Одни хотят улучшить существующие навыки, другие — получить новые, а третьи вдруг понимают, что не состоялись в прошлой профессии, и решают сменить сферу деятельности. Вместе с Игорем Морозовым, кандидатом экономических наук, разбираемся, почему сегодня получать дополнительное профессиональное образование особенно актуально.
Игорь Морозов
Сейчас термин lifelong learning, то есть обучение в течение всей жизни, уже плотно укоренился в профессиональных сообществах: приверженцами этой философии являются как сами специалисты, так и работодатели. Регулярное самосовершенствование, освоение дополнительных навыков и повышение квалификации открывают перед сотрудниками и перспективы карьерного роста, и возможности для самореализации в смежных областях. И хорошие специалисты это осознают, особенно учитывая, как быстро устаревают полученные знания в стремительно изменяющейся цифровой реальности.
ДПО позволяет избежать стагнации и обзавестись новым инструментарием — теми навыками, без которых не обойтись современному профессионалу
Понимают это и работодатели, поэтому заказывают обучение для персонала, а также организовывают корпоративные курсы внутри компании или конкретных отделов. По данным доклада The Future of Jobs 2020, подготовленного Всемирным экономическим форумом при поддержке TalentTech, в 2020 году число работников, прошедших обучение по собственной инициативе, выросло четырехкратно. В то же время значительно (в 5 раз) подросли и показатели по работодателям, готовым предоставить своим сотрудникам возможности для обучения. Это взаимовыгодный процесс, так как кадровый состав получает новые знания и может использовать их для профессионального развития и карьерного роста, а компании, в свою очередь, рассчитывают, что уже в первый год все их вложения в повышение квалификации и переквалификацию сотрудников окупятся (так утверждают 66% опрошенных руководителей).
Как выбрать учебное заведение
Дополнительное профессиональное образование лучше получать в учебных центрах, так как они гибко реагируют на потребности рынка, имеют возможность быстро и оперативно актуализировать программы, добавляя полезные модули и избавляясь от устаревших, а также предлагают достаточное количество практических часов для работы с действующими экспертами. К сожалению, вузы не столь мобильны в изменениях — именно их фундаментальность мешает быстро модифицировать программы под требования времени.
Однако подводным камнем может стать огромное количество всевозможных новых учебных центров, курсов, онлайн-школ, поэтому при выборе учреждения очень важно понимать, имеет ли оно лицензию на образовательную деятельность. Удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке можно получить только в том случае, если у центра/школы она имеется. Затем нужно обращать внимание на : образовательные организации, работающие на рынке годами, могут гордиться сложившимся имиджем, опытом и множеством отзывов клиентов, поэтому они заслуживают внимания в первую очередь.
Как выбрать программу обучения
При выборе программы нужно обязательно учитывать прогнозы относительно того, как та или иная специальность будет востребована через время, например через 5–10 лет. Специальности и умения, которые могут быть модными и востребованными сейчас, спустя пару лет уже никому не пригодятся. Поэтому всегда продумывайте стратегию: сможете ли вы остаться в этой профессии спустя годы, работать в ней в зрелом возрасте, есть ли какие-то особенности, потребуется ли дополнительно учиться?
Сейчас в любой сфере прослеживается потребность в кадрах, обладающих цифровыми и кросс-функциональными навыками, навыками информационной безопасности, soft skills и управления проектами
Одно из самых востребованных направлений — кибербезопасность, которая в обозримом будущем имеет перспективы развития на годы вперед, причем в таких специалистах заинтересованы все отрасли. Кроме того, успешные компании хотят, чтобы их персонал в целом был компетентен в цифровой гигиене и понимал основы информационной безопасности, поскольку утечка данных или кибератака сегодня грозят большими репутационными и экономическими потерями.
Кому может пригодиться ДПО
Для людей, испытывающих проблему трудоустройства, ДПО способно стать переломным моментом в построении карьеры, так как с его помощью можно найти работу в иной отрасли, если в предшествующей этого сделать не удалось.
Внимательно изучите вакансии, размещенные компаниями, и соотнесите их с учебными программами, которые подходят под ваши интересы, образование, способности и знания. Конечно, ДПО не всемогуще — в кардинально другую сферу благодаря одной лишь переподготовке перейти вряд ли возможно. Например, повар не станет вдруг хирургом, однако выбрать смежную специальность и преуспеть в ней — дело вполне реальное. Допустим, если по первому образованию вы инженер, для второго отлично подойдет информационная безопасность.
Для получения ДПО необходимо уже иметь либо высшее, либо среднее специальное образование. Сразу после школы повышать квалификацию или проходить переподготовку невозможно, но других ограничений нет. Тем более в современном мире, где благодаря дистанционным образовательным технологиям возможностей для обучения столько, что заниматься им можно из любой точки мира, имея достаточное желание и мотивацию.
Умение решать вопросы в своей области, понимание текущих тенденций, способность развиваться, обновление знаний, новый опыт, востребованность на рынке труда и карьерный рост — вот то, что дает специалисту дополнительное профессиональное образование.
Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.
Дополнительное профессиональное образование может получить каждый гражданин в любом возрасте. Но есть нюансы. Давайте разбираться по порядку
Дополнительное профессиональное образование — что это такое
Цель дополнительного профессионального образования (ДПО) — улучшить профессиональные навыки и дать дополнительные знания, позволяющие добиться определенных высот в карьере.
Если основное базовое образование должно быть у всех, то ДПО получают на добровольной основе, по желанию. Оно доступно всем людям, которые хотят не только углубить свои профессиональные познания, но и расширить кругозор и обучиться чему-то новому.
Существуют четыре уровня профобразования:
- среднее профессиональное образование (техникум, колледж, училище и другое),
- магистратура или специалитет,
Особенность ДПО в том, что его возможно получить только как дополнение к среднему профессиональному или высшему образованию.
ДПО — отличная возможность «прокачать» знания и умения, узнать об изменениях и нововведениях, касающихся специальности. Курсы по профессиональной подготовке не сравнятся с университетскими программами. Чтобы получить диплом о высшем образовании, необходимо успешно законичить вуз.
Чем отличается ДПО от дополнительного образования
Многие путают данные понятия и думают, что они тождественны. Но это не так. Разница состоит не только в одном слове. Они отличаются и по другим критериям:
- дополнительное образование (ДО) может длиться несколько лет, в то время как ДПО можно получить за более короткий срок. К примеру, средняя продолжнительность курсов по повышению квалификации составляет от двух недель до нескольких месяцев;
- прохождение программ ДО не гарантирует вручение каких-либо документов об образовании, а по результатам окончания ДПО, как правило, выдают свидетельство или диплом о повышении квалификации;
- к организации ДПО предъявляют более строгие требования. Образовательная программа должна строиться согласно российским государственным стандартам.
У ДПО и ДО, как и любого образования в принципе, есть основная задача — освоение новых знаний. Поэтому между ними есть свои сходства.
- Обучение по программам дополнительного образования не должно мешать основному образованию. Поэтому ДО и ДПО получают только в свободное время — после работы или учебы в университете.
- Проходить какие-либо дополнительные образовательные курсы или нет — добровольный выбор каждого. ДПО может входить в обязанности работника. Но это скорее исключение из правил. Не все работодатели требуют от сотрудников регулярного повышения квалификации.
Лучшее вложение — в себя. Востребованные профессии и навыки дадут возможность заработать в любое время и в любом месте. Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра. В рассрочку до 10 месяцев оплачивайте Халвой курсы иностранных языков, обучение топовым IT-специальностям, развитие творческих способностей и новых навыков. Выберите подходящую школу из сотен партнеров карты. Начинайте менять жизнь к лучшему уже сегодня!
Какие виды дополнительного профессионального образования существуют
К ДПО относят повышение квалификации и профессиональную подготовку.
Для чего необходимы курсы по повышению квалификации? Они позволяют улучшить профессиональные знания и умения, освоить новые навыки, необходимые в трудовой деятельности.
Современный рынок труда «кишит» специалистами в разных сферах. Поэтому, чтобы оставаться на плаву и быть конкурентоспособным, крайне важно постоянно обучаться новому и расширять мировоззрение.
К тому же образовательные курсы помогают узнать о новшествах в профессиональной сфере и освоить новые компетенции. Регулярное обучение — залог успешной работы и продвижения вверх по карьерной лестнице.
Хотите, чтобы вас повысили в должности? Покажите начальству, что вы готовы учиться и улучшать профессиональные навыки
Как правило, курсы длятся от 72 до 150 часов. Это зависит от конкретной программы. Закон устанавливает только минимальную продолжительность — 16 часов.
Слушателям, успешно прошедшим обучение, вручают сертификат о повышении квалификации.
В чем разница между профессиональной переподготовкой и курсами повышения квалификации? Все просто. Главное отличие в том, что профессиональную переподготовку проходят те, кто хочет получить совершенно другую специальность. К примеру, бухгалтер может окончить курс на психолога, а юрист — на филолога.
Переподготовку можно назвать облегченной версией высшего образования. Кто хочет освоить новую профессию, но не хочет тратить на это четыре или шесть лет, может пройти дополнительные курсы. Это экономит и деньги, и время.
Профессии с зарплатой от 100 тысяч рублей — рейтинг 2023
Минимальная продолжительность курсов — не менее 250 часов. Курсы длятся в среднем от 300 до 500 часов. Но есть и более объемные программы, рассчитанные на полгода, это примерно 1000 академических часов. Продолжительность зависит от сложности осваиваемой профессии.
Дополнительное образование можно получить и в форме стажировки. Человек выполняет различные тестовые задания, чтобы закрепить полученные на курсах знания и продемонстрировать профессиональные навыки.
Формы ДПО
Дополнительное профессиональное образование бывает в трех формах:
Форму обучения устанавливает каждая организация, которая предоставляет ДПО. Некоторые образовательные учреждения дают возможность выбора. Слушатели могут обучиться на дистанционке или очке. Форма оговаривается заранее и указывается в договоре.
Неважно, какой формат учебы выберет человек, это никак не должно повлиять на качество и эффективность учебы. Каждую программу должны построить таким образом, чтобы за все время обучения слушатель получил необходимые знания и успешно прошел аттестацию.
Форму прописывают только в договоре. В дипломе о получении дополнительного профобразования укажут лишь название курса и количество академических часов.
Кто может получить дополнительное профессиональное образование
Курсы по профпереподготовке и повышению квалификации доступны тем, кто уже закончил среднее профессиональное либо высшее образование. Или тем, кто учится в колледже или лицее.
Дистанционная форма обучения дает возможность учиться в комфортной домашней обстановке из любой точки мира
Как правило, дополнительное профобразование платное. Но некоторые компании оплачивают сотрудникам курсы по профпереподготовке. Слушателей допускают на занятия сразу после оплаты.
Иностранцы и лица без гражданства также имеют право получить ДПО. Главное условие — их сертификаты об образовании должны признаваться в России.
ДПО доступно любому взрослому человеку в любом возрасте. Главное — иметь время и желание учиться.
Желание учиться есть, а денег нет? В Совкомбанке вы можете оформить кредит на образование по выгодной ставке и с минимальным пакетом документов.
Где получить ДПО
Получить ДПО можно только в тех организациях, у которых есть соответствующая лицензия. Пройти курсы по повышению квалификации или профпереподготовке можно в разных учреждениях, среди которых:
- учреждения среднего профессионального образования — колледжи, техникумы и так далее;
- различные центры ДПО — академии, институты (могут быть как частные, так и государственные);
- научные учреждения — лаборатории, НИИ и другие.
Среди огромного сегмента различных образовательных учреждений бывает сложно выбрать подходящее. Перед тем, как записываться на курсы, обязательно обратите внимание на следующее:
- разнообразие образовательных программ;
- рейтинг заведения и отзывы слушателей;
- информацию о преподавателях (стаж, квалификация).
Кроме того, будет не лишним проверить, есть ли у образовательного центра лицензия. Сделать это можно на официальном сайте Роспотребнадзора.
Самая актуальная проблема современного образования — устаревание знаний. Многие специалисты говорят, что знания, которые получают первокурсники, становятся неактуальными уже к окончанию учебы. Поэтому непрерывное получение новых знаний — острая необходимость сотрудников в любой сфере. Дополнительное профессиональное образование помогает эти знания получить.
В статье мы расскажем, что дает дополнительное профессиональное образование, кто его может получить и как.
Еще больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.
Доверь свою работу кандидату наук!
Что относится к дополнительному профессиональному образованию
Дополнительное профессиональное образование — это вид учебного процесса. Его можно получить дополнительно к среднему специальному и высшему образованию.
В положении о дополнительном профессиональном образовании говорится, что после его получения уровень самого образования не изменится. Это значит, что специалист со средним профобразованием получит дополнительные навыки, но уровень его подготовки останется средним, а не станет высшим.
Главная цель учебных центров дополнительного профессионального образования — не формально повысить уровень знаний, а дать актуальную и новейшую информацию, которая поможет специалисту соответствовать своей квалификации.
В РФ есть такие уровни дополнительного образования:
- среднее профессиональное;
- бакалавриат;
- магистратура;
- аспирантура.
Кстати, в научных публикациях Америки есть особая единица измерения устаревания знаний. Она называется «период полураспада компетентности».
Многие не знают как получить дополнительное профессиональное образование. Вне зависимости от места работы, специалисты могут получить профобразование по программам двух видов: повышение квалификации и переподготовка.
Повышение квалификации
Чтобы оставаться высококлассным специалистом, надо постоянно обновлять свои умения и навыки. Программа повышения квалификации совершенствует уже полученные знания и дает новые. Например, инженер калийных удобрений хочет перейти на другую должность — менеджер транспортировки удобрений. Для этого он идет на повышение квалификации по программе «Диспетчер транспортировки калийных удобрений».
Многие специалисты должны регулярно повышать свою квалификацию. Это прописано в профессиональных стандартах конкретной профессии.
В требованиях к этой образовательной программе написано, что ее продолжительность составляет от 16 часов. Но чаще всего ее длительность — это 72 часа и больше.
После окончания курсов дополнительного профессионального образования специалист получает диплом или удостоверение.
Профессиональная переподготовка
Профессиональная переподготовка нужна, чтобы получить новую профессию или квалификацию. Например, курс профессиональной переподготовки «Логопедия» для педагога может быть дополнительным образованием в этой сфере. После окончания курса учитель сможет не только преподавать, но и быть логопедом.
Обычно, новую профессию получают смежную с уже имеющейся. Но это совсем необязательное условие. Например, биолог может пройти профессиональную переподготовку и стать системным администратором.
Длительность профессиональной переподготовки — 250-500 часов. После такого дополнительного профессионального образования специалист получает диплом об окончании.
Можно сказать, что дополнительное профессиональное образование через профессиональное обучение и переподготовку — это облегченный вариант второго высшего образования.
Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Формы дополнительного образования
Дополнительное образование можно получить:
- очно;
- заочно.
В некоторых случаях, дополнительное профессиональное образование можно получить дистанционно или в виде стажировки.
Кто устанавливает продолжительность и форму дополнительного профессионального образования работников? Обычно, организация, которая занимается доп. образованием, сама разрабатывает программы обучения, в которых свои сроки и формы.
В дипломе или сертификате не пишут, на какой форме учился специалист. Там только указывают программу и количество часов.
Кто может получить дополнительное образование
Дополнительное образование могут получить:
- тот, у кого уже есть среднее специальное или высшее образование;
- тот, кто еще учится в ссузе или вузе.
Если студент параллельно учебе проходит курсы дополнительного образования, то документ об окончании курсов он сможет получить в конце, когда закончит учебное заведение.
Где получить дополнительное профессиональное образование
Некоторые думают, что дополнительное профессиональное образование можно получить только в крупных городах, таких как СПб или Москва. На самом деле, организаций, которые дают доп. образование очень много и они находятся в разных городах России. Это может быть любое учебное заведение, у которого есть лицензия на такой вид деятельности:
- специализированные центры, академии, институты, которые занимаются именно дополнительным образованием;
- вузы, ссузы;
- научные организации, которые помимо своей основной деятельности занимаются доп. образованием (НИИ, лаборатории, исследовательские центры).
Какие документы понадобятся для получения дополнительного образования
Чтобы получить доп. образование, вступительные экзамены сдавать не надо. Понадобится предоставить следующие документы:
- Диплом о высшем или среднем специальном образовании.
- При необходимости справка с места учебы (для студентов).
- Паспорт.
Иностранные граждане тоже могут получить ДПО. Пакет документов для них будет другой:
- Документ иностранного государства об образовании (оригинал или копия). Его надо обязательно перевести и заверить.
- Документ, удостоверяющий личность (переведенный и заверенный).
- Заявление на получение услуг иностранного гражданина.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы знаете, что значит дополнительное профессиональное образование и сможете определиться. А за учебу не переживайте — специалисты студенческого сервиса решат любые учебные задачи.
Нет пределов совершенству или возможности дополнительного образования
Дополнительное образование в наше время востребовано как никогда и это естественный процесс, связанный с потребностями рынка труда. По данным статистики в России ежегодно около 1,5 млн. человек проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования.
Этот вид образования дает возможность достаточно оперативно удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности населения. Несомненный плюс системы дополнительного образования заключается также в том, что она быстро и адекватно реагирует на изменения рынка труда, одновременно решая задачи, связанные с его исследованием и прогнозированием. Однако развитие системы дополнительного образования в новых условиях диктуется не только законами рынка, но и законами научно-технической революции, которая требует постоянного обновления знаний и переподготовки специалистов.
Об актуальных проблемах и перспективах развития системы дополнительного образования, о возможностях получения дополнительного профессионального образования и значении непрерывного образования в жизни человека мы побеседовали с Инной Валерьевной Андреяновой, кандидатом юридических наук, директором Института непрерывного образования, доцентом кафедры государственного и муниципального управления факультета менеджмента Псковского государственного университета
Ведущий: Инна Валерьевна, здравствуйте. Давайте начнем с грустного — с кризиса, затронувшего все сферы нашей жизни. На данный момент российская экономика переживает не самые лучшие времена. Сегодняшний кризис и тяжелая ситуация на рынке труда как-то повлияли на востребованность дополнительного профессионального образования?
И. В. Андреянова: В условиях мирового экономического кризиса произошло снижение общих расходов предприятий, в том числе и расходов на повышение квалификации сотрудников.
Соответственно необходимо разрабатывать и реализовывать программы с доступной стоимостью обучения, а также вырабатывать новые способы стимулирования предприятий на расходы на повышение квалификации сотрудников.
С другой стороны, в условиях кризиса предприятия не только должны стремиться выжить, но и могут использовать сложившуюся ситуацию для расширения своего бизнеса, удержания и завоевания новых высот. Здесь руководителям предприятий помогут программы, семинары, тренинги, направленные на развитие способности составления антикризисных креативных программ развития предприятий. Так, например, летом мы получили заказ на программу повышения квалификации «Антикризисное управление организацией» для сотрудников некоммерческих организаций.
В результате кризиса граждане будут вынуждены чаще перерабатывать или сочетать несколько работ, чтобы сохранить свой материальный достаток. Соответственно актуальным становится овладение второй, третьей специальностью. Здесь мы можем предложить программы профессиональной переподготовки.
Неизбежным следствием экономического кризиса является дисбаланс спроса на рынке труда и предложений на рынке образовательных услуг. Растет безработица и в то же время работодатели испытывают трудности с подбором кадров нужной квалификации. Соответственно необходима дифференциация целей и содержания программ ДПО. Рынок труда перенасыщен одними специалистами и испытывает острую нехватку других. Так, он перенасыщен юристами и экономистами и испытывает острую нехватку квалифицированных рабочих. В определенной степени такой дисбаланс вызван потребностями граждан России. В последнее время все больше россиян хотят получить и получают высшее образование. Однако количество вакантных мест для специалистов с высшим образованием ограничено.
Ведущий: И что же делать людям, которые уже имеют высшее образование и не могут устроиться на работу или только получают и имеют туманные перспективы трудоустройства?
И. В. Андреянова: Мне кажется, что граждан нужно стимулировать к овладению рабочими профессиями. Как это сделать?
Используя средства ДПО, можно так организовать обучение в вузах, чтобы студент за период обучения (за счет государственного финансирования или за небольшую дополнительную плату) овладевал не только избранным направлением высшего образования, но и какой-либо рабочей профессией, связанной с получаемой специальностью (например, овладевал дополнительно профессией механика по ремонту автотранспорта, обучаясь на специальности высшего образования «Организация и безопасность дорожного движения»).
В 2015 году студенты, обучающиеся по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» (прикладной бакалавриат), прошли обучение по профессии рабочего «Сварщик» и получили 2 разряд. Обучение для студентов было бесплатным, т. к. получение профессии было предусмотрено в учебном плане в рамках освоения программы прикладного бакалавриата. Вполне возможно, что в период овладения рабочей профессией у студента возникнет интерес к ней и в случае трудностей с трудоустройством у него будет отличный «запасной вариант».
Ведущий: Насколько на фоне этой ситуации диплом об обучении в Институте непрерывного образования востребован работодателями?
И. В. Андреянова: Конечно документы о дополнительной квалификации востребованы работодателями. Приведу пример. Так нам поступил заказ от ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Псковской области» на организацию обучения своих работников в количестве 15 человек по программе профессиональной переподготовки «Метрология и метрологическое обеспечение». Соответственно, преподавателями ПсковГУ была разработана такая программа с учетом требования ФГОС ВО, а также с учетом профессионального стандарта «Специалист по метрологии». После освоения данной программы слушатели получили диплом о профессиональной переподготовке, что дало им возможность занимать должности, предусмотренные указанным профессиональным стандартом, а также проходить аттестацию для работы в качестве поверителя определенного вида средств измерений.
Ведущий: Какие из направлений дополнительного профобразования пользуются наибольшей популярностью среди населения северо-западного региона России?
И. В. Андреянова: Одной из особенностей экономической ситуации в России последних десятилетий является ее переход к новым знаниям. Применительно к системе ДПО такой переход, во-первых, изменил социальный заказ на подготовку специалистов, а, во-вторых, повлиял на организацию деятельности учреждений ДПО, их взаимодействие с предприятиями. Появилась и постоянно увеличивается потребность в специалистах в области реформирования производства, маркетинга, финансов, оценки собственности, внешнеэкономической деятельности, управления персоналом, биржевого дела, безопасности бизнеса и др.
В рейтинге самых востребуемых программ, по-прежнему, самые высокие позиции занимают: бухгалтерский учет, аудит и финансы, менеджмент, юриспруденция, психология, маркетинг, страхование, туризм, иностранные языки
Ведущий: Можно ли сказать, что данные направления популярны и у жителей других регионов России?
И. В. Андреянова: Да, конечно. Опыт коллег по реализации программ ДПО, например, в Великом Новгороде, Ярославле, Санкт-Петербурге также свидетельствует об этом.
Кроме того, как я уже говорила раньше, сегодня очень высокая конкуренция на рынке труда. На одно рабочее место претендуют несколько специалистов. Работодатель имеет возможность выбора. В свете этого, становятся востребованными программы ДПО, обучающие технологиям поиска работы, трудоустройства, прохождения собеседования.
Ведущий: Работники отправляются на переподготовку по указке «сверху», например, своего работодателя или увеличиваются их личные потребности в получении допобразования вплоть до профессиональной переориентации?
И. В. Андреянова: Если обратиться к истории, то в период существования Советского Союза практически все предприятия в России были государственными и повышение квалификации их сотрудников регламентировалось и финансировались государством. Государство определяло периодичность повышения квалификации и учреждения, в которые необходимо направлять сотрудников для повышения квалификации. Оно же осуществляло контроль за качеством реализуемых в них программ.
Сейчас большинство российских предприятий основаны на частном капитале и полностью зависят от количества и финансовых возможностей потребителей. Повышение квалификации сотрудников на таких предприятиях финансируется только за счет средств предприятия, они же определяют и регламент повышения квалификации, и учреждения, которые его осуществляют.
Сегодня предприятия готовы платить только за качественное дополнительное профессиональное образование. В докладе «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» отмечается: «Интересы национального капитала (работодателей) получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться. При этом бизнес готов тратить значительные средства на переподготовку сотрудников в рамках конкретных квалификаций, но совершенно не готов финансировать 3-летнее обучение профессии, которая может быть освоена за несколько месяцев».
При этом работники и сами готовы платить за дополнительные компетенции и навыки, но чаще всего, если уверены в успешном трудоустройстве. От нечего делать сейчас никто не учится!
Ведущий: Какие формы получения дополнительного образования может предложить Институт непрерывного образования ПсковГУ таким людям?
И. В. Андреянова: В этой ситуации мы стараемся обеспечивать высокое качество ДПО, удовлетворяющее запросам предприятий, ведем гибкую ценовую политику, максимально учитываем пожелания работодателей относительно времени, места проведения занятий, их содержания.
Примером может послужить программа повышения квалификации «Организация эффективного управления предприятием», которая была специально разработана для конкретного предприятия, согласованы с ним все учебные модули программы, преподавательский состав, время занятий. Обучение проходило как в аудиториях нашего Университета, так и непосредственно на данном предприятии в очной форме. При этом в программе может быть предусмотрена и самостоятельная работа слушателей.
Ведущий: Учебный процесс осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы, есть ли возможность заниматься по индивидуальным формам обучения, либо с элементами дистанционного обучения?
И. В. Андреянова: Учебный процесс зависит от содержания программы. Есть все перечисленные Вами виды обучения. Мы можем предложить программу, в основном это будет программа повышения квалификации, где будут аудиторные занятия 6–8 часов в день в течение двух недель, а это весь рабочий день и получается с отрывом от работы. Сейчас очень популярны программы, особенно под заказ работодателя, с частичным отрывом от работы, например 1 или 2 пары 4 раза в неделю, после 15 часов. В нашем институте уже есть опыт такого учебного процесса, и своим новым заказчикам мы предлагаем попробовать такие варианты. Они становятся выигрышными как и для работодателя, так и для работника, особенно если в обучении больше заинтересованы первые. Индивидуальная форма обучения также предусмотрена в нашем институте, не скажу, что пользуется большой популярностью, большинство слушателей предпочитает учиться, все-таки, в группе. Программы с элементами дистанционного обучения все больше входят в нашу жизнь и, конечно же, мы идем в ногу со временем по этому направлению.
Ведущий: Можно ли обучаться по выходным?
И. В. Андреянова: Что касается выходных, то не забываем, что это дни отдыха. Мы стараемся основные программы не планировать на выходные дни и часто не используем в расписании и пятницу, но бывают специальные программы, которые подразумевают обучение именно в эти дни. Например, индивидуальные занятия по подготовке к ЕГЭ для тех кто живет в районах нашей Псковской области, выездные курсы повышения квалификации.
Ведущий: Вы затронули тему дистанционного обучения. Как Вы считаете, насколько вообще эффективно и востребовано ДПО в формате дистанционного обучения?
И. В. Андреянова: Думаю, что эта технология обучения в дополнительном образовании становится все более популярной и востребованной. То, что интересно и актуально для слушателя, не всегда можно найти расположенным территориально близко. А дистанционные технологии обучения позволяют учиться и в удаленных образовательных организациях и тогда, когда это удобно обучающемуся. Так что в востребованности этой технологии сомневаться не приходится.
Эффективность дистанционного обучения зависит от возможностей образовательной организации, какими ресурсами она располагает (электронные лаборатории, программное обеспечение и т. д.) и, разумеется, от кадрового потенциала.
Если преподаватели привыкли делать свое дело качественно, с душой, то используемые при обучении технологии — это только инструмент в руках умельца.
Ведущий: Инна Валерьевна, расскажите, пожалуйста, историю создания Института непрерывного образования на базе Псковского государственного университета.
И. В. Андреянова: Институт непрерывного образования был создан на основе факультета повышения квалификации Псковского государственного педагогического университета имени С. М. Кирова и подготовительных курсов Псковского государственного политехнического института после объединения вузов в Псковский государственный университет.
За прошедшее время в Институте увеличилось не только количество программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, подготовки к поступлению в вуз, но и появились новые направления деятельности, такие как профильные университетские классы, подготовительное отделение для старшеклассников по подготовке к сдаче ЕГЭ (в том числе и молодых мам до 23 лет) и иностранных слушателей. Из отделения «Нордистика» ПГПУ им. С. М. Кирова и проекта «Еврофакультет-Псков» был создан Центр языковой подготовки, где идет обучение английскому, немецкому, французскому, нидерландскому, шведскому, эстонскому, испанскому, китайскому, латышскому языкам.
Ведущий: На каких принципах строится деятельность Института непрерывного образования?
И. В. Андреянова: Непрерывно учиться — не означает получать какие-то дипломы, сертификаты, удостоверения, друг за другом и до бесконечности. Ведь человеческую личность характеризует не общее число неких документов, а те компетенции, которых ждёт от своего потенциального работника работодатель. Поэтому работа Института непрерывного образования ПсковГУ в основе своей подразумевает несколько принципов — «китов».
Во-первых, это всеохватность: ИНО строит свою работу так, чтобы удовлетворять потребности в услугах по представлению дополнительного образования для самого широкого круга людей.
Второй принцип — преемственность: те знания, которые человек получил на любой из ступеней своего образования, должны быть важны (или каким-либо образом зачтены) на следующей ступени.
В-третьих, индивидуальный, личностный подход к процессу обучения каждого — он, собственно, должен наличествовать в любом образовательном процессе, даже несмотря на то, что в основе нашей работы всё-таки групповые формы обучения. Потребности ведь у всех разные. Сейчас есть такое понятие, как корпоративные программы — бизнес заказывает их для себя. То есть, люди приходят к нам не на разработанные, стандартные курсы, а на те, что мы разработали и подготовили им с учётом конкретного заказа, конкретных их нужд.
Ведущий: На какие наиболее интересные и перспективные цели и задачи сделаны акценты в институте?
И. В. Андреянова: Любой развивающийся организм рано или поздно усваивает напутствие «Учиться, учиться и еще раз учиться». Поэтому интересной и перспективной целью нашей деятельности является организация непрерывности в образовании каждого, кто к нам обратится в соответствии с его желаниями и индивидуальными потребностями, разработка «графика» личного совершенствования. Из перспективных задач хотелось бы выделить:
- разработку гибких образовательных программ, в содержание которых можно вносить изменения даже в процессе их реализации, непосредственно под заказ конкретного работодателя (потребителя),
- расширение спектра дополнительных образовательных программ с использованием дистанционных технологий (с учетом возможностей электронной образовательной среды ПсковГУ)
- развитие школы мигрантов, в части тестирования иностранных граждан, открытие школы мигрантов в г. Великие Луки на базе филиала;
- развитие системы университетских профильных классов, как в городе, так и в регионе,
- развитие университетского интеллектуального конкурса «Барс».
Ведущий: В Институте есть ряд интересных проектов, например: университетские классы, школа словесности, школа мигрантов. Расскажите, пожалуйста, в чем они заключаются и насколько активно развиваются.
Считают, что счастлив тот, кто утром идет с удовольствием на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию. Как ее найти? Как не ошибиться? Как помочь сегодняшнему старшекласснику найти правильную дорогу в жизни?
Об этом задумались в ПсковГУ и нашли ответы на эти вопросы.
Чтобы помочь выпускникам псковских школ определиться с выбором будущей профессии, дать возможность получить бесплатные дополнительные услуги по профильным предметам, в том числе и при подготовке к ЕГЭ, и таким образом привлечь их внимание к ведущему вузу Псковской области, чтобы лучшие выпускники школ города оставались учиться и работать на Псковщине, в 2013 году стартовал проект «Университетские профильные классы».
«Университетские классы» — это уникальный проект ПсковГУ, задача которого сохранить кадровый потенциал Псковской области, помочь псковским выпускникам определиться с выбранной профессией, повысить интерес к учебе, расширить кругозор.
Образовательный процесс в университетских классах осуществляется в соответствии с учебными программами, разработанными ПсковГУ и согласованными с администрацией общеобразовательных учреждений. Курс обучения рассчитан на учащихся 10–11 классов.
В учебном плане университетских профильных классов четко выделяются три составные части:
- Первое направление — это предметы, которые стимулируют познавательную деятельность и дают практические навыки.
- Второе направление — это школа олимпиад, в рамках которой школьников будут готовить к различного рода научно-исследовательским конкурсам.
- В-третьих, учащихся университетских классов готовят к ЕГЭ. Это позволяет родителям школьников существенно сэкономить на услугах репетиторов.
- Внеклассная составляющая образовательного процесса в университетских профильных классах включает ознакомительные экскурсии по университету, посещение лекций, участие в спортивно-массовых мероприятиях и т. п. На протяжении всего времени обучения школьники активно включаются в студенческую жизнь, в том числе за счет непосредственного общения со студентами вуза.
В этом году состоялся первый выпуск в «Университетских профильных классах». Многие из выпускников выбрали для дальнейшего обучения родной ПсковГУ. Сегодня по программе «Университетские профильные классы» обучается 261слушатель.
На базе института непрерывного образования ПсковГУ создана «Школа мигрантов», основной сферой деятельности которой является проведение комплексного государственного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ, а также подготовка иностранных граждан и лиц без гражданства по указанным дисциплинам. С 1 января 2015 г. в университете можно пройти комплексный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ.
Ведущий: В университетских классах Вы готовите школьников к сдаче ЕГЭ. Многие школьники начинают задумываться о ЕГЭ только в одиннадцатом классе. Означает ли это, что и работаете Вы только с ними?
И. В. Андреянова: Конечно же, мы работаем не только с одиннадцатиклассниками. Если у школьника есть два года — он учится в 10-ом классе и уже понял, что ПсковГУ — это его вуз? Тогда он из нашего контингента! Таким десятиклассникам я всегда рекомендую: «Не теряйте времени — приходите к нам на двухгодичную «Школу успешного абитуриента».
В отличие от одногодичной формы, где наша главная задача все успеть и обеспечить вам высокую вероятность прорыва оборонительных рубежей приемной комиссии, на двухгодичных курсах подготовки мы решаем более амбициозные задачи — создаем прочный фундамент знаний по выбранным предметам. Это окажется необходимым не только для того, чтобы попасть в число студентов вуза, но и для того, чтобы удержаться в их числе. Школьник не только сможет успешно сдать ЕГЭ и поступить на наиболее престижные факультеты, но и действительно начнет разбираться в выбранных дисциплинах. Мы предлагаем ребятам углубленный курс по математике, физике, русскому языку, обществознанию, истории, биологии и химии.
Двухгодичная «Школа успешного абитуриента» — это оптимальный вариант для тех, кому нужны высшие баллы на ЕГЭ.
Ведущий: Инна Валерьевна, посетители сайта edu.garant.ru также хотели с нашей помощью задать Вам вопросы. Мы отобрали наиболее интересные из них. Вот, например, вопрос от Натальи из Пскова. «Посмотрела на сайте Института непрерывного образования, что есть такое направление как подготовка молодых мам к ЕГЭ. В чем заключается специфика этой программы по сравнению с подготовкой обычных абитуриентов? Есть ли какие-то льготы для поступающих в ПсковГУ после обучения по этой программе?»
И. В. Андреянова: Наталья, данный эксперимент проводится в рамках Постановления Правительства РФ от 31.08.2013 № 756 «О проведении в 2013–2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования». Его цель, согласно документу, — улучшение демографической ситуации, а также содействие молодым женщинам в адаптации к новым социальным условиям, создание условий для их подготовки к обучению по программам бакалавриата и (или) специалитета.
Молодые мамы в течение 6 месяцев могли бесплатно обучаться на курсах по подготовке к ЕГЭ на базе подготовительного отделения. Слушательницы получали стипендию в размере 2 тысяч рублей. Каждая из слушательниц была вправе выбрать свой индивидуальный курс для подготовки к сдаче ЕГЭ, состоящий из трех предметов. Полученные знания давали возможность молодым мамам на общих основаниях сдать единый государственный экзамен и по его результатам поступить в любой вуз Российской Федерации. Напомню, что с введение в действие нового закона «Об образовании в РФ» результаты ЕГЭ действительны в течение 4-х лет.
Ведущий: А насколько пользуется это направление спросом у молодых мам? Может быть у Вас есть статистика поступивших в ПГУ или другие вузы после прохождения этого курса?
И. В. Андреянова: Как показал опыт, учиться молодым мамам бывает тяжело: надо искать на время учебных занятий няню. Ведь большая часть контингента — это матери-одиночки. У некоторых уже по 2 детей. Поэтому процент поступления в вуз на общих основаниях не очень высок, хотя как в прошлом, так и в этом учебном году есть девушки, поступившие на бюджетную форму обучения.
В прошлом учебном году из пятнадцати человек, обучавшихся по этой программе, в ПсковГУ поступили девять молодых мам. (6 чел. — на специальность «Начальное образование» и по одному на «Государственное и муниципальное управление», «Таможенное дело» и «Психологию и педагогику». В другие вузы поступили 2 девушки, а вот 4 человека экзамены, к сожалению, не сдали.
В этом году из девяти обучающихся молодых мам одна (Богомаз Анастасия) уже зачислена на очную бюджетную форму на факультет психологии, а две к сдаче экзаменов не приступили по семейным обстоятельствам. Остальные же поступают на заочную форму обучения.
Из опыта работы по этой программе можно сделать вывод, что эксперимент требует корректировки.
Ведущий: Инна Валерьевна, еще один вопрос от жителя Пскова. «Мне 36 лет. В прошлом закончил колледж, но планирую получить и высшее образование. Можно ли сдать ЕГЭ на базе ИНО, предварительно пройдя у вас занятия по подготовке к ЕГЭ? Если да, то что для этого нужно?»
И. В. Андреянова: На базе института непрерывного образования сдать ЕГЭ нельзя. Этим занимается Региональный центр тестирования.
В Вашем случае, для того чтобы получить высшее образование сдавать ЕГЭ не обязательно. Можно пройти вступительные испытания, установленные вузом. Чаще всего — это тестирование по различным предметам школьной программы.
Тем кто будет поступать в вузы по результатам ЕГЭ я бы порекомендовала пройти курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ, которые организованы на базе нашего Института. Этим занимается Подготовительное отделение, которое находится по адресу: г. Псков, ул. Л. Толстого, д. 4а, корп. 3, каб. 3, тел. 8(8112)79-78-77 и 8 (8112) 79-78-82.
Ведущий: Инна Валерьевна, вопрос от посетителя сайта edu.garant.ru, который, к сожалению, не представился. «Среди направлений деятельности Института есть и общеобразовательные программы, по сути это своего рода групповые подготовительные курсы для школьников или индивидуальное репетиторство?»
У каждого молодого человека, пожелавшего получить высшее образование, по-своему складывается дорога в вуз.
Но мы убеждены, что дорога в вуз начинается с подготовительного отделения. Подготовительное отделение института непрерывного образования ПсковГУ дает возможность нашим слушателям:
- получить новые и систематизировать накопленные знания;
- подготовиться к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, внутренних экзаменов, проводимых вузом самостоятельно.
Мы постоянно работаем над усовершенствованием и разнообразием наших программ. Для выпускников 9-х классов мы организуем курсы для подготовки к сдаче ОГЭ, десятиклассникам предлагаем обучение в двухгодичной Школе успешного абитуриента. Выпускники школ, колледжей, профессиональных лицеев, а также все, кто решил поступать в вуз, могут подготовиться к ЕГЭ и внутренним экзаменам, выбрав для себя наиболее оптимальную программу.
Высокое качество подготовки обеспечивается небольшой численностью групп. В группах девятиклассников (подготовка к сдаче ОГЭ) обучается по 7–8 человек. В Школе успешного абитуриента — до 10 человек по предмету. Также постоянно действуют курсы индивидуальной подготовки, где с преподавателем в группе занимаются по 2–3 человека.
Ведущий: И последний вопрос от нашего читателя. «Вузов много, выбрать сложно. Кто мне может помочь сориентироваться в их многообразии и в плане профориентации?»
И. В. Андреянова: Да, действительно, вузов много, но, к сожалению, нет такого сайта, где была бы выложена вся информация обо всех вузах России. Но у каждого вуза есть свой официальный сайт, где можно найти всю интересующую информацию для абитуриента. На сайтах можно узнать и про факультеты, кафедры, профессорско-преподавательский состав, а также что необходимо для поступления в вуз. В нашем регионе есть такой информационный ресурс, где сосредоточены аннотации всех образовательных программ и учебных заведений среднего профессионального и высшего образования Псковской области. Такой сайт создан силами Псковского государственного университета в рамках Программы стратегического развития ВУЗа на период до 2020 г. Он называется «Центр развития кадрового потенциала и образовательной логистики» и размещается по адресу http://co.pskgu.ru/.
Ведущий: Инна Валерьевна, спасибо большое за интересную беседу. От лица редакции хотелось бы пожелать Вам и Вашему институту не останавливаться на достигнутом и с еще большим успехом продвигать в массы идеи о необходимости получения дополнительного образования.