Утверждена обновленная форма федерального статистического наблюдения 1-ПК “Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам”

Краткий статистический сборник содержит основные показатели, характеризующие в динамике развитие общего, среднего профессионального, высшего образования, профессионального обучения и дополнительного образования в Российской Федерации. Представлены ключевые индикаторы развития образования в странах ОЭСР. В сборнике использованы данные Росстата, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Федерального казначейства, ОЭСР, а также собственные разработки Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Россия в международных рейтингах

1. Население в цифровой реальности

1.1. Доступ к интернету в домашних хозяйствах

1.2. Доступ к интернету в домашних хозяйствах

1.3. Соотношение тарифов на услуги доступа к интернету

со среднедушевыми денежными доходами населения

1.4. Использование интернета населением

1.5. Использование интернета населением

1.6. Использование интернета населением по странам: 2016

1.7. Использование мобильных устройств населением

для выхода в интернет

1.8. Использование мобильных телефонов (смартфонов)

1.9. Цифровые навыки населения

1.10. Цифровые навыки населения по странам: 2016

1.11. Использование интернета населением для коммуникаций

1.12. Использование интернета населением для поиска

1.13. Использование интернета населением

1.14. Использование интернета населением для поиска работы

1.15. Использование интернета населением для скачивания

1.16. Использование интернета населением

1.17. Использование интернета населением

1.18. Использование интернета населением для осуществления

1.19. Факторы, сдерживающие использование

2. Электронный бизнес

2.1. Использование информационно-коммуникационных технологий

2.2. Широкополосный доступ к интернету в организациях: 2016

2.3. Доступ к интернету в организациях по странам: 2016

2.4. Предоставление работникам мобильных устройств

для доступа к интернету

2.5. Предоставление работникам мобильных устройств

2.6. Наличие веб-сайта в организациях по странам: 2016

2.7. Направления использования интернета в организациях: 2016

2.8. Использование интернета в организациях для закупок: 2016

2.9. Использование интернета в организациях для продаж: 2016

2.10. Использование интернета в организациях

2.11. Использование «облачных» сервисов в организациях

2.12. Использование «облачных» сервисов в организациях по странам: 2016

2.13. Использование RFID-технологий в организациях: 2016

2.14. Использование RFID-технологий в организациях по странам: 2016

2.15. Использование программных средств в организациях

2.16. Использование CRM-, ERP-, SCM-систем в организациях: 2016

2.17. Использование ERP- и CRM-систем в организациях по странам: 2016

2.18. Использование средств защиты информации

3. Электронное государство

3.1. Использование информационно-коммуникационных

3.2. Направления использования интернета в органах власти: 2016

3.3. Развитие онлайновых государственных сервисов по странам: 2016

3.4. Получение населением государственных и муниципальных услуг

в электронной форме

3.5. Получение населением государственных и муниципальных услуг

3.6. Наиболее востребованные населением виды государственных

3.7. Причины отказа населения от получения государственных

и муниципальных услуг в электронной форме

3.8. Онлайн-взаимодействие бизнеса с органами власти: 2016

3.9. Получение организациями сведений из Единого

государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок

3.10. Государственная регистрация результатов интеллектуальной

деятельности и прав интеллектуальной собственности организаций

3.11. Оценка бизнесом качества предоставленных государственных

4. Кадры цифровой экономики

4.1. Специалисты по ИКТ, занятые в экономике: 2016

4.2. Доля специалистов по ИКТ по странам: 2016

4.3. Доля специалистов по ИКТ моложе 35 лет по странам: 2016

4.4. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров

по основным направлениям подготовки и специальностям

4.5. Выпуск специалистов среднего звена по основным

5. Рынок телекоммуникаций

5.1. Абоненты подвижной радиотелефонной связи

5.2. Абоненты доступа к интернету

5.3. Абоненты широкополосного доступа к интернету по странам: 2016

5.4. Абоненты фиксированного широкополосного доступа к интернету

5.6. Пропускная способность интернета

5.7. Международная пропускная способность интернета по странам: 2016

5.8. Абонентская плата за доступ к интернету

5.9. Доходы от телекоммуникационных услуг

6. Сектор ИКТ

6.1. Основные показатели деятельности сектора ИКТ

6.2. Удельный вес сектора ИКТ в ВВП по странам: 2016

6.3. Удельный вес сектора ИКТ в общей численности работников

6.4. Основные показатели инновационной деятельности

организаций сектора ИКТ

6.5. Исследования и разработки в организациях сектора ИКТ

6.6. Результативность исследований и разработок в области ИКТ

6.7. Экспорт и импорт товаров и услуг ИКТ: 2016

6.8. Экспорт товаров и услуг ИКТ по странам: 2016

Агентство Smart Ranking составило первый рейтинг качества EdTech-компаний в сегменте ДПО. Аналитики изучили пакет опций, предлагаемых школами в сфере организации обучения, взаимодействия с учениками и трудоустройстве

Аналитики Smart Ranking проанализировали деятельность крупнейших EdTech-проектов в сфере дополнительного профобразования (ДПО) для составления первого рейтинга, основанного не на финансовых показателях, а на качестве обучения. Составители подчеркивают, что этот рейтинг отражает скорее качество организации обучения, то есть соответствие школ набору обязательных параметров, которые важны для потребителя.

В рамках исследования были проанализированы системы контроля качества внутри самих компаний, которые используют три основных показателя: доходимость (процент выпустившихся учеников от поступивших, COR), индекс удовлетворенности (NPS) и достижение учеником основной цели обучения, чем в сегменте ДПО являются трудоустройство или карьерные изменения. Однако в силу того, что система оценки показателя у каждой компании своя, сравнивать их напрямую оказалось невозможно. Именно поэтому была предложена система оценки по внешним критериям.

Дарья Рыжкова, основатель Smart Ranking:

«Задача максимум — составить такой же рейтинг с точки зрения результатов обучения. Пока это невозможно, поскольку все компании используют разные методики расчета доходимости (COR), индекса удовлетворенности NPS и доли трудоустроенных сотрудников. Но мы рассчитываем сделать его в будущем».

Как построен рейтинг

На первом этапе было сформулировано более 20 показателей, которые могли бы быть использованы в качестве критериев рейтинга. Основные требования — этот показатель должен быть важным для клиента и его можно получить без доступа к внутренней документации компании.

В итоговом варианте осталось 12 показателей, которые были разделены на три группы:

  • Институциональность — соответствие базовым требованиям к классическому учебному заведению, таким как наличие признаваемого диплома, курсы разного уровня и пр.
  • Учебный процесс — техническая подготовленность школы к организации учебного процесса и ответа на запросы учеников.
  • Трудоустройство — наличие системы профориентации, контакт с работодателем.

В общей сложности было проанализировано 35 EdTech-компаний — крупнейших участников рынка онлайн-ДПО. Из них в итоговый рейтинг вошли топ-15 компаний по сумме баллов, расположившиеся на 10 строчках.

Утверждена обновленная форма федерального статистического наблюдения  1-ПК “Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам”

Результаты

Рейтинг показал, что многие компании придерживаются близких стандартов, а потому логичнее говорить скорее о группах с близким или равным количеством баллов. Так, наиболее высокий результат показали Skillbox, «Яндекс.Практикум» и «Нетология».

Во второй группе по количеству баллов: «Актион», SkyPro и Elbrus Bootcamp.

Далее с равным количеством баллов идут SF Education, XYZ, «Академия Айти» и «Специалист».

Утверждена обновленная форма федерального статистического наблюдения  1-ПК “Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам”

Переход от количества

Крупнейшие игроки рынка уже давно говорят о необходимости серьезнее подходить к качеству образовательных онлайн-курсов, так как многим приходится сталкиваться с неоднозначным отношением потенциальных пользователей.

Михаил Свердлов, экс-директор по развитию онлайн-университета SkyPro:

«Мне кажется, что недоверие к онлайн-обучению — это результат социальной инерции и диванной экспертизы. Многие респонденты даже среди возраста 25–38 лет считают, что без вуза им не реализоваться в жизни. Но никто не смотрит на статистику, что 40% выпускников вузов никогда не работали по специальности».

В то же время эксперты отмечают, что ситуация постепенно улучшается.

Елена Герасимова, руководитель направления дополнительного профессионального образования «Нетологии»:

«Конечно, на степень доверия к онлайн-курсам все еще влияет репутация инфобизнесовых проектов, но время постепенно расставляет все по своим местам. Уровень недоверия пользователей к онлайн-обучению постоянно снижается, и особенно сильно это стало заметно во время ковида. Количество выпускников образовательных платформ постоянно растет, и мы видим, что онлайн-курсы меняют жизнь все большего количества людей».

Именно поэтому возникает необходимость во внешней оценке качества онлайн-школ так же, как это уже существует в системе офлайн-образования, в частности, вузов. Международный же опыт тут применим слабо, так как онлайн-образование в России является во многом уникальным. Несмотря на внешние обстоятельства оно продолжит свое развитие, а значит, вопрос качества сохранит свою актуальность.

«В условиях рыночного спада как раз те компании, которые инвестировали и продолжают инвестировать в качество своего продукта — выиграют, — убежден Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education. — Ограниченные возможности потребителя сделают его более разборчивым, а значит требования к продукту вырастут».

С этим согласен и Георгий Бабаян, основатель Elbrus Bootcamp: «Школы, которые инвестировали в качество, сейчас чувствуют себя лучше всего. В Elbrus Bootcamp, Хекслет, HTML Academy наплыв желающих получить новую профессию». По его словам, нынешняя ситуация доказывает, что в кризис люди не готовы экспериментировать и выбирают проверенные программы с предсказуемым результатом.

Антон Копылов, операционный директор Skillbox:

«В ближайшее время в EdTech мы увидим в действии понятие «маркетнормал» — это требования, которым надо соответствовать на рынке, чтобы успешно конкурировать с остальными и чтобы твой продукт покупали. Мы видели такие примеры в других сегментах, к примеру, российский FinTech и развитие банкинга или FoodTech и доставка еды), что привело к стремительному развитию качества сервиса».

Представители рынка EdTech оценивают результаты рейтинга как полезные, хотя и не достаточные для того, чтобы делать однозначные выводы.

Таблица 1. Численность организаций отрасли в России в 2018-2022 гг

Таблица 2. Численность организаций отрасли по виду в России в 2022 г

Таблица 3. Численность организаций отрасли в регионах России в 2022 г

Таблица 4. Трудовые ресурсы организаций отрасли в России в 2018-2022 гг (тыс чел)

Таблица 5. Трудовые ресурсы организаций отрасли по категориям персонала в России в 2022 г (тыс чел)

Таблица 6. Трудовые ресурсы организаций отрасли в регионах России в 2018-2022 гг (чел)

Таблица 7. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника организаций отрасли в России в 2018-2022 гг (млрд руб, тыс руб в год)

Таблица 8. Средняя заработная плата сотрудника организаций отрасли в регионах России в 2018-2022 гг (тыс руб в год)

Таблица 9. Рейтинг организаций отрасли по выручке от продаж в 2021 г (млн руб)

Таблица 10. Рейтинг организаций отрасли по прибыли от продаж в 2021 г (млн руб)

Таблица 11. Рейтинг организаций отрасли по рентабельности продаж в 2021 г (%)

Таблица 12. Численность программ дополнительного профессионального образования в России в 2018-2022 гг (тыс)

Таблица 13. Прогноз численности программ дополнительного профессионального образования в России в 2023-2027 гг (тыс)

Таблица 14. Численность программ дополнительного профессионального образования по виду обучения в России в 2018-2022 гг (тыс)

Таблица 15. Численность программ повышения квалификации по длительности программы в России в 2018-2022 гг (тыс)

Таблица 16. Численность программ профессиональной переподготовки по длительности программы в России в 2018-2022 гг (тыс)

Таблица 17. Численность программ повышения квалификации по видам экономической деятельности в России в 2022 г

Таблица 18. Численность программ профессиональной переподготовки по видам экономической деятельности в России в 2022 г

Таблица 19. Численность учащихся учреждений дополнительного профессионального образования в России в 2018-2022 гг (млн чел)

Таблица 20. Прогноз численности учащихся учреждений дополнительного профессионального образования в России в 2023-2027 гг (млн чел)

Таблица 21. Численность учащихся учреждений дополнительного профессионального образования в регионах России в 2022 г (тыс чел)

Таблица 22. Численность учащихся учреждений дополнительного профессионального образования по виду обучения в России в 2018-2022 гг (млн чел)

Таблица 23. Численность учащихся курсов повышения квалификации по длительности программы в России в 2018-2022 гг (млн чел)

Таблица 24. Численность учащихся курсов профессиональной переподготовки по длительности программы в России в 2018-2022 гг (млн чел)

Таблица 25. Численность учащихся курсов повышения квалификации по видам экономической деятельности в России в 2022 г (тыс чел)

Таблица 26. Численность учащихся курсов профессиональной переподготовки по видам экономической деятельности в России в 2022 г (тыс чел)

Таблица 27. Численность учащихся курсов повышения квалификации по категориям слушателей в России в 2018-2022 гг (тыс чел)

Таблица 28. Численность учащихся курсов профессиональной переподготовки по категориям слушателей в России в 2018-2022 гг (тыс чел)

Таблица 29. Численность учащихся учреждений дополнительного профессионального образования по источнику финансирования в России в 2022 г (тыс чел)

Таблица 30. Среднее потребление услуг дополнительного профессионального образования в России в 2018-2022 гг (акад часов на чел/год)

Таблица 31. Прогноз среднего потребления услуг дополнительного профессионального образования в России в 2023-2027 гг (акад часов на чел/год)

Таблица 32. Средние годовые затраты потребителя на дополнительное профессиональное образование в России в 2018-2022 гг (тыс руб)

Таблица 33. Прогноз средних годовых затрат потребителя на дополнительное профессиональное образование в России в 2023-2027 гг (тыс руб)

Таблица 34. Объем рынка дополнительного профессионального образования в России в  2018-2022 гг (млн акад часов)

Таблица 35. Прогноз объема рынка дополнительного профессионального образования в России в 2023-2027 гг (млн акад часов)

Таблица 36. Объем рынка дополнительного профессионального образования в регионах России в 2022 г (млн акад часов)

Таблица 37. Объем рынка дополнительного профессионального образования по виду обучения в России в 2022 г (млн акад часов)

Таблица 38. Объем услуг повышения квалификации по длительности программы в России в 2022 г (млн акад часов)

Таблица 39. Объем услуг профессиональной переподготовки по длительности программы в России в 2022 г (млн акад часов)

Таблица 40. Объем рынка дополнительного профессионального образования по источнику финансирования в России в 2022 г (млн акад часов)

Таблица 41. Оборот рынка дополнительного профессионального образования в России в 2018-2022 гг (млрд руб)

Таблица 42. Прогноз оборота рынка дополнительного профессионального образования в России в 2023-2027 гг (млрд руб)

Таблица 43. Оборот рынка дополнительного профессионального образования,  в регионах России в 2022 г (млн руб)

Таблица 44. Оборот рынка дополнительного профессионального образования по источнику финансирования, 2022 г (млрд руб)

Таблица 45. Средняя цена услуг дополнительного профессионального образования в России в 2018-2022 гг (руб за акад час)

Таблица 46. Прогноз средней цены услуг дополнительного профессионального образования в России в 2023-2027 гг (руб за акад час)

Таблица 47. Средняя цена услуг дополнительного профессионального образования в регионах России в 2022 г (руб за акад час)

Таблица 48. Выручка от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)

Таблица 49. Коммерческие и управленческие расходы в 2018-2022 гг (млрд руб)

Таблица 50. Себестоимость в 2018-2022 гг (млрд руб)

Таблица 51. Прибыль от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)

Таблица 52. Структура инвестиций в отрасль в 2018-2022 гг (млн руб)

Телефон/факс: (4852) 30-35-83, 30-56-50

Утверждена обновленная форма федерального статистического наблюдения  1-ПК “Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам”

  • Признание качества образования
  • Непрерывное образование взрослых

Утверждена обновленная форма федерального статистического наблюдения 1-ПК “Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам”

Федеральной службой государственной статистики  Российской Федерации утверждена обновленная форма федерального статистического наблюдения  1-ПК “Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам”  с указаниями по ее заполнению для организаций,   реализующих программы в сфере дополнительного профессионального образования (Приказ Росстата от 10.11.2021 № 786).

Обновленная форма 1-ПК вводится в действие, начиная с отчета за 2021 год!

Обращаем Ваше внимание, что срок подачи заполненной формы организациями сокращен почти на месяц, актуальная дата подачи формы – 20 января 2022 г.

Также существенным изменением в данной редакции формы является исключение субъектов малого предпринимательства из числа респондентов указанного наблюдения.

Алена Александровна Курочкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *