В разделе представлены основные методические основы дополнительного профессионального образования

Важнейшим элементом системы ДПО являются дополнительные профессиональные образовательные программы, которые отражают цели, задачи, содержание ДПО, принципы и условия его формирования и реализации. В зависимости от требований к уровню основного образования обучающихся они подразделяются на дополнительные образовательные программы высшего, среднего, начального уровней профессионального образования, а также профессиональной подготовки.

К сфере высшего образования относятся дополнительные профессиональные программы, для обучения по которым требуется высшее профессиональное (законченное или незаконченное) образование. К сферам среднего и начального уровней профессионального образования относятся дополнительные программы, для обучения по которым соответственно необходимо среднее или, как минимум, начальное профессиональное образование.

К дополнительным образовательным программам профессиональной подготовки относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, предназначенные для повышения квалификации лиц, получивших профессиональную подготовку, но не имеющих начального профессионального образования.

Согласно Закону «Об образовании» учреждениям ДПО принадлежит самостоятельная роль в разработке образовательных программ. Отсюда особую важность представляет опора на теоретические основы проектирования содержания ДПО.

Содержание ДПО может рассматриваться на разных уровнях.

1. Уровень теоретического представления. На этом уровне формируется методологический замысел, осуществляется тщательное философское, социальное, психолого-педагогическое обоснование. Важное место отводится определению ценностей непрерывного профессионального образования, целям ДПО, его функциям, ценностям содержания ДПО, моделированию профессиональной деятельности специалистов. Происходит своего рода теоретический экскурс в конкретную профессию и специальность, которые являются одним из ведущих источников и одновременно фактором проектирования содержания ДПО. С этой целью философскому и педагогическому осмыслению подвергаются объекты профессиональной деятельности специалиста, его профессиональные задачи, содержание, структура, технология, критерии оценки качества профессиональной деятельности специалиста. Осуществляется обращение к идеалу профессиональной культуры специалиста. Реально выраженным результатом теоретико-методологического осмысления содержания ДПО являются:

его концептуальная идея, закономерные связи, методологические и дидактические принципы;

фиксирование в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре (внутренней организации, связях между элементами), общественных и личностных функциях передаваемого социокультурного и социопрофессионального опыта, профессиональной культуры в их педагогической интерпретации.

Важно, чтобы уровень общего теоретического представления содержания ДПО являлся результатом его коллективного философского и социально-педагогического осмысления обучающимися и преподавателями системы ДПО.

2. Уровень учебного предмета. На этом уровне обосновываются функциональное назначение, роль и место каждой из учебных дисциплин в системе содержания ДПО, определяются ее ценности, выявляется состав, структура основных элементов содержания учебного предмета. Важно, чтобы каждый учебный предмет (учебный курс, учебное пособие) наряду с ориентацией на выполнение своей особой функции в системе содержания ДПО выстраивался согласно его общему составу и структуре. Особую значимость приобретает преемственность частного содержания учебных предметов в реализации ведущих функций общего содержания ДПО. Построение содержания учебного предмета осуществляется с учетом ценностей конкретной профессии, ее предмета, объектов, системы профессиональных задач, содержания, структуры и технологии деятельности, объективных профессионально-личностных потребностей и образовательных возможностей обучающихся. В связи с этим важное место отводится профессионально-личностной рефлексии субъектов учения.

Учебный предмет представлен инвариантной и вариативной частями. Инвариантная часть продиктована Требованиями к минимуму содержания ДПО и уровнем профессиональной подготовки по конкретной специальности, которые разрабатываются в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования.

Вариативная часть позволяет обеспечить учет индивидуальных запросов и потребностей обучающихся в их профессиональном росте и личностном саморазвитии, удовлетворить их профессиональные интересы, оказать помощь в подготовке к выполнению должностных обязанностей. Особенностью этого уровня содержания ДПО является междисциплинарный опережающий характер образовательных курсов, их динамизм, многоуровневость, возможность индивидуализации обучения.

3. Уровень учебного материала, предназначенного для усвоения обучающимися в системе ДПО, фиксируется в учебных пособиях, методических рекомендациях, опубликованных курсах лекций, в видеопрограммах, сборниках практических заданий и др. На этом уровне обозначаются конкретные, подлежащие усвоению ключевые профессиональные компетентности специалиста, входящие в курс обучения по определенному учебному предмету.

4. Субъектно-личностный уровень. На этом уровне осуществляется профессионально-личностная рефлексия, проектирование своих образовательных маршрутов – индивидуальных образовательных программ – самими обучающимися.

Таким образом, четвертый уровень предстает в качестве трансформатора общего содержания ДПО обучающихся в их субъектно-личностное содержание.

5. Уровень, на котором проектируемое индивидуальное содержание становится достоянием каждого обучающегося, результатом реализации, который отражается в развитии ценностей и идеалов, в «приращивании» системы профессиональных знаний, развитии профессиональных умений и навыков, в формировании и обогащении опыта профессионально-личностного саморазвития, в развитии опыта творческой деятельности, профессиональной культуры, человеческого потенциала.

Проектирование содержания ДПО требует определения «ключевых компетентностей» специалиста-профессионала. «Ключевая компетентность» является «узловым» понятием, включая: во-первых, аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания ДПО; во-вторых, идеологию формирования содержания ДПО «от результата»; в-третьих, результаты обучения, выражающие «приращивание» знаний, умений, навыков, опыта профессионально-личностного саморазвития, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений; в-четвертых, интегративный характер ее источника – различных сфер культуры и других сфер деятельности человека.

Ключевые профессиональные компетентности являются базовыми, универсальными. Их характерные признаки: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, значительная интеллектуалоемкость, многомерность, включающие широкий спектр аналитических, коммуникативных, прогностических и других умственных процессов.

Так, в структуре ключевых профессиональных компетентностей управленческих кадров образования можно выделить:

специальную компетентность – способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

социальную компетентность – способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

личностную компетентность – способность использовать приемы личностного самовыражения и саморазвития, средства противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальную компетентность – способность использовать приемы самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил.

Особенно важна в управленческой профессии роль образовательной компетентности, которая обеспечивает содержательную и технологическую стороны профессионально-личностного роста специалистов. Образовательная компетентность включает Я-концепцию в непрерывном профессиональном образовании: сформированность ценностного отношения к нему, интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивацию развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, удовлетворенность образовательной деятельностью. Это составляет мотивационную сферу образовательной компетентности. Ее операционная и рефлексивная сферы обеспечиваются знаниями о способах и технологии непрерывного профессионального саморазвития в процессе образования, развитием когнитивных способностей, осмыслением процесса и результата образовательной деятельности, степенью профессиональной обучаемости (готовности к непрерывному профессиональному образованию), образовательной продуктивностью.

Определение ключевых профессиональных компетентностей специалиста может быть представлено на двух уровнях: на обобщенном (например, исходя из обобщенного образа управленца-профессионала) и субъектно-личностном (на основе Я-концепции в образовательной деятельности), когда планируемые результаты обучения определяются самими обучающимися.

В состав содержания ДПО специалистов входит система их ключевых профессиональных компетентностей (специальных, социальных, личностных, индивидуальных, образовательных). Ее ведущими подсистемами выступают:

система интегрированных профессиональных знаний, умений, навыков, усвоением которых обеспечивает философское осмысление миссии и предмета профессии, ее ведущих ценностей, идеалов, определение направленности профессиональной деятельности, ее содержания, технологии и др.;

опыт профессионально-личностного саморазвития, предполагающий способность к профессионально-личностной рефлексии, моделированию профессии, освоению технологий непрерывного профессионального образования, самоорганизации образовательной деятельности;

опыт творческой деятельности, позволяющий наряду с системой профессиональных знаний, ценностных ориентации, рефлексией, духовно-нравственным самосовершенствованием, профессиональным саморазвитием освоить профессиональную культуру, выработать индивидуальный стиль профессиональной деятельности и осуществить «вклад» в профессию, в ее обогащение; опыт гуманистического эмоционально-ценностного отношения к миру, к профессиональной деятельности, к людям, к себе, к своему профессионально-личностному становлению и саморазвитию; названный опыт наряду с другими компонентами содержания ДПО является условием «разрушения» устаревших стереотипов, формирования и развития системы гуманистических ценностей и идеалов.

В таком виде содержание ДПО представляет собой целостную систему. Детерминантами содержания ДПО специалистов являются личностно значимые профессиональные ценности, идеалы, система осознаваемых профессиональных целей, задач, содержание их профессиональной деятельности, а также объективные потребности в профессиональном росте и личностном саморазвитии, которые находят воплощение в целях ДПО.

Таким образом, содержание дополнительного профессионального образования призвано аккумулировать совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий профессиональной деятельности. Это содержание должно быть ориентировано на духовно-познавательную и ценностную активность личности обучающегося, развертывание ее способности к социальному действию, на целостное формирование и развитие личности. Содержание ДПО не сводится к совокупности профессионально обусловленных знаний, умений, навыков. Его органическими компонентами является также опыт: рефлексии, профессионально-личностного саморазвития, творческой деятельности, мотивационно-ценностного отношения как к деятельности, так и к непрерывному профессиональному образованию. Обучающиеся в системе ДПО выступают активными субъектами процессов не только реализации содержания образовательной деятельности, но и процесса его проектирования, что значительно повышает эффективность обучения.

Важная роль в формировании содержания ДПО принадлежит его самопроектированию обучающимися. Самопроектирование содержания ДПО выступает как одно из важнейших звеньев самоорганизации обучающимся своего личностного образовательно-развивающего пространства, в котором он выступает как субъект мотивированного самоуправления профессионально-личностным саморазвитием. В этом случае самопроектирование способно приобрести личностный смысл.

Факторы, определяющие содержание ДПО и процесс его проектирования, можно объединить в следующие группы: социально-педагогические, научно-теоретичские, личностно-субъектные, профессионально-компетентностные, андрагогические*.

* Андрагогический (от греч. aner, andros – человек, мужчина и ago – вести, учить) – относящийся к андрагогике – обучению взрослых. Подробнее см.: Основы андрагогики: Учеб. пособие / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.; Под ред. Колесниковой И. А. – М., 2002. – Примеч. ред.

Группа социально-педагогических факторов объединяет: коренные преобразования в ведущих сферах жизни страны в связи с утверждением демократических норм, формированием правового государства, рыночной экономики, с переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному (в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми); социальные требования в области непрерывного образования; стратегию модернизации российского образования; социальные требования к системе ДПО; качество федеральной и региональной систем непрерывного профессионального образования и др.

Группа научно-теоретических факторов объединяет современные достижения науки об образовании, в том числе о непрерывном образовании, а также образовании взрослых; новейшие данные наук о построении образовательного процесса в системе ДПО; нормативные требования в сфере ДПО; результаты научных исследований в профессиональной деятельности специалиста, в педагогическом проектировании и др.

Группа профессионально-компетентностных факторов представлена: профессиональной культурой специалиста; социальным статусом, миссией, философией, идеологией, политикой, предметом профессии обучающегося; профессиональными целями и задачами, содержанием и структурой профессиональной деятельности; спецификой объектов профессиональной деятельности; профессиональными требованиями к личности специалиста; требованиями к формам, методам, средствам профессиональной деятельности, к ее технологиям и результатам; критериями оценки результатов деятельности. В названную группу входят также ключевые компетентности, служебный статус специалиста, его права и функциональные обязанности, ответственность, выполняемые должностные функции и др.

Группа субъектно-личностных факторов объединяет: осрзнаваемые личностью потребности в непрерывном профессиональном образовании, профессионально-личностном саморазвитии; человеческий потенциал специалиста; рефлексию профессионализма и профессиональной компетентности обучающегося; рефлексию качества профессионального образования; объективные затруднения в профессиональной деятельности; объективные затруднения в образовательной деятельности, в профессионально-личностном саморазвитии; мотивацию профессиональной и образовательной деятельности; осознаваемый обучающимися уровень продуктивности ДПО и др.

Группа андрагогических факторов включает: закономерности обучения взрослых, их позиции по отношению к непрерывному образованию, отбору его содержания, форм, методов, технологий; общие дидактические принципы и дидактические принципы, продиктованные спецификой обучения взрослых, особенностями образовательной деятельности обучающихся в системе ДПО; дидактические и андрагогические требования к преподавателю и его профессиональной деятельности в системе ДПО; образовательная среда в системе ДПО; критерии эффективности ДПО и результаты обучения в системе ДПО.

В процессе определения содержания ДПО важно обеспечить учет федеральных, региональных, локальных и индивидуальных потребностей в профессионально-личностном развитии специалистов. Федеральные требования к ДПО находят отражение в базисном компоненте содержания. Регионализация ДПО позволяет обеспечить учет особенностей региональной политики в сфере образования и условий ее реализации. Учет индивидуальных образовательных потребностей обучающихся является одним из ведущих условий обеспечения качества содержания ДПО. Этому способствует проектирование образовательных программ ДПО (в состав которых входят базисный, региональный и индивидуальный компоненты) самими обучающимися.

В контексте личностно ориентированного подхода обучающийся предстает как субъект общей, духовной, гражданской, патриотической, национальной и профессиональной культуры, общественной и собственной жизни, жизнетворчества. Возникает необходимость учитывать в определенной мере его личную, семейную, педагогическую, управленческую и общественную стороны жизни, деятельности, поведения, отношения, общения.

Широкое распространение в системе ДПО находит модульное построение образовательных программ, т.е. наличие четко очерченной совокупности унифицированных обучающих модулей в содержании этой системы, каждый из которых направлен на решение конкретной профессиональной задачи. Унифицированный обучающий модуль включает в себя комплекс теоретических и практических, коллективных и индивидуальных занятий унифицированного назначения, объема и структуры, поддерживаемый учебно-методическим и информационно-техническим обеспечением.

Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых

Дополнительное профессиональное образование (ДНО) – одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее продолжительный период в жизни человека и в системе его непрерывного образования, так как фактически начинается от «старта» профессиональной деятельности и продолжается до ее «финиша».

Сфера ДПО сориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, с производством, непроизводственной сферой и на удовлетворение потребностей личности, общества и государства в непрерывном образовании. Дополнительному профессиональному образованию принадлежит важная роль в развитии современного российского общества, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют профессиональной переориентации граждан, овладения новыми знаниями и специальностями. ДПО призвано помочь личности адекватно ориентироваться в новой социально-экономической и политической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей.

Существенные особенности ДПО: направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала; взаимосвязь (курсового обучения и самообразования; обучения с жизненным и профессиональным опытом обучающихся); междисциплинарный характер содержания обучения; построение обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса (совокупности прав и обязанностей) и профессионально значимых качеств личности. ДПО как часть системы образования взрослых характеризуют многофункциональность, динамизм, опережающий характер развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся.

Следует отметить открытость системы ДПО, ее ориентацию на конечный результат, связанный с решением актуальных профессиональных проблем, гибкость, определяемую возможностью учета объективных потребностей специалистов в их профессионально-личностном развитии. Особенностью сферы ДПО является участие в ней специфической категории взрослых обучающихся, имеющих базовое профессиональное образование и опыт профессиональной деятельности.

Переход к непрерывному, в течение всей жизни, образованию, продиктованный темпами развития современной экономики, науки, информационных технологий, выдвигает проблему развития системы ДПО в число первоочередных задач. При этом особую актуальность приобретает превращение названной системы в один из мощных факторов, позволяющих личности иметь опережающую профессиональную готовность к изменениям в технологической и социально-экономической сферах, влияющих на ускорение структурной перестройки производства, формирование мотивации работников к высокопроизводительному и творческому труду, создание эффективного механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя.

Элементы, входящие в систему ДПО:

дополнительные профессиональные образовательные программы, которые разрабатываются на основе государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации;

образовательные учреждения и организации, осуществляющие деятельность в области ДПО, общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области ДПО;

объединения (ассоциации, союзы) образовательных учреждений ДПО, организации, осуществляющие деятельность в области ДПО; общественные и государственно-общественные объединения (профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения);

органы управления ДПО, подведомственные им предприятия, учреждения и организации.

К числу образовательных учреждений дополнительного профессионального образования принадлежат академии, институты и центры повышения квалификации, а также структурные подразделения дополнительного профессионального образования, организуемые в высших учебных заведениях (факультеты и региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки). По состоянию на 1 января 2003 г. в стране насчитывалось около 3 тыс. образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального образования (включая внутрифирменное обучение на производстве).

Цели создания учреждений ДПО. повышение профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств обучающихся и подготовка их к выполнению новых трудовых функций.

Главные задачи учреждений ДПО:

удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;

организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;

организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, групп документов и материалов.

Среди задач образовательного учреждения ДПО следует назвать те из них, которые напрямую выходят на идею целостного саморазвития личности профессионала, ее творческой самореализации, удовлетворение личностных интересов и потребностей обучающихся как субъектов культуры, исторического процесса, жизненного опыта, жизнетворчества.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, – в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, – в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, – в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ)

4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, – в области противодействия коррупции;

(п. 4 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

5) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, – в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;

(п. 5 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

6) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, – в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I – IV классов опасности;

(п. 6 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

7) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики, – в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих);

(п. 7 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

8) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, – в области пожарной безопасности.

(п. 8 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *