Принципы организации дополнительного образования детей в России
Евладова, говоря о принципах дополнительного образования, называет общедоступность занятий на основе добровольного выбора детей, развитие их инициативы и самостоятельности, общественно полезную направленность деятельности и др.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
“Детская школа искусств” пгт. Нижний Одес ____________________________________________________________
«Принципы воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования»
Преподаватель художественного отделения:
Деменева Татьяна Владимировна
Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Это особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.
В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс направлен на индивидуальностно-направленное воспитание, то есть развитие индивидуальности и процесс ее становления. Его достижение возможно лишь тогда, когда два основных субъекта воспитательного взаимодействия – педагог и ребенок – поставят перед собой следующие цели:
- Создание условий для развития и проявления индивидуальности детей (педагогическая цель)
- Эффективное использование возможностей стать и быть самим собой (цель жизнедеятельности и самовоспитания ребенка).
К числу принципов воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности растущего человека целесообразно отнести следующие принципы построения воспитательного взаимодействия:
– Целостность. Современный педагог должен направлять свои усилия на обеспечение развития ребенка как сложной и целостной системы. Причем педагогические действия не должны «распыляться» ради формирования каких-то отдельных, порой и не очень существенных, сторон и качеств человека, а должны сосредотачиваться на развитии системообразующего свойства, придающего человеку целостность.
– Бинарность. Этот принцип обеспечивает в процессе воспитательного процесса двуединство деятельности педагога и активности учащегося. Педагог обеспечивает развитие индивидуальности учащегося не только при определении методов воспитания, но и при выборе целевых ориентиров, содержания, форм организации, анализа и оценки воспитательного взаимодействия, то есть при отборе всех компонентов воспитательного процесса.
– Доминантность. Принцип доминанты требует от педагога внимательного изучения воспитанников и тщательного анализа их поступков, что способствует выявлению, осознанию и пониманию педагогом доминантных состояний у детей. Это является несомненно важным для развития индивидуальности учеников, ведь их совокупности присущих им доминант формируется «руководящий стержень» их мыслей и действий, то есть авторское отношение к жизни.
– Вариативность. Принцип вариативности требует от педагога умения проектировать и создавать в воспитательном взаимодействии с учащимися ситуацию выбора. Педагог может и должен помочь, чтобы учащийся жил, учился, и воспитывался в условиях постоянного выбора, содержания, форм и способов организации индивидуальной и коллективной деятельности.
– Принцип помогающих отношений. Педагог содействует формированию у ребенка умений самостоятельно решать проблемы своей жизнедеятельности и личного роста, способности к самопознанию, самостроительству, самореализации и самоутверждению. Принцип помогающих отношений нацеливает педагога на обогащение своего педагогического арсенала индивидуальностно-ориентированными формами и способами воспитательного взаимодействия.
– Принцип творческой активности. Этот принцип обращает внимание педагога на необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества. Умелая педагогическая поддержка творческих устремлений воспитанников будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.
– Принцип рефлексивности. Принцип рефлексивности является отражением необходимости осуществления педагогической деятельности по формированию у детей умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной или индивидуальной жизни.
В соответствии с целями и принципами отбирается содержание воспитательного процесса. Оно должно содействовать развитию индивидуальности посредством созидания ее основных составляющих и интеграции их в единое целое. Поэтому содержание воспитательного процесса включает в себя следующие составляющие:
Созидание авторского отношения человека к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению.
Развитие задатков и способностей растущего человека.
Освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности.
формирование нравственной направленности ребенкуа.
развитие творческой активности детей.
Качество функционирования и развития учреждения дополнительного образования определяется, прежде всего, профессиональной позицией педагога. Поскольку именно он инициирует воспитанника к успешной творческой деятельности. На современном этапе развития образования для всякого педагога дополнительного образования предметом особой профессиональной заботы должна стать целевая задача; успешная социализация личности ребенка, развитие его духовно-творческих способностей, способностей и интересов, расширение его культурного кругозора, обогащение сферы его межличностного и внутригруппового взаимодействия, всемерная поддержка профессиональных устремлений.
Список литературы.
Голованов, В. Методика и технология работы педагога дополнительного образования:учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ В. Голованов. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
Степанов, Е. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания / Е. Степанов – М. : 2006, №6. – 144 с.
Основы педагогики дополнительного образования
Задания для самостоятельной работы
Лекция 1. История становления и развития системы дополнительного образования в России
Понятие «дополнительное образование», его структура и виды учреждений ДО.
Предмет, объект, цель и задачи дополнительного образования
Воспитательный потенциал дополнительного образования
Функции дополнительного образования
Развитие системы дополнительного образования: ретроспективный экскурс.
Понятие «дополнительное образование» и его структура
Понятие «дополнительное образование» было введено Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году. Понятие «дополнительное образование» трактуется учеными достаточно широко. Существует несколько определений понятия «дополнительное образование». Оно рассматривается как особый тип образования, представляющий собой процесс и результат развития личности ребенка в образовательной сфере, опирающийся на психолого-педагогический потенциал свободного времени. К примеру, Е. Евладова считает, что «дополнительное образование. процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе и социальной) адаптации»; сфера, «направленная на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных способностей и потребностей личности».
Горский и А. Журкина определяют дополнительное образование как «специальную образовательную деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленную на удовлетворение индивидуальных запросов детей и молодежи, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализация в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и спорта». Таким образом, дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самоопределению, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.
В структурном отношении его традиционно подразделяют на дополнительное образование взрослых и детей, основной задачей которого является оказание превышающих базовый уровень услуг, выходящих за пределы обязательного базового уровня. Оно осуществляется учреждениями дополнительного образования, которые реализуют одну или несколько дополнительных образовательных программ, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие личности. Такие программы компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового компонента образования, ориентируя на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Закон направлен на удовлетворение познавательных и творческих потребностей детей и их родителей, на возможность реализовать педагогический потенциал учреждений дополнительного образования.
В системе ДО функционируют следующие виды учреждений:
· центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
· дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
· дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
· станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
· детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
· детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
· специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
· детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
Объектом дополнительного образования является система дополнительного образования, а его предмет постоянно модифицируется в зависимости от научных или педагогических целей субъектов ДО (к примеру, это могут быть мотивы деятельности, виды деятельности, субъект-объектные взаимоотношения и мн.
Цельдополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка. Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:
– создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;
– воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;
– развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;
– раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.
Иными словами, педагогика дополнительного образования детей занимается обоснованием целей, проектированием содержания, исследованием и обоснованием функций, педагогических принципов, закономерностей, критериев эффективности системы, определением форм, методов обучения и воспитания, в том числе на стадии ранней профессионализации детей, педагогических технологий дополнительного образования, методического и психологического сопровождения, разработкой систем управления и мониторинга.
Сущность педагогического процесса в системе дополнительного образования детей и подростков. Структура педагогического процесса в системе дополнительного образования детей и подростков.
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.
Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.
Исходная позиция такого подхода – видение ребенка не объектом, а субъектом обучения, что возможно при развитии таких личностных качеств, как активного, самостоятельность, общение.
Принципы образовательного процесса
Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.
Сегодня сформулировано по крайней мере 4 группы принципов, являющихся научно-педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
принцип гуманизации – в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;
принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе;
принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.
принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;
принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;
принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.
принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;
принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;
принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;
принцип системности – преемственность знаний;
принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.
Ориентация педагогов на непрерывность своего собственного образования и развития.
Образовательный процесс сочетает различные типы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые и т.
Чаще всего в образовательном процессе используются традиционные формы организации деятельности: учебные занятия, лекции, семинары, конференции, экскурсии, турпоходы, учебные игры и т.
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования выполняет две группы функций: обучающие и социально-педагогические.
К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:
занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т
занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т
занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т
занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.
Обучающие функции – удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку.
Социально-педагогические функции – воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация.
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования строится в соответствии со спецификой его содержания и организации.
К содержательным особенностям можно отнести:
многообразие функций, видов деятельности и дополнительных образовательных программ;
многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретический, практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий, производственный, самообразовательный и др
индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и социально депривированными детьми;
реализация вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ.
К организационным особенностям образовательного процесса в УДОД относят:
занятия проводятся в свободное от основной учебы время;
обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный характер;
детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;
допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрасту, уровню интеллектуального развития).
Функции педагога при организации образовательного процесса:
Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.
Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.
Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.
Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.
Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.
Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.
Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.
Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.
Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.
Цели, задачи и принципы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
Художественные навыки в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
Разработать примерный план мероприятий на каникулы в детском творческом объединении.
Педагог дополнительного образования – специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени ребенка. Цели его деятельности:
– осуществляет дополнительное образование детей и подростков, организует их разнообразную творческую деятельность;
– комплектует состав воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента в течение срока обучения;
– обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;
– обеспечивает соблюдение прав и свобод детей; участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;
– составляет план и программу занятий. Обеспечивает их выполнение;
– выявляет творческие способности детей, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
– поддерживает одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;
– организует участие воспитанников в массовых мероприятиях;
– оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;
– при проведении занятий обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
участвует в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышает свою профессиональную квалификацию. Педагог дополнительного образования – особая категория работников образовательных учреждений, массовая педагогическая профессия.
Дополнительное образование детей охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Его содержание ограничено лишь одним требованием – не приносить вреда развивающейся личности. В дополнительном образовании детей работают специалисты любых отраслей знаний, любых направлений человеческой деятельности. Занятия с детьми могут вести инженеры, артисты, театральные критики, экономисты, юристы, художники, спортсмены, тренеры, социологи, политологи, психологи.
Специалисты системы дополнительного образования детей подразделяются на несколько категорий не только по образованию (педагогическое и непедагогическое) и направлениям деятельности (наиболее часто встречающиеся в практике перечислены выше), но и по характеру реализуемых функций. На этом основании можно выделить:
– специалистов, работающих непосредственно с детьми (педагогическая деятельность);
– специалистов, организующих деятельность учреждения и его подразделений (организаторская – управленческая деятельность);
– специалистов, обеспечивающих систему на разных уровнях (программно-проектировочная, методическая, финансово-экономическая и др. обслуживающая деятельность).
В сфере дополнительного образования детей особая роль принадлежит личности ПЕДАГОГА, стремящемуся к сотворчеству, сотрудничеству с детьми. Профессионализм педагога дополнительного образования выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее предвидеть многообразие ситуаций быстро меняющейся жизни невозможно. Поэтому одной из важнейших особенностей педагогической деятельности является ее творческий характер. Эталоном действий педагога дополнительного образования можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди». Но при этом необходимо, чтобы действия педагога проявлялись в трех группах качеств:
– деловые качества;
– свойства личности;
– педагогическое мастерство.
Ведущие деловые качества – это:
– целеустремленность в работе;
– четкость и деловитость;
– последовательность и настойчивость в достижении целей. Свойства личности – это:
– гражданская позиция;
– моральная чистота;
– любовь к детям и педагогическому труду;
– педагогический оптимизм;
– творческий подход к делу.
1 Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является сам воспитанник, развитие его личности, способностей и компетентности.
Задача педагога дополнительного образования – это руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся (воспитанников), комплектование учебных групп (детских объединений). Именно педагог призван интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию ребенка. Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей. Все это позволит в будущем прогнозировать возможности формирования у детей знаний, навыков, приобретаемых в системе дополнительного образования с целью использования их в различных жизненных ситуациях.
Содержание профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс действий по воспитанию, обучению, развитию и педагогической поддержке и социальной защите личности ребенка.
Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает не только стимулирование и развитие деятельности воспитанников, но и поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ на основе постоянного творческого поиска.
Задача педагога дополнительного образования – это умение создавать «ситуации успеха» для каждого ребенка, независимо от уровня его способностей. Профессиональная состоятельность педагога зависит от искреннего согласия детей и подростков сотрудничать с ним, от подлинного педагогического авторитета. Нельзя заставить детей посещать занятия, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам.
Педагог дополнительного образования призван прививать детям следующие общекультурные качества:
– уважительное отношение к людям, ко всему живому, природе;
– чувство прекрасного, умение видеть и создавать красоту;
– интерес к получению знаний, навыки самостоятельного поиска творчества;
– физическая культура, стремление к здоровому и гармоничному образу жизни;
– умение конструктивно общаться;
– умение владеть собой, своими желаниями и эмоциями;
– умение реалистично оценивать свои возможности и конструктивно определять жизненные задачи, свое предназначение.
Предмет профессиональной деятельности педагога дополнительного образования включает выполнение нескольких функций:
– исследовательской и прогностической;
– диагностической и педагогической поддержки;
– культурно-досуговой.
Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих педагогов одна из них может доминировать над другими.
Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть:
С одной стороны:
– участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;
– успешное освоение ими образовательной программы;
– увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются;
– ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся.
С другой стороны – собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования (участие в выставках, творческих, мастерских, сольных концертах, конкурсах).
Библиографическое описание
В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается значение дополнительного образования в жизни ребенка.
Ключевые слова: дополнительное образование, педагог дополнительного образования, дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения.
В современном мире становление человека предопределяет его образование. С раннего детства ребенка начинают приобщать не только к дошкольному образованию, но и дополнительному.
1) дополнительное — это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;
2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого.
Современное дополнительное образование предполагает четко выстроенный целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития путем реализации дополнительных образовательных программ: предпрофессиональных и общеразвивающих. Социальный заказ общества и государства предполагает изменения и обновления содержания дополнительного образования, которое будет нацелено на усиление воспитательного потенциала.
Дошкольные образовательные учреждения распахнули двери для дополнительного образования. Именно педагогам дополнительного образования в данных учреждениях стала отводиться важная роль. Они искусно помогают подрастающему поколению раскрыть свои способности в разных видах творческой деятельности. Можно сказать, что дополнительное образование способно привнести в жизнь каждого ребенка единую и важную для них основу в области желаний и возможностей воспитанника (и его родителей, законных представителей), общества и государства.
Дополнительное образование является основной базой для формирования досуговых предпочтений — хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности, как способ повышения качества жизни. Чаще всего дополнительное образование воспринимается как основа ранней профессиональной ориентации детей. Ребенок путем проб и ошибок начинает ориентироваться в той или иной деятельности приобретая опыт деятельности в определенном направлении.
Выстраивание отношений взаимодействия с воспитанником происходит на основе взаимной поддержки, нацеленности на результат и согласованности действий при реализации поставленной цели. Вся педагогическая деятельность педагога направлена на организацию условий для возникновения и становления деятельности ребенка по развитию своего личностного образа. Педагоги дополнительного образования, применяя приемы педагогической поддержки, помогают развить в ребенке индивидуальность и самостоятельность.
Современные педагоги выстраивают для своих воспитанников образовательные маршруты, которые отражают интересы, потребности и возможности каждого ребенка. При этом формирование и развитие личности происходит на более высоком уровне. Творческий подход к деятельности каждого ребенка способствует более эффективному решению задач педагогического процесса.
Каждый ребенок в добровольном порядке посещает то или иное направление дополнительного образования. Сам ребенок самостоятельно решает, как долго он будет посещать детское объединение. Именно педагог дополнительного образования ориентирован на привлечение детей в свое объединение, что дает возможность для реализации образовательной программы и успешной социализации воспитанников. Потребность участия у детей в детских объединениях определяет их социализацию, построение определенных жизненных ситуаций и участие в них.
Совместная деятельность является ориентиром для содержания социального воспитания в объединении. Она ориентирует каждого воспитанника на осознании значимости и ценности такого совместного общения. Освоение социального опыта ребенком происходит за счет индивидуализации воспитательного процесса. Итогом получения дополнительного образования чаще выступает не профессиональная ориентация воспитанника, а социальный опыт общения, опыт самостоятельной свободной ориентации в различных сферах деятельности.
С 2018 г. в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 190» г. Воронежа введены платные дополнительные образовательные услуги по различным направлениям. В 2019–2020 учебном году по примеру МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 190» и другие дошкольные образовательные учреждения г. Воронежа открыли на своей базе платные дополнительные образовательные услуги. В этом учебном году в дошкольном образовательном учреждении работают платные услуги по направлениям:
1) художественное: дополнительная общеразвивающая программа по хореографическому искусству «Азбука танца», дополнительная общеразвивающая программа «Вокальная студия с элементами театрализации», дополнительная общеразвивающая программа по изобразительному искусству «Веселые краски»;
2) социально-педагогическое: дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе, дополнительная общеразвивающая программа «Веселый английский».
Платные дополнительные образовательные услуги посещает 226 воспитанника. Дополнительное образование детей отличается свободой выбора ребенком направления получения знаний. Обучаясь по дополнительным общеразвивающим программам, каждый ребенок удовлетворяет свои интересы, которые помогают ему в его самореализации и социализации. В учреждении беспрерывно создаются специальные условия для целенаправленного позитивного развития личности человека и приобретения ею духовно-ценностной ориентации.
- Евладова Е. Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи / Е.Б Евладова. — Москва: Внешкольник, 2016. — 46 с.
- Коломина И. П. Структуры и механизмы творческой деятельности / И. П. Коломина. — Москва: Просвещение, 1998. — 112 с.
- Михайлова Н. Н. Актуальное состояние проблемы профессионального самоопределения в сфере образования / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — Москва: Народное образование, 1997. — 274 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, педагог, ребенок, программа, воронеж, Детский сад, деятельность педагога, дошкольное образовательное учреждение, подрастающее поколение, совместная деятельность.
Принципы дополнительного образования
Наряду с общепедагогическими принципами реализации образовательной деятельности дополнительное образование имеет свои специфические исходные положения. Исследователи проблем дополнительного образования по-разному определяют принципы развития дополнительного образования детей. Горский и А. Журкина считают, что основными принципами развития дополнительного образования детей являются принципы демократии, культуросообразности, ответственности, гуманизма, продуктивности содержания, педагогической поддержки. Под принципом демократии понимается предоставление возможности выбора объединения для совместных занятий, образовательного учреждения, направления и сферы деятельности педагога. Принцип культуросообразности реализуется в процессе освоения культурных традиций, духовно- нравственных, личностных, эмоционально значимых ценностей и ориентиров в деятельности людей. Принцип ответственности включает ответственность 30 взрослых перед детьми, а также формирование позиции осознания каждым своей роли и места в истории страны, города, организации. Принцип гуманизма проявляется в создании атмосферы доброжелательности, сотрудничества и сотворчества. Принцип продуктивности предполагает не только получение какого-либо продукта деятельности детьми, но и изменение социума под культурным влиянием дополнительного образования. Принцип педагогической поддержки понимается как помощь ребенку в саморазвитии, самореализации и продуктивной деятельности.
В качестве принципов деятельности учреждений дополнительного образования Г. Попова выделяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, гражданственность и любовь к Родине, учет культурно-исторических и национальных традиций, общедоступность и адаптацию реализуемых образовательных программ к уровню и особенностям развития обучающихся воспитанников, свободу и плюрализм в образовании, демократический характер управления.
Евладова и Л. Николаева, говоря о принципах дополнительного образования, называют массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам, развитие их инициативы и самостоятельности, общественно полезную направленность деятельности, разнообразие форм внешкольной работы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей13. Родионова выделяет три группы принципов деятельности учреждения дополнительного образования: стратегические, ценностно- ориентационные, конструктивно-технологические.
· Стратегические принципы определяют основное содержание деятельности и включают принципы развития детей, педагогов, образовательной среды, образовательного учреждения; подготовки к решению задач на определенном этапе жизни; гуманизации содержания образования, демократизации.
· Ценностно-ориентационные принципы определяют подход к отбору из общечеловеческой культуры всего, что можно включить в дополнительное образование: принцип жизнесообразности, предполагающий реакцию на актуальнейшие потребности сегодняшнего дня; природосообразности и социобразности, определяющие потенциальные возможности индивидуаль- ного и социального развития; культуросообразности, подразумевающий ориентацию в отборе содержания на накопленный человеческий опыт.
· Конструктивно-технологические принципы характеризуют построение содержания образования: дифференциации содержания по уровню и профилю образования; диверсификации, предполагающий сочетание уровневой и профильной дифференциации.
Андреев считает, что дополнительное образование строится на принципах открытости, перспективности и дополнительности. Принцип открытости опирается на фундаментальную закономерность саморазвития биосоциальных систем, для которых открытость – это взаимосвязь внутренних процессов с внешним миром. Принцип дополнительности выражается в максимальном удовлетворении реальных интересов, склонностей, творческих запросов детей в тех видах и формах деятельности, которые не могут быть удовлетворены школой.
Принципы трактуются как исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению; основополагающие требования, которыми руководствуются при организации процесса обучения и воспитания; основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Исходя из такого понимания педагогических принципов, при выявлении принципов дополнительного образования мы опирались на следующие критерии:
· объективность, т. выявление их на основе объективно существующих педагогических закономерностей;
· научная обоснованность – соответствие уровню развития современного научного знания;
· ориентированность, т. направленность на разрешение определенных педагогических противоречий и задач;
· системность – наличие системообразующего фактора, предъявляющего определенные требования ко всем компонентам педагогической системы, подчиняющий функционирование и развитие системы в целом;
· эффективность, предполагающая повышение эффективности педагогического процесса вследствие его использования;
· дополнительность – дополнение принципов друг другом.
Все вышесказанное позволяет нам выделить принципы дополнительного образования:
· стратегические, определяющие содержание деятельности (принципы демократизации, свободосообразности, гуманности, субъектности, само- актуализации и самореализации);
· тактические, определяющие способы достижения цели (сотрудничества, вариативности, выбора, продуктивности деятельности, обратной связи, гибкости, фасилитации).