Важность дополнительного профессионального образования

Дополнительное образование — это всегда выход из зоны комфорта, признание, что есть вещи, которых ты не знаешь, хотя и состоялся в какой-либо профессиональной сфере. Иногда даже успешные предприниматели считают, что им больше нечему учиться. Однако ситуация на рынке быстро меняется: то, что было успешно и выгодно вчера, сегодня уже не приносит доходов и устаревает. И престижное базовое образование не является гарантией успеха — большую пользу приносят короткие учебные программы, в которых преподают люди с практическим опытом.

Дополнительное образование как ответ кризисам

Приходят кризисы, меняются деловые партнеры, возникают проблемы в коллективе и появляются новые конкуренты. Образование помогает освоить новые навыки и методики, узнать тенденции развития бизнеса.

Во время экономического кризиса обучение нужно, чтобы удержаться на плаву, развить управленческие навыки, разработать стратегии антикризисного управления. Кроме того, сейчас учиться идут именно те, кто точно знает, зачем снова садиться за парту и чувствовать себя студентом. Рынок отсеял людей, охотившихся за новыми дипломами ради статуса или из тщеславия. Бизнес-образование получают люди, которые знают, зачем учиться, на какие управленческие вопросы им нужно получить ответ, какой курс в этом поможет.

Как определить управленческий масштаб

5 причин для учебы

У каждого свои проблемы, но тех, кто решил, что ему нужно дополнительное образование, объединяют пять причин.

Необходимость постоянного обновления знаний

В бизнесе появляются новые тренды, маркетинговые площадки и методики, на ИТ-рынке разрабатываются новые сервисы. Отслеживать все новинки сложно, но если есть бизнес-тренер, который может ознакомить вас с интересными новинками, почему бы не воспользоваться его услугами? Кроме того, тенденции можно обсудить не только с преподавателями, но и с одногруппниками. Общение позволит по-новому взглянуть на свою работу, принять верные решения.

Практика против теории, офлайн против онлайна

Сейчас любую информацию можно найти самостоятельно в сети. Отчасти это верно — вы найдете несистематизированную подборку статей, интервью и вебинаров по нужной теме:

  • Придется потратить время на то, чтобы отфильтровать информацию.
  • Любой навык нужно отрабатывать и закреплять.

В этом преимущество офлайн-обучения: в группе с помощью различных техник можно моделировать ситуации ведения переговоров, работы с конфликтами в коллективе, публичных выступлений, повышения продаж. Для хорошего закрепления теоретического материала нужна команда.

Нетворкинг

На бизнес-курсах вы оказываетесь среди равных. У коллег по группе тот же круг проблем, свои наработки и механизмы работы, о которых они рассказывают на семинарах. Так что среди сокурсников вполне может оказаться ваш будущий деловой партнер, сотрудник или работодатель. Здесь можно завести полезные знакомства, попросить совета или помощи.

Учеба полезна для здоровья

Учиться никогда не поздно. Обучение для взрослого человека полезно даже чисто с физиологической точки зрения. Учеба требует усилий для усвоения нового материала, заставляет мозг лучше работать, тренирует внимание и память, снижает риск расстройства когнитивных функций. Тот, кто систематически учится, развивает самый важный навык 21 века — внимание и сосредоточенность.

Привычка учиться ведет к успеху

Успешные люди постоянно совершенствуются. Самостоятельно или на курсах они осваивают смежные профессии, изучают новые направления. Концепция непрерывного обучения — периодическое погружение в образовательную среду — позволяет выработать полезный навык усваивать новые знания, стремление их получать. Кроме практической пользы, оно спасает от рутины, подстегивает в поиске новых возможностей.

Постановка личных и карьерных целей

Развивайте компетенции вместе с нами! Десятки направлений обучения,
опытные преподаватели-практики, офлайн- и онлайн-форматы.Узнать подробности и получить бесплатную консультацию

Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

Меняются требования работодателей к сотрудникам в связи со стремительно развивающимися технологиями, которые прочно вошли во все сферы нашей жизни. Специалистам нужно непрерывно «прокачивать» свой уровень профессиональной компетенции, повышать квалификацию, адаптируясь к тем условиям, которые диктует мир.

Уходят в прошлое многие профессии, а взамен появляются новые, актуальные, о которых мы не знали еще лет 10 назад. В этих условиях нужно быстро переобучаться, постигать азы новых, востребованных профессий.

И наконец, карьерный рост сегодня невозможен без освоения дополнительных знаний, навыков. Специалисты из разных сфер сегодня должны быть способны к непрерывному самообразованию, чтобы иметь хорошую возможность занять нишу на современном рынке труда.

Это работает и в России, и за ее пределами.

Система ДПО в России

В нашей стране система ДПО в известной степени развита. Она является частью общей системы образования и представляет собой комплекс программ и государственных стандартов.

В систему дополнительного профессионального образования России входят учреждения и организации, которые реализуют эти программы. Есть множество общественных организаций, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области ДПО, а также объединений (ассоциаций и союзов) образовательных учреждений, общественных и государственно-общественных объединений, научных и методических советов, органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.

В России принято несколько видов ДПО: это повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка. Каждый вид ДПО имеет свои особенности.

Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности и направлено на обеспечение нового качества выполнения профессиональных функций. Это могут быть краткосрочные или длительные курсы, тематические и проблемные семинары. По окончании обучения слушатели получают удостоверение о повышение квалификации.

Профессиональная переподготовка направлена на освоение обучающимися программ для выполнения нового вида работ. Переподготовка дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования. После прохождения переподготовки обучающиеся получают диплом о профессиональной переподготовке.

Стажировка может осуществляться без предварительного обучения, это способ повышения квалификации или переподготовки путем непосредственного участия в трудовой деятельности.

Таким образом, можно выбрать наиболее подходящую форму обучения и повышения квалификации, которая нужна конкретному специалисту.

Где сегодня можно получить дополнительное профессиональное образование в нашей стране?

В настоящее время система ДПО в России представляет собой достаточно разветвленную структуру.

В центре системы ДПО в России находятся специализированные учреждения дополнительного профессионального образования. К ним относятся учебные центры занятости населения, вузы, коммерческие образовательные учреждения, специализированные школы, частные курсы и прочее. Одно из структурных ответвлений системы представляют собой заведения отраслевого и внутрифирменного обучения (отраслевые учебные центры, учебно-курсовые комбинаты, курсы повышения квалификации и др.).

К крупнейшей структурной ветви системы ДПО относятся многие учреждения основного профессионального образования, которые тоже оказывают услуги в области ДПО. Это и профессионально-технические училища, взаимодействующие с местными центрами занятости населения по обучению безработных профильным рабочим специальностям, и средние профессиональные учебные заведения (техникумы, лицеи, колледжи), оказывающие образовательные и сопутствующие им услуги, и, конечно, высшие учебные заведения (институты, академии, университеты), осуществляющие переподготовку и повышение квалификации руководящих и инженерно-технических кадров. Еще одну ветвь системы дополнительного профессионального образования представляют индивидуальные и частные формы образовательной деятельности (репетиторство, надомное обучение, ученичество и др.).

Дополнительное профессиональное образование для иностранных граждан в России

Согласно закону от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иностранные граждане также имеют право на получение образования в нашей стране. Это касается не только среднего и высшего профессионального образования. Иностранные граждане могут получить в России и дополнительное профобразование. И, надо отметить, с каждым годом увеличивается количество иностранных граждан, поступающих на обучение в российские образовательные организации, в том числе и на обучение по дополнительным профессиональным программам. Это объясняется возрастающим интересом к российским образовательным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также с ростом интереса к нашей стране в целом.

На обучение по дополнительным профессиональным программам, как правило, поступают иностранные граждане из числа специалистов иностранных компаний, организаций и учреждений, а также физические лица.

Студенты-иностранцы, обучающиеся в российских вузах по основным образовательным программам среднего профессионального и/или высшего образования и имеющие право обучаться по дополнительным профессиональным программам, не требуют прохождения процедуры признания образования, поскольку они учатся в российских вузах.

Образовательная организация зачисляет их на обучение так же, как и российских студентов. Документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке) они получат после окончания российского вуза.

Что касается иностранных студентов, которые не обучались прежде в российских вузах, им необходимо будет пройти процедуру признания образования. Признание в Российской Федерации образования, полученного в иностранном государстве, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273‑ФЗ иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации, а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг. Помимо этого, часть 5 статьи устанавливает ряд дополнительных прав и социальных гарантий для иностранцев, обучающихся в пределах квоты: обучение за счёт ассигнований федерального бюджета, выплату академических стипендий, в течении всего периода обучения вне зависимости от успехов в учёбе, предоставление мест в общежитии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 установлена ежегодная квота на образование в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, не превышающая 15 тысяч человек.

Стоит учитывать, что, согласно части 3 статьи 76, к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  • Лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • Лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Это означает, что лица, поступающие в учреждения дополнительного профессионального образования, должны соответствовать данным критериям.

Несколько слов о зарубежных моделях дополнительного профессионального образования

В европейских странах и в США существуют сложившиеся модели дополнительного профессионального образования.

К примеру, в США обучение и повышение квалификации технических специальностей является «продолженным непрерывным образованием». Оно построено на двух компонентах:

  • Обучение, организуемое по желанию самого обучающегося с личными и профессиональными целями.
  • Обучение по конкретным учебным программам, которые предусматривают получение соответствующего опыта на практике.

Существует и другая модель дополнительного профессионального образования — возобновляющееся образование, которое определяется как «непрерывная профессиональная подготовка» и осуществляется преимущественно на рабочих местах.

Цель данной модели — создание альтернативной системы для улучшения взаимосвязи образования со сферой производства. Данная модель ДПО считается эффективной и удобной для обучающихся. Такое образование очень быстро реагирует на изменения экономики, рынка труда и т. д., а также разнообразно по формам, реализуется не только на рабочих местах, но и как вечернее образование и с отрывом от работы. Эта модель дополнительного профессионального образования имеет распространение в странах Европы, а именно в ФРГ, Англии, Швеции, Франции.

Суть модели «непрерывной профессиональной подготовки» состоит в том, что получение образования осуществляется определенными периодами, которые чередуются или идут параллельно с трудовой деятельностью в течение всей жизни. В последипломной подготовке специалиста данное чередование трудовой деятельности и учебы становится обычным явлением в системе образования взрослых.

Так же, как и в России, за рубежом дополнительное профобразование возможно получить в разных образовательных организациях — университетах (учебных университетских центрах), в собственных учебных заведениях, созданных на предприятиях. Помимо образовательных организаций, открыты образовательные ассоциации, где можно получить дополнительное профессиональное образование. Например, во Франции существует национальная ассоциация профессионального образования взрослых (АФПА), в которую входят 130 учебных центров.

Интересная форма ДПО широко распространена в Канаде и в США — “Обучение на базе опыта”, в основе которой — тесная связь с практической профессиональной деятельностью обучающихся. В настоящее время многие организации США положили в основу образовательной деятельности стратегию TLC («думать, учиться, творить»). Более 400 фирм и 20 специализированных образовательных организаций реализуют в организациях и в учебно-методических центрах программы для инженеров. Данные программы включают в себя практические семинары, организацию на предприятиях видео и компьютерных классов. Цель программы — научить работника творчеству и созидательной деятельности.

В современной концепции дополнительного профессионального образования взрослых за рубежом обучение все более кооперируется с трудовой деятельностью. Постепенно исчезают рамки, разделяющие профессиональную деятельность и образование. ДПО выходит за стены образовательных организаций и все больше организаций открывают собственные внутренние учебные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации своих сотрудников. Программы ДПО за рубежом направлены на овладение новыми технологиями и компетенциями.

Думается, опыт зарубежных стран можно успешно использовать в программах ДПО в России.

Для чего нужно

Сегодня во всех сферах деятельности очень ценится работник, который умеет подстраиваться под новые условия труда и способен быстро научиться пользоваться новым оборудованием. Поэтому способность к самообразованию является очень важной.

Проще говоря, человек, сталкивающийся на работе с задачами, с которыми раньше не имел дела, нуждается в дополнительных знаниях. Именно в этом и заключается суть дополнительного профессионального образования. Специалисты из разных сфер способны безостановочно осваивать новые навыки для того, чтобы иметь возможность занять хорошую нишу на рынке труда.

Что входит в ДПО

К ДПО относятся курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Если нужно получить новые знания относительно своей специальности или продвинуться по службе, то для этого подходят курсы повышения квалификации. Если же нужно изменить профессию целиком, то тут помогут курсы переподготовки. И совсем необязательно, как это думают многие, поступать в университет и на протяжении 4 лет проходить обучение. Переподготовка является аналогом второго высшего образования, а потому там нет общеобразовательных дисциплин, а есть только те, которые необходимы по каждому конкретному профилю, что значительно сокращает время обучения.

К счастью, в настоящее время человеку доступны любые инструменты для улучшения качества своих знаний, а значит, он способен выбирать именно то, что комфортно и удобно ему. И если для него важно учиться без отрыва от работы или в любое время дня, не подстраиваясь при этом под свою группу или преподавателя, то он сможет так учиться. Дистанционные курсы будут лучшим для него вариантом.

Таким образом, дополнительное профессиональное образование нужно для тех, кто хочет улучшить качество своей работы или получить новые знания, а также для тех, кто желает сменить род деятельности.

Наш “Многопрофильный центр Проф-Ресурс” оказывает услуги в рамках ДПО по разным направлениям подготовки на дистанционной основе. Мы предлагаем удобный формат, при котором не нужно приезжать лично или подстраиваться под кого-то. У нас индивидуальные условия, при которых сам слушатель выбирает, когда и в какое время ему приступать к занятиям. У него есть доступ к образовательному порталу, где размещены все необходимые по учебе материалы. При этом слушатель всегда может обратиться за помощью к личному куратору, который будет с ним на протяжении всех этапов обучения.

С нами можно связаться одним из следующих способов:

  • позвонить нам;
  • написать в чат;
  • заполнить форму обратной связи.

Прогрессивное развитие и разработка новых технологий, осуществляемая практически во всех отраслях человеческой деятельности в 21-м веке, требует от современного работника все более высокого уровня познаний и компетентности в выполнении служебных задач. Это стимулирует человека постоянно обновлять и дополнять полученные ранее знания, а также приобретать новые навыки. Как раз на это и направлены курсы повышения квалификации в той или иной сфере трудовой деятельности и программы переподготовки специалистов.

Что же такое дополнительное профессиональное образование?

Это разновидность профессионального образования, направление которой ориентировано на предоставление дополнительного обучения лицам, которые уже имеют свидетельствующий об окончании среднего или высшего учебного заведения документ. Целью прохождения ДПО является получение современных знаний в целевой сфере деятельности или полная переквалификация и освоение новой профессии.

Чем конкретно отличаются курсы повышения квалификации от профпереподготовки

Как разные виды ДПО, профпереподготовка и курсы повышения квалификации специалиста имеют несколько существенных отличий:

  • Длительность образовательного курса. Понятное дело, что на базе уже имеющихся знаний и навыков в определенной специальности обучение занимает гораздо меньше времени, нежели профессиональная переподготовка, предусматривающая преподавание с нуля новой для работника профессии.
  • Конечная цель. Курсы повышения квалификации способствуют присвоению человеку более высокого разряда или категории по его основной специальности, что наделяет его регалиями и позволяет получать более высокую заработную плату. А переподготовка позволяет сменить направление трудовой деятельности.
  • Документы, получаемые после прохождения курса ДПО. О повышении работником квалификации свидетельствует подтверждающее удостоверение особого образца, а о прохождении курса профпереподготовки — диплом с заявленной
  • специальностью.

А теперь рассмотрим вышесказанное на простых примерах.

  • Если речь идет о повышении квалификации, то подразумевается, что человек уже имеет определенную квалификацию в какой-либо специальности. Так, если школьный преподаватель химии, который имеет диплом, присваивающий ему имеющуюся квалификацию, захочет обучать студентов своему предмету в высшем учебном заведении, ему нужно будет пройти специальные курсы повышения квалификации. Благодаря этому он получит новый уровень знаний своего предмета и будет компетентен в работе со студентами ВУЗа. Кстати, стажировка считается формой повышения квалификации, ее прохождение позволяет закрепить теоретическую часть обучения и в коротки сроки отработать необходимые в трудовой деятельности навыки.
  • Если говорить о переподготовке, то представим ситуацию с тем же преподавателем химии, только на этот раз он захочет обучать школьников русскому языку. Так как в его дипломе имеется информация только о том, что он может преподавать химию, ему необходимо пройти курс профпереподготовки, по окончании которого он получит диплом с нужной ему квалификацией преподавателя русского языка.

Где можно получить ДПО

Помимо занятий самообразованием, доступных каждому желающему, существуют специальные заведения, предоставляющие программу допобразования на платной и бесплатной основе за счет работодателя. По окончании прохождения курсов работник получает подтвержденный сертификат, необходимый для дальнейшей трудовой деятельности в выбранной сфере. Есть несколько типов учебных заведений, где можно пройти образовательный курс дополнительного профобучения:

  • Институты повышения квалификации, реализующие учебные программы ДПО в рамках одной или нескольких отраслей. Данные заведения сотрудничают с предприятиями, предоставляя возможность их работникам совершенствовать свою профессиональную квалификацию или производить переподготовку. Обучение проводится на базе среднего и высшего образования. Сюда относятся следующие учебные заведения: межотраслевые регионарные центры, частные бизнес-школы.
  • Академии (не путать с учреждениями, где производится высшее профессиональное обучение). Тут образовательные программы реализуются в одной отрасли и обучение производится на базе высшего образования. Так, человек, окончивший высшее учебное заведение, может заняться научно-исследовательской деятельностью и пройти две ступени академической карьеры: аспирантуру и докторантуру.
  • Учебно-курсовые специальные комбинаты и учебные центры занятости. Здесь рабочие и специалисты проходят курсы повышения собственной квалификации или переучиваются на другую специальность с дальнейшим трудоустройством.
  • Специальные производственные подразделения. Данные учебные заведения относятся к производственному предприятию, на работников которого направлена образовательная программа.

Работодатель и дополнительное профессиональное образование работников

Лицо, предоставляющее специалистам рабочие места, на условиях подписанного договора регулирует профпереподготовку, повышение квалификации, а также присвоение работникам второй специальности. ДПО может проводиться в стенах промышленной организации или же в указанных выше учебных учреждениях. Работодатель, опираясь на статью Кодекса под номером 372, устанавливает специальности и должности, которым необходимо пройти ДПО и формат специальной профпереподготовки, если она необходима.

Если человек проходит ДПО, то работодатель обязан составить для него корректный график, при котором работник сможет совмещать занятия по дополнительному профобучению со своей основной трудовой деятельностью.

В статье Трудового кодекса под номером 197 указывается, что каждый работник имеет право пройти профессиональную переподготовку и повышение своей квалификации. Для реализации этого права работнику необходимо заключить с работодателем специальный ученический договор.

Не стоит забывать, что профессиональный рост работника зависит не только от предоставляемых работодателем возможностей прохождения специальных дополнительных курсов, но и от личной заинтересованности трудящегося в получении новых знаний, опыта. В этом смысле очень большую роль играет самообразование при помощи учебных программ, которые можно найти в широком доступе.

Многопрофильный центр “Феникс” предлагает получить различные виды ДПО: подготовку, переподготовку, а так же повышение квалификации на базе средне-специального или высшего образования как очно, так и дистанционно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *