В каких условиях необходимо воспитывать дошкольников?. Нравственное воспитание детей

Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», – пишет Харламов И.Ф.

Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние “этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется “детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития   возникают   новообразования   различной   степени выраженности,  характеризующиеся  новыми  свойствами   и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности.  Наряду  с  новообразованиями  в  развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы, субъект общения, познания и деятельности  и их основные  компоненты – способности  и склонности.

Таким образом, рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

В статье представлен современный опыт организации нравственного воспитания детей в ДОО. Статья будет интересна воспитателям дошкольных учреждений, а также педагогам дошкольного образования.

Ключевые слова:

организация нравственного воспитания, нравственное развитие, средства нравственного воспитания.

Воспитание нравственных качеств у ребенка является непростой задачей. Не изобретены тренажеры для тренировки справедливости, честности, доброты и других нравственных качеств. Все это находится во внутреннем мире ребенка и сложно поддается внешнему контролю и воздействию. Но реализацию данной задачи лучше всего начинать с рождения и активно продолжать в дошкольном возрасте, так как в этот период активно формируются нормы морали и поведения.

Нравственное развитие является одним из центральных направлений развития психики дошкольника. Развитие нравственности теснейшим образом связано с развитием эмоциональной и когнитивной сфер.

  • Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. — способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.
  • Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.
  • Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм — сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.
  • Окружающая обстановка — социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.

Следует расширять представления детей о разнообразии, безграничных масштабах и красоте природы с помощью фото- и видеоматериалов. Нужно учить детей видеть красоту в деталях, чтобы ребенок мог заметить оттенки неба, форму и окраску облаков (можно привлечь детей и пофантазировать, на что похоже облако), обращать внимание на почки на деревьях, распускающиеся цветочки, пробивающуюся из земли свежую зеленую траву, новые побери на кустарнике. Дома всегда должен быть цветок, о котором ребенок будет заботиться. Природа является одним из мощных факторов, оказывающих влияние на развитие нравственных чувств. Она является источником впечатлений и эмоций и занимает главное место в жизни человека. Именно поэтому целесообразно прививать любовь к красоте, гармонии и единству, которые царят в ней, с самого детства.

Сюжетно-ролевая игра является лучшим средством передачи нравственных качеств. Замысел сюжетно-ролевой игры тесно связан с интересами и умственным развитием дошкольника. У детей данного возраста проявляется высокий интерес к жизненным событиям, к трудовой деятельности взрослых, у них появляются герои, которым они начинают подражать. Поэтому игровые замыслы становятся устойчивыми и могут длительное время обладать воображением ребенка. Игры в профессии («военных», «космонавтов», «врачей», «летчиков», «моряков») продолжаются неделями и постепенно развиваются, что подчеркивает развитие игрового творчества — обогащается сюжет игры. Пребывание ребенка в роли заставляет проникать в смысл действий. Но небольшой жизненный опыт детей, неумение настойчиво проявлять нравственные чувства могут привести к распаду игры. Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет огромное влияние на освоение дошкольниками нравственных норм, помогает их переходу на более высокий уровень и перестройку нравственного компонента.

Также театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых сохраняют характерные свойства — содержание, замысел, роль, сюжет, действия и отношения. В данных играх формируется нравственное воспитание, так как дети обладают эмоциональной отзывчивостью на произведения искусства, восприятием и пониманием, что заставляет сопереживать событиям и героям. Рекомендуется использовать: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, фланелеграф или магнитную основу, теневой театр, пальчиковый театр и др.

По мнению многих исследователей данной области, педагог обязан регулярно повышать свою профессиональную компетенцию и непрерывно заниматься самообразованием. По их мнению, педагог, который осуществляет нравственное воспитание детей, должен быть хорошо осведомлен в области нравственного воспитания, уметь увлекать эмоционально-чувственную натуру дошкольника за собой.

  • Абдуллина, Ю. С. Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания / Ю. С. Абдуллина. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 30. — С. 108–111. — URL: https://moluch.ru/archive/268/61661/ (дата обращения: 11.08.2019).
  • Белобородова, О.М., Борисюк, О.А., Герасимова А. Н., Карпова А. В., Пузанова Л. Н. Формирование нравственных качеств дошкольников художественно-эстетическими средствами / О. М. Белобородова, О. А. Борисюк, А. Н. Герасимова, А. В. Карпова, Л. Н. Пузанова. — Текст: электронный // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018г.) — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 68–69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14136/ (дата обращения: 11.04.2019).
  • Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с. — ISBN 5–09–001127–3. — Текст: непосредственный.
  • Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. — 6-изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. — ISBN 5–7695–2680–7. — Текст: непосредственный.
  • Мухина, В. С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1989. — ISBN 5–04–003884–4. — Текст: непосредственный.
  • Овсянникова, М.П., Кутняк, А.А., Балакина, И. Н. Значение игры для дошкольников / М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 9. — с.347–350. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40177/ (дата обращения: 12.12.2018).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — М.: 2013 г.
  • Сокольникова, Н. М. Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа / Н. М. Сокольникова. — Текст: электронный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С.65–66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13289/ (дата обращения: 12.08.2019).
  • Чугунова, Л.Е., Прудских Э. В. Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с семейными традициями / Л. Е. Чугунова, Э. В. Прудских. Текст: электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 20. — С. 752–753. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34112/ (дата обращения: 15.04.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нравственное воспитание детей, нравственное воспитание, игра, нравственное развитие, сюжетно-ролевая игра, чувство, детский сад, дошкольный возраст, изобразительное искусство.

Библиографическое описание

Кадырова, Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы / Р. М. Кадырова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 762-766. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16622/ (дата обращения: 03.05.2023).

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Ключевые слова:нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, составляющие, принципы, средства и методы нравственного воспитания.

В условиях обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.).

Раскроем смысл понятия «нравственное воспитание» через понятия, его составляющие: «воспитание» и «нравственность».

Обобщая все выше приведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.

Знание этих трех составляющих нравственного воспитания помогает определиться в том, что именно необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он стал по-настоящему нравственным человеком. Все составляющие нравственного воспитания взаимосвязаны между собой. Они же дают возможность сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в том, чтобы сформировать у каждого ребенка нравственные представления, чувства и поведение.

Н. А. Ветлугиной, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковским определены следующиепринципы (т. е. основополагающие положения, идеи) нравственного воспитания дошкольников: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности.

1.         Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. — способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.

2.         Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.

3.         Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм — сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.

4.         Окружающая обстановка — социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.

Исходя из положительного опыта моей собственной педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий:

1.         Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).

2.         Мероприятия, знакомящие детей с шедеврами русской живописи и музыки.

3.         Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.

4.         Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.

5.         Чтение и обсуждение литературных произведений, авторы которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах: 1) это процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения; 2) целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.

1.         Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.

2.         Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с

3.         Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — 2009. — № 17 // URL: www.vestnik.edu.ru/proect.html

4.         Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm

5.         Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27.

6.         Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.

7.         Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. — 826 с.

8.         Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 2012. — 479 с.

9.         Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011. — 144 с.

10.     Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Академия, 2014. — 362 с.

11.     Ушинский К. Д. Избранное. — М.: Владос, 2009. — 465 с.

12.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

13.     Харламов М. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2011. — 519 с.

14.     Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 195 с.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, дошкольный возраст, детский сад, ребенок, нравственное воспитание детей, нравственное воспитание дошкольников, нравственное поведение, чувство, представление, ценность.

В каких условиях необходимо воспитывать дошкольников?. Нравственное воспитание детей

Борзиева, З. М. Нравственное воспитание дошкольников / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 03.05.2023).

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и средства нравственного воспитания.

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества.

Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие.

С развитием общества появляются новые ценностные ориентации и принципы, нормы морали и привычки поведения. Это интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, заинтересованность в событиях, происходящих в обществе, милосердие.

Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста необходимо уделять первостепенное внимание формированию нравственных чувств и качеств. Важную роль играет эмоциональная отзывчивость детей, которая формируется к 5 годам. На этом этапе воспитания происходит развитие чувства любви к родным и близким. Необходимо воспитывать у детей навыки бытового общения, семейного труда, взаимопомощи. Так дети признают авторитет взрослых и выполняют их требования беспрекословно. На основе этого происходит формирование уважения к старшим и послушания как черт поведения.

Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать задачи становления и развития дружеских отношений. Необходимо развивать у дошкольников такие качества, как взаимопонимание, уважение чужих интересов, готовность прийти на помощь и т. д.

Для развития чувства любви к природе, к родному городу, а в дальнейшем и к стране воспитателю необходимо создать условия, которые вызовут у ребенка эти чувства и переживания. Например, проводить этические беседы, экскурсии, показывать различные произведения искусства, проводить мероприятия, посвященные природе истории страны.

Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

  • Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
  • Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;
  • Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;
  • Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка

Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.

Итак, нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Ребенок живет в обществе и на него воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы окружающей среды. Для того, чтобы уберечь его от негативных воздействий необходимо заложить в него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. Воспитывать и формировать миропонимание подрастающего ребенка необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться.

  • Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с.
  • Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для высш. учеб. заведений: В2 кн. /И. П. Подласый — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, дошкольный возраст, норма морали, воспитание детей, дальнейшее развитие личности, жизненный опыт, развитие чувства любви, ребенок, средство.

Ключевые слова

дошкольный возраст,

нравственное воспитание,

направления и средства нравственного воспитания

Нравственное воспитание ребёнка — целенаправленный процесс воздействия на личность ребёнка, в результате которого он приобретает важные нравственные качества, усваивает моральные принципы и привычки, соответствующие нормам поведения в обществе.

Нравственное воспитание начинается в младенчестве, когда ребёнок воспринимает окружающую обстановку с позиций комфорта/дискомфорта. Если он испытывает дискомфорт (чувства голода, одиночества, холода), он воспринимает это отрицательно. Когда мама заботится о нём, ему тепло, он накормлен и окружён заботой и вниманием, тогда ситуация воспринимается в позитивном ключе. Именно на таких чувствах и ощущениях основаны первые представления малыша о нравственности и морали.

Дошкольное детство — важный период в жизни ребёнка, когда оценивание поступков и обстоятельств сначала основано на том, как реагируют родители, а со временем к ребёнку приходит собственное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

К 3 годам дети ещё не совсем понимают причин некоторых поступков, но придерживаются правил, установленных родителями и принятых в окружении. Если эти правила нарушить, можно получить наказание.

В возрасте от 3 до 5 лет для ребёнка важное значение приобретают семейные установки. При этом родители — это те социально значимые взрослые, которые оказывают нравственное влияние на ребёнка.

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольника

Семья играет важную роль в нравственном воспитании ребёнка. Дети должны воспитываться в атмосфере любви и уважения. Это безусловная любовь, которая существует независимо от того, как ведёт себя ребёнок. Если между членами семьи складываются дружеские, искренние отношения, основанные на любви и привязанности к друг другу, то такую модель отношений ребёнок будет строить в своей семье, когда станет взрослым.

Однако любовь не всегда сила созидающая. Иногда это чувство разрушительно для ребёнка. Слепая любовь родителей часто приводит к формированию эгоистического начала в детях, которые становятся безнравственными потребителями. Нравственное воспитание дошкольника — это процесс, в основе которого — разумная любовь без каких-либо условий.

Влияние окружения на нравственное воспитание дошкольника

Говоря об окружении ребёнка, мы имеем в виду прежде всего его социальные контакты. Попадая в детский сад или посещая творческие объединения, кружки или секции, ребёнку приходится сталкиваться с другими людьми: сверстниками и взрослыми. Картина мира, сформировавшаяся в семье, часто оказывается не похожа на ту, которая формируется в окружении.

Родители учат быть вежливым и не ругаться. А сверстники могут обидеть и не всегда хорошо выражаются. В семье принято помогать друг другу, делиться и не жадничать. А в детском саду не все дети придерживаются подобных принципов.

Ребёнок, пытаясь понять причины такого несоответствия, обращается за помощью к родителям. Взрослым необходимо объяснять ребёнку, что не всегда окружающие ведут себя хорошо. Нельзя уподобляться им и совершать плохие поступки. Важно, чтобы ребёнок усвоил это правило и не поддавался на провокации сверстников.

Нет чётких правил, следуя которым родители могут воспитать в ребёнке нравственные качества. Это долгий процесс, затрагивающий различные сферы жизни малыша. Ежедневно мы, взрослые, учим ребёнка жизни, а опыт он приобретает сам методами проб и ошибок, послушания и непослушания.

Как сделать так, чтобы нравственное воспитание дошкольника было успешным и результативным? Как сформировать нравственные качества и убеждения ребёнка и какова зона ответственности родителей в этом вопросе?

Будьте примером для ребёнка

Именно такое поведение станет образцом для подражания, отложится в детском сознании. Поэтому важно быть таким, каким вы хотите видеть своего малыша: добрым, воспитанным, неравнодушным. Глядя на положительный пример, ребёнок будет стремиться соответствовать идеалу и достигать его.

«надо», «можно», «нельзя»

Воспитывая ребёнка в атмосфере любви и доброты, не забывайте о справедливости и ответственности. Ребёнок должен знать, что у него есть обязанности, которые необходимо выполнять. Нравственное начало в человеке строится на системе запретов и разрешений: запретов на плохие поступки и разрешений на благие дела. За любой поступок нужно нести ответственность, а за отрицательный — двойной спрос.

Ребёнок должен знать, что не всё в жизни можно получить только потому, что ты этого хочешь. Пример созидательного труда, идущий из семьи, всегда имеет положительное влияние на детское сознание. Человек имеет блага, если прикладывает к этому усилия. Только в деятельности возможно нравственное развитие. Достичь успеха — значит сделать что-то хорошее, доброе, позитивное.

Говорите правду ребёнку

Возьмите за правило быть честным и искренним с малышом. Это важное человеческое качество, которое обязательно должно быть у ребёнка. Малыш верит вам, у него не возникает сомнений в правдивости сказанных родителями слов. А если вы сказали неправду и не смогли скрыть этот факт, возникший в детском сознании диссонанс приведёт к ому, что ребёнок перестанет верить и будет подвергать сомнению каждое ваше слово и действие. А если ещё и обещания не выполняете, вернуть доверие будет непросто.

Искренности и правдивости ребёнок-дошкольник учится у родителей, которые не имеют права подрывать его доверие. Если нет возможности сказать правду, переведите разговор в другое русло. Или промолчите, если ситуация позволяет это сделать.

Семейные традиции — в основе нравственного воспитания

Эффективный способ воспитать в ребёнке нравственность — вовлечь его в соблюдении семейных традиций и обычаев. Они должны иметь положительный посыл, вызывать чувство гордости у ребёнка. Например, одна из традиций — практика семейного чтения.

Она несёт в себе колоссальную нравственную нагрузку и выполняет одновременно несколько задач:

  • формирует правильное представление о нравственных и безнравственных поступках героев литературных произведений;
  • развивает навык чтения;
  • позволяет проводить время за совместным семейным досугом.

Хвалите, но не перестарайтесь

Похвала — необходимое условия воспитания нравственности. Ребёнку важно получать одобрение взрослых, их положительную  оценку. Но хвалить нужно за заслуги, а не за то, что ребёнок съел тарелку каши или убрал свои игрушки. Нет, конечно, иногда можно похвалить и за это, но не возводить похвальные слова в ранг великой благодарности. Не обесценивайте это действие.

Похвалите за то, что малыш помог бабушке донести пакет из магазина или покормил бездомное животное. Эмпатия, умение сопереживать, стремление к заботе о других — это то, что необходимо взращивать в ребёнке, поощрять и сохранять. А после — сделать принципами взрослой жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *