Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

Методы воспитания детей в сфере дополнительного образования

Наряду с методами обучения в педагогике дополнительного образования активно применяются методы воспитания.

Метод воспитания — способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленный на решение задач воспитания; совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитанников, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования (И. Харламов).

Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.

Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так как посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного характера, и применение жестких методов приведет к потере обучающегося. Особое место занимают краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения, рассказы о нравственном поведении. Наибольший эффект дают индивидуальные беседы авторитетных и близких ребенку людей, убеждение на собственном опыте, использование литературных произведений, притч, сказок, увлечение творческим поиском и добрым делом и т.

Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения, организация воспитательной деятельности педагога дополнительного образования.

Пример, как метод педагогического воздействия основывается на стремлении обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним связывает интересное дело, который является для него авторитетным помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т. , воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений.

Метод поощрения — это стимул самоутверждения, осознание, фиксация собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть более успешен, чем в основном образовании.

Метод наказания — это крайне редкая мера, но и он необходим в дополнительном образовании. Он применяется, когда в результате безнравственных поступков или нарушения правил поведения возникает угроза жизни ребенка и окружающих его людей. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

В последнее время педагогами дополнительного образования активно используется классификация методов воспитания, в основу которой положена концепция деятельности, в ней выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю. Бабанский):

  • 1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок): лекция, рассказ, объяснение, беседа, диспут, пример (рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и (или) жизненного факта, личности).
  • 2. Методы организации деятельности, опыта поведения: положительный опыт поведения, общественное мнение, приучение и упражнение, воспитывающие ситуации.
  • 3. Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

Метод убеждения и самоубеждения предполагает разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.

Беседа — обмен знаниями.

Диспут — спор по определенной теме, к которому участники приготовили свои доказательства и аргументы.

Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ.

Метод внушения воздействует на эмоциональную сферу и предполагает формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

Метод требования — формирует волевую сферу. По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны конкретность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двоякого толкования. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия и т. ) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не само требование, а вызванные им психологические факторы: переживание, интересы, стремления воспитанников.

Упражнение — многократное выполнение требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнения как метода воспитания — это устойчивые качества личности — навыки и привычки.

Стимулирование — метод, в основе которого лежит формирование у воспитанников осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты, как поощрение и наказание.

Наказание — это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки детей.

Метод мотивации — способствует созданию ситуации успеха воспитанников.

Метод коррекции поведения направлен на формирование у воспитанников навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей.

Соревнование — формирует качества конкурентоспособной личности и опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству.

Метод дилемм — заключается в совместном обсуждении воспитанниками моральных проблем.

Рефлексия — как процесс размышления воспитанников о происходящем в его собственном сознании предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.

В практической деятельности педагог дополнительного образования, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, педагог сам решает, какие методы взять себе на вооружение.

Комитет по образованию Администрации

Городского округа Подольск

Муниципальный опорный центр дополнительного образования

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей

(из опыта работа педагога-организатора)

Подольск, 2021 г.

Увеличение умственной нагрузки на уроках в школе и на занятиях в учреждениях дополнительного образования заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль учащихся,  стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на занятиях учащийся работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажную роль здесь можно отвести игровым технологиям.

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком – четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Учащиеся  тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх. Из этого следует, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Лучший способ организовать внимание  учащегося связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у него не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересное занятие способны захватить ребёнка, и он с увлечением будет работать весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность – вот что делает занятие  интересным, что само по себе способствует организации внимания детей.

Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

Педагоги и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют её в своей деятельности.

Данный материал даёт нам возможность говорить о том, что дидактическая игра,  игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов.

Игра (Г. Селевко) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Цели образования игровых технологий обширны:

  • дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
  • воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  • развивающие: развитие качеств и структур личности;
  • социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Игровые технологии имеют различную направленность:

1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;

3) развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;

4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Перед педагогом дополнительного образования ставится задача найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Важна роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию. Умение пригласить в игру столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры – все это требует от педагога высокого профессионализма. Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.

По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые.

По образовательным задачам – на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний.

По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.

По форме проведения: игры – аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.

В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму.

На занятиях творческих объединений, а также в массовых воспитательных мероприятиях, по нашему мнению, целесообразно использовать следующие виды педагогических игр:

  • Игры – упражнения проводятся как на занятиях, так и во внеучебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
  • Их можно проводить как непосредственно на занятиях, так и в процессе различных воспитательных и массовых мероприятиях. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Игры путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются учащимися в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т д.
  • Сюжетная (ролевая) игра.Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Это вид деятельности, в процессе которого дети в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности м общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей, выработки навыков формального и неформального общения. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

В процессе развития игры ребёнок переходит от простых , готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы деятельности.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать как самостоятельные,  так и взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Подводя итог, необходимо сказать, что  игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания и обучения. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Занятия по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, развивают его мышление.

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный Приказом Минтруда России от 05. 2018 №298н устанавливает при отсутствии педагогического образования необходимость получения дополнительного профессионального педагогического образования, которое может быть осуществлено после трудоустройства. Таким образом, педагогам, осуществляющим свою деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, и не имеющим высшего или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», необходима профессиональная переподготовка в сфере дополнительного образования детей и взрослых. Приглашаем на обучение педагогов, работающих или планирующих работать в системе дополнительного образования детей и взрослых, но не имеющих педагогического образования. Пройдя обучение, вы сможете

  • планировать образовательный процесс, с учетом задач и особенностей образовательной программы
  • использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся
  • проектировать совместно с учащимся индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ
  • создавать педагогические условия для развития учащихся
  • мотивировать учащихся к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, привлекать к целеполаганию
  • анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики
  • планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия, конкурсы, выставки
  • разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы и учебно-методические материалы для их реализации
  • разрабатывать системы оценки для достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
  • Модуль «Введение в специальность»
  • Модуль «Психологические основы дополнительного образования»
  • Нормативные основы современного дополнительного образования детей и взрослых
  • Модуль педагогических дисциплин
  • Модуль прикладных направлений педагогики дополнительного образования
  • Организация досуговых мероприятий

Свяжитесь с нами

Приемы и способы реализации ФГОС через дополнительное образование

Принять участие в опросе может каждый житель Красноярского края старше 18 лет. Голосование проходит на интернет-ресурсе, ссылка на который доступна на едином краевом портале и на официальных сайтах городских округов и муниципальных районов края, а также на стартовой странице терминалов электронного правительства (инфоматов).

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

Вопросы и ответы

Здесь вы можете задавать нам свои вопросы по поводу работы учебного заведения. Администрация гимназии постарается  оперативно ответить на заданные вопросы.

«Доверительный звонок»

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется  технология коллективной творческой деятельности.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Цели технологии КТД:

-выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности;

-воспитать общественно-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

Конкретных  форм КТД великое множество. Правда, если вглядеться в подобные списки, быстро обнаруживаешь за разными названиями повторяющиеся схемы организации. Назовем эти схемы методиками — «бой», «защита», «эстафета», «путешествие», ролевая игра.

Трудовые дела: атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям, рейд, фабрика трудовая.

Втрудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.

Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

Познавательные дела: вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) – путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс– конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир– викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах).

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Например, турнир знатоков — познавательное дело-обозрение, проводится несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур) между остальными участниками. Турнир знатоков можно проводить в классе (между звеньями, бригадами) или между классными коллективами, а также между сводными командами старших и младших. (Пресс-центр,  орг. массовый отдел)

Художественные дела. Примеры КТД: Кольцовка песен. Концерт – «молния». Кукольный театр. Литературно-художественные конкурсы. Турнир знатоков поэзии. Эстафета любимых занятий. Эстафета – «ромашка».

Например. Кольцовка песен — массовая игра-обозрение, участники которой, составляющие несколько команд, поочередно (по кругу) исполняют песни на выбранную тему.

Технология исследовательского (проблемного) обучения

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс, строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.

Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи “обучение через открытие”: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

По специфике проблемных задач, выделяют три вида проблемного обучения:

Теоретическое исследование. Обучение строится на основе предложения и решения теоретических  учебных проблем обучающимися. Например, в начале занятия «О жизни растений» ставится проблема: «Почему корень и стебель растут в противоположные стороны», но педагог не дает готового ответа, а рассказывает, как наука шла к этой истине, сообщает о гипотезах и опытах, которые делались для проверки гипотез о причинах этого явления; обучающиеся, же сами должны ответить на этот вопрос.

Поиск практического решения (практическое творчество), т. способа применения усвоенного знания в неизвестной ситуации: конструирование, открытие, изобретение. Обучение строится на основе предложения и решения практических учебных проблем и ситуаций.

Разработка художественных решений (художественное творчество) с опорой на способность художественного восприятия и отображения действительности на основе творческого воображения, музыкальных, изобразительных, театральных и прочих умений. (Например, сочините сказку о том, как математика помогает нам в жизни; постановка сценок при изучении иностранного языка и т

Игровые технологии

Игровые технологии  обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Технология программированного обучения

Возникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации.

Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др. Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.

Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.

Блочное обучение  осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:

тестово-информационный блок (проверка усвоенного материала);

проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);

блок проверки и коррекции.

Модульное обучение (П. Цявиене, Трамп, М. Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.

Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.

Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Они выдвинули гипотезу: способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам усвоить программный материал. То есть технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.

Блум, один из авторов технологии полного усвоения предположил, что способности ученика определяются темпом его учения, он выделил следующие категории учащихся:

• малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня ЗУН даже при больших затратах времени;

• талантливые, которым по силам то, с чем не может справиться большинство; они могут учиться в высоком темпе (» 5%);

• обычные, составляющие большинство, их способности к усвоению ЗУН определяются средними затратами учебного времени (» 90%).

Следовательно, 95% учащихся могут полностью осваивать все содержание обучения.

В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Педагоги дополнительного образования при создании учебных программ составляют перечень конкретных результатов обучения, которые стремятся получить. Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как:

задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала;

успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном;

каждый ученик получает необходимую помощь;

диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.

Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

1) происходит развитие творческого мышления

2) качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

3) вводятся элементы исследовательской деятельности;

4) формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

5) происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Педагог превращается в куратора или консультанта:

помогает обучаемым в поиске источников;

сам является источником информации;

поддерживает и поощряет учащихся;

координирует и корректирует весь процесс;

поддерживает непрерывную обратную связь.

Типология проектов

Проекты различаются по следующим признакам:

Какая деятельность доминирует в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

Количеству участников проекта.

Продолжительности выполнения проекта (в рамках одного занятия; нескольких занятий; месяц, год и т

Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность),  а продукт (игрушка-подушка, игрушка-коврик) – это одно из воплощений замысла, он помогает  представить каков был, замысел решения проблемы проекта.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Технологию, применительно к поставленной проблеме сохранения здоровья детей, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человеком образующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология – это:

условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая образовательная технология – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др. В эту систему входит:

Использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. детей данной возрастной группы.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:

Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за занятие. Однообразность занятия способствует утомлению воспитанников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от воспитанников дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

Число видов преподавания (методов обучения): словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. Норма – не менее трех.

Чередование видов преподавания (методов обучения). Норма – не позже чем через 10-15 минут.

Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т

активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

Позы учащихся во время занятия, чередование поз.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут занятия по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения.

Наличие у воспитанников мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. ) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.

Психологический климат на занятии.

Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т

В конце занятия следует обратить внимание на следующее:

Плотность занятия, т. количество времени, затраченного воспитанниками на учебную работу. Норма – не менее 60 % и не более 75-80 %.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Темп и особенности окончания занятия:

быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.

Современные педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвует в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Каждый шаг ребенка в дополнительном образовании является шагом к утверждению своей личности. Только при условии всестороннего изучения личности ребенка возможна разработка индивидуальных программ его развития, выбор эффективных форм воспитания, создание и использование педагогически оправданных, привлекательных программ. «Рождение» личности связано с превращением ребенка из сравнительно пассивного элемента в активного и созидательного субъекта взаимоотношений с окру­жающей действительностью.

Педагогическаятехнология- наука о путях и средствах дос­тижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

В основе педагогической технологии лежит идея полной уп­равляемости учебно-воспитательным процессом, его проектиро­вание, возможность анализа путем поэтапного воспроизведений, точность и предсказуемость результата, осознание путей его до­стижения.

Педагогическая технология призвана обеспечитьреализа­циюцелей обучения с наивысшей эффективностью и быть посильной для любого педагога в любом учебном заведении. Психологическая сущность технологии проявляется в личностно-ориентированном обучении.

Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. – 1999. – № 7-8. – С.

Фришман, И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2007. – № 2. – С.

Дмитренко Т. Образовательные технологии в системе высшей школы /Педагогика

Бархаев Б. Педагогические технологии воспитания и развития //Школьные технологии.

Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии.

Болотова М. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. Москва: Изд-во «Спутник +»

Буйлова Л. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Монахов В. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) //Школьные технологии

Тамберг Ю. Концепция ТРИЗ-технологии. – В. Новгород

18 апреля состоялось заседание Экспертного совета, на котором были представлены экспериментальные дополнительные общеразвивающие программы “Клуб Почемучек”, “Клуб почемучек у нас дома” (адаптированная, дистанционная) – автор Заровнятных М. и “Мега – математика”(для одарённых и восокомотивированных детей) – автор Голубцова Е. Оба педагога представили результаты деятельности по данным программам и рассказали о перспективах развития. По решению Экспертного совета принято решение о присвоение статуса “авторской” всем трём программам.

– Представление программ “Клуба Почемучек” (Заровнятных М

– Представление программы “Мега математика” (Голубцова Е

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

2022 г.

Методический семинар – практикум “Модель индивидуального маршрута педагога по саморазвитию профессиональной компетентности». ” (Фалалеева С

В ходе работы педагоги актуализировали информацию о цели профессиональной деятельности на 2021-2022 учебный год, а также о теме самообразования.

Выстроили план действий на второе полугодие в рамках профессионального развития по следующим направлениям:

– курсы повышения квалификации;

– профессиональная мобильность: овладение и внедрение в учебный процесс технологий (методик), введение в педагогическую практику новых форм учебных занятий, совершенствование системы подготовки к занятиям, проведение диагностики обучающихся.

По итогам работы педагоги заполнили карту-планинг индивидуального маршрута по профессиональному саморазвитию.

– Методики оценки обучающихся

– Формы занятий по ДООП

Методический семинар – практикум “Оценка профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта»” (Голубцова Е

– Презентация по теме семинара.

– Модель индивидуального маршрута педагога по саморазвитию профессиональной компетентности.

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

Методический семинар “Знакомимся с новой формой аттестации педагогических работников” (Голубцова Е

– Права аттестующихся педагогических работников

– Рекомендации для аттестюущимся

– Рекомендации по написанию заявления на аттестацию

-Требования к аналитическому отчёту

– Требования к квалификационным категориям

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

– Новая информационно – коммуникационная платформа “Сферум” – новые возможности для обучающихся  и педагогов (Фалалеева С

Инструкция по регистрации и работе на платформе “Сферум”

2020 – 2021 учебный год

Педагогический совет “Актуальные вопросы сертификации дополнительных общеобразовательных программ” 15. 2021 г.

– Требования к программам на сертификацию (исправляем ошибки) Гагарина Т.

– Признаки разноуровневости программ (матрица) Голубцова Е.

– Перспективы реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме. Фалалеева С.

Семинар – практикум “Есть идея!”(электронные сервисы как возможные  инструменты в разработке дидактических материалов) 8. 2021 г. (презентация)

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

Онлайн-встреча по обмену опытом ДО «Центр детского творчества «Эльдорадо» (с. Туринская Слобода) и МАУ ДО Дом Детского Творчества КГО (г. Камышлов ) по теме: «Внедрение дистанционных образовательных технологий в деятельность учреждения дополнительного образования» 03. 2021 г.

– Программа встречи

–  Методические приёмы организации дистанционного обучения в объединении художественной направленности «Пирография. Выжигание по дереву» (Воробьёва Е

– ”  Организация и проведение мероприятий в дистанционном формате” (Елисеева О

– Дистанционные занятия клуба “Почемучек”. Проведение интеллектуальных конкурсов в дистанционном формате (Заровнятных М

–  Опыт дистанционной работы в детском объединении “Эстрадный вокал” (Молчанова А

– Опыт дистанционной работы в детском объединении «Студия эстрадной песни Карамель» (Назарова А

–  Google-форма как один из эффективных приемов организации дистанционного обучения на занятиях по робототехнике (Погодина Н

– Опыт дистанционной работы в художественной направленности с детьми 6-7 лет (Томилова Л

– Учёт реализации дополнительных общеобразовательных программ в период дистанционного обучения (Голубцова Е

– Платформа Майндскилз для ментальной арифметики (Голубцова Е

– Ссылка на видео “Ведение трансляции через OBS Studio (Елисеев А

– Система дистанционного обучения МАУ ДО “ЦДТ “Эльдорадо” (Гагарина Т

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

Совещание при директоре “Реализация ДОП в условиях изменения режима работы учреждения” 13. 2020 г.

– Внесение изменений в ДОП (Гагарина Т

– Онлайн – сервисы в помощь педагогу дополнительного образования (Фалалеева С

– Инструкция по созданию гугл – форм

– Презентация к инструкции.

Семинар – практикум “Развитие инновационной образовательной среды учреждения” 12. 2020 г.

– Дистанционная площадка МАУ ДО “ЦДТ “Эльдорадо” СДО (Гагарина Т

– Дистанционные платформы для onlain – конференций (Фалалеева С

– Руководство пользователя СДО

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании детей (из опыта работа педагога-организатора)

2019 – 2020 учебный год

Вебинар « Итоговое занятие в конце года, как форма демонстрации достижений обучающихся» апрель 2020 г.

– Кейс-технология как метод обучения и активизации учебного процесса  (Фалалеева С

– Презентация к вебинару.

Семинар – практикум “Калейдоскоп педагогических идей” 16. 2019 г

– Использование исследовательской деятельности на занятиях в детских объединениях (Заровнятных М

– Проблемные ситуации, как средство для развития мыслительной деятельности на занятиях техническим творчеством (Погодина Н

– Развитие личности ребёнка на занятиях в детских объединениях социально – педагогической направленности

– Исследовательские методы обучения в художественном направлении

– Исследовательские методы обучения в декоративном направлении

– Исследовательские методы обучения в социально- педагогической направленности

– Исследовательские методы обучения в технической направленности

– Средства и методы педагогического воздействия на личность

– Самые важные моменты в подготовке к конкурсу

– Каталог экскурсий, которые могут посетить детские объединения в каникулярное время.

– Артпедагогические игры и приемы на занятиях по ИЗО и ДПИ

Деятельность педагога по теме самообразования
– Работа педагога по теме самообразования
– Организация деятельности творческих групп

– Интернет – ресурсы для поиска, обмена и трансляции педагогического опыта

– Индивидуальный план работы педагога над темой самообразования (форма)

– Виды методической продукции в учреждении дополнительного образования

Семинар – практикум “Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно – познавательной деятельности” 11. 2019 г. – Конспект семинара  (докладчик Заровнятных М. )
– “КТД как форма повышения мотивации обучающихся к учебно – познавательной деятельности (докладчик Томилова Л. )
– “Традиции детского объединения как основы поддержания положительного эмоционального фона в объединении” (докладчик Попов Г. )
– “Достижение цели занятия и его рефлексия как метод повышения мотивации обучающихся к учебно – познавательной деятельности (докладчик Сидорова О. )
– Презентация по теме семинара. – Результаты диагности “Эффективные формы и методы работы, используемые педагогами ЦДТ “Эльдорадо” в процессе своей деятельности.

Педагогический совет “Формы аттестации и контроля обучающихся в учреждении дополнительного образования”
– Конспект выступления по теме Педагогического совета (Гагарина Т. )
– Презентация по теме Педагогического совета. – Презентация. Мастер – класс как новая форма аттестации (Сидорова О. )
– Презентация. “Адаптация тестового материала с бумажного носителя на цифровой” (Коржавин С. )
– Устный журнал  для проверки теоритических знаний в объединении “Юный спасаталь” (Рябков А

Проблемно – ориентированный семинар “Формирование уневерсальных учебных действий через реализацию дополнительных общеразвивающих программ в учреждении дополнительного образования”
– Конспект семинара (докладчик Голубцова Е. – Презентация по теме семинара
– Виды УУД и их характеристика. – Формирование УУД через игру (пример)
– Формирование УУД на занятиях  ДО “Мир вокруг нас” (докладчик Томилова Л. )
– Развитие универсальных учебных действий в учебно-исследовательскойи проектной деятельности (докладчик Заровнятных М

Семинар практикум для молодых педагогов”Как составить план – конспект учебного занятия” 11. 2018 г. – Назначение плана – конспекта. Варианты конструирования образовательных целей. Комплексное планирование задач учебного занятия (докладчик Гагарина Т

– Презентация “Структура плана – конспекта учебного занятия” (Заровнятных М

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.