Виды работ по литературе и ведение тетрадей по русскому языку и литературе

1.выразительное чтение художественного
текста;

2.различные виды пересказов;

3.ответы на вопросы , раскрывающие знание
и понимание текста произведения;

4.заучивание наизусть стихотворных и
прозаических текстов;

5. анализ и интерпретация произведения;

6. составление планов;

7. написание сочинений по литературным
произведениям;

8. целенаправленный поиск информации и
умение работать с ней.

– ознакомительное чтение ( для выяснения
определенных вопросов, которые находятся
в разных источниках, с целью сравнения,
сопоставления извлеченной информации,
выработки собственной позиции по данному
вопросу)

– изучающее чтение- это активный вид
чтения. Изучение материала, усвоение
главной мысли текста, его цели, на
понимании логики изложения и т.д.
требуется последовательность изучения
материала

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

  • Если ваш ребенок делает лишь первые
    шаги в мир чтения, радуйтесь каждому
    прочитанному им слову как победе. Не
    привлекайте его внимания к ошибкам в
    чтении. Делайте это незаметно. Берите
    для первых чтений только подходящие
    книги – яркие, с крупным шрифтом, где
    много картинок и сюжет, за которым
    интересно следить.
  • Если вы хотите, чтобы ребенок читал,
    надо, чтобы рядом с ним был читающий
    родитель, а еще лучше – читающий вместе
    с ребенком родитель. Пусть дети видят,
    как Вы сами читаете с удовольствием:
    цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки,
    делитесь прочитанным. Этот пример может
    стать заразительным для них.
  • Разговаривайте о прочитанном так, чтобы
    ребенок чувствовал себя умным и
    понятливым. Чаще хвалите его за
    сообразительность и старанье. Не
    уязвляйте его самолюбие, если даже он
    что-то понял не так, как вам бы хотелось.
    Поддерживайте его уверенность в своих
    силах. Вспоминая позже детство, он
    непременно вспомнит часы совместного
    с вами чтения и задушевных бесед, и это
    согреет его сердце.
  • Рассказывайте детям о ценности чтения.
    Показывайте связь чтения с их успехами
    в учебе и в других делах. Приводите
    примеры положительного влияния книги
    на вашу собственную жизнь или жизнь
    других людей. Поощряйте дружбу с детьми
    взрослыми, которые любят читать.
  • Развивайте воображение вашего ребенка
    на материале книги. Побуждайте его
    угадывать развитие событий, освещенных
    в книге, представлять мысленно героев,
    продолжать написанное, прогнозировать,
    вдумываться в многозначность слова.
  • Если ваш ребенок читает в свободное от
    школьных занятий время, поинтересуйтесь,
    что за книга в его руках. Загляните в
    нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна,
    обсудите ее с ребенком, оцените ее с
    позиции добра и зла, предложите ему
    хорошую книгу.
  • Побуждайте своих детей читать программную
    литературу до изучения ее в школе.
    Включайтесь в ее чтение вместе с
    ребенком, найдите в этом удовольствие.
  • Поощряйте ребенка в посещении библиотеки
    и ее мероприятий. Берите его с собой
    всегда, когда сами идете в библиотеку.
    Учите пользоваться ее фондами и
    справочным аппаратом. Консультируйтесь
    с библиотекарем в выборе книг ребенку.
    Доверьтесь его рекомендациям как
    специалиста.
  • Обращайте внимание детей на высказывания
    выдающихся людей о чтении. Не упускайте
    фактов, подтверждающих роль чтения в
    жизни тех, кто авторитетен для школьника:
    спортсменов, актеров, телезвезд.
    Поднимайте престиж книги и чтения в
    сознании ребенка.
  • Читая книги, нужные сегодня, не следует
    забывать и о прошлом опыте чтения:
    домашняя библиотека тем и хороша, что
    в любую минуту можно взять книгу с полки
    и перечитать ее целиком или в отрывках,
    вспомнить, как она появилась в вашей
    библиотеке. Именно про собирателей
    домашних библиотек Виктор Шкловский
    говорил: «Не только вы собирали книги,
    но и они собирали вас».
  • Выбранные самостоятельно периодические
    издания он будет читать охотнее.
  • Покупая книгу ребенку, обращайте
    внимание на издательство, выпустившее
    книгу. Среди издательств детской книги
    общее признание получили в нашей стране
    издательства ДЕТСКАЯ ЛиТЕРАТУРА,
    РОСМЭН, АЗБУКА, ЛИЦЕЙ, БЕЛЫЙ ГОРОД,
    САМОКАТ, ДРОФА.
  • Чтобы предотвратить близорукость
    ребенка, вызываемую чтением, используйте
    простой способ. Приклейте на оконное
    стекло небольшой яркий цветочек –
    пусть ребенок смотрит на него 5-7 секунд,
    столько же времени на дальний объект,
    находящийся на улице.

Письменные работы по литературе

Письменная речь, по
сравнению с устной, имеет ряд особенностей.
Ученик может сосредоточиться, больше
подумать, чем когда говорит, может
исправить. Но письменная речь – более
трудная проблема. Цель – научить строить
высказывание в разных жанрах. Виды
письменных
работ: изложение,
сочинение, тезисы, планы, конспекты,
письменные ответы на вопросы. Самым
распространенным видом в 5-8 классах
является пересказ или изложение. Бывает
подробное и краткое. Это не письмо
наизусть. Оно тренирует память,
воображение, способность рассуждать.
Могут быть целевые установки: изменить
лицо рассказчика, ввести рассуждение
и так далее. Методика: целевая установка
и чтение текста; если изложение обучающее,
то беседа, запись цитат; составление
плана; повторное чтение. Сжатое изложение
требует умения отбирать самое важное.
Методика: чтение текста, вопрос на
который нужно дать ответ, план и размер
работы, написание.

Сочинение
показывает, насколько учащиеся овладели
умением излагать освоенный материал.
Занимает главное место в системе
письменных работ. Необходимы специальные
уроки по подготовке к сочинению. Надо
определить главное, идею. Сочинения
имеют разную классификацию по источнику
информации: на литературную тему, не на
литературную тему. По способу собирания
материала: на материале наблюдений,
художественного текста, по картинке.
По цели: обучающие, контрольные,
экзаменационные. По способу: письменные,
устные. По месту выполнения: домашние,
классные, классно-домашние, домашне-классные.
Урок обучения сочинению имеет структуру:
1) сообщение цели урока, 2) беседа о теме
сочинения, 3) определение особенности
жанра и стиля 4) анализ корректирования
собранного материала, 5) составление
плана, 6) подбор материала, 7) языковая
подготовка (работа над образами,
средствами, синтаксическими конструкциями).
Методика сочинения по Колокольцеву: 1)
сообщение темы, ее анализ. 2) работа над
планом, 3) работа с текстом художественного
произведения по плану (подбор материалов),
4) языковая работа, 5) работа над черновым
вариантом, 6) обсуждение работы, 7)
совершенствование чернового варианта,
8) написание окончательного варианта.
Этап рефлексии обязателен.

Внеклассное (самостоятельное) чтение в системе литературного образования

Составная
часть учебного процесса – самостоятельное
чтение
учеников. Цель состоит в том, чтобы
приобщить к чтению, совершенствовать
читательскую культуру. Оно организуется
на тех же дидактических принципах, что
и урок литературы. Уроки внеклассного
чтения должен быть сопряжены с основным
курсом литературы. Это делается по 3
направлениям: по персоналиям; жанрам;
по теме, идее. Программы не регламентируют
количество таких уроков. Учитель сам
выбирает, когда их проводить (не менее
2 уроков в четверть). Они должны носить
форму диспутов, путешествий, портретов,
гостиных. Оценки не ставятся, но по
усмотрению учителя можно. Возможно
ведение читательского дневника.

Внеклассная работа по литературе

Является
составной частью воспитательного
процесса. Внеклассная работа по предмету
отражается в общем плане воспитательной
работы. Цель – прививать любовь к предмету
и помочь развитию творческих способностей
школьников. Организуется на основе
принципов: избирательности, добровольности,
доступности, научности, опор на творческую
деятельность школьников. По форме:
массовая (выпуск стенгазеты, литературный
вечер), групповые (кружки, клубы, секции),
индивидуальные (консультации учеников).
Внеклассная учебная работа бывает:
постоянная (кружки), эпизодические
(литературный вечер). Сюда включаются:
развлекательные мероприятия,
исследовательские.

1.
Место и значение развития письменной
речи учащихся на уроках литературы.

2.
Методическая характеристика письменной
работы.

3.
Виды письменных работ.

4.
Методическая характеристика
подготовительных видов письменных
работ: списывание, выписывание цитат,
ответы на вопросы, составление планов.

5.
Методическая характеристика основных
видов письменных работ: изложения,
сочинения.

Ключевые
слова:
письменная речь, основные виды письменных
работ, вспомогательные виды письменных
работ, методическая характеристика,
методика проведения изложений, сочинений.

Письменные
работы в школе носят учебный характер,
т.е. имеют цели привить учащимся навыки
письменной речи во всех отношениях:
уменье правильно строить фразу, грамотно
записать ее, передать содержание
прочитанного произведения, расположив
связно и последовательно содержащиеся
в нем факты, и уметь самостоятельно
построить свое сочинение, верно отражающее
чувства и мысли, или изложить в письменном
виде материал своих наблюдений. Эти
задачи многообразны, различны по степени
трудности и, конечно, не могут быть
разрешены в школе сразу. Начинаясь в
первых классах, развитие письменной
речи идет постепенно, с каждым годом
усложняясь и расширяясь в объеме и
разнообразии форм.

Особенностью
школьных письменных работ является то
обстоятельство, что в каждой из них и
на всех степенях обучения задачам
грамотности в широком значении этого
слова и задача внутреннего содержания
письменной речи ученика находится в
неразрывной связи. Поэтому можно сказать,
что разделение работ учащихся на работы
чисто грамматически, стилистические и
работы по литературе следует считать
в известной мере условным. Как в сочинениях
значительную роль своего внимания
учащиеся должны уделять синтаксическим
и орфографическим вопросам, так и работах
по орфографии и пунктуации тексты,
взятые из классических литературных
произведений, расширяют литературные
навыки учащихся, воспитывают их вкус,
обогащают их навыки. Это совсем не
значит, конечно, что учитель должен
ставить учащимся разнообразные задачи
в каждой из работ по грамматике или
литературе, но принимать это во внимание
при постановке письменных работ учитель
должен.

Сложность
задачи, встающей перед учеником при
выполнении им письменной работы,
прививающей или упражняющей разнообразные
навыки, требует от учителя максимального
внимания к построению. Задания для
письменной работы и планомерности этих
заданий.

Одним
из главнейших условий постановки всякой
письменной работы является ее отчетливая
целенаправленность. Учитель должен
ясно представлять себе цель предлагаемой
учащимся работы и те результаты, к
которым она должна привести учащегося:

1)
Предлагаемое учащемуся задание для
письменной работы должно быть подготовлено
учителем, т.е. просмотрено и продуманно.

2)
Ученики, выполняющие письменную работу,
должны отчетливо понимать задание и
знать пути и приемы, при помощи которых
выполняется задание. Иначе говоря,
ученики должны быть подготовлены к
выполнению письменной работы. Ей должна
предшествовать аналогичная работа в
устном исполнении, обеспечивающая
конкретное понимание того, как и как
нужно делать.

3)
Должны быть учтены результаты письменной
работы, т.е. работы учащихся должны быть
тщательно проверены, и учитель должен
сделать выводы, определяющие дальнейшее
направление его преподавания.

Письменные
работы, связанные с развитием речи
учащихся, можно разделить на две основные
группы: 1) работы вспомогательного
характера и 2) работы, имеющие самостоятельное
значение (основные виды письменных
работ). К работам первой группы относятся
уже рассмотренные нами планы работы по
цитированию, письменные ответы на
вопросы; ко второй группе относятся
изложения, сочинения по картине,
творческие сочинения различных видов,
характеристики, описания.

Разделение
письменных работ на указанные виды в
известной степени условно. Возможны
такие виды работ, которые носят
промежуточный характер; так, например,
характеристики или описания могут
являться и изложениями, если они следуют
тексту произведения. С другой стороны
изложение, если оно является свободной
и краткой передачей идейного содержания
большого по объему произведения, может
быть признано сочинением, так как в
такой работе ученик проявляет максимальную
самостоятельность. Однако, в целях
удобства установления особенностей
каждого стиля работы, мы рассматриваем
их в отдельности, имея в виду возможность
промежуточных форм.

Изложение
является основным видом письменной
работы в средних классах, так же, как
сочинение в старших классах. Упражнение
в письменном изложении должны начинаться
со второго класса начальной школы, где
дети занимаются вначале устным пересказом,
затем коллективным составлением
письменного изложения, после чего уже
приступают к самостоятельному письменному
изложению.

Термин
«изложение» нередко заменяется словами
«пересказ», «переложение». Некоторые
методы различают эти наименования,
придавая (разумеется, условно) этим
терминам следующие значения:

Пересказом
(переложением) называют
передачу, близкую к прочитанному тексту.

Изложением
(извлечением) – сокращенную
задачу текста, при которой излагаются
главные факты или мысли прочитанной
статьи.

Вообще
следует иметь в виду, что обычном
словоупотреблении термин «изложение»
– широкое понятие, охватывающее целый
ряд письменных работ, начиная от почти
дословной передачи прочитанного отрывка
и кончая свободной передачей содержания
нескольких произведений, близких по
теме.

Сущность
изложения заключается в том, чтобы
ученик, который выслушал текст прочитанного
произведения или отрывка, сумел решить
три задачи, которые ставятся:

1.
Уяснил содержание, т.е. понял мысли;

2.
Усвоил логический порядок событий,
фактов, содержащихся в произведении;

3.
Отразил в своей работе стиль прочитанного
текста, т.е. особенности словесной формы,
которым отличается предложенный текст.
Когда ученики упражнениями в составлении
плана устными пересказами приобрели
навык вдумчивого отношения к прочитанному,
только тогда можно приступить к
самостоятельному письменному изложению.

Ясно,
что порядок, система изложений зависят
от характера материала, даваемого для
изложения. Если в 3 классе ученик стоит
перед задачей – понять содержание и
усвоить язык маленькой басни «Муравей
и Голубка», занимающей 5-6 строк, то в 6,
7,8, классах ему предлагается гораздо
более сложный и по содержанию и по
стилистическим особенностям текст. Уже
одна возможность варьировать тесты для
изложений в отношении содержания,
размера, стиля и т.п. делает этот вид
работы интересным для учителя и богатым
в отношении разнообразия форм.

Изложение,
правильно поставленное, содержит в себе
творческих возможностей для учащихся
не менее, чем иные формы письменных
работ. В этом легко убедиться, сличив
работы учащихся одного класса: в каждом
из них встретится своеобразие и в
словаре, и в композиции, и в стиле, хотя
все работы отправляются от одной темы,
плана и образов, данных художником.
Пропедевтический характер изложения
именно содержится в том, что творчество
учащихся опирается на целый ряд данных,
помогающих учащимся в развитии письменной
речи. Таким образом, изложение является
видом письменной работы, обучающей
учеников и сохраняющей для них возможность
творческих проявлений. Пересказ близкий
к тексту. Первоначальный ход работы по
этому виду изложения строится так:

1.
Учитель выбирает небольшой рассказик
повествовательного характера и после
краткой вступительной беседы вводного
характера читает его.

2.
После чтения идет разбор и запись
неизвестных или малоизвестных слов и
оборотов речи.

3.
Затем учитель вместе с классом составляет
план рассказа. Учитель записывает план
на доске, учащиеся – в своих тетрадях.

4.
Вторичное чтение рассказа проводится
в связи с планом . прочитав первую часть
рассказа, учитель указывает в плане
заголовок следующей части и продолжает
чтение. Можно так же обсудить с учащимися,
как озаглавить рассказ и выделить
несколько лучших вариантов. Учащиеся,
имеющие навык в подыскивании заглавий,
сумеют сделать это самостоятельно.

При
такой детальной подготовке ученик не
могут затрудняться письменным пересказом.
Опыт показывает, что даже малоуспевающие
дети вполне справляются с заданием.

От
изложения близкого к тексту, учащиеся
отходят по мере того, как увеличиваются
размеры текста, т.е. чтение дается только
один раз, учащиеся самостоятельны в
составлении плана и т.п.

Однако,
в целях разнообразия видов письменных
работ и расширения самостоятельности
учащихся следует и в младших классах
применять пересказ с изменением формы.

Пересказ
с изменением формы – этот
вид изложения состоит в том, что работа
ученика осложняется дополнительным
заданием, например, при пересказе
изменить 1-е лицо, от которого ведется
рассказ, на 3-е или дать изложение от
лица другого персонажа (например, встречу
Метелицы с пастушонком передать от лица
последнего).Этот вид изложения явится
прямым переходом к сочинению творческого
характера.

Работы
этого вида требуют некоторого навыка,
поэтому их можно предлагать для
письменного исполнения только после
устных упражнений, при которых учащиеся
практически уясняют, как это нужно
сделать.

Сокращенное
изложение (извлечение
– так называлось это упражнение в старых
методиках), – наиболее популярный вид
письменной работы в средней школе. Виды
его очень разнообразны и тесно связаны
с особенностями книжного текста.

Если
тест обширен, представляет собой,
например, повесть, новеллу, роман, то
сокращенное изложение является нелегкой
работой. Главной задачей в ней явится
выделение центрального эпизода, костяка
произведения, называемого фабулой.
Готовя такой пересказ, ученик, возможно,
напишет его не сразу; в начале у него
может получиться сравнительно
распространенный пересказ, но, сжимая
его до минимума, вычеркивая все, без
чего можно обойтись, он доведет его до
самого краткого размера.

Из
сказанного ясно, что работа такого
характера учит избегать многословия,
стремится к выразительной сжатости и
вместе с тем, заставляет ученика очень
близко познакомиться с содержанием
излагаемого текста.

Особый
интерес представляет эта работа в том
случае, если кроме общей задачи –
пересказать кратко содержание – дается
задание выдвинуть в передаче ту или
иную черту характера действующих лиц
или особенности драматического характера
и т.п.

Готовясь
к пересказу, ученик может сократить то,
что ему кажется для поставленной задачи
менее существенным, но подробно передаст
то, что подчеркнет нужные стороны
характера или ситуации.

Чтобы
сделать понятным характер материала,
предлагаемого для изложения этого типа,
мы ниже назовем несколько произведений,
которые можно считать типичными для
отдельных классов.

При
выборе текста для пересказа и изложения
нужно иметь в виду не только размер и
содержание, но и язык рассказа или
отрывка. Синтаксический строй должен
быть таким, чтобы учащиеся могли усвоить
его и ввести в свое изложение новые
фразы, как сознательное приобретение.
Поэтому текст должен быть не только по
содержанию, но и по синтаксическому и
по стилистическому построению по силе
для учащихся. Доступен должен быть текст
и со стороны орфографической, так как
в противном случае он будет насаждать
ошибки. Если в художественном тесте
встречаются трудные обороты речи, то
нужного или отказаться брать такой
текст, или предварительно разъяснять
ученикам эти неизвестные им обороты
речи. Наблюдающиеся нередко обработки
художественного текста в смысле его
упрощения нужно признать неудачными,
так они снижают художественное значение
текста, являются прямой порчей его, что
недопустимо. Учитель должен быть
ревнительным, бережного отношения к
художественному слову.

В
средних классах материалом для пересказа
должны быть несложные и короткие рассказы
или эпизоды с динамически развивающимися
действиям. Примерными текстами могут
быть такие общеизвестные рассказы, как
«Акула», «Прыжок» Л.Н. Толстого, «На
пожаре» (из Дубровского).

Однако
писатели далеко не всегда склонны давать
такие прямые характеристики. Пушкин,
например, вообще не уделяет много места
для описания внешних и внутренних черт
своих героев (Дубровских, Пугачева,
Гриневых, Мироновых), предпочитая
рисовать их характеры в действии и лишь
вскользь делая замечания о наружности
героя.

Эти
различия в приемах характеристики у
писателей и нужно учитывать, выбирая
для учащихся темы характеристики. Первые
работы по характеристике нужно давать
по таким произведениям, в которых
материалы к характеристике даны самим
автором, наиболее развернуто.

Работа
по изложению такого типа продолжается
в старших классах, где задача осложняется
необходимостью сохранить стиль рассказа,
своеобразную манеру писателя.

Общие
методические замечания о постановке
письменного изложения. Рассматривая
отдельные виды изложений, мы указали
на ряд различных методических приемов
их постановки. Остается несколько общих
вопросов касающихся всех наиболее
популярных видов изложений.

1.
Как
читать текст для письменного изложения?
Текст,
подлежащий изложению, должен быть
прочитан с максимальной ясностью и
выразительностью. Поэтому читать нужно
учителю. Практикующееся иногда чтение
текста самими учениками про себя снижает
результаты письменной работы по понятным
причинам: учащиеся читают недостаточно
вдумчиво и внимательно.

2.
Сколько
раз прочитать текст? Число
чтений (одно или два) зависят от различных
условий: а) характера текста, б) характера
задания или изложения, в) возраста и
опыта учащихся. Двукратное чтение
снижает самостоятельность ученика при
изложении, то допустимо прочитать
рассказ во всех подробностях. Но если
текст велик, сюжет сложен, а учащиеся
не обладают достаточным навыком в
изложении, то допустимо прочитать
рассказ дважды. Это обычно приходится
делать тогда, когда план изложения
составляется учителем совместно с
классом. Тогда ход работы будет таким:

1.
Вводное слово учителя.

2.
Первое чтение рассказа.

3.
Допустим
ли текст для изложения? Допустим
в том случае, если он носит повествовательный
характер. Лирические стихотворения и
стихотворные пейзажи не следует давать
для изложения, так как в этих произведениях
форма неразрывна с содержанием.

Стихотворный
текст для изложения в некотором отношении
имеет даже преимущественно перед
прозаическим: он вынуждает учащихся к
большей самостоятельности в построении
речи изложения.

Особо
следует сказать об изложении «своими
словами» текста (стихов или прозы),
выученного наизусть. Такой вид пересказа
нужно признать нежелательным, так как
по сути дела работа ученика здесь
сводится к тому, чтобы разрушить усвоенную
им наизусть художественную форму текста,
сознательно превратив ее в художественную.
В том случае, когда ученик не знает
наизусть произведения, он при изложении
стремится приблизиться по памяти к
тексту, что является положительным
фактом.

4.
Каков
объем читаемого для изложения текста?
Размер
текста зависит от степени сложности
его содержания и формы.

Письменные
работы по картине могут быть двух родов:

1.
Изложение содержания картины.

2.
Сочинение по картине.

Задача
изложения картины заключается в том,
чтобы по возможности точно передать в
связно устном или письменном рассказе
изображенное художником на картине. Ни
моментов, предшествующих тому, что
изображено на картине. Таким образом,
излагая картину, учащийся словами
передает то, что художник рассказами
или другими средствами для рисования
изображает на картине.

Сочинение
по картине является рассказом по поводу
картины, содержание которой может быть
или отправным моментом рассказали
заключительным. Такое сочинение по
содержанию всегда выходит за пределы
картины, дополняет ее или предшествующими,
или последующими событиями, включая
иногда данный по картине эпизод лишь
как один из моментов связного повествования.

В
школьной практике более популярен этот
второй вид письменной работы по картине
до последнего времени использовались
главным образом в младших классах: в
этих классах учащиеся лучше знакомы с
повествовательной формой сочинения.
Однако изложение картины более связано
с описанием, которого еще не знают в
нужной мере ученики младших классов. В
отношении учебном – второй вид письменной
работы по картине более ценен. Общим
недостатком учащихся является то, что
они не умеют видеть картины: ее детали,
очень существенные в общей композиции
картины, часто не замечаются, и общий
замысел художника остается непонятным
и невоспринятый учениками. Положение
дела здесь аналогично с восприятием
литературного произведения: совершенно
также как преподаватель учит осмысленному
чтению, он должен научить смотреть и
понимать картины, имеющие те же
художественные компоненты, что и
литературное произведение.

Изложение
картины – хорошее средство для того,
чтобы развить наблюдательность учеников,
приучить их вдумываться в то, что они
видят, и понимать соотношение содержания
картины со средствами его выражения в
изобразительном искусстве. В развернутом
виде эта задача по силе учащимся 8 и
последующих классов. Однако, это не
означает того, что изложение по картине
должно применяться лишь в этих классах.
Развивать наблюдательность, умение с
нужной точностью рассказывать о том,
что видишь, какое впечатление это на
тебя производит, – нужно и в младших
классах.

Поможет
учащимся в этом отношении и план, который
в начале сам учитель предложит для
изложения содержания картины. По этому
плану ученики должны рассмотреть
картину, указать центральные и
второстепенные фигуры и предметы, их
расстановку, характерные детали картины,
ее фон, преобладающие тона или краски
и пр. Само собой разумеется, что картина,
так же как и литературное произведение,
должна быть посильна для учеников
младших классов. Сюжет картины может
быть понятным и манера изображения
реалистичной.

Особенно
интересными бывают работы по картине
в тех случаях, когда содержание картины
тематически более или менее близко ,но
не являются прямой иллюстрацией к
прочитанному учениками произведению.
Обычно сюжет такой картины, вызывая в
представлениях ученика знакомые мотивы,
пробуждает его осознать и мотивировать
те видоизменения, которые есть на
картине. Это ценно по тому, что культивирует
наблюдательность ученика и, с другой
стороны, заставляет его в сочинении
творчески описать и комбинировать эти
новые мотивы. Такой, например, является
картина В. Маковского «Ночное». Работа
по этой картине после прочтения и разбора
«Бежина луга» может быть очень интересной
для учащихся VII класса. Картина тематически
близка к рассказу Тургенева, но не во
всем совпадает с ним: здесь восемь детей
(у Тургенева пять), среди которых одна
девочка, нет костра, отсутствует фигура
охотника (Тургенева). Но фигура мальчика,
рассказывающего что-то, захватившее
слушателей, черты лица и одежды каждого
из них, пейзаж (ранее летнее утро, до
восхода солнца) – все эти черты
«тургеневские» и обязательно вызовут
в памяти детей соответствующие описания
и характеристики из «Бежина луга».

Сочинения
являются одной из важных форм работы
по развитию речи, и уроки чтения дают
для них достаточно богатый материал.
Устные сочинения и подготовка к письменным
чаще всего проводится на уроках чтения.
Читаемые
тексты позволяют учителю
знакомить
детей с особенностями языка художественных
произведений и деловых статей, работать
над планом, над логической стройностью
текста, над некоторыми литературоведческими
понятиями, необходимыми для сочинения.

Однако
работа над сочинениями страдает
некоторыми существенными недостатками.

Как
показывает изучение работы учителей,
во многих школах наблюдается однообразие
типов и тематики детских сочинений.
Очень распространены темы «Как я провел
каникулы», «Осень», «Зима», «Весна».
Значительно реже проводятся сочинения
на материале производственных экскурсий,
сочинения – описания, сравнения по началу
и пр. очень редко дети пишут сочинения
на общественные темы, сочинения –
рассуждения, сочинения по пословице.

В
связи с этим важно рассмотреть типы
сочинений, доступных учащимся начальных
классов школы, а также их тематику. Это
поможет учителю в планировании работы
по развитию речи, в разработке системы
устных и письменных сочинений для своего
класса с учетом требований преемственности
и перспективности.

К
рассмотрению типов сочинений мы подошли
с различных точек зрения и классифицировали
их по шести признакам:

1)
По жанрам: а) повествовательные; б)
сочинения – описания; в) сочинения –
рассуждения.

2)
По стилю: а) эмоциональные, образные,
приближающиеся к художественным
произведениям; сочинения типа деловой
статьи.

3)
По методам подготовки: а) коллективные,
требующие общей подготовки; б)
индивидуальные.

4)
По источникам, из которых почерпнут
материалы для сочинений: а) сочинения
на материале наблюдения или иных форм
живого опыта учащихся; б) сочинения на
книжном материале: в связи с прочитанным,
характеристики, работы типа рефератов,
типа рецензий; в) сочинения по картине,
по серии картин, диафильму, кинофильму,
спектаклю и пр.; г) сочинения, объединяющие
материалы наблюдений самого ученика
со сведениями, почерпнутыми из книг или
других источников; д) сочинения –
«Фантазия», построенные на вымышленном
материале.

5)
По форме передачи содержания: а)
письменные; б) устные.

6)
По целям проведения: а) обучающие; б)
контрольные;

Отметим
еще несколько общих требований к темам
сочинений: во-первых, тема должна
заинтересовать ученика, должна быть
ему близкой; во-вторых, тема должна быть
четко сформулирована, быть вполне
определенной; в-третьих, тема не должна
быть слишком широкой.

В
начальных классах тема обычно
отождествляется с заглавием. Но во
многих случаях возможно уже практически
показать, что сочинения на одну ту же
тему могут быть озаглавлены по-разному.
Например, сочинения на тему «Кем я буду»
может получать различные заглавия в
зависимости о того, кем собирается стать
автор сочинения.

ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

На уроках литературы используются многообразные формы письменной и устной работы. Их можно разделить на проверочные работы итогового характера, проверочные работы промежуточного характера, работы творческого характера и т. д. Это не только всем известные сочинения, но и анализы текстов, доклады, рефераты, семинары и зачеты.
      В последнее время очень популярным видом проверочной работы стало тестирование, которое в удобной для проверки форме дает возможность выявить и знание фактов из биографии и творчества писателей, и знание текстов, и умение анализировать. Кроме того, тест дает возможность проявить сообразительность и литературное чутье.
      Тестирование можно проводить и в качестве итоговой работы по всему материалу изучаемой темы, по двум и более темам, а также в качестве небольшой проверочной работы по какой-то проблеме. Тестирование — это выбор правильного ответа из ряда предложенных. В этом виде работы есть свои положительные и отрицательные стороны. Положительным является то, что за сравнительно небольшое время можно провести работу, охватывающую широкий круг проблем, и быстро оценить результаты этой работы. Отрицательной же стороной можно признать то, что эта работа не всегда объективно отражает уровень знаний. Человек, обладающий логическим мышлением, иногда просто может вычислить ответ. Помимо этого, тестирование никоим образом не затрагивает развития речи учащегося. Кропотливая работа по составлению теста и организации его проведения ложится на плечи учителя. Но такой тип работы, безусловно, перспективный и вызывает огромный интерес у учащихся.
      Рецензии и отзывы о прочитанных произведениях, достаточно часто используемые в школьной практике, а в последнее время и на выпускных экзаменах одиннадцатиклассников, требуют дополнительного объяснения.
      Учащиеся должны понять, что рецензия и отзыв — это не обычное школьное сочинение-рассуждение на заданную тему, а совсем иной вид работы.
      Во-первых, название рецензии или отзыва учащийся достаточно часто предлагает сам, а от этого и зависит дальнейший ход его работы.
      Во-вторых, необходимо уяснить, чем рецензия и отзыв отличаются от сочинения-рассуждения (наиболее распространенного типа в практике старших классов) и чем они отличаются друг от друга.
      Проще всего объяснить разницу между этими типами письменных работ, как бы меняя личность автора (хотя везде это будет учащийся, примеряющий на себя разные маски).
      Автор сочинения-рассуждения — это сам ученик, раскрывающий проблему, поставленную учителем в сочинении. Используя полученные в ходе изучения произведения знания (биография автора; творческий путь; анализ текста, проведенный в ходе уроков; критика), учащийся доказывает тезис сочинения, как правило, соглашаясь с общепринятой точкой зрения. Работы такого типа можно назвать скорее проверочными, итоговыми, а не чисто творческими. Они выявляют знания учащихся по данной теме; знание фактического, текстового и критического материала; их умение логично мыслить, отделять главное от второстепенного, отбирать факты, выражать свои мысли письменно, подтверждая их текстом. Чисто творческими моментами в такого рода работах бывают вступления и заключения.
      Более творческими бывают сочинения-рассуждения, отрицающие, не соглашающиеся с основным тезисом, но это случается довольно редко.
      Автор рецензии — это ученик, перевоплотившийся в литературного критика, писателя, редактора. Эти лица могут быть современниками автора, а могут быть нашими современниками, причем рецензия может быть как положительная, так и отрицательная (все названные условия дополнительно оговариваются учителем). Иногда эти перевоплощения надо показать (если стоит такая задача), а иногда скрыть (только представить себе, что вы — критик), если требуется ваше личное мнение.
      Сочинение может анализировать все произведение, его героев, идейно-художественные особенности, какую-либо проблему, оно может сравнивать либо обобщать два и более произведения или литературных героя и т. д.
      Рецензия же не рассматривает отдельные темы, вопросы, проблемы, детали, героев. Она аргументированно и личностно высказывается о произведении целиком, принимая или не принимая его, либо же высказывается о ряде произведений, чем-либо объединенных.

Приблизительный план рецензии:

I. Вступление.
      1. Своеобразие проблематики, актуальность темы.
      2. Место данного произведения в ряду подобных либо его особое положение.
      II. Основная часть. Аргументы, доказывающие необходимость или ненужность этого произведения, определяющие его положительные или отрицательные качества, либо и то и другое.
      1. Идейное содержание, эмоциональный пафос.
      2. Сюжет и особенности конфликта.
      3. Композиция.
      4. Система образов.
      5. Язык и стиль.
      6. Жанровое своеобразие.
      III. Вывод. Ваше мнение о необходимости подобного произведения.
      Как видно из вышеизложенного, рецензия — очень сложный вид творческой работы, требующий особой подготовки, литературного чутья, свободного владения письменной речью, воображения и вкуса.
      В одной из школ Москвы была проведена на уроке по изучению творчества А. Н. Островского работа по рецензированию пьесы «Свои люди — сочтемся». Учащиеся (по выбору) должны были написать рецензии на пьесу с точки зрения критика ХIХ века (положительную или отрицательную), с точки зрения критика ХХ века (положительную или отрицательную). Лучшей работой была признана отрицательная рецензия критика ХIХ века. Критик более всего возмущался идейным содержанием комедии, говорил о нежизненности подобной ситуации и упадке нравов. В остроумной, язвительной форме он критикует недодуманность интриги и нежизненность персонажей, включая в текст своей рецензии слова и выражения, бытующие в ХIХ веке.
      Автор отзыва — это ученик-читатель, который не может обладать специальными знаниями о системе образов, об особенностях конфликта, композиции. Но это, безусловно, человек начитанный, умеющий размышлять, анализировать, сравнивать и глубоко чувствующий литературу. Отзыв — более свободная, не связанная с задачей аргументированной критической оценки работа. От автора требуется высказать общее впечатление от произведения, рассказать о том, что понравилось или не понравилось, дать советы, касающиеся языка, тематики, героев. Автор должен познакомить с произведением и высказать свое к нему отношение.
      Одним из видов устной творческой работы может быть театрализованный диспут по какой-либо проблеме изучаемого произведения или по всему произведению в целом. Причем такой диспут-представление может быть проведен и на уроках, и вне их.
      Необходимо отобрать учащихся, пишущих сценарий такого представления, и учащихся, изображающих литературных героев. В зависимости от проблемы в сценарий может быть включен и автор произведения, и литературный критик, и современный автору читатель, и современный ученик.
      Самое сложное — написать сценарий. Можно провести работу так, чтобы авторы сценария были как бы дублерами учащихся-актеров. Такие сценаристы-дублеры, а также актеры читают произведение выборочно (по ролям), а также с помощью учителя подбирают дополнительный материал по своему герою.
      Сценарий может представлять собой литературную композицию-монтаж с авторскими или читательскими комментариями; свободную композицию, использующую в речи героев лишь характерные выражения и «ключевые» слова. Текст автора, литературного критика нельзя придумывать самостоятельно. Здесь необходима дополнительная литература, помогающая восстановить реалии времени, биографии, работы над произведением, литературные споры. А вот текст современного автору читателя и современного ученика (причем их может быть двое — высказывающие противоположные позиции) дает возможность проявить творческую фантазию.
      Наибольший простор для такого вида работы могут дать произведения, наделенные острой проблематикой — социально-психологической или философско-нравственной (А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой).
      Такая работа требует тщательной подготовки и учителя, и учащихся. В ходе работы необходимы консультации, поиск дополнительной литературы. Такие работы подготавливаются заранее, задолго до завершения изучения темы.
      Темы и сценарии подобных уроков — предмет другой книги, но некоторые темы мы можем предложить для создания сценария театрализованного диспута: «Умен ли Чацкий?» (А. С. Грибоедов), «Любовь или долг?», «Мой друг Онегин» (А. С. Пушкин), «А если бы он был героем нашего времени?..» (М. Ю. Лермонтов), «Нужны ли человеку принципы?» (И. С. Тургенев), «Тайна Раскольникова», «„Добро“ и „зло“ Раскольникова» (Ф. М. Достоевский), «Правда Наташи Ростовой», «Мой любимый герой Андрей Болконский» (Л. Н. Толстой).
      Не менее сложным итоговым уроком, требующим специальной подготовки, является урок-семинар. На уроках подобного типа решаются две задачи: организация самостоятельной работы учащихся и оценка результатов этой работы. Эта работа требует самостоятельности и выявляет творческие способности учащихся. На этом уроке как составная его часть используются также доклады и рефераты учащихся. Их целесообразно проводить по темам, имеющим проблемное звучание, актуальным для нашего времени. Если не будет заинтересованности, то о чем же будут спорить учащиеся, какие проблемы решать? Такой урок заранее обречен на неудачу.
      На уроке-семинаре задействованы все учащиеся. Роль их определяется тем заданием, которое они получили. Задания могут быть индивидуальные, групповые и фронтальные, и каждый учащийся отвечает за какой-то определенный вид работы, без которой семинар не состоится. Это налагает на участника семинара ответственность более серьезную, чем на обычном уроке. Семинары могут быть нескольких разновидностей в зависимости от характера деятельности учителя и учащихся: семинар-беседа, семинар-диспут, семинар-практикум, семинар-конференция (См.: Л. Т. Типы семинарских занятий в старших классах // Литература в школе. — № 4. — 1988.)
      При подготовке семинара класс разделяется на три группы: группа докладчиков, группа оппонентов, группа арбитров.
      Докладчики либо индивидуально, либо коллективно готовят выступления по заранее поставленным проблемам.
      Оппоненты, заранее познакомившись с докладами, продумывают вопросы к докладчикам, требующие разъяснения. Арбитры изучают тему, оценивают доклады и вопросы к ним и решают спорные вопросы.
      Как арбитрам проще и точнее оценить ответы докладчиков, вопросы оппонентов? Работа, как обычно, оценивается по пятибалльной системе, а количество баллов набирается из положительных или отрицательных оценок выступлений по следующим параметрам:

Оценка работы докладчика:

1. Раскрытие темы.
      2. Использование фактического материала.
      3. Последовательность и доступность изложения.
      4. Оригинальность решения темы. Собственное мнение.
      5. Владение аудиторией, эмоциональность.

Оценка работы оппонента:

1. Владение материалом темы.
      2. Использование фактического материала.
      3. Ясность и четкость в формулировках вопросов.
      4. Оригинальность вопросов, необычный поворот темы.
      5. Владение аудиторией, эмоциональность.
      Главным арбитром, лицом, направляющим течение семинара, всегда является учитель. Он открывает и закрывает семинар. Во вступительном слове ставятся проблемы семинара; в заключительном делаются выводы, решаются самые сложные вопросы, выясняется истина. Во время подготовки семинара учитель проводит консультации по выбранной теме, помогает подобрать литературу. О проведении семинара класс предупреждается во время первого занятия по монографической теме. Это не только дает время для подготовки к семинару, но и организовывает учащихся, помогает более глубоко, осмысленно, заинтересованно подходить к изучению темы.
      В семинаре может быть задействована еще одна группа учащихся — тех, которые будут работать над стендом «Готовимся к семинару». На этом стенде будет помещен материал такого рода:
      1. Организационные вопросы.
      2. Художественно-графические материалы (иллюстрации, фотографии, рисунки учащихся и т. д.).
      3. Список дополнительной литературы.
      4. Вопросы по теме (готовят и ученики, и учитель).
      Семинары помогают в доступной эмоциональной форме углубить знания учащихся, освоить навыки исследовательской работы, учат умению обсуждать проблемные решения, доказывать свою точку зрения.
      Так как семинары требуют большой подготовительной работы, то целесообразнее проводить их по темам, затрагивающим глобальные проблемы творчества писателя, произведения. Темы семинаров не только должны быть проблемными, но и своим звучанием вызывать у учащихся интерес, желание поспорить, однако споры эти не должны заводить в тупик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *