Задание на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов.
Аутосомно-доминантный тип наследования .
учитель биологии МБОУ
«СОШ им. Г.И. Успенского» д. Сябреницы
Дэр Валентина Павловна.
Развитие естественнонаучной грамотности учащихся при изучении раздела «Основы генетики» в курсе общей биологии.
1. Формировать умение актуализировать знания, использовать их для принятия решения.
2. Развивать навыки использования естественнонаучных знаний для решения реальных жизненных задач.
3. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение).
От осинки не родятся апельсинки.
В генетике выделяют различные типы наследования признаков. Под типом наследования признака обычно понимают наследование той или иной характерной особенности организма в зависимости от того,
- в аутосомной или половой хромосоме располагается определяющий ее аллель,
- а также является ли аллель доминантным или рецессивными.
В связи с этим выделяют следующие основные типы наследования: 1) аутосомно-доминантный, 2) аутосомно-рецессивный, 3) сцепленное с полом доминантное наследование и 3) сцепленное с полом рецессивное наследование. Из них отдельно выделяют 4) ограниченный полом аутосомный и 5) голандрический типы наследования. Кроме того, существует 6) митохондриальное наследование.
Рассмотрим особенности первого типа наследования, т. е. аутосомно- доминантного. При аутосомно-доминантном типе наследования признак (болезнь) проявляется, если ген находится в доминантном состоянии. Например (в задачах по медицинской генетике) люди с генотипом Aa, AA – больны (есть доминантный ген A), генотип здорового человека будет записан как – aa.
Примеры болезней, которые наследуются по аутосомно-доминантному типу: синдром Марфана, хорея Хантингтона, нейрофиброматоз I типа. Примеры признаков человека с аутосомно-доминатным типом наследования: карий цвет глаз, праворукость.
На родословной аутосомно-доминантный тип наследования можно узнать по следующим признакам:
- Болезнь проявляется в каждом поколении семьи (передача по вертикали)
- Здоровые дети больных родителей имеют здоровых детей
- Мальчики и девочки болеют одинаково часто
Соотношение больных и здоровых 1:1.
Задание.1. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветоми и объясните свой выбор. Определите генотипы родителей и детей во втором поколении.
Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определить характер наследования признака и генотипы всех лиц на родословной.
На юге Африки давно ходили слухи о странном племени «клешненогих» людей. Этим рассказам всегда придавали не больше значения, чем любым другим подобным россказням. Однако, представителей диковинного племени сравнительно недавно удалось найти и даже сфотографировать. Глава семьи, в которой пятеро детей, двое из них – пятипалые, трое – двупалые, Мхахлани Малисе рассказал:«Когда я был маленьким, я даже не подозревал, что во мне есть что-то необычное. Моя мать тоже была двупалой и многие мои сородичи по племени. Мне казалось, что у всех людей может быть на ногах либо по два, либо по пять пальцев, как, скажем, у одних животных есть рога, а у других их нет. Никаких неприятностей мои ноги мне не доставляют. Те, у кого по пять пальцев на ногах, ходят ничуть не лучше меня; всю жизнь я чувствовал себя очень сильным и ещё не так давно регулярно ходил пешком до Франсистауна и назад. Среди моих друзей было много подобных мне самому, и никогда в нашем племени двупалые не считались особыми людьми. Насколько я помню, в то время у нас в деревне было человек пятьдесят двупалых». Мхахлани Малисе, перебравшись в Ботсвану, женился здесь на местной пятипалой девушке, она родила ему пятерых детей. Первые двое были вполне обычные дети, у последующих троих оказалась клешневидная ступня.
В медицине такой признак называется эктродактилия. В мире он встречается у 1 младенца из 90 тысяч новорожденных. Составьте схему наследования признака в семье Мхахлани Малисе. Предположите причину устойчивости мутации в данном племени.
Задание 4. В браке женщины с большими глазами и прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо детей, половина из которых имела большие глаза и половина – римский нос. Определите генотип матери, если большие глаза (А) и римский нос (В) – доминантные признаки. 1)Ааbb 2)AaBB 3)AABB 4)AaBb
Задание1. Деятельность. Открытый ответ.
Если признак встречается не в каждом поколении, то он рецессивный. Он не может быть сцеплен с Х-хромосомой, т.к. признак не был проявлен у отца больной женщины. Следовательно, этот признак аутосомный рецессивный.
Генотипы родоначальников Аа х Аа.Генотип больной женщины аа, ее брата – АА или Аа.Поскольку у потомства второго поколения этот признак не проявился, то муж больной женщины АА, все их дети Аа.
Оценивание. Правильное объяснение типа наследования -1б. Определены генотипы всех указанных лиц — по одному баллу за каждый правильно определённый генотип.
Задание2. Деятельность . Открытый ответ .
- Аутосомно-доминантный тип наследования.
- Ген полидактилии доминирует.
- Все больные гетерозиготны.
- все здоровые люди гомозиготны по рецессивному признаку.
Есть все элементы ответа. По одному баллу за каждый элемент.
Задание3. Деятельность. Анализ текста и составление родословной по нему. Высказывание аргументированного предположения сохранения данного признака в племени.
Составлена родословная, из которой видно, что генотип Мхахлани Малисе Аа, его жена аа. Дети гетерозиготные двупалые и рецессивные гомозиготные пятипалые. Расщепление признака в соотношении 1:1. Признак двупалости является доминантным. Выдвинуто предположение о том, что эта мутация вряд ли исчезнет в результате естественного отбора, так как не делает человека ущербным. (И это так: сапади – великолепные бегуны, они лазают по деревьям как обезьяны, перепрыгивая с одного дерева на другое. Иногда члены племени не слезают с деревьев по нескольку дней, собирая плоды, листья и личинки насекомых ). Одной из причин такой мутации могут быть близкородственные браки внутри племени.
Задание 4. Деятельность. Анализ условия задачи:
тип скрещивания – дигибридное (две пары признаков);
тип задачи – обратная (даны фенотипы родителей, расщепление среди потомков, определить генотип матери);
тип наследования – независимое (отсутствуют указания на другие типы наследования)
тип взаимодействия генов – полное доминирование (есть информация в условии задачи);
закономерность – III закон Менделя
Дано: А – большие глаза а – маленькие глаза В – римский нос в – прямой нос Р ♀ большие глаза, прямой нос × ♂ маленькие глаза, римский нос F1 – 4, большие глаза и римский нос –
2 Решение: Р ♀ А- bb × ♂ ааВ-
бол. пр. мал. Рим.
Ответ: генотип матери Ааbb
Задание на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся 10-11 классов
Составитель:Кумукова Ирина Мухамедовна,
учитель биологии ,
МБОУ « Гимназия №16-детский сад» г. Черкесск Карачаево-Черкесская республика
4. Находить точную информацию в тексте.
Пасечник В.В. Биология. 11 класс. – М.: Просвещение, 2021.
Основным методом исследования наследственности и изменчивости организмов является гибридологический анализ. В основу своих исследований этот метод впервые положил Г. Мендель. Суть метода состоит в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга альтернативными признаками, и детальном анализе данных признаков у потомков. Процесс материальной наследственности в поколениях отдельных клеток изучают на основе цитогенетического метода. Этот метод служит для исследования количества, формы, размеров хромосом. Действия гена и его проявление в индивидуальном развитии организма изучают с помощью феногенетического метода. В его основу входят такие приемы, как: трансплантация наследственно различных тканей, пересадка ядер из одной клетки в другую. Исследования частоты распространения отдельных генов, генотипов, хромосомных аномалий в относительно обособленных человеческих популяциях осуществляется на основе популяционного метода. Этот метод позволяет определить отрицательные последствия родственных браков, выявить генетическую историю человеческих популяций.
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА
Метод, позволяющий определить отрицательные последствия родственных браков –
1) Гибридологический анализ
2) Цитогенетический метод
3) Популяционный метод
4) Феногенетический метод
ЗАПОЛНИТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ФРАГМЕНТЫ ТАБЛИЦЫ
Генетические методы исследования
Опишите сущность близнецового метода, где он используется и на какие две группы можно разделить близнецов?
Деятельность: Выбор одного ответа.
Ответ: 3) Популяционный метод
Критерии оценивания: 1 балл
Деятельность: Заполнение таблицы, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого текста
1 – Суть метода состоит в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга альтернативными признаками, и детальном анализе данных признаков у потомков.
2 – феногенетический метод.
3 – процесс материальной наследственности в поколениях отдельных клеток
Верно установлено соответствие во всех трех случаях – 3 балла.
Верно установлено соответствие в двух случаях – 2 балла.
Верно установлено соответствие в одном случае – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов
Деятельность: Открытый ответ, только часть элементов для ответа можно взять из анализируемого текста.
1 – Близнецовый метод применяется для оценки соотносительной роли наследственности и среды в развитии разнообразных признаков, аномалий строения, мультифакториальных заболеваний.
2 – Целью исследователей может быть все: от выявления влияния и эффективности лекарственных препаратов до степени обучаемости (что на нее влияет) и результативности каких-либо учебно-педагогических приемов т.п. Например, фармакология не имеет более эффективного способа, чтобы оценивать действие новых лекарств, как исследования на однояйцовых близнецах.
3 – Различают однояйцовых (монозиготных) и разнояйцовых (дизиготных) близнецов (можно с пояснениями).
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.
Ответ неправильный – 0 баллов.
Составитель: Бессонова Е.И.
учитель биологии и химии,
МАОУ «Пролетарская СОШ», п.Привокзальный ,ГО Верхотурский
3. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение).
Предмет и история развития генетики Генетика (от geneticos – относящийся к происхождению) – это наука о наследственности и изменчивости организмов. Наследственность – это процесс воспроизведения организмами в ряду последовательных поколений сходных признаков и свойств организма. Это не прямое копирование, в процессе передачи от поколения к поколению признаки изменяются. Таким образом, предметом генетики являются два основных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость.
Как любая наука генетика имеет свою историю: 1). в 1865 г. чешский ученый Грегор Мендель опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами», в которой впервые были сформулированы законы непрямого наследования признаков организма, ставшие основой будущей науки – генетики; 2). в 1900 г. трое ученых – К. Корренс (Германия), Э. Чермак (Австрия) и Г. Де-Фриз (Голландия) независимо друг от друга переоткрыли закономерности наследования признаков организма, впервые установленные Г. Менделем. Этот год считается официальной датой рождения генетики как науки. Термин «генетика» был предложен английским ученым-генетиком У. Бэтсоном в 1906 г..
называется скрещивание, при котором рассматривается наследование одной пары альтернативных (контрастных, взаимоисключающих) признаков, детерминируемых одной парой генов.
При моногибридном скрещивании соблюдается первый закон Менделя (закон единообразия), согласно которому при скрещивании гомозиготных организмов у их потомков F проявляется только один альтернативный признак (доминантный), а второй находится в скрытом (рецессивном) состоянии. Потомство F единообразно по фенотипу и генотипу. Согласно второму закону Менделя (закон расщепления) при скрещивании гетерозигот в их потомстве F наблюдается расщепление по генотипу в соотношении 1:2:1 и по фенотипу в пропорции 3:1.
Для успешного решения задач на моногибридное скрещивание необходимо также четко знать правило «чистоты гамет», согласно которому в каждую гамету попадает только один ген из каждой пары, определяющей развитие признака.
Появление в F2 рецессивного признака одного из родителей может иметь место при соблюдении условий: если у гибридов наследственные факторы сохраняются в неизменном виде; если половые клетки содержат один наследственный фактор из аллельной пары. По такому типу осуществляется, например, наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (J
Опишите сущность Закона чистоты гамет ,при каких условия наблюдается проявление этого закона, его значение?
закон доминирования( закон единообразия F1)
3:1 (в случае полного доминирования гена)
закон независимого наследования признаков(закон независимого комбинирования)
рассматривается наследование одной пары альтернативных (контрастных, взаимоисключающих) признаков, детерминируемых одной парой генов. По такому типу осуществляется, например, наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (J
Разработка веб-сервисов для научных и прикладных задач_МУ_ЛР.pdfОпишите цели, задачи, функции оптовой торговли на потребительскоОГЭ 2021 Задача 14.pptxТема 1. Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки. Меры бе4 ЗОЖ задача вода (1).docxУсловие задачи предварительно распечатайте.docxРешить задачи.docxКейс задача 1 Право.docсовременные экологические проблемы и задачи экологического воспиСборник задач на совместную работу.docx
Задание на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся 10-11 классовПредмет:Класс:Цель:Задачи:Формировать умение актуализировать знания
- Пасечник В.В. Биология. 11 класс. – М.: Просвещение, 2021.
- https://www.sites.google.com/site/biofanat/metodiceskaa-kopilka/obsaa-biologia/genetika
2 – феногенетический метод.
решение итогового задание в виде решения задач Экономическая теоРешение задач4.docxОтчет о ФР задачи(1).docxситуационные задачи.docx1-тема ответы на сит задачи.docxПриложение 5.2 Задачи и приемы коррекционной работы при равзличАвтоматизация продажи авиабилетов (Выбор комплекса задач автоматКарточка задачи в 2 действия.docxПрактические (ситуационные ) задачи (1).docПрактические (ситуационные) задачи (1).pdf
ОГЭ 2021 Задача 14.pptx4 ЗОЖ задача вода (1).docxСЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРЖЕСТВЕННОго мероприятия День знаний.docxКейс задача 1 Право.docКонтроль знаний 4.8_ просмотр попытки.pdfКонтроль знаний 3.1_ просмотр попытки.pdfКонтроль знаний 3.1_ просмотр попытки.pdfКейс- задача № 1.docxКонтроль знаний 2_ просмотр попытки.pdfЗамураева . задача.docx
Управление образования Аркадакского муниципального района
Районный семинар методического объединения естественного цикла
Приемы формирования естественнонаучной грамотности на уроках биологии средствами темы «Генетика человека.
Методы изучения генетики человека»
МБОУ-СОШ №2города Аркадака
Гроль Елена ВасильевнаАпрель 2022 года
I. АннотацияОбщая характеристика задачи заданий для обучающихся
Цель задачиДействия обучающихсяЗадача ориентирована на преодоление , таких как:
задачи неоднократно возвращаться к
- / Под ред. Теремова А.В., Петросовой Р.А.-
- Учебник. Биология: Общая биология. Углубленный уровень.10 кл.:учебник/ В.Б. Захаров, С.Г. мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова; под ред.В.Б. Захарова.- 8-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2020.
- Материалы курса «Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся при изучении раздела «Генетика» на уроках биологии» цифровой экосистемы ДПО.
- Интернет-ресурсы. https://bio-ege.sdamgia.ru/
I. ВВЕДЕНИЕВ соответствии с указом Президента Российской Федерации
В.В. Путина от 7 мая 2018 года Правительству РФ поручено
обеспечить глобальную конкурентоспособность российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих
стран мира по качеству общего образования.В настоящее время проблема развития функциональной грамотности школьников рассматривается как ключевой ориентир совершенствования качества образования. Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.
Данный мастер-классЧто же понимают под естественнонаучной грамотностью?
Естественнонаучная грамотность это – «способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям».
Обратите внимание, уважаемые коллеги, в этом определении виден тот самый синтез ценностей и отношений («занимать активную гражданскую позицию», «стремиться участвовать»), естественно – научных знаний и умений. Для формирования/оценки естественнонаучной грамотности используются тематические блоки, которые включают описание реальной ситуации, и задания, связанные с этой ситуацией. Каждое из заданий характеризуется следующими признаками:
-компетентность (как правило, умение, составляющее данную компетентность);
– естественнонаучное знание (т.е. те знания из биологии, которые необходимы для выполнения задания);
– контекст (т.е. характеристика жизненной ситуации, использующейся в задании);
– уровень сложности.
Используются различные типы заданий, например:
– выбор всех правильных ответов;
– задания на сопоставление;
– задания на исключение неправильных утверждений.Алгоритм конструирования заданий для формирования естественнонаучной грамотности.
1.Определить тему урока и проанализировать, что в ней нового.
2.Определить личностную значимость знаний и умений.
3.Сформулировать жизненную ситуацию, действуя в которой, ученики сами смогут осознать и сформулировать значимую для них проблему.
4.Составить текст/условие контекстной задачи.
5.Сформулировать два-три вопроса к придуманной ситуации.
6.Оценить качество полученного задания
Человек, обладающий естественнонаучной грамотностью, должен проявлять следующие компетенции:
научно объяснять явления;
понимать особенности естественнонаучного исследования;
научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Приведу примеры использования на уроках заданий из курса биология 10 класс (углубленный уровень) при изучении раздела «Генетика человека» (тема «Генетика человека. Методы изучения генетики человека»), способствующие формированию данных компетенций. III. Комплексное задание
Прочитайте текст и выполните задания
«Методы изучения генетики человека»
Все генетические законы универсальны и приложимы к человеку. Однако изучение генетики человека имеет ряд особенностей.
1.Нельзя использовать гибридологический метод, так как экспериментальное скрещивание людей невозможно.
2. У людей медленная смена поколений и пронаблюдать характер наследования признака сложно.
3. У человека малое число потомков в семье, что не дает статистически достоверного результата.
4. У человека много хромосом и соответственно много групп сцепления.
Для изучения генетики человека используют специфические методы.
Генеалогический метод. Основан на составлении родословной человека. Суть метода: устанавливаются родственные связи членов какой либо семьи, определяются признаки и составляется генеалогическое древо. Что можно узнать из родословной? Характер наследования признака: доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом. Возможные генотипы некоторых членов семьи. Вероятность появления потомка с указанным признаком.
Этот метод эффективен при исследовании генных мутаций. Исследования включают, как правило, три этапа. Первый – сбор сведений о семье за возможно большее число поколений, установление их родственных связей. Сбор сведений о проявлении у членов семьи исследуемого признака. Второй этап – построение генеалогического древа, начиная с пробанда (лица, по отношению к которому составляется родословная). Третий этап – анализ родословной с целью установления типа наследования (доминантный или рецессивный) и характера наследования признака (аутосомный или сцепленный с полом), а также определяют возможные генотипы членов семьи и рассчитывают вероятность появления признака у потомков в следующем поколении.
Близнецовый метод. Основан на изучении генотипа и фенотипа близнецов. Среди близнецов выделяют монозиготных (развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки) и гетерозиготных (развиваются из разных зигот в результате оплодотворения двух яйцеклеток двумя сперматозоидами). Суть метода: изучение особенностей развития близнецов (особенно монозиготных или однояйцевых), которые имеют одинаковый генотип изначально, но под влиянием среды у них развиваются разные фенотипические особенности. Сходство у таких близнецов почти абсолютное. Мелкие различия могут объясняться влиянием условий среды. Анализ исследований показывает, что группа крови, цвет глаз и волос определяются только генотипом и от условий среды не зависят. Инфекционные заболевания, хотя и вызываются вирусами и бактериями, в некоторой степени зависят от наследственной предрасположенности. Существуют патологии, которые в значительной степени определяются внешними факторами и в меньшей степени наследственностью и генотипом организма. Изучение гетерозиготных (разнояйцевых) близнецов дает возможность проанализировать развитие разных генотипов в одинаковых условиях.
Цитогенетический метод. Основан на изучении кариотипов. Суть метода: под микроскопом рассматривают метафазные хромосомы и определяют соответствие их количества и качества здоровому кариотипу. Используют для выявления хромосомных или геномных мутаций. С помощью этого метода описаны, например, синдром «Кошачьего крика» (делеция короткого плеча 5-й хромосомы), синдром Дауна (трисомия по 21-й хромосоме), синдром Клайнфельтера (лишняя Х-хромосома в мужском кариотипе).
Наиболее простым методом является экспресс-диагностика-исследование количества половых хромосом по X-хроматину. Цитогенетический метод используется в медицине для определения поглощенных людьми радиационных доз (в результате чего происходят мутации в соматических клетках), а также в научных исследованиях.
Биохимический метод. Основан на изучении характера биохимических реакций и обмена веществ в организме. Заболевания, в основе которых лежит нарушение обмена веществ, являются, как правило, генными мутациями. Их можно выявить только биохимическим методом. Диабет, например, путем анализа мочи и крови. Метод используют для установления присутствия аномального гена или для уточнения диагноза.
Популяционно-статистический метод. Сбор статистических данных по встречаемости генетических аномалий и смертности новорожденных. Дает возможность рассчитать в популяциях человека частоту встречаемости нормальных и патологических генов, определить долю гетерозигот – носителей аномальных аллелей. Благодаря этому методу удалось установить закономерность появления детей с синдромом Дауна.I. Умение научно интерпретировать данные
Рассмотрите график зависимости возраста женщины и вероятности рождения ребенка с синдромом Дауна.
верные утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
Содержательная область оценки: живые системы
Компетентностная область оценки: умение находить необходимые данные в источниках информации, представленных в различной форме.
Уровень сложности: средний
Тип задания: выбор всех правильных ответов
Объект проверки: умение научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.Система оценивания
Используя информацию, представленную в тексте «Методы изучения генетики человека», сопоставьте генетические заболевания, представленные на схемах. Ответ обоснуйте.А.-Синдром Дауна Б-Синдром «Кошачего крика» В- Синдром Клайнфельтера
Рис.1 Рис.2 Рис. 3Характеристика задания:
Тип задания: на сопоставление
II.Научно объяснять явления
Используя таблицу №1, приведите примеры заболеваний человека, которые в значительной степени определяются внешними факторами и в меньшей степени наследственностью и генотипом организма. Ответ обоснуйте.
Совпадение (конкордантность) признаков у близнецов.
Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений
Тип задания: на исключение неправильных утверждений
Объект проверки: уметь применять соответствующие естественно – научные знания для объяснения явленияСистема оценивания
Задание 2 (4).На основании представленных текстов и схемы родословной определите тип и характер наследования признака, обозначенного черным цветом. Ответ обоснуйте.
Тип наследования – доминантный или рецессивный признак
1.Вариант первый – если признак доминантный, то в схеме мы увидим следующие признаки:
– он встречается часто в каждом поколении, как по вертикали, так и по горизонтали;
-если проявляется у одного из родителей, то признак проявятся в первом поколении или у 50% потомства, или 100%
– если проявляется у обоих родителей, то признак проявится у потомства в 75% или в 100% случаях.2.Вариант второй – если признак рецессивный, то:
– признак встречается редко, не во всех поколениях, наследование в основном по горизонтали,
– наблюдается «перескок» через поколение,
– проявляется у детей, родители которых не имеют этого признака,
– при наличии признака у одного из родителей, признак проявится у половины потомства либо вообще не проявится.Характер наследования признака – аутосомный или сцепленный с полом.
1.Вариант первый – если признак аутосомный, то он проявляется с одинаковой частотой и у мальчиков, и девочек.
2.Вариант второй – если доминантный, сцепленный с Х-хромосомой:
– признак чаще встречается у лиц женского пола,
– от отца признак переходит всем дочерям, а все сыновья похожи на мать,3.Вариант три – если признак рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой:
-признак чаще встречается у лиц мужского пола
– наблюдается «перескок» через поколение от деда к внуку
– вероятность наследования 25% от всех детей, и только 50% от мальчиков
-девочки же на 100% здоровы.Характеристика задания:
Уровень сложности: высокий
позиции из этого списка
Составной частью генетики человека является медицинская генетика – наука, которая изучает явления наследственности и изменчивости в различных популяциях людей, особенности проявления и развития нормальных и патологических признаков, зависимость заболеваний от генетической предрасположенности и условий окружающей среды. Загрязнения окружающей среды мутагенами (веществами, вызывающими мутации) повышает риск появления наследственных заболеваний. Используя ранее полученные знания из области наук биологии, химии, физики, приведите не менее 3-х примеров таких загрязнений.Характеристика задания:
Уровень сложности: сложный
— факторы, вызывающие мутации, делятся
Мутагенным эффектом обладает никотин.
Ученику 10 класса Петру нравится наука «генетика», и после окончания школы он решил получить соответствующее образование и заниматься биомедициной, клинической или лабораторной генетикой. Как узнал Петр, одним из применяемых методов в клинической биомедицине является цитогенетический метод. Он нашел в научной литературе следующее описание этапов лабораторного исследования по изучению кариотипа человека:
1.подбор клеточного материала,
2.культивирование соматических клеток на искусственных питательных средах (клетки человека быстро размножаются на питательных средах),
3 добавление ФГА – фитогемагглютинина – стимулятора митоза,
4.добавление колхицина – мутагена разрушающего веретено деления во время митоза, для остановки митоза на стадии метафазы,
5.обработка клеток гипотоническим раствором,
7.изучение под микроскопом, фотографирование,
8.вырезание и построение идеограммы.Далее в статье шло описание клеток, которые чаще всего используются в лабораторных условиях.
В большинстве случаев это препараты из клеток костного мозга, кратковременной культуры крови или из длительной культуры кожи и др. Наиболее простым и доступным методом является культивирование клеток крови.
После описания данного лабораторного исследования в статье был поставлен вопрос:
«Как вы считаете, какие клетки крови возможно использовать для данного цитогенетического исследования?».
Давайте вместе с Петром попробуем ответить на этот вопрос.Характеристика задания:
Компетентностная область оценки: применение естественного – научных методов
Объект проверки: понимать особенности естественно – научного исследования
Рассмотрев схему, предложенную авторами статьи, Петр обратил внимание на то, что на одном из этапов эксперимента, клетки обрабатываются гипотоническим раствором. Можно ли утверждать, что это необходимое условие данного лабораторного исследования? Ответьте «Да» или «Нет», а потом запишите объяснение своего ответа.Характеристика задания:
Компетентностная область оценки: применение естественного- научных методов
В генетике человека широко используется близнецовый метод. Монозиготные близнецы имеют одинаковый генотип, всегда одного пола, сходство у них почти абсолютное. Но могут быть мелкие различия. Гетерозиготные близнецы похожи друг на друга не более, чем родные братья и сестры, рожденные в разное время. Они могут быть однополые и разнополые. Сходство у них незначительное. Изучая генетические особенности человека, ученые раскрыли некоторые закономерности, подтвердили или опровергли многие выдвинутые гипотезы.
К каким выводам пришли ученые-генетики, изучая, в том числе, различных близнецов.Исключите неправильные утверждения.
Тип задания: на исключение неправильных утверждений.
Спасибо за внимание!
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология (генетика).
Цель задачи: Задача построена на
основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11 классов,
для изучения науки – генетика.
Действия учащихся: Данная задача
может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по
теме «Генетика», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме,
что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов,
таких как:
• находить точную
информацию в тексте;
• уметь решать
генетические задачи и применять генетическую символику;
• работать с составными
текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
• уметь сопоставлять
информацию;
• привлекать личный опыт,
известные знания для решения поставленной задачи.
• Биология. Общая
биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Под редакцией – Беляева Д.К., Дымшица
Г.М., 2012.
1. Прочитайте текст «Методы генетики». Заполните в таблице
«Генетические методы
Основным методом исследования
наследственности и изменчивости организмов является гибридологический анализ. В
основу своих исследований этот метод впервые положил Г. Мендель. Суть метода
состоит в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга
альтернативными признаками, и детальном анализе данных признаков у потомков.
Процесс материальной
наследственности в поколениях отдельных клеток изучают на основе
цитогенетического метода. Этот метод служит для исследования количества, формы,
размеров хромосом.
Действия гена и его проявление в
индивидуальном развитии организма изучают с помощью феногенетического метода. В
его основу входят такие приемы, как: трансплантация наследственно различных
тканей, пересадка ядер из одной клетки в другую.
Исследования частоты
распространения отдельных генов, генотипов, хромосомных аномалий в относительно
обособленных человеческих популяциях осуществляется на основе популяционного
метода. Этот метод позволяет определить отрицательные последствия родственных
браков, выявить генетическую историю человеческих популяций.
Дети от близкородственного брака не
обязательно отягощены наследственными заболеваниями. Они могут быть вполне
здоровыми. В таких браках были рождены, например, Ч.Дарвин, А.С.Пушкин,
А.Линкольн. Легендарная Клеопатра родилась от союза родных брата и сестры. В
древние времена во многих царских домах заключались только внутрисемейные, или,
как говорят, инцестные браки.
Вопрос 1. Какие заболевания
относятся к наследственным?
Вопрос 2. Что такое инбридинг?
Вопрос 3. В чем отличие
наследственных и врожденных заболеваний?
Установите
соответствие между соотношением фенотипов и типом скрещивания, для
которого оно характерно.
Запишите в ответе цифры.
У собак чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть —
над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил
чёрную с короткой шерстью собаку и хочет быть уверен, что его собака
чистопородна. Какого партнёра по скрещиванию ему нужно подобрать, чтобы
убедиться в чистоте породы? Напишите возможные генотипы собаки
охотника и возможные варианты расщепления по генотипу и фенотипу
при скрещивании, с помощью которого Вы будете проверять её генотип.
Хромосомные болезни, Генные мутации, Мультифакториальные
генетические болезни.
Форма
гомогамии, скрещивание близкородственных форм в пределах одной популяции
организмов (животных или растений).
Врожденные заболевания
– заболевания, возникающие внутриутробно (пренатально), в период родов
(интернатально) и существующие к моменту рождения.
Врожденные
заболевания могут быть наследственными и ненаследственными, причем более
распространены ненаследственные врожденные заболевания.
Наследственные
заболевания – обязательно сопровождаются поражением генетического аппарата,
передаются по наследству.
Большая
часть наследственных заболеваний проявляется сразу после рождения и является
врожденной патологией.
Таким
образом, не все врожденные заболевания наследственные и есть часть
наследственных болезней, не являющихся врожденными.
3. Ответ: 1221.
1) А — чёрная
шерсть, а — кофейная шерсть В — короткая шерсть, b — длинная шерсть Возможные
генотипы: АаВЬ, АаВВ, ААВЬ, AABB.
2)
Скрестить надо с рецессивной гомозиготой по обоим генам (длинношерстная
собака с шерстью кофейного цвета). Это будет анализирующее
скрещивание.
3)
Только в том случае, когда в потомстве е будет признаков расщепления можно
говорить о чистопородности приобретенной собаки
Остальные
три варианта говорят о том, что собака не «чистая линия»
—
АаВЬ х aabb
Получится
1:1:1:1 АаВЬ : Aabb: aaBb: aabb (чёрные короткошерстные : чёрные длинношерстные
: кофейные короткошерстные : кофейные длинношерстные)
—
AaBB x aabb
Получится
1:1 AaBb : aaBb (чёрные короткошерстные : кофейные короткошерстные)
Получится
1:1 AaBb : Aabb (чёрные короткошерстные : чёрные длинношерстные).