Федеральный государственный образовательный стандарт
План мероприятий по функциональной граммотности на 2022-2023 год
— это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности
- – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
– критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
– осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Региональный уровень
РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В России и в мире активно обсуждается тема функциональной грамотности. Но не все знают, что это такое. В данной статье расскажем всё о функциональной грамотности, её компонентах, признаках, важности и способах развития. Вы узнаете ответы на актуальные вопросы, получите полезные рекомендации.
Какой бывает грамотность
Под грамотностью обычно понимается уровень владения конкретным человеком его родным языком – навыками письма на нём, чтения, разговорной речи. Но в современном мире данное понятие более обширное, поэтому данное выше определение не совсем верно.
Выделяют две основные формы грамотности:
- Общая. Это систематизированные знания, в основе которых – понимание окружающей реальной действительности, её адекватное восприятие.
- Функциональная. Способность эффективно выполнять специфические, профессиональные действия, применять на практике профильные знания. Это некий социальный феномен, который в большой степени определяет характер налаживания взаимодействия между человеком и окружающим его обществом, а также способность реализовать жизненные планы, интересы.
Иными словами, грамотность общая – это способности умственные, интеллектуальные. А функциональная включает деятельностные возможности. Общая и функциональная формы грамотности в реалиях жизни не всегда совпадают. Иногда человек достаточно много знает, но не может использовать информацию на практике, применять её для эффективных действий.
Существует классификация по направлениям деятельности. По такому критерию выделяют следующие виды грамотности:
- Технологическая. Эффективное, компетентное решение поставленных задач, относящихся к области профессиональной деятельности.
- Гражданско-правовая. Знание обязанностей, прав членов общества с точки зрения социальной жизни.
- Экономическая. Теоретические основы экономических связей и отношений, хозяйственной деятельности, анализа возникающих в мире финансово-экономических событий.
- Политическая. Знание государственности, природы и понятия власти.
- Общекультурная. Владение информацией из областей естественных, гуманитарных и общественных наук, а также культуры, истории.
- Социально-коммуникативная. Понимание современного общества и его членов, невербальных и вербальных коммуникаций, налаживания взаимоотношений, совместной человеческой деятельности в коллективах и группах.
- Методологическая. Способность к самостоятельному пополнению собственных информационных ресурсов, их использованию в жизни.
- Поведенческая. Осведомлённость в сферах этикета, профессиональной этики, норм нравственности и морали.
Что такое функциональная грамотность
Данный термин впервые был употреблён в 1965-м году. Восьмого сентября под эгидой ЮНЕСКО проходил Всемирный конгресс, на котором собрались министры просвещения из разных государств. Изначально повышение уровня функциональной грамотности осуществлялось с целью увеличения числа людей, которых затрагивает общее образование. Но сегодня под термином понимается способность конкретного человека использовать жизненный опыт и приобретённые знания, чтобы решать широкий диапазон возникающих в процессе жизни задач.
Почему важно быть функционально грамотным в современном мире
Почему так важно быть функционально грамотным? Обстановка в Российской Федерации и во всём мире стремительно меняется. Люди сталкиваются с экономическими, социальными, экологическими, политическими, финансовыми изменениями. Взрослым людям крайне важно адаптироваться к переменам, оставаться востребованными.
Функционально грамотными обязательно должны быть выпускники институтов и университетов, осваивающие профессии. Сегодня самые востребованные – специалисты с возможностью быстрого реагирования на вызовы, освоения новых навыков и их применения для решения текущих и внезапных проблем.
Прививать функциональную грамотность нужно с детского возраста, ещё до обучения в школе. Многое зависит от воспитания, поведения родителей. Оценка метапредметных результатов получения знаний показывает, что акцентирование внимания на развитии функциональной грамотности вовлекает детей в познавательные процессы, прививает интерес к учёбе, позволяет изучать и сегментировать освоенную информацию, делать выводы, а также применять изученные материалы в разных образовательных направлениях. Это повышает успеваемость каждого ученика и всего класса, помогает детям привыкать к взрослой жизни.
Получите демо-доступ прямо сейчас!
И оцените преимущества нашей онлайн-платформы абсолютно бесплатно.
С нами просто
Возможность сдать аттестацию сразу за два класса в течение одного года.
Даже при достаточном уровне образования функциональная безграмотность негативно влияет на качество жизни. Человек становится уязвимым, мнительным, зависящим от чужого мнения, беспомощным, не умеющим адаптироваться к происходящим вокруг изменениям.
Даже имея высшее образование, многие люди пенсионного возраста потеряли работу только лишь из-за неготовности и невозможности реагировать на кардинальные изменения. Эксперты уверены, что функционально безграмотное население способно дестабилизировать национальную и международную экономику. Во время нагрянувшего в 2008-м году финансово-экономического большого кризиса особое внимание стало уделяться именно формированию данного вида грамотности.
Результаты исследований
При проведении научных исследований PISA по шести уровням оценивается несколько входящих в функциональную грамотность компонентов. Шестой уровень – самый высокий, первый – низкий. Есть ещё одна ступень – нулевая, ниже первой. При ней умения не доходят даже до минимума.
Меньше всего подростков с навыками, соответствующими высшему уровню. Большинство учащихся образовательных учреждений находится на второй, третьей и четвёртой ступенях. Чем хуже в стране образование, тем больше школьников на первом уровне и втором.
В 2018-м году в исследованиях принимали участие российские ученики. Их результаты продемонстрированы в таблице:
По результатам, обнародованным PISA в две тысячи восемнадцатом году, по читательской грамотности российские школьники вошли в первую тройку государств, по математической – в ТОП-5, а по естественно-научной – в шестёрку списка самых образованных детей.
Составляющие функциональной грамотности
Есть разные виды грамотности функционального типа. Она состоит из нескольких частей, и каждая подробнее рассмотрена ниже.
Читательская
Чтение – это ещё не всё. Читательская грамотность охватывает:
- поиск сведений в разных источниках на родном русском языке;
- понимание смысла текстов;
- работа с текстами, их интерпретация, использование для решения задач.
Каждый современный школьник должен уметь сформировать своё мнение, написать на основе текста сочинение или изложение, выполнить задания и ответить на вопросы.
Математическая
Это осознание важной роли математики в мире и жизни, умение использовать математические правила для решения текущих задач, прогнозирования событий, анализа информации, вычисления выгоды.
Естественно-научная
Такая грамотность охватывает понимание природных явлений, знание географии и умение работать с картами, анализ происходящих в окружающей среде процессов, интерпретацию и правильное применение научной информации, практические исследования, успешные попытки найти объяснения или доказательства происходящего. В школах ученикам дают соответствующие задания.
Финансовая
Это знание основных финансовых инструментов, базовые понятия экономической сферы, принятие решений для улучшения благополучия (личного, семейного), планирование бюджета с учётом доходов и предстоящих расходов, успешное и безопасное пользование наличными и банковскими продуктами.
Компьютерная
Такая грамотность поможет:
- понять, как работать с данными из всемирной сети;
- взаимодействовать с электронными сервисами: программами, хранилищами, приложениями, мессенджерами, почтой;
- систематизировать информацию из интерната по её правдивости, достоверности;
- защищать персональные данные во время работы в интернете;
- управлять аккаунтами в сервисах, социальных сетях;
- не нарушать правила безопасности работы в сети.
Глобальные компетенции
В состав глобальных компетенций входят:
- готовность работы и жизни в обществе и в мире с различными условиями, постоянными изменениями;
- восприятие новостей о серьёзных мировых проблемах, их критический анализ;
- оценка межкультурного взаимодействия;
- понимание своего места в семье, обществе, на работе;
- знания в сферах экономики, демографии, политики, экологии, религии, межрасовых различий.
Креативное мышление
Это свежий взгляд на происходящее, новые подходы, поиск нестандартных решений, анализ вещей с разных точек зрения, освоение инноваций, генерирование собственных идей, совершенствование чужих мыслей, фантазирование, использование воображения. Для развития креативного мышления в образовании предусмотрены углубленное изучение предметов в школах, совместная работа над творческими проектами.
Признаки функциональной грамотности
Функционально грамотный человек обладает определёнными качествами. Он:
Как развивать функциональную грамотность
Для развития функциональной грамотности у взрослых и детей, нужно:
- Больше читать, анализировать тексты, вникать в смысл, пытаться понять посыл автора.
- Всю новую информацию анализировать критически: задавать вопросы, выделять ключевые идеи, ставить узнаваемые факты под сомнение и изучать их более детально, углубленно.
- Постоянно применять на практике получаемые знания. Школьникам учителя дают задания. Дома также можно решать импровизированные проблемы.
- Анализировать опыт в разных ситуациях. Нужно вспоминать трудности, которые удалось преодолеть, и вникать в них, понимать, как получилось найти верное решение.
- Решать логические задачи. Например, можно разгадывать кроссворды или головоломки.
- Дискутировать, обсуждать спорные темы, учиться доказывать свою точку зрения.
- Больше общаться, особенно с людьми, обладающими высоким уровнем интеллекта.
- Самостоятельно продумывать процессы познания: ставить перед собой цели, определять пути их достижения, проводить анализ, искать лучшие решения, делать выводы.
- Расширять кругозор – учить новые слова, вникать в искусство, культуры разных народов, научные направления, мнения ведущих специалистов в той или иной сфере.
- Участвовать в викторинах, интеллектуальных играх и конкурсах, посещать центры развития и дополнительного образования.
Таким советам в повседневной жизни могут следовать и дети, и взрослые.
Формирование функциональной грамотности в школах
Особое внимание уделяется функциональной грамотности в педагогике и сфере образования, ведь основы формируются именно в общеобразовательных учреждениях. С 2010 года, уже более десяти лет все муниципальные школы России работают по ФГОС. Это система федеральных государственных стандартов, которая включает ряд требований, предъявляемых к метапредметным результатам получаемого детьми образования.
В рамках занятий на уроках в школах и внеурочных мероприятий используются разные подходы, методы и способы формирования и повышения уровня функциональной грамотности. Это содержание учебников и дополнительной литературы, различные образовательные практики.
С весны 2021-го года действуют новые, относящиеся к третьему поколению ФГОС, и они уточняют вклад всех школьных изучаемых предметов в достижение результатов образования. Уже готовы предметные программы, направленные на комплексное решение учебных задач.
Общие принципы
В начальных классах действуют следующие образовательные принципы, на которых основывается развитие функциональной грамотности школьников:
- соответствие возрастным категориям учащихся;
- привязка к реальным жизненным ситуациям, в которых ученики могут хорошо представлять себя, своё место и функции;
- системный подход;
- взаимосвязь знаний и умений с факторами влияния.
Начальная школа
Главные задачи, которые педагоги ставят перед учениками младших классов школ, должны соответствовать имеющемуся у детей практическому опыту. Близкие, понятные темы школьники изучают с большим интересом. Так, героями задач могут быть персонажи популярных сказок или мультфильмов.
Важную роль играет образование дополнительного уровня. Кружки и секции эффективно развивают креативное мышление, коммуникативные навыки, таланты и творческие способности, умение использовать современные информационные технологии. Для развития необходимых компетенций нужна синхронизированная работа учителей и налаживание метапредметных связей.
Средние и старшие классы
В основной школе уровень сложности заданий и объёмы знаний должны увеличиваться постепенно. Важно обсуждать с учениками обстановку в мире, глобальные проблемы. Задания находятся на стыке дисциплин и наук. Отличные результаты демонстрируют подготовка индивидуальных проектов, групповые исследовательские работы. Чтобы развивать способность мыслить критически, школьники должны учиться выявлять вирусный контент, отличать фейки от реальных фактов. Очень важна финансовая грамотность.
Индикаторы функциональной грамотности учеников школ
Есть определённые индикаторы, показатели разных видов функциональной грамотности учащихся школ:
- Для общей: умение писать рефераты и сочинения, решать примеры и задачи без использования калькулятора, способность давать адекватные ответы на вопросы учителей, грамотно формулировать мысли и выстраивать фразы, а также заполнять бланки и анкеты, писать заявления.
- Для компьютерной: поиск необходимой информации в интернете, свободное пользование электронной почтой, создание и распечатка документов, составление таблиц и способность работать с ними, применение различных редакторов.
- Для информационной: поиск, систематизация и отбор информации из любой литературы, чтение графических данных (графиков, чертежей, схем), анализ материалов в числовом формате, пользование каталогами библиотек, изучение СМИ и применение текстов из таких источников.
- Для коммуникативной: работа в группах и командах, расположение к себе окружающих людей, приспосабливание к новым условиям, организация коллективной деятельности, эмоциональная стабильность.
- Знание иностранных языков: перевод простых текстов самостоятельно или с использованием словаря, возможность читать инструкции по эксплуатации бытовой техники или товаров, умение говорить с друзьями или знакомыми из других стран на простые темы.
- Действия в чрезвычайных, форс-мажорных ситуациях: забота о собственном здоровье, правильное поведение при угрозах личной безопасности, умение обращаться за помощью в специализированные службы и принимать первые меры по отношению к пострадавшим.
- Решение бытовых повседневных проблем: способность выбирать услуги, продукты или другие товары в магазинах или на иных торговых площадках, планирование собственных и общих денежных расходов с учётом своих доходов и бюджета семьи, ориентирование в незнакомых местах с помощью карт, навигатора или справочников, пользование бытовыми или техническими устройствами, изучение инструкций.
- Общественно-политическая, правовая сфера: отстаивание личных интересов, знание своих обязанностей и прав, понимание основ политики, а также различий полномочий и функций разных уровней власти (правительства, Думы, президента), сравнение предвыборных программ партий или отдельных кандидатов, понимание особенностей и признаков административных, дисциплинарных и уголовных нарушений.
С точки зрения перечисленных качеств и показателей функциональной грамотности следует рассматривать портрет выпускника школы.
Что влияет на функциональную грамотность
На развитие, формирование функционального вида грамотности влияют:
- формат обучения, применяемые учителями методики;
- состав образования: школьные программы для курсов разных предметов, используемые стандарты, методические рекомендации для учителей;
- диагностика результатов освоения знаний, анализ учебных достижений;
- дополнительное, внешкольное обучение;
- модель управления общеобразовательным заведением: регулирование планов, общественно-государственная форма, степень автономии;
- комфортная образовательная среда с принципом работы на основе партнёрства всех сторон;
- поддержка, вовлечённость в процесс образования родителей, их готовность участвовать в учёбе, воспитании школьников.
Разбираем пример
Рассмотрим на примере планирование покупки. Иван хочет заказать в интернет-магазине солнечные панели. Он определился с моделью и решил оценить для неё реальные риски приобретения по отзывам и оценкам покупателей. В диаграмме отображены проценты, измеряемые в целых числах.
Иван после анализа информации понял, что один отзыв имеет не больше одной претензии. Он составил таблицу с конкретными негативными высказываниями клиентов интернет-магазина.
По составленной Иваном таблице и оценкам покупателям попытаемся узнать, какие утверждения, приведённые далее, являются истинными иногда, всегда либо никогда. В каждой строчке должна быть только одна метка.
Первые два утверждения оценить достаточно просто. Нужно прочитать все претензии. Первое суждение истинное всегда, для всех покупательских отзывов, второе – никогда, то есть для всех мнений ложно.
Чтобы оценить третье утверждение, нужно владение основами математики, потому что данные о количествах давших те или иные оценки клиентов измерены в процентах, в целых числах. При округлении по действующим математическим правилам в разделе десятых могли быть указаны цифры от 0 до 4. Согласно вычислениям, в любом из таких случаев минимум пятью человеками были выставлены оценки с одной или двумя звёздами. То есть третье утверждение верное всегда.
Понимать суть четвёртого суждения ещё более сложно. Имеющаяся информация не даёт данных о связи отзывов покупателей и поставленных ими оценок. Нужно, как и в ситуации выше, посчитать количество покупателей, которые поставили максимальное количество звёзд. Это целое число из диапазона от 28*0,675 до 28*0,684. Таких человек – всего 19. Из исходных условий понятно, что один отзыв содержит только одно негативное высказывание. Общее количество претензий – пятнадцать. И они точно не принадлежат покупателям, которые ставили менее 5 звёзд, ведь таких человек девять.
Допускаем, что все негативные мнения высказывались клиентами, ставившими пять звёзд. В этом случае всё равно будут люди, не писавшие претензии. Получается, что утверждение является верным иногда – не для всех поставивших пять звёзд клиентов.
Из этой задачи ясно, что даже при нехватке прямых и точных данных возможно оценить утверждения. Нужно только уметь обращаться с доступной информацией грамотно, с учётом научных знаний.
Делаем выводы
Поняв, что такое функциональная грамотность, можно повысить её и сделать свою жизнь лучше, интереснее и проще. Развивая важные умения и навыки, а также постоянно используя их на практике, можно добиться многого в профессиональной сфере и других областях.
Дети могут не только заниматься в рамках образовательной программы, но и каждый день проводить время интересно, с пользой – читать книги, смотреть познавательные передачи, посещать кружки. Формирование грамотности у взрослых тоже реально, например, в формате обучения новым профессиям, повышения квалификации, посещения курсов.
людмила воронова
Консультация «Функциональная грамотность»
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Что же такое функциональная грамотность?
Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО В 1957 г. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
Особенности понятия функциональной грамотности :
• направленность на решение бытовых проблем;
• основа – базовый уровень навыков чтения и письма;
• возможность решения стандартных стереотипных задач.
Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук дал следующее определение функциональной грамотности : «Функциональная грамотность – это способность человек использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функционально грамотная личность
• человек самостоятельный (умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации, умеющий отвечать за свои решения и т. д.);
• человек познающий (обладающий сформированной целостной картиной мира, обладающий набором компетенций (ключевых и предметных) и т. д.);
• человек, умеющий жить среди людей (владеющий речью как средством взаимодействия, умеющий соотносить свои действия с действиями других людей и т. д.).
Функциональная грамотность как базовое определение личности включает:
• готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой;
• способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности;
• совокупность умений строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума;
• наличие рефлексивных качеств, обеспечивающих стремление к дальнейшему образованию и духовному развитию.
Каковы же основные направления функциональной грамотности?
• Читательская грамотность
• Математическая грамотность
• Естественнонаучная грамотность
• Финансовая грамотность
• Глобальные компетенции
• Креативное мышление
Как функциональная грамотность соотносится с идеологией ФГОС НОО?
Переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности учащихся закреплена во ФГОС НОО на концептуальном уровне в следующих аспектах:
а) изменение образовательной парадигмы – компетентностный подход,
б) содержание обучения – комплексное (междисциплинарное) изучение проблем, включая жизненные ситуации;
в) характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса – сотрудничество, деятельностный подход;
г) доминирующий компонент организации образовательного процесса – практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
д) характер контроля – комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Однако многие из перечисленных аспектов пока не находят воплощения в массовой педагогической практике, так как требуют принципиально другого подхода к организации процесса, содержания и оценки качества образования.
Чем функциональная грамотность отличается от академической?
Что же такое академическая грамотность?
«Академическая грамотность предполагает чтение, достаточное для ответов на вопросы, запоминание, синтезирование, анализирование, суммирование и оценивание содержания информации, а также навыки ведения дискуссии, навыки участия в семинаре»
В отличие от академической грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.
Анализ структуры и содержание академической и функциональной грамотности обнаруживает их принципиальные отличия. Для лучшего понимания концептуального направления вектора развития содержания общего образования представим специфические особенности учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности обучающихся (схема 1).
На основе представленной схемы можно сделать вывод, что развитию функциональной грамотности в большей степени соответствует интегративное содержание. Действительно, учебные задания, направленные на развитие функциональной грамотности, как правило, носят межпредметный характер. Другим важным выводом является принципиальная взаимосвязь этих двух видов грамотности, а также характер преемственности между ними.
При этом важно подчеркнуть, что академическую грамотность следует рассматривать как фундамент для развития функциональной грамотности. Вектор развития содержания общего образования обоснован взаимодействием целевых установок развития академической и функциональной грамотности на всех его этапах.
Формируем и оцениваем функциональную грамотность обучающихся : вопросы готовности учителя.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Ребенку важно обладать:
*Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
* Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
*Способностью строить социальные отношения.
*Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Цель учителя – развить ребёнка.
-Развить мышление – из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику.
– Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?
Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно
дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т. е. требует творческой активности.
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?
Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся
может быть обеспечено успешной реализацией ФГОС общего образования, т. е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов. Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку (по
материалам статьи Г. С. Ковалевой «Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности?»).
Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым
работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?
Специфика заданий, направленная на формирование и оценку функциональной грамотности в начальной школе.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, близки их опыту и окружению, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.
– Рассмотрим задания на формирование функциональной грамотности на предмете «Математика».
Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Компетентностные задачи по математике
Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.
Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:
• регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;
• систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.
Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью
В шкафу было 12 чашек с синими цветочками, чашек в горошек – на 2 меньше, чайных ложек – на 12 больше, чем чашек в горошек. Сколько одновременно человек смогут пить чай, если у каждого должна быть своя чашка и своя чайная ложка?
1) 16-2=14 (шт.) – чашек в горошек
2) 14+12=26 (шт.) – чайных ложек
3) 16+14=30 (шт.) – чашек всего
Ответ: так как ложек 26, а чашек 30, значит, пить чай могут 26 человек.
Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т. е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен.
Включение комбинаторных задач в начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младших школьников. Решение таких задач дает возможность расширять знания учащихся о самой задаче, например, о количестве и характере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько решений – ответов или не иметь решения, о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять какие – либо действия).
Таким образом, на уроках математики через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления, комбинаторных задач, происходит формирование функциональной грамотности младших школьников.