Уроки кверху ногами

Стараниями прогрессивных школьных учителей процесс обучения в последние годы обогатился новыми методиками. В России всё чаще применяется технология смешанного обучения, одной из самых интересных форм которого стал перевёрнутый урок. В чём его суть, и легко ли «перевернуть» обычный класс российской школы, рассказывает Татьяна Волошко.

Перевёрнутое обучение (flipped learning) подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.

Кто это придумал

Первооткрывателями считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна. Чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителя всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции.

Уроки кверху ногами

Как это работает

Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, размещает её на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам или «сбрасывает» её на информационный носитель ученика. К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить.

Уроки кверху ногами

Плюсы «перевёрнутого урока»

1. Индивидуальный подход и обратная связь. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всему классу, при электронной форме обучения общается отдельно с каждым

2. Модель позволяет просматривать один и тот же материал столько раз, сколько необходимо ученику

3. На уроке будут разобраны все сложные вопросы

4. Учитель может организовать учебную деятельность так, чтобы найти задание для всех учеников класса

5. Освобождает учебные часы на совместную практическую работу (лабораторные работы, семинары и так далее)

6. Модель «перевёрнутого урока» можно применять в начальных, средних и старших классах

Модель «перевёрнутого обучения» не работает в том случае, если ребенок не заинтересован в самостоятельном добывании знаний или недостаточно мотивирован вообще.

В процессе перевёрнутого обучения её ни в коем случае нельзя умалять. Педагог должен вдохновить, поддержать, заинтересовать, словом, оказать всестороннюю поддержку. Именно он подводит школьников к пониманию, что самостоятельно добытые знания становятся достоянием человека.

Самая большая проблема — неготовность педагогов работать по системе смешанного обучения, в том числе низкий уровень владения технологиями. А педагогам старой формации особенно сложно отказаться от привычного места учителя в классе и стать фактически тьютором.

Кроме того, не все могут отказаться от поурочного планирования занятий в пользу курса с индивидуальным сопровождением учеников. Это требует формирования абсолютно нового мышления.

Уроки кверху ногами

Учитель географии Лицея № 1553 им. В.И.Вернадского

В любви и на войне все средства хороши — это касается и внедрения новых методик в школьном образовании. Учитель должен быть и акробатом, и жонглером, и укротителем, не забывая при этом смешить публику.

По своей сути уроки литературы изначально «перевёрнуты»: обсуждаем и разбираем мы то, с чем ознакомились вне аудитории. Но и на любом другом уроке давно применяются методы, когда ученик идёт «на опережение». Подготовка к деловой игре или семинару всегда связана с самостоятельным изучением нового для обсуждения в классе.

Другой вопрос — использование учительских подкастов. На мой взгляд, в настоящих российских условиях идея прекрасна, но вряд ли реализуема. Не из-за технических трудностей — подкаст записать можно и на смартфон. Скорее, неготовность ни ученика, ни учителя. Как разовое мероприятие — да. Как система — пока нет. Для самостоятельной работы вне стен школы ученика нужно сперва мотивировать: заинтересовать не в оценках и баллах, а в необходимости знания.

Для «перевёрнутого урока» нужно хорошенько перевернуть сознание и учителя, и ученика. Ну и не стоит забывать ещё одну вещь, которую частенько оставляют за скобками, радуясь новым методикам. Обсуждение всегда требует грамотного ведущего, в роли которого учитель и выступает. 40-45 минут можно продуктивно подискутировать и пообсуждать. Даже провести несколько дискуссий. Но когда в день шесть-восемь уроков (шесть-восемь дискуссий) — это колоссальное эмоциональное напряжение. Поэтому, подводя итог, хочу сказать следующее. Идея перевёрнутого урока с учительскими подкастами мне весьма импонирует как учителю, так и «вечному студенту». Но она не может служить панацеей от всех бед, как и никакая другая методика вне огромного комплекса образовательных методик и мероприятий.

Уроки кверху ногами

Учитель истории лицея НИУ ВШЭ

Казалось бы, для нашего века технологий модель перевёрнутого урока оптимальна. Даёшь детям в качестве домашнего задания видео, которых в интернете целая тьма — только выбери. А после уже на уроке, когда потребность в пересказе пройденного материала отпадает сама собой, вы занимаетесь решением конкретных задач, пытаясь применить полученные дома знания на практике. Но почему-то я до сих пор не знаю ни одной школы, которая в разработке своих программ следовала бы только этой методе. Хотя, повторюсь, доступ к необходимым для этого инструментам открыт для всех и каждого. В чём же дело?

Первое. Больше половины учителей в современной школе принадлежат к старшей возрастной категории. Кто-то может связать этот факт с компьютерной малограмотностью школьных учителей, но я, скорее, не соглашусь с этим и скажу о другом. Напротив, преимущества интернета уже давно дошли до своего адресата. Только это не решило основной проблемы: многие учителя не готовы полностью выносить изучение материала за пределы урока, поэтому даже если они используют найденные материалы, то делают это прямо на уроке, запуская видео вместо собственной лекции.

Второе. Немногие школьники готовы подолгу разбираться с домашним заданием. На моей памяти не было ни одного урока, чтобы к нему подготовились без исключения все, но тут ситуация осложняется, ведь просто посмотреть видео недостаточно. Порой его нужно пересмотреть, и не один раз, чтобы полностью овладеть материалом. А для этого нужно быть человеком осознанным, и это уже в малом возрасте. Воспитывает ли наша школа подобную «характеристику» — отдельный вопрос, и мы сейчас не о нем.

Речь о том, что выполнение самого действия, домашнего просмотра тематического видео, часто подменяет саму задачу — разобраться с темой благодаря видеоуроку. В результате на уроках заново приходится обсуждать все те же сюжеты. То есть даже в случае применения модели «перевёрнутого урока» эффективность работы не сильно меняется и материал всё так же считается «пройденным».

Конечно, всё очень зависит от самой школы, её политики, педагогов и детей. ФГОСы не слишком строго регламентируют процесс обучения, поэтому вся ответственность за этот процесс ложится именно на их плечи. Тем не менее, мне кажется интересным факт, что ни одна из школ, лидирующих в рейтинге образовательных учреждений столицы, не может похвастаться тем, что полностью перешла на эту модель.

Уже несколько лет у продвинутых преподавателей популярна новая методика — «перевёрнутый класс», или flipped classroom. Это не ученики, которые стоят на голове, а одна из моделей смешанного обучения. Дома школьники изучают теорию, а в классе отрабатывают практические навыки и задают вопросы учителю. Мы решили рассказать, кто его придумал и как методику применяют в России.

Кто и зачем придумал «перевёрнутый класс»

Обычно преподаватель на уроках в школе читает лекции, при этом на вопросы и упражнения остаётся совсем немного времени. Как всё это применить на практике, разбираться чаще всего приходится дома самостоятельно. Учёба вращается вокруг классной комнаты, где многим ученикам трудно полноценно усвоить материал.

«Большинство учителей тратят своё время на объяснение материала и доставку знаний, а времени на то, чтобы научить анализировать, оценивать и что-то создавать, тратится мало. „Перевёрнутая модель“ обучения перемещает доставку знаний в личное пространство ученика, а на практические навыки времени тратится больше», — объясняет Джонатан Бергман, один из авторов идеи «перевёрнутого класса».

Одним из адептов и основателей такого подхода можно считать Салмана Хана. Он создал ресурс с краткими видеолекциями по разным дисциплинам, которыми могут пользоваться школьники и студенты по всему миру. Принцип удалённого просмотра краткой лекции, на котором основана вся идея Хана, и лежит в основе «перевёрнутого обучения».

В 2007 году Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, учителя химии в средней школе, начали записывать свои лекции на видео, чтобы их могли посмотреть ученики, часто пропускавшие занятия. Это оказалось настолько удобным и эффективным, что они решили и дальше работать в этом направлении. По их словам, изначально они записывали лекции из эгоистических побуждений — мол, на подготовку отдельных уроков для спортсменов, которые пропустили занятия, уходило слишком много времени.

Бергман и Сэмс утверждают, что нельзя назвать создателем кого-то одного из них. Книга Flip Your Classroom: Reaching Every Student in Every Class Every Day, написанная ими в соавторстве, стала базовой для большинства западных педагогов, которые задумывались о том, стоит ли им «перевернуть класс».

Они уделяли много внимание тому, чтобы разобрать заблуждения об их системе. Например, то же видео. Многие ставят во главу угла именно использование видеоматериалов, но Бергман и Сэмс акцентируют внимание, что использование видео — это только способ, как переформатировать урок, а не обязательная составляющая.

Второй аспект — это доступность технологий. Авторы много раз говорили о том, что в 2007 году, когда они начали свой эксперимент, далеко не у всех учеников дома был высокоскоростной интернет. Но они находили другие способы передавать видеоматериалы.

Третий упрёк касался того, что система порочна с точки зрения педагогики. Бергман и Сэмс настаивают, что она не умаляет важности и значимости учителя. Наоборот, она дает учителю возможность поразмышлять, как и чему он учит детей.

Четвертый — перевёрнутая система убивает такую важную домашку! Но нет, создатели уверены, что она делает занятия дома только продуктивнее. Особенно если сравнивать её с ситуацией, когда что-то не дослушавший в классе ребёнок потом дома страдает над заданиями, которые для него слишком сложны.

Почему это работает

«Перевёрнутый класс» позволяет потратить на изучение темы ровно столько времени, сколько нужно, чтобы её понять. Ученик в любой момент может поставить запись лекции на паузу или перемотать назад. Монолог учителя в классе перемотать назад невозможно. Как говорит Джонатан Бергман, «традиционная система образования хочет, чтобы все дети двигались по страницам учебника одновременно, но это невозможно. В „перевёрнутой модели“ те, кто всё понял, просто переходят к следующей теме, а те, кто нет, тратят чуть больше времени на понимание».

Во время классных занятий дети чаще разговаривают с учителем и друг с другом, поскольку вся теория уходит на дом. При этом лекции доступны в любое время. Их можно посмотреть онлайн, даже если ученик долго болеет или не смог быть на уроке. Это же касается и учителей: их график становится более гибким.

Родителям, которые хотят больше знать об учёбе ребёнка, тоже понравится идея «перевёрнутого класса». Им будет легче оценить качество его обучения. Они тоже могут посмотреть лекцию онлайн и помочь лучше подготовиться к занятию. Кроме того, родители видят, как учитель умеет объяснять и насколько это эффективно для их ребёнка.

В чём минусы «перевёрнутого класса»

  • Не все ученики обязательны. Некоторые могут и вовсе не смотреть лекции. Нет никаких гарантий, что детям понравится такая форма обучения и что они согласятся так работать.
  • Учителям приходится тратить время на освоение новых навыков. Например, учиться делать видеоролики или готовиться к урокам, которые будут полностью состоять из дискуссий или диалогов. В итоге всё это получится интегрировать в «перевёрнутую модель», но сперва потребуются дополнительные усилия.
  • Готовиться к ЕГЭ в таком формате весьма неудобно. Учителям всё равно придётся тратить время на подготовку к Единому экзамену, и это будет мешать полностью перейти на «перевёрнутый» формат обучения.

Как применяют эту методику в России

Ришат Калимуллин, учитель истории и обществознания в селе Новая Малыкла Ульяновской области, участник конкурса «Учитель года», давно использует «перевёрнутый класс». Он рассказал, как изменился этот формат за несколько лет, почему видеолекции и подкасты — вовсе не обязательный атрибут и как ещё можно использовать flipped classroom.

1. «Перевёрнутый класс» надо вводить постепенно

Нужно, чтобы ребята были к нему готовы: нельзя просто взять и вывалить новую тему в те же видеолекции. Скорее всего, это приведёт к тому, что половина класса просто не сделает домашнее задание или не поймёт, что от них требуется.

2. Не обязательно вручную записывать видеолекции

Гораздо полезнее, когда ученики самостоятельно дома изучают тему. Изначально передо мной стояла задача — научить их знакомиться с историей в первозданном виде, а не только с помощью адаптированных текстов в учебниках.

В сельской школе трудно получить доступ к первоисточникам: здесь сложно посетить музеи, научные центры и крупные библиотеки. Поэтому я давал детям ссылку на Президентскую библиотеку имени Б. Н. Ельцина, там достаточно много неадаптированных книг. Им нужно было получить из этих первоисточников сведения, которые можно использовать на уроках.

В качестве теории я часто даю видеолекции известных учёных или учителей. Главное, чтобы это был не просто пассивный просмотр. Я стараюсь придумывать такие задания, чтобы ребята могли задать друг другу вопросы.

3. Мотивация у учеников появится не сразу

Это творческая работа, а не просто то, что они услышали на уроке и сразу же смогли использовать в задании. Для начала надо давать интересные темы, которые вроде бы нестандартны, но всё равно позволяют получить какую-то информацию. Например, я предлагал ученикам посмотреть видеолекции с интересными фактами о правителях. Причём не обязательно про политику, а, например, про их личную жизнь или происхождение.

Сейчас можно делать тесты или текстовые задания, которые проверяются автоматически. Это очень удобно и нравится детям. Они могут в любое время прорешать этот тест, посмотреть на результат, увидеть правильные ответы и свои ошибки. Я создал единую сеть, куда ученики могут загружать свои задания, а я — устанавливать дедлайны и проверять. Это тоже хорошо работает.

4. Учебник остаётся источником информации

Несмотря на то что я стараюсь давать дополнительные материалы или первоисточники, на уроке я работаю с учебником. Это важно, потому что ученики видят, как эти темы преподносятся современными историками. Учебник — квинтэссенция того, что происходит сейчас.

Он адаптирован под тот минимум, который нужно знать, а ещё под возраст школьников. Когда ученики поймут, что история и обществознание — это не скучно, у них будет мотивация. Тогда уже можно давать теорию на дом.

Есть такие примеры, когда от учебника полностью отходили в рамках «перевёрнутого класса» или какие-то параграфы из учебника изучали дома. Обычно это либо уже структурированная учителем информация, либо видеолекции по материалам учебника.

5. Доступ к ресурсам в России есть у всех

Есть такое заблуждение, что в сёлах живут как в каменном веке и там нет цивилизации. Такая проблема действительно существовала пять лет назад: когда я начинал внедрять эту методику, бывало, что у кого-то не было возможности выйти в интернет. Тогда я передавал информацию на флешках. Но сейчас это не проблема, а, наоборот, одна из возможностей для сельских ребят быть на уровне с городскими. Сейчас неравенство в доступе к образовательным ресурсам сильно сократилось. И будет сокращаться дальше.

6. «Перевёрнутый класс» — это не панацея

Как и у любого метода обучения, у него есть свои плюсы и минусы. Учитель должен продумывать, насколько та или иная тема важна в курсе, насколько эти знания можно «перевернуть». Есть некоторые темы, которые для этого просто не подходят.

От обычной классной системы полностью уйти нельзя. Всё зависит от того, что учитель видит в «перевёрнутом» обучении. Если содержательно ваши уроки от этого ничем не дополняются, то большой пользы от «перевёрнутого класса» просто нет.

Что такое перевёрнутое обучение

Новые технологии поменяли местами уроки и домашние задания, трансформировали роль учителя и требуют большего от учеников.

Катя Павловская для Skillbox

Уроки кверху ногами

Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании. Ведёт Telegram-канал «Работник культуры».

Из этой статьи вы узнаете:

Если объяснить упрощённо и образно, то перевёрнутое обучение — это когда классную работу ученики делают дома, а домашнюю — в классе. Чтобы познакомить с темой, ученикам дают материалы для самостоятельного изучения (видеолекции), а занятия с преподавателем служат для обсуждения темы, о которой учащиеся уже кое-что узнали, и для проверки того, насколько хорошо они этот материал поняли.

Формальное определение звучит так: перевёрнутое обучение — это педагогический подход, при котором ученики самостоятельно осваивают теорию, а на уроках создаётся групповая динамичная, интерактивная среда, где обучающиеся под присмотром учителя творчески применяют изученную теорию на практике.

Согласно знаменитой , в основе обучения лежат запоминание новой информации и её понимание. На более высоких уровнях образовательного процесса ученики применяют изученную информацию на практике и создают новые идеи на основе полученного опыта. При традиционном подходе уроки обычно посвящены именно первым этапам обучения — запоминанию и пониманию.

Уроки кверху ногами

Шесть уровней учебных целей по Б. Блуму — версия 2001 года. В классической версии 1956 года уровни располагались так: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.Инфографика: Евгений Рыбкин / Skillbox

Но времени на объяснение новой информации у преподавателя часто очень мало. К тому же, как отмечает биолог и педагог , для объяснения какой-либо идеи у учителя в любом случае есть не больше десять минут: после этого внимание слушающих переключится на что-то другое. Перевёрнутое обучение решает эту задачу и позволяет ученикам самим конструировать новые знания дома и в комфортном темпе, а на занятиях с преподавателем обсуждать и применять их.

Пионерами перевёрнутого обучения считают педагогов Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса из американского штата Колорадо. В начале 2000-х годов Бергман и Сэмс преподавали химию старшеклассникам небольшой сельской школы. Некоторые ученики частенько пропускали занятия из-за спортивных соревнований, популярных в провинциальной Америке. Чтобы они не отставали от остальных, Бергман и Сэмс решили делать видеозаписи своих лекций.

Так школьники могли осваивать новый материал дома, и эта самостоятельность пришлась им по душе. Тогда Бергман и Сэмс решили записывать на видео все свои лекции. Ученики просматривали их перед занятиями, а в классе обсуждали, насколько правильно поняли тему, проводили эксперименты, в рамках которых проверяли свои знания, и получали обратную связь от преподавателей.

Бергман и Сэмс отмечают, что были вовсе не первыми, кому в голову пришла идея поменять местами домашнюю и классную работу. В 2000 году увидела свет научная публикация «Перевернуть класс» преподавателя маркетинга из Университета Майами Гленна Платта и его коллег. В ней, похоже, впервые была озвучена идея отказаться от уроков в традиционном формате в пользу видеозаписей. Но лишь после успеха Бергмана и Сэмса этот метод стал быстро набирать популярность: только с 2012-го по 2014-й год число учителей — участников сообщества Flipped Learning Network, посвящённого перевёрнутому обучению, выросло с 2 500 до 20 тысяч человек.

Основные материалы по исследованиям и применению этого метода представлены на сайте Flipped Learning Network — главного международного сообщества, которое занимается вопросами перевёрнутого обучения. В частности, там опубликованы подробные руководства на английском языке о том, как воплотить этот подход в классе. А в 2014 году лидеры сообщества сформулировали четыре основных принципа перевёрнутого обучения.

Перевёрнутое обучение подразумевает гибкость. Это касается и учебного пространства, и сроков сдачи работ, и оценки успехов. Даже классы преподаватели часто физически перестраивают под нужды урока. Характер работы тоже влияет на обустройство помещения: например, учитель может преобразить пространство, чтобы ученикам было комфортнее работать в группе.

Перевёрнутое обучение культивирует в учениках стремление заниматься самообразованием и активно вовлекает их в процесс конструирования знаний. Акцент, в отличие от обычного образовательного процесса, делается не на учителе, а на учащихся, ведь новые знания они приобретают самостоятельно.

В класс школьники приходят уже подготовленными, это позволяет им глубже погружаться в тему. Задача учителя — придумывать для них активности, а самому занимать роль наблюдателя. Создавать разнообразные и доступные для всех занятия позволяет сбор обратной связи от учеников и анализ происходящего на уроке.

В перевёрнутом обучении материал становится основой учебного процесса. Он должен быть доступным и ценным для учеников. Педагог должен подбирать его так, чтобы ученики могли освоить новые знания собственными силами. Обычно такой контент представлен в видеоформате, но это может быть и список учебной литературы.

Хотя кажется, что учитель вроде бы отходит в перевёрнутом обучении на второй план, на самом деле его роль становится ещё значительнее. Во время уроков преподаватель постоянно наблюдает за учениками, комментирует и оценивает их работу. Он всегда приходит на помощь, когда ученики нуждаются в этом, умеет работать в условиях контролируемого хаоса, стремится к взаимодействию с коллегами, принимает конструктивную критику и постоянно совершенствует свою преподавательскую практику.

Уроки кверху ногами

Состоятельность перевёрнутого обучения научно доказана. Уже к 2017 году накопилось больше 130 рецензируемых статей об успешном применении этого подхода на разных уровнях: от начальной школы до послевузовского образования.

Американская средняя школа Клинтондейла в 2010 году была одной из самых отстающих в штате Мичиган. Тогда учителя решили прибегнуть к перевёрнутому обучению. Результаты впечатляли:

  • всего за год число не сдавших экзамен по английскому языку снизилось с 52% до 19%, по математике — с 44% до 13%, а по естествознанию — с 41% до 19%;
  • доля выпускников, поступивших в университеты, увеличилась с 63% до 80%.

В 2012 году в рамках Flipped Learning Network провели опрос, участие в котором приняли 453 учителя, о результатах перевёрнутого обучения в их практике:

  • 67% респондентов сообщили, что благодаря этому методу ученики стали лучше справляться с тестами;
  • 80% педагогов заметили, что отношение школьников к учёбе изменилось в лучшую сторону;
  • 99% признались, что собираются применять перевёрнутое обучение в новом году.

Исследования продолжаются и по сей день. Так, по словам преподавателя математики и автора книги о перевёрнутом обучении , он всего за одно утро получил уведомления о трёх исследованиях этого подхода, пока писал о нём статью для Educause.

Представители Университета штата Айдахо в Бойсе выделяют два основных недостатка этого учебного подхода. Во-первых, преподавателю придётся тратить больше времени на подготовку к урокам: и готовить материалы для самостоятельной работы учеников, и планировать ход дискуссий при очных встречах. Во-вторых, вполне возможно, что слабо мотивированные ученики просто не будут заниматься самостоятельной работой и придут на уроки неподготовленными.

Среди других недостатков этого типа обучения отмечают отсутствие мгновенной обратной связи: ведь только на обсуждении ученик сможет проверить, правильно ли он понял материал. Не говоря уже о том, у школьников может попросту не быть компьютера с быстрым интернетом или необходимой техники для просмотра материалов к уроку.

Уроки кверху ногами

Простую инструкцию из шести шагов предлагает Университет штата Мичиган.

1. Подготовьте план

Определите, какую часть урока вы хотите «перевернуть» (перевести на самостоятельное изучение). Продумайте примерные цели урока и подготовьте его план.

2. Сделайте видеозапись

Запишите лекцию или теоретический материал урока на видео. Упомяните всё то важное, что озвучили бы на обычном занятии. Но прибегать к видео стоит только в тех случаях, когда это будет уместным и послужит образовательным целям не хуже, чем традиционный урок.

3. Поделитесь материалом

Отправьте видео ученикам. Чётко донесите до них, что вся информация из видео будет обсуждаться на следующем уроке.

4. Обсудите материал

На очередном уроке поговорите с учениками о просмотренном ими материале и помогите им углубить знания по изучаемой теме.

5. Используйте групповые активности

Поделите класс на группы и дайте им задания, например: сочинить стихотворение, придумать пьесу или снять видео на тему урока. Это самый эффективный способ применить и обсудить предложенный им материал.

6. Снова соберите учеников

Попросите участников каждой команды поделиться результатами своей работы с другими группами. Задавайте вопросы и вместе углубляйтесь в предмет.

Когда каждый шаг выполнен, нужно проанализировать произошедшее, исправить то, что требует корректировок, и с учётом первого опыта повторить шаги заново. Кстати, в этом процессе могут быть полезны и другие практики, например, перекрёстное обучение — в этом случае ученики объясняют изученные концепции друг другу. Кроме того, перевёрнутое обучение можно совместить с проблемно-ориентированным, когда уроки посвящены решению проблем реальной жизни.

Разработать собственное «перевёрнутое» занятие поможет подробная инструкция Университета Нью-Йорка, где приводятся полезные практические советы. Например, её авторы предлагают дополнительно мотивировать учеников подготовиться к уроку: задать им открытые вопросы по изучаемой теме до встречи в классе (чтобы они пришли уже с самостоятельно найденными ответами) или попросить подготовить к предстоящему уроку презентацию. Поиск примеров, которые станут иллюстрациями к изучаемой теории, тоже может подтолкнуть школьников к самостоятельной работе.

Кроме того, в инструкции можно найти информацию по активностям, которые помогут включить учеников в работу, на это предлагается отвести десять минут занятия. Так, педагог может узнать, насколько успешно ученики справились с самостоятельной работой, чтобы определить повторяющиеся вопросы и пробелы в знаниях. Другой вариант — провести опрос по темам, которые ученики разбирали дома, с оценкой или без неё, это поможет настроиться на работу в классе. В руководстве также есть полезные лайфхаки по выбору подходящих форматов для самостоятельного изучения, преподавательские стратегии и варианты оценки знаний.

Уроки кверху ногами

С распространением технологий в образовании меняется и само современное обучение на всех уровнях. Традиционный учебный процесс, ориентированный на учителя, уступает место совместному обучению, где ученик активно взаимодействует с преподавателем и другими учениками.

Один из способов сделать свое обучение более ориентированным на ученика – это использовать “перевернутый” урок. Подобное обучение возможно реализовать как в традиционных классах, так и онлайн.

Что такое перевернутый урок?

Первыми применили модель “перевернутого” урока Аарон Саннс и Джонатан Бергман. Они начали предлагать отсутствующим ученикам онлайн-лекции, которые те могли смотреть дома или из любого места, где у них был доступ к Интернету. Вскоре они поняли, что если все их ученики могут делать это из дома, им не нужно будет читать лекции на уроке. Вместо этого время можно было бы использовать для расширения содержания посредством совместного обучения и упражнений на закрепление темы.

Так в “перевернутом” уроке изучение теоретического материала и выполнение домашнего задания по нему меняются местами. Ученики просматривают лекции перед уроком в качестве домашнего задания. Время на уроке посвящено обсуждениям, интерактивным упражнениям и самостоятельной работе, которая раньше выполнялась бы дома – все под руководством преподавателя, который присутствует и готов ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть. Этот метод настраивает ученика на успех.

Материалы, рассмотренные перед занятием, могут иметь форму записанных лекций, видео, заданий по чтению, видеотрансляций – любого материала, который преподаватель задаст для изучения по рассматриваемой теме.

Модель “перевернутого” урока эффективна даже в самых сложных классах и группах. Она помогает сократить количество отстающих учеников, помогает глубже понимать изучаемый материал и активно участвовать в работе на уроке.

Как “перевернутый” урок способствует обучению учеников?

В отличие от традиционной модели урока, в перевернутом ученики учатся самостоятельно. Предоставляя онлайн-лекции, преподаватели дают учащимся возможность учиться в удобном для них темпе. Как только ученик усвоит тему, он может двигаться дальше. Кроме того, не останутся без внимания и те, кому необходимо больше времени для усвоения темы.

Это означает, что ученики не работают в одной и той же области одновременно на занятии и за его пределами. В “перевернутом” уроке преподаватель становится сторонним проводником, действуя скорее как наставник, помогая и направляя небольшие группы и отдельных лиц к успеху в обучении.

7 главных преимуществ “перевернутого” урока

“Перевернутый” урок имеет много преимуществ. А именно:

  • Больше никаких долгих и утомительных домашних заданий. У учеников больше времени для семьи, друзей и внеклассных мероприятий.
  • “Перевернутый” урок способствует сотрудничеству учеников и помогает лучше закрепить изучаемый материал.
  • Позволяет создать среду, ориентированную на учащихся.
  • Теоретические видеолекции, которые ученики изучают дома – короткие, обычно не более 10 минут, что позволяет им оставаться вовлеченными и заинтересованными.
  • Преподаватели доступны для общения с учениками один на один.
  • Гибкость обучения – каждый работает в своем темпе. Ученики могут перематывать и воспроизводить видео столько раз, сколько необходимо, чтобы лучше усвоить сложные темы и понятия.
  • Ученики берут на себя ответственность за свое обучение.

5 главных недостатков “перевернутого” урока

Вот недостатки, с которыми могут столкнуться некоторые преподаватели при использовании “перевернутого” урока.

  • Некоторые ученики могут быть ограничены в технологиях, необходимых для обучения (Интернет, компьютер или ноутбук).
  • Нет гарантии, что ученики будут смотреть онлайн-лекцию дома и придут на занятия подготовленными. Успех “перевернутого” урока зависит от участия учеников.
  • Некоторым может не понравиться идея перевернутого “урока”. Преподаватели должны быть готовы встретить некоторое сопротивление.
  • Хотя каждый ученик может работать в своем темпе, это приводит к увеличению нагрузки на преподавателя. Необходимость управлять несколькими учениками, выполняющими несколько заданий в рамках нескольких тем, может занять много времени.
  • Стандартизованное тестирование может стать проблемой в рамках “перевернутого” урока. Значительную часть учебного времени преподавателя необходимо выделить на подготовку к тестированию, которое выбивается из стандартов данного типа урока.

Внедрение “перевернутого” урока в ваше обучение

Скорее всего, ваши ученики годами учились традиционно. Внезапное переключение на подход “перевернутого” урока без четкого набора ожиданий может помешать их успеху или заставить вас отказаться и вернуться к традиционным методам обучения. Избегайте ловушек, уделяя время планированию и подготовке перед каждым уроком ​​и применяя эти 6 полезных советов.

Последнее, что вам нужно – это шокировать учеников кардинальной сменой подхода к обучению. Установите дату как минимум за месяц, чтобы вы и ваши ученики могли подготовиться и с нетерпением ждать важного дня.

Не все любят перемены, включая учеников. Важно, чтобы ваши учащиеся были замотивированы и позитивны, когда вы будете вводить “перевернутые” уроки. Вовлеките учеников в планирование и подготовку к дню введения и предложите открытое обсуждение того, что они думают по этому поводу и каковы ваши ожидания.

В модели “перевернутого” урока преподаватель занимает позицию наблюдателя. Поэтому отойдите в сторону и просто наблюдайте.Создавая среду, в которой учащиеся учатся друг у друга и в своем собственном темпе, преподаватель становится проводником, предлагая больше времени для индивидуального наставничества и руководства в малых группах.

Если хотя бы один ученик не может получить доступ к предварительно записанной лекции, “перевернутый” урок не состоится. Если у учащихся нет доступа к Интернету дома и они не могут пользоваться базой знаний на регулярной основе, предоставьте этому учащемуся время на уроке для просмотра материалов, если обучаете в оффлайн.

Учитывая командную работу и совместное обучение, которые происходят на “перевернутом” уроке, преподавателям необходимы оценки, ориентированные на работу команды.

В “перевернутом” обучении учащиеся должны прийти на урок уже будучи подготовленными по теме дня. Чтобы учащиеся постоянно выполняли «домашнее задание», дайте им стимул. Во-первых, делайте видео короткими, в идеале 5-7 минут.

Также подумайте о геймификации своего обучения. Предлагая среду, в которой участие и оценки приводят к получению уровня и присвоению титулов, учащиеся будут приходить на урок возбужденными, мотивированными и хорошо подготовленными.

“Перевернутый” урок, безусловно, будет сильно отличаться от традиционного. Вместо того, чтобы ученики сидели и слушали лекцию, которую читает им преподаватель, они активно работают в парах или самостоятельно. За время такого урока ученики могут обращаться за информацией к книгам, Интернету или к другим ученикам.

Хотя “перевернутый” урок может показаться хаотичным и беспорядочным на первый взгляд, действия и совместная работа в его рамках, являются прямым результатом обучения учащихся. Получите удовольствие, подготовив группу к изменениям, создав возможности для группового и индивидуального обучения и не забудьте привлечь учеников к разработке “перевернутого” урока.

Преподаватели, которые планируют вводить “перевернутый” урок в свое обучение должны подумать о технологиях, которые необходимы для предоставления контента курса своим ученикам. Лекции, видео, теоретические материалы для такого типа обучения лучше загрузить на специальную онлайн-платформу АнтиТренинги, которая позволит проходить обучение в любое время и в любом месте.

Поделиться видеоуроками непосредственно перед занятием и посвятить на встрече время практике и обсуждениям. Это основной принцип «перевернутого» урока.

Поначалу все вроде бы довольно просто. Однако при детальном разборе становится понятно, что из этого основного условия вытекает множество уникальных и интересных форм данного типа занятий, начиная от стилей преподавания, информационных ресурсов, взаимодействия учеников и т.д.

Примеры, представленные ниже, иллюстрируют уникальные модели того, как преподаватель может видоизменить свои занятия.

Стандартный «перевернутый» урок

Ученикам дается домашнее задание по просмотру видеоурока и чтению учебных материалов, имеющих отношение к занятиям следующего дня. Во время занятий ученики практикуют то, что они узнали в ходе выполнения домашних заданий, а их преподаватели освобождаются для работы с учениками в индивидуальном формате.

«Перевернутый» урок-обсуждение

Преподаватели задают ученикам до занятия просмотреть видеоуроки, короткие видеоролики (например, на YouTube), а также почитать определенную литературу, которые связаны с темой занятия. Затем время на занятии посвящается обсуждению и изучению темы. Это может быть особенно полезным подходом в предметах, где большую роль играет контекст, например, история, искусство или английский язык.

«Перевернутый» урок-демонстрация

Особенно для тех тем, которые требуют от учащихся запоминания и точного повторения действий (например, математика) очень полезно иметь видео с подробной демонстрацией, чтобы иметь возможность пересматривать столько раз, сколько это нужно. В этой модели преподаватель использует программу  для записи экрана, чтобы продемонстрировать деятельность и ученики смогли повторить все в своем собственном темпе.

Ложно «перевернутый» урок

Принцип этой модели заключается в том, что ученики смотрят видеоурок непосредственно в рамках занятия. Ученик может просматривать материалы в своем собственном темпе, а преподаватель в это время переходит от ученика к ученику, предлагая индивидуальную поддержку.

Групповой «перевернутый» урок

Эта модель добавляет новый элемент, помогающий учащимся учиться друг у друга. Занятие начинается так же, как и другие, с видеолекций и других ресурсов, которые дает изучить преподаватель перед уроком. Изменения происходят, когда ученики приходят на занятие, объединяясь для совместной работы над заданием на этот день.

Этот формат побуждает учеников учиться друг у друга и помогает им  не только узнать, какие ответы являются правильными, но и как на самом деле объяснить сверстникам, почему эти ответы верны.

Виртуальный «перевернутый» урок

«Перевернутый» урок может полностью избавить от необходимости проводить аудиторные занятия. Некоторые преподаватели делятся с учениками видеоуроками, проверяют домашние задания и выставляют оценки с помощью системы управления онлайн-обучением (например, АнтиТренинги, Moodle LMS). А в случае необходимости ученики могут прийти в рабочее время преподавателя или любое другое запланированное время для небольшой индивидуальной консультации, в зависимости от своих индивидуальных потребностей.

Ученик и преподаватель меняются местами

Все видео для «перевернутого» урока не обязательно должны быть созданы преподавателем. Ученики также могут записывать видео, чтобы лучше продемонстрировать свои навыки.

Например, дайте задание ученикам заснять свои действия на практике, чтобы продемонстрировать компетентность, или попросите каждого из них снять себя в роли преподавателя, который рассказывает новую тему другим ученикам и самому преподавателю.

В качестве вывода

Все модели «перевернутого» урока разные и  отличаются различными уровнями использования технологий и мотивации учеников. Кроме того, преподаватели должны заново научиться действовать в качестве «наставника на стороне», а не «мудреца на сцене» – и это требует времени.

Но многие эксперты считают, что преимущества «перевернутого» урока стоят затраченных усилий. Согласно статистике из преподавателей, которые стали использовать в своей практике «перевернутый» урок, 67% заявили о повышении результатов тестирования; 80% сообщили об улучшении отношения учеников, а 99% сказали, что они продолжат использовать «перевернутые» уроки и в дальнейшем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *