В образовательной организации на основании требований федерального государственного уровня общего образования, утвержденных приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. No 712

ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»

На заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию одобрена обновлённая Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная в федеральном Институте изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования, был единогласно утверждён экспертами и рекомендован к использованию в российских школах.

«Одобрен стратегически важный документ, который призван стать опорой для педагогов в их ежедневной работе и послужить основой рабочих программ воспитания во всех школах страны.

Программа разработана с учётом государственной политики в области воспитания, в основе которой – приоритет общенациональных российских ценностей, единство и преемственность образовательного процесса на всех уровнях образования. Инвариантное содержание программы отражает положения ФГОС о необходимости оценивания личностных результатов обучающихся в контексте основных направлений воспитания. Фундаментом Программы является уклад образовательной организации, основы которого были заложены учёными и педагогами более 100 лет назад. Тем самым мы возвращаемся к истокам российской классической педагогики, наследуя ее лучшие традиции.

Над разработкой новой Примерной программы работал большой коллектив учёных и педагогов Института воспитания РАО и Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха.

Программа прошла общественное обсуждение и апробацию в общеобразовательных организациях во всех федеральных округах, получила положительные экспертные заключения ведущих педагогических вузов страны.

Отдельно хочу поблагодарить сотрудников Института воспитания и наших коллег из научных и образовательных учреждений со всей страны, кто участвовал в разработке и экспертизе программы, каждое мнение было значимо и ценно.

Уверена, что мы заложили прекрасную основу для продолжения сотрудничества, так как следующий шаг – это внедрение. И этот этап потребует от каждого в системе образования индивидуального вклада в построении системы воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации», – подчеркнула директор Института воспитания РАО Наталья Агре.

Программа является преемственной с примерной программой воспитания, принятой в 2020 году, и актуализирована с учётом значимых для системы образования, воспитания детей и молодёжи изменений законодательства в 2020 — 2022 годы: принятие существенных поправок в Конституцию России, обновление законодательства об образовании, федеральных государственных образовательных стандартов.

Согласно Федеральному закону 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и обновлённым федеральным государственным стандартам (ФГОС) программа воспитания становится частью основных образовательных программ общего образования, а в процесс воспитания детей в образовательных организациях в качестве его основы включаются конституционные и национальные ценности российского общества.

Примерная программа воспитания предусматривает инвариантную и вариативную составляющую.  Обязательная (инвариантная) часть прописана в Примерной программе, а вариативная – формируется в самой общеобразовательной организации с опорой на особенности региона, мнение родительского сообщества и традиции конкретной школы.

Фундаментальной основой программы воспитания является уклад образовательной организации, который определяет специфику и конкретные формы организации жизни школы. В сущности, уклад – это договор между учащимися, родителями, педагогами и другими сотрудниками организации, задающий культуру поведения всех участников процесса воспитания, описывающий запланированные деятельности и социокультурный контекст воспитательной работы. Особенно важно, чтобы ценности, прописанные в укладе, разделялись не только сотрудниками образовательных организаций, но и учащимися, и их родителями.

Согласно Примерной программе, главные ценности, которые должны быть сформированы у современного школьника, – это ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Они находят своё отражение в основных направлениях воспитательной работы образовательных организаций: гражданском, патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом, воспитании ценностей научного познания, физическом воспитании и формировании культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Чтобы осуществить главную цель воспитания – полноценное личностное развитие школьников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей – педагогам нужно будет не только заниматься обучением и воспитанием учащихся, но и конструктивно общаться на эти темы с родителями, объяснять им, к каким результатам может прийти в своём развитии ребёнок того или иного возраста. А для обеспечения выполнения главных задач воспитания по каждому из направлений школы будут взаимодействовать с другими организациями региона на основе социального партнёрства.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций.

Положение о разработке рабочей программы в школе

  • Вопрос: В какие сроки должна быть внедрена Примерная программа воспитания?

    Ответ: До  1 сентября 2021 года во всех образовательных организациях должны быть разработаны и внедрены рабочие программы воспитания. (т.е. разработка рабочих программ должна завершиться до 1 сентября 2021года).Основание: Федеральный закон  № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.

  • Вопрос: В каких образовательных организациях  будут внедряться Примерные программа воспитания?

    Ответ: Во всех образовательных организациях (дошкольных, основного общего образования, среднего профессионального и высшего образования) Основание: Федеральный закон  № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г.  (Однако, в н.в. разработаны примерные программы воспитания   только для основного общего и высшего образования.)

  • Вопрос: Можно ли образовательной организации, занимающейся ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ образованием детей и взрослых (только дети старшего подросткового возраста), использовать в работе вашу примерную программу воспитания? Или этот конструктор можно применить только для школ?

    Ответ: Примерная программа воспитания создавалась для школ. Однако, мы считаем, что она может помочь и образовательным организациям дополнительного образования в разработке собственной программы. У организаций дополнительного образования, безусловно, есть своя специфика. Используя лишь определенные разделы и модули программы, актуальные для дополнительного образования, можно разработать собственную рабочую программу воспитания.

  • Вопрос: Как регламентируется разработка и реализация рабочих программ воспитания?

    Ответ: Разработка рабочих программ воспитания осуществляется вместе с разработкой   основных образовательных программах НОО, ООО, СОО Основание: 1) 304-ФЗ от 31 июля 2020 г (не позднее 1 сентября 2021 года все образовательные программы подлежат, приведению в соответствие с положениями Федерального закона) 2)Приказ Минпрсвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»

  • Вопрос: Программа воспитания должна быть единая и  в ней прописывается организуемый в ОО воспитательный процесс на 3-х уровнях образования? Каким образом «положить» Рабочую программу воспитания в три  ООП  (НОО, ООП ООО и ООП СОО)?

    Ответ: Да. Конкретизация воспитательной работы по уровням образования (как того требует ФГОС) осуществляется лишь в календарных планах воспитательной работы. Разработчики примерной программы воспитания рекомендуют разрабатывать единую общешкольную рабочую программу воспитания и  дополнить  ее тремя  календарными планами воспитательной работы (для НОО, ООО и СОО). Получившиеся три модификации одной и той же программы, дополненные конкретными (по каждому уровню образования ) календарными планами «положить» в ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО.

  • Вопрос: Как на практике следует использовать примерную программу воспитания при разработке рабочей программы воспитания конкретной школы?      

    Ответ: Примерная программа воспитания обучающихся, по сути, является конструктором, при помощи которого школы смогут создать и реализовать на практике собственные программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания.

  • Вопрос: Обязательно ли включать все модули примерной программы в свою рабочую программу?

    Ответ: Инвариантными (обязательными) модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», Самоуправление» и «Профориентация» (два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования).Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды» и др. модули  по выбору образовательной организации. Образовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов.Каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной дополнительный модуль включается в программу при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов, эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.

  • Вопрос: Исходя из рабочей программы воспитания, какова будет структура воспитательных планов классных руководителей?

    Ответ: Структуру плана воспитательной работы классного руководителя разрабатывает школа в зависимости от своих традиций, особенностей, контингента учащихся и т.д. В нем конкретизируется деятельность классного руководителя и его класса. Примерная программа воспитания, как и разработанные на ее основе рабочие программы, не должны вносить принципиальных изменений в структуру планов воспитательной работы классных руководителей. Одну из возможных вариантов форм плана воспитательной работы школы, форму которого может использовать классный руководитель, мы предлагаем. (Подробнее о рекомендациях к составлению плана воспитательной работы см. на сайте примерной программы (http://form.instrao.ru) в разделе Методические рекомендации по разработке программ воспитания) Классному руководителю можно ориентироваться на Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 “О методических рекомендациях”)

  • Вопрос: Каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы? Планируется ли разработка мониторинга результативности воспитательной деятельности образовательной организации? Что рекомендуете использовать?

    Ответ: Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы» предполагает не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.  Сейчас разрабатываются критерии и инструментарий проведения внутреннего мониторинга реализации программы воспитания – самоанализа школой осуществляемой в ней воспитательной работы. Общие рекомендации и пример анкеты представлены в методических рекомендациях, размещенных на сайте Института развития стратегии образования РАО (http://form.instrao.ru)

  • Вопрос: На какие сроки разрабатывается рабочая программа воспитания и перечень конкретных воспитательных мероприятий?

    Ответ: Рабочие программы разрабатываются на период, соответствующий уроню образованию (начальное; основное: среднее) К рабочей программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования. Каждый год он может изменяться.

  • Вопрос: Где в программе фиксировать работу с детьми группы риска? Как в программе отражать работу по профилактике безнадзорности и правонарушений? Для детей с ОВЗ должны быть отдельные планы?

    Ответ: Разработчики примерной программы воспитания отвечают на этот вопрос таким образом: «В идеале программа воспитания нацелена на минимизацию числа таких детей, но мы понимаем всю сложность такой задачи. Работа с такими детьми, как и работа по профилактике безнадзорности и правонарушений может быть представлена в различных модулях, там, где это уместно». Добавим, что особенности работы с различными категориями детей обязательно должно найти отражение в содержании, проводимых воспитательных дел. Например, в общешкольных  или классных коллективных делах вы обязательно предложите вариативный перечень проектов, конкурсов, игр, соревнований составляющих содержание этих дел. Важно, чтобы ребенок мог сделать выбор с учетом своих интересов, потребностей и возможностей, чтобы была возможность определиться со своей ролью в этих делах. А задача классного руководителя (социального педагога, психолога) помочь таким детям включиться в коллективные дела,  как на уровне школы, так  и на уровне класса. Планирование работы ОО – компетенция самой организации. Поэтому виды и формы планов определяет сама организация. Но при этом учитываются рекомендации  по организации работы  с различными категориями детей.

  • Вопрос: Где можно посмотреть варианты сетки-плана для классов. Таблица для школы есть, а вот дальше по классам нет. Есть ли варианты такого планирования?

    Ответ: Примерная  программа воспитания задает структуру и содержание  рабочей программы воспитания школы, включая структуру календарного плана (плана-сетки). Далее предполагается, что школа сама определится с требованиями к структуре  и содержанию планов классных руководителей (классов). Тем более,  что  в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация  самостоятельно разрабатывает  требования к таким документам, закрепляя это в локальных актах ОО.

  • Вопрос: А если в школе всего 13 человек, Как быть с возрастным подходом?

    Ответ: В маленьких школах тоже реализуется возрастной подход. Но в тоже время активно используются технологии работы с разновозрастными коллективами, в рамках которых реализуются такие методы,  приемы и формы совместной деятельность, применение которых дает возможность проявлять и развивать  индивидуальность.

Положение
о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

1.1. Настоящее Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в школе составлено в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 6 февраля 2023 года, Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении ФГОС НОО» с изменениями от 8 ноября 2022 года, Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении ФГОС ООО» с изменениями от 8 ноября 2022 года, Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении ФГОС СОО» с изменениями от 12 августа 2022 года, Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» с изменениями от 8 ноября 2022 года, Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам НОО, ООО, СОО» с изменениями от 5 декабря 2022 года, а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о разработке рабочей программы педагога, реализующего ФГОС НОО, ООО и СОО, определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), внеурочной деятельности, воспитания и коррекционной работы.
1.3. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
  • Федеральная основная общеобразовательная программа — учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
  • Рабочая программа — это программа, разработанная на основе федеральных или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

1.4. Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных организациях являются следующие документы:

  • приказом Минпросвещения России № 992 от 16 ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
  • приказом Минпросвещения России № 993 от 16 ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
  • приказом Минпросвещения России № 1014 от 23 ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
  • приказом Минпросвещения России № 874 от 30 сентября 2022 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»;
  • приказом Минпросвещения России № 712 от 11 декабря 2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»

1.5. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
1.6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных школой образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
1.7. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего, среднего общего образования, при разработке соответствующей общеобразовательной программы вправе предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение. Указанное перераспределение времени на изучение учебных предметов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к предметным результатам по всем учебным предметам.
1.8. При разработке образовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам, применяют ФООП, утвержденные до начала нового учебного года. Федеральные основные общеобразовательные программы, утвержденные позднее указанного срока, применяются при разработке и утверждении образовательных программ года, следующего за годом утверждения соответствующих ФООП.
1.9. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
1.10. Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.
1.11. Общеобразовательная организация вправе наряду с мероприятиями, включенными в федеральный календарный план воспитательной работы, проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания.
1.12. Согласно, ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», общеобразовательная организация вправе непосредственно применять при реализации основных образовательных программ соответствующего уровня федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в п.1.15 настоящего Положения федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
1.13. При применении ФООП в школе соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.
1.14. Федеральные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности, возможности образовательной организации углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильного обучения на основе ФГОС, а также с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденного Правительством РФ.
1.15. При разработке ООП общеобразовательная организация предусматривает непосредственное применение:
– при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам:

  • «Русский язык»;
  • «Литературное чтение»;
  • «Окружающий мир»;

– при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам:

  • «Русский язык»;
  • «Литература»;
  • «История»;
  • «Обществознание»;
  • «География»
  • «Основы безопасности жизнедеятельности».

1.16. Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено Федеральным законом ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».
1.17. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
1.18. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.
1.19. Общеобразовательные программы реализуются общеобразовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
1.20. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности в рамках реализации образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, относятся:

  • программы по учебным предметам, курсам;
  • программы внеурочной деятельности (факультативных занятий);
  • программы воспитания;
  • программы коррекционной работы, включающие организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Учебная рабочая программа

2.1. Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательной организации, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
2.2. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС и ФООП по конкретному предмету (курсу) учебного плана образовательной организации. Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной организации и осуществляется педагогом или рабочей группой педагогов для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения образовательной деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах) школы.
2.3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
2.4. Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации ФГОС при изучении конкретного предмета (курса);
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и контингента обучающихся;
  • приобщить обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

2.5. Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:

  • требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • федеральной основной образовательной программы соответствующего уровня образования;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • учебного плана школы (федерального и регионального компонента, компонента образовательной организации);
  • годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
  • основной образовательной программы школы;
  • федеральной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) или авторской программы, содержание и планируемые результаты которой должны быть не ниже соответствующего содержания и планируемых результатов федеральной основной общеобразовательной программы;
  • учебно-методического комплекса.

2.6. Рабочая программа выполняет следующие функции:

  • является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
  • определяет содержание образования по учебному предмету на базовом или профильном уровнях;
  • обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
  • реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
  • включает модули регионального предметного содержания;
  • создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;
  • обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.

2.7. Рабочая программа составляется на один учебный год или на соответствующий уровень образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование) с последующей корректировкой.
2.8. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в школе, или индивидуальной.
2.9. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один хранится у учителя, второй сдаётся заместителю директора по УВР в электронном виде.
2.10. Рабочая программа реализует право каждого учителя:

  • расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения;
  • определять последовательность изучения материала;
  • корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем федеральной программы в соответствии с поставленными целями;
  • конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися (следует учесть, что планируемые результаты не должны быть ниже заявленных в государственном образовательном стандарте и федеральной программе);
  • включать материал регионального компонента по предмету;
  • выбирать методики, технологии обучения и диагностики уровня подготовленности обучающихся, виды контроля.

Структура рабочей программы

3.1. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и особенностей обучающихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся.
3.2. Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом.
3.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
3.4. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру.
3.5. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых.

3.6. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.
3.7. Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
3.8. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы НОО, ООО, СОО.
3.9. Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:

  • описание особенностей воспитательного процесса;
  • цель и задачи воспитания обучающихся;
  • виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3.10. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
3.11. Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
3.12. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии).
3.13. В содержании календарного плана воспитательной работы включают мероприятия, которые организует и проводит образовательная организация, а также мероприятия, в которых школа принимает участие.
3.14. При наличии в образовательной организации обучающихся с ОВЗ разрабатывается программа коррекционной работы.
3.15. Программа коррекционной работы должна быть направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы.
3.16. Программа коррекционной работы должна носить комплексный характер и обеспечивать:

  • поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также попавших в трудную жизненную ситуацию;
  • выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего и специального образования, семьи и других институтов общества;
  • интеграцию этой категории обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности всех обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • использование адаптированного учебно-дидактического обеспечения, разрабатываемого образовательной организацией, в том числе совместно с другими участниками образовательных отношений;
  • соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников;
  • предоставление при необходимости услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

3.17. Программа коррекционной работы должна содержать:

  • цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении общего образования, в том числе адаптированной;
  • описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
  • план индивидуально ориентированных диагностических и коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и освоение ими программы основного общего образования, в том числе адаптированной;
  • систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы;
  • механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • перечень дополнительных коррекционных учебных курсов и их рабочие программы (при наличии);
  • планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке с целью корректировки индивидуального плана диагностических и коррекционных мероприятий.

3.18. Рабочая программа содержит следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • пояснительную записку;
  • общую характеристику учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
  • планируемые результаты изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

3.18.1. Титульный лист содержит:

  • наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
  • год составления программы.

3.18.2. В тексте пояснительной записки к рабочей программе указывается:

  • название программы, на основе которой разработана Рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений, навыков;
  • принципы формирования и механизмы реализации программы образования разных уровней, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
  • учебно-методический комплект (учебник, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минпросвещения РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований.

3.18.3. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) — основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. В нем раскрывается суть содержания программы: ориентация содержания (научное, практическое, художественное, социальное, профориентационное и т.д.); характер освоения (развивающая, компенсирующая, углубленная, интенсивная, реабилитационная); профиль; направление. В данном разделе указываются: название разделов / тем курса и их краткое содержание.
3.18.4. Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).
3.18.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) — структурный элемент программы, определяющий основные личностные (личностные УУД), метапредметные (познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, формирование ИКТ-компетентности обучающихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательной организации.

Оформление рабочей программы

4.1. Требования к оформлению:

  • электронный документ в формате Microsoft Word (одним файлом); – листы формата А4;
  • ориентация страницы – книжная;
  • поля – обычные;
  • титульный лист считается первым, но не нумеруется;
  • шрифт – Times New Roman;
  • кегль –14, в таблице -12;
  • межстрочный интервал – одинарный;
  • переносы не ставятся;
  • абзац 1,25 см (кроме таблиц);
  • выравнивание – заголовки по центру, основной текст по ширине;
  • центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word;
  • каждый структурный элемент рабочей программы начинается с новой страницы;
  • таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом.

4.2. Титульный лист считается первым, нумерация на нем не ставится.
4.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
4.4. Список литературы составляется в алфавитном порядке с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по разделам предмета.
4.5. Страницы должны быть пронумерованы.

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

5.1. Рабочая программа сначала рассматривается на заседании соответствующего школьного методического объединения на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения педагогов отражается в протоколе заседания, на первой странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф: РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА.
Протокол заседания методического объединения педагогов от _____№ ______
подпись руководителя МО, (кафедры), расшифровка подписи.
5.2. После этого рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательной организации и требованиям государственных образовательных стандартов; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования в федеральном перечне. На первой странице рабочей программы (внизу справа) ставится гриф согласования.

Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение о разработке и утверждении рабочих образовательных программ общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *