В обсуждении темы “Психолог в школе” был предложен совет психолога

«Патриотизм: знак вопроса»

Дискуссия для старшеклассников

«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство –силой его патриотизма.»

Н. Г. Чернышевский

«Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь.»

И. А. Ильин

– Воспитание чувства патриотизма, долга перед Родиной и перед своей семьей .

-Воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки.

– Развитие устной монологической речи учащихся.  Закрепление на практике правил устного выступления перед аудиторией.

2.Уважаемые старшеклассники! Мы проводим дискуссию на тему «Патриотизм: знак вопроса».

Сегодня мы обсудим с вами вопросы:

– Что такое для всех нас Родина?.

-Почему во все времена защита Родины, Отечества считалась священным долгом каждого человека?

-Что значит быть патриотом своей Родины не на словах, а на деле?

Эти и другие вопросы будут в центре нашего разговора.

Накануне проводилось анкетирование на тему « Патриотизм». Я остановлюсь на результатах анкет учащихся.

На вопрос « Что такое для всех нас Родина?» ребята отвечали(зачитать ответы из анкет)

-Почему во все времена защита Родины, Отечества считалась священным долгом каждого человека?( зачитать ответы из анкет)

3. А  сейчас  ,ребята, я предлагаю вам «Дебаты»

– Кого вы предлагаете на роль спикеров?

_ Прошу вас подойти к столу. Возьмите эмблемы и посмотрите, какую позицию вы должны представлять: утверждение или отрицание.

-Я прошу всех остальных поделиться по  этому же принципу. Согласно тому, какая эмблема вам достанется, вы должны высказать аргументы «за» и «против»

(Ребята делятся на две команды)

-Распределите роли: 1 спикер, 2 курьера, 4 аналитика

(учащиеся прикрепляют эмблемы)

Вопрос для дебатов: «Присущ  ли патриотизм современной молодежи?»

В течение 10 минут вы должны представить свои аргументы.

Правая часть-утверждение-патриотизм присущ современной молодежи

Левая часть- отрицание-патриотизм не присущ современной молодежи.

-Итак, спикеров прошу выйти .Посмотрим, кто у нас начнет дебаты.(жеребьевка)

-Ну, что же, ребята,  спасибо. Обращаюсь к команде «Утверждение»

-Какой аргумент на ваш взгляд был самым убедительным?

Команде «Отрицание»: -А вы как считаете?

Уважаемые гости, а какие аргументы на ваш взгляд наиболее убедительные?

4.На вопрос «Присущ  патриотизм современной молодежи?» однозначного ответа нет.

-Посмотрите кадры из фильма Ольги Дубовой « Честь имею»(1 ч.начало)

-И вновь обратимся к результатам анкет.

Патриотами себя считают 90 % из опрошенных, 67 %учащихся никогда бы не уехали из своей родной страны.

5.-В чем проявляется патриотизм? И когда он проявляется ярче всего?

-готовность к защите Родины

-гордость за Родину, ее великих представителей

-готовность к самопожертвованию

Примеры из истории Отечественной войны 1812года,  Великой Отечественной войны.

Действительно, патриотизм ярче всего проявляется в годы борьбы с иноземными захватчиками

6.- Вновь кадры из фильма «Честь имею»  (3 часть.  Начало )

-Пожалуйста, прокомментируйте эти кадры .Какие чувства появляются у вас, когда вы видите и слышите это?

-Важно это, знаем ли мы историю своей страны, наших героев? Почему?

7.Кадры из фильма(3 часть Мы же как дерево..)

8 А что значит : быть патриотом в мирное время?

Служить  в армии,

Уважать свое прошлое и настоящее,

Гордиться символами государства , успехами и победами наших ученых, писателей, артистов, спортсменов)

8.А как же относится молодежь к службе в армии?

-Из анкет видно, что отношение к службе в армии неоднозначно. А вот результаты анкет. В армию собираются  89%.Отрадно отметить : защищать Родину в случае опасности готовы практически все  старшеклассники.

9. -Национализм- это проявление слабости нации или ее силы?

Д. С. Лихачев писал: «Национализм – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа , которая не разделяет националистических взглядов.»

-Почему межнациональные конфликты так опасны для страны?

12- Есть ли различия между понятиями «казахи» и «казахстанцы»? или эти понятия обозначают одно и то же.

Под словом «казахстанцы» понимаем всех, проживающих в Казахстане, независимо от национальности.

13 Звучит песня из кинофильма «Честь имею»

Наша дискуссия подходит к концу. Всем спасибо. Надеюсь, что наш разговор  был полезен для всех нас, участников диалога.

14.А в завершении предлагаю небольшую творческую работу по данной проблеме- пятистишие(синквейн)

Ваше отношение к понятию «патриот»

1-я строчка: тема(1 существительное)

2-я строчка: описание (два прилагательных)

3-я строчка: описание действия(три глагола)

4-я строчка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства

5-я строчка: одно слово-синоним первому, вывод.

Охраняет, укрепляет,  гордится

Искренне любит свою Родину

Групповая дискуссия в работе со старшеклассниками

Содержание и структура дискуссии

Чаще всего выделяют следующие этапы дискуссии: подготовительный, или вводную часть, основную часть и заключение. Вводная часть – необходимый этап группового обсуждения, когда школьники эмоционально и интеллектуально настраиваются на предстоящее общение. Вводная часть строится так, чтобы актуализировать у участников имеющиеся представления, ввести необходимую информацию и проявить интерес к предстоящей теме обсуждения. Идут ориентация и адаптация к самой проблеме, друг к другу, вырабатывается установка на совместное решение конкретных задач, группы знакомятся с правилами поведения в ходе дискуссии.

Примерный перечень правил работы для участников дискуссии:

  • «Свобода слова». Каждый участник должен иметь возможность высказать своё мнение, даже если оно отлично от мнения группы.
  • «Без потерь». Каждое высказывание, дополнение и уточнение должны быть учтены и внимательно рассмотрены.
  • Обсуждаются идеи, а не личности. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.
  • Правило поддержки. Важно быть внимательным к высказываниям другого, стараться понять смысл его мнения, поддерживать тех, кому сложно говорить публично.
  • Правило цели. Говори кратко, ясно и чётко. Говори по теме, старайся отражать суть разбираемой проблемы.
  • Критикуя – предлагай.

В дискуссии важно хорошее начало. Приводим несколько рекомендаций психологов к организации вступления группового обсуждения. Вступление не должно быть вялым или нейтральным; не должно оставлять аудиторию равнодушной (лучше отрицательная реакция, чем никакая); слишком длинным или слишком коротким; не нести резюме темы дискуссии (не следует путать резюме с планом). Вступление должно создать благоприятную и психологически комфортную обстановку (размещение участников, стиль отношений, интонация и жесты ведущего); учитывать ситуацию, время и место; опираться на актуальные проблемы, интересы, мотивы участников (опираться на события, взятые из жизни); использовать по возможности зрительные и слуховые эффекты. Эффективность основной части дискуссии зависит от выбранной формы: от чёткости соблюдения регламента, от доброжелательного восприятия участниками друг друга и ведущего, от корректности участников, от включённости всех в групповую работу и их активности. Всё это, в первую очередь, зависит от ведущего. Перед ведущим стоят задачи:

  • создать доброжелательную атмосферу;
  • стимулировать и поддерживать активное обсуждение;
  • включать в дискуссию всех участников;
  • управлять ходом дискуссии: следить за соблюдением правил и регламента, активизировать и поддерживать рассуждения участников, снимать напряжённую обстановку и не допускать перехода на личности.

Заключительный этап предполагает выработку единых или компромиссных позиций, решений, плана дальнейших действий. На этом этапе происходит групповой анализ вклада каждого участника в работу группы, сопоставляются намеченные цели и полученные результаты, выявляются плюсы и минусы работы, эффективность и продуктивность совместного обсуждения. Задачи, стоящие перед ведущим:

  • проанализировать и оценить дискуссию, подвести итоги;
  • обобщить все представленные позиции, помочь участникам обсуждения прийти к согласованному мнению, сформировать общее видение проблемы в группе;
  • отметить вклад в общую работу конкретных участников;
  • настроить на дальнейшую работу в этом коллективе.

Тема дискуссии должна быть интересна участникам, отражать их интересы, жизненные проблемы, соответствовать возрасту школьников. Важно, чтобы она носила проблемный характер, содержала в себе противоречие, дилемму. Только при этом условии, возможно провести дискуссию-спор, сделать обсуждение острым, показать различные взгляды на одну и ту же проблему, стимулировать ребят на отстаивание собственного мнения, или актуализировать самостоятельные рассуждения о правильности собственной позиции её сильных и слабых сторонах.

Формы выбора темы группового обсуждения

  • Группа (класс) разбивается на микрогруппы по 4-5 человек.
  • Вступительное слово ведущего (учителя) о ценности совместного обсуждения жизненных проблем, которые значимы для школьника в настоящий момент. Затем он объясняет задачу школьников – выбрать в группе три «горячие» темы, которые можно обсудить в классе.
  • Работа в микрогруппах в течение 4-6 минут по выбору тем.
  • Учитель фиксирует все темы на доске, совместно с ребятами ищет краткие образные названия, объединяет близкие по смыслу темы, обращается к классу с возможными дополнениями, альтернативными предложениями. Определяется общий список тем.
  • Список раздаётся в микрогруппы с просьбой выделить три первоочередные темы. На основании подсчёта оставляют для дальнейшей работы 5-6 тем, получивших большее количество выборов.
  • Окончательный вариант записывается на доске, а микрогруппам предлагается проранжировать темы по значимости.
  • Подсчитывается общая сумма по каждой теме. Тема, набравшая меньший ранг (сумма мест), объявляется приоритетной.

Пример работы с темами в 10-м классе.

Письменный опрос мнений

Предварительный письменный опрос мнений и предложений школьников можно проводить в разных формах. Например, предложить им назвать три-четыре наиболее значимые проблемы в современной жизни (или темы главных размышлений сегодня, вопросы, которые важно обсудить с классом, темы, по которым хотелось бы узнать мнение сверстников и т.д.).

Учитель анализирует ответы ребят, обобщает и затем, отобрав тему интересную большинству, организует обсуждение. Обсуждение можно начать с анализа суждений ребят (общего обзора анкет, причём обзор должен быть безадресный) и в дискуссию включать отдельные суждения школьников.

Приёмы, с помощью которых можно повысить эффективность группового обсуждения

Приёмы введения в дискуссию

  • Изложение проблемы посредством описания конкретного случая, анализа нравственных проблемных ситуаций. Лучший материал — ситуации, взятые из художественных произведений, фильмов, публицистики, а также жизненные ситуации, аналогичные тем, которые возникают в практической деятельности, межличностном взаимодействии самих детей, ситуации из их жизни (с вымышленными героями).
  • Демонстрация кинофильма или сюжета.
  • Инсценировка, ролевое проигрывание какого-либо эпизода.
  • Приглашение и представление экспертов (люди, осведомлённые в теме обсуждения).
  • Использование значимых (сенсационных) новостей.
  • Альтернативный выбор. Участникам предлагается самостоятельно сделать выбор из нескольких предложенных ведущим.

Приёмы, стимулирующие активность участников, повышающие эффективность группового обсуждения

  • Вопросы, побуждающие школьника к углублению мысли. Как ты пришёл к такому ответу? Как можно показать, что это верно? И т.д.
  • Предостережение от чрезмерных обобщений, чтобы сделать обсуждение более содержательным, не уйти от темы. Когда это будет верно? При каких условиях наиболее выражено? Где и в каких ситуациях это чаще всего происходит? И т.д.
  • Парафраз – повторение высказывания с новой интонацией. Стимулирует переосмысление сказанного, развитие мысли.
  • Информативное, краткое высказывание ведущего (образ, реплика, похвала, поддержка и т.д.) помогает вести обсуждение, вносящее новую информационную струю, побуждающее к дальнейшей работе.
  • Демонстрация непонимания побуждает участников повторить, уточнить суждение. Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста и т.д.
  • «Сомнение» позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания. Так ли это? Это всё? Вы уверены в вашем тезисе? И т.д.
  • «Проблематизация» – требование объяснить, обосновать, доказать высказанные суждения. Повышает продуктивность, осознанность и основательность высказываний. Обоснуйте ваше высказывание. Объясните, почему это так. Что это значит?
  • «Альтернатива». Ведущий предлагает и обосновывает тезис, утверждение, противоположный высказанному, акцентирует внимание на иной точке зрения, противоположном подходе. Приём тренирует навыки разностороннего рассмотрения вопроса, активизирует мыследеятельность школьников.
  • «Доведение до абсурда». Ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем доводит его до абсурда.
  • «Нет-стратегия», или «отрицание» всех высказываний участников. Ведущий говорит «нет», не утруждая себя доказательствами. Нет, это не так. Такого не бывает. Этого не может быть.
  • На вступительном этапе можно ввести специальную роль «судьи», который будет следить за поведением участников дискуссии, за соблюдением ими правил (если они обсуждались и приняты). У него будет право наказывать участников – «предупреждение», лишение слова на какое-то время и т.д.
  • Вопрос к группе. В ходе дискуссии один из участников задаёт вопрос ведущему. Последний может обратиться с этим вопросом к группе (вопрос-эстафета) или к самому этому участнику (вопрос-эхо).
  • Резюмирование. По мере того как обсуждение отдельных пунктов завершается, ведущий должен подвести некоторый итог сказанному, при необходимости обратить внимание на спорные моменты. Цель его не в том, чтобы привести всех к единому мнению, а лишь в том, чтобы подвести итог сказанному.

Формы групповых дискуссий

Суть этой формы в том, что участники обсуждают тему или проблему в микрогруппах сменного состава (на разных этапах дискуссии, в разных группах), одновременно разбирается несколько основных вопросов по теме. Не менее важно, чтобы каждый участник оказался в позиции ведущего, это помогает занять активную позицию, осознанно относиться к процессу обсуждения, определить свою позицию. При этой технологии на каждом этапе участники отмечают лидеров обсуждения, это позволяет по окончании обсуждения выявить лидеров группы, а при необходимости – сделать их организаторами в реализации планов, намеченных группой. Тему (проблему) для обсуждения лучше выбрать заранее (с помощью ранжирования или «мозгового штурма») и подобрать вопросы для группового обсуждения, которые необходимы для работы в вертушке.

1-й этап. Подготовительный

2-й этап. Вертушка (40-45 минут).

Определившиеся на подготовительном этапе четыре группы в течение 5-10 минут высказывают идеи, суждения и предложения по аспекту обозначенному на табличках. Затем группы расходятся, каждый участник переходит в соответствии с маршрутным листом оказывается за другим столом, где с ним садятся по одному представителю из других групп здесь они совместно обсуждают второй аспект (новый для всех участников), который написан на листе стола, куда они переместились. Об суждение занимает 5-7 минут. За каждым столом участники дают оценку своим коллегам, выставляя на маршрутном листе е колонке «Номер лучшего выступления» один или два номера участников (в том числе можно свой), которые были наиболее активны и содержательны в выступлениях на этом этапе. Следующих два перехода повторяют предыдущий, участники обсуждают ещё два новых дл? них аспекта проблемы (или вариантов решена проблемы).

3-й этап. Подведение итогов (15-20 минут).

На последнем, четвёртом переходе участник оказываются за теми столами, где они начинали обсуждение. Здесь они обобщают предложена всех групп, зафиксированные на листе, систематизируют их, отмечают альтернативные позиции и наиболее интересные идеи, оформляют выводы по своему аспекту (или проекту), готовятся выступать перед группой. Ведущий игры собирает все маршрутные листы и путем подсчета устанавливает тех, чьи выступления отметили большинство участников (если участников много, ведущий может взять помощников для подсчёта).

1. Образец маршрутного листа для вертушки 4 х 4, 4 х 6,4 х 7

* обозначен ведущий за этим столом на данном этапе.

Рис. 2. Алгоритм листа для маршрутного вертушки 4×4

Затем каждая группа представляет свой вывод, отражающий обобщённое мнение группы, а члены группы дополняют и уточняют его. Ведущий резюмирует каждый вопрос, тему или проблему в целом, отмечает работу отдельных участников, указывает, кто был наиболее интересен и активен в обсуждениях по количеству выборов. Проводит коллективный анализ мнений участников о проделанной работе. Если обсуждалась проблема и требуется выбрать конкретное решение, то участники, набравшие большинство голосов, становятся группой экспертов. После выступления всех групп и коллективного обсуждения за и против они принимают окончательное решение. В дальнейшем эксперты могут выступить творческой группой в подготовке и реализации принятого решения. Примечания:

  • В маршрутном листе отмечается роль – ведущий. В этой роли каждый из участников выступает на одном из этапов. Он следит за соблюдением регламента, фиксацией идей на бумаге, даёт возможность всем высказаться, развивает идеи, подталкивает к высказыванию пассивных участников и контролирует слишком активных словом, следит за ходом обсуждения на данном этапе за своим столом.
  • Дискуссия может проводиться по формулам: 4×4 (4 группы по 4 участника), 4 х 6, 4 х 7, 5 х 5, 5 х 6, 6 х 6, 6 х 7 и др. При этом следует пользоваться другим алгоритмом перемещения (алгоритм перемещения участников для вариантов 4 х 4, 5 х 5 см. на рис. 2).
  • Игру можно усложнить, если в маршрутные листы заранее ввести для каждого участника выполнение на определённом этапе специальной роли (аналитика, критика, генератора идей, поддерживающего и т.д.).

«Вертушка» может проводиться в упрощённой форме, когда участники на втором этапе не расходятся, а значит, не меняется состав микрогрупп. Каждая микрогруппа обсуждает по очереди, каждый из выделенных заранее вопросов. Вся группа или переходит от стола к столу, на которых обсуждают новый для них вопрос, или ведущий передаёт общий для всех групп листок с ответами (предыдущей группы, групп) по предложенной позиции. Когда каждая из микрогрупп обсудила всё из выделенных позиций и вернулась к первой (своей) позиции, они обобщают ответы всех предыдущих групп. Здесь начинается третий этап вертушки.

Этот вид дискуссии обычно применяют при обсуждении противоречивых подходов, конфликтов, разногласий. «Аквариум» интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления и отстаивания своей позиции, её аргументации. Включённость всех участников достигается благодаря участию каждого в начальном обсуждении, после чего группа следит за работой и поддерживает связь со своим представителем. Узкий круг выступающих (5-6 человек) даёт возможность сосредоточиться на основных позициях. Подготовительный этап. Ведущий представляет проблему, делит класс на группы. Обычно группы располагаются по кругу. Участники (иногда ведущий) выбирают представителя, который будет позицию их группы представлять всему классу. Ход обсуждения

  • Группам даётся время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.
  • Ведущий просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от неё указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказываться, однако участникам группы разрешается передавать указания своим представителям с помощью записок.
  • Остальные участники – это активные наблюдатели и аналитики, они отмечают (можно фиксировать письменно) наиболее яркие и аргументированные выступления, чёткость мыслей и позиции в целом, умение слушать оппонентов и задавать уточняющие вопросы, способность аргументированно отвечать на поставленные вопросы, умение убеждать и т.д.
  • Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.
  • «Аквариумное» обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении установленного времени, либо после достижения решения.
  • После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.

Коллективный анализ хода дискуссии в конце обсуждения, позволяет ведущему вместе с участниками выделить как содержательные, так и процедурные моменты групповой работы. Техника «аквариума» не только усиливает включённость ребят в групповое обсуждение (позволяет развить навыки участия в групповой работе, совместного принятия решения, навыки общения – умение слушать другого, вести спор, отстаивать свою позицию, поддерживать и развивать мысли другого и т.д.), но и даёт возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне. Ведущий сам должен решить, насколько уместно воспользоваться этой возможностью в том или ином случае.

КРИТИКИ, МЕЧТАТЕЛИ И РЕАЛИСТЫ

Это групповое обсуждение и разработка новых идей и предложений. Проводится опрос общественного мнения по данной теме, собираются реальные и нереальные предложения, высказываются критические замечания, что в результате помогает более чётко представить саму идею, её актуальность и значимость, наметить пути реализации. Ход обсуждения. Ведущий выступает с идеей, настраивает на совместное обсуждение, объясняет правила работы. Участники делятся на три группы (способ разбивки – произвольный). Каждой группе определяют роль и задачи этой роли. Группе критиков – жёсткая критика идеи, обнаружение и раскрытие её слабых сторон, возможные трудности в реализации и т.д. Группе мечтателей – генерализация самых невероятных и даже несбыточных вариантов развития идеи, развитие её отдельных направлений, построение перспектив осуществления, прогнозирование областей, где она может реализовываться, людей, которые могут помочь в её реализации и т.д. Группе реалистов – как можно реализовать идею, какие средства (денежные, технические, люди, связи) нужно для этого вложить и задействовать, реальные трудности, которые мешают развитию идеи и т.д. На основном этапе.

  • Группы внутри обсуждают идею с заданных им ролей.
  • Выступление группы «Мечтателей» (5-7 мин.), которое затем обсуждают группы «критиков» (критикуют предложения, показывают слабые идеи и т.д.) и «реалистов» (анализируют идеи, доказывают, какие из них и как можно воплотить и т.д.),
  • Выступление группы «Критиков» с последующим обсуждением другими группами. Последними выступают «Реалисты».

Этап коллективного анализа.

  • Каждая группа обсуждает новые идеи и предложения, замечания и критику и, используя самые, с её точки зрения, интересные идеи и предложения, оглашает окончательный проект.
  • Выступление представителей от каждой группы с окончательным проектом.

Коллективный анализ встречи и резюме ведущего.

Все описанные формы группового обсуждения, дискуссии дают общее описание технологии. Выбор формы, определение темы дискуссии, особенности её подготовки и проведения зависят от целей педагога, от ситуации в классе (группе), от индивидуальных особенностей школьников (их проблем, интересов, увлечений, приоритетов и ценностей), от их индивидуального опыта.

Дебаты (от фр.debats) определяют как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. В отличие от дискуссии, которая представляет собой спор, столкновения мнений, публичное обсуждение альтернативных суждений, дебаты не предполагают открытого столкновения участников, прямого спора, перерастающего иногда в полемику (стремление обязательно переубедить, победить противную сторону любыми способами и средствами. В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом смысле дебаты приучают учащихся, студентов к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей и т.д. Проведению самих дебатов должна предшествовать предварительная работа:

  • распечатка материалов;
  • знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
  • определение исходного тезиса (темы) дебатов;
  • работа с непосредственными организаторами дебатов, распределение ролей и поручений;

– индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов. Кроме того, необходимо подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну их основных мыслей лекции, доклада, выступления и т.д. Важно пояснить, что тезис формируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис. Однако лучше, если тезис предложат сами участники. Для работы над тезисом можно создать несколько групп. После определения нескольких тезисов все вместе выбирают (голосованием или по рейтингу) один понравившийся тезис для предстоящих дебатов. В зависимости от цели дебатов (обсуждение научной проблемы; отработка конкретной учебной темы или методик проведения самих дебатов) формируется и тезис. Например, для обсуждения педагогических тем можно дебатировать следующие тезисы: «Зачеты и экзамены делают процесс обучения более эффективным», «Выпускники стремятся получить аттестат (диплом), а не знания», «Лекция как основная форма проведения учебных занятий изжила себя», «Будущее – за информационными технологиями» и т.д. Вот, например, некоторые тезисы для обсуждения темы «Методы интерактивного обучения»: «Для эффективного применения метода интерактивного обучения необходимы благоприятные межличностные отношения», «Методы интерактивного обучения могут применяться только в подготовленной (определенной) аудитории». Если же дидактической целью является отработка методики проведения учебных дебатов (для преподавателя) то может продебатироваться любой значимой для аудитории тезис. Например, «Телерекламу надо запретить». «В современном обществе мужчина дискриминируется по половому признаку», «Контрактная система способствует улучшению качества труда».

Порядок (процедура) проведения учебных дебатов. Работы организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов. Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке.

  • справа от председателя – защитники тезиса (4 чел.)
  • слева от председателя – противники тезиса (4 чел.)
  • в конце зала посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (публика, «болото»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссию «Господин Председатель» (Уважаемый председатель). Друг к другу участники дебатов обращаются также «Уважаемый коллега (господин, товарищ, оппонент»). В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Дальше роли распределяются следующим образом:

  • вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
  • третьи номера опровергают аргументы соперников;
  • четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса, подходя при этом к соответствующей стороне кафедры. Дебаты продолжаются до того времени, пока все желающие не выскажутся или до соответствующей команды председателя. Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами «Пожалуйста», или «Нет, спасибо». В случае согласия выступающего время вопроса или время информации со стороны участника прибавляется ко времени, отведенному на выступление. В связи с этим желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышала 2-3 предложений. Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть. Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию. Время, выделенное на выступление: 1-ые номера – 5 минут; 2-4-ые номера – 3-4 минуты; участники – 2 минуты. Секретарь контролирует и показывает время, которое остается до конца выступления. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедур. После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами». Хорошо, если дебаты проводятся системно, в соответствии с определенными, интересующими детей и взрослых темами, и участвуют в них не одни и те же «штатные ораторы», а все учащиеся Вот как, например, может выглядеть план проведения дебатов

Расписание интеллектуального турнира «Дебаты»

В школе широко используются дебаты, так как и учителя, и ученики придумывают темы студенческих дебатов для разных классов!

Подобно двум граням одной медали, любой вопрос естественным образом сочетает в себе отрицательные и положительные стороны, что приводит к действию аргументов между противоположными мнениями людей, называемому дебатами.

Дебаты могут быть формальными и неформальными и происходят в различных сферах деятельности, таких как повседневная жизнь, учеба и работа. В частности, в школе необходимо проводить дебаты, цель которых – помочь учащимся расширить свои взгляды и улучшить критическое мышление.

На самом деле, многие школы и академические круги сделали дебаты важной частью учебной программы и ежегодным соревнованием, в котором учащиеся высказывают свое мнение и заслуживают признания. Получение более глубоких знаний о структурах и тактиках дебатов, а также об интересных темах — одна из основных стратегий для создания мотивации к дебатам в школе.

Дополнительные советы с AhaSlides

Получите бесплатные шаблоны студенческих дебатов. Зарегистрируйтесь бесплатно и возьмите то, что вы хотите из библиотеки шаблонов!

🚀 Получите бесплатные шаблоны ☁️

Тип студенческих дискуссий Темы

Как упоминалось ранее, темы для дебатов разнообразны и проявляются во всех аспектах жизни, некоторые из самых популярных областей включают политику, окружающую среду, экономику, технологии, общество, науку и образование. Итак, вам интересно, какие темы самые обсуждаемые в последние годы?

Политика – Студенты обсуждают темы

Политика – сложная и многогранная тема. Это может быть связано с политикой правительства, предстоящими выборами, недавно принятыми законами и резолюциями, недавно отмененными постановлениями и т. д. Когда дело доходит до демократии, легко увидеть множество противоречивых аргументов и точек зрения граждан по этим связанным вопросам. Некоторые распространенные темы для споров перечислены ниже:

  • Должны ли быть более строгие законы о контроле над оружием?
  • Brexit — неправильный шаг?
  • Должно ли правительство заставить церкви и религиозные учреждения платить налоги?
  • Должна ли ООН лишить Россию места в Совете Безопасности?
  • Должна ли быть обязательная военная служба для женщин?
  • Делают ли электронные машины для голосования избирательный процесс более эффективным?
  • Является ли система голосования в Америке демократичной?
  • Следует ли избегать дискуссий о политике в школе?
  • Является ли четырехлетний президентский срок слишком долгим или его следует увеличить до шести лет?
  • Являются ли нелегальные мигранты преступниками?

Среда – Студенты обсуждают темы

Непредсказуемое изменение климата вызвало больше дискуссий об ответственности людей и действиях по уменьшению загрязнения окружающей среды. Обсуждение проблем, связанных с окружающей средой, и их решение жизненно важны для людей из всех слоев общества, что может помочь повысить осведомленность о защите окружающей среды.

  • Должна ли ядерная энергия заменить ископаемое топливо?
  • Богатые или бедные больше несут ответственность за ущерб окружающей среде?
  • Можно ли обратить вспять антропогенное изменение климата?
  • Следует ли ограничивать время использования личных автомобилей в крупных городах?
  • Достаточно ли платят фермерам за их работу?
  • Глобальное перенаселение — это миф
  • Нужна ли нам ядерная энергия для устойчивого производства энергии?
  • Должны ли мы полностью запретить одноразовые пластиковые предметы?
  • Органическое земледелие лучше обычного?
  • Должны ли правительства начать запрещать пластиковые пакеты и пластиковую упаковку?

Технологии – Студенты обсуждают темы

Поскольку технологические достижения достигли нового прорыва, и, по прогнозам, в будущем он заменит большое количество рабочей силы. Рост влияния прорывных технологий заставляет многих людей беспокоиться о том, что их доминирование, угрожающее людям, постоянно подвергается сомнению и спорам.

  • Эффективны ли камеры на дронах для обеспечения безопасности в общественных местах или они являются нарушением конфиденциальности?
  • Должны ли люди инвестировать в технологии для колонизации других планет?
  • Как технический прогресс влияет на нас?
  • Последние разработки в области технологий трансформируют интересы людей: да или нет?
  • Смогут ли люди спасти природу с помощью технологий (или уничтожить ее)?
  • Помогают ли технологии людям становиться умнее или делают их глупее?
  • Улучшили ли социальные сети отношения людей?
  • Следует ли восстановить сетевой нейтралитет?
  • Онлайн-образование лучше традиционного?
  • Должны ли роботы иметь права?

Общество – Студенты обсуждают темы

Изменение социальных норм и традиций и их последствия являются одними из самых обсуждаемых тем в последние годы. Появление многих тенденций заставило старшее поколение задуматься об их негативном влиянии на новое поколение и о том, что соответствующие традиционные ритуалы исчезнут, в то время как молодежь в это не верит.

  • Может ли граффити стать высоко ценимым искусством, как классическая живопись?
  • Люди слишком полагаются на свои смартфоны и компьютеры?
  • Следует ли разрешать алкоголикам делать пересадку печени?
  • Приносит ли религия больше вреда, чем пользы?
  • Должен ли феминизм уделять больше внимания правам мужчин?
  • Дети из неполных семей находятся в неблагоприятном положении?
  • Должна ли страховка покрывать косметические процедуры?
  • Ботокс приносит больше вреда, чем пользы?
  • Не слишком ли сильно в обществе давление, чтобы иметь идеальное тело?
  • Может ли более строгий контроль над оружием предотвратить массовые расстрелы?

В обсуждении темы "Психолог в школе" был предложен совет психолога

Темы студенческих дебатов – Темы дебатов для студентов колледжей

Расширенный список тем для студенческих дебатов на каждом образовательном уровне

Нет хороших или плохих тем для дебатов, однако у каждого класса должна быть подходящая тема для обсуждения. Правильный выбор темы дебатов имеет важное значение для учащегося при проведении мозгового штурма, организации и разработке утверждений, набросков и опровержений.

Темы студенческих дебатов – для начальной школы

  • Должны ли дикие животные жить в зоопарке?
  • Дети должны иметь право голоса.
  • Школьные часы должны быть изменены.
  • Школьные обеды должен планировать специальный диетолог.
  • Достаточно ли у нас образцов для подражания для этого поколения?
  • Должны ли быть разрешены испытания на животных?
  • Должны ли мы запретить сотовые телефоны в школах?
  • Приносят ли зоопарки пользу животным?
  • Традиционные методы обучения должны быть дополнены обучением с использованием ИИ.
  • Учебная программа должна быть разработана в соответствии с потребностями детей.
  • Почему важно исследовать космос?

Популярные темы дебатов старшеклассников

Ознакомьтесь с лучшими темами школьных дебатов!

  • Родители должны давать пособие своим детям.
  • Родители должны нести ответственность за ошибки своих детей.
  • Должны ли мы добавить второй язык в качестве обязательного курса помимо английского?
  • Могут ли все автомобили стать электрическими?
  • Усиливает ли технология человеческое общение?
  • Должны ли правительства инвестировать в альтернативные источники энергии?
  • Лучше ли государственное образование, чем домашнее?
  • Исторический предмет должен быть элективным во всех классах

Спорные темы студенческих дебатов – Высшее образование

  • Виноваты ли люди в глобальном потеплении?
  • Следует ли запретить экспорт живых животных?
  • Перенаселение – угроза для окружающей среды?
  • Снижение возраста употребления алкоголя может иметь положительные последствия.
  • Должны ли мы снизить возрастной ценз до 15 лет?
  • Должны ли быть упразднены все монархии в мире?
  • Может ли веганская диета бороться с глобальным потеплением?
  • Движение #MeToo уже вышло из-под контроля?
  • Должна ли секс-работа быть легализована?
  • Должны ли люди раскрывать свои слабости?
  • Должны ли пары жить вместе до свадьбы?
  • Нужно ли повышать минимальную заработную плату?
  • Следует ли запретить курение?

В обсуждении темы "Психолог в школе" был предложен совет психолога

Темы студенческих дебатов – примеры дебатов для студентов

Что помогает успешно вести дебаты

Итак, это общая тема для дебатов для студентов! Помимо списка лучших тем для студенческих дебатов, как и любой навык, практика делает совершенным. Провести успешную дискуссию сложно, и для вашей будущей дебаты на сцене необходимо провести дебаты. Если вы не умеете организовывать, мы помогли создать типичный образец дебатов в классе для вас.

Здесь нет дебатов; студенческие дебаты являются одним из лучших способов поощрения критического мышления, привлекать студентов и передать обучение в руки учащихся.

Итак, как провести студенческие дебаты? Они предназначены не только для дискуссионных классов или подающих надежды политиков, и не только для небольших или более зрелых курсов. Студенческие дебаты для всех, и они по праву становятся основой школьной программы.

Здесь мы погружаемся в мир классных дискуссий. Мы рассмотрим преимущества и различные типы студенческих дебатов, а также темы, отличный пример и, что особенно важно, то, как организовать свои собственные плодотворные и содержательные дебаты в классе за 6 простых шагов.

Как провести студенческую дискуссию? Оглавление

Регулярные дискуссии в классе могут существенно повлиять как на личные, так и на профессиональные аспекты жизни студента. Вот несколько способов, при помощи которых содержательные обсуждения в классе могут стать действительно стоящим вложением в настоящее и будущее учащихся:

  • Сила убеждения – Студенческие дебаты учат учащихся тому, что в любом тупике всегда есть созерцательный подход, основанный на данных. Учащиеся узнают, как сформулировать убедительный, взвешенный аргумент, который некоторым может быть полезен в повседневной жизни в будущем.
  • Добродетель терпимости – С другой стороны, проведение студенческих дискуссий в классе также развивает навыки слушания. Он учит учащихся искренне прислушиваться к мнениям, которые отличаются от их собственного, и понимать источники этих различий. Даже проигрыш в дебатах позволяет студентам понять, что менять свое мнение по какому-либо вопросу – это нормально.
  • 100% возможно онлайн – В то время как учителя все еще пытаются перенести классные занятия в онлайн, студенческие дискуссии предлагают беспроблемное занятие, не требующее физического пространства. Конечно, нужно внести изменения, но нет причин, по которым студенческие дебаты не должны быть частью вашего подхода к онлайн-обучению.
  • Студент-ориентированный – Преимущества помещения студентов, а не предметов в центр обучения уже хорошо изучен. Студенческие дебаты дают учащимся более или менее свободу распоряжаться тем, что они говорят, что делают и как реагируют.

Шаг № 1 – Представьте тему

Что касается структуры дебатов, то, во-первых, естественно, первым шагом к проведению школьных дебатов является предоставление им темы для обсуждения. Круг тем для классных дебатов практически не ограничен. Вы можете предоставить любое заявление или задать любой вопрос «да/нет» и позволить обеим сторонам приступить к делу.

Тем не менее, лучшая тема – это та, которая разделяет ваш класс как можно ближе к середине. Если вам нужно вдохновение, у нас есть 40 тем для студенческих дискуссий здесь.

Отличный способ выбрать идеальную тему – это сбор предварительных мнений по этому поводу в вашем классе, и посмотрим, у какого из них более или менее четное количество студентов с каждой стороны:

В обсуждении темы "Психолог в школе" был предложен совет психолога

Опрос AhaSlides с 20 участниками о возможном запрете зоопарков. – Правила дебатов Средняя школа – Формат дебатов Старшая школа

Хотя простой опрос типа да / нет, подобный приведенному выше, может подойти, есть много других творческих способов определить и настроить тему для обсуждения вашими учениками:

  • Имидж-опрос – Представьте несколько изображений и посмотрите, какое из них каждый ученик идентифицирует больше всего.
  • Облако слов – Посмотрите, как часто класс использует одно и то же слово, когда выражает свое мнение.
  • Шкала оценок – Представьте утверждения по скользящей шкале и попросите учащихся оценить согласие от 1 до 5.
  • Открытые вопросы – Предоставьте учащимся свободу высказывать свое мнение по теме.

AhaSlides открывает пол.

Используйте этот бесплатный интерактивный шаблон для сбора мнений учащихся в прямом эфире в классе. Начинайте содержательные обсуждения. Регистрация не требуется!

Возьмите бесплатный шаблон! ☁️

Шаг # 2 – Создайте команды и определите роли

Когда тема в сумке, следующим шагом будет формирование двух сторон, обсуждающих ее. В дебатах эти стороны известны как утвердительный отрицательный.

  • Команда Утвердительная – Сторона, согласная с предложенным заявлением (или голосующая «за» на предложенный вопрос), что обычно является изменением статус-кво.
  • Команда отрицательная – Сторона не согласна с предложенным утверждением (или голосует «против» на предложенный вопрос) и хочет оставить все как есть.

На самом деле, 2 стороны – это необходимый минимум. Если у вас большой класс или значительное количество учеников, которые не полностью поддерживают утвердительный или отрицательный ответ, вы можете расширить потенциал обучения, увеличив количество команд.

Функции #1 💡 Не наказывайте сидевших на заборе. Хотя одна из причин проведения студенческих дебатов состоит в том, чтобы дать учащимся больше уверенности в высказывании своего мнения, действительно посередине. Пусть они занимают эту позицию, но они должны знать, что это не выход из дебатов.

Остальная часть вашего класса будет состоять из судьи. Они выслушают каждый пункт в дебатах и ​​будут оценивать общую производительность каждой команды в зависимости от система баллов вы отправились позже.

Что касается командных ролей каждого спикера, вы можете установить их по своему усмотрению. Одним из популярных форматов студенческих дебатов в классе является формат, используемый в британском парламенте:

Это включает в себя 4 докладчика в каждой команде, но вы можете расширить это и для более крупных классов, назначив двух учеников на каждую роль и давая им по одному очку в течение отведенного им времени.

Шаг № 3 – Объясните, как это работает

В студенческой дискуссии есть 3 важные части, которые вы должны четко прояснить перед тем, как начать. Это ваши баррикады против анархических дебатов, которые могут возникнуть в представить Британский парламент. Это Структура, условиями, система баллов.

– Структура –

Студенческая дискуссия, прежде всего, должна иметь прочную структуру. Это должно быть боковой чтобы никто не мог переговариваться друг с другом, и это должно позволять адекватное время для учащихся, чтобы доказать свою точку зрения.

Ознакомьтесь со структурой этого примера студенческой дискуссии. Дебаты всегда начинаются с утверждения команды, за ней следует утверждение команды негативно.

Совет #2 💡 Структуры студенческих дебатов могут быть гибкими, экспериментируя с тем, что работает, но должен быть высечен в камне когда окончательная структура была определена. Следите за часами и не позволяйте выступающим выходить за пределы своего временного интервала.

– Правила –

Строгость ваших правил зависит от вероятности того, что ваш класс превратится в политиков после вступительных заявлений. Тем не менее, независимо от того, кого вы учите, всегда найдутся чрезмерно крикливые ученики и ученики, которые не захотят говорить. Четкие правила помогут вам выровнять игровое поле и поощрять участие всех.

Вот некоторые из них, которые вы, вероятно, захотите использовать при обсуждении в классе:

  • Придерживайтесь структуры! Не разговаривай, когда не твоя очередь.
  • Оставайтесь в теме.
  • Не ругаться.
  • Не прибегать к личным нападкам.

– Система подсчета очков –

Хотя смысл дебатов в классе на самом деле не в том, чтобы «победить», вы, вероятно, обнаружите, что естественная конкуренция ваших учеников требует некоторого умиротворения, основанного на баллах.

  • Эффектные заявления
  • Доказательства, подтвержденные данными
  • Красноречивая доставка
  • Сильный язык тела
  • Использование соответствующих визуальных эффектов
  • Истинное понимание темы

Конечно, оценка дебатов никогда не является игрой с чистыми цифрами. Вы или ваша команда судей должны проявить свои лучшие аналитические способности, чтобы оценить каждую сторону дебатов.

Совет #3 💡 Для обсуждения в ESL класс, где используемый язык гораздо важнее, чем полученные баллы, вы должны поощрять такие критерии, как различные грамматические структуры и расширенный словарный запас. В то же время вы также можете вычесть баллы за использование родного языка.

Шаг # 4 – Время исследовать и писать

В обсуждении темы "Психолог в школе" был предложен совет психолога

Всем понятно по теме и правилам? Хорошо! Пришло время подготовить аргументы.

С вашей стороны, что вам нужно сделать здесь, это установить ограничение по времени для исследования выложите несколько предопределенные источники информации, а затем следите за своими учащимися, чтобы убедиться, что они оставаться в теме.

Они должны исследовать свои точки зрения и мозговой штурм возможных опровержений другой команды и решить, что они скажут в ответ. Точно так же они должны предвидеть точки зрения своих оппонентов и рассматривать опровержения.

Шаг # 5 – Подготовьте комнату (или масштабирование)

Пока ваши команды набирают очки, пришло время подготовиться к шоу.

Сделайте все возможное, чтобы воссоздать атмосферу профессиональных дебатов, расставив столы и стулья лицом друг к другу в комнате. Обычно оратор встает на подиум перед своим столом и возвращается к своему столу, когда заканчивает говорить.

Естественно, все немного сложнее, если вы проводите студенческие дебаты в Интернете. Тем не менее, есть несколько забавных способов дифференцировать команды на Zoom:

  • Попросите каждую команду придумать цвета команды и украшать ими свой фон Zoom или носить их как униформу.
  • Поощряйте каждую команду изобретать талисман команды и для каждого члена, чтобы показать его на экране во время обсуждения.

Шаг № 6 – Дебаты!

Да начнется битва!

Помните, что это время вашего ученика проявить себя; старайтесь как можно меньше вмешиваться. Если вам нужно выступить, убедитесь, что это просто для поддержания порядка в классе или передачи структуры или системы подсчета очков.

Завершите дебаты, оценив каждую команду по критериям, которые вы указали в системе подсчета очков. Ваши судьи могут подсчитывать баллы по каждому критерию на протяжении дебатов, после чего баллы могут быть подсчитаны, и среднее число на каждой полосе будет окончательным баллом команды.

В обсуждении темы "Психолог в школе" был предложен совет психолога

Баллы по разным критериям для каждой команды и их общий средний балл в чистом круге.

Различные типы студенческих дебатов, которые стоит попробовать

Приведенную выше структуру иногда называют Формат Линкольна-Дугласа, прославившийся серией горячих дебатов между Авраамом Линкольном и Стивеном Дугласом. Тем не менее, есть несколько способов танцевать танго, когда дело доходит до дебатов в классе:

  • Дебаты по ролевой игре – Учащиеся разыгрывают дебаты, основанные на мнениях вымышленного или не выдуманного персонажа. Это отличный способ заставить их открыть свое мнение и попытаться выдвинуть убедительный аргумент с точки зрения, отличной от их собственной.
  • Импровизированные дебаты – Думаю, викторина, но для обсуждения! Импровизированные студенческие дебаты не оставляют спикерам времени на подготовку, что является хорошим упражнением в навыках импровизации и критического мышления.
  • Дебаты в ратуше – Два или более учащихся становятся лицом к аудитории и отвечают на ее вопросы. Каждая сторона получает возможность ответить на каждый вопрос и может опровергнуть друг друга, пока она остается более или менее цивилизованной!

Проверьте лучшие 13 удивительных Онлайн дебаты для студентов всех возрастов (+30 тем)!

В обсуждении темы "Психолог в школе" был предложен совет психолога

Формат дебатов ратуши в действии. Изображение любезно предоставлено Студии WNYC.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *