Виды преподавания ФГОС в общеобразовательной школе и статья «Виды преподавания ФГОС в основном общем образовании»

О чем речь? Типы уроков в школе направлены на достижение различных целей, например, на получение новых знаний, закрепление имеющихся или проведение контроля усвоения учебного материала.

Как разделяются? Можно разделить различные уроки на те, которые типологизирует ФГОС, или же на авторские методики известных педагогов. В любом случае учителю полезно овладеть несколькими подходами для оптимизации учебного процесса.

Урок – коллективная форма обучения, которой присущи неизменный состав учащихся, установленное время проведения (45 минут), хорошо продуманное расписание с учетом возрастных особенностей и организация классной работы над одним и тем же материалом.

Учебная ситуация – это задание, которое имеет конкретную цель, определенное содержание и методику его выполнения;

• Это логическая и эмоциональная часть урока, в которой в единстве выступают цель, содержание и методика его выполнения;

• это логичная и эмоциональная часть урока, в которой в единстве выступают цель, содержание, характер деятельности учащихся и способ организации деятельности.

Урок всегда был и остается главной формой учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем, урок – это не просто передача ученикам учебного материала, а очень многогранный и сложный акт, в котором концентрируются все важнейшие особенности учебно-воспитательной деятельности.

Для него характерны организационные, педагогические, гигиенические, методические, а в нашем случае и литературоведческие аспекты.

Методика урока литературы основывается на четкой постановке дидактической цели, задачи (учебной, развивающей, воспитательной), на разнообразии и изобилии методов, рассчитанных на интенсификацию познавательной деятельности учащихся и прочное усвоение материала.

Готовясь к занятиям, учитель:

• Продумывает цели и содержание;

• Методы и приемы работы;

• Выстраивает урок.

Типы уроков в начальной школе по ФГОС

Для вашего удобства мы собрали все типы уроков по ФГОС в школе в таблицу ниже.

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит “открытие” нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.

четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.

ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Перемены, происходящие в российском образовании, требуют уско­ренного совершенствования образовательного пространства, определения новых целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Урочная система построения учебных занятий позволяет учителю осуществить наиболее рациональную последовательность занятий по те­ме или разделу курса, отобрать учебный материал на каждый урок, опре­делить в каждом случае педагогически целесообразный метод сообщения новых знаний обучающимся. Благодаря этому удается также развивать самостоятельность, инициативу и творчество учащихся в процессе обу­чения. Система занятий по физике, кроме урочной системы, включает в себя экскурсии, проектную деятельность, факультативные и кружковые занятия, разнообразные формы внеклассных занятий, нестандартные формы проведения уроков и т.д.

Перед каждым уроком или внеурочным занятием учитель выдвигает какую-то основную учебно-воспитательную или деятельностную цель. главные задачи. Оптимальное решение ее зависит от правильного выбора метода обучения, формы занятий и их структуры. Урок как основное зве­но в учебно-воспитательном процессе строится в соответствии с принци­пами педагогики, психологии и дидактики. Он представляет собой соче­тание разнообразных элементов в один сложный и согласованный ком­плекс действий учителя и учащихся. Поэтому при выявлении особенно­стей уроков важно определить содержание н последовательность расположения этих структурных элементов. Чаще всего учителями физики ис­пользуются следующие типы уроков:

урок открытия новых знаний;

урок применения знаний и умений;

урок закрепления и обобщения знаний и умений;

контроль и учет знаний и умений;

урок-лекция; урок-беседа; экскурсия;

повторение изученного материала;

проектная деятельность; урок защиты проектов;

урок исследовательской деятельности;

урок решения физических задач;

Эта типизация уроков сделана по признаку вида учебной деятельно­сти, которая организована на уроке. Существует также типизация уроков на основе дидактической цели урока. По основной дидактической цели урок физики можно разделить на следующие типы: изучение нового ма­териала; закрепление знаний и формирование практических умений; обобщение и углубление знаний; контроль и учет знаний.

Структура урока включает такие элементы, как формирование но­вых понятий на уроке, применение полученных знаний, домашнее зада­ние, повторение, опрос и т.д. Эта структура раскрывается и конкретизи­руется в ходе урока и включает в себя как вид деятельности учителя, так и процесс усвоения знаний школьниками. В структуре урока находят от­ражение этапы цикла познания: исходные факты, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, построение абстрактной модели, введение систе­мы понятий, законов и принципов, теоретический вывод следствий и их экспериментальная проверка. Это служит основой для формирования теоретического мышления учащихся.

Урок является частью педагогического процесса. Вместе с тем каж­дый урок должен быть самостоятельным, в какой-то мере законченным.

На каждом уроке решаются учебно-воспитательные задачи, входящие в комплекс задач, стоящих перед всей системой уроков. Планируя учебный материал определенной темы, учитель физики распределяет вопросы программы по урокам в соответствии с количеством часов, отведенных на изучение темы. При этом он имеет право вносить изменения в количе­ство часов, отведенных в примерной программе на изучение темы (ФГОС ООО) Важно не только правильно распределить учебный материал по урокам, но и продумать типы уроков, применяемые методы и формируе­мые универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные, а также определить метапредметные и предметные результаты. Развитие личности в системе образования обес­печивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учеб­ными действиями создает возможность самостоятельного успешного ус­воения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

При планировании системы уроков надо исходить прежде всего из педагогических задач изучения темы или раздела, особенностей структу­ры учебного материала, нормировки учебного материала с целью преду­преждения перегрузки учащихся домашними заданиями. Для каждого урока нужно четко подбирать формируемые у учащихся универсальные учебные действия. Тема, тип урока, формы, УУД согласуются друг с дру­гом, но не предопределяют друг друга.

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.

2. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. – М, 2002.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во обр. и науки РФ. – М : Просвещение, 2013.

Типы и структура уроков по ФГОС

1. Урок усвоения новых знаний.

2. Урок усвоения навыков и умений.

3. Урок применения знаний, умений и навыков.

4. урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).

5. Урок обобщения и систематизации знаний.

6. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

7. Комбинированный урок.

Урок № _____________

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты. _______________________________________________________

Тип урока: урок усвоения навыков и умений.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Тип урока: комбинированный урок.

Виды уроков для каждого
типа урока по ФГОС

Разработчики новых
образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в
зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия
новых знаний, обретения новых умений и навыков

научить детей
новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

сформировать
систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых
определений, терминов, описаний.

Структура урока
обретения новых знаний

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого
пробного действия

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает
проблему, поиск противоречия

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения,
рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап
урока, на котором и происходит “открытие” нового знания.

Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и
самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

: формировать у учеников
способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить
причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по
устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения
разрешения конфликта.

: закрепить усвоенные
знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура
урока-рефлексии по ФГОС

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов
разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка
стратегии).

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

В структуре урока
рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности
выявленных затруднений и их обилия.

Тип №3. Урок
систематизации знаний (общеметодологической направленности)

научить детей структуризации
полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот,
научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в
рамках всей изучаемой темы.

научить обобщению,
развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии
темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже
приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока
систематизации знаний

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Реализация выбранного проекта.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок
развивающего контроля

: научить детей способам
самоконтроля и , формировать
способности, позволяющие осуществлять контроль.

проверка знания,
умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока
развивающего контроля

Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

Фиксирование локальных затруднений.

Создание плана по решению проблемы.

Реализация на практике выбранного плана.

Обобщение видов затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием
эталонного образца.

Решение задач творческого уровня.

Нюансы построения уроков
по ФГОС в начальной и средней школе
Типы уроков по ФГОС в начальной школе

Структура ФГОС вводит
новое понятие — “учебная ситуация”. То есть учитель
должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую
ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения,
исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное
описание.

Создание учебной
ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников,
степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших
классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе
учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта,
эмоционального восприятия.

Типы уроков по ФГОС в начальной школе — это разная по целям и задачам учебная деятельность, которая складывается в единую систему ради главного — всестороннего развития личности ребенка. Какие требования предъявляются к образовательному процессу в современной школе и какие бывают типы уроков?

Виды преподавания ФГОС в общеобразовательной школе и статья «Виды преподавания ФГОС в основном общем образовании»

Современные требования к уроку

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) призваны обеспечить единство образования «вширь и вглубь». Они общие на всей территории России, и в равной степени гарантируют поступательное движение — преемственность учебных программ начальной, основной, средней и высшей школы.

ФГОСы включают единые требования к структуре программ, к условиям их реализации и конечным результатам — полученным знаниям.

Главное отличие урока по ФГОС — такая организация учебы, при которой учитель не «кладет в рот» готовые знания, а помогает детям, направляет процесс, формирует мотивацию учеников к самостоятельному получению и осмыслению информации и т. д. — не учит предмету, а учит учиться.

Отсюда и требования к уроку:

  • индивидуальный, личностно-ориентированный подход;
  • системно-деятельностный подход—- создание условий для реализации познавательной активности детей;
  • развитие универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных;
  • приоритет самостоятельной деятельности ученика; задача учителя — помогать, направлять, давать инструментарий для получения знаний.

Как строится урок по ФГОС

Схема традиционного школьного занятия никуда не делась, и основные этапы урока по ФГОС в начальной школе и классах среднего звена те же:

  • Организационный этап.
  • Этап мотивации — постановка целей и задач урока.
  • Актуализация знаний.
  • Усвоение нового.
  • Закрепление.
  • Домашнее задание.
  • Подведение итогов — рефлексия.

Главное отличие урока по ФГОС — большая самостоятельность учеников: дети сами формулируют тему, цели и задачи урока, планируют и осуществляют учебные действия, проверка знаний происходит с применением само- и взаимоконтроля, учащиеся сами дают оценку своей работе по эталону, который дает учитель, и подводят итоги занятия.

Типология уроков по ФГОС

Основные типы уроков по ФГОС:

  • урок открытия нового знания;
  • урок рефлексии;
  • урок общеметодологической направленности;
  • урок развивающего контроля.

Типы уроков различаются по содержанию и видам учебной деятельности:

Ход урока

Разные типы уроков по ФГОС в основной школе и начальных классах имеют отличные цели и содержание, поэтому различаются и сами уроки.

Урок открытия нового знания

На таких уроках узнают новое, учатся добывать и обрабатывать информацию:

  • Мотивация. Важно точно и полно сформулировать новую тему, чтобы ученики понимали, что они сегодня узнают и для чего это нужно.
  • Актуализация знаний и пробное действие. Вспомнили, что уже умеем, попробовали двинуться дальше — возникли трудности.
  • Выявление места и причины затруднений. Что конкретно не вышло, почему не вышло.
  • Проект выхода из трудной ситуации. Каких знаний не хватает, чтобы решить проблему, где эти знания взять.
  • Реализация проекта. Находим путь выхода, применяем его на практике.
  • Первичное закрепление. Применяем новые знания к типовым ситуациям, проговариваем и аргументируем каждый этап.
  • Домашнее задание. Формулируем задание и способы его исполнения.
  • Рефлексия. Возвращаемся к целям урока, сопоставляем цели и результаты.

Урок рефлексии

На уроках рефлексии не только повторяют, обобщают, закрепляют, но и учатся самостоятельно выявлять трудности и преодолевать их.

  • Мотивация. Важно подвести учеников к выводу о необходимости повторения, анализа своих ошибок и т. д.
  • Актуализация знаний и пробное действие. Повторяем пройденный материал, выполняем самостоятельное задание.
  • Выявление места и причины индивидуальных затруднений. Что конкретно не вышло, где недоработка.
  • Проект выхода их трудной ситуации. Какие знания недостаточно усвоены, где эти знания взять.
  • Реализация проекта. Находим путь выхода, применяем его на практике, т. е. выполняем самостоятельную работу.
  • Обобщение затруднений. Самые «проблемные» задания выполняем еще раз индивидуально и в группах, проговариваем алгоритм действий.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
  • Включение в систему знаний. «Монтируем» новые знания и навыки с теми, что были раньше, — перебрасываем мостик к будущему.
  • Рефлексия. Возвращаемся к целям урока, сопоставляем цели и результаты.

Урок общеметодологической направленности

Такие уроки надпредметные, они призваны формировать у школьников единую картину мира, обобщать, развивать темы и т. д.:

  • Мотивация.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Формулирование цели и задач урока исходя из возникших затруднений.
  • Стратегия — выбор проекта выхода из трудной ситуации.
  • Реализация проекта.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
  • Рефлексия. Возвращаемся к целям урока, сопоставляем цели и результаты.

Урок развивающего контроля

На таких уроках формируются навыки контроля и самоконтроля детей:

  • Мотивация.
  • Выполнение самостоятельной работы.
  • Сопоставление учеником собственной работы с образцом — объективно обоснованным эталоном.
  • Оценка детьми своей работы на основании установленных критериев.
  • Рефлексия.

Структура уроков в начальной и основной школе

Важно: различные по целям и задачам типы уроков — часть единого, непрерывного учебного процесса. Их объединяет системно-деятельностный подход — основа стандартов современного образования. В целом структура уроков по ФГОС в начальной школе и в средних классах одна и та же. Различаются виды и формы учебной деятельности. Создание учебной ситуации, в которой дети сами захотят учиться, зависит от возраста учеников, уровня их подготовки, психологических особенностей, направления деятельности школы.

Главное — творческая мотивация, побуждение ребенка к самостоятельному освоению знаний, и она важна на каждом этапе образовательного процесса.

Классификации уроков в школе

Существует следующая классификация уроков в школе.

По этапам учебного процесса

В 1952 году профессор Сергей Васильевич Иванов, представитель Воронежской Дидактической школы, предложил учителям основные типы и структуру уроков. И даже выпустил одноименную книгу.

Виды преподавания ФГОС в общеобразовательной школе и статья «Виды преподавания ФГОС в основном общем образовании»

В основе классификации Иванова лежат главные этапы учебного процесса. Он выделяет 8 типов уроков в школе:

  • вводный;
  • первое знакомства с материалом;
  • усвоение новых знаний (понятий, законов и правил);
  • применение полученных знаний на практике;
  • урок навыков;
  • закрепление, повторение и обобщение;
  • контрольный урок;
  • смешанный или комбинированный.

Данная типология была очень популярна в советском союзе. Но все же, были те, кто критиковал ее, объясняя это тем, что в одной классификации автор смешал познавательную деятельность (усвоение новых знаний) с дидактической (контроль).

Виды преподавания ФГОС в общеобразовательной школе и статья «Виды преподавания ФГОС в основном общем образовании»

Типология уроков по основной дидактической цели и месту урока в общей системе уроков

Это наиболее популярная классификация советской педагогики не теряет своей актуальности и сейчас. Главная идея здесь в том, что вид урока зависит от его строения. А структура урока формируется исходя из его основной цели. Конечно, на каждом уроке учитель решает целый комплекс задач, но все равно всегда имеет перед собой главную цель, которая выходит на передний план, а остальные остаются второстепенными.

Такой систематизации придерживались, например, Данилов М.А. и Есипов Б.П., но со временем она развивалась и модифицировалась, и теперь здесь выделяют 6 типов уроков:

  • первичное знакомство с материалом;
  • закрепление пройденного материала;
  • применение изученной информации;
  • процесс систематизации и обобщения;
  • проверка и коррекция полученных знаний и навыков;
  • комбинированный урок.

Комбинированный тип урока наиболее отличается от остальных. Здесь нет главной цели и все они сочетаются между собой примерно в равных пропорциях (такие цели, как предметно-дидактическая, метапредметная и личностная).

Виды преподавания ФГОС в общеобразовательной школе и статья «Виды преподавания ФГОС в основном общем образовании»

По цели организации занятий

Такую классификацию вывел М.И. Махмутов. Он считал, что нет смысла делить усвоение знаний и закрепление навыков по отдельным видам уроков. Поэтому предложил использовать не дидактические цели, а более общие цели организации обучения. Таким образом, у него получилось 5 типов уроков в средней школе:

  • узнавание нового материала;
  • улучшение и наращивание знаний и навыков;
  • углубление и систематизация;
  • комплексный урок, сочетающий первые три цели, обозначенные выше;
  • проверка и контроль полученных знаний.

На основе проблемности

Все уроки делятся всего лишь на 2 типа, на основании принципа проблемности: проблемные и непроблемные. Но внутри каждого типа так же можно выделить вариации.

Виды преподавания ФГОС в общеобразовательной школе и статья «Виды преподавания ФГОС в основном общем образовании»

В самом простом варианте проблемных уроков учитель сам ставит и рассказывает проблему ученикам, и сам же ее решает, тем самым показывая детям, как логически нужно действовать в той или иной ситуации. Так же преподаватель может создавать проблемные ситуации для учеников и направлять по пути их решения. И высший уровень здесь – организовать учебную деятельность так, чтобы учащиеся сами подняли проблемы и нашли пути их решения.

Важность проблемных уроков еще и в том, что здесь переплетаются в единое – и усвоение новых знаний, и повторение уже пройденного материла, и все это при активной вовлеченности ученика.

Если урок не проблемный, то никакие такие ситуации не моделируются. Обучение идет как обычно, по старинке. Часто повторение изученного материала остается на самостоятельную работу.

Виды преподавания ФГОС в общеобразовательной школе и статья «Виды преподавания ФГОС в основном общем образовании»

Типология творческих уроков

Творческий урок – это такой урок, где не просто пишут, читают, решают и т.д., а где у ребенка есть возможность проявить, реализовать свой творческий потенциал. Создание творческих уроков достаточно сложный и затратный процесс для учителя.

Зачастую, в младших классах творческие уроки комбинированные, то есть деятельность детей сменяется одна на другую в течение урока. В старших классах может преобладать какая-то одна форма.

Хуторской А.В. выделяет 5 типов таких уроков:

  • Уроки когнитивного типа. Сюда относятся уроки: наблюдение, эксперимент, исследование, лабораторные работы, практические работы, постановка и решение проблем, работа с первоисточником и т. д.
  • Уроки креативного типа. Различные уроки-игры (деловые и ролевые), моделирование, изобретения, сочинения, олимпиады, диалог, парадокс, смена ролей (ученик в роли учителя, практикуют в школах на день учителя), защита творчески работ и др.
  • Уроки оргдеятельностного типа. Групповая работа, проекты, аудит друг друга, взаимоанализ, взаимооценки, взаимоконсультации, самозачет, целеполагание, нормотворчество, индивидуальные образовательные программы и др.
  • Уроки коммуникативного типа. Сценки, спектакли, круглые столы, КВН, вернисажи, выставки, аукционы и т.д.
  • Уроки ценностно-смыслового типа: самопознание, самоопределение, самореализация, метапредметный урок, урок-концепт, урок философского обобщения.

Ознакомимся со структурой, по которой должны проходить занятия в зависимости от их типа.

Урок ознакомления учащихся с новым материалом

Вид занятий: лекция, беседа, показ фильма, презентация, экскурсия, самостоятельная работа с учебником или по группам и т.д.

Цель: получить новые знания, осмыслить материал и отложить в своей голове.

  • организационные моменты;
  • проверка предыдущего материала (домашнее задание);
  • подготовка детей к изучению нового материла;
  • знакомство с новым материалом;
  • первичная проверка — на сколько понятна новая тема;
  • подведение итогов;
  • домашнее задание.

Виды преподавания ФГОС в общеобразовательной школе и статья «Виды преподавания ФГОС в основном общем образовании»

Урок закрепления пройденного материала

Вид занятий: практические и лабораторные работы, семинары, конференции, тренинги, работа в группах, круглые столы, мозговые штурмы, различные игры, сценки и т.д.

Цель: вспомнить все, что узнали ранее и научиться применять эти знания в жизнь, переводить из теории в практику.

Как здесь идет процесс:

  • проверка д/з и актуализация изученного ранее материала;
  • определение, где уже сейчас можно применить эти знания;
  • применение изученного в стандартных условиях;
  • применение материала в специально измененных условиях;
  • подведение итогов;
  • определение домашнего задания.

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Вид занятий: практические и лабораторные работы, семинары, конференции, тренинги, работа в группах, круглые столы и т.д.

Цель: научить ребенка самостоятельно видеть и применять свои новые знания там, где это требуется.

  • проверка домашнего задания;
  • показать пользу практического применения новых знаний, тем самым мотивируя детей на учебу;
  • осмысление последовательности действий при необходимости применения новых знаний;
  • самостоятельное выполнение задания;
  • разбор выполненного задания;
  • итоги урока;
  • домашнее задание.

Виды преподавания ФГОС в общеобразовательной школе и статья «Виды преподавания ФГОС в основном общем образовании»

Урок обобщающегося повторения

Вид занятий: семинары, конференции, тренинги, работа в группах, круглые столы, мозговой штурм и т.д.

Цель: выделить наиболее общие понятия, теории и закономерности, найти причинно-следственные связи и место новой информации в общей системе знаний.

  • постановка цели урока и мотивация детей к учебе;
  • вспоминание опорных знаний;
  • включение этих знаний в нечто большое, то есть сначала обобщение знаний в систему со стороны учеников, а затем и со стороны учителя;
  • подведение итогов и д/з.

Виды преподавания ФГОС в общеобразовательной школе и статья «Виды преподавания ФГОС в основном общем образовании»

Урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений.

Вид занятий: контрольная работа – устная или письменная, диктант, зачёт, тест, коллоквиум и т.д.

Цель: выявить у учащихся уровень комплексного владения знаниями. Проводится после окончания одной или нескольких тем.

Структура урока рассчитана на то, что уровень знаний медленно, но постоянно возрастает:

  • знакомство учеников с целями и задачами урока;
  • проверка на сколько хорошо ученики знают фактический материал;
  • проверка понимания основных понятий, терминов, правил, умение их объяснить, привести примеры и аргументы;
  • проверка учеников на самостоятельное применение знаний в стандартных условиях (то есть ребенок должен запомнить и понимать термины, узнать образ и суметь применить свои знания); а затем и в изменяющихся, нестандартных условиях;
  • подведение итогов.

Комбинированный урок

Вид занятий: может быть сразу несколько и сменять друг друга. Смотрите перечисленные в других типах.

Цель: проверка ранее изученного материала и знакомство с новым.

Структура комбинированного урока так же складывается из структур других модульных уроков. В целом она выглядит так:

  • организационные моменты, введение в тему урока и мотивация;
  • входной контроль: проверка домашнего задания и краткое повторение изученного ранее;
  • изучение нового материала (большая часть времени);
  • закрепление полученных знаний;
  • первичная проверка изученного материала;
  • домашнее задание;
  • рефлексия.

В конце хочется сказать, что можно использовать различные типы уроков в школах России при работе с учениками по любой из образовательных программ, действующих на территории страны. Надеемся, что наша статья будет полезна для практикующих учителей!

Требования к современному уроку

Можно выделить 3 вида требований, предъявляемых к современным урокам.

  • Дидактические:четкая постановка образовательных задач;нахождение места урока в общей системе уроков;определение оптимального содержания урока исходя из его целей и с учетом требований учебной программы;выбор лучших методов, приемов и средств обучения;сочетание разных форм обучения: групповая и индивидуальная работа на уроке, выработка самостоятельности;прогнозирование того, как учащиеся усваивают новые знания;создание всех условий для успешного обучения детей.
  • четкая постановка образовательных задач;
  • нахождение места урока в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока исходя из его целей и с учетом требований учебной программы;
  • выбор лучших методов, приемов и средств обучения;
  • сочетание разных форм обучения: групповая и индивидуальная работа на уроке, выработка самостоятельности;
  • прогнозирование того, как учащиеся усваивают новые знания;
  • создание всех условий для успешного обучения детей.

Виды преподавания ФГОС в общеобразовательной школе и статья «Виды преподавания ФГОС в основном общем образовании»

  • Воспитательные и развивающие методы:развитие мышления и памяти, концентрация внимания школьников;воспитание в детях высокоморальных и нравственных качеств;возможность самореализоваться, проявить творчество;привитие детям интереса к новым знаниям;умение разрешать сложные, проблемные, конфликтные ситуации;соблюдение учителем субординации в отношении учеников.
  • развитие мышления и памяти, концентрация внимания школьников;
  • воспитание в детях высокоморальных и нравственных качеств;
  • возможность самореализоваться, проявить творчество;
  • привитие детям интереса к новым знаниям;
  • умение разрешать сложные, проблемные, конфликтные ситуации;
  • соблюдение учителем субординации в отношении учеников.
  • Организационные требования к уроку:у учителя должен быть четкий план проведения урока, который он должен соблюдать;в классе должна царить рабочая обстановка и дисциплина;должны использоваться различные средства обучения и современные технологии;тема урока должна быть раскрыта полностью.
  • у учителя должен быть четкий план проведения урока, который он должен соблюдать;
  • в классе должна царить рабочая обстановка и дисциплина;
  • должны использоваться различные средства обучения и современные технологии;
  • тема урока должна быть раскрыта полностью.

Классификация уроков в зависимости от подходов

• урок объяснения нового материала;

• урок обобщения знаний и их систематизации;

• урок-повторение изученного материала;

• урок комбинированного строения;

• контрольный урок.

Уроки академического типа

• лекционное занятие;

• семинарское занятие;

• зачетный урок.

Урок-лекция в зависимости от класса может длится от 10 до 35 минут. Исходя из возрастных особенностей учащихся, урок-лекция обычно проводится в старших классах. Урок-лекцию следует использовать, если берется большой объем материала или сложный материал (еще незнаком ученикам схематично). Уроки-лекции применяются при изучении обзорной тем, для вступительных занятий к монографическим темам, при изучении биографии писателя, в качестве первого урока перед изучением большого эпического произведения.

В зависимости от места в учебном процессе и дидактического назначения выделяются следующие виды урока-лекции:

• Вводная лекция проводится, если дается общая характеристика материала, который будет изучаться;

• Установочная лекция используется, когда подается основное содержание и направления к углублению изучения темы;

• Разовая лекция избирается, если рассматривается один вопрос, определенный аспект, новый взгляд на тему, которая изучается;

• Обзорная лекция проводится, когда нужно познакомить с основными узловыми вопросами большого материала;

• Итоговая лекция используется после изучения темы или великого произведения и имеет целью систематизировать знания учащихся.

Для лучшего восприятия лекции учитель может включить в свое выступление сообщение ученика, использование наглядности, сообщение или запись на доске плана лекции, а также обеспечение заданиями.

Урок-семинар выбирается, когда предусматривается самостоятельное осмысление темы. Семинары могут использоваться на вступительных и заключительных занятиях, при анализе художественного произведения, при изучении монографических и обзорных тем, на уроках внеклассного чтения.

Урок-семинар обязательно требует предварительной подготовки, которая включает в себя следующие виды деятельности: объяснение темы, разработка вопросов, подготовка списков литературы и другого справочного материала, распределение вопросов и заданий среди учащихся, проведение индивидуальных консультаций, определение работы класса.

Урок-зачет помогает проверить усвоение темы или ряда понятий, вопросов. Проводится такой урок как письменно, так и в устной форме. Одним из вариантов урока-зачета может выступать тестирование.

Вопросы к зачету даются учителем заранее и объясняются. Проводится зачет может как индивидуально, так и по группам.

Виды уроков по ведущим методу

• исследовательская работа;

Урок-беседа – распространенный и эффективный вид урока, необходимый при анализе произведений, проверке восприятия прочитанного, на заключительных занятиях, при актуализации прочитанного. Продуманные эвристические вопросы включают учащихся в творческий процесс познания произведения, создают эффект открытия, учат обосновывать мнению, уделять ей словесную форму, развивают умение слушать. Слабой стороной уроков-бесед является то, что короткие, лаконичные ответы школьников не развивают монологического язык.

Урок-дискуссия – коллективное обсуждение вопросов, которые могут вызвать несовпадение мыслей. Хорошо развивают мышление, требуют глубокого проникновения в материал, развивают диалогическую язык. Главная задача учителя на таких уроках – продумать дискуссионный момент, чтобы побудить учеников принять участие в такой работе.

Урок-диспут по методике проведения похож урока-дискуссии. Отличие лишь в том, что свои взгляды на спорные вопросы выражают два-три ученика, а не весь класс, что и является отрицательным в таком виде урока.

Урок-исследование базируется на самостоятельном постижении несложной темы, развивает исследовательские способности, требует подготовки вопросов-заданий, алгоритмов.

Урок-доказательство полезен при обобщении изученного. Он требует использования схем, опор, таблиц и др. На уроке-доказательстве реализуется учебно-информационный принцип обучения.

По форме внеклассной работы

• урок-экскурсия (путешествия);

• урок как соревнование;

• урок в форме игры;

Нетрадиционные уроки

За основу технологии проведения таких уроков берутся определенные общественные явления, и их процесс наполняется литературным материалом. Такие уроки позволяют избежать однообразия, шаблонности. Это их положительную сторону. Отрицательным же является то, что нетрадиционные уроки воспринимаются учениками как игра, снижается восприятие, дети увлекаются событийном стороной и слабо усваивают учебный материал. Существуют следующие виды нетрадиционных уроков:

• урок в виде пресс-конференции;

• уроки на образец интеллектуальной телеигры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *