Дата публикации: 27.05.2020
Должность: учитель русского языка и литературы
Населенный пункт: Волгоградская область Михайловский район п.Реконструкция
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Упражнения для работы с текстом можно распределить по трем направлениям в соответствии с тем, какие умственные операции применимы при их выполнении:
аналитическое чтение текста, выделение ключевых слов; темы, идеи;
деление текста на микротемы; составление тезисного плана текста;
разноаспектный анализ текста в соответствии с изучаемой темой;
маркировка информационного (лингвистического) текста – инсерт, заполнение маркировочной таблицы; составление схемы.
двухчастный, трехчастный дневник, составленный по информационному тексту.
работа с деформированным текстом;
сопоставление двух и более текстов;
изложения-миниатюры, сочинения-миниатюры «Продолжи текст».
составление текста (устного и письменного) по рисунку, алгоритму, схеме, кластеру;
создание собственного текста;
коммуникативные и игровые ситуации на основе текста;
комплексный анализ текста с творческим заданием (подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ).
Упражнения первого типа – аналитические – они представляют собой коллективную (в классе) коммуникацию с автором текста. Выполняя упражнения, дети учатся понимать текст, т.е. быть читателями, занимать позицию адресата и стараются восстановить и сформулировать коммуникативную задачу автора, его замысел. С этой целью исследуются лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические особенности текста. В работе с информационным текстом (параграфом учебника) дети учатся перерабатывать информацию, представлять правило в виде схемы (опорного конспекта), кластера, составлять опросник, тест, викторину и на следующем этапе восстанавливать информацию, содержащуюся в тексте с опорой на схему, таблицу.
Второй тип – аналитико-синтетические упражнения. В этом случае увеличивается количество текстов, и ученик вступает в коммуникацию сразу с несколькими писателями (авторами) или сам выступает в роли соавтора. При выполнении данных упражнений отрабатываются коммуникативные позиции слушателя или читателя, критика, менеджера и организатора коммуникации. Таким образом, возникает деловая игра, весьма увлекательная, в которой школьник сначала разбирает текст, а затем собирает из предложений заданные по содержанию и форме единые отрывки, дополняет текст, восстанавливая его недостающие части.
Третий тип – синтетические упражнения. С их помощью ученик приобретает умение самостоятельно создавать текст разных типов и стилей, он становится автором речевого произведения, адекватного ситуации. Задания данного типа решают проблему мотивации учеников к написанию собственных произведений. Они также тренируют у школьников умение писать свои тексты. Эта сложная работа выполняется частями, поэтапно, тем самым готовя детей к освоению сложного процесса написания творческой работы.
Для продуктивности работы с текстами, начинать следует с аналитических упражнений, после пяти первых упражнений следует подключать упражнения второго типа, когда система работы над упражнениями будет понятна, можно выполнять упражнения третьего типа, а затем целесообразно выполнять упражнения всех типов параллельно. Такое ступенчатое включение упражнений объясняется тем, что сначала ученикам необходимо познакомиться с образцами речи, а затем получить представление о том, как работают средства языка, как они помогают понимать содержание текста. Пока школьник не научится анализировать текст, находить и различать средства языка, понимать их роль, у него не будет «инструментов» для создания собственных творческих работ.
Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии интегрированного обучения, групповых технологий, игровых технологий, системы развития интеллектуального мышления на уроках русского языка.
Главный результат выполнения всех типов упражнений: школьники овладевают способами действия с текстом, т.е. самостоятельно могут:
– понять главную мысль, максимально близкую авторской идее;
– восстановить ситуацию создания текста;
– объяснить приемы и средства, с помощью которых автор достигает реализации своего замысла;
– объяснить использование конкретных грамматических и стилистических средств для выражения замысла автора и создания образов;
– создать собственные тексты (устные и письменные), адекватные заданной речевой ситуации.
МКОУ «Реконструкторская СШ»
городского округа город «Михайловка
Карточка с заданием. 6 класс
Поср_ди остр_ва на высокой горе нах_дился древний город, окруж_нный широкими кольцами воды и суши с пр_красным Храмом Посейдона. Храм был отделан зол_том, серебром и мрамором, суша – соед_нена мостами. Пр_красный остр_в процв_тал. Но вот боги пр_гневались на атлантов, и в один день и одну бедственную ночь Атлантида ок_залась погружена в море. Некоторые ученые, оч_рованные л_гендой, очень бы хотели найти следы Атлантиды. Они говорили, что там, где был расп_ложен сказочный остр_в, есть признаки недавнего опускания суши. Но Атлантида ли это?
/Что такое? Кто такой?/
Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Кто такой Посейдон? Где мог находиться остров?
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Выпишите полные и краткие причастия в два столбика.
Выпишите предложения с причастными оборотами, выполните синтаксический разбор.
Петух был такой красивый и смелый.
На шее огненное ожерелье. Спина (серый, мелкие белые пестринки), а хвост (длинные, сине-черные перья). Выступал вперед (широкая, отливающая бронзой грудь), высоко поднимал лапы (загнутые острые шпоры).
Был он храбр. Если противник не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. Его длинный хвост волочился по земле.
Прочитайте текст, раскрывая скобки, чтобы получилось связное высказывание. Запишите получившийся текст на черновик.
Какова тема текста?
О чем говорится во втором абзаце? Какова основная мысль третьего абзаца?
Какой тип речи преобладает в этом тексте? Обоснуйте свой ответ.
Запишите текст в тетрадь, включая в него сравнения: серпообразные, будто на параде, как истинный гвардеец, зонтиком, как плащ. Объясните знаки препинания.
Прочитайте получившийся текст. Чем второй текст отличается от первого текста?
Синтетические упражнения (задание 4 к тексту)
Друзья, я потерял день!
Слова эти принадлежат древнеримскому императору Титу. Чем же он так прославился, что слова его стали крылатыми?
Да своими добрыми делами, за что его прозвали «любовью и утешением человеческого рода» (хотя правил он всего два года).
Жизненным кредо Тита было: никто не должен был уходить от него огорченным. Античные историки передают: однажды, вспомнив, что за весь день он не совершил ни одного благодеяния, Тит воскликнул: «Друзья, я потерял день!» В то жестокое время, с его бесконечными заговорами и господством насилия, Тит, как человек и император, представлял счастливое исключение.
Прочитайте текст, дважды, перескажите его.
Составьте словарный диктант, используя слова из текста. Подчеркните и объясните орфограммы (образец: древнеримскому – е – соединительная гласная).
Еще раз прочитайте текст и запишите его по памяти. Если это необходимо – предварительно составьте план текста.
Письменно ответьте на вопрос: Сколько (и каких) добрых дел я сделал вчера?


Приемы работы с текстом

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.
Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

на уроке литературы
● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
● ответы на вопросы;
● анализ и интерпретация произведения;
● составление планов;
● характеристика литературного героя;
● написание отзыва о произведении;
● поэтическая разминка;
● написание сочинения.

Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
– нахождение границ предложений в тексте;
– деление текста на абзацы;
– восстановление деформированного текста;
– собирание текста из фрагментов;
– комплексный анализ текста;
– реконструкция текста;
– прием «фишбоун».

1. Комплексный анализ текста.
3. Сложение целого текста из частей.
6.Приём « фишбоун».


Работа в группах
Задание 1 группе. Комплексный анализ текста.
Задание 2 группе. Реконструкция текста .
Задание 3 группе. Сложение целого текста из частей
Задания 4 группе. Синквейн .
Задание 5 группе. Поэтическая разминка.
Задание 6 группе. «Фишбоун»

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Нет лучшей музыки, чем тишина в горах, тишина в лесу. (2) Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. (3) Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость. (4) Нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются. (5) В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)
2. Тема текста- поведение человека.
3 .Идея текста- хорошие манеры в поведении человека
4. Тип речи- рассуждение.
5. Стиль речи- публицистический.
9. Бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим
10.Составное именное сказуемое.
11.Тишина в лесу.
13. Бойтесь ,старайтесь
14.Более смешного, более неприятного

1. При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в которой некоторая информация оказалась утраченной.
Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений..
Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание на определенную тему
В большинстве случаев текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и посвященных одной теме.
Основные признаки текста
Единство тематическое и композиционное текста
Наличие основной мысли текста
Относительная законченность текста
Определенный порядок предложений
Наличие грамматической связи предложений в тексте.

2. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.
Задание: Составьте рассказ о существительном по опорным словам.
1. Имя существительное обозначает предмет.
Отвечает на вопросы кто? что?
Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа.
2. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
собственное или нарицательное
одушевленное или неодушевленное
Относятся к мужскому или женскому, или среднему роду, к 1, или 2 , или 3 склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:
Существительные изменяются по падежам и числам .
3. В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением, сказуемым.
Имя существительное не является членом предложения , если оно обращение

1. Начался листопад.
2. Листья падали дни и ночи.
3 Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву
5. Леса моросили дождем облетавшей листвы.
4.Этот дождь шел неделями.
2) А. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
а) Сереже понравилось, что его так назвали ,но Вари опять не было целую вечность.
б) Варя пришла наконец ,и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.
в) «Для молодого человека,»- сказал он.
г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет .
содержания учебного материала

Синквейн на тему русский язык.
Русский язык. Национальный, основной. Является, практикуется, забывается. Единственный государственный язык России. Славяне.
Русский язык. Великий, могучий. Учится, преподается, развивается Один из предметов в школе. Россия

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блести на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется первая и чистая лазурь
На отдыхающее поле.

Сел писать депешу
Стали изобретать фамилию
Доктор вырвал больной зуб
Засупонин, Лошадский ,Овсов
Поиски лошадиной фамилии

● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Рефлексия « Все в твоих руках»
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе
буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной
БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом
МИЗИНЕЦ – данные приёмы мне известны, но я их не