Виды страховки и помощи при обучении гимнастическим упражнениям. Требования к страхующему

Виды страховки и помощи при обучении гимнастическим упражнениям. Требования к страхующему

Виды страховки и помощи при обучении гимнастическим упражнениям. Требования к страхующему

Виды страховки и помощи при обучении гимнастическим упражнениям. Требования к страхующему

Виды страховки и помощи при обучении гимнастическим упражнениям. Требования к страхующему

Виды страховки и помощи при обучении гимнастическим упражнениям. Требования к страхующему


Страховка и помощь в гимнастике

Безопасность занятий гимнастикой зависит от ряда мер, применяемых преподавателем и самими студентами. Наряду с правильной подготовкой места занятий и снарядов, инвентаря должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы, требования к организации и методике обучения упражнениям, к поведению занимающихся в зале.

Для предупреждения травматизма и достижения лучших результатов в процессе занятий необходимо соблюдать следующие правила:

бережно обращаться с оборудованием и инвентарем, правильно готовить их к занятиям и затем убирать;

аккуратно обращаться с магнезией, после каждого занятия убирать зал;

находиться в зале (на гимнастической площадке) только в гимнастических костюмах и тапочках;

во время занятий точно выполнять указания преподавателя, помогать товарищам;

изучить правила безопасности и приемы страховки, самостраховки, выполнять упражнения, заданные преподавателем;

входить в зал и уходить из него, только получив разрешение преподавателя;

при выполнении упражнений использовать подводящие упражнения, облегчающие освоение упражнений, разучиваемых на данном занятии.

Неуклонное выполнение указанных правил и систематическая воспитательная работа преподавателя способствуют улучшению учебного процесса и предупреждению травм. Важную роль в этом играет также физическая помощь при овладении упражнениями, страховка и самостраховка.

Физическая помощь преподавателяв процессе обучения гимнастическим упражнениям способствует формированию у учащихся более четких представлений о движении, помогает быстрее и лучше овладевать разучиваемым упражнением. Физическая помощь может быть кратковременной: подталкивание в отдельных (наиболее ответственных) фазах движения и поддержка (чаще всего в статических положениях – исходных, промежуточных и конечных).

Страховка – это готовность преподавателя или партнёра (учащегося) своевременно поддержать исполнителя упражнения при какой-то его ошибке в технике движения, которая может привести к неудаче, падению.

Проводка (по движению) способствует точному выполнению упражнения исполнителем, не стесняя его движений, но вместе
с тем предохраняя при неудаче в технике выполнения упражнения.

Самостраховка – умение самого учащегося находить нужный выход из создавшейся ситуации (при ошибке в технике выполнения упражнения, возможном срыве со снаряда и т.д.) и избежать падения или травмы.

Страховку и помощь студенты осваивают одновременно с разучиванием гимнастических упражнений.

1. Занятия какими видами физических упражнений объединяет гимнастика?

2. Когда впервые начали проводиться соревнования по гимнастическим видам спорта?

3. С какого момента берет начало современная история гимнастики?

4. Назовите основные этапы развития отечественной гимнастики.

5. Кого из выдающихся отечественных гимнастов Вы знаете?

6. Охарактеризуйте спортивные виды гимнастики.

7. Каковы общие принципы спортивной тренировки?

8. Какие гимнастические упражнения используются в вузовской программе по физической культуре?

9. Каким видам гимнастики, по Вашему мнению, следует отдавать предпочтение при занятиях оздоровительной физической культурой?

10. Как часто в неделю следует тренироваться и сколько времени, чтобы тренировка была достаточно эффективной?

11. Как организуются занятия по гимнастике?

12. Что такое гимнастическая терминология?

4.1. Краткая историческая справка

Спортивное ориентирование – увлекательный и достаточно «дешевый» вид спорта, для занятий которым не требуются дорогие спортивные сооружения, что определяет его популярность в мире. Спортивным ориентированием занимаются более чем в 40 странах мира. В большинстве стран этот вид спорта стал наиболее широко распространяться в 30-х годах ХХ столетия. Поскольку спортивное ориентирование – военно-прикладной вид спорта, то руководители многих государств использовали его для увеличения своего военного потенциала.

Спортивным ориентированием начали заниматься уже в середине XIX века в шведской армии, однако первые соревнования
по ориентированию для гражданского населения в Швеции были организованы только в 1901 году. Поэтому родиной спортивного ориентирования считается Норвегия, где летом 1897 года были проведены первые в мире официальные соревнования по ориентированию для гражданского населения. Спортивное ориентирование называли в то время «кроссом с ориентированием».

Стремительное развитие ориентирования в Скандинавии
не могло не повлиять на спортивное движение в других европейских странах, в первую очередь прибалтийских. Так, в Эстонии первые соревнования по ориентированию состоялись в 1920 году (132???).
В двадцатых годах ориентирование, в рамках рабочего спортивного движения, развивается в Германии. Быстро формировалось ориентирование в Венгрии и Дании, где первые национальные чемпионаты были разыграны соответственно в 1935 и 1937 годах.

После второй мировой войны начинается новый этап в истории спортивного ориентирования.

В 1946 году был создан Совет спортивного ориентирования Северных стран, объединяющий Швецию, Норвегию, Финляндию
и Данию. С 1947 года и по настоящее время регулярно, через год, стали проводиться первенства Северных стран, были унифицированы правила соревнований.

В 50-60-х годах спортивным ориентированием стали активно заниматься в Швейцарии, Англии, Германии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Советском Союзе.

В 1961 году на учредительном конгрессе в Копенгагене была создана Международная федерация по спортивному ориентированию (ИОФ), которая объединила федерации одиннадцати государств. В 1962 году в Норвегии был проведен первый чемпионат Европы по спортивному ориентированию, а с 1966 года регулярно проводятся чемпионаты мира.

Первые отечественные соревнования по ориентированию были проведены летом 1963 года в окрестностях города Ужгорода. Именно с этого года ведется официальный отсчет истории спортивного ориентирования в нашей стране. Лучшими ориентировщиками оказались в то время представители Прибалтийских республик, Ленинграда и Москвы.

Летом 1986 года федерация спортивного ориентирования нашей страны была принята в Международную федерацию, став тридцать третьим членом ИОФ. Вступление в Международную федерацию по спортивному ориентированию и получение возможности участвовать в чемпионатах мира и Европы предъявило более высокие требования к совершенствованию всей системы подготовки отечественных спортсменов-ориентировщиков.

4.2. Общая характеристика соревновательной деятельности
в спортивном ориентировании

Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании характеризуется не только большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности, но и напряженной мыслительной деятельностью, включающей комплекс операций и процессов, обеспечивающих целенаправленное передвижение по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса.

Существенное влияние на уровень соревновательной деятельности в ориентировании имеет способность к продуктивной мыслительной деятельности на фоне интенсивного бега.

Физиологический фон соревновательной деятельности в спортивном ориентировании в целом сходен с другими видами спорта, где выносливость является определяющим фактором физической подготовленности. Тренировка ориентировщиков также создана
по образцу видов спорта, развивающих выносливость. Меняющийся и, как правило, неровный грунт, а также особые технические действия, регулирующие скорость бега, являются примером тех факторов, которые придают ориентированию только ему присущие черты. Длительность соревнований по ориентированию составляет в среднем 70 минут у женщин и 90 минут у мужчин. Соревнования по спортивному ориентированию проводятся на протяженных
и сложных по рельефу местности дистанциях с перепадом высот до 800 м и длиной от 6-9 до 13-22 км.

Практически все время на дистанции занимает бег по пересеченной местности с различным рельефом и состоянием грунта.
При этом бег по дорогам и просекам, как правило, составляет небольшую часть трассы. Основную же часть спортсмены пробегают по лесу, через завалы, овраги, по болотам и высокотравью.

Основная задача ориентировщика – найти оптимальную скорость передвижения, при которой с учетом требований техники ориентирования и физического состояния достигается лучший конечный результат.

Одним из условий достижения успеха в соревнованиях по ориентированию является обеспечение высокого уровня физической подготовленности – фундамента, на котором строится мастерство спортсмена. Степень физической подготовленности спортсмена оказывает значительное воздействие на технику и психологию ориентирования.

Средняя скорость движения ориентировщика по трассе соревнований зависит не только от его подготовленности, но и от характера местности, точности карты, погодных условий, техники бега. Неровность и мягкость грунта, рельеф и проходимость местности являются примерами тех факторов, которые предъявляют многосторонние требования к технике бега ориентировщика.

Спортивная карта, с которой работает ориентировщик, должна быть точной, объективной, с хорошим полиграфическим качеством и служить залогом спортивной справедливости.

Скорость бега ориентировщика заметно меняется в зависимости от характера местности. В Норвегии были проведены измерения скорости на различных участках местности (453). Скорость бега (мин/км) менялась следующим образом:

дорога – 3.30-4.00

хорошая тропа – 4.00-4.30

плохая тропа – 4.30-5.30

болото – 5.00-6.30

равнинная залесенная местность – 6.00-7.30

пересеченная залесенная местность – 7.30-10.00

крайне гористая местность – 10.00

Влияние перепадов высот на скорость ориентировочного бега довольно заметное. Так, при беге под уклон скорость уменьшается только на крутых склонах. Однако при беге в гору падение скорости примерно пропорционально крутизне подъема. Это необходимо учитывать при выборе варианта движения.

Кроме указанных факторов на скорость бега влияет также степень трудности задач ориентирования. Существует четкая взаимосвязь между сложностью ориентирования и скоростью бега ориентировщика. Эти два фактора – тип местности и сложность ориентирования – определяют различия в скорости бега не только в различных соревнованиях, но и между отдельными контрольными пунктами (КП) на одной и той же трассе.

Различают эффективную и фактическую скорости в ориентировании. Под эффективной скоростью понимают ту, с которой спортсмен должен был бы преодолевать путь по прямым между КП,
чтобы достичь финиша за время, соответствующее его результату по протоколу. Фактическая скорость – та, с которой спортсмен передвигается по своему выбранному пути.

Время, затраченное на прохождение дистанции, можно разделить на три составляющие: время истинного перемещения по трассе («чистый бег»), время технических остановок (отметки на КП)
и время на ориентирование. По наблюдениям ученых, мастера спорта, находящиеся в хорошей спортивной форме, затрачивают на бег 95% времени прохождения дистанции.

Важное место для обеспечения эффективной соревновательной деятельности имеет техническая подготовка, под которой в спортивном ориентировании понимают совокупность навыков обращения
с картой и компасом, приемов выбора путей движения между контрольными пунктами, отработку способов быстрого “взятия” этих пунктов. При помощи техники ориентирования спортсмен управляет своим передвижением и регулирует скорость, что в большинстве видов спорта называют тактикой соревновательной деятельности.

Специалисты выделяют следующие элементы техники ориентирования: чтение карты, слежение за местностью, работа с компасом, контроль расстояния, отметка на контрольных пунктах.

4.3. Содержание и методика физической подготовки
спортсменов-ориентировщиков

В спортивном ориентировании, как и в других видах спорта, различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит своей целью всестороннее развитие спортсмена. Средствами ее служат самые разнообразные физические упражнения: кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, с отягощениями и без них, спортивные игры, плавание, лыжные гонки, гребля и др. Задачи специальной физической подготовки (СФП) в спортивном ориентировании заключаются в совершенствовании физических качеств, наиболее характерных для этого вида спорта: специальной
и силовой выносливости, координационных способностей. Средствами СФП являются: бег на тренировочных и соревновательных трассах с ориентированием, легкоатлетические кроссы, беговые
и специально-подготовительные упражнения, направленные на избирательное развитие функциональных систем и групп мышц, участвующих в проявлении выносливости, силы, быстроты, ловкости.

Исследователи в нашей стране, Швеции, Чехословакии проводили оценки соотношения объемов технической и физической подготовки на различных стадиях занятий спортивным ориентированием. Их результаты оказались достаточно сходными и указывают на то, что с повышением спортивного мастерства соотношение между этими двумя видами подготовки систематически изменяются
в пользу физической подготовки (табл. 3).

Тренировочная деятельность ориентировщика характеризуется выполнением большого объема бега, продолжительного в аэробном режиме. В этом отношении здесь много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом и бегом на длинные дистанции. Согласно вышесказанному, для достижения высоких результатов в ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обусловливающим результат, является выносливость, что требует использования высоких по объему тренировочных нагрузок.

Соотношение времени, рекомендуемого для технической и физической подготовки ориентировщиков различных категорий (в %)

1. Расскажите кратко историю развития спортивного ориентирования.

2. Перечислите виды спортивного ориентирования.

3. Назовите компоненты, необходимые для прохождения дистанции в спортивном ориентировании.

4. Особенности общей физической подготовки в спортивном ориентировании.

5. Особенности специальной физической подготовки в спортивном ориентировании.

6. Какова сущность интеллектуальной деятельности в спортивном ориентировании?

1. Акимов В.Г., Кудряшов А.А. Спортивное ориентирование / Беллоруск. Гос. ун-т. – Минск, 1977. – 95 с.

2. Амосов Н.В., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. – Киев: Здоровье, – 1985.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 338 с.

4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1976. – 447 с.

5. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.

6. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.

7. Бардина Р.А. Сотвори себя. Здоровье и физическая культура: Энциклопедия. – М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ», 1996. – 480 с.

8. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – СПб.: Водолей, 1998. – 560 с.

9. Вайцеховский С.М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 311 с.

10. Введение в теорию физической культуры. / Под ред. Л.П. Матвеева. – М.: ФиС, 1983.

11. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. – М.: Знание, 1987. – 107 с.

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

13. Гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. 2-е изд. / Под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – М.: ФиС, 1979. – 215 с.

14. Гимнастика с методикой преподавания: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ. культура» / И.Б. Павлов, В.М. Баршай, В.Н. Ихильчук и др.; Под общ. ред. И.Б. Павлова, В.М. Баршая. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

15. Граевская Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. – М.: Медицина, 1975. – 279 с.

16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

17. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 287 с.

18. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование
в спортивной медицине. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 206 с.

19. Книга тренера по легкой атлетике. / Под ред. Л.С. Хоменкова. – М., 1987.- 452 с.

20. Кожин В.И. Самостоятельная физическая подготовка учащихся и студентов: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 86 с.

21. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с.

22. Лыжный спорт. Краткий курс дисциплины. 3-е изд. – М.: РГАФК, кафедра лыжного спорта. – 1998. – 32 с.

23. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студентов бакалаврского уровня высшего физкультурного образования: В 2 ч. – М.: РГАФК. – 364.

24. Легкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Н.Т. Озолина, В.И. Воронина, Ю.Н. Примакова. – М.: ФиС, 1989. – 671 с.

25. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. – М.: ФиС, 1987.

26. Лисовский В.С. Молодежь и образование на пороге ХХI века // Молодежь: цифры, факты, мнения. – 1995. – № 2 -3. – С. 61-67.

27. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 7. – С. 42-47.

28. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М., 1991. – 543 с.

29. Набатникова М.Я. Специальная выносливость. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 267 с.

30. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.

31. Петленко П. Познай и сотвори себя: Основные проблемы педагогической валеологии: Здоровье и образование. Концептуальные основы педагогической валеологии. – Материалы Всерос. науч.-практ. семинара. – (СПб., 7-9 декабря 1983) – СПб., 1994. – С. 26-28.

32. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев: Вища школа, 1984. – 346 с.

33. Пономарев Н.И. О законах функционирования и развития физической культуры: Лекция. – Л.: ГДОИФК, 1989. – 20 с.

34. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливандо Е.И. Юный легкоатлет. – М.: ФиС, 1982, – 221 с.

35. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 111 с.

36. Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – 448 с.

37. Спортивная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю.К. Гавердовского и В.М. Смолевского. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 327 с.

38. Суслов Ф.П. Пульсометрия – средство дозировки тренировочной нагрузки: Метод. рекомендации. – Рига, 1976. – 22 с.

39. Суслов Ф.П., Гиппенрейтер Е.Б., Холодов Ж.К. Спортивная тренировка в условиях среднегорья. – М., 1999. – 202 с.

40. Суслов Ф.П., Кулаков В.Н., Королев Г.И. Систематизация нагрузок бегунов и скороходов // Легкая атлетика. – 1986. – № 12. – С. 5-7.

41. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям / И.Д. Карцев и др. – М.: Медицина, 1977. – 176 с.

42. Физиология человека: Учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. Н.В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 496 с.

43. Физическая культура, спорт и здоровье нации: Материалы междунар. конгр. (СПб., Россия). – СПб: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. – С. 359.

45. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 326 с.

47. Чешихина В.В. Физическая подготовка спортсменов-ориентировщиков: Учеб. пособие. – М., 1996. – 96 с.

Не забудь поделиться страницей с друзьями:


Национальный государственный  университет

физической культуры, спорта и здоровья, Санкт-Петербург

  им. П.Ф. Лесгафта

Кафедра теории и методики гимнастики

ТЕРМИНОЛОГИЯ В ГИМНАСТИКЕ

1. Терминология как совокупность понятий

1. Терминология как совокупность понятий

в деятельности человека

 В любой сфере деятельности человека используются специфичные для этой сферы понятия, которые облекаются в соответствующие слова-термины. Так возникает специальная терминология, как совокупность терминов определенной отрасли, науки, техники, производства, области искусства, общественной деятельности, связанная, с соответствующей системой понятий, процессов.

 – это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Под термином принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия (подъем, спад, поворот, оборот и т.д.). Термин отличается от обыкновенных слов, которые могут и не заключать в себе конкретного понятия, а иметь только определенное значение, например: фляк, курбет, спичак, петля Корбут и т.д.

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет, особо важную роль. Система специальных, но понятных и доступных гимнастических терминов облегчает преподавание и общение между преподавателем и учениками во время занятий, общение специалистов, а также помогает упростить описание упражнений при издании литературы по гимнастике. Владение терминологией приобретает особое значение во время обучения гимнастическим упражнениям. Словесные указания преподавателя должны быть краткими и понятными. Точные терминологические обозначения (слова-термины) в качестве речевых раздражителей оказывают существенное влияние на настройку занимающихся, облегчают понимание разучиваемого упражнения и таким образом делают учебный процесс более компактным и целенаправленным.

По мере овладения навыками выполнения изучаемых упражнений значение терминов возрастает. Они начинают играть роль условных сигналов при образовании временных рефлекторных связей. При этом каждый термин должен одинаково пониматься любым занимающимся независимо от степени освоения объясняемого упражнения.

В то же время, дальнейшее развитие гимнастики, новые  успехи в теории и практике требуют и дальнейшего совершенствования   гимнастической терминологии.  Сегодня уже, помимо известных видов записей гимнастических упражнений (обобщённой, конкретной, графической) в спортивной гимнастике широко используется символическая запись, позволяющая судьям, тренерам и специалистам вести запись любых упражнений синхронно с их исполнением гимнастами.

Можно смело утверждать, что важным принципом, положенным в основу любого из существующих видов записей упражнений,  является создание зрительного образа записанного упражнения. И в этой связи, чем точнее и короче запись, тем она более приемлема для практической работы.

2. Способы образования терминов

 – это придание нового терминологического значения существующим словам (например: мост, шпагат, колесо, березка, выход, ласточка, переход и т. д.).

 – это термины, состоящие из двух или нескольких слов (разновысокие брусья, далеко-высокие прыжки

Из корней отдельных слов общепринятого языкавис, упор, мах, сед, выпад

Заимствование терминов и выражений из смежных областей деятельности, а также из прежних терминологических систем позволяет сохранить ставшие популярными в гимнастике, например, рондат, курбет, твист.

Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры (стойка на голове, стойка на лопатках, стойка на руках, упор на предплечьях, упор на руках)положения тела в пространстве (вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись, вис сзади

Термины прыжков и соскоков определяются в зависимости от положения тела в фазе полетапрыжок согнув ноги, прыжок ноги врозь, соскок прогнувшись, прыжок переворотом, прыжок закрытый и открытый, прыжок)

 – по фамилиям первых исполнителей данного элемента, например «петля Корбут», «вертушка Диамидова», «сальто Делчева», «перелет Ткачева», «прыжок Цукахара» и другие. Присвоение имени первого исполнителя используется для краткого наименования нового сложного и оригинального элемента или соединения, если его полное терминологическое наименование слишком длинно, а сокращенное не позволяет точно понять смысл упражнения.

закономерности образования терминов для различных типов упражнений: статических, маховых, прыжков и соскоков.

, образуются путем указания на:

– условия опоры, например: стойка на коленях, стойка на голове, сед на пятках;

– положение тела и взаимное расположение его звеньев, например: упор сидя углом, горизонтальный упор, вис прогнувшись, вис согнувшись.

 образуются с учетом структуры и особенностей двигательных действий, например: подъемы – разгибом, махом вперед, переворотом и др.; спады вперед, назад.

прыжков и соскоков зависят от положения тела в фазе полета над снарядом: прыжок ноги врозь, прыжок боком, соскок углом назад.

3. Требования, предъявляемые

к гимнастической терминологии

 Терминология должна строиться на основе словарного  состава родного языка, а также полностью соответствовать законам морфологии и грамматики языка. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной. (сальто, пируэт), полукольцо, кольцо и т.д.).

 Термин должен давать ясное представление о сущности данного упражнения (действия) или понятия. Точность термина способствует созданию правильного представления об упражнении, что содействует более быстрому его освоению. Наличие точной терминологии позволяет более широко использовать      слово в тренировке гимнастов и вместе с тем в большей мере определять грамотность занимающихся.

 Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения, облегчающие наименование и запись упражнений (для этого используют правила сокращения, уточнения и записи упражнений). На занятиях нужно пользоваться гимнастической   терминологией на протяжении всего периода обучения необходимо постоянно работать над собой в    плане освоения терминологии.

4. Классификация терминов

 – термины отдельных групп упражнений, общих понятий, гимнастических снарядов и его частей, инвентаря (строевые упражнения, вольные упражнения, ОРУ, перекладина, брусья и т. п.).

 – позволяют точно определить смысловые признаки упражнения (например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, наклон, выпад, взмахи, равновесие и т.п.).

 уточняют основные признаки и указывают направление движения, способ выполнения, условия опоры и т.п. (например: разгибом, дугой, поворотом, стойка на руках, голове, лопатках, прыжок перекидной, кольцом и т. п.). В случае необходимости применяются поясняющие слова, подчёркивающие характер выполнения (например, движение рукой делать резко, расслабленно, мягко).

– поочередное – движение, совершаемое сначала одной конечностью, затем другой;

– одновременное – движение, выполняемое конечностями тела одновременно                                                                              –

– последовательное – движение, выполняемое одной конечностью за другой с отставанием на половину амплитуды;

– симметричные – движения – движения руками и ногами в одном направлении;

– несимметричные – движения, движения руками и ногами в разных направления;

– одноименное – движение, при котором участвует правая рука – правая нога;

          – разноименное – движение, при котором участвует правая рука – левая нога, и наоборот.

Название упражнения, как правило, должно состоять из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного, уточняющего движение, его последовательность.

Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность

Термины, которые соответствуют положениям, позам и движениям в разнообразных средствах гимнастики. Эта группа терминов наиболее многочисленная.

 – преодоление снаряда или пространства свободным полетом.

 – положение занимающегося, при котором плечевая ось ниже оси снаряда.

 – положение занимающегося, при котором плечевая ось выше оси

 – способ держания кистями за снаряд или способ держания предмета (хват сверху, снизу, глубокий, узкий, широкий, обратный и др.).                  

  – прямая линия, проходящая вдоль снаряда; у бревна – вдоль бревна, у перекладины – вдоль грифа, на кольцах – через точки хвата

Плечевая ось гимнаста – это фронтальная линия, проходящая через центры  плечевых суставов гимнаста.

 – положение занимающегося на снаряде, если у него плечевая ось расположена параллельно оси снаряда (брусья, перекладина, кольца).

 – положение занимающегося на снаряде, если у него плечевая ось перпендикулярна оси снаряда (упражнение на бревне, на параллельных  брусьях).  

5. Правила использования гимнастической терминологии.

 Сокращаются второстепенные определения, не имеющие существенного значения. Для движения рук вперед, в стороны, вверх или назад применяются в качестве терминов только два слова – первое обозначает двигаемую часть, второе слово – направление (например: руки вперед, руки вверх и т.п.).

Не указываются положения рук, ног, носков, коленей, если они соответствуют установленному стилю (прямые, ладони внутрь в положении вниз, вперед и вверх, вверх-наружу); ладони вниз при положении в стороны, в стороны-книзу; носки (носок) оттянуты.

Если движение выполняется кратчайшим путем или наиболее распространенным (обычным) путем, то указаний о пути движения не требуется. Если же оно выполняется иным путем, то его следует указать дугами наружу, дугами внутрь.

При движениях руками сокращаются также слова – поднять,   опустить, выпрямить и т.п.

Ладонями внутрь – не говорится, при положениях рук вперед, вверх, вниз.

Ладонями вниз – при положениях рук в стороны, перед грудью, на голову

При движениях ногами опускается слово нога, а также опускаются слова: прямые, поднять, опустить и т.п. (например: правую вперед на носок, мах левой назад).

При движениях туловищем – слово «туловище» не говорится (например, при наклонах: наклон вперед, наклон вправо, поворот направо и т.д.).

При движении всего тела не говорится слово «спереди», если гимнаст обращен лицом к снаряду. Опускаются термины «продольно» и «поперек», если положение гимнаста является обычным на том или ином снаряде (поперек – при выполнении упражнений на параллельных брусьях и бревне, продольно – при выполнении упражнений на перекладине, коне-махе, кольцах, разновысоких брусьях).

Не оговариваются конечные положения, если при выполнении упражнения или движения они сами собой разумеются. Не указывается направление движения, если возможно только одно направление.

Кроме того, принято сокращать наиболее часто встречающиеся термины: Гимн, – гимнастика Осн. гимн.- основная гимнастика; Сп. гимн. – спортивная гимнастика; Худож. гимн. – художественная гимнастика Физ. упр. – физические упражнения; Эл. – элемент; Соед. – соединение

а) положение отдельных частей тела определяется по отношению к туловищу, а не к горизонту;

б) направление движения частями тела определяется по его начальному движению;

в) при выполнении упражнений с предметами основным признаком является положение предмета  и совершаемый им путь;

г) для обозначения движений звеньями тела не кратчайшим путем употребляется термин: дугами, дугой;

д) название боковых прыжков и соскоков определяется по положению ног или туловища над снарядом;

е) повороты на 45° , 90° ,180° записываются соответственно: полуповорот, поворот, поворот кругом.

ж) союз «и» – обозначает слитное выполнение элементов соединений без паузы  (стойка на руках и кувырок вперед);

з) предлог «с» – обозначает слитное выполнение элементов, превращая два  элемента в один (подъем разгибом с перехватом за верхнюю жердь);

и) тире – обозначает, что между двумя элементами существует пауза.

Правила записи  упражнений

 1. Все движения отдельными частями тела называются по отношению к туловищу в его вертикальном положении. Например: из упора лежа нога может быть поднята не вверх, как говорят, ориентируясь на горизонтальную плоскость, а назад, исходя из положения её по отношению к туловищу. Или из положения лежа на спине руки по отношению к горизонтальной плоскости подняты вверх, однако, согласно принятому правилу, это положение следует называть «руки вперед».

2. Если движение совершается несколькими частями тела одновременно, то принято записывать их в следующем порядке: движения ногами, затем туловищем, руками и головой. Например, на один счет нужно: перевести руки за голову; наклонить туловище вправо; повернуть голову направо и отставить правую ногу в сторону. Записывается: «Правую в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, поворот головы направо».

3. При записи упражнения следует указать:

а. исходное положение (и.п.), из которого выполняется данное движение, например: и.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; или: из упора присев, из виса.

б. название движения – основной термин (подъём, поворот, наклон, мах).

в. способ выполнения – дополнительный термин (махом, дугой, разгибом).

г. направление движения – дополнительный термин (вправо, влево, влево-назад).

д. конечное положение (в вис, в стойку, в упор присев).

При записи ОРУ или вольных упражнений:

Например: Из стойки, руки на пояс – наклон вперед  прогнувшись,

руки в стороны

а) и.п. – стойка, руки на пояс:

б) название движения – наклон

в) направление движения – вперед

г) характер выполнения – прогнувшись, руки в стороны

При записи упражнений на снаряде (р/в брусья):            

Например: и.п.   – из виса лежа на нижней жерди подъем разгибом

в упор на в\ж

а) и.п.   – из виса лежа на нижней жерди:                            

б) название движения  –    подъем

в) способ выполнения –  разгибом

г) направление движения и конечное положение – в упор на в\ж

При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, вначале указывают основные, затем второстепенные, например:

И.П. – стойка ноги врозь, руки в стороны.

1-2 (счёт) – наклон вперед прогнувшись, руки за голову.

3-4 – выпрямиться, руки на пояс.

4. При описании упражнений, состоящих из двух одновременно выполняемых движений, применяют предлог «с», подчеркивающий целостность двигательного действия, совмещение во времени отдельных движений, например, подъём махом вперед с поворотом.

5. При записи нескольких движений, выполняемых разными частями тела, каждое название отделяется друг от друга запятой, например: разгибая левую ногу, поворот направо, руки вверх, и поворот направо в выпад правой вперед, руки в стороны.

6. При записи учебных комбинаций на снарядах отдельные элементы разделяются знаком тире, например (запись упражнения на коне) с прыжка круг правой – круг левой вправо – перемах правой – скрещение влево – перемах правой – круг правой влево-назад – соскок углом влево-назад.

7. При записи упражнений, входящих в обязательную программу соревнований, каждый элемент (соединение) записывается с новой строки и справа указывается его относительная трудность в баллах, например:

         4. Поднимая и сгибая левую, вис присев на ней и махом

5. Спад в вис лежа, поворот налево в сед на левом бедре

6. Термины общеразвивающих и вольных упражнений

Исходные положения (и.п.) – стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения. Стойки: основная стойка (о.с.) соответствует строевой стойке;  стойка ноги врозь;  стойка ноги врозь широкая, узкая, ноги врозь правой; скрестная стойка; стойка на правом (левом) колене; сомкнутая стойка, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.

При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лёжа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».

 – положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед; сед ноги врозь; сед углом, сед углом ноги врозь; сед согнувшись; сед с захватом; сед на пятках или на правой пятке, на бедре и др.

– положение занимающегося на согнутых ногах. Различают: присед; полуприсед; круглый присед, полуприсед;  полуприсед с наклоном; «старт пловца»; полуприсед, присед на правой или левой и др.

 – движение (положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги. Различают:  выпад; наклонный выпад; выпад вправо с наклоном; глубокий выпад; разноименный выпад (указывается нога и направление выпада), например: выпад левой вправо.

 – положения, в которых плечи выше точек опоры. Различают: упор присев; упор на правом колене, то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный;  упор стоя согнувшись;  упор на предплечьях лёжа; упор лёжа сзади и др.

 – движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

 – термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон; наклон прогнувшись; полунаклон; наклон вперёд-книзу; наклон назад касаясь; наклон в широкой стойке; наклон с захватом.

 – устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают: равновесие на правой; равновесие с наклоном; равновесие боковое; равновесие заднее (с наклоном назад); равновесие фронтальное;

7. Термины упражнений на снарядах

 – способ держания за снаряд. Различают: хват сверху; хват снизу; хват разный; хват обратный; хват скрестный; хват широкий; хват узкий;  хват сомкнутый;  хват глубокий.

 – положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.)

 вис, вис на согнутых руках, вис согнувшись, вис прогнувшись и др.

: вис присев, вис стоя согнувшись, вис лёжа, вис стоя. Иные положения уточняются. Например, вис на согнутых ногах.

 – положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры. Различают: упоры простые и смешанные.

Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках, упор на руках согнувшись, упор сзади, упор углом.

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок), упор лёжа на согнутых руках, левую назад, упор стоя ноги врозь и др.

– положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях, сед на бедре и др.

Начало упражнений на снарядах принято определять терминами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др.

 – переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъём силой поочерёдно, подъём силой, махом одной подъём переворотом, подъём разгибом и др.

 – движение, противоположное подъёму.

 – медленный спад.

 – вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад без промежуточной опоры или с опорой руками.

 – круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.

оборот вперёд (назад) из упора ноги врозь, оборот вперёд или назад из упора, большой оборот.

 – круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.

 – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают: поворот махом вперёд, назад, поворот в стойке и др.

 – вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.

 – свободное движение относительно оси вращения. Способы: силой, изгибами, с прыжка.

 – мах, выполненный несколько раз.

 – переход из упора в вис дугообразным движением.

 – маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.

 – однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами).

 – несколько качей.

 – круговое движение ногами над снарядом или его частью, состоящее из двух последовательных перемахов без касания снаряда и возвращением в начальное положение.

 – перемещение из виса или упора на одной стороне снаряда в вис или упор на другой стороне снаряда с отпусканием обеих рук или такое же перемещение с одной жерди на другую на женских брусьях.

 – выполение в конце маха вперед или назад действий с отпусканием рук (поворотов, сальто) с возвращением на снаряд в вис или упор.

 – оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперёд и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

 – положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах.

 – положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.

 – положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым. –

 – вращательное движение тела (на полу прыжком) с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры на руки.

 – прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.

 – сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.

 – положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.

 – положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.

 – положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность.

 – составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.

 – сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно. при этом исполнение одного элемента как правило затрудняет (осложняет) исполнение другого.

 – сочетания отдельных элементов и соединений в едином целостном и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.

8. Термины для обозначения маховых движений (махов)

 – маятникообразное движение тела от одной крайней точки до другой в сторону лица.

 – то же, но в сторону спины.

 – движение ногой (ногами) над снарядом.

 – целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами; круг поперёк, круг прогнувшись и др.

 – два встречных перемаха.

 – переход гимнаста из и.п. у снаряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (её указывают).

         – смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).

– движение, противоположное входу, но на другую часть коня.

         – перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.

 – спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Различают: соскок махом вперёд, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, переворотом и др. А также согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

 – преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда – в свободном полёте после отталкивания ногами.

 – выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками.

прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

 – предварительный мах ногами назад после толчка ногами

        Таковы основные термины, используемые в гимнастике.

Виды страховки и помощи при обучении гимнастическим упражнениям. Требования к страхующему.

При исполнении некоторых упражнений, преимущественно переворотов, сальто, отдельных соскоков со снарядов, преподавателю трудно оказывать непосредственную помощь и страховку, используя захваты руками. В этих случаях обычно применяют пояс для страховки.

Правильно применяемую помощь, которая одновременно служит надежной страховкой, следует рассматривать как основной метод обучения акробатическим упражнениям, упражнениям на снарядах и опорным прыжкам.

Собственно страховкой называется непосредственная поддержка обучаемого преподавателем в случае падения, срыва или нарушения правильной формы упражнения. Страховка осуществляется специальными приемами и зависит от содержания упражнения. Внимательное наблюдение за исполнением упражнения позволяет своевременно заметить отклонения от правильного исполнения упражнения и приготовиться к страховке или прекратить выполнение упражнения.

Страхующий должен стоять у места возможного падения. Чтобы правильно выбрать место для страховки, надо знать технику выполняемого упражнения. Страхующий обязан не ослаблять своего внимания до полного окончания упражнения; часто бывает, что гимнаст получает травму уже после приземления в результате потери равновесия.

Основным приемом страховки служит захват обучаемого за руку – одной рукой за запястье, другой под плечо. Этот прием нельзя считать универсальным, так как различные обстоятельства падения и различная техника упражнений определяют и способ захвата. Приемы страховки зависят также от индивидуальных особенностей страхующего и обучаемого – рост, физическая сила, сложившаяся привычка, быстрота реакции и т. п.

Страховка и помощь

Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой гимнастических упражнений, но и избегать травм.

Под страховкой понимают готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.

В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, “проводку” занимающегося по траектории исполняемого упражнения.

Страховка и помощь имеют немаловажное значение особенно при выполнении рискованных движений.

При освоении техники различных гимнастических упражнений физическая помощь способствует формированию у занимающихся четких двигательных представлений.

Основные разновидности помощи:

· “Проводка” по движению;

· Кратковременная помощь в наиболее трудной части движения;

· Поддержка в статических положениях.

При осуществлении “проводки” преподаватель должен приложить усилия, которые бы не подменяли действия самого ученика.

Кратковременная физическая помощь (подталкивание) оказывается по ходу исполнения отдельных фаз движения.

Поддержка осуществляется, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях.

По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень помощи и поддержки уменьшается, а затем прекращается вообще.

В занятиях по гимнастике широко применяются пояса для страховки (лонжи), поролоновые маты и ямы с поролоном, а также другие технические средства.

Следует, однако, предостеречь от чрезмерного злоупотребления применением этих средств, так как это нередко лишает ученика уверенности.

Умелое и своевременное использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает занимающимся преодолевать психологический барьер (страх).

При самостоятельном выполнении упражнения решающее значение приобретает самостраховка.

Преподаватель должен обучать учеников правилам самостраховки.

Для обеспечения надежной страховки преподаватель обязан:

1. Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

2. Умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнения;

3. Знать индивидуальные особенности учеников.

Обучение приемам страховки и помощи

Параллельно с освоением техники гимнастических упражнений занимающиеся должны изучать под руководством преподавателя приемы физической помощи и страховки. При этом нельзя забывать, что буквально каждое упражнение гимнастики имеет свои специфические особенности страховки, свои места безопасности, а также приемы самостраховки.



Главная | Случайная страница | Контакты

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2023 год. (0.008 сек.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *