Ваш психолог. Работа психолога в школе

Профигра “Спящий город”

2. Ведущий кратко выписывает на доске названия про­грамм (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Далее он предлагает поднять руки тем участни­кам, которые хотели бы поработать над первой программой (порядок), и выписывает количество желающих на доске. После этого — желающих поработать над второй програм­мой и т.д. Коли окажется, что для какой-то программы желающих вообще не найдется, то нужно будет напомнить о том, что в этом случае игры не получится.

4. Участники приступают к работе. Некоторое время ве­дущий не вмешивается в обсуждения и лишь отмечает на уточняющие вопросы, а далее все чаще и чаще напоминает участникам об истекающем времени и о том, что в каждой группе должен быть выбран докладчик (или два докладчи­ка), которые представили бы свой проект программы.

Цель – повысить у участников уровень осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности.

Игра может быть проведена как с группой в 12-15 человек, так и с целым классом, и рассчитана на учащихся 9-11-х классов. По времени методика занимает обычно около часа, хотя нередко участники готовы играть и полтора часа.

Игровая процедура построена по принципу традиционных деловых игр и включает следующие основные этапы.

В зависимости от конкретной ситуации ведущий игры может изменить или дополнить перечень программ. Например, можно рассмотреть и такие программы, как «Компьютеризация жителей», «Развитие туристического бизнеса», «Развитие торговли и сферы услуг», «Наука и образование» и др. Важно, чтобы таких программ не оказалось слишком много, хотя бы не более 57 штук, иначе игра станет слишком громоздкой.

1. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Далее предлагает поднять руки участникам, которые хотели бы поработать над первой программой (порядок), и записывает количество желающих на доске. После этого – желающих поработать над второй программой и т. д. Если окажется, что для какой-то программы желающих вообще не найдется, то нужно будет напомнить о том, что в этом случае игры не получится.

2. Ведущий рассаживает все команды за отдельные столы и дает задание: «В течение 10-15 минут каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. Сначала можно выписать не 5, а больше дел, но потом в процессе группового обсуждения необходимо оставить только 5 самых важных направлений работы. При этом все выделенные дела (направления работы) обязательно должны быть реалистичными, т. е. необходимо учитывать реальную ситуацию (примерно такую же, как в вашем городе на данный момент). Желательно, чтобы программы поменьше напоминали то, что предлагают так называемые экономические и политические «лидеры». После этого каждая группа должна будет определить, кто из ее участников выступит (представит разработанную программу) и ответит на вопросы остальных участников игры».

3. Участники приступают к работе. Некоторое время ведущий не вмешивается в обсуждения и лишь отвечает на уточняющие вопросы, а далее все чаще напоминает участникам об истекающем времени и о том, что в каждой группе должен быть выбран докладчик (или два докладчика), который представил бы свой проект программы.

4. Докладчики от каждой группы представляют свои программы и отвечают на вопросы. Чтобы данный этап проходил интереснее, ведущий должен быть готов задавать вопросы в случаях, если учащиеся вдруг растеряются и перестанут задавать свои вопросы докладчикам. Поэтому ведущему предварительно следует заготовить небольшой перечень острых вопросов для каждой группы. На данном этапе особенно важно поддерживать высокую динамику обсуждения. Опыт проведения данной игры показал, что учащиеся проводят обсуждение достаточно серьезно и заинтересованно. Например, многие программы часто оказывались мало реалистичными из-за «проблем с финансированием» или из-за «слабой подготовки кадров».

5. При подведении общего итога все участники сами должны определить по каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы, не противоречащими друг другу. Если большинство программ удовлетворяют этим условиям, то можно сказать, что жители города если и не проснутся окончательно, то хотя бы приоткроют глаза и «потянутся».

Деловая игра «Спящий город»

I. Знакомство

– Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться вместе со мной

путешествие. Любое путешествие начинается с подготовки. Мы тоже будем

готовиться. Я хочу знать, что вы возьмёте с собой в путешествие, и попутно

познакомлюсь с вами. Итак меня зовут Светлана Андреевна и я возьму с собой

эта незатейливая игра позволила нам узнать друг друга и подняла

II. Вводная часть

А сейчас, представьте себе, что мы отправляемся в некоторый город где

злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих

существ. Чтобы разбудить людей необходимо както зажечь в них искру жизни.

Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные , но при этом

реальные программы улучшения их жизни. Мы начинаем спасение этого города

будем использовать при этом ваши и мои интеллектуальные способности. Я

предлагаю вам использовать для достижения цели методику «mind map»

«интеллект карта». В центре карты помещается цель игры. Мы хотим, чтобы наш

«Проснувшийся город». Для достижения результата, необходимо решение

программ по разным направлениям. Обозначим одно из направлений, синим

цветом, пусть это будет направление «Наука и образование». Итак нам предстоит

решить что нужно сделать, чтобы эта работа в городе оживилась, какую

Пусть наша программа называется «Образование всем»

Заказчики программыжители города.

Министерство образования, администрация города.

Напишем 5 шагов её реализации. Напримерстроительство д/с

2) открытие гимназий, лицеев.

3) открытие творческих школ музыкальных,

4) спортивные школы, Дворцы спорта

5) Специальные учебные заведения, ВУЗ

Но одного направления для оживления города недостаточно. Я предлагаю ещё

четыре и вы должны будете сами в группах разработать программы. Пусть они

будут неординарными, интересными. Предлагаю 4 направления

 экономика (открытие предприятия)

 здоровье жителей (профилактика заболеваний, решение экологических

проблем, занятие спортом)

Для работы мы делимся на 4 группы, используя известную методику . суть

её в следующемопределитесь каждыйв каком из направлений вы хотели бы

работать и разделитесь на группы. Но учтите чтонадо охватить все направления.

(делимся на группы и занимаем место за рабочим столом)

III. Работа в группе.

– У вас на столах алгоритм написания программы. В которой вы должны

определить название программы, его заказчиков, исполнительной и 5 шагов её

реализации. Вы работаете, пока звучит музыка. А потом вы определяете докладчика,

который представит вашу работу. Вы можете все принять участие в представлении

программы. Итак, начали. (музыка, группы работают)

IV. Защита программ (по одному человеку от группы)

Время вышло. Пора представить свой проект. Слово команде №1

– Нет ничего важнее для человека , чем здоровье. Ия думаю , что ваша программа

поможет улучшить ситуацию защиты здоровья в этом городе и жители его

проснутся здоровыми и счастливыми.

Слово команде №2

– Экономическая стабильность важна для любого города, а для нашего особенно.

Вы отлично потрудились и разбудили жителей, обеспечив их интересной работой.

Слово команде №3

– Наш город будет современным , будет развиваться благодаря вашему

инновационному проекту всеобщей компьютеризации.

Слово команде №4

– – это обновление, восстановление утраченных сил, а организованный

отдых досуг это ещё и мечта. Ваша программа яркое тому подтверждение,

потому что мечты сбываются.

Всем спасибо за работу и мы продолжаем работать над нашей интеллект картой,

«mind map» -английски. И чтобы наша карта оживилась, я предлагаю вам

создать бренд своей программы.

V- Бренд от англ. слова товарный знак, товарная марка. Это термин

символизирующий комплект информации о компании, продукте, программе

Бренд популярная легкоузнаваемая символика. Существует два подхода

 логотип, позволяющий визуально выделить программу

Из предложенного вам материала предлагаю вам создать брендколлаж

программы и прикрепить его на интеллект карту. А бренд программы

«Образование всем» я предлагаю создать членам жюри.

Стоп! Работа в группах окончена. Все бренды коллажи на интеллект карте.

Представители групп могут прокомментировать свои работу.

VI. Подведение итогов

– Наша интеллект карта готова. И цель игры достигнута. Мы разбудили город,

самое главное проснулись сами и приобрели опыт постановки цели, её

реализации, опыт работы в команде.. добились успеха следуя простой и самой

понятной формуле Я хочу! (.У нас было желание поставить цель и добиться

Я могу! (Мы верили и знали , что мы сможем сделать это!)

Я делаю! (Мы работаликаждый сам и все вместе)

Я желаю вам, чтобы каждый день вам удавалось сделать шаг к своему личному

успеху. Я хочу подарить вам сегодня видео роликэнергизатор, который будет

придавать вам силы, веру в успех всякий раз , когда вы будете его смотреть.

Сейчас мы его просмотрим . Во время просмотра попробуйте двигаться в такт

музыке, читать текст. А теперь попробуем сделать это энергичнее, точнее ,

интереснее. (работа с роликом)

Вам понравилась наша игра? Какие методы мы использовали? Вы можете теперь

пользоваться ими в любых своих делах, т.к. вы приобрели опыт работы с

интеллекткартой, работы в команде по методике , знаете формулу

успеха, умеете составить программу, знаете про бренд умеете настроить себя на

энергичные , полезные дела, получить положительный заряд на день. А я

приобрела опыт участия в конкурсе «Самый классный классный». Спасибо всем за

Цель: обучение участников аргументировать свои предложения по разработке программ развития города с точки зрения разных профессий.

Игровая процедура построена по принципу традиционных деловых игр и включает следующие основные этапы:

1 – порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлении и правонарушений (юридические аспекты);

2 – более совершенное управление городом (мэрская власть, управление);

3 – счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем, помощь в поиске смысла жизни (психологические аспекты);

4 – здоровье жителей, профилактика заболеваний, решение экологических проблем (медицина).

Сейчас мы объединимся в команды в соответствии с перечисленными программами, попробуем составить такие программы и посмотрим далее, что у нас получится, т.е. сможем ли мы разбудить жителей города. Но при этом мы должны выполнить важное условие: если хотя бы одна из программ вообще никем не будет разрабатываться, то спящие жители даже слушать нас не захотят, не то, чтобы просыпаться».

3. Участники приступают к работе. Некоторое время педагог не вмешивается в обсуждения и лишь отмечает на уточняющие вопросы, а далее все чаще и чаще напоминает участникам об истекающем времени и о том, что в каждой группе должен быть выбран докладчик (или два докладчика), которые представили бы свой проект программы.

Цель: обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности.

Упражнение проводится в круге. Количество участников: от 6-8 до 15-20. Время проведения: от 15-20 до 30-40 минут.

Педагог-тренер: «Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу.

При этом важно выполнить три условия:

1 – подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия);

2 – подарок должен быть «с изюминкой», т.е. быть веселым, необычным (предполагается, что друг – это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное);

3 – подарок должен быть доступным Вам по цене.

Вместе с группой педагог определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, примерный возраст и обязательно, – какая у него (у нее) профессия».

Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.

После этого каждый по очереди кратко называет свой подарок. При этом педагог (или любой участник) могут задавать уточняющие вопросы. К примеру, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные эле­менты данного профессионального труда.

В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

Заметим, что и сам педагог может назвать свой подарок, даже если окажется, что это будет не самый интересный вариант.

Данное упражнения при всей своей юмористической направленности (и даже «несерьезности») воспринимается участниками с интересом и позволяет рассматривать особенности профессий в неожиданных ракурсах, а, следовательно, лучше осознавать эти особенности.

Цель: систематизация знаний участников.

Вспомните, какими словами обозначаются эти понятия, и впишите их в клетки.

1. Предмет труда профессий, связанных с исследованием, изучением и использованием природных ресурсов, уходом за животными и растениями.

2. Цели труда, заключающиеся в сравнении, проверке, оценке, сортировке.

3. Осмысленный порядок вещей.

4. Вещественные средства труда, используемые в работе плотника, хирурга, скульптора.

5. Ученый, автор самой известной в нашей стране классификации профессий.

6. Важнейшее условие правильного выбора профессии.

7. Цели труда, направленные на изменение предметов, материалов, процессов.

8. Влечение, интерес к какому-либо занятию.

9. Предмет труда в профессиях, связанных с текстами, формулами, расчетами, чертежами.

10. Предмет труда в профессиях, связанных с проектированием, производством и обслуживанием различных машин, приборов и механизмов.

Упражнение «Внимание! Объявления»

Цель: формировать ответственное отношение к трудоустройству.

Участники объединяются в четыре подгруппы, каждая получает объявление о приеме на работу (см. Приложение).

Задание: прочитать объявления и обсудить вопросы к нему. Время выполнения 5 мин.

Желательно подобрать сомнительные и правильно оформленные объявления.

Вопросы для обсуждения:

■ какие выводы можно сделать для себя?

Продолжительность упражнения 15 минут.

Игра «Автопортрет»

Цель игры – повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

Игровое упражнение проводится в круге. Время – от 20 до 30 минут.

Процедура методики следующая:

  • Все участники достают чистый с двух сторон листок бумаги.
  • Задание: «Каждый должен нарисовать на листке самого себя. Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы «на одном дыхании». Подписывать листок не надо».
  • Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему неважно кто именно на них нарисован.
  • Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.
  • Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передается соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию. Таким образом, все листочки должны пройти по кругу. Профессии на одном листочке могут повторяться».
  • Далее ведущий собирает быстро листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение и зачитываются на обратной стороне профессии, соответствующие данному автопортрету. Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его автору, т. к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый, может чувствовать себя при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол и ведущий, предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять себе на память.
  • Будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопортрет и поиграет вместе с воспитанниками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться над рисунком и соответствующими рисунку профессиями сначала над самим ведущим, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским. В данной игре каждый рисунок – это своеобразная проекция участников своего представления о себе. Как утверждают многие участники, игра все – таки заставила их о чем-то задуматься.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *