. Например: «Блокада Ленинграда», «Как я провёл лето», «Весёлый случай из моей жизни».
Чтобы подготовить ребёнка к работе над повествованием, обсудите с ним тему и убедитесь, что он владеет достаточной информацией о ней. Если необходимо, воспользуйтесь интернетом, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Затем попросите ребёнка рассказать историю, которую он собирается перенести на бумагу. Этот устный рассказ и станет основой для сочинения.
План сочинения-повествования соответствует классической структуре литературного произведения:
- Вступление. Для начала ученику требуется кратко обозначить время и место событий, о которых пойдёт речь.
- Завязка. Начало действия. Здесь даются краткие характеристики героев предстоящего рассказа и описываются события, предшествующие кульминации.
- Кульминация. Развитие действия приводит к главному событию повествования. Это должен быть самый напряжённый и яркий момент рассказа, то, ради чего всё писалось.
- Развязка. Финал истории. Описание событий, последовавших за кульминацией: к чему привели действия героев и чем всё закончилось.
- Заключение. В конце ученик может порассуждать о том, какие выводы он сделал из данной истории, и выразить своё отношение к героям и их поступкам.
Как писать сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение предполагает изложение собственных мыслей на заданную тему. Это может быть отзыв о прочитанной книге, рассказ о своём отношении к общественному явлению и тому подобное. Для написания рассуждения важно рассмотреть проблему с разных сторон и сделать выводы. Примеры: «Что такое дружба», «Как общество влияет на человека», «Что я понял, прочитав рассказ А.П. Чехова “Человек в футляре”».
Перед началом работы над сочинением-рассуждением попробуйте подискутировать с ребёнком на заданную тему, пусть он выразит своё отношение к ней и объяснит, почему считает именно так, а не иначе. Из этих обсуждений, а возможно, и споров, ребёнок сможет составить материал для работы.
Структура у сочинения-рассуждения:
Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ
Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.
Отличия сочинения от эссе и изложения
Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.
Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.
Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом.
С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.
Почему писать сочинения полезно
- Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт.
- Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
- Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру, все части которой должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе.
- Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать нечто по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями.
Как полюбить писать сочинения
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто научился писать шаблонные сочинения, но почувствовал вкус к литературному творчеству — предлагаем несколько простых советов.
Предложите ребёнку завести личный дневник или блог. Пусть он попробует описывать интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и фильмов, рассуждения о том, что его беспокоит. Такие записи тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.
Прививайте ребёнку любовь к чтению книг, особенно классики — это огромное подспорье для тех, кто хочет научиться правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют думать. От книги будет больше эффекта, если после прочтения ребёнок напишет на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.
Запишите ребёнка в литературный кружок. Есть школы писательского мастерства, литературные клубы, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых учат писать красиво и грамотно. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания и призы помогут пробудить у ребёнка интерес к сочинительству.
В школе часто не приветствуют уникальное мышление в сочинениях. Преподаватели же в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда», наоборот, ценят авторскую позицию, помогают школьникам развивать стиль и дают интересные темы для текстов. Попробуйте изучать литературу и писать сочинения вместе с нами! По промокоду RUSSIAN5112021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсам литературы с 5 по 11 класс.
- Сообщение
темы
и задач предстоящего сочинения,
обсуждение их с учащимися. Изданном
этапе необходимо вызвать интерес,
восстановить мотивы, желание выразить
свои мысли, создать хорошее настроение. - Беседа
с целью упорядочения материала,
если он накоплен заранее (в ходе
наблюдений и др.), или его накопления
(рассматривание картины). Необходимо
активизировать всех учащихся, восстановить
в памятиучащихся накопленный
материал или обеспечить его получение.
- Орфографическая
подготовка к написанию трудных слов.
Запись
на доске
и орфографический
разбор
отдельных слов. Особое внимание уделяется
словам на изучаемое правило. - Самостоятельное
письмо сочинения
— основная часть урока, самая
продолжительная по времени (III класс —
20-25 минут, IV класс — 25-30 минут). Учитель
наблюдает, оказывает индивидуальную
помощь. - Самопроверка.
Совершенствование написанного текста,
исправление ошибок. Исправления не
должны вести к снижению отметки за
сочинения, наоборот, удачную замену
слова, улучшение построения
предложенияследует поощрять.
Учащиеся поверяют написание слов на
изучаемое правило, устно осуществляют
проверку всех орфограмм (можно предложить
их подчеркнуть).
Памятка
для редактирования текста сочинения
- Ясно
ли передал свою мысль? - Нет
ли повторов одинаковых слов, оборотов
речи? - Все
ли слова употреблены удачно? - Правильно
ли записаны безударные гласные, все
трудные слова, расставлены знаки
препинания?
9. Проверка
сочинений учителем.
Анализ и классификация сочинений по
недочётам (для организации работы над
ошибками):
а) несоответствие
содержания сочинения его теме;
б) нарушение
композиции построения текста, неправильная
связь между отдельными частями целого
рассказа или отсутствие такой связи;
в) неудачное
построение отдельных предложений,
неудачная связь между отдельными
предложениями или отсутствие такой
связи;
г) неправильная
связь между отдельными словами в
предложении, неудачный или неправильный
порядок слов в предложении;
д) лексические
(речевые) недочёты: неудачное или
неправильное употребление слов и
выражений;
е) грубые
и типичные орфографические и пунктуационные
ошибки.
10. Работа
над ошибками
(проводится на следующем уроке):
зачитываются
лучшие сочинения; коллективный анализ
сочинений:
- порядка
слов в предложении; - связи
между словами в предложении; - употребления
отдельных слов и предложений.
коллективная
работа над ошибками (орфографическими,
пунктуационными, речевыми, логическими,
содержательными и др.);
индивидуальная
работа над ошибками.
Коллективное
сочинение
— один из видов обучающих сочинений
(в методике русского языка описано в
работах Л. Н. Толстого, А. В. Миртова, К.
Б. Бархина и др.). Текст сочинения
составляется всем классом на уроке,
записывается на доске, подвергается
коллективной обработке, совершенствованию.
Может
использоваться в качестве отдельного
этапа подготовки к сочинению. В этом
случае после коллективного
редактирования текст стирается, учащиеся
приступают к созданию собственного
сочинения.
2.7.
КОРРЕКТУРА ТЕКСТА
— орфографическое упражнение,
направленное на исправление умышленно
допущенных ошибок в печатном тексте.
В
методике преподавания русского языка
о корректуре текста сложилось одно
из самых противоречивых мнений. Многие
методисты выступают категорически
против использования ошибочного
написания для обучения правописанию.
Вместе с тем навык исправления учащимися
ошибок (своих и чужих) признаётся важным
всеми без исключения.
Следует
согласиться с известным русским учёным
в области методики русского языка Н. А.
Корфом (1834-1883), который считал, что
«преподать правило и закрепить
правильные сочетания букв возможно
только при помощи правильно написанных
образцов; но рядом с ними и только изредка
от времени до времени полезно
предъявлять образцы, написанные
неправильно, с ошибками по отношению
к пройденным правилам. Такое упражнение
послужит средством побудить детей
внимательно сравнивать то, что у них
перед глазами, с теми образцами, которые
уже запечатлелись в памяти». Упражнения,
предполагающие исправление ошибок,
должны составлять, по мнению Н. А. Корфа,
«менее одной десятой доли всего числа
работ», так на 120 упражнений только 11
может быть с ошибками для исправления.
Сформулируем
основные
методические требования
к использованию упражнений на корректуру
текста в практике обучения:
5) ошибочная
запись на классной доске (даже умышленная)
не
должна долгое время оставаться без
исправлений,
чтобы не закрепить у учащихся неправильный
зрительный образ слова. Ошибка на доске
должна быть обязательно
исправлена!
В данном случае для её исправления лучше
использовать приём зачёркивания и
записи сверху правильной буквы — зри
тельно «перечёркнутый» образ ошибки
поможет исключить целостное восприятие
неправильного образца как одного из
вариантов написания слова;
6) на
первых этапах работы по корректуре
текста или при организации взаимопроверки
ученических работ учащимся даётся
эталон
— образец правильного написания, с
которым они сверяют текст,
подлежащий
исправлению.
Лекция Методика обучения сочинению План.
- Общее
понятие о сочинении - Роль
сочинений в воспитании школьников - Методика
работы над сочинением - Речевые
ошибки и пути их устранения - Проверка
сочинений и выставление отметок
Общее понятие о сочинении
Сочинение
в школе занимает особое место: ему в
известном смысле подчинены все другие
речевые упражнения. Именно в сочинении
школьник максимально приближается к
естественным условиям порождения
речевых высказываний — к таким условиям,
какие складываются в жизни.
Начинаясь
в I классе в виде небольших устных
сообщений, ярких и эмоциональных
рассказов, сочинение перерастает в
серьезную планируемую умственную
работу, имеющую не только учебно-воспитательное
значение, но и служащую самовыражению,
становлению личности учащегося.
Сочинение
служит эффективным средством формирования
личности. Оно возбуждает эмоции,
умственную самостоятельность, приучает
детей осмысливать, оценивать и
систематизировать виденное, пережитое
и усвоенное, развивает наблюдательность,
учит находить причинно-следственные
связи, сопоставлять и сравнивать, делать
выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает
у школьников веру в себя, в свои силы и
возможности.
Сочинение
— творческая работа; оно требует
наивысшей самостоятельности школьника,
активности, увлеченности, внесения
чего-то своего, личного в текст. Подготовка
материала, его систематизация, обдумывание
композиции иплана рассказа или сочинения,
установление логических связей, выбор
слов, фразеологизмов, словосочетаний,
построение предложений и связи между
ними, проверка орфографии — весь этот
комплекс сложных действий требует от
школьника не только высокого напряжения
всех его умственных сил, но и умения
управлять своей интеллектуальной
деятельностью.
В
сочинении для ученика обретает смысл
орфография, все изучаемые правила
грамматики и требования орфоэпии и
культуры речи. Только в сочинении письмо,
причем письмо грамотное, осознается
школьником не как учебное упражнение,
а как средство правильного оформления
собственных мыслей, выраженных в
письменной форме. В сочинении языковая
теория соединяется с речевой практикой.
Школьники
любят сочинение, любят именно за его
самостоятельный, творческий характер,
за то, что в нем можно проявить себя,
«писать свое».
В
процессе обучения сочинениям, устным
и письменным, на практике реализуются
общие умения в связной речи: умение
понять и раскрыть тему, подчинить свое
сочинение определенной мысли, собирать
материал, его систематизировать,
располагать, составлять план и писать
по плану, использовать средства языка
в соответствии с замыслом и речевыми
ситуациями, и, наконец, совершенствовать
написанное. Они реализуют и «технические»
задачи: орфографические и каллиграфические,
делят текст на абзацы, соблюдают красную
строку, поля и другие требования
оформления текста.
Классификация сочинений.
Сочинения,
как устные, так и письменные, классифицируются
по источникам материала, по степени
самостоятельности, по способам подготовки,
по жанрам и по языковым особенностям
(по стилю).
В
зависимости от источников материала
выделяются:
во-первых,
сочинения
о пережитом, виденном, слышанном самими
учениками, т. е. сочинения на материале
труда, экскурсий, наблюдений, походов,
игр и других форм получения живого,
непосредственного опыта;
во-вторых,
сочинения на книжном материале, по
картинам, фильмам, спектаклям, по
рассказам учителя и другим источникам
опосредствованного опыта;
в-третьих,
сочинения, где используется материал
разных источников,— например, в сочинении
«Перелетные птицы нашего края» школьник
использует наряду с книжными сведениями
также и материал собственного опыта,
собственных наблюдений.
Особо
следует отметить сочинения на основе
творческого воображения—по сюжетной
картине, по данному началу или концу,
импровизацию сказок и т. п. В сочинениях
этого типа реализуются различные
материалы, творчески переработанные
школьником: его жизненный опыт, книжные
сведения.
По
степени самостоятельности,
по методике
подготовки различаются сочинения
коллективно подготовленные, проводимые
на общую для всего класса тему и требующие
в большей или меньшей мере общеклассной
подготовительной работы не только над
материалом, но и над языком, и сочинения
индивидуальные, па отдельные для каждого
темы с индивидуальными условиями
подготовительной работы.
По
жанрам,
как уже
говорилось выше, сочинения делятся на
повествования, описания и рассуждения,
причем чаще всего используются
повествовательные с элементами описания
и рассуждения.
По
языку
(стилю) сочинения
разделяются на эмоционально-образные
(художественные) и деловые (научные).
Сочинения
могут классифицироваться и по тематическим
группам.
Это, например, следующие тематические
группы, отражающие содержание программ
начальной школы:
–
природа нашей Родины — лес, поле; река,
луг; погода; животные и растения; походы
и прогулки; охрана природы;
–
труд взрослых и детей в нашей стране,
профессии в городе и в деревне, труд в
школе и в семье, на заводе, в сельском
хозяйстве, люди труда;
–
лучшие представители народа в прошлом
и настоящем — жизнь и подвигвыдающихся
людей,
–
наша великая Родина —Росси, народ, его
достижения, некоторые важнейшие события
истории народа, защита нашей Родины,
праздники нашего народа и пр.;
–
школа, семья, товарищи, друзья.
Классификация
сочинений помогает глубже понять учебные
задачи каждого очередного сочинения,
выбрать методические средства. Так,
устное или письменное сочинение о
встрече перелетных птиц может быть
проведено как до встречи (т. е. до Дня
птиц), так и после нее.
В
первом случае тема формулируется так:
«Как мы готовимся к встрече птиц».
Источники материала для такого сочинения:
личный опыт детей — школьники рассказывают,
как они делали скворечники, готовились
к празднику весны; книги или советы
взрослых, описание Дня птиц в какой-либо
другой школе. Жанр— повествование с
элементами описания и, возможно,
рассуждения: описание скворечника,
обоснование необходимости заботиться
о птицах. Это сочинение может быть
написано преимущественно деловым
языком: в нем дается отчет о проделанной
работе. Однако вполне уместны и живые,
занимательные эпизоды, юмор, яркие
зарисовки. Поскольку тема едина для
класса и в подготовке ко Дню птиц
участвуют все учащиеся, то и подготовка
к сочинению проходит коллективно. Однако
сам текст сочинения индивидуален, или,
по крайней мере, содержит индивидуальные
элементы: автор рассказывает или пишет
о том, что делал он сам.
Во
втором случае заглавие формулируется
так: «Как мы встречали птиц». Источником
материала в дойном случае может служить
только собственный опыт, книжный материал
здесь неуместен. Жанр — повествование
с элементами описания; возможны элементы
рассуждения”. Описание может занимать
значительное место. Язык преимущественно
эмоционально-образный, так кап цель
сочинения — описать радостное событие,
праздник весны. Здесь учащиеся имеют
возможность широко проявить творческую
самостоятельность, индивидуальность,
потому что каждый автор не только
по-разному участвовал, но и по-своему,
с большим или меньшим увлечением отнесся
к событию. Желателен юмор, включение
забавных эпизодов, которые действительно
имели место на этом празднике.
Как
же соотносятся виды сочинений в
практической деятельности школы?
Классификация помогает распределить
виды работ равномерно и в то же время в
нужных направлениях.
Эмоциональность
младших школьников, конкретный характер
их мышления позволяет опираться на
живое, непосредственное наблюдение, па
их личный опыт. Поэтому одно из важнейших
мест принадлежит сочинениям на основе
личного жизненного опыта школьников.
Прекрасным
стимулятором детского речевого
творчества, воображения служит картина:
ею удобно пользоваться на уроке, она
воздействует на чувства детей.
Следовательно, сочинения по картинам
также проводятся в школе весьма охотно
и часто. Картина воздействует на чувства
ребенка, открывает перед ним те стороны
жизни, с которыми он мог и не столкнуться
в своем непосредственном опыте. Она
помогает глубже осознать и те явления,
с которыми школьник уже знаком. Между
учащимися и жизнью стоит художник,
выделивший существенное в явлении
жизни, осмысливший его, осветивший
светом своего таланта.
Сочинения
по картинам делятся на три основных
вида: повествовательные сочинения по
серии картин или по картинному плану;
повествовательные сочинения по одной
картине, где картина дает один момент
сюжета, дает толчок для воображения
учащегося; описание картины. Эти виды
сочинений по картинам здесь расположены
по степени трудности для учащихся.
К
числу сочинений, опирающихся на
опосредованные источники материала,
относятся сочинения на основе прочитанного.
К их числу относятся, в частности, отзывы
о прочитанных книгах, сочинения по
просмотренному кинофильму, спектаклю.
Цель отзыва состоит в том, чтобы школьник
глубже уяснил смысл, идейное содержание
и художественные детали произведения
искусства, научной книги.
Важно
также, чтобы учащиеся соединяли в
сочинениях свой непосредственный опыт
со знаниями, почерпнутыми из книг. Так,
в сочинении на тему «Берегите лес!» дети
рассказывают не только о своем опыте,
но и о том, что они узнали в школе о пользе
леса, о его охране от пожаров, от вырубок,
о том, что прочитали в книгах, в газетах.
Не
менее половины устных и письменных
сочинений должны опираться на ту или
иную форму личного опыта учащихся.
Обучаясь
связной речи, школьники проходят путь
от коллективных работ к самостоятельным,
т. е. степень самостоятельности учащихся
постепенно возрастает. В I классе
происходит преимущественно коллективная
подготовка текста, предназначенного
для записи. Элементы индивидуального
творчества преобладают в устных
рассказах, а также в виде небольших
зарисовок, эпизодов, выражениях своих
чувств, сообщений о себе, о своих
поступках.
Во
II классе школьники учатся работать над
текстом самостоятельно. Все чаще
второклассники получают индивидуализированные
темы для рассказов и сочинений (например,
«Самый интересный день каникул» — тема
едина для всех, но раскрывает ее каждый
по-своему, так как у каждого свои события,
свои впечатления), а в работе над
общеклассными темами все меньшее и
меньшее место занимает подготовительная
работа в рамках всего класса непосредственно
перед рассказыванием или написанием
сочинения.
В
III классе число индивидуализированных
тем возрастает, а также практикуется
выбор собственных тем из числа предложенных
учителем и даже предложенных самими
детьми.
Дети
любят живое действие, им ближе, доступнее
повествование как жанр, поэтому в
начальных классах повествовательные
сочинения преобладают, а описание играет
вспомогательную роль. Однако роль и
место описания растет с годами обучения.
Подавляющее
число сочинений — эмоционально-образные,
художественные, а не деловые. Деловым
языком пишутся лишь немногие сочинения,
подытоживающие наблюдения, отражающие
трудовые процессы. Важно, чтобы учащиеся
с ранних лет обучения привыкали
разграничивать свои тексты по стилю.
В
начальных классах сочинения проводятся
как обучающие упражнения, лишь в III
классе допускаются контрольные сочинения.
Однако и обучающие сочинения оцениваются
учителем в целях поощрения: никакое
другое упражнение по языку не выявляет
так всесторонне знаний и умений учащихся,
как сочинение, даже если оно написано
со значительной помощью учителя (в
начальных классах не рекомендуется
ставить за сочинения отрицательные
оценки).
Устные
сочинения проводятся чаще, чем письменные;
последние — несколько чаще, чем письменные
изложения. Иными словами, в течение
учебного года проводится 12—15 письменных
сочинений (кроме сочинений малых форм).
Устные
рассказы (сочинения) вводятся с первых
дней обучения в I классе, а письменные
сочинения — несколько позднее, примерно
в октябре. Чем раньше будет введена
самостоятельная устная и письменная
речь учащихся, тем легче она будет
развиваться в дальнейшем.
Работа
над сочинением в I классе начинается с
устных рассказиков, небольших по объему,
простых по содержанию; их язык носит
следы бытовой речи, например: Заяц
убежал, дети расстроились, они не поймали
зайца, а им очень хотелось поймать.
Рассказы
первоклассников эмоциональны. Детям
еще не хватает самоконтроля, они не
отбирают слова, не подготавливают
предложения: их речь не осмыслена ими,
стихийна.
Подводить
учащихся к простейшему осознанию своей
речи, своих рассказов помогают обобщающие
вопросы: «О чем ты рассказал?», «О чем
ты хочешь рассказать?» В дальнейшем
задания, подводящие детей к осознанному
построению речи, усложняются.
Очень
важно позаботиться о мотивах, побуждающих
детей к рассказыванию: исключительно
велика здесь роль прогулок, экскурсий
и картин, они не только дают детям
материал для рассказов, но и настраивают
их на рассказывание. Полезны также
игровые и занимательные элементы учебной
деятельности: загадки, декламация,
чтение стихов, шутки, драматизация,
сценки, импровизация, различные конкурсы.
Обычно
считают, что воспитательный эффект
сочинения зависит от выбора темы. Это
неоспоримо. Однако не менее важно для
воспитания школьников и то, насколько
самостоятельно они работают над
сочинением, насколько они увлечены,
заинтересованы, какова идея их рассказов.
Сочинение
помогает детям глубже осознать свои
чувства и побуждения, приучает к
последовательности, стройности мышления,
само утверждает школьников, развивает
интерес к языку и к литературному
творчеству. Дети рассказывают и пишут
о самом интересном и близком, их сочинения
развивают чувство коллективизма,
повышают общественную активность.
Более
всего способствует решению воспитательных
задач идейная направленность раскрытия
выбранной темы. Особенно удачны в этом
смысле темы о труде и героях труда, о
школе, о родном селе или городе, о героях
революции и войны. Сочинения на эти темы
всегда бывают проникнуты патриотизмом,
глубоким уважением к людям труда, к
героям. В них отражается социальная
позиция школьников — а это ли не
воспитание?
Сочинение
учит понимать жизнь общества. Сочинение
воспитывает любовь к природе, к людям,
к их благородным стремлениям и поступкам,
к труду и тому, что трудом создано,
стремление к героизму, раскрывает
красоту человеческих поступков и
стремление подражать лучшим людям. Оно
помогает детям осознать нравственные
требования современности.
Можно
указать некоторые пути повышения
воспитательной эффективности сочинений.
Во-первых,
залогом повышения воспитательной
эффективности школьных устных и
письменных сочинений является их
самостоятельность. Чем выше степень
самостоятельности учащихся в сочинении,
тем в большей степени оно становится
проявлением личности школьника,
выражением его стремлений, интересов,
чувств. Самостоятельное сочинение
развивает активность школьника.
Во-вторых,
— связь сочинений с жизнью. Огромной
воспитательной силой обладают такие
виды сочинений, как записи по наблюдениям,
ведение дневников, сочинения-«отчеты»
о проделанной работе, письма, статьи в
газеты, отзывы о прочитанных книгах и
т. п. Такие сочинения как бы включают их
авторов-школьников в многообразие
общественных интересов классного и
школьного коллектива.
В-третьих,
— подбор тем сочинений, соответствующих
воспитательным задачам учителя, школы.
Это темы о труде, о благородных поступках
советских людей, о нравственных проблемах,
о Родине и т. п. Хотя в методических
пособиях по развитию речи обычно даются
списки рекомендуемых тем, однако учитель
выбирает их по своему усмотрению, с
учетом особенностей своего класса и
условий окружения школы.
В-четвертых,
— повышение эмоционального уровня
работы над сочинением. Образные,
эмоциональные описания природы,
заинтересованное, сочувственное
изображение подвига или просто
благородного поступка — прекрасное
воспитательное средство.
Методика работы над сочинением
Сочинение
— творческая
работа. Оно требует самостоятельности
школьника, активности, увлеченности,
внесения чего-то своего, личного в текст.
Сочинения служат эффективным средством
воспитания. Оно возбуждает эмоции,
приучает детей осмысливать и оценивать
виденное и пережитое, развивает
наблюдательность, учит находить
причинно-следственные связи, сопоставлять
и сравнивать, делать выводы. В сочинении
для ученика обретает смысл орфография,
все изучаемые грамматические понятия.
Сочинения, как
устные, так и письменные, различаются
по источникам материала, по степени
самостоятельности, по способам
подготовки, по жанру и по языку.
По
источникам материала
выделяются сочинения:
— о пережитом,
виденном, слышанном самими учениками;
— по книжному
материалу, картине, фильму, спектаклю;
— по различным
источникам одновременно (по книге и
картине, по картине и личным наблюдениям
и т.п.),
По
степени самостоятельности
различаются сочинения коллективные
и индивидуальные.
По жанрам связные тексты делятся
на повествования, описания, рассуждения
и сочинения смешанного типа (повествования
с элементами описания или рассуждения).
По
языку
сочинения разделяются на эмоционально-образные
и деловые.
Сочинения можно
классифицировать группами: о природе,
о труде, об истории и т.д.
Сочинения в
начальных классах проводятся как
обучающие упражнения; оценка за них
ставится в виде поощрения (отрицательная
оценка за сочинение не ставится).
Сочинение выявляет практические
языковые умения лучше, чем любое другое
упражнение.
Система проведения сочинений
— устные сочинения
проводятся чаще, чем письменные;
— письменные
сочинения проводятся чаще, чем изложения;
— в течение года
проводятся 12-15 письменных сочинений;
— помимо указанного
числа на уроках грамматики проводятся
сочинения и изложения малых форм
(миниатюры).
Работа
над сочинением начинается во 2 классе.
Дети составляют устные рассказы,
небольшие по объему, простые по содержанию.
Проводится преимущественно коллективная
подготовка текста, предназначенного
для записи. Элементы индивидуального
творчества вводятся здесь в виде
небольших зарисовок, сообщений о
себе, о своих чувствах.
Для
проведения сочинений во
2 классе не
требуется специальных уроков.
Сочинения являются составной частью
уроков русского языка. Все сочинения
выполняются под руководством учителя.
Чтобы второклассники приобрели
необходимые умения для написания
сочинений, необходима система
упражнений, основанная на принципе
наращивания трудностей:
1) составление
предложений, объединенных темой;
2) восстановление
деформированного текста;
3) устные ответы
на вопросы, объединенные темой;
4) составление
предложений по сюжетным картинкам;
5) устные рассказы
по прочитанному.
В
3 классе
школьники учатся работать самостоятельно.
Они получают индивидуальные темы, а в
работе над общеклассными темами все
меньше занимает подготовительная
работа в рамках всего класса непосредственно
перед рассказыванием или письмом
сочинения.
Сочинения
третьеклассников — это небольшие
сюжетные рассказы, в которые со
второго полугодия вводятся элементы
описания.
Важное место в
этой работе занимают устные рассказы.
Составляя их, учащиеся приобретают
умение говорить связно, последовательно,
учатся пользоваться планом, правильно
строить предложения, точно употреблять
слова в собственной речи, приучаются
систематизировать, обобщать свои
наблюдения, осмысливать свой жизненный
опыт. Поэтому устные сочинения
расцениваются как подготовительные
упражнения. Для устных рассказов
целесообразно использовать сюжетные
картинки. Работу над устным рассказом
по этим картинкам рекомендуется проводить
по такому плану:
1} Постановка цели
работы.
2) Рассматривание
картинок и уяснение сюжета.
4)Устные рассказы
по получившемуся плану.
Рассказы составляются
коллективно. Варианты заголовков
обсуждаются. Ответы на каждый пункт
плана коллективно редактируются.
Устные рассказы
в 3 классе составляются и по демонстрационным
картинам, на которых изображен лишь
один эпизод (в отличие от сюжетных
картинок), и учащиеся должны развернуть
его в сюжет. Рассказам по картине может
предшествовать чтение художественных
произведений, близких по теме к
изображенному на картине. Рассказы
составляются коллективно под руководством
учителя с постоянной корректировкой
высказываний. План работы над устным
рассказом по картине может быть таким:
2) Высказывания
детей о том, что видят они на картине.
3) Беседа по выяснению
содержания, в процессе которой уясняются
не только факты, но и устанавливаются
причинно-следственные связи между
явлениями и действиями,
4) Чтение готового
плана и составление ответов на каждый
его пункт. Можно предложить детям слова,
которыми они воспользуются в своих
ответах.
5) Полный устный
рассказ по картине.
В
4 классе
практикуется выбор собственных тем из
числа предложенных учителем.
Темы
сочинения
— это предмет сочинения, то, о чем
говорится в нем. От того, как сформулирована
тема учителем, как школьники
подготовлены к ее пониманию, зависит
правильность и полнота сочинения.
Первым
шагом в работе над сочинением является
выбор темы.
Тема и заглавие сочинения не всегда
совпадают. В теории литературы понятие
«тема» всегда неразрывно связывается
с идейным замыслом произведения. Идея
художественного произведения — это
мысль писателя, выраженная в художественных
образах, т.е. в картинах жизни, поведения
действующих лиц, их переживаний. Поэтому
важно, чтобы в работе над сочинением
дети не просто выполняли задание учителя,
а руководствовались стремлением
рассказать о чем-то для них важном,
поделиться своими чувствами.
Не следует предлагать
учащимся слишком широкую тему, т.к.
в этом случает они теряются перед нею,
не могут раскрыть ее достаточно
определенно и глубоко. В начальных
классах широкие темы непосильны.
Поверхностное
раскрытие темы — один из типичных
недостатков детских рассказов и
сочинений. Не всегда дети умеют найти
границы темы. Они пишут обо всем, что
хотя бы отдаленно связывается в их
сознании с темой.
Работа
над темой —
это ее осуждение и отбор материала:
выбор того, что относится к теме,
отбрасывание того, что к ней не относится.
Помогает школьникам раскрыть правильно
тему и ее ясная, конкретная формулировка.
Связной
речи не может быть без плана. План
— «проект» предстоящего высказывания,
его «скелет», каркас. В начальных классах
план обязателен при подготовке всех
рассказов и сочинений. Предварительное
составление планов не обязательно
лишь при подготовке рассказов-импровизаций,
зарисовок, писем, сочинений-миниатюр.
Во 2 классе роль плана выполняют
вопросы учителя; в 3 классе план
составляется коллективно; в 4 классе —
самостоятельно. В начальных классах
рекомендуется простой план из 3-5 пунктов,
которые могут формулироваться в виде
вопросов или назывных предложений. Чаще
всего план составляется непосредственно
перед письмом сочинения (например,
к сочинению по картине). Но иногда бывает
целесообразнее составить план
заранее, в ходе подготовительной
работы (например, по материалам экскурсии
или длительных наблюдений).
Подготовка
к сочинению
начинается за несколько дней до письма
сочинения. Очень важно, чтобы дети имели
возможность несколько раз вернуться к
теме будущего сочинения до его
написания.
Для
сочинения во 2 классе отводится обычно
один урок, в 3 классе — до полутора
уроков, в 4 классе — до двух уроков. Кроме
того, еще на одном уроке проводится
анализ лучших сочинений и работа над
ошибками.
В
зависимости от типа и задач сочинения
характер подготовительной работы
меняется, но есть общие положения,
которые применимы к любому сочинению,
независимо от его типа. Подготовку
организует учитель, ее главная цель —
формирование потребности рассказать,
описать что-то, накопить материал и
выбрать языковые средства. Подготовка
организуется на различных уроках и во
внеурочное время. Эта работа делится
на три этапа:
а) накопление
материала: наблюдения, экскурсии,
походы, прогулки, труд, рассматривание
картин, просмотр фильмов, спектаклей,
чтение литературы;
б) отбор материала
в соответствии с темой и замыслом
ее раскрытия,
систематизация материала, его
расположение: беседы, обсуждения,
выделение существенного, составление
плана, отдельные записи, подготовка
лексики и т.п.;
в) словесное речевое
оформление сочинения, т.е. составление
самого текста, его запись, совершенствование,
исправление ошибок самими учащимися,
проверка. Первый и второй этапы
обычно выходят за рамки урока письма
сочинения. Так, накопление материала
для сочинения по экскурсии происходит
иногда задолго до письма; наблюдения
за явлениями природы могут продолжаться
неделю и даже месяц; картина же обычно
рассматривается непосредственно перед
сочинением. Иногда заблаговременно
составляется план. Поэтому урок, на
котором пишется текст сочинения,
рассматривается как подведение итога
подготовительной работы.
Если
сочинение — итог длительной подготовки,
то и построение урока сочинения зависит
от характера подготовительной работы.
Могут быть выделены некоторые основные
черты уроков письма сочинений:
1) Сообщение темы
и задач сочинения, обсуждение их с
учащимися.
2) Беседа с целью
упорядочения материала, если он накоплен
заранее — в ходе наблюдений или для его
накопления.
3) Составление
плана или его уточнение, если план был
составлен ранее.
4) Речевая подготовка
текста: составление отдельных
словосочетаний, предложений или
фрагментов связного текста.
5) Орфографическая
подготовка к написанию трудных слов,
6) Письмо сочинения,
оказание учителем индивидуальной
помощи.
7) Самопроверка,
исправление замеченных недочетов и
ошибок.
Проверка
сочинений
учителем не должна продолжаться
более двух дней, т.к. в противном случае
учащиеся забывают если не основное
содержание, то детали, лексику, синтаксис
своего сочинения. Весьма актуальным
для методики развития речи является
вопрос о
критериях оценки ученического
сочинения. Эти критерии должны учитывать
основные требования
к сочинению:
1. Раскрытие темы
сочинения (соответствует ли содержание
теме, достаточно ли полно она раскрыта).
Соответствует ли содержание
действительности?
2. План, композиция,
последовательность (правильно ли
составлен план, соответствует ли порядок
изложения материала плану, нет ли
повторов в содержании или нарушений
последовательности). Ясно ли выражена
главная мысль, есть ли выводы?
3. Тип текста, жанр,
стиль (есть ли элементы описания в
повествовательном тексте, элементы
рассуждения, соблюдается ли коммуникативная
целесообразность выбора языковых
средств, соблюдено ли единство стиля,
оправдан ли тип текста и стиль задачами
раскрытия темы сочинения и ситуацией;
уместны ли элементы изобразительности,
художественности).
4. Размер сочинения
(количество слов, предложений; лаконизм
или многословие).
5. Лексика
(правильность ее употребления, ее
разнообразие, наличие или отсутствие
слов, обладающих оттенками значений,
— использование синонимов, антонимов,
фразеологизмов и пр.)
6. Синтаксис (размеры
предложений, разнообразие или однообразие
синтаксических конструкций, наличие
сложных конструкций, глубина фразы).
7. Орфографическая
и пунктуационная грамотность,
характер ошибок.
8. Каллиграфия,
внешнее оформление.
Одним
из приемов анализа сочинений является
выделение микротем. Микротемой
называют
компонент текста, посвященный минимальной
теме в рамках общей темы сочинения.
Так, если тема сочинения «Наступление
весны»,
то микротемами могут быть: «Все,
связанное г солнцем», «То, что связано
со снегом, льдом», «Животный мир»,
«Человек»
и т.д. Выделение микротем помогает
учителю глубже и точнее выяснить полноту
раскрытия вопросов в сочинении.
Исследование
ошибок и их причин позволяет
классифицировать ошибки как
стилистические,
которые, в свою очередь, делятся на
речевые и неречевые ошибки.
Речевые
ошибки —
это неудачно выбранное слово, неправильно
построенное предложение, искаженная
морфологическая форма.
— на
лексико-стилистические (повторение
слов, у потребление слов в неточном
значении, нарушение сочетаемости
слов, употребление слов без учета их
оценочной, или эмоциональной окраски,
употребление диалектных и просторечных
слов и словосочетаний);
— морфолого-стилистические
(детское словотворчество, использование
диалектных и просторечных слов, пропуск
морфем, образование формы множественного
числа тех существительных, которые
употребляются только в единственном);
— синтаксико-стилистические
(нарушение управления, согласования,
неудачный порядок слов, нарушение
смысловой связи местоимений с другими
словами, не соотнесение временных и
видовых форм глаголов, нарушение
границ предложений).
Неречевые
ошибки —
это композиционные, логические, искажение
фактов. Типичная композиционная ошибка
— несоответствие сочинения
предварительно составленному плану;
Причины композиционных ошибок кроются
в подготовке к сочинению. К числу
логических ошибок относятся:
— пропуск необходимых
слов;
— нарушение
логической последовательности и
обоснованности;
— употребление в
одном ряду понятий разных уровней;
— нелепые,
парадоксальные суждения.
От
речевых и логических ошибок следует
отличать искажение фактического
материала. Система
исправления и предупреждения ошибок
речи разрабатывается на основе их
классификации и изучения причин
возникновения. Система работы складывается
из следующих элементов:
а) исправление
речевых ошибок в тетрадях учащихся;
б) классная работа
над общими, типичными ошибками на уроке;
в) индивидуальная
и групповая внеурочная работа, их
обнаружение, уяснение и исправление;
г) система
стилистических и иных языковых упражнений;
языковой анализ текстов на уроках чтения
и грамматики;
д) языковые
упражнения перед каждым рассказом,
е) стилистические
акценты при изучении грамматических
тем;
ж) обучение
самопроверке и самостоятельному
редактированию изложения и сочинения.
Все речевые ошибки
должны быть исправлены, а школьник
должен уяснить причины их появления.
На уроке, посвященном анализу сочинения
или изложения, зачитываются лучшие
работы, разбираются недочеты содержания,
раскрытия темы, орфографические и
типичные речевые ошибки. Индивидуальные
ошибки исправляются вне урока с
отдельными учениками или с небольшими
группами.
Предупреждение
возможных ошибок при изучении
грамматических тем опирается на
исследование типов ошибок и их причин.
Необходимо уяснить, какие возможности
дает изучаемая грамматическая тема —
для выражения оттенков мысли, для
краткости и точности высказывания, для
устранения речевых ошибок.
Самопроверке
(редактированию)
обучают в процессе коллективной,
общеклассной работы. Учитель предлагает
прочитать текст, вдуматься и поискать,
не нужно ли что-либо исправить, уточнить,
дополнить, изменить, улучшить. Вносятся
поправки, и скорректированный текст
прочитывается вновь. Редактирование
текста — один из наиболее активных
методических приемов. Самопроверка и
редактирование проводятся на
последовательной стадии урока письма
изложения или сочинения, когда закончено
написание текста.