Урок открытия новых знаний “Образование единого государства-России. Иван III.”

давать природно-географическую характеристику по содержанию истерической карты, тексту документа и учебника;

анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного,

презентация к уроку PPT / 2.2 Мб

/data/files/h1546954219.ppt (Презентация к уроку Начало истории человечества)

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

« Начало истории человечества»

урок открытия новых знаний

  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Планируемые образовательные результаты:

  • (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.
  • (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
  • : регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальный, фронтальный, коллективный.

компьютер; картины жизни первобытных людей, карточки с названиями эпох.

Первобытные люди, археология, Геродот.

Прочитайте текст на доске: (Слайд 1)

Познание – великая страна,

Как бесконечность, глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит.

– Как вы думаете, почему познание называют великой страной?

А вы, ребята, готовы узнавать что-то новое и интересное? Разгадывать то, что нам неведомо?

– Тогда в путь!

Самоопределение к деятельности

– Догадайтесь, о каком учебном предмете идет речь.

Изучаем мы природу и сезоны года,

Птиц, животных, насекомых, местную погоду.

Может, станем агрономами, в ботаники пойдем,

Со знаниями нашими нигде не пропадем.

– Вы сегодня принесли вторую часть учебника «Окружающий мир». О чем пойдет речь в этой части? Вы сможете ответить на этот вопрос, отгадав еще одну загадку.

Всем известно, что она

И чудес, и тайн полна.

На чужих ошибках учит

И вовеки не наскучит!

– Что вы уже слышали и знаете об этой удивительной науке – истории? (Высказывания детей.)

– Что же такое история?

История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Каждый человек хочет знать, как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения, но горести и несчастья перемежались радостными событиями. История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность. Ребята, вы любите отгадывать кроссворды? Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд. (Слайд 3)

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.

2. Учреждение, где хранятся документы.

3. Деловая бумага.

Книжка с перечнем всех дней в году.

Предмет, выставленный в музее.Ключевое слово: ГЕРОДОТ.

Прочитайте выделенное слово. Кто это? Геродот — первый ученый-историк). Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История»

Открытие нового знания

Знакомство с учебником

– Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой части книги.

(Ученики просматривают содержание, называют разделы.)

– Какая тема вас заинтересовала больше всего?

(Ученики перечисляют понравившиеся темы.)

– Анализируя содержание, что вы еще можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.)

– Откройте учебник на с. 204. Сколько тем проектов предлагается авторами учебника? (15 тем.)

Я вам предлагаю дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из них, также можно придумать свою тему проекта. На следующем уроке расскажете о своем выборе и, может быть, объединитесь в группы.

– Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Страницы всемирной истории».)

– Прочитайте, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают текст.)

Работа по учебнику

– Прочитайте тему урока: «Начало истории человечества». Как вы думаете, о чем пойдет речь? (О первобытных людях.)

– Прочитаем, о чем узнаем, чему научимся.

(Ученики читают первый абзац на с. 4)

– Как мы узнали о первобытных людях? (Ученые проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)

– Вспомните, как называют этих ученых. (Археологами.)

– Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох. Прочитайте их названия. Вам надо расставить их в хронологическом порядке и объяснить ход своих рассуждений.

Работа в группах.

Пять человек держат таблички с названиями эпох. Все совещаются, делают выводы, расставляют детей с табличками в определённом порядке. (Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.)

– И мы начинаем изучение истории с первобытной истории. (Слайд 9)

Что вам известно по этой теме? Что вы хотели бы узнать?

Выслушиваются ответы детей.

– Сегодня мы постараемся найти ответы на все ваши вопросы, а если какой-то вопрос поставит в тупик, мы поищем ответ в различных источниках. Кто или что сможет вам в этом помочь?

(Книга, Интернет, человек, который знает больше, учитель, родитель, старшеклассник).

(Каждая группа получает карточку с заданием)

Рассмотрите рисунки на стр.5. Прочитайте текст на стр.4-6 и постарайтесь найти ответы на вопросы:

1-ая группа «Археологи»: Найдите в тексте на стр. 5 , где археологи нашли следы существования первобытных людей. (Слайд 10)

Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад

2-ая группа «Аналитики»Сравните внешние особенности современного человека и древнего по рисункам учебника на стр. 5.

Древнейший человек и современный человек:

По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче. Так же как и современный человек, древний ходил прямо. В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу. По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши. Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса. Кроме развитой челюсти, у древних людей лучше развит орган обоняния. В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами, современных людей, и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

3-я группа «Исследователи»:Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной

(Первобытная (родовая) община. Характеризуется коллективным трудом и потреблением).

2.Почему первобытные люди жили группами?

– Как вы думаете, могла ли семья выжить в одиночку?

(В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни)

Почему им не нужно было заботиться о тёплой одежде? Для чего строили жилища первобытные люди?

(Они жили там, где всегда тепло); (Дома им были необходимы для того, чтобы защищаться от палящих лучей солнца, непогоды, хищников).

Для чего изготавливали орудия труда?

Разделывать, разрезать шкуры животных)

Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.

– Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?

– Правильно. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

4-я группа «Историки»: с.6(Слайды 26-30)

Подготовьте сообщение о первобытном человеке. Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку)

Чем занимались женщины? ( Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.)

Первые люди должны были охотиться обирать разные растения, а также научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня. Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля. Которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти. Но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством – умение разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а также обменом добычей- с другими племенами.

Игры «Охота», «Рыбная ловля», «В пещере».

Приготовились к охоте.

Притаился зверь в лесу

Я сейчас копье метну.

А сейчас мы рыбу ловим.

Прямо в рыбу угоди.

Сели. Мы сейчас в пещере.

Взяли шкуры в руки мы.

И иглою три, четыре,

Шире руки развели!

Рассказ учителя о жизни первобытного человека

Как древний человек использовал огонь?

Ответы детей (учитель дополняет).

– Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.

Почему первобытные художники рисовали животных? ( От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей).

– Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах.

Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

Первобытная история длилась сотни, тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.

. Первичное закрепление

– Почему первобытные люди жили группами? (В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни.)

– Для чего они изготавливали орудия труда? (Чтобы разделывать, разрезать шкуру животного.)

– Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)

– Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней? (Топор, молоток, игла, шило.)

1.  Первобытные люди жили:

Б) В одиночку

2.  Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?

А) Теплый климат

Б) Тело покрыто шерстью

А) Чтобы продать соседнему племени.

Б) Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников.

4. Чем занимались мужчины?

А) Ходили на охоту, рыбалку.

Б) Занимались домашним хозяйством.

2.Каждому ребёнку раздается письмо ( в виде знаков) от древнего человека.

Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.

Урок открытия новых знаний "Образование единого государства-России. Иван III."

Учащиеся читают: “Желаем успехов вам на уроках истории”

Подведение итогов урока

– Какова была цель урока?

-Кого называли «отцом истории»?

На какие эпохи учёные делят историю человечества?

Какая эпоха в истории была самой долгой?

Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

Какие трудности испытывают учёные при изучении жизни первобытных людей?

– Что нового вы узнали из истории человечества?

– Для чего вам нужна эта информация?

– Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

Ученики читают вывод на с. 7 учебника.

– Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Над чем еще надо поработать?

– Кого можно поблагодарить за урок?

А как сейчас вы можете ответить на вопрос, почему познание – это великая страна?

– Молодцы! Я всех благодарю за хорошую работу.

Прочитать текст на с. 4-7 учебника, ответить на вопросы «Проверь себя», выполнить задания 1—З на с. 7

У меня осталось несколько тайн первобытного человека. Если у вас есть желание, можете разгадать их дома.

Загадки первобытного человека

У окружающих нас в быту вещей есть своя древняя история. Пожалуйста, напишите, как выглядели у первобытных людей следующие предметы: кровать, стол, стул, зубная щетка, ложка, тарелка.

Урок открытия новых знаний "Образование единого государства-России. Иван III."

4. Книжка с перечнем всех дней в году.

5. Предмет, выставленный в музее.

Модель современного урока истории

в условиях ФГОС ООО

(из опыта работы)

учитель истории и обществознания

МОУ «Обшиярская ООШ»

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Признанным подходом в обучении выступает  системно – деятельностный, т.е. учение, направленное на применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель – не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока – дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Структура современного урока:

Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала –

основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;

оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока.

Типы и виды уроков истории по ФГОС ООО:

Модель современного урока:

алгоритм (последовательность этапов);

нетрадиционное наполнение этапов;

Взаимосвязь первого (целевого) и завершающего (оценочного диагностического) этапов;

Деятельностный подход к организации работы учащихся на уроке.

Практические рекомендации по построению современного урока

1.Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностичными формулировками целей можно решить, используя современные образовательные технологии.

2. Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой форм обучения.

3. На уроке должно быть интересно.

4. Методические разработки «новых» уроков учителю целесообразно проводить в формате технологических карт.

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС

четко определить и сформулировать для себя тему урока;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

Например, тема: «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов»

Урок по истории России в 8 классе. «Россия в

Урок «открытие нового знания».

династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

Причем, перед учениками следует формулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель урока стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель урока.

Например, цель урока «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов» (для себя)

ормировать представление у обучающихся о роли и значении выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года

2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.

3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.

– определить причины «междуцарствия»;

– выяснить, как скоропостижная кончина императора Александра 1 повлияла на планы декабристов;

-проследить, как планы заговорщиков были реализованы 14 дек. 1825 г.;

-определить причины восстания на юге России;

-сопоставить оценки современников, потомков выступления декабристов.

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

Например, на этапе постановка проблемы

Прежде чем мы начнем  изучение новой темы, я хочу зачитать 2 высказывания известных людей:

«Горсть дерзких злодеев и ослепленных юношей замыслили приобщить и нашу девственную нацию к ужасам и морали растленного Запада». (М. Корф) Сегодня на уроке я вам предлагаю через призму исторических событий взглянуть на само восстание декабристов, на их поведение во время восстания и после него и решить проблему Декабристы – преступники или герои?

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

Разработать структуру урока. Например, структура данного урока «открытие нового знания» имеет следующие этапы: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Например, на данном уроке учащиеся заполняют анкету.

Урок открытия новых знаний "Образование единого государства-России. Иван III."

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

1. Стр. 55-56, вопросы и задания к документам

2. Эссе «Как могло пойти развитие России, если бы декабристы победили?»

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

еобходимое техническое оборудование: учебник (История России век под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной),

презентация по теме урока.

Итак, мы с вами, используя алгоритм проектирования урока, составили технологическую карту урока истории на тему: «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов».

Модель современного урока предполагает нетрадиционное наполнение этапов урока, особенно это касается этапа усвоения нового материала. В 5 классе я проводила урок-путешествие по теме «В городе богини Афины», в 6 классе интегрированный урок обществознания и технологии «Труд и творчество» вместе с учителем технологии.

В заключение, хочется сказать что нелинейный (соответствующий ФГОС ООО) урок – это

• Урок выходит за свои временные и пространственные рамки (в условиях ФГОС – возможность использования средств внеурочной деятельности, например, при реализации проектов).

• Выход содержания урока за рамки учебного предмета(интегрированный, полипредметный, метапредметный)

• Урок – поле использования новых приемов, методов, технологий

• Урок – диалог.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 10»

Школьное методическое объединение учителей

Открытый урок для обучающихся 10 класса по теме:

«Образование единого государства России. Иван .»

Чернышева Светлана Владимировна

Для определения темы урока, учащимся предлагается отрывок из произведения Д.С. Лихачёва.

Слайд 2. ЦЕЛЬ урока: Определить историческую закономерность процесса объединения русских земель в единое государство с сильной великокняжеской властью, определить значение освобождения страны от ордынского ига.

  • Познакомить учащихся с завершающим этапом борьбы великих московских князей за создание единого русского государства,  освобождение Руси от ордынского ига.
  • Охарактеризовать деятельность Ивана 3, показать её историческое значение.
  • Развивать навыки работы в  группе
  • Вести аргументированный спор
  • Определять тему урока, его цели и задачи
  • Составлять план действий при изучении нового материала
  • Давать оценку качеству и уровню усвоенных на уроке знаний
  • Способствовать развитию интереса к историческому прошлому своей страны
  • Воспитанию чувства патриотизма

Форма урока – урок-презентация с элементами исследовательской работы

Тип урока – урок введения новых знаний

карта   «Образование Российского централизованного государства»,

учебник .Н.С. Борисов История России с древнейших времен до конца 17 в.

образовательный сайт school-collection.edu.ru

Основные понятия: кормление, Юрьев день, “пожилое”, Судебник, местничество, наместники, поместье.

1462 – 1505 гг. – правление Ивана 3

1471, 1478 гг. – походы Ивана 3 на Новгород

1480 г. – свержение ордынского ига

1497г.  – принятие Судебника

Слайд 3.План урока:

  • Завершение процесса объединения русских земель.
  • Свержение ордынского ига.

Актуализация полученных ранее знаний (слайд 4, 5)

Ученикам предложено заполнить таблицу.

Династическая война в Московском княжестве во второй половине 15 в.

Общий вывод: династическая война показала неизбежность образования единого централизованного государства.

Изучение нового материала

15 век рассматривается многими историками как переход от средневековья к Новому времени. Это время падения Византии (1453 г.), великих географических открытий, образования в Западной Европе централизованных государств, время, которое вошло в историю как эпоха Возрождения.

15 в. это период завершения объединения русских земель. Создание единого государства в России  было необходимо для борьбы с внешней опасностью, для обретения национальной независимости. Образование централизованного государства в России шло по пути усиления власти монарха, при господстве феодального способа производства. Завершение объединения русских земель приходится на период правления Ивана III.

( Фото Слайд 6) Личность царя: Иван 3 стал соправителем отца ещё в восьмилетнем возрасте. Вскоре Иван начинает выполнять важные военные и политические поручения. 12-летний Иван уже возглавляет военный поход.

События тревожного детства научили Ивана III быть осторожным, дипломатичным, а где необходимо – действовать жестко и решительно.

В 1462 году он вступил на престол . В то время ему было 22 года. Он рос в трудное время феодальных распрей и рано приобщился к государственным делам.  Назначение преемника становится традицией Русского государства. Иван III, получив от отца право на великое княжение, впервые со времен нашествия Батыя стал править Русью без разрешения хана.

Подумайте, какие задачи стояли перед новым правителем Руси?

( Слайд 7) Завершить процесс объединения Русских земель вокруг Москвы, освободиться от татаро-монгольского ига, провести реформы в государстве.

Самостоятельная работа: заполните таблицу,  используя текст учебника стр. 184-185.

( Слайд 9, 10)Территориальный рост Московского княжества во второй половине 15 в.

Задание: показать на карте земли, вошедшие в состав Московского княжества.(Слайд 11)

Проблемное задание: В исторической литературе, говоря о создании единого централизованного государства, авторы дружно используют понятия «собирание Руси», «объединение русских земель» и т.д.

  Не правомернее ли было этот процесс охарактеризовать как «забирание земель», ведь

абсолютное большинство было подчинено Москве силой?

Тема экспресс-дебатов: «Большинство русских земель подчинено Москве силой»

Мы проведем экспресс – дебаты, Правила дебатов: формулируется проблемный  тезис (тема). Ваша задача, работая в команде, прочитать исторический документ. Проанализировать его. И сконструировать систему аргументов и контраргументов.  Записать на листе №2. Работа с историческим источником 5 минут. 5 минут на выступление 2-х команд.

Команда «Утверждения» соглашается с тезисом, и находит в историческом источнике аргументы, что большинство земель было подчинено силой, команда «Отрицания» находит доводы, что русские княжества вошли в состав государства добровольно. Лист №3 исторические источники.

Вывод: С присоединением Тверского княжества Московское княжество превратилось в общерусское, а это означало создание единого Русского государства. Великокняжеский титул – московский государь – с 1485 г. был заменён на «государь Всея Руси». ( слайд 12)

2.Свержение ордынского ига

В 1478 году, после победы над Новгородом, Иван III прекратил уплату дани Орде.

Этому решению способствовала и международная обстановка. После падения Константинополя Россия оставалась единственным  крупным православным государством в тогдашней Европе. Весь православный мир видел в России свою защитницу. К тому же овдовевший Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Зое Палеолог. Зоя перешла в православие и приняла имя Софьи. Возрос престиж московского великокняжеского двора как внутри России, так  и в Европе.

В этих условиях  Иван III и  разорвал отношения с Ордой. Орда решила примерно наказать непокорного великого князя и восстановить свою власть над русской землей. Хан Ахмат повёл на Русь стотысячное войско. Союзниками Орды были Польша и Турция. Хан с войском подошел к Оке в районе впадения в нее реки Угры, около Калуги, ожидая помощи от польского короля и великого князя литовского Казимира 4. Союзник не прислал помощи, помешали смуты в Литве.8 октября 1480 г. ордынцы предприняли попытки форсировать Угру и обрушиться на русский лагерь. Но повсюду получали отпор – с русского берега стреляли из пушек, пищалей, луков. Это было первое применение русскими огнестрельного оружия в полевых условиях. Ордынское войско понесло большие потери и отступило. В декабре хан Ахмат попытался начать переговоры с Иваном III о возвращении России к прежней зависимости. Но Иван III, не отказываясь от переговоров, тянул время, укреплял армию. И тут хан Ахмат не выдержал и дал приказ отступать. Так закончилось так называемое  стояние на реке Угре.

После победа над Ордой, Новгородом и Тверью. Появилось крупное, единое, самостоятельное государство – Россия. Иван III именует себя государем всея Руси. Гербом нового государства стал заимствованный у Византии двуглавый орёл. Герб символизировал, что Россия является наследницей Византийской православной  империи. (слайд 13) Иван 3 мог с гордостью заявить иноземным послам (на приеме 1488 г.):

«Мы Божьей милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы». (слайд 13)

3.  Централизация власти

Вопрос: Какое государство называют централизованным? – государство, для которого характерно наличие единого аппарата управления, законодательства, финансовой и налоговой системы, постоянной армии.

Свои властные амбиции московские князья могли реализовать, лишь используя силу государства. Однако государственные органы и институты, возникшие в удельный период, были плохо приспособлены для этого. Процесс централизации системы управления шел крайне медленно. Государство не успевало за ростом своей территории. Государство осознавалось как вотчина великого князя. Традиционное великокняжеское дворцовое управление наделялось совсем иными по масштабам государственными функциями.

Органы управления в России в конце 15 в.

Важную роль играл институт местничества – назначение на должность в зависимости от родовитости и служебного положения предков.

Для создания единой военной организации – московского войска, великий князь стал наделять землей дворян («испомещать»). Поместье – условное земельное владение, за которое дворянин обязан нести военную службу. По требованию князя помещики должны явиться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно»). Число помещиков при Иване 3 сильно возросло за счет холопов, послужильцев и др., им раздавали земли конфискованные у новгородских бояр, у князей из присоединенных княжеств.

Текст Судебника 1497 г. ст. 57.

Задание: Каковы условия крестьянского перехода? Можно ли говорить о начале закрепощения крестьян?

Планируемые результаты: учащиеся должны знать основные понятия и даты.

Домашнее задание: п. 23, доп задание:1)составить разноуровневый тест по изученной теме на 10 вопросов.2)Задание на рабочем листе.

Знаменитый русский историк Н.Н. Костомаров так оценивал роль Ивана III для русской истории:

Согласны ли вы с этой оценкой, данной историком? Как вы сами оцениваете деятельность Ивана 3 и её значение для дальнейшего развития России?

Иван III с 1485 г. именовал себя так: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси» .  Удельными князьями оставались братья и племянники Великого князя, но они уже не имели права чеканить свою монету, устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами и править суд по важным делам.  Центральные органы управления. По мере централизации изменялась и организация управления государством. Сократилось число удельных княжеств, бывшие удельные князья пополняли ряды московского боярства. Самые знатные бояре входили  в состав Боярской думы — высшего совещательного органа; в Боярской думе решались все важнейшие государственные вопросы и вопросы дворцового хозяйства. Постепенно выросла целая система дворцовых учреждений, ведавших великокняжеским хозяйством, дворцовыми землями (Новгородский, Тверской и другие «дворцы») . Наряду с системой дворцов в конце XV века стали зарождаться центральные правительственные учреждения, которые ведали отдельными отраслями управления на всех землях государства. Они получили название изб, а позднее — приказов. Во главе изб обычно стояли бояре, но основную работу выполняли дьяки, из числа служилых дворян — управляющие канцелярией и их помощники.  Местные органы управления.В административном отношении основная территория государства делилась на уезды, а последние — на волости и станы. Общее управление на местах было сосредоточено у наместников и волостелей. Они являлись судьями, сборщиками доходов князей. Наместники были также военными начальниками городов и уездов; по старому обычаю они содержались («кормились» ) за счет населения. Первоначально «кормления» — поборы — ничем не ограничивались; позже были установлены нормы «кормления» .  К правлению Ивана III относится становление поместной системы. После присоединения Новгорода Великий князь конфисковал земли новгородских бояр, разделил их на поместья в 100-300 десятин и раздал их своим воинам-всадникам («помесчикам») . Помещики не имели власти над крестьянами своих поместий, они лишь собирали с них подати, размеры которых были зафиксированы в переписных листах. Владение поместьем было обусловлено службой; помещики регулярно вызывались на смотры, и если воин вызывал недовольство командиров, то поместье могло быть отнято; если помещик проявил себя в бою, то «поместную дачу» увеличивали. Поместья могли наследоваться, но сыну, поступающему в службу вместо отца, давали не весь отцовский надел, а лишь то, что полагалось молодому воину, «новику» .  Поместная система положила начало выделению военно-служилого сословия — дворянства. Главным юридическим признаком этого сословия стало право владения землей при условии несения государственной службы.  Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника» (1497) с едиными юридическими нормами. Ст. 57 Судебника, законодательно оформляя поместную систему, ограничивала крестьянам сроки ухода от помещика неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября) ; крестьянин должен был платить пожилое.  Иван III умер в 1505 г. на 67-м году жизни после 44 лет правления. Уходя из жизни, он четко наметил новый порядок наследования престола. В своем завещании Великий князь оставил уделы для всех своих сыновей, но наследнику Василию, сыну Софьи Палеолог, он отдал две трети государства и всю полноту власти.

Команда «Утверждения» соглашается с тезисом, и находит в историческом источнике аргументы, что большинство земель было подчинено силой.

Команда «Отрицания» находит доводы и аргументы, что русские княжества вошли в состав государства добровольно.

Василий Осипович Ключевский Курс русской истории.

ЛЕКЦИЯ XXV – ЛЕКЦИЯ XXVI

В Новгороде московская партия состояла преимущественно  из  простонародья с  несколькими  боярами,  стоявшими  во  главе  его;  эта сторона  ищет  управы  на  своевольную  новгородскую  знать  у  московского  великого  князя.  В княжеской  Руси,  напротив,  высшие  служилые  классы  общества  тяготеют  к  Москве,  соблазняясь выгодами  службы  у  богатого  и  сильного  князя.  Так,  в  Твери  еще  задолго  до  последнего  удара, нанесенного  ей  Москвой,  местные  бояре  и  рядовые  служилые  люди  начали  переходить  на московскую службу.

В 1485 г. без боя присягнула Ивану III осажденная им Тверь. В 1489 г.

окончательно  покорена  Вятка.  В  1490-х  годах  князья  Вяземские  и  целый  ряд  мелких  князей линии  –  Одоевские,  Новосильские,  Воротынские,  Мезецкие  признали  над  собой верховную власть московского государя.

И.Д.Иловайский «История России»

Увещевания  подействовали  на  значительную  часть  новгородцев,  но  партия  Борецких заглушила их голоса на вече. Война сделалась неизбежна.

Николай Михайлович Карамзин «История государства Российского»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *