В решении задач по работе с текстом сказки Д.Н. Мамина использовались комплексные задания

1. Прочитайте отзыв о сказке Д. Мамина Сибиряка «Серая

Серая Шейкаэто уточка, которая не могла летать, потому что Лиса

перекусила ей крылышко. Когда наступила осень, стая улетела в тёплые края,

и уточка осталась одна. Хотя мама Утка очень переживала за дочку, но и

который её подбадривал, хотя и сам был беззащитным против Лисы только

бегством и спасался. Наступила зима, и река почти полностью замёрзла. Тут

то и появилась хитрая Лиса, стала караулить, когда лёд станет прочным, и

она сможет съесть Серую Шейку. Спас уточку охотник, который забрал

домой внучкам на радость.

Это сказка о доброте и милосердии, о взаимовыручке, о дружбе и

желании помочь тому, кто оказался в беде.

Запишите главных героев сказки

2. Запишите ответы на вопросы, пользуясь текстом отзыва:

Почему Серая Шейка не могла летать?

Кто стал другом уточки в лесу?

Кто хотел съесть Серую Шейку?

Кто и как спас уточку?

3. Вставьте пропущенные орфограммы в отрывок текста сказки:

Первый сеннийхоло, от которого пожлтела ва, привёл всех

птиц в бльшую тревогу. Все начли готовиться в длёкий²

² р обрывал засыхавшие листья и унсил

их. Небо часто жёлыми сенними бл ками,

ронявшими мелкий сенний дож Который день уже нслись мимо

тронулись болотные² птицы, потому что болота уже начинали

замрзать. Дольше всех оставались вдоплавающие. Серую Шейку больше

всех огорчал перелётжурвлей, потому что они так

курлыкали, точно звали её с собой.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1. Чем похожа сказка А.С. Пушкина на народные волшебные сказки?

а) Есть концовка и зачин, как в народной сказке

б) в тексте много фольклорных слов и выражений

в) добро торжествует над злом

г) троекратное повторение

2. Приведи примеры глаголов, которые описывают поведение Соколко, когда Чернавка приносит отравленное яблоко.

____залаял, хлопочет, лает, не пускает_______

ВЫВОД: ___________Пёс предчувствует беду_______________

3. Ниже приводятся различные значения слова чёрный. Укажите, какое из этих значений имеет оно в предложении.

Для справок: чёрный

а) Цвет сажи, угля.

б) Испачканный чем-либо, грязный.

в) Неквалифицированный, не требующий высокого мастерства.

г) Горестный, безрадостный, тяжелый, мрачный.

д) Злостный, коварный, преступный.

4. Как догадались братья, что перед ними царевна, а не крестьянка. Приведи пример из текста.

Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали;

4. Слово глубокий имеет значение: а) Находящийся на значительной глубине от поверхности.

б) Очень сильный, достигший значительной степени.

Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях? (поставь букву в скобках)

5. Выделенные слова замените такими, которые употребляются в современном русском литературном языке.

Запиши их в скобках.

Всё лето прожила Дюймовочка
одна-одинёшенька в лесу. Она сплела себе из травы колыбельку и повесила эту
колыбельку под большой лист лопуха, чтобы её не замочил дождик. Она ела сладкий
цветочный мёд и пила росу, которую каждое утро находила на листьях.

Так прошло лето, прошла и осень.
Приближалась длинная холодная зима. Все птички улетели, цветы завяли, а большой
лопух, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, засох и свернулся в трубочку.

Дюймовочка дрожала от холода: платье её
всё разорвалось, а она была такая маленькая, нежная – как ей не мёрзнуть! Пошёл
снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки то же, что для нас целая лопата
снегу. Мы ведь большие, а она была всего-то с дюйм * ростом. Она завернулась
было в сухой лист, но он совсем не грел, и Дюймовочка сама дрожала, как осенний
лист.

Наконец Дюймовочка решила уйти из
лесу и поискать себе где-нибудь приют** на зиму. В поле было ещё холоднее, чем
в лесу, и бедняжка совсем замёрзла. И вот Дюймовочка пришла к норке полевой
мыши. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: кухня и кладовая у неё были
битком набиты хлебными зёрнами. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и
попросила подать ей кусочек ячменного зёрнышка – она два  дня ничего не ела.

– Ах ты, бедняжка! – сказала полевая
мышь. – Погрейся да поешь со мной!

Дюймовочка спустилась в норку, обогрелась
и поела. Старой мыши девочка очень понравилась, и она сказала:

– Оставайся у меня на зиму. Я буду
кормить тебя, а ты убирай хорошенько мой дом да рассказывай мне сказки – я
очень люблю сказки.

( Г.-Х. Андерсен
“Дюймовочка”)

–   старинная единица длины, примерно 2 см и 5 мм.

–  учреждение для одиноких, сирот, бездомных; место, где можно  спастись или
отдохнуть.

Ответь на вопросы (обведи цифру
верного ответа) и выполни задания:

1. 
Определи жанр произведения:

2.
. За что получила Дюймовочка своё имя?

1)   за свою красоту

2)  за то, что мало ела

3)  за свой рост

3.
Где жила Дюймовочка всё лето и всю осень?

1)  в поле

2) в лесу

3) в норке у полевой мыши

4.
Что сплела себе из травы Дюймовочка?

5.
Чем питалась летом  в лесу Дюймовочка? Напиши ___________________________

6.
Что произошло поздней осенью с лопухом, под которым жила Дюймовочка?

1) стал маленьким

3) пожелтел, засох и свернулся в трубочку

7.
Укажи выражение, близкое по значению выражению ” дрожала, как осенний
лист”

1) дёргалась, как осенний лист

2) пожелтела, как осенний лист

3) тряслась, как осенний лист

8.
Чем казалась для Дюймовочки каждая снежинка? (Выпиши предложение из текста)

9.
Что должна была выполнять Дюймовочка взамен на приют и еду в норке мыши? (Выпиши
предложение из текста)

10.
Что стало приютом для Дюймовочки зимой? ________________________________________________________________________

11.
Чем были набиты кладовые и кухня у полевой мыши?
________________________________________________________________________

12.
Укажи предложение, которое не является побудительным.

1)  Ах ты, бедняжка!

2)  Погрейся да поешь со мной!

3)  Оставайся у меня на зиму!

13.
Используя текст произведения, допиши к прилагательным имена существительные:

14.
  Восстанови последовательность событий. Цифра 1 уже стоит.

)   наступление холодов

1)   жизнь Дюймовочки в лесу

)   приют у полевой мыши

)   в поисках приюта на зиму

15 . Используя текст
произведения, восстанови предложение.

Ответ: __________________________  
стала у порога, как ______________  ,

и попросила подать ей
_________________ ячменного  ________________   –

она два дня ничего не
ела.

Скачано с www.znanio.ru

МКОУ «Мамонтовская СОШ»

Мамонтовского района Алтайского края

Комплексные задания по работе с текстом сказки К. Д. Ушинского

«Утренние лучи» во 2 классе

УМК «Школа России»

Вастьянова Лариса Леонидовна,

учитель начальных классов

Ф.И. Класс Дата

1. Прочитайте текст сказки К. Д. Ушинского. Придумайте и

запишите заголовок к тексту.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду

свои золотые лучи.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся

жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоковысоко и запел

свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем

воздухе! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело

запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел:

«Куку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали

разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи,

села на окошечко, расправила крылья и «зумзумзум!» — полетела

собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю:

режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

2. Определите и запишите цифрой, сколько абзацев в тексте:

3.Укажите, какая это сказка, выбор отметьте знаком

Русская народная сказка Авторская сказка

Волшебная сказка Бытовая сказка

4. Выпишите из текста предложение о зайчике. Проверьте себя.

5. В записанном предложении найдите глаголы и подпишите:

6. В записанном предложении найдите существительные и

7Укажите цифрами последовательность происходящих событий

Попал в детскую Попал на жаворонка

Попал на зайчика Попал в улей Попал в курятник

8Запишите из текста для действующих лиц сказки глаголы их

действия, постарайтесь найти 2 – 3 слова:

Лентяй ___________________________________________________

Жаворонок ________________________________________________

Петух ____________________________________________________

9. Найдите и выпишите из текста названия животных:

Звери: ________________ Насекомые: __________

Птицы: ______________________________________

10. Отметьте знаком у какого животного длина тела больше,

чем у зайца, но меньше, чем у медведя

Б. В. Г.

Длина тела Длина тела Длина тела Длина тела

70 см 3 м 2 м 90 см

11.* Используя сведения из задания 10, заполните таблицу

длине тела животных по возрастанию величины

12.* По содержанию сказки с помощью стрелок установите

соответствия в столбиках:

лентяй гнёздышко

заяц курятник

жаворонок постелька

петух улей

пчёлка росистый луг

13.* По рисункам постарайтесь определить жаворонка, отметьте

птицу знаком

В решении задач по работе с текстом сказки Д.Н. Мамина использовались комплексные задания

Методические рекомендации для учителя

Работа может быть проведена по усмотрению учителя не только в урочное время на

уроке русского языка, но и на занятиях по внеурочной деятельности

интеллектуальной направленности.

Период проведения работы – при изучении раздела «Части речи» по учебнику

русского языка В Канакиной (2 часть) по материалам упражнения на странице

82 указанного учебника (3 четверть 2 полугодия) по теме «Глагол

Оценочный инструментарий для проверки комплексных заданий

Содержание верного ответа и указанию по оцениванию

Соответствующий выбор заголовка к тексту и безошибочное

оформление записи заголовка

Соответствующий выбор заголовка к тексту, оформление записи

заголовка с ошибками

Несоответствующий выбор заголовка к тексту

Верно определено количество абзацев в тексте

Неверно определено количество абзацев в тексте

Верное определение типа сказки (авторская)

Неверное определение типа сказки

Безошибочное оформление записи предложения

Оформление записи предложения с исправлениями

Все глаголы в предложении выбраны верно (1 балл за верно

выбранное слово):передёрнул, запрыгал, побежал, добывать

Все существительные выбраны верно (1 балл за верно выбранное

слово): ушами, зайчик, лугу, травки, завтрак

Верно определена последовательность происходящих событий

Неверно определена последовательность происходящих событий

Для каждого предмета верно определены 2 – 3 глагола действия (по 1

баллу за каждое верное соответствие)

Максимальное количество баллов

За каждое верное определение названия и верное оформление записи

1 балл (звери: зайчик, птицы: жаворонок, петух, куры, насекомые:

Верно выбран ответ (у лисицы)

Неверно выбран ответ

Верно определен список животных по возрастанию длины тела

Неверно выполненное задание или невыполненное задание

За каждое верно установленное соответствие 1 балл

Верный выбор птицы по рисунку

Неверный выбор птицы по рисунку

В решении задач по работе с текстом сказки Д.Н. Мамина использовались комплексные задания

Максимальный балл за выполнение комплексных заданий – 37 баллов (из них

баллов за дополнительные задания)

Оценки за работу учитель может определить исходя из рейтинга набранных баллов

по классу или используя критерии перевода в пятибальную отметку: «5» – 37 – 30

баллов, «4»–5 баллов, «3»–0 баллов, менее 20 баллов

Список использованных источников

• Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч.

2 – М.: Просвещение, 2018

Жанр сказки изучается в начальной школе с 1 класса. Сначала дети знакомятся со сказкой о животных или быто­вой сказкой, а потом только с самой сложной — волшеб­ной сказкой. Отличительными особенностями сказки явля­ются наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, со­бытий; постоянные эпитеты; особая структура (присказка, зачин, концовка), наличие главной идеи (добро побеждает зло). Определим, что из вышеперечисленного относится к сказкам о животных, так как именно эти сказки вклю­чены в содержание учебника по литературному чтению.

Сказка о животных носит назидательный характер, все ее герои реальны; отсутствуют фантастические герои и вол­шебные предметы. Этим сказка о животных и приближена к реальной жизни. Как правило, в таких сказках действу­ют и дикие (лиса, заяц, волк, медведь), и домашние живот­ные (петух, собака, кошка). Образы последних встречают­ся в тексте гораздо реже. За каждым из героев сказки стоит тот или иной человеческий характер. Чаще всего ха­рактер животного или птицы не имеет ничего общего с настоящим «живым» представителем мира природы. В сказках лиса всегда хитрая, заяц — трусливый, волк — глупый и т. д. Эти герои действуют в определенных ситуа­циях.

Необычна сказка и с точки зрения своей структуры. Сказка о животных, как и другие виды сказок, имеет осо­бое начало — присказку, зачин; именно это начало позво­ляет сказать, что мы читаем сказку. В ней четко разграни­чены положительные и отрицательные персонажи, и заканчивается она торжеством добра над злом. Именно в это всегда верил народ.

Невозможно не обратить внимание на язык сказки. В сказке много исконно русских слов, выражений, посто­янных эпитетов (если лебедь, то белая; если ветры, то буй­ные; если поле, то чистое и т. д.), закличек, приговорок, пословиц, поговорок, что так часто использовал в своей речи русский народ.

Как мы видим, фактически все отличительные черты жанра сказки присутствуют и в сказке о животных. Как же строится работа по анализу сказки в 1 классе началь­ной школы? Представим конспект урока, посвященный анализу сказки о животных.

Тема: «Русская народная сказка «Лиса, заяц и пе­тух»

формирование понятия об отличительных особенно­стях сказки;

развитие у школьников посредством художествен­ных деталей воображения и образного восприятия;

расширение личного эмоционального опыта, выработ­ка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.

учить давать характеристику героям русской народ­ной сказки;

учить исследованию композиции сказки;

учить видеть яркость, меткость русского народного языка;

учить воспроизводить ситуации сказок по рисункам и иллюстрациям.

Организационный момент. Подготовка к восприятию сказки.

Выразительное чтение сказки учителем (либо про­слушивание аудиозаписи сказки в исполнении мас­тера художественного слова).

Перечитывание сказки учащимися.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Составные элементы анализа.

Тематика, жанровое своеобразие, стиль, композиция, особенности устной народной речи (язык сказки).

Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, анали­тическая беседа, стилистический и композиционный анализ.

Учебник с текстом сказки, выставка книг «Русские на­родные сказки», иллюстрации и аудиозапись сказки.

Прочитайте название сказки. О ком будет расска­зываться в этой сказке? Что еще мы о ней узнали?

Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зай­ца, петуха, изображен на иллюстрации? Что мы можем рассказать о героях русской народной сказ­ки? Какие они? Кто в сказке оказывается хитрым, глупым, злым?

Понравилась ли сказка? Оправдались ли наши предположения?

Работа по анализу сказки «Лиса, заяц и петух» на­чинается с характеристики героев русской народной сказки. Главными героями как раз и являются герои, за­явленные в заглавии. Между ними разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в сказке еще действуют собаки и медведь.

Назовите сказочных героев сказки. Почему не все они вынесены в название? Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ тек­стом.

В качестве исследовательской работы можно выпол­нить задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выраже­ний, которые характеризуют того или иного героя. Так как дети 1 класса очень малы, предложим им соотнести всевозможные качества характера с теми героями, ко­торые представлены в сказке. Если класс сможет на­звать качества характера самостоятельно, то подсказ­ка в виде «словаря качеств» им не нужна. Затем выделим в тексте эпизоды повествования, в которых подтверж­даются те или иные выделенные учащимися качества ха­рактера. Работа по характеристике героев выполняется в парах, группах.

Работа в парах.

Соотнесите качества и сказочных героев. Подтвер­дите свой ответ текстом.

Кто из персонажей обладает одинаковыми качест­вами? (Лиса — умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый.)

Почему же Петух побеждает? (Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защи­щает слабого зайца, значит, ему по праву и доста­ется победа.)

Работа над сюжетом и композицией сказки

Расскажите, что происходит в сказке. О чем в ней повествуется? (В сказке рассказывается, как петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки вос­торжествовала справедливость.)

На какие части можно разделить сказку? (Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части.)

С чего начинается сказка? (Начинается сказка с экспозиции — это часть сюжета, логически пред­шествующая завязке. Она намечает исходную си­туацию: время, место действия, героев произведе­ния, их взаимоотношения.)

Какое событие лежит в основе развития сюжета? Как это событие представлено в сказке? (Завязка событий начинается почти сразу, как только лиса попросилась к зайчику ночевать. В сказке начина­ет развиваться конфликт между зайцем, который остался без своего домика, и лисой, которая выгна­ла зайчика из своей избушки.)

Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать лису? Почему? (Помогают зайчику другие герои сказки: собака и медведь, но никто из представите­лей ни домашних, ни диких животных не может решить созданную проблему. Сумел помочь зайчи­ку крикливый петух. Именно он, умный, хитрый, лису выгоняет из домика.)

Для понимания смысла народной сказки о животных необходимо рассмотреть, как сказка построена (какова ее композиция). В основу сказки положено одно собы­тие — лиса отняла домик у зайца, поскольку ее дом, по­строенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу. Дейст­вия героев повторяются троекратно. В данном случае присутствует некий кумулятивный сюжет, поскольку действия героев повторяются поочередно.

Очевидно, что в сказке можно выделить несколько частей. Перечитывая сказку, ученики находят интуитивно сюжетную линию, определяют завязку, развитие действия, развязку, осваивают терминологию лишь на практическом уровне.

Исследование языка сказки.

Работа в группах.

Для этого тоже можно провести исследовательскую ра­боту: одна группа ищет непонятные или незнакомые слова в сказке, другая — образцы малых фольклорных жанров (закличек, приговорок).

Язык сказки требует особого наблюдения со стороны маленького читателя. Народные сказки с их неповтори­мым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, особенно важны для совершенствования устной речи школьника. Поэтому учитель должен уде­лять внимание этой работе на уроках чтения.

Обобщение по теме урока.

Можно ли сказать о сказке «Лиса, заяц и петух», что «справедливость в ней царит»?

Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в по­беду добра над злом. Бывает ли так в жизни? («Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молод­цам урок».)

Чему нас учит сказка? (Сказка учит: «Поступай по справедливости — и победа будет обязательно за тобой».)

Возможно как продолжение работы над сказкой вы­брать следующие формы работы на уроке по обобщению:

чтение по ролям;

составление плана, пересказ.

Продолжение работы в группах.

Поскольку в классе ученики сказку разделили на смыс­ловые части, то возможным заданием может быть иллюст­рирование данного эпизода сказки каждой группой и вы­разительный рассказ этой смысловой части с помощью получившегося рисунка.

Урок в 11 классе «Подготовка к ЕГЭ. Работа с текстом»

Нравственные уроки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Тип урока и его структура:

Урок-размышление на нравственную тему с элементами подготовки к ЕГЭ.

Поставлен проблемный вопрос, который надо решить.

(работа по 2 критерию оценивания сочинения)

  • Познакомиться со сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».
  • Совершенствовать навыки анализа текста при подготовке к сочинению ЕГЭ.
  • Закрепить знания по написанию сочинения ЕГЭ.
  • Развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
  • Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
  • Давать характеристику литературному герою.
  • Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.

– О чем м/ф? Почему назван «Для самых мудрых»?

-Как думаете, какой текст для анализа я вам сегодня предложу?

– О чем он будет?

3. Введение в тему:

– Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из сказки известного русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедина «Пропала совесть» и поработаем с этим текстом для написания сочинения.

(слово о писателе, презентация о юбиляре)

-27 января исполнилось 195 лет со дня рождения знаменитого русского писателя, журналиста, автора острых сатирических произведений Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Родился в 1826 году в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Учился Михаил в Царскосельском лицее и Московском дворянском институте. Начинал с сочинения стихов, затем целиком и полностью перешел на прозу.Творчество Михаила Евграфовича разнообразно. Он писал романы драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи и сказки. Среди наиболее известных произведений следует отметить «История одного города», «Господа Головлевы» и сказки «Как мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь». В своих сказках писатель высмеивает русское дворянство: чиновников, помещиков. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше.

-Эпиграфом к уроку будут слова писателя:

М. Е. Салтыков- Щедрин.

-Вы обратили внимание, что цитата не закончена, попробуйте закончить.

– Что такое совесть? (качество человека, чувство моральной ответственности, контроль поступков, внутренний голос, который не позволяет делать плохое, вызывает чувство стыда от содеянного)

– Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части.

-Что эти слова обозначают? (Совместное действие).

С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом)

-А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни).

-Обратите внимание, какое толкование понятия совести дается в разных источниках: в словаре В. И. Даля такое определение совести:

«Нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке, внутреннее осознание

добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка,

чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру

и к истине, прирождённая правда».

-Во многих литературных произведениях героя мучила совесть.

(Пушкин “Маленькие трагедии”, Достоевский “Преступление и наказание”,

Л. Толстой “Война и мир”, Паустовский “Телеграмма”, Астафьев, Распутин и т.д.)

4. Чтение отрывка из сказки. Комментированный анализ текста

Итак, начинается путешествие совести. Хотя я назову другое слово – мытарства. Какое из них

сильнее? Мытарства, т.к. это не просто путешествие, это бедствия, страдания, скитания.

и показал человеческое качество в виде тряпки, которая переходит из рук в руки. На протяжении всей книги каждый герой пытается избавиться от нее. Жалкий пропойца, хозяин питейного дома, надзиратель: они не могут принять тяжкий груз, муки и истязания души. Они всегда жили без совести, поэтому им легче будет без нее, без

-Еще какие наименования совести встречаются совести? (обличительница, иго, негодная ветошь, вопиющее безобразие, негодная тряпица и т. д.).

Люди освободились от совести, и она стала ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают, подбрасывают друг другу.

-Как автор называет их (людей)? («Счастливцами», «мудрыми мира).

-Какой приём при этом используется? (Ирония).

(А ведь настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени).

-Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки.

-Давайте проследим ее путь

Анализ эпизода: “И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.””прежде, нежели Прохорыч успевает опомниться, ужасная находка уже лежит у него в руке.”

-Какой порок у пропойцы? Это порок только XIX века? Что делает совесть с пропойцей? “Пронизала электрическая струя”, “голова освобождается от винных паров”, “возвращается сознание действительности, страх, память, стыд”

-Самый ли это страшный порок? Нет, потому что пропойца отвечает только за себя и губит только себя.

Анализ эпизода: “Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами; потом вдруг весь вспотел.” “Она во весь дух побежала за ним, и едва успела поравняться, как сейчас же, с изумительною ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман его пальто.”

-Какое открытие делает Прохорыч для себя? “Легко тому человеку, у кого совесть в глазах есть”.

-Почему пропойца чувствует страх, а Прохорыч – вспотел, чувствут себя скверно, когда к ним в руки попадает совесть? Порок Прохорыча тяжелее: он губит не только себя.

Анализ эпизода: “Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно.””- Ну, теперь можешь, друг мой, смело идти на базар, – сказала она мужу, воротившись домой.”

-С какой буквы написано имя героя: с большой или с маленькой? Что это – имя или прозвище? Прозвище, отражающее самую суть человека.

-Какой он? “Бесстыжий”, “устремительный”, “лихоимец порядочный”.

-Это без совести. А с совестью в кармане? “Пришел он на базарную площадь, и кажется ему, что всё, что там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в лавках, – всё это не его, а чужое. Никогда прежде этого с ним не бывало.”

-В чем же его порок? Мздоимство, взяточничество, грех еще более тяжкий.

Анализ эпизода:”И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей.”

-Вернемся к определениям, с которыми мы работали в начале урока. “Негодной тряпицей” была совесть для кого: Для героев

-Прочитайте еще одно определение из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И. Даля: “Совесть – внутреннее сознание добра и зла, тайник души, чувство, побуждающее к истине и добру”.

-Согласны ли вы с таким определением?

-Так где же пристанище совести? Впервые мы слышим ее голос, ее просьбу. О чем она просит? “Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!”

-Почему именно в сердце дитя?

-Итак, Салтыков-Щедрин возлагает на совесть надежды, ибо она для него – хранительница человеческого в человеке, госпожа будущего состояния мира.

– И если вернуться к просмотренному м/ф, какой вывод можно сделать: пороки убивают совесть!

5.Работа с текстом по критериям написания сочинения

К1. Формулировка проблем исходного текста – 1 б

– Попробуем выстроить план сочинения в соответствии с формулировкой проблемы К1 и комментарием К2

-Какая проблема поднимается в тексте?

В этой сказке поднимается проблема утраты совести.

– В сказке «Пропала совесть» совесть является ненужным героем. Её просто истерзали, оплевали, затоптали пешеходы. Её швыряли, как ненужную вещь. Людям от этого стало даже лучше. Люди расценивают пропажу совести как благо: столпотворение людей на улицах и в театрах; догонялки; суета. Люди почувствовали бодрость и свободу. Клевета и обман – в порядке вещей людей. Такие люди не думают о настоящем и будущем с моральной точки зрения.

В чьих только руках не была совесть: пьяницы и хозяина кабака, вора и финансиста. Но никому она не понравилась. Поэтому каждый швыряет её к другому.

А в финале сказки один мещанин наградил совестью маленького ребёнка. Такой ребёнок вырастет настоящим человеком, который не будет сеять неправду, коварство и насилие.

Для человека совесть – мерило в жизни. Если человек переступит свою совесть, он переступит самого себя. Если нет, если он не обидит ближнего, не нарушит общепринятые человеческие законы, и жить ему будет намного легче и проще. Автор бессмертного произведения хотел подчеркнуть важность совести в жизни человека, показать читателю совесть как хранительницу всех тех человеческих качеств, на которых была построена лучшая часть цивилизации.

– Я призываю вас, ребята, никогда не терять совесть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *