Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ”

Ученые установили, что развитие тонких
движений пальцев рук положительно влияет на
функционирование речевых зон коры головного
мозга, на овладение и последующее
совершенствование письма.

С помощью специальных упражнений можно
проверить степень развития ловкости рук.

Одним из таких упражнений является игра “Кто
самый ловкий?” Дети выполняют броски и ловлю
малого мяча (диаметр 10 см) о стенку с расстояния 1
м.

Координация рук считается хорошей, если
ребёнок бросил и поймал мяч более 24 раз за 30
секунд.

Для развития пальцевой моторики можно
применять и успешно использовать эти упражнения
как на уроках физической культуры, так и на
других уроках в качестве физкультминуток.

Мною разработан тематический блок уроков в 3
классе по темам: “Группировка, перекаты в
группировке”, “Кувырок вперед”, “ Кувырок
назад”, где применяются упражнения для развития
моторики.

Уроки гимнастики выбраны неслучайно: на этих
уроках остается время, которое можно
использовать для развития пальцевой моторики.

Борисов Сергей Владимирович,
учитель физической культуры
МБОУ “Козьмогородская основная
школа Мезенского района”
Архангельской области
с. Козьмогородское.

«Лучшего средства от хвори нет – делай зарядку до старости лет».

Несомненно, утренняя зарядка полезна любому человеку, как взрослому, так и ребёнку. Когда человек пробуждается, ему необходимо взбодриться, настроить тело на рабочий лад. Только тут нельзя спешить, нужно всё делать правильно. В первую очередь нужны упражнения на улучшение кровообращения, а вот занятия с поднятием тяжестей, любые тяжёлые физические упражнения неприемлемы. Тело нужно постепенно разминать, немного растянуть мышцы. Для этого нужно выполнять упражнения в спокойном темпе.

Время, затраченное на зарядку должно составлять не более 10-15 минут. Особое внимание при выполнении упражнений уделим дыханию, оно должно быть спокойным и глубоким, так как мы разминаем тело, отдохнувшее за ночь. Зарядку лучше делать в хорошо проветриваемом помещении или на улице.

Комплекс упражнений для утренней зарядки №1.

Руки сцепить в замок, потянуться вверх, встав на носочки.(20 сек)

2. Ходьба на месте.

Можно высоко поднимать колени. Ходьба на пятках, на носках, на внутренней стороне ступни, на внешней. (60 сек)

3. Поднять руки вверх (вдох), одновременно поднять голову и посмотреть на кисти рук, вернуться в и. п. (выдох). (6-8 раз).

Вращаем головой, кистями рук, вращение в локтевых суставах и коленных. (6-8 раз)

5. Ноги врозь, руки за головой.

Повороты туловища вправо и влево. (6-8 раз).

6. Наклоны вперед.

Упражнение выполняется 6-8 раз. Ноги на ширине плеч, руки касаются плеч. 1) на вдохе наклониться вперед и потянуть руки в стороны.2) выдохнув, поставить руки в исходное положение.

7. Касание пола.

Выполняется 8-10 раз. Ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль туловища. 1) на вдохе делается наклон вперед и руки касаются пола 2) на выдохе тело поднимается и принимает изначальное положение.

8. Выполнить 10—20 приседаний.

Делается 5 раз. Пятки вместе, носки врозь, руки по швам. 1) на вдохе руки тянутся вверх, носочки вытягиваются 2) на выдохе резко туловище с руками опускается вперед.

Комплекс упражнений для утренней зарядки №2.

1. Ходьба на месте. «Раз-два».

Зарядка выполняется 60 секунд. Ноги не должны быть далеко друг от друга, руки можно опустить или положить на пояс.

2. Наклоны вперед.

Упражнение выполняется 6-8 раз. Ноги раздвинуть пошире, руки касаются плеч.

  • на вдохе нагнуться вперед и потянуть руки в стороны.
  • выдохнув, поставить руки и ноги в исходное положение.

На упражнение отводится 8-9 подходов.

3. Касание ног. «Мельница».

Упражнение выполняется до 8-10 раз. Начальное положение – ноги поставить на ширину плеч, руки по швам.

  • делаются наклоны, касаясь правой рукой левой ноги и, наоборот, при этом вторая рука отводится в сторону.
  • возвращение в исходное положение.

4. Подъем рук вверх рывком. «Буратино».

Повторять упражнение до 10 раз. В начале упражнения ноги вместе, рука поднята вверх и сжата в кулак вторая рука вдоль туловища.

  • Делается шаг вперед, руки сменяют положение, производится рывок назад.
  • возврат в исходное положение.

5. Ходьба с резкими поворотами. «Робот».

Упражнение делается 8-10 раз. Встать прямо, руки положить на пояс.

  • Выпад правой ногой корпус поворачивается вправо, при выпаде левой ногой корпус поворачивается влево
  • После каждого выпада вернуться в начальную позу.

6. Повороты туловища. «Флюгер».

Повторять упражнение до 10 раз. И.п.- ноги сомкнуты вместе, а руги поставлены на пояс.

  • Производятся развороты в разные стороны.
  • при поворотах ноги остаются в исходном положении.

Еще один вариант поворотов. Упражнение выполняется как один из вариантов поворота туловища. Исходное положение ноги вместе, руки за голову.

  • выполняются повороты туловища в разные стороны.
  • возврат в исходное положение.

7. Прыжки на месте «Кузнечик».

Выполнять до 10 раз. Руки ставятся на талию, ноги вместе.

  • делаются три прыжка на месте , затем на счет четыре прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов.
  • после чего все повторяется в другую сторону.

Бег с разворотами на 180 градусов. Упражнение делается 6-9 раз. Исходное положение — стойка как перед бегом.

  • начиная от старта пробежать 5-10 метров затем развернуться и добежать до исходной точки.
  • Проделывается то же самое до 10 раз.

Делается 5 раз. Ноги расставлены в стороны, руки по швам.

  • на вдохе руки тянутся вверх, носочки вытягиваются
  • на выдохе резко туловище с руками опускается вперед.
  • Журнал «Спорт в школе», № 21, 2005 г.
  • Интернет ресурсы: http://zozhlife.ru/sport/zaryadka/dlya-shkolnikov-kompleks-uprazhnenij.html

Раздел программы: гимнастика.

Тип урока: с образовательной направленностью.

Цель урока: Создание представления о гимнастике как о виде спорта и о средстве сохранения и укрепления здоровья.

  • Создать представление о видах гимнастики (прикладная, оздоровительная, спортивная).
  • Ознакомить с правилами составления и проведения комплексов утренней гимнастики.
  • Ознакомить с гимнастическими упражнениями, изучаемыми на уроках физической культуры, с используемыми гимнастическими снарядами и инвентарем.
  • Ознакомить с правилами поведения на занятиях гимнастикой.
  • Разучить физкультминутку и малоподвижную игру «Угадай, кто зовет».

Оборудование: экран, проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация.

Место проведения: учебный класс.

Организационный момент: Приветствие. Сообщение темы урока, цели и задач.

Физическая культура – это не только выполнение физических упражнений, она включает в себя и знания об организме, о пользе упражнений, о закаливании, о режиме дня, об истории Олимпийских игр и многое другое. И на протяжении всего обучения в школе, мы будем эти знания постепенно пополнять. В первом классе у вас происходит знакомство со многими предметами, в том числе и с физической культурой. Сегодня вы познакомитесь с одним из видов физической культуры и спорта – гимнастикой.

Гимнастика – это один из красивейших видов спорта, который в полной мере может показать красоту движений, возможности человеческого организма, четкость выполнения правил и дисциплину в спорте. Чем же отличается гимнастика от других видов спорта? Попробуем выяснить (вопрос детям).

Упражнения гимнастики можно использовать на протяжении всей жизни, для укрепления и сохранения здоровья.

Можно использовать упражнения гимнастики для укрепления отдельных мышц.

Некоторые упражнения гимнастики выполняются под музыку.

Гимнастика – это уникальный вид физической культуры. Одни люди используют ее для того, чтобы соревноваться в силе и грации, другие для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, а третьи – чтобы в любой жизненной ситуации чувствовать себя уверенно. Поэтому гимнастику разделили на несколько видов (слайды № 2-5; слайды сопровождаются комментариями и пояснениями).

Прикладная гимнастика (главная задача вспомогательная).

К прикладной гимнастике относятся:

  • Военно-прикладная.
  • Профессионально-прикладная.

Оздоровительная гимнастика (главная задача сохранение и укрепление здоровья).

К оздоровительной гимнастике относятся:

  • Утренняя гимнастика (зарядка).
  • Лечебная гимнастика.
  • Ритмическая гимнастика (аэробика).

Спортивная гимнастика (главная задача победить, выполнить лучше всех, побить рекорд).

К спортивной гимнастике относятся:

  • Акробатические упражнения (Акробатика индивидуальная и групповая акробатика).
  • Упражнения художественной гимнастики (Ей занимаются только женщины. Это упражнения с гимнастическими предметами: обручем, скакалкой, лентой, булавами).
  • Упражнения на гимнастических снарядах (Спортивная гимнастика. Ей занимаются и мужчины и женщины. Снаряды: брусья, бревно, конь, кольца, перекладина).

Одним из самых известных видов гимнастики, которым можно заниматься самостоятельно, в домашних условиях является утренняя гимнастика (зарядка). Существуют определенные правила составления и выполнения зарядки (слайды № 6-7).

В школе мы будем изучать элементы следующих видов гимнастики: (слайды № 8-12).

  • Упражнения акробатики (перекаты, кувырки, стойка на лопатках, мостик и т.д.).
  • Упражнения художественной гимнастики для девочек (упражнения с лентой, с мячом, с обручем, со скакалкой).
  • Строевые упражнения (повороты на месте, в движении, перестроения в шеренгу, в колонну, в круг).
  • Упражнения на снарядах и с гимнастическим инвентарем (бревно, гимнастическая скамейка, стенка, палка, обручи, скакалки, мячи).
  • Физкультурные минутки.
  • Упражнения ритмической гимнастики (комплексы упражнений под музыку, танцевальные шаги).

Разучить и выполнить физкультминутку:

Мы предметы изучали

И немножечко устали

А теперь мы отдохнем

Физкультминутку проведем.

Медвежата в чаще жили

Головой своей кружили

Раз, два, три, четыре

Головой своей кружили

Руки кверху поднимали,

А потом их опускали,

А потом к себе прижали,

А потом их развели,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Каждый раз на перемене все мы делаем зарядку,

Очень нравится нам, делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Приседать и вставать, приседать и вставать,

Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Повернись вокруг себя

Раз – туда, два – сюда.

Раз – присели, два – привстали

Все колени мы размяли.

А теперь посмотри – добрались мы до стопы

Подняться нужно на носки, а потом на пятки.

Все мы дружно, как солдаты, делаем зарядку.

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям физкульт-привет!

А сейчас мы познакомимся с гимнастическими снарядами и гимнастическим инвентарем (слайд №13). Загадки про спортивный инвентарь:

Видим чудо из чудес

Лестница, аж до небес

Вверх по ней мы залезаем

И упражнение выполняем.

(гимнастическая стенка)

С ней упражнение выполняем

И все мышцы разминаем

Для зарядки всем нужна

Есть волшебная у Феи она.

(гимнастическая палка)

В спортивном зале есть вещь одна

На каждом уроке она нам нужна

На ней мы сидим, по ней мы ползем

И на носочках все вместе идем.

(гимнастическая скамейка)

Толстая веревка,

Похожа на косичку,

По ней мы поднимаемся

Словно на лифте.

(канат)

Есть животные такие

Кто с рогами, а кто без.

На уроке получилось

Мне на них верхом залезть.

(«конь», «козел»)

Не подушка, не матрас

На них ложатся каждый раз.

Кувырки и перекаты

Выполняют акробаты.

(маты)

Веревка тонкая, две ручки

Только знай себе крути

Прыгай, прыгай как лягушка

Путь к здоровью впереди.

(скакалка)

Круг волшебный есть у нас

Его вращают много раз.

На руках, ногах и шее,

Все быстрее и быстрее.

(обруч)

Для того, чтобы все упражнения, которые мы будем выполнять, приносили только пользу, необходимо знать и соблюдать правила поведения на занятиях (слайды №14-15).

Весь урок внимательно слушали, отгадывали загадки, выполняли упражнения, а теперь пришло время поиграть:

Игра «Угадай, кто зовет»

Дети встают в круг, в центре – водящий. Водящий закрывает глаза, учитель показывает на любого из детей, который называет негромко имя водящего. Водящий должен отгадать, кто назвал его имя. Затем водящий меняется. Самый внимательный тот, кто с первого раза отгадает, кто его назвал.

А теперь мы вспомним, что же мы узнали сегодня на уроке?!

Сделаем мы это в виде викторины: (разделить на команды: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд)

Отвечают на вопросы капитаны команд.

  • Чем отличается гимнастика от других видов спорта?
  • Какие основные виды гимнастики вы запомнили?
  • Каким видом гимнастики можно заниматься в домашних условиях?
  • Какой вид гимнастики позволяет «отдохнуть» на уроке?
  • На предложенной картинке обозначьте красным цветом – спортивный инвентарь, а синим цветом – спортивные снаряды? (образец слайда № 13)
  • Какие основные правила поведения на занятиях физической культурой вы запомнили? (команды отвечают по очереди)

Выявить победившую команду.

Молодцы! Урок окончен! До свидания!

(Президент Российской Федерации Д.А.
Медведев).

Правильное и гармоничное физическое
развитие детей в современной школе является
залогом здоровья будущих поколений граждан,
тесно связано с вопросами перспектив
государственного строительства Российской
Федерации.

В настоящее время, под влиянием
многочисленных объективных и субъективных
факторов, наблюдается тенденция к ухудшению
здоровья учащихся. Результаты углубленных
профилактических осмотров школьников
свидетельствуют об уменьшении численности
здоровых детей, увеличении количества лиц с
функциональными расстройствами и хроническими
заболеваниями.

В связи с этим, Федеральный
государственный образовательный стандарт
начального общего образования учитывает
образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья,
предполагает укрепление физического здоровья
обучающихся.

В структуре функциональных
отклонений, выявляемых у школьников, первое
ранговое место принадлежит нарушениям осанки. Их
наличие, которое обычно замечают родители или
педагоги, не должно расцениваться как
безобидная, не требующая коррекции, ситуация.
Почти всегда это первый звонок к развитию более
серьезных отклонений в здоровье ребенка.

Одним из актуальных и эффективных
методов профилактики и лечения заболеваний
опорно-двигательного аппарата детей,
использующим средства физической культуры,
является корригирующая гимнастика. Применение
корригирующей гимнастики не только оказывает
благотворное воздействие на здоровье школьника,
но и воспитывает у ребенка сознательное
отношение к использованию физических
упражнений, прививает ему гигиенические навыки,
предусматривает участие в регулировании своего
общего режима и, в частности, режима движений.

Корригирующая гимнастика — метод
естественно-биологического содержания, в основе
которого лежит использование основной
биологической функции организма — движения.
Функция движения является основным стимулятором
процессов роста, развития и формирования
организма, активной деятельности всех систем
жизнедеятельности ребенка. При реализации этого
метода учитываются способности различных
физических упражнений избирательно влиять на
разные функции организма, что очень важно при
учете патологических проявлений в отдельных
системах и органах.

Вашему вниманию предлагается вариант
занятий по корригирующей гимнастике.

КОМПЛЕКС КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 1–2-х КЛАССОВ

Число детей в группе – 10-12 чел.
Продолжительность занятия – 45мин.

  • Закрепление навыка правильной
    осанки.
  • Формирование мышечного корсета.
  • Повышение тонуса, укрепление мышц
    голени и мышц свода стопы.

Вводная часть -7 мин.

1) Дети посажены на гимнастическую
скамейку вплотную к стенке

Привлечение внимания детей к
актуальности задач проводимого занятия:

“Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мишки.И стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у окошка”.

(К. И. Чуковский “Жил на свете
человек”)

Краткий рассказ об осанке, о значении
правильной осанки для здоровья и физического
развития.

2) Построение у гимнастической стенки
(пятки, икроножные мышцы, ягодичные и лопаточные
области и затылок касаются стоек стенки) –
проверка осанки.

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

3). Исходное положение (далее – и.п.) –
сесть в обручи, ноги скрестно (“по-восточному”),
руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч
(“крылышки”).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

На счет 1-2 – руками потянуться вверх
(“к солнышку”) – вдох, на 3-4 – и.п.– выдох (4 раза).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

Встать, проверить осанку.

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

4) Ходьба, в руках обручи: на четыре
счета обруч вертикально перед грудью, на
следующие четыре счета – обруч вертикально полу
над головой.

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

5). Построение в круг.

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

Основная часть – 35 мин.

1). И. п.– лежа на животе руки вытянуты
вперед с обручем.

1-2 – обруч поставить вертикально,
поднять голову и плечи на 10-15 см., держать 3сек.

3-4 – и. п. (6-раз).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

2) И. п. – лежа на животе, руки вверх,
обруч на полу (от пола не отделять, туловище и
голову не поднимать).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

1-2– поднять правую прямую ногу вверх
(высота10-15см), держать 3сек.

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

То же другой ногой (4-6 раз каждой ногой).

3) Упражнение на дыхание: и.п.– сидя по
“восточному”. Вдох через нос (“ежик нюхает
цветочек”), выдох через рот (сжимаем губы и
выталкиваем воздух со звуком: “Пх-пх-пх” (“ежик
пыхтит”)(4-6 раз).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

4) И. п.– стоя на обруче, пальцы ног
сжимают обруч.

Скользить ногами по обручу, не
разжимая пальцев (1-2 круга).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

5) И. п. то – же. Ходить “по канату” (1-2
круга).

6) И. п. – сидя в обруче, стопы соединить.
Движение пальцами ног в стороны (“уточка
крякает”), пятки не отрывать (8-10 раз).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

7) И. п. – лежа на спине, обруч в руках
горизонтально вверху (за головой).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

1-2 – махом рук с обручем сесть и
продеть согнутые ноги в обруч (спина прямая),
выпрямить ноги.

3-4 – ноги согнуть, продеть в обруч – и.
п. (6-8 раз).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

8) И. п.– то же. 1-4– махом рук, сесть по
“восточному”.

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

5-8– медленно вернуться в и.п.(4-6 раз).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

9) Перестроиться по 4-5 человек в кругу.

И. п.– лежа на животе. Один обруч в
средине круга, каждый держится за обруч.

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

1-2– приподнять туловище и руки на 10-15
см – вдох (смотреть на обруч, держать 3 сек.).

3-4– и. п. – выдох (6 раз).

10) И. п.– лежа на животе, руки вдоль
туловища, в руках обруч (обруч лежит на спине и
ногах).

1-4 – поднять туловище и ноги (голову не
опрокидывать назад) – вдох.

4-8– и. п. – выдох(6 раз).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

11) Упражнение на дыхание (“ежик нюхает
цветочек и пыхтит”).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

12) Пролезть в обруч (“зайка прячется в
норку”).

Держать обруч рукой, просовывать в
него сначала голову и одну ногу, поворачиваться,
подтягивает другую ногу. Вылезать с другой
стороны (4-6 раз).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

13) Проползти сквозь ряд обручей
(“большая норка”), поставленных на ребро
(вертикально).

Одна половина детей держит обручи,
другая половина, передвигается на четвереньках в
обручи (4 раза каждая группа детей, темп средний,
соблюдать дистанцию).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

а) переходить из одного лежащего
обруча в другой, не задевая их;

б) проходя мимо педагога, который
держит высоко обруч, поднимаясь на носки,
коснуться обруча пальцами обеих рук.

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

в) стоя в обручах, поднять руки вверх,
потряхивание кистями (“как листья на деревьях”)
– вдох, опустить руки вниз – выдох (4-6 раз).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

15) Игра “Бездомный заяц” (обручи
означают дом).

На одной стороне зала “зайцы”
устраивают себе “норы” (кладут обручи). В начале
игры “зайцы” стоят в своих “норах” (в обручах).
А “лиса” находится на противоположном конце
зала (в “овраге”). Ведущий говорит: “Зайцы
скачут: скок – скок – скок, на зеленый на лужок”.
“Зайцы” выпрыгивают из “нор” и разбегаются по
залу. Они то прыгают, то приседают и все время
оглядываются, не идет ли “лиса”. Неожиданно
выбегает “лиса” и старается поймать “зайца”.

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

“Зайцы” спасаются в любую “нору” (в
обруч). “Лиса” также старается стать в любую
“нору”, т. е. в обруч, тогда один из “зайцев”
остается бездомным и становится “лисой”.

Заключительная часть – 3 мин.

1) Ходьба обычным шагом с мешочком –
“шляпой” на голове с замедлением (следить за
осанкой).

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

2) Проверка осанки детей дежурным.

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

3) Подведение итогов. Задание на дом.

Гимнастика до начала учебных занятий является составной частью физкультурно-оздоровительной работы школы.

– оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействуя на все органы и системы организма, благодаря чему ускоряется “вхождение” организма школьников в учебный процесс.

Наряду с этим гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня, а спокойное и ритмичное музыкальное сопровождение вызывает положительные эмоции и создает хорошее настроение у школьников и педагогов, что, согласитесь, немаловажно.

Комплекс гимнастики до учебных занятий.

Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (30 сек.).

Упр. 2. И.п.- стойка ноги врозь, кисти в “замок” перед грудью. На 8 счетов круговые вращения кистями в одну и другую стороны.

Упр. 3. И.п. – то же. 1- руки вперед ладонями наружу (вдох), 2 – и.п., 3 – руки вверх ладонями наружу, встать на носки, потянуться (выдох), 4 – и.п. (4-6 раз).

Упр. 4. И.п. – стойка ноги врозь, правая к плечу, левая в сторону ладонь вверх (кисть “натянута”). 1 – с поворотом головы вправо сменить положение рук; 2- тоже в другую сторону; ( 4-6 повторений).

Упр. 5 . Дыхательное упражнение по методике А.Н. Стрельниковой. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, 1- короткий, шумный вдох носом одновременно со сведением локтей вперед; 2 – и.п. одновременно с коротким, активным выдохом через рот. (6 повтор.).

Упр. 6. И.п.- стойка ноги врозь, правая на затылок, левая на пояс. 1 – с поворотом вправо поменять положение рук; 2 – то же в другую сторону (8 повторений).

Упр. 7. И.п. – о. с.; 1 – правая назад на носок, руки вверх ладони вперед, прогнуться, посмотреть вверх, 2 – и.п.; 3 – то же другой ногой; 4 – и.п. (4 повтор.)

Упр. 8. И.п. – стойка ноги врозь, руки за спиной в “ замок”; 1-2 – пружинистые наклоны вправо; 3-4 – то же в другую сторону. Поменять положение рук (8 повтор.)

Упр. 9. И.п. – основная стойка. 1-2-3 – пружинистые полуприседы, руки вперед; 4 – и.п.(4-6 повторений).

Упр. 10. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-2-3-4 – перекаты с пятки на носок. (4-6 повторений).

1. “Двигательный режим в образовательном учреждении”. Издание 2. ЦАО Департамента образования г. Москвы, к.п.н. Николаичева И.М.; к.п.н. Карасик А.Л.; Фищенко А.В.; Механюк Л.В.; Сазонова Л.А.

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

организация гимнастики до занятий. Значение гимнастики до занятий, применение в школе.

Гимнастика до занятий – это комплекс физических упражнений направленных на различные мышечные группы. Каждый комплекс состоит из 5-7 упражнений динамического характера.

Роль гимнастики до занятий: способствовать организованному началу учебного дня.

  • Организует и дисциплинирует учеников перед учебными занятиями в школе.
  • Способствует повышению обмена веществ в организме.
  • Улучшает учебную работоспособность.
  • Закаливает организм.
  • Предупреждает искривление осанки.
  • Регулирует внимание и эмоциональное состояние.
  • Улучшает самочувствие и настроение.

Организация проведения гимнастики до занятий включает.

  • Определение мест каждому классу и отдельному ученику на спортивной площадке и помещении (но не в классе) на случай ненастной погоды;
  • Построение девочек в отдельных рядах отдельно (эти места остаются постоянными на весь год);
  • Подготовка ответственных педагогов и инструкторов из числа старшеклассников;
  • Разучивание упражнений на уроках;
  • Оборудование на местах проведения гимнастики.

При подборе упражнений следует руководствоваться следующими соображениями.

Гимнастика до учебных занятий представляет собой ежедневное выполнение перед первым уроком под музыку в течение 6-8 минут комплекса из 6-8 обще развивающих упражнений, выполняемых в такой последовательности:

– упражнения для осанки;

– для мышц плечевого пояса и рук;

– упражнения на дыхание и внимание.

Комплексы упражнений необходимо менять не реже одного раза в течение 1-2 недель или последовательно заменять по одному упражнению каждые 2-3 дня. Рекомендуются упражнения, включающие элементы взаимодействия с партнёром (“зеркальное” выполнение движений, хлопки в ладошки партнёра и др.), имитационные движения, включающие подражание явлениям природы, животным и др. Разучивание упражнений целесообразно проводить в процессе уроков физической культуры.

Утренняя гигиеническая гимнастика состоит из комплексов обще развивающих упражнений, выполняемых в сочетании с ходьбой и бегом, в течение 10-20 минут.

Гимнастику до занятий и утреннюю гигиеническую гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе. Гимнастика выполняется в повседневной одежде. Верхние пуговицы у рубашек и платьев – расстегнуты. Девочки при выполнении упражнений располагаются за мальчиками.

Физорги классов (групп), физкультурные активисты обязаны хорошо знать соответствующие комплексы (в порядке домашнего задания они разучиваются заранее). Во время проведения гимнастики они находятся перед своими классами (группами), напоминая упражнения, демонстрируя правильность их выполнения. Учитель следит за осанкой учащихся.

Для учащихся начальных классов составляются отдельные комплексы упражнений, которые проще в выполнении. Помогают учителям начальных классов физкультурные активисты из числа учащихся старших классов, у которых первый урок физическая культура.

Приводим примерные комплексы упражнений гимнастики до занятий и утренней гигиенической гимнастики:

1. “Летающая птица”. И.п.о.с. – 1- развести руки в стороны – вверх, поднять левую ногу, высоко поднимая колено; 2 – вернуться в и. п.; 3-4 – то же, поднимая правую ногу.

2. “Натяни лук”. И.п.о.с. – 1- вверх – назад, максимально прогнуться; 2 – и. п.;

3. “Ветряная мельница”. И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые вращения рук вперёд и назад.

4. “Пружина”. И.п.о.с. – 1-2-3 – медленно присесть; 4 – быстро вернуться в и.п.

5. “Цирковая лошадка”. И.п.о.с. – руки согнуты в локтях, ладони вниз. Бег на месте с высоким подниманием коленей с касанием ладоней рук.

6. “Подпрыгни выше” – подскоки на месте выпрямившись.

7. Ходьба на месте.

8. “Будь внимателен”. Выполнение команды, если перед ней сказано слово “класс”.

1. И.п.о.с. – 1-4 – ходьба на месте на носках, руки вверх – вдох, 5-8 – руки вниз, обычная ходьба на месте – выдох. До 40 шагов в спокойном темпе.

2. И.п.о.с. – 1 – руки вверх ладонями вперёд, левую ногу назад на носок, прогнуться в пояснице – вдох, 2 -руки вниз, приставить ногу – выдох, 3-4 – то же с правой ноги. Повторить 6-8 раз.

3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – сжимая пальцы в кулаки, дугами через стороны с силой согнуть руки над плечами – вдох, 3-4 – и.п. – выдох. 6-8 раз в медленном темпе.

4. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – поворот туловища влево, хлопок в ладони над головой – вдох, 2 – и.п. – выдох, 3-4 – то же вправо. 6-8 раз в каждую сторону.

5. И.п.о.с. – руки на пояс. 1 – левую ногу в сторону на носок, 2-3 – наклоны туловища влево, 4 – и.п., 5-8 – то же с правой ноги. 4-6 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.

7. И.п. – стойка ноги врозь, руки назад в замок. 1-2 – наклон вперёд, руки как можно больше вверх – выдох, 3-4 – и.п. – вдох. 6-8 раз в среднем темпе.

8. И.п.о.с. – 1 – прыжок на обеих ногах, руки в стороны, 2 – то же руки вниз. До 20-30 прыжков, затем перейти на ходьбу на месте, постепенно замедляя темп (15-20 сек.)

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

Урок по физической культуре на тему «Виды гимнастики в 1-м классе с использованием ИКТ"

Приложение N 2к Гигиеническим требованиям

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙГИМНАСТИКИ ДО ЗАНЯТИЙ И ФИЗКУЛЬТПАУЗ НА УРОКАХ

Комплексы составляются преподавателем по физкультуре с учетом следующих требований:

1. Первое упражнение организационного характера с сохранением правильной осанки.2. 1 – 2 упражнения для больших групп мышц.3. Два упражнения, последовательно вовлекающие мышцы рук, ног и туловища.4. 1 – 2 наиболее интенсивных упражнения для активизации дыхательной и сердечно-сосудистой систем.5. Упражнение в ходьбе на месте, успокаивающее.6. Упражнение на координацию движений.

Физкультпаузы на уроках

1. Первое упражнение на потягивание и выпрямление позвоночного столба.2. Второе вовлекает в работу мышцы плечевого пояса.3. Следующее – для мышц туловища и ног в сочетании с поворотами.4. Упражнение на расслабление мышц, несущих основную нагрузку в процессе учебной деятельности.5. Для организации внимания и координации движений.

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИКИ ДО ЗАНЯТИЙДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ

1. Исходное положение (далее – И.п.) – руки к плечам.1 – 2 – руки вверх, подняться на носки. Вернуться в И.п.2. И.п. – основная стойка1 – наклон влево, 2 – наклон вправо. При наклоне руки скользят вдоль туловища.3. И.п. – стойка – ноги врозь, руки на пояс.1 – поворот туловища налево, 2 – то же направо.4. И.п. – основная стойка.1 – три пружинистых приседания, руки вперед, 2 – вернуться в исходное положение.5. Бег на месте, переходящий в ходьбу на месте.6. И.п. – основная стойка.1 – правая нога в сторону, руки в стороны; 2 – вернуться в И.п.; 3 – то же с другой ногой.

1. И.п. – основная стойка1 – правая нога в сторону, руки к плечам, кисти сжать в кулак; 2 – 3 – подняться на носки, руки вверх, потянуться; 4 – вернуться в И.п.; 5 – то же в левую сторону.2. И.п. – ноги врозь1 – руки в стороны ладонями вверх, слегка прогнуться назад; 2 – 3 – руки за голову, локти в стороны, наклониться вперед, спина прямая, смотреть вперед; 4 – вернуться в И.п.3. И.п. – основная стойка1 – отвести правую ногу в сторону на носок, руки за голову, 2 – 3 – два пружинистых наклона вправо, 4 – вернуться в И.п.; 5 – то же в другую сторону.4. И п. – ноги врозь1 – поворот туловища направо, 2 – то же налево.5. Прыжки: 1 – ноги врозь, руки в стороны; 2 – ноги вместе, руки вниз, переход на ходьбу на месте.6. И.п. – основная стойка.1 – руки на пояс, 2 – руки к плечам, 3 – руки вверх, 4 – руки вниз.

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТПАУЗ НА УРОКАХДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Комплекс первый (сидя за партой)

1. И.п. – руки вытянуты вперед. Руки вверх, прогнуться и посмотреть вверх, вернуться в И.п.2. И.п. – руки за голову. Поворот направо, правая рука в сторону, вернуться в И.п. То же в другую сторону.3. И.п. – опереться руками сзади на сиденье. Ноги вперед, вернуться в и.п.

1. Руки на голову. Руки вверх, прогнуться, посмотреть на руки, вернуться в и.п.2. Руки за голову, локти вперед. Локти в стороны, вернуться в И.п.3. Руки на сиденье. Упор сзади. Поднять прямые ноги, вернуться в И.п.

Комплекс третий (стоя за партой)

1. И.п. – основная стойка. Медленно руки вперед, вверх, в стороны, вниз, сжимая и разжимая пальцы.2. И.п. – основная стойка. Наклон вправо, левая рука вверх, вернуться в И.п. То же в другую сторону.3. И.п. – упор стоя о край парты. Поворот направо, правая рука назад, достать до кисти левой руки, вернуться в И.п. То же в другую сторону.

Комплекс четвертый (стоя за партой)

1. И.п. – основная стойка, руки к плечам, плечи отвести назад, вернуться в исх. положение. Поднять руки вверх, в стороны, прогнуться, вернуться в И.п.2. И.п. – руки за голову, прогнуться, упор присев, вернуться в И.п.3. И.п. – руки на поясе, правая нога на носок вперед, вернуться в И.п. То же левой ногой.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ДО ЗАНЯТИЙДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ

1. Ходьба на месте.2. И.п. – основная стойка. 1 – шаг левой в сторону, руки к плечам. 2 – руки вверх. Потянуться. 3 – руки к плечам, 4 – приставить левую ногу, руки вниз.3. И.п. – ноги вместе, руки на поясе. 1 – правую ногу в сторону; 2 – выпад правой ногой вправо; 3 – отталкиваясь правой, стойка на левой ноге, правая в сторону; 4 – приставить правую ногу; 5 – то же в другую сторону.4. И.п. – руки на поясе. 1 – полуприсед на носках, руки вперед; 2 – исходное положение.5. И.п. – руки на поясе, прыжки на месте.6. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

1. И.п. – основная стойка. 1 – руки через стороны вверх – вдох; 2 – руки к плечам – выдох; 3 – руки вверх – вдох; 4 – И.п. – выдох.2. И.п. – правая рука вверх. 1 – 2 – рывки руками назад; 3 – 4 – то же со сменой положения рук.3. И.п. – руки согнуты в локтях, сгибание правой голени назад. 2 – И.п.; 3 – 4 – то же другой ногой; 5 – ходьба на месте.4. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; 1 – одновременное обхватывание правой рукой левого плеча, а левой рукой правого плеча; 2 – И.п.5. И.п. – руки на поясе, прыжком ноги врозь; 2 – прыжком в исходное положение.6. Бег на месте, переходящий в ходьбу с восстановлением дыхания.

1. И.п. – основная стойка; 1 – подняться на носках, правую руку вверх, потянуться; 2 – И.п.; 3 – то же другой рукой вверх.2. И.п. – руки на поясе. 1 – поворот туловища направо, правая рука отведена в сторону (посмотреть на нее); 2 – И.п.; 3 – 4 – то же другой рукой с поворотом налево.3. И.п. – руки на поясе. 1 – правую ногу в сторону; 2 – приставить; 3 – 4 – то же левой ногой.4. И.п. – руки на поясе. 1 – выпад правой ногой вперед; 2 – И.п.; 3 – 4 – то же левой ногой.5. Прыжки на правой ноге, то же на левой ноге.6. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

1. И.п. – основная стойка. 1 – 2 – руки через стороны вверх в замок над головой – вдох; 3 – 4 И.п. – выдох.2. Наклон вперед, смотреть вперед, руки в стороны; 2 – И.п.3. И.п. – основная стойка, руки на поясе; 1 – подняться на носках; 2 – руки вверх, потянуться; 3 – И.п.4. И.п. – руки на поясе. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком правая скрестно перед левой; 3 – прыжком ноги врозь; 4 – прыжком левая скрестно перед правой.5. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

1. И.п. – руки вперед. 1 – 4 – скрестное движение руками.2. И.п. – руки на поясе, 1 – наклон вправо; 2 – И.п.; 3 – 4 – то же налево.3. И.п. – руки на поясе, выпад вправо, руки в стороны; 2 – И.п.; 3 – 4 – то же в другую сторону.4. Прыжки на месте на каждой ноге, на двух ногах.5. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТПАУЗ НА УРОКАХДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ

1. И.п. – руки за голову. Руки вверх, потянуться, вернуться в И.п.2. И.п. – руки к плечам, повернуть голову вправо, локти отвести в стороны, вернуться в И.п. То же с поворотом влево.3. И.п. – руки вперед ладонями вверх. Сгибая пальцы в кулаки, согнуть руки в локтях. Вернуться в И.п.

Комплекс второй (сидя за партой)

1. И.п. – руки согнуты в локтях, сложены на парте. Перевести руки за голову, не разводя их, вернуться в И.п.2. И.п. – руки на поясе, наклоны туловища вправо, вперед и влево. Вернуться в И.п.3. Руки на поясе, выпрямить ноги в коленях, руки вперед, вернуться в И.п.

1. И.п. – основная стойка. Медленно подняться на носках, руки вверх, прогнуться, потянуться, вернуться в И.п.2. И.п. – руки за голову. Присесть, ладони рук положить на подъем ног, вернуться в И.п.

1. И.п. – руки на поясе, большими пальцами вперед, наклониться назад прогнувшись, вернуться в И.п.2. И.п. – руки на поясе, два пружинистых наклона вправо и то же влево, не останавливаясь. Вернуться в И.п.3. И.п. – руки за спиной. Сделать полуприседание, вернуться в И.п.

Урок №1 “Группировка, перекаты в
группировке”

1) развивать базовые двигательные стереотипы
акробатики;

2) развитие пальцевой моторики;

3) прививать потребность в здоровом образе
жизни.

Инвентарь: гимнастические маты.

1) Орг. момент обычный – 1-2 мин.

2) Инструктаж по охране труда на
занятиях – 3-7 мин. по гимнастике

3) Строевые упражнения: – 8-13 мин.

а) Построение в колонну.

б) Повороты “направо”, “налево”, “кругом”.

в) Перестроение из колонны по одному в колонну
по три.

г) Движение строевым шагом по залу.

4) Разминка – 14-18 мин.

а) Бег по залу со сменой направления.

1) наклоны головы;

2) вращение руками;

3) рывки руками с поворотом туловища;

4) наклоны туловища в стороны и вперед;

5) упражнения для ног: выпады, приседания,
подскоки

5) Основная часть – 19-35 мин.

а) Группировка в положении приседа положении
лежа на спине.

(Обратить внимание на положение головы и рук,
учащиеся должны представить себя “колобками”).

б) Перекаты из седа на полу назад на спину и
обратно.

в) Перекаты из группировки стоя на коленях
вправо и влево.

г) Из седа в группировке выполнить перекат
назад в стойку на лопатках и вернуться в и.п.

6)Упражнения для развития пальцевой моторики
рук с использованием речитатива. – 36-43 мин.

Тексты:
Движения учащихся

Девочки и мальчики,

пальцы обеих рук соединяютсяритмично в замок

Мы с тобой подружим,

ритмичное касание пальцев обеих рук

Раз, два, три, четыре, пять,

поочередное касание пальцев

Начинай считать опять:

на обеих руках, начиная с мизинцев

руки вниз, встряхнуть кистями

Мы закончили считать.

б) “В гости”

В гости к пальчику большому

выставляем вверх большие пальцы

Приходили прямо к дому:

соединяем под углом кончики пальцев обеих рук

Указательный и средний,

поочередно называемые пальцы

Безымянный и последний,

соединяются с большими на двух руках
одновременно.

Сам мизинчик – малышок

пальцы сжаты в кулак, вверх

Постучался на порог

выставляем только мизинцы.

Вместе пальчики – друзья

кулаки стучат друг о друга,

Друг без друга им нельзя.

ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих
руках.

7) Подведение итогов урока, упражнение на
рефлексию “качели” – 44-45 мин.

Учитель интересуется, какие
упражнения вызвали затруднения у учеников, и
просит повторить их дома.

Урок 2 “Кувырок вперед”

3) воспитывать чувство коллективизма.

Инвентарь: гимнастические маты, мячи для
большого тенниса.

2) Беседа. Значение гимнастических
упражнений для сохранения осанки – 3-5 мин.

3) Строевые упражнения: – 6-10 мин.

б) Перестроение из колонны по одному в колонну
по двое.

в) Повороты в движении.

4) Разминка – 11-16 мин.

в) Бросок и ловля теннисного мяча о стену.

5) Основная часть – 17-35 мин.

а) Из основной стойки, приседая, выполнить
кувырок вперед и прыжок вверх

б) Кувырок вперед, во время кувырка скрестить
ноги, встать с поворотом кругом

в) Несколько кувырков вперед подряд

(Особое внимание обратить на страховку: стоять
сбоку, поддерживать учащегося руками под живот
или спину, смягчая приземление на руки и шею)

6) Упражнения для развития пальцевой
моторики – 36-42 мин.

7) Подведение итогов урока – 43-45 мин.

Учитель интересуется, какие упражнения
понравились ученикам, и просит выполнить их дома.

1) развивать двигательные стереотипы
акробатики;

2) развитие пальцевой моторики рук;

3) развитие межличностных отношений в классе

2) Беседа. Строевые упражнения – 3-8 мин.

а) Построение в одну колонну.

б) Перестроение из колонны по одному в колонну
по трое и обратно.

в) Повороты на месте и в движении.

а) движение по залу строевым шагом – 9-15 мин. с
переходом на бег со сменой направления.

4) Основная часть – 16-37 мин.

а) кувырок вперед (совершенствование);

б) кувырок назад из седа через правое и левое
плечо;

в) из седа лечь на спину, выполнить кувырок
назад в упор стоя на коленях;

г) прыжок на месте, приземляясь, присесть и
выполнить кувырок назад;

д) несколько кувырков назад подряд;

е) кувырок вперед, кувырок назад с перекатом в
стойку на лопатках.

5) Упражнения для развития пальцевой
моторики рук – 38-43 мин.

большой палец отогнуть в горизонтальное
положение, сверху присоединить сомкнутые прямые
остальные пальцы.

махи ладонями с широко раскрытыми пальцами

На деревья сели

руки вверх, все пальцы широко расставить

6) Подведение итогов – 44-45 мин.

Учитель интересуется, какие упражнения вызвали
у учащихся затруднения, просит дома выполнить
упражнения на расслабление.

1) В.И.Ковалько. “Поурочные разработки по
физической культуре”. Москва “Вако”, 2007 г.

2) “Физкультминутки для младших школьников”. г.
Орехово-Зуево, 1990 г. (Пособие для учителей
физкультуры в начальной школе).

3) “Сопряженное психофизическое развитие
младших школьников на уроках физкультуры”.
В.А.Родионовю “Первое сентября”. 2010 г.

Анализ проведенных уроков

Данные уроки проводились в 3б кадетском классе.

Цели уроков были полностью достигнуты:
учащиеся не только овладели основными
элементами акробатики, но и значительно улучшили
пальцевую моторику.

Предложенные упражнения учащиеся могут
выполнять самостоятельно на других уроках и на
переменах, а также дома.

Надеюсь, что мой тематический блок будут
применять другие учителя в своей педагогической
деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *