«С добрым утром!»
Урок литературного чтения
на родном языке
в 3 классе
Вспомните, чьи это стихи.
Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит.
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин
Родился в селе Константиново Кузьмиской волости Рязанского уезда Рязанской губернии,
в крестьянской семье.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Лес да монастырь
В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.
Первый сборник стихов С.Есенина,
1916 год 1918 год
Сергей Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии.
Как поэт, Есенин отличался величайшим даром и ярчайшим талантом.
Памятник Есенину на Тверском бульваре в Москве
1) стихи, произведения, написанные стихами;
2) красота и прелесть чего-либо
Что такое рифма?
нет, привет, ответ,
обед, первоцвет, букет,
Сейчас мы вместе с Есениным отправимся встречать восход солнца.
Но сначала представьте себе, что утром вы вышли на улицу. Какие образы возникают в памяти, что вы себе представляете?
Брезжит свет –
рассветает, слабо светится.
переливчатая радужная окраска.
Работа над поэтичными образами
Поясните, почему Есенин так описал звезды, затон, небосклон?
Задремали звезды золотые , Задрожало зеркало затона , Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона .
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!”
Работа над выразительным чтением
Вспомни правила выразительного чтения стихотворения и поработай над выразительностью!
- С какой целью автор написал это стихотворение?
- Как вы думаете, кому обращены последние слова стихотворения: «С добрым утром!»
- Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?
Литературное чтение на родном (русском) языке
Федор Иванович Тютчев
Пучкова С.Я мбоу – сош №2 г. Сураж брянская область
Фёдор Иванович Тютчев
1803 г. – 1873 г.
Фёдор Иванович Тютчев родился в Овстуге Орловской губернии (сейчас Брянская область) в семье дворянина. Федор был средним ребенком в семье.
Иван Николаевич Тютчев,
Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта.
Кроме него у Тютчевых было еще двое детей: старший брат — Николай и младшая дочь — Дарья. Братья Тютчевы были невероятно дружны с самого раннего детства. Но всеобщим любимцем семьи стал именно Федор, Феденька, как его всегда называли.
Федор и Николай (внизу).
Как-то маленькие братья Николай и Фёдор попали на детский бал, проводимый в доме князей Трубецких. Там они увидели маленького кудрявого мальчика, который чем-то смешил всех окружавших его детей.
Фёдор подошёл к их кружку и узнал, что это Сашенька Пушкин. Так состоялось первое знакомство двух великих русских поэтов, о котором, оба быстро забыли и никогда не вспоминали.
Дом Тютчевых всегда был наполнен доброй.
Тютчевы очень заботились об образовании своих детей. В1818 г. – Фёдор поступил в Московский университет. А уже в 1821 г. – сдал последний экзамен и получил кандидатскую степень.
Все члены семьи свободно изъяснялись на французском. В то же время маленький Тютчев в Овстуге, среди лесов и полей, впитал исконно русскую атмосферу. Феденька любил вечерами гулять по молодому лесу, собирая ночные фиалки возле сельского кладбища. Как он позже напишет, их аромат наполнял его «невыразимым чувством таинственности». На всю жизнь запомнится ему и родная усадьба, с ее старинным садом, большими липами, аллеями, рекой Десной и старым-старым колодцем.
Фёдор Иванович Тютчев «Первый лист»
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,—
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.
Читать выразительно, прислать аудиозапись выразительного чтения стихотворения, нарисовать в РТ иллюстрацию к стихотворению.
“Данная презентация создана на территории РФ и защищена авторскими правами. http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_1.html У меня есть видео-доказательство создания данной презентации и я без предупреждения могу обратиться в суд.”
Учитель начальных классов
Представляю урок по литературному чтению на родном языке в 3 классе по теме “По произведениям Н.Носова”.
На данном уроке ребята продолжают знакомство с творчеством детского писателя Н.Носова и его замечательными произведениями, а также знакомятся с новым рассказом “Леденец”.
Урок литературного чтения на родном языке
« По произведениям Николая Николаевича Носова»
Учитель: Деменюк О.М.
Цель: создание устойчивой положительной мотивации к чтению
книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова.
Задачи: 1) учить работать в коллективе, самостоятельно;
2) развивать интерес к чтению, расширять кругозор;
3) развивать мышление и речь детей;
4) воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний;
Методы: работа в группах, в парах;
-медиапроектор, интерактивная доска; презентация «Жизнь и творчество писателя Николая Николаевича Носова»;
-выставка книг писателя;
-конверты с заданиями;
– плакаты с пословицами: «Белые ручки чужие труды любят», «Умел ошибиться, сумей и исправиться», «На всякое хотенье имей терпенье».
Класс заранее делится на 4 команды. Команды рассадить за четыре отдельных стола.
– Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи
.О жизни и творчестве Н.Н.Носова.
– Кто это поет?
– А из какого произведения этот герой?
– А кто написал?
2. Презентация о Н.Носове
3. Кроссворд по произведениям Н.Носова
4. Работа в группах:
– игра Тимбилдинг
– необходимо расшифровать запись
– Каждая группа получит конверт с карточками, где зашифрована фраза из рассказа Н. Н. Носова. Ваша задача – взять свою карточку, расшифровать её, собрать из карточек всю фразу целиком и назвать произведение.
– Ключ к шифру – алфавит.
1 группа: « 1 33 14.16.18.6. / 19.14.16.4 / 13.6.4.12.16 / 17.6.18.6.17.13.29.20.30».
«А я море / смог /легко /переплыть»- рассказ «Фантазёры».
2 группа: «14.29 19 / 3.1.13.6.11 / 5.18.21.8.15.29.6 / 9.1.20.6.11.15.10.12.10».
«Мы с / Валей /дружные / затейники» – рассказ «Затейники».
3 группа: «25.6.14 31.20.16 / 20.29 20.1.14 / 8.21.8.8.10.26.30? / 14.21.23.16.11»
«Чем это / ты там / жужжишь? / Мухой.» – рассказ «Телефон»
4 группа: «1 3 2.21.22.6.20.6 / 19.20.16.33.13.1 / 14.1.14.10.15.1 / 19.1.23.1.18.15.10.24.1»
«А в буфете / стояла / мамина / сахарница» – рассказ «Леденец»
Первые леденцы на палочке появились очень давно. Историки утверждают, что некие аналоги леденцов были еще у древних египтян, китайцев и арабов. Чтобы получить ореховые и фруктовые конфеты, они окунали цукаты в мед. Далее лакомства насаживали на маленькие палочки. Такие конфеты не пачкали рук. В Европе леденцы появились в XVII веке. Сначала их активно использовали лекари. В целебные леденцы также вставляли палочки для удобства. Американцы утверждают, что леденцы были изобретены в США во время гражданской войны.
Долгие годы леденцы считались своеобразным вкусным сувениром. Их делали вручную. В России традиционным лакомством являлся петушок на палочке. Русскому леденцу уже более 500 лет. Родиной самого популярного среди современных детей леденца «Чупа чупс» Испания.
Леденцовая карамель на палочке чаще всего имеет фруктовый вкус, лишь в некоторых странах Европы (Голландия и Германия) налажен выпуск леденцов с соленым вкусом.
Рассказ учит быть послушными, вести себя хорошо. Учит не брать ничего без спросу. Учит критически относиться к своим поступкам. Учит тому, что нельзя быть хорошим заранее.
– Похож ли этот рассказ на многие другие рассказы Н.Носова?
– Чем похож?
– Кто главные герои рассказа “Леденец” ?
– Миша – мальчик, любитель сладкого, непослушный обманщик.
Мама – справедливая, требовательная.
. Чтение частями с обсуждением по вопросам.
-Какой наказ дала мама Мишеньке?
– Что значит «не шали»?
-Какую награду обещала мама?
2.Каждый работает по карточке, затем взаимопроверка
Мама __________________. Миша _____________ вёл себя хорошо: не шалил и ________ не трогал. _____________ он только поставил к буфету ________, залез на него и _______ у буфета дверцу. Стоит и смотрит в ____________, а сам думает: « Я ведь ничего не ____________, только ____________».
-Как вёл себя Миша сначала?
-Что произошло потом?
-Прочитайте как оправдывал себя мальчик?
-Что увидел в буфете мальчик?
-Что нашёл в сахарнице Миша? -Прочитайте каким был леденец.
-Какое желание возникло у Мишеньки?
-К чему привело желание попробовать леденец?На что стал похож леденец?
-Почему мальчик решил доесть леденец? Прочитайте.
5. Чтение по цепочке
-Почему разбилась сахарница?
-Что испытал мальчик в тот момент?
-Как Миша решил скрыть свой поступок? Почему?
-В чём сознался мальчик, а в чём нет?
-Почему автор в конце произведения поставил многоточие?
. Итог урока
Какая главная мысль рассказа «Леденец»?
– Не слушаться плохо, обманывать еще хуже.
– Выберите пословицы к рассказу “Леденец”:
Доброго держись, а от худого удались.
Не умеешь сделать хорошее, старайся не делать плохого.
Хорошо худо не бывает.
Слушай ухом, а не брюхом.
Где обман, там правды нет.
Игра «Верно-неверно»(в группе)
. Домашнее задание:
Составить план пересказа рассказа
План пересказа рассказа “Леденец”
Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве. Отец Николай Петрович был актёром эстрады, певец. Мама Варвара Петровна – рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура – воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису.
Николай подрос и стал учиться в киевской гимназии.
Прежде чем стать писателем, Николай Носов работал в цементной бригаде, на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел поступить на химический факультет Киевского Политехнического института. Но в то время его привлекло кино. В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии « Мосфильм» режиссёром.
Носов – участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён орденом Красной звезды.
Первые леденцы на палочке появились очень давно. Историки утверждают, что некие аналоги леденцов были еще у древних египтян, китайцев и арабов. Чтобы получить ореховые и фруктовые конфеты, они окунали цукаты в мед. Далее лакомства насаживали на маленькие палочки. Такие конфеты не пачкали рук. В Европе леденцы появились в XVII веке. Сначала их активно использовали лекари. В целебные леденцы также вставляли палочки для удобства. Американцы утверждают, что леденцы были изобретены в США во время гражданской войны.
Долгие годы леденцы считались своеобразным вкусным сувениром. Их делали вручную. В России традиционным лакомством являлся петушок на палочке. Русскому леденцу уже более 500 лет. Родиной самого популярного среди современных детей леденца «Чупа чупс» Испания.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/447807-urok-po-literaturnomu-chteniju-na-rodnom-jazy
Также вас может заинтересовать
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
– осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
– развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
– развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
– развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
– осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
– давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
– применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
– пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающие получат возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
– создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
II. Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
III. Тематическое планирование
Я взрослею. Жизнь дана на добрые дела Л. Яхнин «Последняя рубашка». ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ
: Коптякова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МКОУ НГО «Лопаевская ООШ»
: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ
: Я взрослею. Жизнь дана на добрые дела Л. Л. Яхнин «Последняя рубашка»
: урок новых знаний.
: учащиеся 3 класса, аудитория психологически однородная, уровень развития средний.
Необходимые технические средства и материалы для проведения урока: Мультимедийный проектор, компьютер
Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский.
: фронтальная, парная, индивидуальный опрос, самостоятельная
: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
познакомить с творчество Л. Яхнина, с произведением «Последняя рубашка», работать над содержанием текста
: осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
: работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь присоединяться к одной из них или высказывать собственную точку зрения.
определять тему и главную мысль произведения; характеризовать героев произведений.
Размер файла: 27.78 Кбайт