В Иркутской области прошел образовательный онлайн-семинар для педагогических работников дополнительного образования детей

Проект требования к курсу в СДО

Регламент проведения регистрации участников заочной олимпиады

Анализ эффективности принятых мер

Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки в НИПКиПРО

Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки в НИПКиПРО (видеозапись)

Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки в НИПКиПРО (презентация)

Дорожная карта развития СДО

Корпоративный университет НИПКиПРО

Проект «Корпоративный университет»

Проект концепции развития СДО в рамках ЦОС

Приказ № 803_О совершенствовании структуры и содержания сайта

Приказ №1459 от 01 октября 2021 годаО развитии системы дистанционного образования

Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей»

Концепция развития дополнительного образования детей

План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04. 2014 N 41 “Об утверждении СанПиН 2. 3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей”

Межведомственный план развития дополнительного образования детей  в Ставропольском крае на 2017-2020 годы

Методические рекомендации  по решению задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов

Методические рекомендации о порядке определения нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфередоплнительного образования детей

Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций ДО детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ

Рекомендации о недопустимости свертывания системы дополнительного образования детей

В Иркутской области прошел образовательный онлайн-семинар для педагогических работников дополнительного образования детейВ рамках мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по внедрению субъектами Российской Федерации Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей центром развития дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО 31 мая 2022 года проведен семинар по теме «Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ. Расширение тематического спектра дополнительных общеобразовательных программ согласно “Концепции – 2030”». На семинаре были рассмотрены следующие вопросы:– внесение изменений в содержание и тематику дополнительных общеобразовательных программ в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;– обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ в контексте формирования компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека;– обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ, направленных на формирование у обучающихся функциональной, технологической, финансовой, экологической грамотности. Аудитория семинара была представлена 35 муниципальными образованиями Иркутской области: дошкольные образовательные организации – 37 участников; общеобразовательные организации – 150 педагогов; организации дополнительного образования детей – 162 педагогических работника. Слушатели ознакомились с материалами стратегической сессии«Содержание и методы современного дополнительного образования», организаторами которой были Минпросвещения России, ФГБУК «ВЦХТ» – федеральный оператор мероприятий по внедрению Целевой модели в субъектах Российской Федерации в 2022 году, АНО ДПО «Открытое образование», ФИРО РАНХиГС. Участники семинара отметили актуальность, информативность, содержательность представленных материалов.

В Иркутской области прошел образовательный онлайн-семинар для педагогических работников дополнительного образования детей

К 2030 году в России полностью обновится система дополнительного образования детей и будут созданы необходимые условия для самореализации и развития молодых талантов. Это предусмотрено Концепцией развития дополнительного образования, которую утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин. Концепция будет реализовываться в два этапа: с 2022 по 2024 год и с 2025 по 2030 год. В первую очередь в рамках концепции планируется распространить целевую модель развития дополнительного образования по всей стране. Сейчас такая модель применяется в 72 регионах. Она предполагает переход на персонифицированное финансирование – выдачу специальных сертификатов, по которым ребёнок может посещать кружки и секции бесплатно. Также планируется создать новые учебные места и обновить инфраструктуру системы дополнительного образования – провести капитальный ремонт или реконструкцию зданий, закупить новое оборудование, внедрить цифровые сервисы и современный контент. Регионам на эти цели будут предоставлены субсидии из федерального бюджета. Кроме того, предполагается создание и развитие сети технологических кружков, где будут готовить будущих учёных и инженеров, открытие новых школьных музеев, театров, спортивных клубов и медиацентров. Будут разработаны новые туристические маршруты, во время которых школьники смогут познакомиться с историей, культурой и традициями своего региона. Особое внимание в концепции уделено детям с инвалидностью и их вовлечению в систему дополнительного образования. В образовательных организациях продолжится работа по созданию всех необходимых условий. К самому образовательному процессу планируется активно привлекать молодых специалистов, в том числе для обучения детей в сельской местности. Для молодых специалистов будут разработаны дополнительные меры поддержки. Утвердить Концепцию развития дополнительного образования Правительству поручил Президент по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, которое состоялось 1 июня 2021 года.

В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» сложилась система сопровождения развития профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров. Неформальным повышением квалификации работников образования можно считать участие команд образовательных организаций в реализации научно – прикладных проектов.

Научно – прикладной проект – это ограниченный по времени вид научно-педагогического проектирования, объединяющий сотрудников института и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по совместному созданию и продвижению в сфере образования уникальных инновационных продуктов, услуг, результатов.

Целью реализации НПП является решение одной конкретной научной проблемы и (или) нескольких сходных по тематике проблем, имеющих дисциплинарное (междисциплинарное) значение в рамках реализации международных, федеральных, региональных и институциональных проектов в сфере образования.

В 2021/22 году Региональный ресурсный центр дополнительного профессионального образования государственного бюджетного учреждения «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» совместно с образовательными организациями Челябинской области реализуют научно-прикладные проекты, направленные на апробацию и внедрение в образовательную деятельность форм наставничества, сетевого взаимодействия, c использованием цифровых ресурсов при реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей.

Участники вебинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 21 июня обсудили вопросы, связанные с развитием высшего педагогического образования и деятельностью педагогических вузов, которые являются неотъемлемым элементом единой системы непрерывного профессионального развития педагогов.

«Задача формирования непрерывного педагогического образования, обеспечения последовательности и преемственности всех этапов профессионального становления учителя – это задача национальной повестки самого высокого уровня», – подчеркнул в своем выступлении проректор Академии Минпросвещения России Хож-Ахмед Халадов.

Сегодня Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров объединяет профессионалов из педагогических вузов, институтов развития образования, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических кадров, региональных и муниципальных методических служб. Федеральным координатором системы выступает Академия Минпросвещения России.

В прошлом году в 20 субъектах РФ на базе вузов был создан 21 научно-методический центр сопровождения педагогических работников, и уже сегодня можно изучить и обсудить конкретные результаты их работы и планы по созданию научно-методическими центрами продуктов, интересных для всей системы.

В своем выступлении президент Академии Минпросвещения России Исаак Калина особо остановился на значимости подготовки высококвалифицированных учителей физики. Он отметил, что одной из важнейших задач государства в ближайшей перспективе является достижение технологического суверенитета как базового условия для решения многих задач экономики, обеспечения безопасности, создания условий для достойной жизни граждан. «Достижение такого суверенитета возможно только при массовой качественной подготовке кадров технологического профиля самых разных уровней: ученых, конструкторов, инженеров, техников, рабочих. Было бы ошибкой считать, что подготовка таких кадров начинается в колледже, вузе. Она, конечно же, начинается в школе и в междисциплинарных кружках технологического профиля», – отметил Исаак Калина.

Особую роль в профориентации учеников играют учителя, поэтому практика педагогической магистратуры для выпускников естественно-научных и технологических специальностей должна серьезно расшириться, в этом случае станет возможным быстро обеспечить школы учителями физики нужного уровня. Поэтому нужно развивать бюджетное направление для обучения в педагогических вузах выпускников естественно-научных и технологических специалитетов.

В свою очередь, директор департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Алексей Благинин отметил: «Технологический суверенитет является одним из ключевых вопросов национальной безопасности и государственной целью развития до 2035 года. В связи с этим планируется создание рабочей группы по развитию технологического направления в педагогических вузах, а также проведение отдельного трека в рамках образовательного интенсива для команд развития университетов, который пройдет в сентябре этого года». Также Алексей Благинин предложил продолжить обсуждение этой темы, выйти на конкретные решения и уже в новом учебном году сделать первые шаги для развития естественно-научного и технологического бакалавриата и специалитета в педвузах.

Начальник Управления взаимодействия с педагогическими вузами Академии Минпросвещения России Инна Головина представила текущие результаты работы научно-методических центров сопровождения педагогов, функционирующих на базе вузов. Ключевой задачей центров является развитие системы непрерывного педагогического образования за счет проведения прикладных научных исследований, тиражирования образовательных практик, трансфера научных достижений и передовых педагогических технологий. Центры осуществляют деятельность по более чем 30 направлениям, актуальным для всей системы. Менее чем за полгода центры провели серьезную работу по тиражированию научных исследований, консультированию работников методических служб муниципального и федерального уровней.

Академия Минпросвещения России как федеральный координатор уделяет особое внимание вопросам взаимодействия научно-методических центров с другими субъектами Единой федеральной системы при формировании тематики исследовательских проектов, проведении экспертизы инновационного содержания и технологий образования, организации и проведении научно-образовательных и просветительских мероприятий. В результате все субъекты получают возможность использовать ресурсы и научный потенциал научно-методических центров для решения актуальных задач, включая разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ, индивидуальное сопровождение профессионального развития каждого педагога.

Развитию экспертного сообщества будет способствовать и создаваемая Единая цифровая экосистема дополнительного профессионального образования – навигатор научно-методических разработок. Наполнение портала контентом и его экспертиза – совместная задача всех субъектов Единой федеральной системы. Портал «Аннотированный каталог научно-методических разработок» будет содержать практико-ориентированный и рецензированный контент, размещенный в открытом доступе, для использования ИРО, ЦНППМ и другими субъектами при разработке программ дополнительного профессионального педагогического образования.

В этом году запланировано создание научно-методическими центрами базового контента для «Аннотированного каталога научно-методических разработок», который будет включать более двух тысяч разработок по 20 тематикам для использования при разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования и индивидуального сопровождения педагогов.

Также на вебинаре «Вектор образования» рассказали о возможностях, которые предоставляют ведущие российские педагогические вузы – Московский педагогический государственный университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования, Тульский государственный педагогический университет им. Толстого.

Полная видеозапись вебинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» от 21 июня 2022 года доступна по ссылке.

Правительство утвердило концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года. Её планируется реализовать в два этапа, первый пройдёт уже в 2022–2024 годах, а второй — с 2025-го по 2030-й.

В документе отмечается, что на текущий момент уже проведён комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей. Речь идёт о:

  • приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» федерального проекта «Успех каждого ребёнка», входящего в состав национального проекта «Образование»;
  • федеральном проекте «Культурная среда», он входит в состав национального проекта «Культура».

То есть новый документ дополняет то, что уже было начато. Отмечается, что в 72 регионах уже появилась целевая модель регионального допобразования. К 2024 году она распространится на все субъекты РФ.

Целевая модель предполагает, в частности, такие планы:

  • создать сеть региональных модельных центров и муниципальных опорных центров дополнительного образования детей;
  • внедрить механизмы персонифицированного учёта и финансирования дополнительного образования детей;
  • обновить содержание программ допобразования;
  • внедрить модели доступности допобразования для детей с различными образовательными потребностями;
  • осуществить деятельность региональных навигаторов допобразования детей.

Региональными навигаторами в документе называются информационные ресурсы с данными о реализуемых в конкретном субъекте дополнительных общеобразовательных программах и организациях, которые их проводят. Кроме того, при помощи этих ресурсов можно искать подходящие ребёнку программы допобразования. Детей регистрируют в этих сервисах, чтобы вести персонифицированный учёт.

Что касается персонифицированного финансирования, то оно означает, что родителям будут выдавать специальные сертификаты. Ими можно будет оплачивать дополнительные общеобразовательные программы. Но сертификаты не будут распространяться на специальные организации допобразования в сфере искусства. Например, музыкальные и художественные школы.

Кстати, как показало недавно исследование в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, именно занятия искусствами на втором месте по популярности среди всех направлений дополнительного образования.

В концепции перечислены трудности, которые сейчас наблюдаются в российской системе детского допобразования. Вот лишь некоторые из них:

  • неразвитость механизмов учёта индивидуальных возможностей и потребностей детей, а также несогласованность этих потребностей с направлениями социально-экономического развития регионов, когда определяются содержание и форматы допобразования;
  • ограниченная доступность инфраструктуры допобразования для различных категорий детей (особенно для ребят с ограниченными возможностями здоровья);
  • неэффективное использование потенциала допобразования для формирования у детей функциональной грамотности и , значимых для вхождения России в десятку ведущих стран мира по качеству школьного образования и для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
  • недостаточное использование потенциала организаций негосударственного сектора для развития допобразования;
  • несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения в системе допобразования, а также несоответствие профессионального развития педагогов темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы.

Главные цели в рамках совершенствования системы допобразования — создать условия для самореализации и развития талантов, а также воспитать «высоконравственную, гармонично развитую и социально ответственную личность».

Для достижения этих целей намечен целый ряд задач, среди которых, например, такие:

  • организовать воспитательную деятельность на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формировать у детей и молодёжи общероссийскую гражданскую идентичность, патриотизм и гражданскую ответственность;
  • расширить возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России;
  • сформировать механизмы преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем и дополнительном образовании детей, а также в среднем профессиональном и высшем;
  • вовлечь детей в программы и мероприятия ранней профориентации;
  • обеспечить взаимодействия с наставниками из научных учреждений, а также вузов и колледжей, для вовлечения детей в научную деятельность.

В результате реализации концепции планируется:

  • обновить инфраструктуру допобразования детей;
  • расширить участие колледжей и вузов в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • расширить участие организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • создать сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и учёных, а также сети школьных спортивных клубов и лиг для формирования здорового образа жизни, развить школьные музеи, театры и медиацентры;
  • запустить систему творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций с участием детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и сирот;
  • использовать механизм зачёта школами образовательных результатов, которые получены в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;
  • внедрить в каждом регионе эффективную систему выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодёжи;
  • широко использовать эффективные модели интеграции основного и дополнительного образования (прежде всего речь о школах полного дня, о пользе которых говорили на заседании президиума Госсовета в августе);
  • усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ, которые реализуются на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.

В соответствии с обозначенными целями составлен подробный план мероприятий первого этапа реализации концепции. Так, ожидается, что до 2024 года все регионы перейдут на персонифицированное финансирование. Причём сертификаты должны получить не менее 25%, а к 2030 году — не менее 30% детей в каждом субъекте РФ. Из федерального бюджета выделят субсидии для создания современной инфраструктуры в системе дополнительного образования детей. Чтобы доступ к дополнительному образованию был у большего количества ребят, количество мест в образовательных организациях планируют увеличить.

Кстати, недавно вышел очередной выпуск информационного бюллетеня НИУ ВШЭ под названием «Мониторинг экономики образования», который касается роли семьи в процессе обучения ребёнка. Там, в частности, эксперты оценили ситуацию с допобразованием. Так, выяснилось, что 78% школьников посещают дополнительные занятия. Причём 38,5% из них — только вне общеобразовательной организации, а 23,3% — и в школе, и вне неё.

А ещё ранее стало известно, что к расходам на дополнительное образование детей готовы 92% семей. Более того, некоторые подростки даже копили деньги именно на допобучение. Насколько эта ситуация изменится в новых экономических реалиях, покажет время.

В статье раскрывается опыт организации методической деятельности в государственном автономном учреждении дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи имени В. Поляничко» через использование активных форм взаимодействия с организациями дополнительного образования Оренбургской области. Материал может быть интересен руководителям и педагогическим работникам системы дополнительного образования.

Пустыльникова,методист высшей квалификационной категории отдел «Центр научно-методического сопровождения «Поиск» АУДО ООДТДМ им. Поляничко, Россия, Оренбург

Кравец, доцент, к. , кафедра управление образованием, ФГБОУ ВО «ОГПУ», Россия, Оренбург

Методическая деятельность государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи имени В. Поляничко» (ГАУДО ООДТДМ имени В. Поляничко), имея системный характер, представляет собой целенаправленную работу по развитию системы дополнительного образования и профессиональному развитию педагогов области. Посредством методической деятельности осваиваются и внедряются в педагогическую практику современные и эффективные приемы и способы обучения, воспитания, повышается уровень педагогической и методической компетентности педагогов, осуществляется накопление и распространение педагогического опыта.

Методическая деятельность ООДТДМ реализуется в соответствии с задачами, потребностями, возможностями развития региона. Рассматривая методическую деятельность в таком ракурсе, необходимо отметить, что её структура и содержание закономерно отражают:

  • стратегические задачи организации, связанные с поиском эффективных путей решения актуальных проблем;
  • согласование мотивов и интересов педагогического коллектива с задачами развития организации;
  • технологическое обеспечение образовательного процесса на высоком качественном уровне в соответствии с требованиями.

С 2021 года ООДТДМ имеет статус Регионального ресурсного центра развития системы дополнительного образования Оренбургской области по художественному и социально-гуманитарному направлениям. Одной из его задач является методическое сопровождение педагогических работников организаций дополнительного образования области по данным направлениям:

  • научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение обновления нормативно-правового и программно-методического обеспечения образовательной деятельности ООДТДМ и организаций дополнительного образования области;
  • систематизация информационного банка данных и совершенствование системы мониторинга деятельности организаций дополнительного образования области;
  • повышение профессионального мастерства, методической и правовой грамотности педагогических кадров ООДТДМ и организаций дополнительного образования области;
  • разработка и реализация индивидуального маршрута методического сопровождения муниципальных организаций дополнительного образования;
  • координация деятельности педагогических работников ООДТДМ и организаций дополнительного образования области по разработке и апробации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, нормативно-правовому и программно-методическому обеспечению образовательного процесса в организации дополнительного образования.

Данная организация оказывает методическую, экспертную и информационно-аналитическую поддержку организациям дополнительного образования области через подготовку и проведение мероприятий для педагогических работников и их руководителей.

В 2021 году проведено 101 областное методическое мероприятие (вебинары, мастер-классы, практические семинары, совещания, стажерские площадки) с общим охватом – 12080 человек. Тематика проводимых мероприятий определялась с учетом выявленных затруднений педагогических работников области: разработка программно-методической документации и локальной нормативной базы организации; совершенствование форм и методов работы с одарёнными детьми, детьми с ОВЗ; поиск эффективных и современных путей реализации потребностей талантливой молодёжи; организация эффективного учебного занятия и т.

Методическая служба ООДТДМ использовала в своей работе активное внедрение разнообразных информационных технологий для совершенствования процессов обучения, воспитания и диагностики качества образовательных услуг.

Наиболее востребованной в условиях эпидемиологической обстановки информационно-образовательных сред является система видеоконференцсвязи, которая позволяет повысить качество проведения методических мероприятий, оперативно довести необходимую информацию до наибольшего количества педагогических работников организаций дополнительного образования области, значительно увеличить охват участников.

В режиме онлайн методисты и педагоги муниципальных образовательных организаций области (42 территории) обменивались инновационным опытом, расширяли профессиональные знания, знакомились с педагогическими инновациями. Данная технология предоставляет уникальную возможность для укрепления взаимодействия и сотрудничества между специалистами, имеющими потребность в профессиональном развитии, создавая профессионально-ориентированную образовательную среду.

Тематика вебинаров затрагивала различные стороны деятельности системы дополнительного образования, которые вызывают повышенный интерес у целевой аудитории, дают возможность участникам не только получать информацию по определенным вопросам, но и использовать данный материал в своей деятельности. Темы проведенных вебинаров: «Профилактика эмоционального выгорания педагогических кадров»; «Работа классного руководителя с родителями как одно из направлений воспитательной работы»; «Использование метода музыкотерапии на занятиях при обучении игре на музыкальных инструментах»; «Использование мнемотехники в образовательном процессе организаций дополнительного образования»; «Опыт. Впечатления. Возможности» с педагогическими работниками – победителями Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и др.

Из разнообразных форм методической работы в образовательной организации консультирование отличается особенной направленностью воздействия. Педагогический коллектив регионального ресурсного центра ООДТДМ оказывает квалифицированную методическую помощь руководящему звену и педагогическим работникам организаций дополнительного образования области в форме консультаций. Формат данной деятельности очный, дистанционный, с помощью видеоконференцсвязи и электронной почты.

Для данной категории работников ежедневно проводятся тематические консультации, позволяющие глубоко и разносторонне рассмотреть определенный вопрос. Темы консультаций: «Областные конкурсы профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования: порядок и содержание конкурсов, методические рекомендации по подготовке»; «Информационно-методическое обеспечения образовательного процесса»; «Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения»; «Вопрос оформления и сопровождения официального сайта организации с педагогическими работниками организаций дополнительного образования области»; «Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников организаций дополнительного образования области»; «Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий»; «Мониторинговые исследования воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях» и др.

Следующей формой организации методической работы являются организованные методические выезды (посещения) с целью знакомства, изучения деятельности организации дополнительного образования по месту ее нахождения. Данная форма способствует налаживанию личных профессиональных контактов, оказанию методической помощи. В процессе выездных мероприятий, проводится экспресс-мониторинг состояния локальной документации организации и программно-методических материалов; посещаются занятия детских творческих объединений; организовываются методические совещания; определяются маршруты методической помощи.

Для молодых специалистов системы дополнительного образования детей области с целью совершенствования личностного роста ООДТДМ реализует проект «Педагогическая мастерская». Цель проекта: содействие профессиональному становлению и развитию личности педагогов посредством оказания профессиональной помощи в решении педагогических проблем с учетом специфики и особенностей работы, современных принципов и подходов к обновлению содержания дополнительного образования. Содержание деятельности проекта определяется законодательными документами в сфере образования, тенденциями развития педагогической науки и практики, квалификационными характеристиками должностей работников образования и включает в себя два блока – диагностический и образовательный. Кроме того, используются такие формы работы с молодыми педагогическими кадрами как система наставничества, обучение начинающих педагогов.

Только содружество, сотворчество и сотрудничество являются основными стимулами формирования механизмов личностного саморазвития педагогов с достаточным опытом работы и молодых специалистов, повышения и развития их ключевых компетенций.

Современное дополнительное образование предъявляет все новые требования к педагогическим кадрам системы, их профессиональной компетентности. Создание условий для повышения профессионализма педагогов дополнительного образования области всегда было актуальной задачей методической службы ООДТДМ. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогических кадров, участие в которых стимулирует к самообразованию, развивает интерес к методическому поиску, инновационной деятельности, творчеству педагогов.

Цель конкурса: создание эффективных условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие, творческий и карьерный рост педагогов дополнительного образования детей. Конкурс проводился по восьми номинациям: «Педагог дополнительного образования по художественной направленности»; «Педагог дополнительного образования по технической направленности»; «Педагог дополнительного образования по естественно-научной направленности»; «Педагог дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности»; «Педагог дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности»; «Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности»; «Профессиональный дебют»; «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью».

В 2021 году в данном конкурсе ООДТДМ представляли два педагога дополнительного образования в номинациях «Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности» (отдел «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период») и номинация «Педагог дополнительного образования по технической направленности» (отдел «Центр информационных технологий»). По результатам конкурса они стали обладателями дипломов лауреата I степени.

Необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования сегодня очевидна, поскольку методическая оснащенность является и условием эффективности, и одним из средств достижения качества деятельности, и ее результатов. Разработка методической продукции организации – один из способов выражения и распространения методических знаний.

Выявление лучших методических материалов, ориентированных на обновление содержания и технологий дополнительного образования является целью межрегионального конкурса методических материалов «Педагогический поиск». Проведение конкурса показало, что педагогические работники организаций дополнительного образования используют в своей работе разнообразные методические материалы различного вида, уровня и предназначения.

Конкурс проводился по следующим номинациям:

  • «Формы и методы организации досуговой деятельности в организациях дополнительного образования»;
  • «Развитие интеллектуальных способностей учащихся в системе дополнительного образования»;
  • «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе дополнительного образования»;
  • «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в условиях дополнительного образования»;
  • «Организация работы с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования»;
  • «Приоритетные направления деятельности ОДО при организации отдыха детей и подростков в каникулярный период»;
  • «Здоровьесбережение и профилактическая работа с несовершеннолетними».

На конкурс принимались следующие виды методической продукции:

  • учебно-методические пособия;
  • методические рекомендации;
  • обобщение педагогического опыта (систематизированное описание какого-либо конкретного педагогического опыта либо организации, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в организации дополнительного образования);
  • методические кейсы (комплект методических материалов по определенной тематике, включающий программно-методическое, дидактическое сопровождение образовательного процесса).

Педагогические работники ООДТДМ приняли активное участие в данном конкурсе и были награждены дипломами в номинациях: «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе дополнительного образования»; «Организация работы с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования» и «Приоритетные направления деятельности ОДО при организации отдыха детей и подростков в каникулярный период».

Таким образом, организация методической работы ООДТДМ с использованием разнообразных форм взаимодействия способствует обновлению содержания образования в соответствии с современными требованиями и запросами, повышению профессионального развития педагогических работников, распространению инновационного педагогического опыта в системе дополнительного образования области.

Лапковская С. Подготовка педагогов дополнительного образования к конкурсам профессионального мастерства // Сибирский учитель. 2019. № 6. 64-69.

Прохорова М. Организационно-управленческие условия развития методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Глобальный научный потенциал. 2019. № 6. 66-68.

Бизнес-корпорации идут в систему дополнительного детского образования

На ПМЭФ обсудили, как сделать так, чтобы школьное допобразование перестало быть «унылой продлёнкой».

В Иркутской области прошел образовательный онлайн-семинар для педагогических работников дополнительного образования детей

Из этой статьи вы узнаете:У российского правительства амбициозные планы по развитию детского образования — к 2024 году у 80% юных граждан страны должен быть доступ к дополнительному образованию, почти для миллиона детей к этому же сроку откроют двери новые современные школы. Результатом должна стать своеобразная синергия государства и бизнес-структур, надежду на которую выразили эксперты в рамках сессии «Современное дополнительное образование — новые возможности для развития и профессиональной ориентации учащихся» на Петербургском международном экономическом форуме. Дополнительное образование во многом зависит от возможностей школ, именно поэтому участники сессии сосредоточились прежде всего на теме создания образовательных учреждений нового типа. Алиса Денисова, руководитель направления «Современная образовательная среда» ВЭБ. РФ, напомнила, что в послании президента России были даны установочные цифры по вводу к 2024 году не менее 1 300 новых школ (с учётом тех, которые открываются с 2019 года).

Это значит, что с 2021 года по 2024 год новых объектов будет порядка 800, как раз по новой программе, которую ведёт ВЭБ. РФ совместно с  Минпросвещения, — уточнила она. Особенностью этой программы, по словам спикера, станет механизм государственно-частного партнёрства, а точнее — концессионное соглашение. Иными словами, часть средств на проектирование, строительство и эксплуатацию школ даёт банк-кредитор, оставшиеся суммы выделяют частный инвестор и региональный бюджет. Таким образом, в проекте по созданию школ появляется концессионер — инвестор и одновременно оператор этого проекта, который им руководит. И это, считает Алиса Денисова, очень хорошо, потому что концессионер, будучи представителем частного сектора, может привнести в проект лучшие организационные практики из бизнеса, объединяя их с передовыми образовательными практиками. Подобные концессионные соглашения уже активно заключаются в регионах. Например, в 2018 году «Сбер» объявил о финансировании концессии по строительству школы в Ханты-Мансийске, а в 2019 году одобрил финансирование создания большого учебного комплекса в Нижнем Новгороде. В апреле 2021 года портал РБК сообщал, что банк также планирует построить девять школ в Пермском крае. На ПМЭФ ВЭБ. РФ и федеральный концессионер «ПроШкола» (его финансовым партнёром выступает «Сбер») заключили с регионами сразу несколько соглашений — например, о строительстве трёх школ во Владимирской области. Концепция новых школ подразумевает в том числе создание инфраструктуры для дополнительного образования. Благодаря частным инвестициям она может получить гораздо лучшее оснащение, чем то, к которому привыкли в обычных муниципальных школах. Инфраструктура — это, конечно, хорошо, но чему конкретно стоит учить современных детей в рамках дополнительного образования? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким задачам оно должно служить. Вероятно, прежде всего оно должно отвечать образовательным потребностям детей, которые не удовлетворяются общеобразовательной программой. Так, Алиса Денисова рассказала, какие пожелания озвучили подростки на другой сессии ПМЭФ — «Большая перемена: инвестируем в будущее». Среди них спикер выделила создание проектных мастерских, кружков по менеджменту, финансовой грамотности и ораторскому мастерству. Вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович считает, что допобразование должно быть источником радости для детей и средством комфорта для работающих родителей: «Допобразование — мощнейший инструмент, чтобы ребёнку привить любовь к учёбе, привить ему радость от того, что он находится в школе. И из этого складывается то, что мы хотим увидеть в итоге, — мы ведь хотим увидеть наших детей счастливыми. Умными, со скиллами — это на втором плане. Наша задача — научить детей быть счастливыми». Должно ли дополнительное образование служить целям профориентации? Взгляды экспертов на этот вопрос разошлись. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина считает, что термин «профориентация» неприменим к допобразованию, потому что это не отвечает современному запросу рынка труда.

«Когда целые отрасли рождаются и умирают, а те, что остаются, радикально меняются, учить ребёнка профориентации сегодня бессмысленно. Мы должны учить его карьерному проектированию — целому комплексу новых навыков, скиллов», — отметила она. С этой точкой зрения не согласился Павел Зенькович: «В стране есть необходимость ранней профориентации, предпрофильных классов, чтобы детей готовить к следующему шагу», — считает он. Профориентация не обязательно означает раннее обучение азам конкретной профессии. Это ещё и способ присмотреться к разным профессиональным направлениям и развить навыки, которые могут пригодиться как в конкретной специальности, так и где-то ещё. И в этой сфере дополнительному детскому образованию тоже очень пригодилась бы помощь бизнеса. А бизнес, в свою очередь, получил бы возможность заинтересовать будущее поколение теми или иными профессиональными направлениями. Примеры такого взаимодействия уже есть.

Мы понимаем, что через систему дополнительного образования можно как раз найти те интересные форматы, которые позволят выстраивать индивидуальные треки образования школьников, объединять усилия всех партнёров ради одной прикладной цели — дать ребёнку попробовать себя в деле, дать возможность выбрать тот пул компетенций, который не только будет ему интересен, но и поможет дальше успешно пройти по всей профессиональной траектории, — поделилась Юлия Воротникова, руководитель практики по работе с молодёжью Корпоративного университета СИБУРа. Юлия Воротникова подчеркнула, что систему взаимоотношений бизнеса и организаций дополнительного образования невозможно выстроить раз и навсегда, как и невозможно полностью унифицировать — обучение должно учитывать особенности того или иного региона. Универсальные системы, по её словам, не всегда целесообразны, потому что локальные системы дают ту самую «изюминку», которая может помочь сформировать специалистов для конкретного региона. Сегодня у СИБУРа есть уже несколько кейсов по развитию образования и сотрудничеству со школами. Свои проекты компания реализует, например, в Тюменской и Амурской областях. Осенью 2020 года холдинг «СИБУР» запустил проект с Ямало-Ненецким автономным округом, который предполагает открытие в местных школах совместно с Российским химико-технологическим университетом имени Д. Менделеева «менделеевских классов». Эти проекты учитываются в долгосрочном плане развития компании. А реализовать их помогает интеграция современных практик вузов, собственного корпоративного университета и партнёрских программ. Несколько проектов по развитию новых практик образования и подготовке будущих кадров для технологической отрасли есть и у РОСНАНО: например, к ним относятся программа «Школьная лига РОСНАНО» и акселератор технологических проектов «Технолидеры будущего».

РОСНАНО — это взрослый институт развития, мы развиваем крупные предприятия, выращиваем взрослые стартапы, но откуда они возьмутся, если мы не будем «выращивать» для этого детей? У меня есть пример из нашей жизни, когда нам в наших стартап-студиях и наноцентрах нужны люди с предпринимательским мышлением и способные придумать какую-то новую технологию. Мы разыскиваем их по стране — и только процентов на десять удовлетворяем свой спрос. Нет таких людей, в какой-то степени мы потеряли молодое поколение, и теперь мы задумались о том, что их надо «выращивать». И начинать делать это нужно как можно раньше, — подчеркнула Светлана Решетникова, руководитель направления по развитию дополнительного образования детей и педагогов ФИОП (Группа РОСНАНО). Решетникова также отметила, что система общего образования неповоротлива, но именно дополнительное образование позволяет восстановить пробел и давать современные навыки, которые будут нужны бизнес-сектору и экономике страны. Кроме того, допобразование ставит во главу угла интересы самих школьников, которые, по словам Светланы Решетниковой, хотели бы, например, усовершенствованную систему проектной работы — создавать проекты в команде, а не писать очередной школьный реферат на заданную тему. По словам спикера, у родителей, системы образования в целом и самих ребят уже есть запрос на эффективность проектов и возможность их применения в реальной жизни. И если пока не под силу создать сильный кружок в каждой школе, то можно консолидировать усилия корпораций и школ дистанционно, в том числе с помощью трекеров и онлайн-систем. Ведущую роль в дополнительном образовании будущего эксперты отводят, конечно, педагогам.

«Построить школу, оснастить школу — это управляемый и хорошо изученный процесс. Мы за сто лет имели три волны массовых программ строительства. Я думаю, что в эту новую волну с этим мы справимся. А вот подбор кадров, их обучение, запуск школы как хорошо мотивированного учреждения — эта задача очень важная. И так, чтобы она была решена по всей стране с одинаковым уровнем качества, — здесь придётся постараться», — рассказала Алиса Денисова, имея в виду допобразование в новых школах, о строительстве которых шла речь в начале дискуссии. Светлана Решетникова согласилась с тем, что именно кадры — ключевой элемент в обеспечении современного образования: даже лучшее оснащение не гарантирует эффективного процесса обучения, он зависит именно от желания и усилий педагогического состава. При этом менять существующую систему бессмысленно — необходимо «спускаться» в педагогические вузы и буквально «выращивать» учителей нового поколения.

В Иркутской области прошел образовательный онлайн-семинар для педагогических работников дополнительного образования детей

Учись бесплатно: вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Цифровое образование: онлайн-инструменты и платформы

Вы изучите более 20 программ для эффективного онлайн-обучения: iSpring, CORE, Zoom, Google Slides, Keynote, PowerPoint, Trello и другие. Попробуете готовиться к занятиям разными способами и отберёте удобные для себя варианты. Повысите интерес учеников к урокам и сможете стереть грань между оффлайн- и онлайн-обучением.

Узнать про курс

В Иркутской области прошел образовательный онлайн-семинар для педагогических работников дополнительного образования детей

Обучение: Цифровое образование: онлайн-инструменты и платформы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.