Задачи, которые ставят в тупик, встречаются часто: в быту, на работе, при управлении бизнесом. Но люди как-то справляются — порой, проявив удивительную смекалку. Многие используют как подмогу стратегию ТРИЗ
За последние сто лет учёные сделали на 90% больше научных открытий, чем за всю историю, и их задачи от этого становятся всё труднее. Привычный метод проб и ошибок перестал действовать. В середине XX века изобретатель Генрих Альтшуллер открыл новый научный метод, которым теперь пользуется весь мир.
Что такое? Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) представляет собой особый инструмент творческого развития и потенциала в целом. Суть в том, что благодаря подобному подходу люди могут находить уникальные алгоритмы для упрощения стандартных, рутинных процессов.
Как использовать? Этот метод может использоваться в самых разных сферах. Его активно применяют в рамках образовательной деятельности в ДОУ, чтобы запустить механизмы развития ребенка, направить его фантазию в нужное русло. Есть различные приемы ТРИЗ в рамках педагогики.
О чем речь? Технология ТРИЗ (аббревиатура расшифровывается как «теория решения изобретательских задач») представляет собой уникальный алгоритм, помогающий оптимизировать процесс творчества и справиться с проблемой минимальными усилиями.
На что обратить внимание? Методология основана на строго определенных принципах, привлекает только те ресурсы, которые на данный момент имеются в наличии, а для решения поставленных задач использует приемы из своего довольно обширного списка.
В статье рассказывается:
- Суть технологии ТРИЗ
- Преимущества и недостатки ТРИЗ
- Принципы технологии
- Работа по устранению противоречий
- Понятие ИКР
- Типы используемых ресурсов
- Приемы решений по технологии ТРИЗ
- Алгоритм применения ТРИЗ
- Общее между технологией ТРИЗ и креативным подходом
- Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Методы и приёмы технологии ТРИЗ в рамках педагогики
Как методы могут использовать для обучения детей.
Мозговой штурм
Мозговой штурм представляет собой коллективный поиск решения проблемы. Его участники высказывают свои идеи, среди которых затем выбираются самые оригинальные и перспективные. Такая технология ТРИЗ в детском саду используется очень часто. Это наиболее эффективный инструмент, помогающим ребятишкам найти выход из сложных, казалось бы, ситуаций.
Что требуется для проведения мозгового штурма?
На этапе подготовки:
- озвучивается проблема;
- формируются команды, участникам которых отведены свои роли;
- назначается ведущий.
На основном этапе происходит непосредственно высказывание участниками своих мыслей и идей. При этом педагог принимает все предложения ребят, не пытается их оценивать или критиковать, но поощряет и поддерживает инициативность каждого воспитанника. Суть в том, чтобы зафиксировать все, даже кажущиеся нелепыми идеи, а затем обсудить каждую. Основной этап состоит из:
- разработки;
- комбинирования;
- оптимизации идей.
Что такое ТРИЗ
ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач, оформленная в методологию, которую сейчас используют во всем мире. Автор теории — советский фантаст, инженер и изобретатель Генрих Альтшуллер, изучивший более двухсот тысяч патентов, чтобы понять, как устроен процесс изобретательства изнутри. Итоги этого изучения легли в основу концепта, который был изложен в книге.
Теория начала создаваться в середине 1940-х годов прошлого века, оформилась к концу 1970-х и представляет собой анализ того, как эффективно находить наиболее подходящее решение из возможных при минимальных затратах ресурсов. ТРИЗ предлагает структурированный подход к мышлению и ряд инструментов (приемов), позволяющих придумывать новое, находить нестандартное.
По сути, ТРИЗ помогает оптимизировать процесс творчества. В то же время, в отличие от многих систем для оптимизации тех или иных процессов — например, Entity Relationship Diagrams (ERD), ANSI, CRUD, PAOC, — методика Альтшуллера не дает готовых схем и вариантов решения, скорее, она показывает, где эти решения можно искать.
Главное преимущество ТРИЗ, как полагают практики и ученые, — в том, что методология хорошо систематизирована, воспроизводима, надежна, не зависит от психологических аспектов разных людей и дает больше знаний о том, как устроена креативность.Таким образом, применять ее можно в неограниченном числе сфер — даже в личных отношениях или в быту.
Метод считается научно обоснованным и применяется крупными организациями (в основном, при разработке продуктов в IT, маркетинге и дизайне). Для примера часто приводят Samsung, корейского техно-гиганта, внедрившего методы ТРИЗ в 1998 году и получившего к 2004 году порядка $65 млн за счет использования системы. Среди других компаний, применяющих методологию в бизнес-целях, — LG, Gillette, HP, Intel, «Русал», «Северсталь», Горьковский автомобильный завод, «Ростех», «Росатом».
Что такое противоречия ТРИЗ и как их разрешить
Последний вопрос подводит нас к реализации второго принципа ТРИЗ — о важности противоречий.Что такое противоречие? Это нестыковка желаний и возможностей или двух характеристик одной задачи («нужно сделать легкий, но при этом прочный продукт»). Именно наличие противоречий делает задачу уникальной, превращает ее в сложную или изобретательскую (требующую инноваций для решения). Кроме того, понимание противоречий помогает оценить ресурсы, имеющиеся в наличии, потому что часто противоречие и основано на недостатке чего-либо («надо повысить зарплаты, но денег на это нет», «надо перестраивать бизнес, но рынок меняется быстро, и почти нет времени»).
Какие бывают противоречия?
Административные противоречия возникают, когда нет понимания, как именно решить задачу. Например, когда способов решения существует несколько. К примеру, компании требуется создать летающую игрушку, допустим в формате Карлсона. Но как это сделать? Как сделать так, чтобы кукла взлетела, но стоила, в итоге, не как самолет? Решаются такие противоречия на основе оценки ресурсов — рассматриваются все варианты и выбирается наименее затратный со всех точек зрения путь.
Технические
Когда административные противоречия решены, возникают противоречия технические. То есть ситуация, когда улучшение чего-то одного ухудшит что-то другое. Вернемся к игрушке-Карлсону: если приделать к ней большой винт, кукла отлично летает, но персонаж при этом не похож на себя, если же винт маленький, в воздух продукт не поднимается. Это пример технического противоречия.
Физические
Физические противоречия основаны на законах природы, которые предстоит «обойти». К примеру, винт Карлсона должен быть и большим, и маленьким одновременно. Большим, чтобы кукла летала, но маленьким, чтобы выглядела достаточно эстетично. Физические противоречия часто легко разрешить, разделяя противоречивые требования во времени и в пространстве, иногда используя фазовые переходы и другие физические эффекты. Например, лопасти Карлсонова винта можно сделать «складными»: в покое они свернуты, в полете — слегка разворачиваются.
Как правильно искать противоречия?
- Нужно выбрать, какой параметр необходимо улучшить.
- Определить, изменение какого параметра поможет достичь цели.
- Подумать, что при этом ухудшится.
- Найти противоположное свойство этого элемента.
- Изменить параметр из второго шага на противоположный ему, создав обратное противоречие.
Пройдем этот путь вместе с Карлсоном.
- Нужно заставить Карлсона летать.
- Для этого нужно улучшить летные характеристики винта.
- Но при этом винт станет огромным, а персонаж изуродуется.
- Значит, винт должен стать маленьким, но тогда кукла не полетит.
- То есть нам надо сделать винт достаточно маленьким, но способным к полету.
В той ситуации, как мы написали выше, противоречия удалось разрешить благодаря стандартным приемам ТРИЗ «первого уровня» (это разнесение противоречивые требования по времени, пространству, в отношениях и решение их за счет ресурсов другой системы). Если же так поступить не получатся, можно привлечь другие детально описанные приемы ТРИЗ.
Как решать задачи в ТРИЗ
Правильного ответа у задач в ТРИЗ-педагогике нет — вариантов может быть сколько угодно. Но есть определённый метод, которому нужно следовать.
Поиск решения задачи начинается с выбора ресурса. Для решения изобретательских задач важно использовать ресурсы, которые уже есть в условии, поскольку идеальное решение ничего не добавляет извне. В ТРИЗ ресурсы делятся на следующие категории:
- материально-вещественные (вещества, предметы, деньги, товары, приборы и так далее);
- информационные (носители информации и способы её распространения);
- человеческие (непосредственно люди, мотивация, зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, стереотипическое мышление);
- время;
- пространство;
- энергия (тепловая, электромагнитная, электрическая, атомная и так далее);
- прочие ресурсы (культура, история).
Пример: Контейнеровоз не может проехать под мостом, поскольку контейнер на сантиметр выше нижней балки. Для решения этой задачи используем ресурс пространства. В шинах автомобиля находится воздух. Если немного спустить его — машина проедет под мостом.
Важно не только определить ресурсы, но и понять, что с ними делать. Использование ТРИЗ предполагает следующие принципы:
Пример: Швейцарский нож может заменить десятки инструментов, а занимает места столько же, сколько обычный складной нож.
Пример: Разделение мебельной стенки на отдельные модули упрощает транспортировку и позволяет комбинировать мебель разными способами.
Пример: Чтобы пользователи «ВКонтакте» проводили на сайте больше времени, разработчики создали алгоритм, позволяющий персонализировать выдачу новостей.
Пример: Дети часто проглатывают детали конструктора «Лего», поэтому производитель добавляет в пластмассу сульфат бария, хорошо видный в рентгеновском излучении.
Пример: Губернатор Новочебоксарска в 1994 году перед выборами устроил лотерею, где номера выигрышных билетов совпадали с номерами избирательных участков и его номером в списке. Это позволило увеличить явку вдвое, а расходы на лотерею были в три раза ниже, чем обычно тратится на предвыборную кампанию.
Пример: Если корабль получил пробоину, и часть трюма заполняется водой, нужно заполнить водой противоположную часть трюма. Корабль осядет, но не будет крениться и останется на плаву.
Пример: Вместо того, чтобы распиливать упавшую поперёк дороги секвойю, администрация Калифорнийского национального парка решила прорубить в ней тоннель, который стал местной достопримечательностью.
Пример: Чтобы снизить количество аварий, на проблемных участках трасс ставят картонные копии сотрудников и машин ГИБДД. Водители на большой скорости принимают их за настоящих и действует осмотрительней.
Пример: Поскольку постояльцы немецких отелей часто воруют вещи, на всех предметах печатается логотип гостиницы, который потом служит рекламой, а такие предметы часто переходят другим людям.
Ограничения ТРИЗ
Несмотря на огромный потенциал для использования, в ТРИЗ есть и ряд недостатков. Так, недостатком концепции часто называют то, что она недостаточно ориентирована на рынок и слабо соприкасается с понятием коммерческой выгоды. Кроме того, приемы ТРИЗ одинаковы для всех сфер жизни и не учитывают их специфику (и некоторые области, например, биомиметика или сфера услуг, все же должны слегка адаптировать ТРИЗ под себя). Отмечается и недостаточная простота в освоении.
Как появилась ТРИЗ
Изначально Альтшуллер разрабатывал методику для инженеров, чтобы помочь им решать технические задачи.
С 1946 по 1971 год Генрих Саулович исследовал более сорока тысяч патентов, чтобы понять логику изобретательства. В результате он выделил сорок приёмов, лежащих в основе любого изобретения. Так возникла теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Позже на её основе разработали универсальную систему обучения.
Теория получила признание в СССР, а затем и во всём мире. В 1989 году основана Международная ассоциация ТРИЗ. С тех пор метод используют такие компании, как IBM, Intel, Samsung, Boeing, Toyota, General Electric и NASA. Но в нашей стране во время перестройки ТРИЗ-педагогика практически перестала использоваться.
С начала XXI века обучение по ТРИЗ-педагогике в России возрождается: открываются центры для детей и взрослых, издаются методические пособия, методы ТРИЗ снова используют в продвинутых школах и вузах.
Принципы технологии
Создатель ТРИЗ, изучая множество изобретений, обратил внимание на то, что главные способы поиска решений у изобретателей — так называемый метод проб и ошибок либо перебор различных ответов. Но оба этих метода слишком затратны по времени и силам. Поэтому Альтшуллер предложил свои правила:
- Нужно соответствовать объективным законам. Ученый должен знать, что развитие каждой системы происходит не беспорядочно, а в некотором порядке, в соответствии с объективными законами. Если ученый изобретет то, что согласуется с этими законами, его изобретение будет более прочным и мощным.
- Стремиться к совершенству можно и нужно. Изобретатель должен искать способ добиться максимума, минимизируя при этом свои затраты. Лучшие решения основаны на ресурсах, уже имеющихся в данной системе.
- Важна конкретика. Ученый должен обращать внимание на нюансы и специфику системы. Лучшее решение формируется с учетом деталей.
- Еще одно правило развития систем: развитие происходит, когда система внутри себя справляется с определенным противоречием. Решение изобретателя должно тоже побеждать эти противоречия.
Принципы технологии ТРИЗ
Концепцию теории решения изобретательских задач составляют принципы:
- Целью изобретательства является получение идеального конечного результата (ИКР), достигнутого при минимальных затратах и не имеющего нежелательных эффектов. Существует три способа, помогающих добиться ИКР. Первый – убрать объект; второй – сделать так, чтобы объект все сделал самостоятельно; третий – делегировать выполнение необходимой работы другим объектам.
- Решению проблем способствуют имеющиеся противоречия. Иначе говоря, если перед человеком поставлена неординарная задача, поиск ответа на нее необходимо начинать только после того, как будут выявлены и устранены антагонизмы, придающие ей как раз такой нетривиальный вид. Ликвидируя противоречия, следует ориентироваться на одну из трех версий результата: 1 – оставить то, что было; 2 – убрать лишнее качество; 3 – добавить необходимое.
- Любой процесс может быть систематизирован, в том числе изобретательство. Это значит, что для поиска креативного способа решения задачи можно использовать известные инструменты и методики.
Если обобщить все изложенное, то технологию использования ТРИЗ можно представить следующим образом:
- формулируется задача;
- ведется поиск противоречий, которые нужно исключить, чтобы найти решение;
- определяется идеальный конечный результат;
- указываются все доступные ресурсы, требующиеся для получения результата;
- применяются описанные в ТРИЗ приемы решения задач;
- производится анализ полученного результата.
Процесс может быть выполнен одним человеком или командой. В последнем случае при поиске решения допускается применение такой известной методики, как мозговой штурм.
Суть технологии ТРИЗ
Теорию решения изобретательских задач разработали в Советском Союзе сразу после Второй мировой войны, в 1946 году. Началось с того, что Генрих Альтшуллер, который одновременно был и ученым, и писателем-фантастом, заинтересовался вопросом: что происходит, когда человек что-то изобретает. Генрих Саулович изучил десятки тысяч патентных изобретений.
Оказалось, что ученые обычно применяют всего несколько схожих приемов. Именно их описание и стало основой технологии ТРИЗ, при помощи которой изобретатель находит новые необычные способы для решения какой-либо задачи, используя при этом то, что у него уже есть в наличии, то есть не прибегая к дополнительным ресурсам.
ТРИЗ — это оптимизатор творческого поиска. Теория не предлагает изобретателю кем-то составленные шаблоны и алгоритмы как рыбу на рыбалке, а дает ему удочку.
Теория решения изобретательских задач стала довольно популярной в СССР, особенно среди «технарей». Ее даже использовали в школе и применяли на производстве.
В наше время о ней знают далеко не все. Тем не менее использование ТРИЗ технологий уже долгое время осуществляется в больших компаниях, особенно в IT-сфере, маркетинговом и дизайнерском направлениях. Самым известным пользователем ТРИЗ стал Samsung, который буквально за 6 лет применения этой теории поднял свою прибыль на 65 миллионов долларов.
Помимо «Самсунга» ТРИЗ успешно используют и другие известные компании, как российские, так и зарубежные — например, LG, Gillette, HP, Intel, «Русал», «Ростех», «Росатом».
В мире существуют специалисты по современной технологии ТРИЗ, организовавшие несколько объединений: мировую, азиатскую и европейскую ассоциации. В Соединенных Штатах есть целый Институт, названный в честь автора технологии ТРИЗ ученого Альтшуллера, в котором желающие обучаются этой теории.
ТРИЗ полезна всем, кто сталкивается с необходимостью решить изобретательскую задачу, особенно в тех случаях, когда обычные способы не подходят.
Преимущества и недостатки ТРИЗ
По результатам применения технологии ТРИЗ выявлены ее плюсы:
- помогает увидеть корень проблемы по-новому;
- не пользуется привычными методами;
- дает лучший эффект;
- помогает удобно систематизировать информацию;
- стимулирует к творчеству;
- указывает ученому на детали, которые часто не замечают обычные изобретатели, благодаря чему он верно понимает вектор своего творческого поиска;
- развивает рациональную и антиномичную логику, учит мыслить системно;
- открывает новые научные горизонты;
- помогает решить задачу быстрее и качественнее.
Однако ТРИЗ имеет не только плюсы, но и серьезные минусы, среди которых в первую очередь стоит вспомнить о ее слабой ориентированности на рыночную экономику. Изобретатели, использующие средства технологии ТРИЗ, обычно не ищут финансовую прибыль — им интересно найти красивое, простое и нестандартное решение.
Еще один минус — универсальность ТРИЗ, в любом направлении ее принципы остаются одинаковыми, без адаптации под различные сферы изобретательства. И последнее: чтобы использовать ТРИЗ, нужно иметь достаточно высокий уровень подготовки.
ТРИЗ в образовании
Еще один вариант применения ТРИЗ — в образовании. ТРИЗ-педагогика помогает развить у детей смекалку, сообразительность и самостоятельность. В системе нет оценок, правильных или неверных решений. Задачи же, которые пытаются решить ученики, могут быть как повседневными (как не промокнуть в дождь, если нет зонта?), так и связанными с учебными дисциплинами. Для того, чтобы работать с детьми по этой методике, специального образования не нужно: достаточно понимать основные принципы ТРИЗ. Впрочем, существуют и готовые программы для обучения школьников и дошколят, а также курсы для их родителей и педагогов, желающих овладеть методикой.
Приемы решений по технологии ТРИЗ
Создатель ТРИЗ внес в нее гораздо больше приемов, чем в среднем использует любой изобретатель — почти 40, правда, не все из них универсальны. Часть действительно подходит для решения любых задач, а часть — только для определенного их вида. Скажем, принцип динамичности изобретатель может применить, только если работает с техническими либо физическими противоречиями.
В технологии ТРИЗ примерами таких приемов можно назвать:
Изобретатель сегментирует, то есть разделяет систему на фрагменты. Этот прием хорошо известен в маркетинге, когда всю предполагаемую целевую аудиторию делят на сегменты и для каждого из них запускают свой вид рекламы. Скажем, женское нижнее белье покупают не только сами женщины, но и мужчины в подарок для дам. Очевидно, что для качественного влияния рекламы на потенциальных покупателей ее надо сегментировать: тогда один вид рекламы будет влиять на женщин, а второй — на мужчин.
Иногда решение достигается при помощи противоположного действия — соединения вместе однородных объектов, задач и пр. Вспомните нож-мультитул, который так удобно брать с собой в поход. В нем одновременно может быть 15 разных инструментов помимо самого ножа: отвёртка, ножницы, плоскогубцы, шило, линейка и пр.
Порой для решения задачи нужно из всех составляющих системы выделить один ее элемент как самый нужный или, наоборот, самый вредный. При помощи этого приема в середине ХХ века в Соединенных Штатах разработали устройство, отпугивающее птиц от самолетов. Для предотвращения попадания птиц в детали самолетов в аэропортах стали запускать аудио с птичьими криками, которые они издают во время бедствия.
Этот прием предполагает какое-либо непрерывное действие, которое необходимо осуществлять при решении задачи.
Постоянство полезного действия
В таких случаях важно предусмотреть, чтобы действие производилось без холостого хода и лишних действий, то есть при полной загрузке.
Этот прием учитывает те нюансы и детали, которые без применения ТРИЗ часто остаются без внимания. Конечный результат изобретения должен максимально работать на конкретные условия его применения. Скажем, человек рассылает свое резюме в разные компании, не задумываясь о том, что у каждой из них свои требования к соискателю. Для того, чтобы резюме сработало, соискателю нужно в каждом случае подчеркнуть разные качества, сделать акцент на разных этапах своей трудовой деятельности и т.п.
Иногда копия объекта по своему соотношению затраты-результат работает лучше, чем множество оригинальных объектов. Пример — чучело на огороде, которого птицы и зверьки-вредители боятся как живого человека и благодаря этому не приближаются к огороду и не наносят ущерб растущим там овощам.
Этот прием используют, когда полезно ввести в систему дополнительный элемент, работающий в качестве передатчика или другого посредника для более качественной работы всей системы.
Это еще один способ поиска нестандартного решения при помощи ТРИЗ: иногда нужно сделать что-то, противоположное изначальной задаче — заставить двигаться элемент, который должен быть неподвижным, а подвижные элементы, наоборот, сделать неподвижными.
Приемы решений по технологии ТРИЗ
У автора ТРИЗ к этому приему есть своя иллюстрация: в металлургии при создании тонких металлических стенок нужно, чтобы металл заливался в форму с очень низкой высоты — не больше 15 см, в противном случае изменятся его характеристики. Но что делать, когда отливаемая деталь имеет высоту 2-3 метра? Изобретатель использовал прием «от обратного»: металл стали сначала заливать в форму, а потом уже двигалась форма, достигая нужной толщины крупной детали.
Это тоже нестандартный прием. Что-то мешает выполнению задачи? Сделаем так, чтобы этот же элемент или качество системы приносили пользу. Бывает, что два мешающих элемента в сумме приводят к нужному результату или мешающее свойство настолько наращивается, что перестает мешать. Отличный ход как-то придумала компания IKEA.
Их сотрудник допустил ошибку и партия сумок вышла с очень заметной опечаткой. Вместо того, чтобы утилизировать бракованный товар, IKEA вышла из ситуации иначе: во-первых, они сообщили, что число этих сумок ограничено. А во-вторых, на примере этих сумок провела просветительскую акцию о том, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Пример решения задачи методом ТРИЗ
Проблема: геологи на Аляске жаловались на лис, которые перегрызали кабели от измерительных приборов.
Формулируем противоречие и цель задачи
Противоречие: Лисы не должны грызть провода, так как наносят ущерб людям. Но всё же грызут их.
Цель задачи: Сделать так, чтобы лисы не грызли провода.
Исследуем ресурсы
Ресурсы — это всё, что может быть полезно для решения. Можно использовать то, что уже есть в ситуации, и то, что можно применить с минимальными затратами.
Ресурсы: провода и любопытство лис.
Выбираем принцип решения
Используем любой из сорока приёмов ТРИЗ-педагогики. Поскольку проблема связана с живыми существами, подойдёт принцип воздействия на каналы восприятия: сбиваем любопытство лис при помощи неприятных вкусовых ощущений.
Решение: в оболочку проводов добавляется жгучий кайенский перец, и нападения лис прекращаются.
Анализируем решение
Теперь нужно ответить на вопросы:
- Насколько сложно и дорого осуществить идею?
- Задействованы ли исходные ресурсы?
- Возможны ли нежелательные эффекты?
Принципы ТРИЗ-педагогики
ТРИЗ — это система мышления, которая помогает быстро находить решение нетривиальных задач. Ученикам даются реальные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, инженеры и предприниматели.
Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения:
- Давать ученику право выбора везде, где это возможно.
- Сталкивать ученика с проблемами без чёткого алгоритма решения и верного ответа.
- Обучать через практику — эксперименты, опыты, исследования.
- Постоянно отслеживать интерес учеников и понимание ими материала.
- Стремиться к идеальному КПД — максимальной пользе при минимальных затратах.
Способы обучения ТРИЗ
Чтобы заниматься с ребёнком по ТРИЗ, необязательно иметь специальное образование. Достаточно понимать принципы системы и подходить к задачам творчески, допуская любые варианты решения.
Любую бытовую проблему можно превратить в ТРИЗ-задачу, например:
- Как измерить рост человека без линейки?
- Как приготовить пирог, не имея сахара?
- Чем забить гвоздь, если нет молотка?
С помощью принципа противоречий можно развить смекалку и научиться видеть в проблемах новые возможности. Область применения ТРИЗ неограничена, а находить занимательные задачи и решать их можно где угодно.
Для начала нужно найти единомышленников, которые готовы развивать своё творческое и критическое мышление. Вместе устраивать мозговые штурмы. Читать не только специальную литературу по этой теме, но и художественную. В ней можно найти много примеров решения ситуаций по ТРИЗ. Очень важно находить решения и ежедневно внедрять их в жизнь. Ведь ТРИЗ — это практическое изобретательство. Всё, что можно придумать с помощью ТРИЗ, должно работать здесь и сейчас. Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»
ТРИЗ представляет собой совокупность методов и приемов, помогающих в решении задач и модернизации систем. Технология использования ТРИЗ применяется для эффективного поиска ответов на самые сложные вопросы, способствует более гибкому мышлению, развитию творческих способностей.
Отдельные специалисты говорят о том, что она является отличным инструментом для совершенствования навыков креатива, поскольку не предполагает единственно верного ответа.
Методы технологии ТРИЗ используются в ситуациях, когда перед человеком встает необходимость решить изобретательскую задачу. Речь идет о проблемах, для которых не характерно использование стандартных способов решения, но имеется возможность изобрести другой эффективный путь, исключающий потери.
Практическое изучение данной теории позволило выявить ее главные преимущества:
- суть задачи может быть определена с помощью иного подхода;
- для ее решения могут и должны быть использованы нестандартные способы;
- творческая деятельность оказывается наиболее результативной;
- развивается навык систематизации полученной информации в ходе поиска решения;
- технология стимулирует развитие творческих способностей;
- при установлении направления поиска решений учитываются такие детали, на которых в обычной ситуации внимание не заостряется;
- развивается мышление: логическое, системное и алогическое;
- меняется восприятие отдельных явлений, появляется возможностей оценить их с другой точки зрения;
- расширяется кругозор;
- использование методики позволяет значительно сократить время на поиск решения задачи.
История возникновения технологии ТРИЗ
Советский ученый Генрих Альтшуллер, будучи также инженером и писателем-фантастом, еще в 1946 году озадачился изучением приемов, которые использовались изобретателями для решения тех или иных задач. В результате своих изысканий он определил 40 основных способов и дал им название «теория решения изобретательских задач».
В своих рассуждениях Генрих Альтшуллер утверждал, что при решении любой технической задачи наступает момент, когда вариантов ее ответов много, но конкретного нет. Подобная ситуация характерна для каждого изобретателя. Ученый сделал вывод о том, что при наличии ресурсов, в том числе материальных, временных, человеческих и т.п., можно найти наиболее эффективный путь решения. Тогда и ответ станет ясным.
Теория Альтшуллера легла в основу многих методик преподавания, в 80-е гг. их активно применяли в школах и на заводах. На некоторое время подобная практика утратила свою актуальность.
Но сегодня технология ТРИЗ распространена во всем мире. Ее методы и инструменты активно используются в таких крупнейших компаниях, как Samsung, Boeing, LG, Toyota, Gillette, Ford, Johnson&Johnson, Kodak и многие другие.
1998 год ознаменовался открытием Института Альтшуллера в Соединенных Штатах, направлением деятельности которого стало обучение менеджеров и инженеров.
Ежегодно проводятся тематические конференции, функционируют ассоциации ТРИЗ (Азиатская, Европейская и Международная).
Алгоритм применения ТРИЗ
К особенностям ТРИЗ технологии можно отнести не только множество приемов для использования, но и специально разработанный алгоритм для изобретателя, которому предлагается действовать последовательно:
- Ясно описать цель своего изобретения.
- Хорошо изучить систему и ее свойства.
- Обнаружить противоречие, мешающее выполнению задачи, и отнести его к одному из описанных в ТРИЗ типов противоречий.
- Дать формулировку ИКР.
- Определить, какие ресурсы имеются у изобретателя для достижения ИКР.
- Использовать оптимальный прием (приемы).
- Проанализировать, насколько предложенное решение приводит к ИКР.
Приемы решения по ТРИЗ
Всего в теории описано 40 приемов для устранения противоречий (для того, чтобы использовать эффективнее создана специальная таблица). Мы опишем лишь некоторые из них.
Принцип дробления
- Разделите объект на отдельные части.
- Или сделайте его разборным.
- Или увеличьте степень дробления объекта.
Этот прием, по данным Альтшуллера, использовался для создания пневматической шины, состоявшей из двенадцати независимых секций. Также принцип дробления (сегментации) помог повысить надежность паромов. Существовало противоречие: паром должен иметь герметичные отсеки для безопасности, но большое число мелких отсеков не позволяет транспортировать крупные грузы. Тогда было предложено решение сегментировать большие отсеки, куда помещались грузы, с помощью разного вида складных дверей.
Принцип асимметрии
- Перейдите от симметричной формы объекта к асимметричной.
- Или, если объект асимметричен, увеличьте асимметрию.
Прием асимметрии помог разрешить противоречие, с которым столкнулась компания LG: проблема возникла при проектировании нового холодильника, тогда потребовалось создать двери одновременно уплотненные для повышения энергоэффективности и слабые (легкие) для комфортного открывания. Магнит для открывания двери был прикреплен к ней асимметрично, не по всей поверхности.
Принцип объединения
- Объедините однородные или предназначенные для смежных операций объекты.
- Объедините во времени однородные или смежные операции.
Хороший пример объекта, полученного методом объединения — швейцарский нож, позволяющий производить и нарезку предметов, и открывание бутылок, консервных банок, а также ряд других операций.
Принцип «Наоборот»
- Вместо действия, диктуемого задачей, осуществите обратное действие.
- Сделайте движущуюся часть объекта неподвижной, а неподвижную — движущейся.
- Переверните объект «вверх ногами».
Альтшуллер описывает такой пример: при отливке крупных тонкостенных деталей лить металл сверху вниз в форму допустимо только с высоты 10–15 сантиметров (иначе металл потеряет нужные свойства). Как же быть, если форма высотой в несколько метров? Вариант был предложен — «идти от обратного»: залить необходимый металл, затем перемещая вокруг него форму.
Принцип «Обратить вред в пользу»
- Используйте вредные свойства для получения положительного эффекта.
- Устраните вредный фактор за счет сложения с другим вредным фактором.
- Усильте вредное качество до такой степени, чтобы оно перестало быть вредным.
Превратите «баг» в «фичу», говоря простым языком. Хороший пример того, как вред был обращен в пользу — история с сумками из IKEA. Однажды компания выпустила серию сумочек с опечаткой, это досадно, но отзыв продукции с браком привел бы к большим потерям. Тогда предприятие решило обыграть ситуацию и объявило коллекцию лимитированной, публично проведя небольшую акцию о том, что совершать ошибки — это нормально.
Теория решения изобретательских задач базируется на следующих принципах:
- Она подчеркивает, что противоречия помогают решать проблемы. Это значит, что решить нетривиальную задачу можно, только выявив и устранив основные противоречия, и сделавшие ее таковой изначально. При этом при устранении противоречий можно стремиться к трем вариантам результата: а) чтобы все осталось как было; б) чтобы исчезло ненужное качество; в) чтобы появилось новое, полезное качество.
- Она показывает, что процесс изобретательства (поиска креативного решения) хорошо систематизируется. Следовательно, есть инструменты, которыми можно воспользоваться, и которые подробно описаны.
Если кратко, то процесс решения изобретательской задачи, по ТРИЗ, выглядит так:
- Нужно сформулировать задачу.
- Нужно указать все противоречия, которые требуется устранить для решения сформулированной задачи.
- Нужно описать желаемый идеальный конечный результат.
- Нужно определиться с ресурсами, которые вы готовы выделить на достижение результата.
- Нужно применить один (или несколько) описанных в теории приемов для решения задач.
- Нужно проанализировать результаты.
Этот процесс может быть пройден как одним человеком, так и большим коллективом (например, в формате мозгового штурма).
Как правильно сформулировать задачу
Чтобы правильно поставить задачу, специалисты по ТРИЗ советуют исходить из проблемы.
Какая проблема у вас есть? Когда и при каких обстоятельствах она появилась? Что можно назвать первопричиной проблемы?
На все эти вопросы надо найти ответ. Выглядеть он может примерно так: «Проблема: низкая конверсия в продажи. Возможная первопричина: медленная обработка заявок. Задача: ускорить обработку заявок»
Далее предлагается определить, к какой сфере деятельности можно отнести задачу, — задача ли это для маркетологов, продуктологов, пиарщиков или менеджмента — и в каком ключе ее лучше решать. Быть может, существуют проверенные временем решения, которые потребуется лишь доработать? Или есть известные вам методики, которые применялись для смежных задач, но теоретически могли бы помочь и вам? Что именно делает вашу задачу уникальной? Что не позволяет вам решить ее одним из стандартных способов?
Понятие ИКР
ИКР является целью технологии ТРИЗ и не только приводит к снятию противоречий, но осуществляется без применения дополнительных ресурсов или появления у системы ненужных свойств.
Существует небольшой лайфхак для того, чтобы достичь ИКР: когда формулируется идеальный конечный результат, следует использовать слово «самостоятельно» или его разновидности («сам», «сама», «само», «сами»). Например:
- Система сама решит эту задачу.
- Система отсутствует, а ее задачи осуществляются сами благодаря дополнительным ресурсам.
- Система не нуждается в решении задач.
В итоге, если ИКР верно сформулировано, созданное изобретение не потребует дополнительных затрат и в этом смысле будет максимально бюджетным (в идеале — бесплатным).
Как это работает? Например, для космонавтов нужно разработать лекарство от «морской болезни», которой они подвергаются во время полета. Но в космосе нельзя принимать лекарство в том же количестве, что на Земле — в таких объемах оно становится опасным. Для качественного влияния на организм «земные» лекарства там нужно принимать часто и маленькими дозами. Но это мешает основной деятельности космонавтов, отвлекая их от работы.
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
ТРИЗ-изобретатель предлагает: чтобы космонавт не отвлекался на прием лекарств вовсе и в то же время чтобы дозы потребления препарата приносили только пользу, лекарство нужно принимать не внутрь, а наружно — в виде пластыря. Препарат проходит сквозь кожу, а толщина его нанесения на пластырь рассчитана, исходя из оптимальной дозы поступления в организм.
Работа по устранению противоречий
Обратим внимание на четвертое правило Альтшуллера. Действительно, изобретатель обычно ищет решение именно потому, что оно должно ответить на два (или больше) противоречащих друг другу условия. Методы ТРИЗ технологии как раз и помогают найти такое решение, которое учтет их. В ТРИЗ выделяются 3 основных вида противоречий.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Административные
Административные противоречия связаны с необходимостью выбрать одно решение проблемы из нескольких.
Работа по устранению противоречий
Допустим, в организации изобретают куклу — Карлсона, который должен летать. Условие: игрушка должна быть при этом достаточно бюджетной. Соответственно, после изучения нескольких вариантов выбирается самый экономичный.
На примере той же игрушки хорошо видны технические противоречия: чтобы Карлсон хорошо летал, ему нужен крупный пропеллер, но с таким пропеллером внешне это будет уже не тот Карлсон, к которому привыкли дети. Однако с маленьким пропеллером игрушка вообще не полетит. Для этого технического противоречия нужно найти достойное решение.
Физические противоречия связаны с действием природных законов. Скажем, к размеру пропеллера все того же Карлсона есть сразу два противоположных требования: он должен быть крупным, потому что иначе большая игрушка не полетит, но в то же время и небольшим — чтобы пропеллер смотрелся на Карлсоне гармонично. Как разрешить эту проблему?
Можно просто разделить несогласуемые условия пространственно и во времени, применяя при этом фазовые переходы и подобные спецэффекты. При таком подходе в лопасти пропеллера Карлсона добавляются детали, позволяющие их «складывать» и «раскладывать»: в обычном состоянии они выглядят меньше, а когда Карлсон летит — увеличиваются в размере. Благодаря этому мы не пренебрегаем одним из противоположных требований, а добиваемся их полноценного выполнения.
Однако физические противоречия могут быть разведены не только пространственно и во времени, но еще содержательно либо при помощи иной системы. Когда и это не помогает, нужно точно обращаться к ТРИЗ.
С обнаруженными противоречиями обычно действуют так:
- оставляют без вмешательства ученого;
- снимают противоречие так, чтобы мешающее свойство системы было устранено;
- снимают противоречие так, чтобы у системы появилось нужное свойство.
При решении задач в технологии ТРИЗ противоречие преодолевается так, чтобы достичь идеального конечного результата (сокращенно — ИКР).
Общее между технологией ТРИЗ и креативным подходом
Нестандартные решения, к которым приходят изобретатели при помощи ТРИЗ, позволяют ее сравнивать с креативным подходом. Действительно, оба эти подхода используют одни и те же методы:
- Метод аналогий, при котором сравниваются элементы системы с целью обнаружить их общие черты. В сочетании с мозговым штурмом дает очень хороший эффект.
- Морфологический анализ, позволяющий находить решения для некоторых компонентов системы с тем, чтобы потом объединить их работу.
- Метод фокальных объектов, при котором качества рандомно выбранных элементов системы переносятся на ее главный объект.
- Метод Робинзона, позволяющий найти максимум способов использования элемента системы.
- Мозговой штурм, во время которого интенсивно обсуждается поставленная задача с разрешением говорить все что угодно, без какой бы то ни было критики. Предлагаемые идеи могут выглядеть безумными, но часто из них потом вырабатываются лучшие решения.
Как известно, ТРИЗ разрабатывалась для изобретателей-технарей, но сегодня она отлично показывает себя в разных направлениях, помогая находить нестандартные способы для решения сложнейших задач. Оглядевшись вокруг, мы обнаружим, что частично приемы ТРИЗ используем и сами, и люди вокруг нас. Только часто мы делаем это спонтанно и бессистемно, а значит, нам есть что оптимизировать при помощи ТРИЗ.
Типы используемых ресурсов
Мы уже упоминали, что ТРИЗ позволяет исходить при решении изобретательских задач из тех ресурсов, которые уже есть в системе. Что это за ресурсы?
- Временные. Тут все понятно: сколько часов, дней или месяцев имеется для решения поставленной задачи.
- Информационные (книги, флешки, симки, интернет-ресурсы, социальные связи).
Типы используемых ресурсов
- Материальные и вещественные: оснащение, финансы и пр.
- Пространственные: объем, площадь и т.п.
- Гуманитарные: непосредственно люди и то, что они умеют (их способности, навыки, умения, включая органы восприятия — глаза, уши, нос, ощущающий запах, осязающие органы тела).
- Энергетические. При этом энергия может быть использована самая разная: электро- и теплоэнергия, атомная, передающаяся через звук и пр.
- Иные (культурные, имиджевые, ресурсы памяти и т.п.).