Уроки кверху ногами

Стараниями прогрессивных школьных учителей процесс обучения в последние годы обогатился новыми методиками. В России всё чаще применяется технология смешанного обучения, одной из самых интересных форм которого стал перевёрнутый урок. В чём его суть, и легко ли «перевернуть» обычный класс российской школы, рассказывает Татьяна Волошко.

Перевёрнутое обучение (flipped learning) подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.

Кто это придумал

Первооткрывателями считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна. Чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителя всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции.

Уроки кверху ногами

Как это работает

Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, размещает её на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам или «сбрасывает» её на информационный носитель ученика. К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить.

Уроки кверху ногами

Плюсы «перевёрнутого урока»

1. Индивидуальный подход и обратная связь. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всему классу, при электронной форме обучения общается отдельно с каждым

2. Модель позволяет просматривать один и тот же материал столько раз, сколько необходимо ученику

3. На уроке будут разобраны все сложные вопросы

4. Учитель может организовать учебную деятельность так, чтобы найти задание для всех учеников класса

5. Освобождает учебные часы на совместную практическую работу (лабораторные работы, семинары и так далее)

6. Модель «перевёрнутого урока» можно применять в начальных, средних и старших классах

Модель «перевёрнутого обучения» не работает в том случае, если ребенок не заинтересован в самостоятельном добывании знаний или недостаточно мотивирован вообще.

В процессе перевёрнутого обучения её ни в коем случае нельзя умалять. Педагог должен вдохновить, поддержать, заинтересовать, словом, оказать всестороннюю поддержку. Именно он подводит школьников к пониманию, что самостоятельно добытые знания становятся достоянием человека.

Самая большая проблема — неготовность педагогов работать по системе смешанного обучения, в том числе низкий уровень владения технологиями. А педагогам старой формации особенно сложно отказаться от привычного места учителя в классе и стать фактически тьютором.

Кроме того, не все могут отказаться от поурочного планирования занятий в пользу курса с индивидуальным сопровождением учеников. Это требует формирования абсолютно нового мышления.

Уроки кверху ногами

Учитель географии Лицея № 1553 им. В.И.Вернадского

В любви и на войне все средства хороши — это касается и внедрения новых методик в школьном образовании. Учитель должен быть и акробатом, и жонглером, и укротителем, не забывая при этом смешить публику.

По своей сути уроки литературы изначально «перевёрнуты»: обсуждаем и разбираем мы то, с чем ознакомились вне аудитории. Но и на любом другом уроке давно применяются методы, когда ученик идёт «на опережение». Подготовка к деловой игре или семинару всегда связана с самостоятельным изучением нового для обсуждения в классе.

Другой вопрос — использование учительских подкастов. На мой взгляд, в настоящих российских условиях идея прекрасна, но вряд ли реализуема. Не из-за технических трудностей — подкаст записать можно и на смартфон. Скорее, неготовность ни ученика, ни учителя. Как разовое мероприятие — да. Как система — пока нет. Для самостоятельной работы вне стен школы ученика нужно сперва мотивировать: заинтересовать не в оценках и баллах, а в необходимости знания.

Для «перевёрнутого урока» нужно хорошенько перевернуть сознание и учителя, и ученика. Ну и не стоит забывать ещё одну вещь, которую частенько оставляют за скобками, радуясь новым методикам. Обсуждение всегда требует грамотного ведущего, в роли которого учитель и выступает. 40-45 минут можно продуктивно подискутировать и пообсуждать. Даже провести несколько дискуссий. Но когда в день шесть-восемь уроков (шесть-восемь дискуссий) — это колоссальное эмоциональное напряжение. Поэтому, подводя итог, хочу сказать следующее. Идея перевёрнутого урока с учительскими подкастами мне весьма импонирует как учителю, так и «вечному студенту». Но она не может служить панацеей от всех бед, как и никакая другая методика вне огромного комплекса образовательных методик и мероприятий.

Уроки кверху ногами

Учитель истории лицея НИУ ВШЭ

Казалось бы, для нашего века технологий модель перевёрнутого урока оптимальна. Даёшь детям в качестве домашнего задания видео, которых в интернете целая тьма — только выбери. А после уже на уроке, когда потребность в пересказе пройденного материала отпадает сама собой, вы занимаетесь решением конкретных задач, пытаясь применить полученные дома знания на практике. Но почему-то я до сих пор не знаю ни одной школы, которая в разработке своих программ следовала бы только этой методе. Хотя, повторюсь, доступ к необходимым для этого инструментам открыт для всех и каждого. В чём же дело?

Первое. Больше половины учителей в современной школе принадлежат к старшей возрастной категории. Кто-то может связать этот факт с компьютерной малограмотностью школьных учителей, но я, скорее, не соглашусь с этим и скажу о другом. Напротив, преимущества интернета уже давно дошли до своего адресата. Только это не решило основной проблемы: многие учителя не готовы полностью выносить изучение материала за пределы урока, поэтому даже если они используют найденные материалы, то делают это прямо на уроке, запуская видео вместо собственной лекции.

Второе. Немногие школьники готовы подолгу разбираться с домашним заданием. На моей памяти не было ни одного урока, чтобы к нему подготовились без исключения все, но тут ситуация осложняется, ведь просто посмотреть видео недостаточно. Порой его нужно пересмотреть, и не один раз, чтобы полностью овладеть материалом. А для этого нужно быть человеком осознанным, и это уже в малом возрасте. Воспитывает ли наша школа подобную «характеристику» — отдельный вопрос, и мы сейчас не о нем.

Речь о том, что выполнение самого действия, домашнего просмотра тематического видео, часто подменяет саму задачу — разобраться с темой благодаря видеоуроку. В результате на уроках заново приходится обсуждать все те же сюжеты. То есть даже в случае применения модели «перевёрнутого урока» эффективность работы не сильно меняется и материал всё так же считается «пройденным».

Конечно, всё очень зависит от самой школы, её политики, педагогов и детей. ФГОСы не слишком строго регламентируют процесс обучения, поэтому вся ответственность за этот процесс ложится именно на их плечи. Тем не менее, мне кажется интересным факт, что ни одна из школ, лидирующих в рейтинге образовательных учреждений столицы, не может похвастаться тем, что полностью перешла на эту модель.

Инновационная модель обучения «Перевёрнутый класс»

Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель – направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.

Для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». И здесь на помощь приходят информационные технологии. Один из путей их применения – смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.

Смешанное обучение – это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «Перевернутый класс», где «перевернутым» становится сам процесс обучения.

Родоначальниками модели «Перевернутого класса» считаются два американских педагога – Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.

Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с лекционным (теоретическим) материалом и презентациями дети знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в Интернете, а традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, участвуя в индивидуальной и групповой деятельности, общаясь с одноклассниками и педагогом. Другими словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом рассмотрения в классе.

Среди популярных форм классной работы в такой модели – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.

Зачем педагогу «переворачивать» обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которыми педагогу сталкивается в ежедневной работе с учащимися?

Во-первых, педагоги в своей профессиональной деятельности сталкиваются с рядом проблем, которые невозможно или трудно решить в рамках традиционного урока:

  • пассивность учащихся, их нежелание самостоятельно работать;
  • многие ученики нацелены исключительно на зазубривание учебного материала: вызубрил, ответил и забыл;
  • у педагога практически нет времени для того, чтобы уделить внимание отдельным ученикам, осуществить индивидуальный подход, так как нужно провести опрос, поставить отметки, а потом значительную часть времени посвятить объяснению нового материала;
  • ограниченные возможности использования в качестве средств обучения смартфонов, планшетов, ноутбуков, которые уже есть почти у каждого ученика. Часто их использование запрещается педагогом и др.

Во-вторых, на обычном уроке трудно достичь высокого уровня владения учащимися материалом. Американский психолог Б.Блум в своей пирамиде целей выделил 6 уровней: знание (перечисляет, воссоздает, показывает, представляет, демонстрирует, вспоминает); понимание (объясняет, описывает своими словами, обосновывает, приводит примеры); применение (использует, решает, экспериментирует, делает прогноз); анализ (анализирует, находит связь, классифицирует, упорядочивает, сравнивает, группирует, систематизирует); синтез (обобщает, конструирует, комбинирует, интегрирует, создает, выражает гипотезу); оценка (критически оценивает, выбирает, тестирует, делает выводы, принимает решения).

Какого уровня пирамиды достигают ученики, которых учат традиционно? В большинстве – второго. Фокус внимания учителя и учеников сосредоточены на более низких ступенях. Главное для педагога на уроке – чтобы ученики запомнили и поняли. На большее не хватает времени. Если же учитель пытается поднять учеников выше с помощью домашних заданий, то самое сложное (применение, анализ, синтез и оценка) им приходится делать самостоятельно. Нужно ли в этом случае удивляться, что многие учащиеся просто не могут выполнить домашние задания, списывают, если есть у кого, ограничиваются только тем, что вызубрили содержание параграфа, чтобы ответить на репродуктивные вопросы после него. В результате демонстрируют низкое качество знаний.

В-третьих, традиционное обучение ограничивает возможности реализации компетентностного подхода, потому что слабо справляется с формированием и развитием у учащихся актуальных в XXI веке компетенций, которые необходимы для успешной учебы и работы:

  • творческий подход и новаторство;
  • способность решать проблемы;
  • коммуникабельность и сотрудничество;
  • информационная и медиаграмотность;
  • гибкость и способность к адаптации;
  • инициативность и самостоятельность;
  • способность делать выбор и ответственность;
  • лидерство и др.

Исходя из вышесказанного, педагоги подошли к тому, что обучение стоит «перевернуть».

Обучение в рамках модели «Перевернутого класса» происходит следующим образом:

1. Педагоги готовят несколько видеолекций в неделю (это могут быть и готовые материалы из сети Интернет).

2. Обучающиеся смотрят данные видеолекции дома. Особенности просмотра видеолекций заключаются в следующем:

  • ученик осваивает материал в индивидуальном темпе;
  • отсутствуют временные ограничения;
  • возможность общаться со сверстниками и педагогом, используя систему онлайновых дискуссий.

3. Урочное время используется для выполнения практических работ или другой учебной деятельности.

Обучающиеся могут делиться на мини-группы не только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть, читать или писать. Сначала нужно использовать те навыки, которые у них наиболее развиты: условных «читателей» садят вместе читать книги, «писатели» будут делать какие-то пометки, а предпочитающие визуальный контент — смотреть видео. Затем следует пробовать развивать и другие способности: группы можно перемешать, таким образом у детей откроются иные перспективы мышления и восприятия информации.

Возможно ли такое в рамках традиционного урока? Конечно, но с определенными ограничениями.

Преимуществами модели «Перевёрнутого класса» является то, что:

  • педагоги располагают большим временем, чтобы помочь обучающимся, объяснить разделы, вызвавшие затруднение;
  • ученики, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке, так как традиционное домашнее задание делается в классе, при поддержке и помощи учителя;
  • обучающиеся не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его, после просмотра видеоматериала дети записывают возникшие вопросы, и педагог разбирает эти вопросы отдельно,
  • педагог на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса;
  • использование образовательных возможностей Интернет пространства, общения между учащимися способствуют формированию у детей критического мышления, ответственности за собственное обучение, других интеллектуальных способностей и ключевых компетенций.

Вместе с тем есть препятствия и ограничения по применению модели «Перевернутого класса». Самое главное – это стереотипы, которые сложились у педагогов и руководителей относительно того, как надо учить детей. Перейти на новый метод обучения не так просто. Нужна определенная смелость и мужество, чтобы сказать себе: «Я могу учить по-другому, более эффективно». Ограничение заключается ещё и в том, что пока не все обучающиеся имеют технические возможности для изучения теории посредством Интернет, но эта проблема постепенно решается.

Безусловно, обучение в рамках модели «Перевернутого класса» требует от педагога дополнительной подготовки, особенно на первых порах. Когда учитель только начинает организовывать подобную работу, необходимо учесть, что:

  • каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы следует сопровождать четкими учебными целями и поэтапной инструкцией;
  • обязательно нужно сопровождать каждое учебное видео заданием (если видео не содержит задания, то следует предложить ученикам составить несколько вопросов к видео, это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео);
  • нужно привлекать учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.

Где взять видеолекции? Учебное видео по теме можно сделать самим или найти в Интернете. Например, существует некоммерческий проект Академия Хана, созданный американцем Салманом Ханом с коллекцией из более чем 4200 бесплатных лекций, которые переведены на разные языки, в том числе и на русский.

Следует помнить, что изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от нее «шагать в ногу». Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательного процесса – и те, кто учит, и те, кто учится.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит множество требований, имеющих непосредственное отношение к обучению в рамках модели «Перевернутого класса»:

  • учащиеся должны использовать в процессе обучения технологические инструменты, а также «персонализировать учебное пространство для углубления знаний»;
  • учащиеся должны понимать специфику обучения в цифровом мире и действовать только безопасными и законными методами;
  • при изучении материала учащийся должен мыслить критически;
  • важно не только изучить существующие материалы, но и уметь «решать проблемы путем создания новых решений».

Таким образом, переход к модели «Перевернутого класса» является переходом от главенства педагога к главенству ученика. Становится возможным более тесное сотрудничество во время образовательного процесса. Обучающиеся перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Модель позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний.

3. Крылова А. С. Формирование ИКТ-компетентности в процессе реализации образовательной модели «Перевернутое обучение»// Academy 2016, № 1(4).

4. Смешанное и корпоративное обучение («СКО-2007»): Труды Всероссийского научно-методического симпозиума/ под общ. Ред. Грекова А. А. – Ростов н/Д, 2007.

5. Адамбекова Б. М. BLENDED LEARNING.  Режим доступа: http://portal.kazntu.kz/files/publicate/2013-02-26-10649_0.pdf

6. Инновационный проект по апробации и внедрению в педагогическую практику средних учебных учреждений Ростовской области технологии смешанного обучения. Режим доступа:// http://www.openclass.ru/node/430807/

Описание моделиРешаемые педагогические задачиДеление на группыЧто делают учитель и ученик на разных станцияхВиды деятельности на онлайн-станцииФормирование культуры смешанного обученияТребованияОсобенности моделиДополнительные материалыВидео с уроков в ротации станцийРотация станций на практикеОпыт применения ротации станций для повышения результатов ОГЭ Примеры сценариев уроков

Описание модели

В модели ротации станций класс делится на группы и эти группы переходят между разными станциями. Часть учащихся начинает занятие под руководством учителя, в то время, как остальные работают в группах или занимаются онлайн. Затем группы переходят на другие станции так, чтобы за время урока посетить каждую. Например, группа, работавшая с учителем, переходит на станцию проектной деятельности, где работает над коллективными проектами. Последняя станция для этой группы — станция онлайн-обучения, где дети занимаются за компьютерами или работают с планшетами.

Чаще всего используется такой вариант ротации станций: учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи.

Уроки кверху ногами

Станций может быть и две — станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить уроки проектной работы или занятия в интерактивной форме не реже, чем каждый третий-четвертый урок. Возможен и вариант с четырьмя станциями — станция работы с учителем, станция онлайн-работы, станция работы над коллективным проектом, станция индивидуальной самостоятельной работы. Количество электронных устройств равно числу учеников, делённому на количество групп. Так, классу из 27 учащихся потребуется 9 компьютеров при организации работы на трёх станциях.

Какого рода педагогические задачи позволяет решить ротация станций:— повышение учебной мотивации— повышение учебных результатов— помощь отстающим (неуспешным) учащимся— развитие успешных учащихся (подготовка к олимпиадам и расширение представлений о предметной области)

Деление на группы

Делить на группы можно по разным принципам, например:▶ готовность к уроку, что можно определить с помощью входного тестирования в начале урока или онлайн-опроса, выполненного дома;▶ успешность выполнения домашнего задания или контрольной работы;▶ наличие пробелов в усвоении предыдущих тем;▶ наличие интереса к теме урока (требуется проведение опроса).

Что делают учитель и ученик на разных станциях

Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. Максимальное влияние на качество образования оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и увеличение времени контакта учителя с учеником положительно отражаются на успеваемости. На станции работы с учителем у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе. Например, если вы работаете с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли, дать каждому ученику обратную связь по этой теме и предложить индивидуальный план работы над материалом, вызывающим затруднения.

Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся могут познакомиться с новыми материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным, чтобы обеспечить учащимся возможность достаточно глубоко познакомиться с темой. Учащийся получает доступ к материалам не только одного урока, но целой темы для того, чтобы дать возможность каждому идти в своём темпе.

Кто-то из учеников может достаточно глубоко освоить предлагаемое учебное содержание за пару уроков и остальное время посвятить углублению и работе над олимпиадными задачами, а кому-то требуется всё время потратить на базовые задания.У учащихся должен быть доступ к LMS, содержащей учебные материалы по новой теме, онлайн-задания и тренажёры с автоматической проверкой, а также различные дополнительные учебные материалы, учебные игры и др. На станции онлайн-работы обратную связь учащиеся получают от компьютера. Несмотря на наличие списка обязательных заданий, у учащихся есть возможность выбирать свой путь в онлайн-среде. Знакомство с новой темой кто-то предпочитает начинать с нового материала, а кто-то сразу же обращается к дополнительным ресурсам или пробует свои силы в выполнении заданий.Перечень необходимых для выполнения заданий или принципов их выбора обязателен, чтобы сформировать требуемые навыки. Это может быть общий маршрут для каждого — посмотреть видео, ответить на вопросы к нему, потренировать навыки на тренажёре, пройти контрольный тест, а может быть индивидуальный маршрут для каждого ученика, разработанный с учётом его потребностей и интересов. Оптимально в начале темы сообщить учащимся о навыках, которые должны сформироваться к концу изучения данной темы, критериях оценки, а также предложить набор заданий для тренировки каждого навыка с учётом уровня сложности, на котором может работать ученик (например: выполнить одно задание уровня сложности ★★★ или три задания уровня сложности ★).

Какие виды деятельности стоит перенести на онлайн-станцию

  • Быстрые диагностические тестирования, быстрые срезы. Это могут быть различные мини-тесты, которые снижают нагрузку на учителя и позволяют не проверять огромное количество листочков и тетрадок для того, чтобы на следующем уроке использовать эти результаты.
  • Контрольные и самостоятельные работы
  • Повторение изученного материала (с помощью видео, тестов и интерактивных упражнений)
  • Тренировка навыков (выполнение интерактивных упражнений)
  • Изучение нового материала (видео или интерактивные упражнения с мини тестами)
  • Подготовка к олимпиадам

Цель станции проектной работы — дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников. Как показывают исследования, обратная связь от других учащихся является одним из факторов, влияющих на рост предметных знаний учеников. Кроме того, у подростков в средней школе фокус внимания смещается с учителя на сверстников. Поэтому в 5–9 классах проектная работа и обратная связь становятся основными драйверами развития учащихся. Учащимся предлагается разбиться на группы из 2–3–4 человек в зависимости от задания, некоторые задания можно выполнять всей группой (7–10 человек). На станции проектной работы возможны разные формы применения знаний и навыков:▶ групповые практико-ориентированные задания;▶ небольшие исследования;▶ квесты;▶ настольные игры по изучаемой теме;▶ мини-соревнования и др

Формирование культуры смешанного обучения

Чтобы класс начал успешно работать в смешанном обучении, требуется время и дополнительные действия со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. Когда дети приходят в первый класс, учитель достаточно долго приучает их к правилам работы в классе, способам работы с книгой, взаимодействию с одноклассниками и др. В смешанном обучении появляются дополнительные правила работы в классе (а иногда и совершенно другие), формируются навыки самостоятельной работы в онлайн-среде, много внимания уделяется формированию навыков групповой работы и взаимопомощи. Все эти навыки пригодятся учащимся во взрослой жизни.

Требования

▶ Технические требования для реализации: наличие в классе электронных устройств (либо с доступом в интернет, либо объединённых в сеть) из расчёта одно устройство на троих детей при реализации работы на трёх станциях (одно устройство на двух детей при двух станциях, одно устройство на четырёх детей при четырёх станциях). Использовать компьютеры или планшеты дома не предполагается.▶ Требования к учителю: умение работать с малыми группами, умение реализовывать дифференцированный подход, готовность применять формирующее оцениванием, умение работать с LMS, готовность быть тьютором и фасилитатором, умение формировать учебную культуру класса.

Особенности модели

▶ Плюсы: даёт учителю возможность реализовать дифференциацию, в каждый момент времени работать с малой группой,использовать интерактивные формы работы на уроке, организовать регулярную групповую работу.▶ Минусы: если нет готовой LMS с учебными материалами по предмету, учитель должен подготовить материалы дляурока в LMS.▶ Возраст учащихся: с 1 до 8–9 классов.▶ Сложность реализации: может быть реализована одним учителем для своего предмета.

Дополнительные материалы

Ротация станций в школе KIPP LA School (США) (ссылки видео из российских школ — ниже)

https://youtube.com/watch?v=bdQp71ovw70%3Ffeature%3Doembed

Школа KIPP Comienza Preparation LA создана в 2010 году. Это типичная городская начальная школа в школьном округе Лос-Анджелеса. Более 90% детей — латиноамериканцы и школьники из бедных семей. Благодаря высококачественному смешанному обучению всего за несколько первых лет существования результаты школы стали одними из самых высоких в Калифорнии.

Видео ротации станций в российских школах

Как провести урок в ротации станцийКак проектировать урок в ротации станцийПримеры сценариев уроков

Основные идеи и факторы успеха в смешанном обученииПравить

В процессе смешанного обучения одинаково важны и онлайн обучение, и обучение с участием учителя.

Онлайн-среда предоставляет учащимся возможность самим контролировать темп, время, место и путь обучения. Это помогает развивать навыки планирования, самоконтроль и саморегуляцию, а также дает свободу. Обучение с участием учителя – важная часть смешанного обучения. Роль учителя меняется в зависимости от потребностей учеников. Ученикам младших классов необходимо практически постоянное присутствие учителя в классе. Учитель демонстрирует модели поведения и мышления, способы построения взаимоотношений. Подросткам, студентам и взрослым нужен скорее тьютор, советчик, специалист.

Интеграция опыта обучения онлайн и с учителем представляет собой активный формы работы на уроке. Такие активности должны быть ориентированными на практику. Наиболее удобный формат их проведения – в малых группах (работа над проектами, настольные игры и другое). Также возможна коллективная и индивидуальная работа над проектами.

  • Персонализация
  • Обучение, основанное на мастерстве
  • Среда высоких ожиданий
  • Личная ответственность

Также важными факторами являются: проектная работа, ориентированная на реальную жизнь и использование различных форм группового взаимодействия.

Модели смешанного обученияПравить

Существует более 40 моделей смешанного обучения, но не все они одинаково эффективны.

Самая простая для реализации модель. Она позволяет минимизировать фронтальную работу (учитель объясняет, дети слушают) и позволяет реализовать интерактивные формы работы на уроке.

Учащиеся работают дома в учебной онлайн-среде, пользуясь собственными электронными устройствами, подключенными к интернету: знакомятся с материалом или повторяют изученный. В классе происходит закрепление материала и работа с ним, которая может проходить в виде проектной деятельности, семинара или в других интерактивных формах. Эта модель смешанного обучения может применяться в школе для учеников начиная с 3-5 класса.

Наиболее эффективная модель смешанного обучения в начальной и средней школе. Требует наличия компьютеров или планшетов в классе и использования систем управления обучением (например, Moodle).

Все учащие делятся на группы по видам учебной деятельности: работа с учителем, онлайн-обучение и проектная работа. Каждая группа работает в отдельной части класса – станции. Станции имеют разные цели: работа с учителем – получение обратной связи от учителя; онлайн-обучение – развитие навыков самостоятельной работы, личной ответственности, саморегуляции, умения учиться; проектная работа – применение знаний в решении практических задач, развитие коммуникативных навыков и получение обратной связи от одноклассников.

Вместо трёх станций можно организовать две: работа с учителем и онлайн-работа; или четыре: работа с учителем, онлайн-работа, работа над коллективным проектом и индивидуальная самостоятельная работа.

Модель смешанного обучения “Ротация лабораторий” предполагает, что часть занятий у учащихся проходит в обычном классе, а на один урок они перемещаются в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают в онлайн-среде. В онлайн-среде учащиеся могут изучать новый материал, закреплять пройденный, тренировать различные навыки а также работать над собственным проектом. Если данная модель реализуется в школе, то наиболее эффективным обучение становится, когда учителя создают для детей общую по нескольким предметам онлайн-пространство. Эта модель смешанного обучения подходит для школьников любого возраста при условии, что онлайн-среда адекватна их возрасту. Примеры онлайн-сред для школьников: платформа “Открытая школа” и Академия Хана.

Эту модель наиболее эффективна для обучения школьников старших классов, студентов и взрослых, так как требует развитого навыка самоорганизации.

Преимущества и недостатки смешанного обученияПравить

Смешанное обучение сочетает в себе достоинства дистанционного и традиционного методов обучения и имеет множество преимуществ:

  • Обучение лицом к лицу дает возможность взаимодействия учащихся и преподавателя, а также учащихся между собой. В процессе совместной учёбы создается благоприятная образовательная среда, настрой на достижение результата, мотивация к учёбе. Участники процесса обучения мгновенно получают обратную связь, обсуждают материал, задают вопросы.
  • Совместное обучение и взаимодействие студентов не только увеличивает когнитивные способности, но и развивает эмоциональный интеллект учащихся.
  • С точки зрения онлайн-обучения, смешанная модель предоставляет большую свободу для учащихся: они могут сами выбирать материал, темп, время и место обучения.

Одним из препятствий внедрения смешанного обучения может быть низкий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) у обучающихся и преподавателей. Кроме того, разный уровень владения ИКТ может затруднить процесс групповой работы.

Другой сложностью может оказаться техническое обеспечение места, где проходит обучение.

  • John Watson. Blended Learning: The Evolution of Online and Face-to-Face Education from 2008-2015.
  • Минина А.А. Модель смешанного обучения иностранным языкам: преимущества и недостатки // The Business and Vocational Foreign Languages Teachers National Association.

Уже несколько лет у продвинутых преподавателей популярна новая методика — «перевёрнутый класс», или flipped classroom. Это не ученики, которые стоят на голове, а одна из моделей смешанного обучения. Дома школьники изучают теорию, а в классе отрабатывают практические навыки и задают вопросы учителю. Мы решили рассказать, кто его придумал и как методику применяют в России.

Кто и зачем придумал «перевёрнутый класс»

Обычно преподаватель на уроках в школе читает лекции, при этом на вопросы и упражнения остаётся совсем немного времени. Как всё это применить на практике, разбираться чаще всего приходится дома самостоятельно. Учёба вращается вокруг классной комнаты, где многим ученикам трудно полноценно усвоить материал.

«Большинство учителей тратят своё время на объяснение материала и доставку знаний, а времени на то, чтобы научить анализировать, оценивать и что-то создавать, тратится мало. „Перевёрнутая модель“ обучения перемещает доставку знаний в личное пространство ученика, а на практические навыки времени тратится больше», — объясняет Джонатан Бергман, один из авторов идеи «перевёрнутого класса».

Одним из адептов и основателей такого подхода можно считать Салмана Хана. Он создал ресурс с краткими видеолекциями по разным дисциплинам, которыми могут пользоваться школьники и студенты по всему миру. Принцип удалённого просмотра краткой лекции, на котором основана вся идея Хана, и лежит в основе «перевёрнутого обучения».

В 2007 году Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, учителя химии в средней школе, начали записывать свои лекции на видео, чтобы их могли посмотреть ученики, часто пропускавшие занятия. Это оказалось настолько удобным и эффективным, что они решили и дальше работать в этом направлении. По их словам, изначально они записывали лекции из эгоистических побуждений — мол, на подготовку отдельных уроков для спортсменов, которые пропустили занятия, уходило слишком много времени.

Бергман и Сэмс утверждают, что нельзя назвать создателем кого-то одного из них. Книга Flip Your Classroom: Reaching Every Student in Every Class Every Day, написанная ими в соавторстве, стала базовой для большинства западных педагогов, которые задумывались о том, стоит ли им «перевернуть класс».

Они уделяли много внимание тому, чтобы разобрать заблуждения об их системе. Например, то же видео. Многие ставят во главу угла именно использование видеоматериалов, но Бергман и Сэмс акцентируют внимание, что использование видео — это только способ, как переформатировать урок, а не обязательная составляющая.

Второй аспект — это доступность технологий. Авторы много раз говорили о том, что в 2007 году, когда они начали свой эксперимент, далеко не у всех учеников дома был высокоскоростной интернет. Но они находили другие способы передавать видеоматериалы.

Третий упрёк касался того, что система порочна с точки зрения педагогики. Бергман и Сэмс настаивают, что она не умаляет важности и значимости учителя. Наоборот, она дает учителю возможность поразмышлять, как и чему он учит детей.

Четвертый — перевёрнутая система убивает такую важную домашку! Но нет, создатели уверены, что она делает занятия дома только продуктивнее. Особенно если сравнивать её с ситуацией, когда что-то не дослушавший в классе ребёнок потом дома страдает над заданиями, которые для него слишком сложны.

Почему это работает

«Перевёрнутый класс» позволяет потратить на изучение темы ровно столько времени, сколько нужно, чтобы её понять. Ученик в любой момент может поставить запись лекции на паузу или перемотать назад. Монолог учителя в классе перемотать назад невозможно. Как говорит Джонатан Бергман, «традиционная система образования хочет, чтобы все дети двигались по страницам учебника одновременно, но это невозможно. В „перевёрнутой модели“ те, кто всё понял, просто переходят к следующей теме, а те, кто нет, тратят чуть больше времени на понимание».

Во время классных занятий дети чаще разговаривают с учителем и друг с другом, поскольку вся теория уходит на дом. При этом лекции доступны в любое время. Их можно посмотреть онлайн, даже если ученик долго болеет или не смог быть на уроке. Это же касается и учителей: их график становится более гибким.

Родителям, которые хотят больше знать об учёбе ребёнка, тоже понравится идея «перевёрнутого класса». Им будет легче оценить качество его обучения. Они тоже могут посмотреть лекцию онлайн и помочь лучше подготовиться к занятию. Кроме того, родители видят, как учитель умеет объяснять и насколько это эффективно для их ребёнка.

В чём минусы «перевёрнутого класса»

  • Не все ученики обязательны. Некоторые могут и вовсе не смотреть лекции. Нет никаких гарантий, что детям понравится такая форма обучения и что они согласятся так работать.
  • Учителям приходится тратить время на освоение новых навыков. Например, учиться делать видеоролики или готовиться к урокам, которые будут полностью состоять из дискуссий или диалогов. В итоге всё это получится интегрировать в «перевёрнутую модель», но сперва потребуются дополнительные усилия.
  • Готовиться к ЕГЭ в таком формате весьма неудобно. Учителям всё равно придётся тратить время на подготовку к Единому экзамену, и это будет мешать полностью перейти на «перевёрнутый» формат обучения.

Как применяют эту методику в России

Ришат Калимуллин, учитель истории и обществознания в селе Новая Малыкла Ульяновской области, участник конкурса «Учитель года», давно использует «перевёрнутый класс». Он рассказал, как изменился этот формат за несколько лет, почему видеолекции и подкасты — вовсе не обязательный атрибут и как ещё можно использовать flipped classroom.

1. «Перевёрнутый класс» надо вводить постепенно

Нужно, чтобы ребята были к нему готовы: нельзя просто взять и вывалить новую тему в те же видеолекции. Скорее всего, это приведёт к тому, что половина класса просто не сделает домашнее задание или не поймёт, что от них требуется.

2. Не обязательно вручную записывать видеолекции

Гораздо полезнее, когда ученики самостоятельно дома изучают тему. Изначально передо мной стояла задача — научить их знакомиться с историей в первозданном виде, а не только с помощью адаптированных текстов в учебниках.

В сельской школе трудно получить доступ к первоисточникам: здесь сложно посетить музеи, научные центры и крупные библиотеки. Поэтому я давал детям ссылку на Президентскую библиотеку имени Б. Н. Ельцина, там достаточно много неадаптированных книг. Им нужно было получить из этих первоисточников сведения, которые можно использовать на уроках.

В качестве теории я часто даю видеолекции известных учёных или учителей. Главное, чтобы это был не просто пассивный просмотр. Я стараюсь придумывать такие задания, чтобы ребята могли задать друг другу вопросы.

3. Мотивация у учеников появится не сразу

Это творческая работа, а не просто то, что они услышали на уроке и сразу же смогли использовать в задании. Для начала надо давать интересные темы, которые вроде бы нестандартны, но всё равно позволяют получить какую-то информацию. Например, я предлагал ученикам посмотреть видеолекции с интересными фактами о правителях. Причём не обязательно про политику, а, например, про их личную жизнь или происхождение.

Сейчас можно делать тесты или текстовые задания, которые проверяются автоматически. Это очень удобно и нравится детям. Они могут в любое время прорешать этот тест, посмотреть на результат, увидеть правильные ответы и свои ошибки. Я создал единую сеть, куда ученики могут загружать свои задания, а я — устанавливать дедлайны и проверять. Это тоже хорошо работает.

4. Учебник остаётся источником информации

Несмотря на то что я стараюсь давать дополнительные материалы или первоисточники, на уроке я работаю с учебником. Это важно, потому что ученики видят, как эти темы преподносятся современными историками. Учебник — квинтэссенция того, что происходит сейчас.

Он адаптирован под тот минимум, который нужно знать, а ещё под возраст школьников. Когда ученики поймут, что история и обществознание — это не скучно, у них будет мотивация. Тогда уже можно давать теорию на дом.

Есть такие примеры, когда от учебника полностью отходили в рамках «перевёрнутого класса» или какие-то параграфы из учебника изучали дома. Обычно это либо уже структурированная учителем информация, либо видеолекции по материалам учебника.

5. Доступ к ресурсам в России есть у всех

Есть такое заблуждение, что в сёлах живут как в каменном веке и там нет цивилизации. Такая проблема действительно существовала пять лет назад: когда я начинал внедрять эту методику, бывало, что у кого-то не было возможности выйти в интернет. Тогда я передавал информацию на флешках. Но сейчас это не проблема, а, наоборот, одна из возможностей для сельских ребят быть на уровне с городскими. Сейчас неравенство в доступе к образовательным ресурсам сильно сократилось. И будет сокращаться дальше.

6. «Перевёрнутый класс» — это не панацея

Как и у любого метода обучения, у него есть свои плюсы и минусы. Учитель должен продумывать, насколько та или иная тема важна в курсе, насколько эти знания можно «перевернуть». Есть некоторые темы, которые для этого просто не подходят.

От обычной классной системы полностью уйти нельзя. Всё зависит от того, что учитель видит в «перевёрнутом» обучении. Если содержательно ваши уроки от этого ничем не дополняются, то большой пользы от «перевёрнутого класса» просто нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *