В школах вводят новый предмет, посвященный русской литературе. Рассказываем, что с ним не так

Введение. (1 час)

Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.

Новый учебный год для российских мам и пап традиционно начался с сюрпризов. В школьную программу ввели два новых предмета: родной язык и родную литературу. С сентября их стали изучать учащиеся вторых и пятых классов. Оба предмета обязательные. Оценки за них будут выставлять в аттестат. У родителей новшество вызвало массу вопросов. Самый распространённый: чем уроки родного русского и родной литературы отличаются от «обычного» русского языка и «обычной» литературы?

Не так страшен чёрт

В школах вводят новый предмет, посвященный русской литературе. Рассказываем, что с ним не так

— Конечно, название «родной русский язык» режет слух, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 5 г. Калуги Ирина КОВАЛЁВА. — Сразу думаешь: а какой язык мы изучали до этого? Наша первая реакция на нововведения была настороженной. Но потом, когда мы познакомились с содержанием предмета, стало понятно, что он направлен на изучение культуры языка, его истории, развитие художественной речи, письменной и устной, пополнение словарного запаса детей. А то иногда доходит до анекдотических ситуаций. Недавно учителя проверяли олимпиадные работы по физкультуре — там есть теоретическая часть. Оказалось, что многие школьники не понимают, что такое манеж со спортивной точки зрения. Некоторые ребята написали, что это приспособление, в которое помещают малышей.

Мы только нащупываем пути преподавания этого предмета. Не всё понятно с учебниками. Учебные пособия есть, и неплохие, но они ещё не до конца прошли экспертизу. Поэтому мы ждём, какое пособие взять в качестве основного. А пока учителям приходится работать и как методистам, то есть изучать большое количество дополнительного материала, перерабатывать его для доступного изложения детям.

В школах вводят новый предмет, посвященный русской литературе. Рассказываем, что с ним не так

— Современные дети рождаются чуть ли не с гаджетами в руках, они не умеют общаться, не знают культуры русского языка, — считает учитель 2-го класса средней школы № 5 Татьяна УМНОВА. Её второклассники недавно начали изучать новый предмет. — На уроках родного языка мы будем говорить о традициях русского народа, будем учиться правильно разговаривать. Надеюсь, что благодаря этим урокам мои ученики через какое-то время станут больше общаться вживую, потому что поймут: это намного интереснее, чем нажимать кнопки мобильных телефонов.

Пушкин нам родной или не очень?

Если с родным языком картина более-менее ясная, то с родной литературой всё сложнее. Пока учителя не знают, что именно будет изучаться в рамках этого предмета.

— Родная литература появится в расписании с нового полугодия, — рассказала нам Ирина Ковалёва. — К сожалению, нас ещё не ознакомили с её содержанием. Мы находимся в ожидании и пока не очень понимаем, что должны дать детям в рамках этого предмета.

Хотели, как лучше

Нет у педагогов и чёткого понимания, как действовать, если в школу приходит ребёнок, для которого русский язык не является родным и его родители настаивают на изучении именно своего языка. Примерные школьные программы по новым предметам утверждены по 18 национальным языкам. Но по факту большинство уроков ведут на русском, причём даже в тех регионах, которые исторически являются многонациональными.

Алсу ГАЛЕЕВА живёт в Нижнем Новгороде, где рядом с русскими соседствуют мордва, башкиры и чуваши. У Алсу и её мужа татарские корни. Дома они часто говорят с детьми на татарском. Однако в школе их дочь-второклассница изучает в качестве родного языка русский, хотя родители обеими руками за то, чтобы девочка учила именно татарский.

— Кроме дочери, в классе учится только одна девочка-татарка, — говорит Алсу. — И я прекрасно понимаю, что ради наших двоих детей никто не станет  искать преподавателя татарского языка. Занимать же принципиальную позицию: обеспечьте моего ребёнка условиями для изучения именно татарского языка и портить отношения со школой я не хочу. Я прекрасно понимаю учителей и условия, в которые они поставлены. В общем, идея сама по себе хорошая: дать возможность детям разных национальностей изучать свой язык и свою культуру, но условий для её реализации не создано никаких. Получилось криво и непонятно.

В поисках компромисса

Калужские учителя согласны, что к изучению национальных языков российские школы не готовы.

— Понятно, что преподавать какой-то ещё язык, кроме русского, мы не сможем, — говорит Ирина Ковалёва. — Но такая заявка от родителей принимается, и этот вопрос будет решаться не на уровне школы, а на уровне города. Может быть, если появится большая группа детей из разных школ, которые хотят изу­чать, допустим, татарский язык, Управление образования каким-то образом предоставит им такую возможность. Например, в рамках внеурочной деятельности.

В любом случае, если есть желание изучать свой национальный язык, в позу становиться не надо — надо искать компромисс. У нас ещё нет опыта в решении подобных вопросов. Мы не можем сказать, что в таком случае нужно сделать вот так или так. Но мы обязательно будем помогать. Родителей и детей в этой ситуа­ции мы не бросим.

И ещё мы говорим всем родителям: даже если русский язык не ваш родной, вы находитесь в Центральной России, где язык общения — русский. Поэтому для вашего ребёнка будет интересным и полезным изучить его.

Эта статья была опубликована в №41 газеты «Калужский перекрёсток» от 09.10.2019. Ещё больше интересных материалов можно найти в бумажной версии и электронном архиве издания.

Планируемые результаты  учебного предмета «Родная (русская) литература» в 5 классе

•        осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

•        способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

•        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

•        способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

•        неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

•        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        навыки смыслового чтения.

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

•        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты :

•        формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

•        формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

•        формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

Администрация Волоколамского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кашинская основная общеобразовательная школа»

решением педагогического совета

от ________ 2022 года протокол № 1

Директор _____ /Борисов Н.М/

по  ____________родной (русской)

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _________основное общее образование, 5 класс

основное общее образование    с указанием классов)

Количество уроков ___

Учитель    __Федина Наталья Михайловна

Программа разработана на основе:

примерная программа по учебным предметам (литература: Н. В. Беляева, М. А. Аристова, О.М. Александрова и др, «Просвещение»,2020 г.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

РУССКАЯ (РОДНАЯ) ЛИТЕРАТУРА

2022-2023  учебный год

Рабочая программа по родной литературе для 5 класса составлена на основе:

– федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

– концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

– планируемых результатов основного общего образования;

-основной общеобразовательной программы основного общего образования МОУ «Кашинская основная общеобразовательная школа»;

примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования; Разработчики: О.М. Александрова, Н. В. Беляева, М. А. Аристоваи другие, М: 2020  год

– учебного плана МОУ «Кашинская ООШ» на 2022-2023 учебный год

учебника «Литература 5 класс. ФГОС. Учебник для общеобразовательных  организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. –  М.: «Просвещение», 2021г.).

Данная программа предназначена для учащихся 5 класса муниципального общеобразовательного учреждения «Кашинская основная общеобразовательная школа»

Согласно учебному плану на изучение родной(русской)литературы отводится в 5 классе 0,5 часа в неделю, 17 часов, 34 урока в год.

Цели освоения учебного предмета в 5 классе

  • приобщение к литературному наследию своего народа;  чтение вершинных произведений  отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с  биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края.

Ведущая задача изучения родной (русской) литературы в 5 классе – внимание к книге.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому  и настоящему  многонационального народа России;

2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владеть  основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

технология продуктивного чтения.

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать небольшие тексты
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • выполнять различные роли.
  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
  • понимание родной литературы         как        одной         из        основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие        способности        понимать        литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;  формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;

Учащиеся получат возможность

  • определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо – жанровую специфику художественного произведения;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Устное народное творчество. (2 часа)

Русские народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»,  «Лиса и дрозд» – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная мораль в характере и поступках героев.

Литературные сказки.(2 часа)

В.М. Гаршин  «Лягушка – путешественница».

Из русской литературы XIX века. ( 6 часов)

И.А.Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик» и др. (по выбору).

Л.Н.Толстой  Краткий рассказ о жизни писателя.

Рассказы для детей. «Архиерей и разбойник», «Два  брата и золото», «Шелковичный

червь» и др. (по выбору).

Из русской литературы XX века.(7 часов)

П.П.Бажов «Каменный цветок».

Сказ как жанр литературы.

Е.Носов «Белый гусь»

И. С.Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался

с Чеховым. 1. За карасями» (по выбору).

Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное

Писатели  –  детям  (6 ч.)

Н.Носов «Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору)

В. Драгунский «Денискины рассказы»

Л. И. Лагин  «Старик Хоттабыч» (фрагменты).

Современная детская литература (3ч.)

Л. Петрушевская  «Котёнок Господа Бога»

Писатели Подмосковья (6ч.)

В.А.Бахревский  «Лебяжьи острова», «Дом с жабой» (по выбору).

Е.Белоусов  «Сказка древнего леса»

В.Килеса  «Четыре брата»

Л. Огурцова, И.Козеева, Л.Кондрашенко Поэзия.

Заместитель директора по УВР

подпись                  Ф.И.О.

« __»________ 2022  года

Количество уроков: всего ____; в неделю _____

В школах вводят новый предмет, посвященный русской литературе. Рассказываем, что с ним не так

В конце сентября на сайте московского Городского методического центра появилась примерная программа нового школьного предмета под названием «Родная литература (русская)». Он не заменяет обычные уроки литературы и должен преподаваться в отдельные часы. У программы много недостатков. На некоторые из них обратило внимание издание Colta.ru.Автор статьи Артем Хлебников, который работает репетитором, называет главной проблемой то, что и на общих уроках литературы в основном изучают отечественные произведения. Темы и авторы всем давно знакомы, программа не меняется кардинально уже много лет. При этом в пояснительной записке разработчики рассказали, что новый предмет должен удовлетворить потребность школьников в изучении русской литературы.Программа делится на несколько тематических блоков. Часть из них тоже знакома школьникам: произведения о природе, войне, фольклор. Но есть и новинки, среди которых блоки «Тепло родного дома», «Загадки русской души» и «О ваших ровесниках». В последнем будут изучать произведения современных авторов.Хлебников подчеркивает, что все эти блоки не складываются в единую картину: «Их единство обусловлено только назойливым повторением одного и того же с 5-го по 9-й класс и тем, что туманно определенные темы постоянно перехлестываются и залезают друг на друга».В рамках предмета «Родная литература» школьники не смогут читать Льва Толстого и Чингиза Айтматова. Не нашлось места в списке литературы и для писателей-авангардистов. Как пишет Хлебников, их изгнали «по всей видимости, за космополитизм и подрывной характер языковых экспериментов».Курс завершается стихотворением Сергея Каргашина «Я – русский! Спасибо, Господи!..» – вокруг него немало споров. Например, из-за явного мотива смерти. Литературовед Олег Лекманов предложил заменить его отрывком произведения Тимура Кибирова «Послание Л. С. Рубинштейну», последние строчки которого:То ли битва, то ли брюква,то ли роспись Хохломы.И на 3 веселых буквыпосылаемые мы.Инициативу Лекманова поддержали и начали предлагать другие варианты, в том числе тексты песни «Улица Ленина» группы «Ноль» или одной из песен Высоцкого.Еще одна важная проблема с новыми уроками в том, что впервые их добавили в расписание еще в прошлом учебном году. Но официальные учебники и программы для них пока не разработали. Школам предлагают разбираться с новой дисциплиной своими силами. Справляются они с этим по-разному. Некоторые на уроках русской литературы изучают мифы Древней Греции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *