Об институте ИПО
Российский институт дополнительного профессионального образования «ИПО» – это удобное и быстрое получение дополнительного профобразования и повышения квалификации в сети интернет по востребованным на рынке гуманитарным, техническим и бизнес направлениям.
Наша миссия – дать каждому с доступом к интернету возможность удобного повышения квалификации, получения дополнительной профессии, поддержания актуальных знаний и навыков в быстроразвивающемся мире.
Нашим учащимся предоставлены коммуникационная инфосреда на базе личного кабинета и персональный куратор, решающий любые вопросы и администрирующий учебный процесс вплоть до сокращения сроков обучения и получения установленного Министерством образования и науки РФ удостоверения или диплома.
Преимущества дистанционного профессионального образования
20+ направлений обучения
для 30+ востребованных профессий гуманитарных, технических и бизнес направлений на рынке труда
- Менеджмент
- Экономика
- Маркетинг
- Педагогика
- Психология
- Информатика
- Интернет технологии
- Строительство
- Электроэнергетика
- Юриспруденция
- Охрана труда
Практическая ценность и актуальность
Обучение перепроектировано для дистанционного формата
- 200+ гуманитарных, технических и бизнес программ;
- 5000+ образовательных материалов;
- Видео и тексто-графические лекции и методички;
- Вебинары и прямое общение с ведущими преподавателями-практиками Москвы.
Индивидуальный подход к образованию на новом уровне
- Вы учитесь, когда Вам удобно (без отрыва от работы);
- Сжатые сроки обучения экстерном по Вашему желанию;
- Удобный личный кабинет и персональный куратор;
- Индивидуальные скидки и условия оплаты (спрашивайте у менеджеров по телефону на сайте или оставляйте заявку);
- Разработка программ и специальные условия для нужд организаций.
Дистанционное образование ВЫГОДНО!
Московское образование в любой точки России и СНГ
- Вы экономите свое время на обучении и поездках;
- Вы экономите на проживании, дороге и питании;
- Вы платите только за обучение и получаете удостоверение или диплом, установленные Министерством образования и науки РФ;
- Уже 8000+ человек из 200+ городов России и СНГ оценили все преимущества получения профобразования и повышения квалификации в ИПО и оставили свои отзывы в интернете.
Дистанционные программы MBA со стажировкой в Праге
Выбирая обучение в ИПО по программам MBA с прохождением стажировки в Чехии в Университете Богемия, Вы получаете 3 дня насыщенных интересными лекциями чешских бизнесменов, чиновников, профессоров, экскурсиями на промышленные предприятия Праги, а также компетентную оценку Вашей диссертации ведущими профессорами Богемии.
Пройдите обучение MBA от 2,5 месяцев до 1,5 лет.
Получите Российский диплом MBA + 2 Европейских диплома MBA.
А также получите сертификат о прохождении стажировки в Богемии.
Уникальные и ускоренные программы MBA
Объем 512 часов
Длительность обучения6 месяцев или 2,5 месяца по ускоренной программе
Вебинары и видеолекции
Это краткосрочная программа для получения базовых навыков и компетенций в области делового администрирования.
Объем 1024 часа
Длительность обучения1 год или 5 месяцев по ускоренной программе
Это базовая программа МВА для формирования и развития ключевых компетенций эффективного управленца новой формации.
Объем 1536 часов
Длительность обучения1 год и 6 месяцев или 9 месяцев по ускоренной программе
Вебинары и видеолекции
Это расширенная программа МВА, ориентированная на формирование компетенций руководителя высшего звена.
Это долгосрочная программа МВА, позволяющая развить навыки и компетенции квалифицированного управляющего в разных областях.
Объем 512 часов
Длительность обучения6 месяцев или 2,5 месяца по ускоренной программе
Вебинары и видеолекции
Объем 1024 часа
Длительность обучения1 год или 5 месяцев по ускоренной программе
Вебинары и видеолекции
Совместные информационные проекты
С нами работают
- Признание качества образования
- Непрерывное образование взрослых
Публикации журнала (2022-2024)
“ДПО в стране и мире” №1-2022
Р.Р. Анамова, Л.В. Быков, Е.В. Подкидышева
Актуальные вопросы реализации программ профессионального обучения в высших учебных заведениях
Совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих: текущее состояние и перспективы
Цифровизация ДПО: вызовы и перспективы развития
С.Б. Велединская, Д.А. Маслова, М.О. Шепель
Повышение практико-ориентированности вузовских программ дополнительного профессионального образования, реализуемых с применением онлайн-технологий
Конституционный суд Российской Федерации о необоснованности заключения краткосрочных трудовых договоров с преподавателями вузов
Вкладка – Нормативные документы
Информационное письмо МЧС России от 4 мая 2022 г. № ИВ-19-751 «По вопросам обучения мерам пожарной безопасности»
Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. № МН-12/1010-ПК «О подтверждении образования и квалификации иностранными гражданами»
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность) от 10 июня 2022 г. № 07-570 «О Федеральной информационной системе “Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении”»
Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 мая 2022 г. № 15-2/В-1677 «Об отдельных положениях правил обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда»
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2022 г. № 1059 «О проведении эксперимента по формированию цифровых документов об образовании и (или) о квалификации посредством модуля ‘‘Единый реестр цифровых документов об образовании’’ Федеральной информационной системы ‘‘Федеральный реестр сведений o документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении’’ в 2022 году»
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2021 г. в ответ на обращение от 05.03.2021 г. № Со-2339
“ДПО в стране и мире” №2, 2022
Инструменты подготовки кадров для цифровой экономики:идеи и практики
М.О. Шепель, Д.А. Маслова, А.Е. Петелин
Подготовка кадров для цифровой экономики через реализациюдополнительных профессиональных программпрофессиональной переподготовки для студентов вузов
Д.В. Сафонов, Е.Ю. Терехова
Оценка интеллектуальной собственности в свете требований
Е.А. Царькова, О.А. Павлова, О.Е. Станулевич
Открытые возможности новых федеральных государственных
Изменения, внесенные в законодательство о контрактнойсистеме в сфере закупок товаров, работ, услуг в 2022 году
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации/Министерства Просвещения Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 150/89 (зарегистрировано 20 мая 2022 г.) «О внесении изменений в приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 7 июня 2022 г. № МН-5/2055-ДА «О направлении разъяснений»
Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 06 июня 2022 г. № 578 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 05.10.2021 г. № 596»
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 07 июля 2022 г. № 579 «Об утверждении порядка разработки и утверждения примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки»
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации / Министерства Просвещения Российской Федерации от 19 мая 2022 г. № 465 / 345 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 ‘‘Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ’’»
Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 мая 2022 г. №16-2/10/в-6840 «Разъяснения об организации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан в рамках Федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»»
Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2022 г. №15-2/ООГ-2333
“ДПО в стране и мире” №3, 2022
Н.Н. Аниськина, Е.Е. Сафонова
Мониторинг системы дополнительного профессиональногообразования: проблемы и результаты
З.А. Лалаева, А.А. Тихонов, Т.В. Малинина
Дополнительное профессиональное образование:отдельные вопросы образовательного законодательства
Почему ДПО – важная черта Российского высшего образования?
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2022 г. № 2343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 января 2023 г.№ 30-2/И/2-791 «Об обучении требованиям охраны труда»
Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 января 2023 г. № 15-2/ООГ-3348 «Об обучении требованиям охраны
Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 февраля 2023 г. № 15-2/ООГ-344 «Об обучении по охране труда и проверке знания требований охраны труда»
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 января 2023 г. № 39н «О внесении изменений в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел«квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н»
Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22 февраля 2023 г. № 204 «Об установлении соответствий должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, установленных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, должностям педагогических работников, относящимся к профессорско-преподавательскому составу, установленным номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2023 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном языке Россий
“ДПО в стране и мире” №4, 2022
Отдельные вопросы реализации дополнительных профессиональных программ
А.Ю. Овчинников, Е.А. Царькова, О.В. Головина, О.Е. Станулевич, О.А. Павлова, Т.А. Семенова
Перспективы и риски развития транспортного образования Российской Федерации
А.А. Тихонов, М.В. Аниськин
Управление качеством непрерывного профессионального развития
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (Рособрнадзор) от 14 марта 2023 г. № 385 «Об утверждении докладов о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении видов Федерального государственного контроля (надзора)»
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (Рособрнадзор) от 16 января 2023 г. № 07-6
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22 февраля 2023 г. № 201 «Об образовательных организациях, уполномоченных на выдачу документов об образовании и о квалификации, образцы которых установлены уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ ‘’Об образовании в Российской Федерации’’»
Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30 марта 2023 г. № МН-10/1181-ПК «О деятельности педагогических работников»
В статье рассказывается:
- Понятие дополнительного профессионального образования
- Нормативная база дополнительного профессионального образования
- Виды дополнительного профессионального образования
- Формы дополнительного профессионального образования
- Кому доступно ДПО
- Организации, предоставляющие возможность получения ДПО
- Документы для получения дополнительного профессионального образования
- Документация, подтверждающая прохождение ДПО
- Отличия ДПО от дополнительного образования
- Проблемы ДПО в России
- Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Дополнительное профессиональное образование является необходимым для некоторых специальностей (например, врачей), а представителям других профессий оно позволяет улучшить свои навыки и получить возможность для карьерного роста.
При этом не следует путать ДПО с просто дополнительным образованием, которое менее регламентировано и более доступно. В нашей статье мы расскажем, каковы отличия дополнительного профессионального образования, кто предоставляет данные услуги и какие проблемы в этой сфере наиболее актуальны.
Понятие дополнительного профессионального образования
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) является частью непрерывного образования взрослых, его получение занимает больше времени по сравнению с другими подсистемами.
Понятие дополнительного профессионального образования
ДПО тесно связано с ситуацией на рынке труда, экономическим положением страны, производственным сектором, интересами и потребностями предприятий, населения и государства. Оно оказывает влияние на развитие общества, будучи включено в систему профессиональной переориентации граждан в период проведения реформ.
Дополнительное профессиональное образование позволяет людям чувствовать себя увереннее в новых жизненных обстоятельствах, дает возможность отстаивать свои права и защищать собственные интересы.
ДПО имеет ряд важных особенностей.
- Удовлетворяет потребность общества и государства в непрерывном развитии кадрового потенциала.
- Связывает курсовое обучение с самообразованием, жизненным и профессиональным опытом обучающихся.
- Содержание дополнительного профессионального образования носит междисциплинарный характер.
- Учебный курс строится на базе профессиональных потребностей и интересов специалистов с учетом их должностных обязанностей, служебного статуса и профессионально значимых качеств личности.
Система дополнительного профессионального образования является достаточно гибкой: она учитывает потребности государства и самих специалистов, подстраивается под текущие обстоятельства, ориентируется на конечный результат. Особенностью сферы ДПО является тот факт, что в ней задействованы взрослые люди, которые уже получили базовое профессиональное образование и имеют опыт работы по специальности.
Нормативная база дополнительного профессионального образования
Каждая программа дополнительного профессионального образования имеет свои особенности. Существуют разные формы организации программ – это касается и количества учебных часов, и содержания. Но так или иначе они отличаются от высшего профессионального образования и создаются по определенным технологиям с учетом состава аудитории (взрослые люди с профессией).
При составлении программы ДПО специалисты всегда ориентируются на соответствующие профессиональные стандарты. Это отражается на содержании учебно-методической документации, особенностях организации учебного процесса, проведении рекламных кампаний и т. д. На текущий момент существует около 900 стандартов, охватывающих почти все виды профессиональной деятельности.
Дополнительное профессиональное образование в вузе может быть направлено на подготовку студентов по программам, которые ориентированы на освоение определенных трудовых функций. Например, тех, что нужны заказчику или необходимы для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.
Законодательная база ДПО:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- приказы и методические рекомендации Минобразования России и других ведомств.
При составлении программ и определении их продолжительности учитывают необходимость освоения обучающимися всего объема информации, который позволит достигнуть запланированных результатов и приобрести нужные компетенции, новую квалификацию.
Минимальная длительность программы повышения квалификации составляет 16 часов, а программы профессиональной переподготовки – 250 часов.
Нормативная база дополнительного профессионального образования
Существует Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Согласно документу, на стандарты обязаны ориентироваться работодатели и образовательные организации профессионального образования в следующих случаях:
- при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Когда разрабатывается программа ДПО, пишется обоснование, в котором должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.
Обоснование программы профессиональной переподготовки должно содержать профессиональный стандарт (или несколько стандартов) по данному направлению и ФГОС ВПО, используемые в программе соответствующие ОТР и трудовые функции из профессиональных стандартов, виды деятельности, компетенции по видам деятельности и практический опыт из ФГОС ВПО, по которым будет осуществляться переподготовка.
Виды дополнительного профессионального образования
Существует два типа программ дополнительного профессионального образования.
Повышение квалификации
Эта программа предполагает приобретение новых и усовершенствование уже имеющихся знаний, умений и навыков в уже знакомой профессиональной области, получение дополнительных компетенций, которые требуются для осуществления трудовой деятельности в текущей ситуации.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Человек может работать в крупной компании, отвечая за определенный сектор, но при переводе в другой департамент ему скорее всего понадобится пройти обучение, чтобы повысить свою квалификацию в рамках имеющейся специальности и иметь возможность выполнять обязанности на новом рабочем месте.
Программа повышения квалификации в среднем длится от 72 до 144 часов. Минимальный срок обучения – 16 часов. В остальном по длительности программ ограничений нет. Слушатели, успешно освоившие курс и сдавшие аттестацию, в конце получают удостоверение о повышении квалификации.
Профессиональная переподготовка
Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию/получить другую квалификацию. Минимальная длительность таких программ составляет 250 академических часов, максимальная законом не регламентируется. В основном они осваиваются за 250–500 часов, однако существуют и более объемные программ длительностью около 1 000 часов.
Они разбиваются на три семестра, обучение занимает примерно полтора года. Прослушав полный курс профессиональной переподготовки и пройдя аттестацию, слушатели получают дипломы.
Основные различия между этими программами.
- Программа повышения квалификации рассчитана на людей, которые хотят получить новые знания в своей сфере деятельности: изучить изменения в законодательстве, приобрести навыки, которыми они не обладают, знания, которых требует быстро меняющаяся ситуация в профессиональной области. Одним словом, эта учеба позволяет стать еще более сильным, осведомленным и востребованным специалистом.
- Профессиональная переподготовка нужна тем, кто хочет кардинально сменить сферу деятельности или получить новую специальность, смежную с уже имеющейся. Так, например, переводчик может полностью сменить профиль и стать экономистом.
Получается, что в рамках повышения квалификации человек усовершенствует свои знания, а в рамках переподготовки – приобретает новую профессию.
По сути профессиональная переподготовка представляет собой более простой, короткий и бюджетный вариант второго высшего или среднего профессионального образования. Человеку не нужно снова отправляться в вуз колледж или же магистратуру после четырех лет бакалавриата. Курсы переподготовки пройти гораздо проще, их проводят организации дополнительного профессионального образования.
Формы дополнительного профессионального образования
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) прописан в Приказе Министерства образования РФ №499 от 1 июля 2013 года. В документе говорится, что содержание программы и договор с образовательным учреждением определяют форму обучения на курсах. Она может быть очной (очно-заочной), заочной и дистанционной.
Если обучение ведется по очной форме, слушатель должен присутствовать на занятиях лично. Курс зачитывается на территории образовательной организации или на территории предприятия, которое организовало для своих сотрудников такое обучение (при наличии условий для проведения занятий).
Заочная форма обучения предполагает получение знаний слушателями курса путем самообучения с использованием предоставленных образовательным учреждением программ, а также очные занятия.
Обучение, как правило, имеет три фазы. На первой слушатели получают информацию о программе ДПО и учебные материалы для самостоятельного освоения. В ходе второй фазы они изучают эти материалы. Третья фаза представляет собой проверку знаний в виде квалификационного экзамена или теста.
Заочная форма обучения на курсах ДПО
Дистанционный формат обучения возможен в том случае, когда образовательная организация обладает необходимыми техническими возможностями. Тогда обучение осуществляется через Интернет. Слушатели могут изучать материал, слушая лекции онлайн или в записи. Для этого им нужно зайти в личный кабинет на специальной платформе.
Там же можно участвовать в семинарах, получать задания, проходить тесты и т.д. Подобная форма обучения дает возможность получать новые знания по разным программам без отрыва от выполнения рабочих обязанностей.
Кому доступно ДПО
Дополнительное профессиональное образование доступно:
- тем, у кого уже есть среднее или высшее профессиональное образование;
- тем, кто находится в процессе получения образования (проходит обучение в колледже или вузе) и еще не имеет диплом.
То есть студенты колледжей и вузов имеют право одновременно с получением основного образования проходить обучение по программам ДПО. Однако документ, удостоверяющий освоение программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки, будет выдан им только по окончании курса основного образования.
Для этого выпускник должен иметь диплом об окончании вуза или колледжа. Для зачисления студента на программы ДПО он должен предоставить образовательной организации справку из «основного» учебного заведения.
Так, обучаясь по выбранной специальности, можно одновременно получать дополнительные знания, которые сделают выпускника более востребованным специалистом на рынке труда, а также смежную специальность или еще одну профессию в дополнение к основной.
Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, они также имеют право на получение дополнительного профессионального образования, но только в том случае, если их диплом признается в Российской Федерации.
Организации, предоставляющие возможность получения ДПО
На сегодняшний день дополнительное профессиональное образование можно получить главным образом в независимых организациях ДПО и корпоративных университетах. Так, лидирующие позиции в этой сфере образования имеет Корпоративный университет РЖД, в котором прошли обучение более 100 тысяч человек только в 2020 году.
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
Программы ДПО есть и в вузах. Главным среди них по количеству обученных сейчас является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), которая к тому же отлично зарабатывает на реализации программ ДПО. В 2020 году общий доход вуза от дополнительного профессионального образования составил 2,8 млрд рублей.
В расчёте на одного научно-педагогического работника это 1,919 млн рублей. Результат серьезный, особенно если вспомнить, что средний показатель по стране – 199 тысяч рублей.
Организации, предоставляющие возможность получения ДПО
Стоит отметить, что показатели Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления ещё выше. А вот медицинские вузы в этом плане отстают, несмотря на действие системы непрерывного медобразования.
Если рассмотреть доход РАНХиГС от обучения студентов по программам дополнительного профессионального образования в разрезе общего дохода вуза, а он составил 19 млрд рублей, то цифра в 2,8 млрд рублей не кажется маленькой. Однако если сравнить ее с доходами крупнейших EdTech-компаний, становится ясно, что высшие учебные заведения не имеют лидерства в этой сфере.
Нужно понимать, что вузы и EdTech-компании имеют несколько разную целевую аудиторию, то есть работают на разные сегменты рынка.
Вузы, реализуя программы дополнительного профессионального образования, ориентируются на определенные категории слушателей и не конкурируют с современными образовательными платформами. Об этом заявил Андрей Минаев, ректор Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Он выделил несколько типов учащихся в сфере ДПО.
- Абитуриенты, поступающие в вуз и имеющие на руках диплом о среднем профессиональном образовании или зарубежный аттестат (они нередко посещают подготовительные курсы, помогающие в поступлении).
- Действующие студенты образовательной организации, которые нацелены на получение сразу двух дипломов.
- Сотрудники региональных органов власти, которым необходимо повышать имеющуюся квалификацию по управленческим дисциплинам.
Ректор Рязанского университета отметил, что вуз занимается развитием программ дополнительного профессионального образования для этих людей и стремится к популяризации идеи получения ДПО в рамках обучения по основной специальности.
В Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского говорят о необходимости внедрения практико-ориентированных программ (например, когда студент помимо основной специальности имеет возможность получить профессию сомелье).
Ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков отметил, что в секторе ДПО вузы работают уверенно, у них имеется годами наработанный опыт реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кроме того, они целенаправленно занимаются развитием этого направления. Основными заказчиками такого обучения, как сообщил Артеменков, являются органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.
Ректор подчеркнул, что работа подразделений ДПО ведется на рыночных условиях: помощь государства в реализации программ может составлять только 20-30 % от общих вложений, однако получить их не так-то просто (нужно участвовать в открытых аукционах с другими поставщиками услуг).
Артеменков считает, что их целевая аудитория – это по большей части собственные студенты вуза и представители местных органов власти, которые скорее всего также ранее учились в нем, получая высшее образование. Государственные учреждения дополнительного профессионального образования не имеют серьезного потенциала для массового привлечения другой аудитории.
Документы для получения дополнительного профессионального образования
Для осуществления обучения по программам ДПО нужно иметь соответствующие аккредитацию и лицензию. Организация, уполномоченная обучать студентов, обязана соблюдать действующие требования к учебному процессу в рамках дополнительного образования для взрослых слушателей. Этим объясняются и требования к желающим пройти курс. Они должны предоставить следующий пакет документов:
- документ, удостоверяющий личность;
- диплом об имеющемся средне-специальном или высшем образовании/справка, подтверждающая прохождение обучения в текущий момент;
- заявление о прохождении обучения.
В ряде случаев нужно предоставить дополнительные документы. Например, от иностранных граждан также требуют заверенную копию диплома, полученного в родной стране.
Документация, подтверждающая прохождение ДПО
По итогам обучения слушателю, успешно освоившему материал и сдавшему квалификационный экзамен, выдается диплом. Существует два типа дипломов о прохождении ДПО.
- Удостоверение о дополнительном образовании, дающее право продолжать работу по выбранной специальности и претендовать на должности с более высоким уровнем ответственности. Выдается по окончании курса повышения квалификации.
- Диплом о профессиональной переподготовке, дающий право работать по новой специальности. Выдается по окончании курса дополнительного образования, пройденного в виде профессиональной переподготовки.
Отличия ДПО от дополнительного образования
Важно понимать, что дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование – это разные вещи. К ДПО предъявляются более жесткие требования: чтобы пройти курс, человек должен предъявить диплом о высшем или средне-специальном образовании. А вот дополнительное образование имеет возможность получить любой желающий.
Отличия ДПО от дополнительного образования
Важно отметить некоторые особенности ДПО.
- Учебные планы регулируются законами. Это касается наименования тем, количества учебных часов, которые отводятся на изучение материала, и т.д.
- Слушатель курса получает новую специальность или приобретает новые компетенции в уже имеющейся.
- По окончании обучения студенту выдается официальный документ (удостоверение о повышении квалификации или же диплом о профессиональной переподготовке) на фирменном бланке и заверенный печатями.
- Программы ДПО готовятся скрупулезно, с доскональной проработкой нюансов.
- Дополнительное профессиональное образование доступно только взрослой аудитории с образованием.
Ранее ДПО можно было получить только по очной форме обучения. Сегодня существует широкий спектр дистанционных программ, которые позволяют учиться без отрыва от работы.
Проблемы ДПО в России
Рассмотрим проблемы, с которыми сталкивается дополнительное профессиональное образование в России.
Отсутствие системного подхода к ДПО на федеральном и региональном уровнях
Суть системного подхода заключается в итоговой пользе, которую дополнительное образование приносит экономике России. К сожалению, половина регионов страны не может похвастаться должным уровнем развития сектора ДПО. Однако ситуация постепенно выправляется.
Агентство стратегических инициатив разработало документ «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (в соответствии с п. 16 протокола заседания правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2), который запустил активное внедрение этого стандарта в наиболее промышленно развитых регионах.
Рассмотрим, в чем выражается региональный стандарт.
- Происходит разработка стратегии кадрового развития региона (процесс обеспечивают координационный совет при главе субъекта РФ и департамент внутренней кадровой политики).
- Осуществляется анализ экономической ситуации в регионах, определяются специалисты, в которых нуждаются местные предприятия (наименования и количество) в перспективе ближайших 5–7 лет.
- Комитетом промышленности регионального правительства разрабатывается дорожная карта по содействию в обеспечении промышленных предприятий региона кадрами.
- Заключаются соглашения между региональными предприятиями и образовательными организациями, которые будут заниматься подготовкой специалистов.
- Разрабатываются программы, по которым должно быть реализовано дополнительное профессиональное образование работников. При этом учитываются потребности предприятий.
Отсутствие материальной базы для развития ДПО
Не секрет, что даже работники государственных организаций, которым в соответствии с принятыми законами полагается пройти обязательное повышение квалификации (например, по программам защиты персональных данных либо охраны окружающей среды), не имеют возможности сделать это. Денег на обучение от государства не выделяется.
Отсутствие материальной базы для развития ДПО
Частные компании порой рекомендуют сотрудникам повысить квалификацию за свой счет. Однако далеко не все могут себе это позволить. В результате дополнительное профессиональное образование реализуется не в полном объеме.
Серьезные корпорации нередко создают внутренние учебные центры для подготовки персонала в соответствии с собственными потребностями
Однако частное учреждение дополнительного профессионального образования как правило не может охватить все актуальные профессии. Да и располагаются такие центры в основном в столице, что накладывает на компанию дополнительные расходы, связанные с командированием туда сотрудников.
Недобросовестная конкуренция
ДПО – это сфера, в которой работают множество организаций, однако далеко не все из них обладают отличным кадровым потенциалом, современным оборудованием и помещениями для проведения занятий. При этом демпинг помогает им обходить более квалифицированных конкурентов в конкурсах на оказание образовательных услуг.
В итоге качество получаемого студентами образования страдает, а иногда услуги и вовсе не оказываются в полном объеме. Слушателям просто выдают дипломы по итогам обучения. Разумеется, ни о каком развитии ДПО в этом случае и речи нет. Поэтому заказчику очень важно осуществлять контроль результатов обучения по каждой программе.
В данный момент Министерство труда и занятости РФ проводит работу по разработке и утверждению новых профессиональных стандартов в дополнение к нескольким сотням уже существующих. По закону их применение является обязательным для работодателей (ст. 195.3 ТК РФ). Однако в настоящее время такое требование распространяется лишь на несколько видов профессий (бухгалтеры, педагогические работники и др.).
В то же время организации дополнительного профессионального образования при составлении курсов дополнительного обучения учитывают требования действующих стандартов.
ВОПРОС: Что такое профессиональная переподготовка, и чем она отличается от второго высшего образования?
ОТВЕТ: Профессиональная переподготовка, как и второе высшее образование – это возможность освоить новую профессию и сменить сферу деятельности для тех, кто уже получил диплом о высшем образовании.
Отличием профессиональной переподготовки от второго высшего образования является целенаправленный подбор дисциплин, необходимый для формирования профессиональных компетенций, соответствующих выбранной квалификации. Основная задача профессиональной подготовки – практическое освоение профессии, получение компетенций, которые человеку необходимы при деятельности в конкретной сфере, а также формирование актуальных знаний и навыков.
В случае успешного завершения обучения по программе профессиональной переподготовки слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности и/или о присвоении новой квалификации. При получении второго высшего образования выдается диплом государственного образца о высшем образовании (диплом бакалавра, магистра).
Отличаются и сроки освоения программ. Профессиональную переподготовку можно пройти за год, а иногда и несколько месяце. Также существенным отличием выступает стоимость обучения – при профессиональной переподготовке она существенно ниже, чем при получении второго высшего образования.
ВОПРОС: Кто определяет количество часов по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки, которые должен пройти работник организации?
ОТВЕТ: Минимально допустимый срок обучения по программам повышения квалификации – 16 часов, минимально допустимый срок обучения по программам профессиональной переподготовки – 250 часов. (п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499)
Конкретный срок обучения устанавливается утвержденной образовательной программой.
Вместе с тем, требования к сроку обучения по программе дополнительного профессионального образования для каждого сотрудника организации может установить работодатель, исходя из особенностей содержания, организации и условий выполнения профессиональной деятельности.
ВОПРОС: Можно ли пройти обучение по программе профессиональной переподготовки, если отсутствует оконченное высшее образование или среднее профессиональное образование?
ОТВЕТ: Согласно ст.76 п.3 Федерального Закона № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки допускаются граждане:
- имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
ВОПРОС. Какие направленности программ дополнительного образования детей и взрослых реализуются в МПГУ?
ОТВЕТ: В МПГУ реализуются дополнительные общеобразовательные программы следующих направленностей: технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, художественной, социально-гуманитарной.
С полным перечнем программ можно ознакомиться в разделе «Дополнительное образование»
Для зачисления Вам необходимо будет подготовить следующие документы:
– копию паспорта (первой страницы)
– копию свидетельства СНИЛС
– копию диплома о предыдущем образовании или справку с места учёбы (для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования)
– копию свидетельства о браке/перемени имени (в случае, если фамилия в паспорте и дипломе различаются)
ВОПРОС: Зачем предоставлять скан-копии паспорта, диплома и, при необходимости, документа о смене фамилии/имени/отчества?
ОТВЕТ: Согласно ст.76 Федерального Закона № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучаться на курсах повышения квалификации и получать по итогам обучения удостоверение могут слушатели, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.
В качестве подтверждающего документа о наличии вышеуказанного образования слушатель предоставляет диплом.
Для идентификации личности обладателя диплома, слушатели предоставляют скан-копии паспорта или иной документ, удостоверяющий личность. Данные требования прописаны в п. 5 Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 611.
ВОПРОС. Как узнать, когда начнется обучение по выбранной мною программе?
ОТВЕТ. Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года. Точную дату начала обучения по выбранной программе Вы можете уточнить у ответственных за набор слушателей или у специалистов в Управлении непрерывного дополнительного образования тел. 8 (495) 438-17-25.
ВОПРОС: Какие документы выдаются по окончании обучения по дополнительным профессиональным программам?
ОТВЕТ. По окончании обучения по программе профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке, а после окончания обучения по программе повышения квалификации – удостоверение о повышении квалификации. (п. 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499).
С образцами документов, утвержденных в МПГУ, Вы можете ознакомится в разделе «Форма документов о дополнительном образовании».
ВОПРОС: Обязательна ли итоговая аттестация по завершении обучения по дополнительной профессиональной программе?
ОТВЕТ. Да, обязательна. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. (ч. 14 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
ВОПРОС. Если я не прошел итоговую аттестацию, какой документ мне выдадут?
ОТВЕТ. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения.
ВОПРОС: Какой документ я получу после окончания обучения по дополнительной общеразвивающей программе?
ОТВЕТ. Лицам, освоившим дополнительные общеобразовательные программы, выдается свидетельство об обучении установленного образца.
ВОПРОС: Можно ли устроиться на работу учителем или воспитателем имея диплом о профессиональной переподготовке?
ОТВЕТ Требования профессиональных стандартов допускают два варианта образования: высшее или среднее профессиональное педагогическое либо наличие диплома вуза или колледжа по любому направлению подготовки и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Однако, стоит учитывать, что окончательное решение остается за работодателем.
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
ВОПРОС: Могу ли я пройти программу повышения квалификации в формате стажировки?
ОТВЕТ: Согласно п. 12 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в формате стажировки.
Трудоёмкость программ повышения квалификации в форме стажировки в МПГУ составляет 16, 32, 72 и 144 часов. Программа может носить как индивидуальный, так и групповой характер. Для каждой группы составляется индивидуальный план обучения и расписание занятий, которые согласовывается с Заказчиком.
ВОПРОС: Как часто необходимо проходить обучение по программам дополнительного образования?
ОТВЕТ: Требования к профессиональному развитию работника и право работников на получение дополнительного профессионального образования определяются ТК РФ, профессиональными стандартами и квалификационными требованиями.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 ФЗ-273 педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Одновременно согласно п. 7 ч. 1 ст. 48 закона на них возложена обязанность систематически повышать свой профессиональный уровень.
ВОПРОС: Для прохождения программ дополнительного профессионального образования имеет ли значение место нахождения образовательной организации?
ОТВЕТ: В соответствии с частью 4 статьи 91 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г, в приложении к лицензии не указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования. Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, на основании лицензии могут осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам без ограничений по территориальному признаку.
ВОПРОС: Возможно ли пройти программу повышения квалификации в дистанционном формате?
ОТВЕТ: В МПГУ существует перечень программ повышения квалификации, реализуемых исключительно в дистанционном формате. С их перечнем Вы можете ознакомится в разделе “Дистанционное повышение квалификации”
ВОПРОС: Что такое профессиональное обучение, и кто может обучаться на данных программах?
ОТВЕТ: Согласно ст. 73 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 г., профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
В РФ закреплен перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 №513)
Следует также отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).
ВОПРОС: Чем завершается основная программа профессионального обучения и какой документ я получу после окончания обучения?
Основная программа профессионального обучения завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. (ст. 74 273-ФЗ «Об образовании»). Согласно требованиям текущего законодательства РФ, квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего установленного образца.
С образцами документов, утвержденных в ФГБОУ ВО МПГУ, Вы можете ознакомится в разделе «Форма документов о дополнительном образовании».