Вариативный модуль образовательной программы в образовательной организации и учебно-методическая программа учебно-методические материалы

Сотрудниками Института стратегии развития образования РАО разработана Примерная программа воспитания в рамках выполнения государственного задания «Апробация и внедрение Примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации».

Данная программа была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2 июня 2020 года. Разработку и внедрение программы осуществляет научно-исследовательский коллектив под руководством Наталии Леонидовны Селивановой, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника лаборатории стратегии и теории воспитания личности ИСРО РАО.

Разработанная программа призвана помочь педагогам России выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г.

В данном интервью Наталия Леонидовна рассказала о специфике программы.

− В чем заключалась необходимость создания данной программы?

− Это не первая программа воспитания в нашей школе, но, как показала массовая практика, предыдущие программы в общем-то не работали. Поскольку постоянно меняется и социальная ситуация, и сами дети, возникла необходимость, создать такую программу воспитания, которая позволила бы избежать прошлых ошибок. В настоящее время в школе воспитание, к сожалению, нередко имитируется, заменяется массовыми мероприятиями, в которых дети зачастую не занимают активную позицию. Кроме того, воспитание сопровождается работой с огромным количеством бумаг и документов, что создает дополнительную нагрузку для педагога. Мы хотели, чтобы эта программа была таким документом, который было бы достаточно просто создавать. Но мы прекрасно понимаем, что программа – это всего лишь документ, который не воспитывает, воспитывают те отношения, которые складываются в результате совместной деятельности педагогов и школьников, действующих на основе данной программы.

Чем отличается данная программа от других программ воспитательной направленности?

Принципиальное отличие разработанной программы заключается в том, что она носит модульный характер: модули отражают основные направления деятельности по воспитанию в образовательной организации. Эти модули возникли не случайно, мы долгое время тщательно изучали массовую практику, анализировали предыдущие программы воспитания, собственный опыт работы в школе – все это позволило разработать модули инвариантные, которые встречаются фактически в каждой школе, и вариативные, которые школа может выбирать и дополнять. Модульный характер дает некую свободу для образовательных учреждений, поскольку они не действуют по заранее проложенному пути, но могут добавлять и свои модули. Кроме того, они не носят привычные названия по направлениям: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание и проч. Мы отказались от традиционных направлений, что является ещё одной особенностью программы, т.к. мы считаем, что каждый модуль может реализовывать разные воспитательные направления, при этом определенные приоритеты для конкретного модуля остаются. Это было принципиально важно для нас. Ведь хорошо известно, что на практике, если ребенок идет в поход – это не только, например, экологическое воспитание, присутствует и патриотическое, и нравственное воспитание.

Также программа написана не канцелярским, а доступным, простым языком – это ещё одно существенное отличие. Программа очень инструментальна, в ней понятно изложено то, что может делать педагог. Фокус этой программы – отношения, которые складываются в результате совместной деятельности педагогов, школьников и родителей, т.е. всех участников воспитательного процесса. Школа в процессе конструирования программы может копировать те разделы Примерной программы воспитания, которые подходят для определенного образовательного учреждения, что избавляет от лишней бумажной работы.

Какие модули относятся к инвариантным, а какие – к вариативным?

Инвариантные модули характерны фактически для всех школ: школьный урок, мы уверены, что он имеет воспитательный потенциал; классный руководитель, взаимодействие с семьей и др.

Что касается вариативных модулей, то здесь разнообразие значительно больше: ключевые общешкольные дела, экскурсии, детские общественные объединения, профориентация и т.д.

В модулях представлена конкретика (что в нем можно делать, чтобы реализовать программу): педагогические ситуации, как работает классный руководитель, что ему надо учитывать, какие у него направления работы, как происходит организация экскурсий, походов, какие формы профориентации можно выбрать и проч.

Какие воспитательные задачи стоят сегодня перед системой образования и как эти задачи решать? Как подготовить к этому педагога?

Это довольно широкий вопрос. Воспитательные задачи всегда уточняются социальной ситуацией, для нас центральной задачей остается личностный рост и  развитие каждого ребенка. Воспитание всегда носит ценностный характер, и в программе эти ценности прописаны, педагог может на них ориентироваться. Цель воспитания формулируется в программе на основе таких базовых для нашего общества ценностей, как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье.

Насчет того, как эти задачи решать, как раз в модулях и прописано – с помощью разных средств и инструментов: например, механизм самоуправления (как деятельность детей по организации собственной жизнедеятельности), участие в общешкольных ключевых делах, походы, экскурсии, организация педагогических ситуаций и т.п. Но мы должны помнить, что школа не единственный субъект воспитания, есть ещё различные субъекты: детские, юношеские  общественные организации, церковь, культурные сообщества и субкультурные общности.

В программе нет ответа на вопрос «как делать?». Для этого небольшая по объему программа сопровождается созданными для педагога методическими рекомендациями двух типов: о том, как разрабатывать программу для школы, и о том, как реализовывать эту программу.

Как и когда планируется внедрение программы?

Внедрение по сегодняшним документам планируется не позднее сентября 2021 года, но возможно начало и в 2020 году. Дело в том, что у нас есть разного типа школы: такие, которые уже прошли апробацию, пытались писать программы, работали с экспертами и разработчиками, конечно, они более готовы к внедрению, а есть школы условно «новой волны», которые проявили инициативу участвовать в разработке и внедрении программы, они находятся на первом этапе, им ещё предстоит разрабатывать программу. Сейчас с Министерством Просвещения мы координируем работу по организации внедрения программы в школы, в чем нам помогают более 60 региональных экспертов.

Какие изменения ожидаются в результате внедрения данной программы воспитания с систему общего образования?

Мы должны понимать, что это не сиюминутный результат. Надеемся, что нам удастся уйти от имитации воспитания, в школе будет организована воспитательная деятельность, а также максимально избавиться от бюрократизации, связанной с большим объемом бумажной работы. Что касается непосредственно работы в школе, то для нас основным критерием является организация в образовательных учреждениях совместной деятельности школьников, педагогов, родителей, которая не только даст возможность развиваться личности ребенка, но и позволит создать такую школьную жизнь и комфорт для каждого учащегося, в результате которой он будет воспринимать школьную жизнь как некий образец позитивной жизни. Критерии и показатели нами ещё дорабатываются.

Какое продолжение данной работы планируется для других уровней образования?

Сейчас на стадии обсуждения находится вопрос о создании программы воспитания для всех уровней образования, в частности для организаций среднего профессионального образования и высшего образования.

Видеовизитка примерной программы воспитания

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Тема выступления: «Вариативные модули программы воспитания, как отражение школьного уклада учреждения».

Процесс воспитания в нашем учреждении основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и

содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Слайд   . Основными традициями воспитания в ГОБОУ«АШИ № 4»  являются следующие:

– стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

– важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ их результатов;

– в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

– в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;

– педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

– ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Слайд   . ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в нашем учреждении – личностное развитие школьников, проявляющееся:

в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значим.

Слайд   . ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Достижение поставленных целей и задач воспитания идет через реализацию инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы учреждения.

Рассмотрим вариативные модули. К ним относятся :

«Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения»,

«Экскурсии, экспедиции, походы»,

«Организация предметно-эстетической среды».

Модуль «Ключевые общешкольные дела».

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,

способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию

происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.

Слайд   . На внешкольном уровне

-социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.

-проводимые  для  жителей  микрорайона  и  организуемые  совместно  с

семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.

На школьном уровне:

-общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.

-церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов:

-выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

-участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

-проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне:

-вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,    ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

-индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

-наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

-при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Слайд   . Модуль «Детские общественные объединения»

Действующая на базе школы детская общественная организация «Радуга»– это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Слайд     Модуль  «Школьные медиа»

Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.

Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

-обучающиеся через школьную газету ведут обзор наиболее интересных моментов жизни класса, ведется популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;

-участие школьников в конкурсах школьных медиа.

Слайд    Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

Регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, на предприятие, на природу.

Слайд      Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы предметно-эстетической средой школы как:

-оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

-размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

-озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;

-создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;

-благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;

-событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

-совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;

-регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов);

-акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная школа №80» для умственно отсталых обучающихся находится в Куйбышевском районе около железнодорожного и автовокзала (крупной транспортной развязки), что позволяет обучающимся и их родителям, удобно добираться из любого района города Новокузнецка.

В 2020-2021 учебном году в школе обучаются 172 обучающихся, из них 49 девочек и 123 мальчика. Всего в школе 14 классов, из них 4 начальных класса (57 обучающихся): 3 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 класс со сложным дефектом; 10 старших классов (115 обучающихся): 6 классов с легкой умственной отсталостью, 4 класса со сложным дефектом. На надомном обучении находятся 39 обучающихся от общего количества. Социальный статус детей – 53% детей воспитываются в полных семьях, 24 % – в многодетных семьях, 17% – опекаемые. Статус дети-инвалиды имеют 84 % обучающихся, 1 % –  состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

К ведению классного руководства привлечены 14 педагогических работников, так же 7 учителей-предметников, 4 воспитателя, 5 педагогов-психологов, 6 педагогов-логопедов, педагог-дефектолог, социальный педагог, медицинский работник.

Школа располагает достаточным количеством кабинетов для получения обучающимися качественного образования и воспитания: 15 учебных кабинетов, 5 кабинетов трудового обучения. 2 теплицы, кабинет музыки, спортивный зал, 2 кабинета психолога, 3 кабинета логопедии, сенсорная комната, столовая, медицинский кабинет.

В микрорайоне школы находятся: «Школа искусств №48», Дом детского творчества №1, Станция юных натуралистов, Детский юношеский центр «Орион», Театр кукол «Сказ», Городская детская библиотека.

Для развития коммуникативного потенциала обучающихся привлекаются волонтёры МБНОУ «Лицей № 11» и волонтёры «YL Капернаум» особый клуб для особенных детей и их родителей.

Традиционно в нашей школе проводится Осенняя и Весенняя ярмарки, где ребята вместе с родителями продают выращенные овощи и изделия, сделанные руками воспитанников, родителями, педагогами для воспитанников и педагогов школы, семей, проживающих в близлежащих домах.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

  • Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных коллективов в жизни школы;
  • Организовывать профориентационную работу со школьниками;
  • Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  • Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
  • Вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

6. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе

7. Организовывать коррекционно-развивающую работу с учащимися обеспечивая охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социальное и эмоциональное благополучие.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы:

  • Классное руководство;
  • Профориентация;
  • Школьный урок;
  • Работа с родителями;
  • Курсы внеурочной деятельности;
  • Ключевые общешкольные дела;
  • Коррекционно-развивающая работа.

Каждое из направлений представлено в соответствующем модуле.

Модуль «Классное руководство»

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе, педагогами-психологами, учителями-логопедами, педагогом-дефектологом; работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Работа с классом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении;
  • организация интересных и полезных для развития ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой –установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

Индивидуальная работа с обучающимися:

  • изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу, которую они совместно стараются решить.
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса.
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • организация взаимодействия деятельности с учителями-предметниками, педагогами-психологами, педагогами-логопедами, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, медицинским работником школы, семьей; выполнении роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся;
  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся:

  • регулярное информирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям (законным представителем) несовершеннолетних обучающихся в регулировании отношений между ними, администрации школы и учителями-предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения обучающихся;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса.

Модуль 3.2 «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов трудового обучения даёт возможность к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. В школе, большее количество часов, отдано трудовому обучению: цветоводство и декоративное садоводство; штукатурно-малярное дело; поварское дело; слесарное дело; обслуживающий труд. Профориентационная работа осуществляется через:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры: деловые игры, недели трудового обучения, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
  • экскурсии в учебные заведения профессионального обучения, а также на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
  • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
  • освоение школьниками основ профессии в рамках трудового обучения;
  • участие в летней трудовой практике по своему профилю (5-11 классы).

Модуль 3. «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
  • применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников взаимодействию с другими детьми.

3.4. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • Общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; участие родителей в обсуждении в рамках родительских чатов, форумах;
  • Участие родителей (законных представителей) в Советах профилактики, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности.
  • Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей, работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций:
  • Консультации социального педагога, педагога-психолога;
  • Консультации учителей-предметников, классных руководителей.
  • Работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся для решения острых конфликтных ситуаций;
  • Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. (Координация воспитательных усилий педагогов и родителей с целью укрепления связи семьи и школы в деле воспитания, социализации решения возникших проблем, острых конфликтных ситуаций).

3.5. «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения.

Реализация содержания внеурочной работы осуществляется по направлениям:

  • социальное
  • спортивно-оздоровительное
  • общекультурное
  • нравственное

Направления внеурочнойдеятельностиСодержание курсаНазвание программы

социальное Курс направлен на раскрытие творческого потенциала, развитие навыков общения, умений работать в команде, на воспитание любви к своему краю, культуре, природе, на развитие самостоятельности, формирование трудовых навыков «Моделирование и конструирование», «Самоделкины»

спортивно-оздоровительноеКурс направлен на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, а также  на знакомство с различными видами спортивных, подвижных игр«Расти здоровый», «Поиграй-ка», «Спортивный калейдоскоп», «Тропа здоровья»

общекультурноеКурс направлен на выявление и реализацию творческих  возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства«Мир музыки»

нравственноеКурс направлен на формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой форме на основе нравственных установок и моральных норм; укрепление нравственности – основанной на отечественных традициях «Школа добрых дел»

3.6. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.

На внешкольном уровне:

  • проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, ярмарки, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;
  • участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
  • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы;
  • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей;
  • церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы с учетом его возможностей;
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми.

Модуль 3.7. «Коррекционно-развивающая работа»

Деятельность педагогов-психологов, учителей-логопедов педагога-дефектолога, направленная на достижение цели воспитания, позволит обучающемуся с умственной отсталостью эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разныхвозрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных современных условиях.

Работа учителей-логопедов, педагогов-психологов позволяет обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия через:

  • коррекцию недостатков личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, повышение социального статуса ребенка в коллективе);
  • коррекцию речевых расстройств и нарушений коммуникации;
  • формирование и развитие навыков социального (социально приемлемого) поведения.

Коррекционно-развивающая работа предполагает:

  • групповую коррекцию;
  • коррекционные курсы «Психокоррекционные занятия», «Логопедические занятия», «Ритмика»;
  • индивидуальную коррекцию с учетом заключений ПМПК и проводимой диагностики;
  • взаимосвязь с учителями, воспитателями, родителями (законными представителями);
  • общешкольные и городские мероприятия (логопедический праздник, подготовка в прочтении слов и ролей в номерах художественной самодеятельности).

Реализация модуля «коррекционно-развивающая работа» создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимися школы.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Анализ осуществляется ежегодно силами экспертов самой образовательной организации.

Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в школе, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие:

Результаты воспитания, социализации школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями и воспитателями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета школы.

Способом получения информации о результатах воспитания и социализации школьников является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

  • качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  • качеством профориентационной работы школы;
  • качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
  • качеством взаимодействия школы и семей обучающихся;
  • качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
  • качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
  • качеством коррекционно-развивающей работы и деятельностью специалистов, ее реализующих.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫНА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Организация учащихся в подготовке и проведении общешкольных мероприятийДоп.1-11 кл.в течении годаКлассные руководители

Организация питания учащихсяДоп.1-11 кл.ежедневноКлассные руководители

Организация дежурства в классном кабинетеДоп.1-11 кл.ежедневноКлассные руководители

Контроль за внешним видом учащихся классаДоп.1-11 кл.ежедневноКлассные руководители

Диагностика воспитания, социализации и саморазвития учащихсяДоп.1-11 кл.один раз в годКлассные руководители, педагоги-психологи

Проведение тематического классного часа (по плану воспитательной работы класса)Доп.1-11 кл.еженедельноКлассные руководители

Работа с родителями (по ситуации)Доп.1-11 кл.еженедельноКлассные руководители

Работа с учителями – предметниками (по ситуации)Доп.1-11 кл.еженедельноКлассные руководители

Встреча с психологом, социальным педагогом (по ситуации)Доп.1-11 кл.еженедельноКлассные руководители

Посещение уроков в своем классеДоп.1-11 кл.каждый месяцКлассные руководители

Встреча с родительским активом.Доп.1-11 кл.каждый месяцКлассные руководители

Проведение родительского собрания Доп.1-11 кл.раз в четвертьКлассные руководители

Проведение открытого мероприятия (сценарий сдавать зам. директору по ВР)Доп.1-11 кл. раз в годКлассные руководители

Изучение жилищно-бытовых условий учащихся своего класса.Доп.1-11 кл.раз в годКлассные руководители

Осенняя ярмарка «Осень золотая»Доп. 1-11 кл.25.09Еремеева Н.В.

Профориентация. Мастер-класс  выставка по растениеводству и декоративному садоводству.  «Вальс цветов»Доп. 1-11 кл.25.09Деева В.И.

Профориентация.  Презентация  по швейному делу «Хочу быть модным»5-11 кл.17.12Сергеева И.Н.

Профориентация.  Классные часы «Землю красит солнце, а человека труд».8-11 кл.4 неделя январяКлассные руководители

Профориентация.  Презентация «Я маляр»Общешк.4-7 кл.17.03Монич С.А.

Весенняя ярмарка «Весенний разгуляй»Общешк.1-11 кл.19.03Дьячкова Е.Н.

Профориентация.  Мастер-класс «Готовимся к пасхе»1-11 кл.16.04Прокудина Н.Б.

Летняя трудовая практика5-11 кл.Апрель-июньУчителя трудового обучения

Подготовка и участие в конкурсах по профилю различного уровня 5-11 кл.в течении годаУчителя трудового обучения

Урок Мужества, посвящённый 75 летию Победы6-11 кл.01.09Классные руководители

Урок Мужества «Голос Победы»8-11 кл.07.09Афонина Г.А.

Праздник «Волшебная мозаика»Доп.1, 7Б, В, 8Б, 9Б30.10Костылева И.Е.

Предметная неделя по математике Доп.1-4, 7Б,В, 8Б, 9Б16-20.11Костылева И.Е.

Линейка, посвящённая Дню земли5-11 кл.22.04Деева В.И.

Концерт, посвящённый Дню матери и Дню инвалидов «Музыка сердец»4-11 кл.29.11Корнева Л.М.,

Праздничный концерт, посвящённый Международному женскому дню «Весна спешит к нам в гости» Общешк.Доп. 1-11 кл.5.03Щербакова С.С.

Профилактические беседы с родителями, чьи дети состоят на внутришкольном профилактическом учёте.Доп. 1-11 кл.в течении годаСоциальный педагог, педагог-психолог

Совет профилактикиДоп. 1-11 кл.в течении годаСоциальный педагог,

Заседания ППкДоп. 1-11 кл.в течении годапедагог-психолог

Подготовка и проведение общешкольного родительского собранияДоп. 1-11 кл.Сентябрь, майСоциальный педагог

Индивидуальные консультации для опекунов.Доп. 1-11 кл.в течении годаСоциальный педагог, педагог-психолог

Консультации для  родителей обучающихся по социальным, правовым и психологическим вопросам.Доп. 1-11 кл.в течении годаСоциальный педагог

Посещение семей СОП, детей-инвалидов с целью обследования жилищно – бытовых условий и психологического климата в семье. Оформление актов жилищно-бытовых условий.Доп. 1-11 кл.в течении годаСоциальный педагог

Индивидуальные консультации с родителями обучающихся по профориентации выпускников.Доп. 1-11 кл.Март –апрельСоциальный педагог, педагог-психолог, учителя трудового воспитания

Сбор и подготовка документов к акции «1 сентября – каждому школьнику», «Помоги собраться в школу»Доп. 1-11 кл.МайСоциальный педагог

Название курсаКлассы Количество часов в неделюОтветственные

«Моделирование и конструирование»1-доп., 2А, 4А1Дьячкова Е.Н.

«Расти здоровый»1-доп., 2А, 4А1Гончарова О.А.

«Поиграй-ка»1-доп., 2А, 4А1Катунина Е.Н.

«Мир музыки»1-доп., 2А, 2Б, 4А, 5А1Рыжова Т.А.

«Школа добрых дел»2Б1Щербакова С.С.

«Спортивный калейдоскоп»1-доп., 2А, 4А1Шашкина А.А.

«Тропа здоровья»5А1Шашкина А.А.

Линейка, посвящённая Дню знаний «Здравствуй, школа»Доп. 1-11 кл.01.09Щербакова Е.В.

Урок безопасностиДоп. 1-5кл.01.09Классные руководители

Исторический календарь,Доп. 1-11 кл.03.09Афонина Г.А.

Выставка рисунков «Дети, движение, дорога»Доп. 1-11 кл.14.09Шишкина Е.В.

Конкурс рисунков на асфальте «Мы рисуем улицу»Доп.1-5кл.21.09Валл В.Д.

Игровая программа «Дети, движение, дорога»5-8 кл.18.09Жукова М.Н.

Игровая программа «Посвящение первоклассников в пешеходы»Доп. 1-4кл.21.09Дьячкова Е.Н.

Кузница Победы: музей военной техники города6,7 кл.2 неделя октябряЧернышова С.Л. Бегун Е.В.

Акция «Рука друга». Игровая программа «Вместе веселее»Доп.1-5 кл3 неделя октябряКорнева Л.М.,

Спортивные соревнования «О, спорт, ты мир»Доп.1-5 кл.23.10Шашкина А.А.

Конкурс чтецов «Эти строки, опалённые войной»4-11 кл.10.11Демиденко Т.В.

Экскурсия в Мемориал-музей боевой и трудовой Славы кузнецких металлургов «Трудовой подвиг города»4, 5 кл.2 неделя ноябряКатунина Е.Н.Деева В.И.

Исторический календарь «Танк Т-34 – памятник трудовому подвигу металлургов КМК в годы Великой Отечественной войны»8, 9 кл.11.11Афонина Г.А.

Выставка поделок из бросового материала «Береги природу от пожаров»Доп.1-11 кл.13.11Деева В.И.

Устный журнал «Город-герой Севастополь»5-11 кл.16.11Сергеева И.Н.

Устный журнал «Город-герой Новороссийск»5-11 кл.18.11Деева В.И.

Устный журнал «Город-герой Мурманск»5-11 кл.20.11Прокудина Н.Б.

Исторический календарь посвящённый, Дню Неизвестного солдатаДоп.1-11 кл.03.12Афонина Г.А.

Устный журнал «Врага отбросила Москва и спасена Россия» 5-11 кл.04.12Жукова М.Н.

«В Новый год вместе!» оформление школыДоп.1-11 кл.До 4.12Корнева Л.М., кл. рук., восп.

Развлекательная игра «Спорт для всех»классы со сложным дефектом10.12Соловьёва Е.Ю.

Спортивная эстафета «Спорт – это здоровье»  5-7 кл.11.12Шашкина А.А.

Экскурсия краеведческого музея: «Портреты героев-сибиряков», «Войной испепелённые годы»9-11 кл.2  неделя декабряКлассные руководители

Акция «Рука друга», посвящённая Международному дню инвалидов  Доп.1-6 кл.в течение месяцаКорнева Л.М.,

Выставка рисунков, посвященная месячнику пожарной безопасности «Радуга новогодних огней»Доп.1-11 кл.18.12Милицкая Т.И.

Праздничная программа «В гостях у деда Мороза»Доп.1-4, 7Б,В, 8Б, 9Б23.12Корнева Л.М.,

Театр кукол «Сказ»Доп.1-4, 7Б,В, 8Б, 9Б22.12Корнева Л.М.

Музыкальная шкатулка «Семь нот»Доп.1-4, 7Б,В, 8Б, 9Б18Рыжова Т.А.

Исторический календарь, посвященный снятию блокады ЛенинградаДоп.1-11 кл.25.01Афонина Г.А.

Исторический календарь, посвященный, победе советских войск в Сталинградской битвеДоп.1-11 кл.02.02Афонина Г.А.

Спартакиада «В здоровом теле – здоровый дух»  8-11 кл.15.02Шашкина А.А.

Игровая программа, посвященная Дню защитника Отечества  «Школа молодого бойца»6-11 кл.22.02Бегун Е.В.

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества  «Аты-баты мы солдаты»Доп.1-5 кл.22.02Засыпалова А.А.

Игровая праздничная программа «Вместе все преодолеем!»классы со сложным дефектом24.02Костылева И.Е.

«Спартакиада 80», посвящённая Всемирному дню здоровья команды (воспитанники 8-11кл.+сотрудники)9.04Шашкина А.А.

Акция «Весенняя неделя добра»Доп.1-11 кл.16-21.04Корнева Л.М., классные руководители

Акция «Окна Победы»Доп.1-11 кл.13.04-9.05Корнева Л.М., классные руководители

Праздник, посвященный Дню Победы «Мы память бережно храним» Доп.1-11 кл.8.05Бегун Е.В.

Выставка рисунков «Лето красное, лето безопасное»1-11 кл.20.05Шишкина Е.В.

Последний звонок «Мы говорим вам до свиданья»9, 11 кл.22.05Сергеева И.Н.Прокудина Н.Б.

Последний звонок  «До свидания, начальная школа»4 кл.27.05Дьячкова Е.Н.

Праздник, посвященный «Дню защиты детей!» «Маленькая страна»2-8 кл.28.05Киреева О.А.Костылева И.Е.

Ланейки по итогам четвертиДоп.1-11 кл.раз в четвертьКорнева Л.М., классные руководители

Праздник «Логопедический квест»1-7 кл.23.04Колмогорова М.В.

Городской конкурс для специальных школ «Психологический квест»5-9 кл.25.10Надыкта О.Н.

Подготовка и участие в конкурсахДоп.1-11 кл.в течении годаКлассные руководители, учителя-предметники, педагоги-психологи,  педагоги-логопеды

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия Доп.1-2 кл.в течении годаЩербакова С.С.

«Психокоррекционные занятия»  Доп.1-5 кл.2Герасимова М.В., Жукова М.Н., Надыкта О.Н.

«Логопедические занятия»,  Доп.1-5 кл.3Аникеева М.Р., Демиденко Т.В., Колмогорова М.В.,Курпяйчикова Т.А., Султанова Д.А.

«Ритмика»Доп.1-5 кл.1Рыжова Т.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *