Всероссийская научно-практическая конференция «Национальные приоритеты современного российского образования

11 мая 2022

Дальневосточный федеральный университет совместно с Дальневосточным региональным научным центром Российской академии образования приглашают принять участие в работе XV Всероссийской научно-практической конференции «Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы».

Дата проведения — 12 мая 2022 г.

Цель конференции — обсуждение актуальных педагогических проблем, поиск путей решения проблем развития современного образования, обобщение профессионального педагогического опыта, тиражирование лучших образовательных практик, установление профессиональных контактов.

К участию приглашаются научно-педагогические работники научных учреждений, образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, докторанты, аспиранты, соискатели, учителя, психологи и руководители общеобразовательных школ, работники и руководители учреждений дополнительного образования, а также представителей иных некоммерческих организаций, чья деятельность связана с реализацией образовательной деятельности детей и взрослых.

Основные направления работы конференции:

  • Актуальные проблемы образования в России и мире: ответы на вызовы современности
  • Влияние COVID-19 на трансформацию школьного и вузовского образования
  • Педагогическое образование в эпоху неопределенности
  • Особенности цифровизации образования и дистанционного обучения
  • Образование детей и взрослых с особыми потребностями: проблемы и перспективы
  • Вопросы воспитания в XXI веке
  • Проблемы предметных методик в современной практике образования

Конференция пройдет в смешанном (онлайн и оффлайн) формате.

Подробная программа работы конференции будет направлена дополнительно и размещена на сайте ДВФУ.

По итогам конференции будет издан электронный сборник материалов конференции с присвоением кодов ISBN, УДК и ББК, с индексацией в РИНЦ. Сборник публикуется на сайте электронной библиотеки eLIBRARY. RU постатейно.

Рабочие языки конференции: русский, английский.

Форма участия: очная (устный и стендовый доклады), заочная и дистанционная (online). Доклады могут быть представлены в устном, письменном формате и формате видео. Видео доклад может быть записан участником на любом носителе и отправлен на адрес организаторов конференции. Время доклада не должно превышать 10-ти минут.

Регистрация участников и прием докладов

Регистрация заявок на участие в конференции и прием материалов для публикации в сборнике осуществляется с 1 марта по 30 апреля 2022 г.

Заявки, присланные позже указанного срока приниматься не будут.

Шурухина Татьяна Николаевна, к. , доцент, директор департамента педагогики и психологии развития Школы педагогики ДВФУ, с. тел. +79147103135

Инф. письмо Национальные приоритеты – 2022. docx

Программа конференции Национальные приоритеты – 2022. pdf

Основные проблемы профессиональной переподготовки в дополнительном профессиональном педагогическом образовании

В настоящее время вопросы профессиональной переподготовки в современной системе образования являются весьма актуальными. Дополнительное образование позволяет педагогам, не отрываясь от профессиональной деятельности, расширять и совершенствовать свои знания, а также получать новые.

Несмотря на всю значимость системы дополнительного образования, ее проблемы слабо отражены в ФЗ «Об образовании», а существующее Типовое положение № 610 от 26 июня 1995 года существенно устарело.

Реализуемые в настоящее время программы переподготовки и стажировки не представляют собой отдельный вид повышения квалификации. Кроме того, на законодательном уровне не установлены сроки освоения данных программ и используемые формы обучения.

Еще одной значимой проблемой является то, что процесс освоения программ профессиональной переподготовки может осуществляться как непрерывно, так и поэтапно. То есть, нет точной регламентации, каким образом должно осуществляться освоение программы.

Зачастую обучение проходит в виде освоения отдельных учебных дисциплин, курсов, учебных предметов, практик, модулей и т. , на основании утвержденной образовательной программы или индивидуального договора на обучение. Все это позволяет достаточно широкому кругу лиц предоставлять образовательные услуги в рамках программ профессиональной переподготовке. В связи с чем, большинство частных образовательных учреждений, имеющих лицензию и аккредитацию на ведении образовательной деятельности, реализуют программы профессиональной переподготовки педагогических кадров, даже не имея для этого необходимого материально-технического оснащения и профессорско-преподавательского состава. Процесс профессиональной переподготовки происходит по упрощенной схеме, с использованием средств ИКТ. Такие курсы предполагают самостоятельное изучение учебного материала (чтений, лекций, учебно-методический пособий и т. ), решение промежуточных и итоговых тестов.

Таким образом, указанная проблема негативно отражается на качестве оказываемых образовательных услуг, и соответственно на уровне профессиональной переподготовки педагогических кадров.

Государство реагирует и стремится решить проблемы в сфере переподготовке педагогических кадров. С этой целью для ряда программ дополнительного образования отменена государственная аккредитация. В основном это программы, по которым не предусмотрены федеральные государственные требования.

Еще одной мерой, направленной на решение проблем профессиональной переподготовки педагогических кадров, в рамках системы дополнительного образования, является ФЗ «О внесении изменений отдельные законодательные акты РФ Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» который устанавливает конкретные требования к реализуемым программам дополнительного образования.

Кроме того, на законодательном уровне установлено, что разработка содержания программ дополнительного образования должна опираться в первую очередь на требования заказчика и потребности рынка труда. Только в этом случае можно будет разработать действительно востребованные программы по профессиональной переподготовке педагогических кадров.

Гасанова Р. Проблема изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. 10, № 3. 4053–4063.

Гасанова Р. Методологические проблемы изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии // Профессиональное образование в современном мире. 2020. 10, № 4. 4262–4270.

Arpentieva M. , Gasanova R. , Menshikov P. Individual educational trajectories in additional education of teachers // Modern didactics: psychological and pedagogical problems of training and education. Toronto, 2020. 59–68.

Kassymova G. , Yurkova M. , Zhdanko T. , Gerasimova J. , Kravtsov A. , Egorova J. , Gasanova R. , Larionova L. , Arpentieva M. Personal self-development in the context of global education: the transformation of values and identity // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. № 6. 195–207.

Kassymova G. , Stepanova G. , Stepanova O. , Menshikov P. , Arpentieva M. and Merezhnikov A. , Kunakovskaya L. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information. 2018. № 12. 171–176.

Акимова И. , Баландин И. Использование информационных ресурсов для реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся // Школьные технологии. 2020. № 2. 74–85.

Александрова Л. Индивидуальная образовательная траектория в электронно-информационной среде образовательной организации. Москва : Авторский Клуб, 2020. 68 с.

Мартынова Е. Построение индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях // Научный альманах. 2017. № 6-1. 156–160.

Герцен С. , Сухарева О. , Скороходова Л. Индивидуальные образовательные траектории как инновационная технология развития высшего образования // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. 57–61.

Гладких В. , Сверчков Д. Цифровая образовательная среда как средство обучения курсантов по индивидуальной образовательной траектории // Перспективы науки. 2019. № 5. 237–239.

Грибанова М. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в учреждениях общего среднего образования // Научные записки ОрелГИЭТ. 2020. № 2. 35–38.

Бондаревская Е. , Кульневич С. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов на Дону : Учитель, 1999. 560 с.

Якина Л. Культурологическая модель преподавания мировой художественной культуры в школе // Человек в мире культуры. 2015. № 1. 80–86.

Арбузова Н. Индивидуальная образовательная траектория педагога как условие его профессионального развития // Вестник Белгородского института развития образования. 2019. 6, № 4. 99–104.

Звягин М. , Метельская Е. Конструирование отдельных образовательных траекторий из элементов «матрицы образовательных ресурсов» // Молодой ученый. 2016. № 19-1. 23–25.

Никитина М. , Побирченко В. Модель реализации профессионально ориентированной образовательной траектории обучающихся на основе компетентностного подхода // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. Вернадского. Экономика и управление. 2019. 5, № 1. 68–74.

Арпентьева М. Становление личностью, партнером и профессионалом: критерии и проблемы // Профессиональная ориентация. 2018. № 1. 10–19.

Перетягина Н. Индивидуальная образовательная траектория как способ сохранить человека в образовательном процессе // Психология обучения. 2010. № 4. 15–27.

Варламова В. Индивидуальная образовательная траектория в педагогических исследованиях // Современное образование: традиции и инновации. 2020. № 2. 182–184.

Гриншкун В. , Заславский А. Отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 1. 8–15.

Файн М. Индивидуальная образовательная траектория педагога как средство достижения его профессионального развития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. 348–351.

Aleshkovski I. , Moteva A. , Savina N. , Gasparishvili A. , Krukhmaleva O. Educational trajectories of school graduates of the Russian industrial region // Образование и наука. 2020. 22, № 10. 41–60.

Sergeeva M. Design of educational trajectory of students in the conditions of sociocultural educational environment // Научное образование. 2019. № 1. 6–14.

Шиян Н. Открытая образовательная среда как средство формирования индивидуальной образовательной траектории школьника // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 4-1. 279–281.

Бояринов Д. Индивидуальные образовательные траектории и образовательные карты // Системы компьютерной математики и их приложения. 2020. № 21. 371–375.

Зарецкая А. , Орлов В. Построение гибкой системы дополнительного профессионального образования для взрослых на основе индивидуальной образовательной траектории // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2020. № 38. 156–160.

Комаровская Е. , Пивоваров В. Моделирование индивидуальной образовательной траектории студентов в образовательном процессе вуза // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 2. 16–19.

Кондратенко А. , Григорьев А. , Кондратенко Б. Построение образовательных траекторий в образовании современной России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3. 122–125.

Краснопеева Т. , Шевченко А. , Гураль С. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в информационной образовательной среде // Язык и культура. 2020. № 51. 153–176.

Пустыльник П. Развитие информационнообразовательной среды: формирование индивидуальной образовательной траектории бакалавра технологического образования с учетом рынка труда. Саарбрюккен : Ламберт паблишинг, 2017. 280 с.

Кольева Н. , Жабагина Ж. , Кожахметова А. Этапы и требования к построению индивидуальной образовательной траектории // Вестник СевероКазахстанского государственного университета им. Козыбаева. 2019. № 1. 152–156.

Чикалов Н. , Гасанова Р. , Арпентьева М. Тестирование профессиональных интересов: выбор направлений общего и дополнительного образования. Toronto : Altaspera Publ. , 2021. 362 с.

Галиуллина Ф. Модель психологического сопровождения образовательных траекторий // Теория и практика современной науки. 2019. № 10. 254–256.

Ковалева Т. , Якубовская Т. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек. 2017. № 12. 85–94.

Арпентьева М. Разрушение университета: от «всесторонне развитой личности» к ¬«роботоутойчивому специалисту» // Challenges of science : intern. pract. internet conf. , Almaty, Nov. 22, 2018. Almaty, 2018. 1–12.

Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. Москва : Республика etc. , 2006. 268 с.

Кондратенко Б. , Кондратенко А. Жизненный успех как приоритетная цель формирования образовательных траекторий // Пространственное развитие региона: перспективы, приоритеты, ресурсы : сб. науч. междунар. науч. -практ. конф. Калининград, 2019. 296–298.

Петрова В. Методические аспекты построения индивидуальных образовательных траекторий при обучении студентов педагогического образования // Педагогическая информатика. 2019. № 3. 40–49.

Сергеева М. Менеджмент-сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучающихся в условиях высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. 168–171.

Łobaczewski A. Politieke ponerologie: een wetenschap over de aard van voor politieke doeleinden aangewend kwaad. Castelsarrasin : Les Editions Pilule Rouge, 2017. 793 р.

Arpentieva M. , Kasymova G. , Lavrinenko S. , Tyumaseva Z. , Valeeva G. , Kenzhaliev O. , Duvalina O. , Kosov A. Ecological education in the global and supplementary education system // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 158–168.

Светлана Морозова
Профессиональная педагогическая этика: проблемы дополнительного образования

«Обучая учусь».

Согласно последним нормативно-правовым документам в области дошкольного образования, провозглашается идея деятельностного интегративного подхода к формированию личности ребенка.

В настоящее время дошкольная организация имеет возможности сочетать дошкольное традиционное образование с дополнительным. В рамках повседневной деятельности с помощью приёмов мониторинга и диагностики выявляются наиболее нужные и востребованные направления в дополнительном образовании у конкретных групп детей, таким образом выполняется один из важнейших принципов работы – индивидуальный подход. При этом возникает замечательная полифония, с одной стороны дополнительное образование выступает как мощное средство развития личности ребенка, с другой его организация и осуществление служит одним из эффективных способов развития у педагогов потребности в непрерывном профессиональном росте.

Одна из задач в воспитании современного ребенка заключается в формировании целостной, гармоничной, способной творчески мыслить личности, умеющей учиться, делать правильный выбор, творчески подходить к решению поставленных задач. Ребёнок учится познавать мир, как уже доказали ряд выдающихся педагогов, прежде всего на примере наставника взрослого, близких ему людей.

Ещё Конфуций провозгласил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

Современный воспитатель должен быть не только высоконравственной гармоничной личностью, чтобы не навредить своим «воспитанием» ребенку, но и иметь качества которые позволят сочетать умение видеть потенциал маленького человека и иметь собственное мастерство, чтобы раскрыть и развить его талант. Именно в дополнительном образовании – любимом деле, выбранном с помощью взрослых, ребенок может ярче раскрыться, получить положительный опыт успеха, развить свои навыки. В дополнительном образовании как нигде проявляется потребность в соблюдении принципов профессиональной этики по отношению к ребенку.

Исторически сложилось, что подходы к пониманию взаимодействия педагога с ребенком претерпевали сильные, под час кардинальные изменения. Но что интересно, если проследить какие системы ценностей предлагали выдающиеся педагоги, то в основных понятиях и ориентирах они оказывается весьма схожи. В первую очередь такие системы построены на уважении к личности маленького человека. Посмотрим примеры.

«Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей».

«Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

Константин Дмитриевич Ушинский внес весомый вклад в разработку основ педагогической этики как сферы проявления морали в профессиональной деятельности учителя. Он отмечал, что для воспитания ребенка важно сотрудничество, отказ от «воли власти над детьми», побуждение детей к творчеству в процессе овладения ими нравственными ценностями и нравственным опытом. Основоположник русской школы научной педагогики, он указывал на большое значение повышения эффективности нравственного самообразования и самовоспитания учителя и учащихся. Но в наше время эти задачи ещё более актуальны, только благодаря такому подходу появляется возможность решения всего множества вопросов и проблем в области профессиональной педагогической этики. Идеалы и ценности, транслируемые обществом, субкультурами, бесконтрольными средствами массовой информации, семьей и сферой государственных ДОУ мозаичны и существенно различаются, поэтому современному воспитателю сложно поддерживать основы педагогической этики как сферы проявления морали в профессиональной деятельности – о которой говорил Ушинский.

Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Воспитатель должен принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.

Дополнительное образование большей частью имеет творческие направления, поэтому воспитатель должен иметь определенные качества.

Признаки и элементы педагогического такта.

Основными элементами педагогического такта являются :

• Требовательность и уважительность к воспитаннику;

• Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;

• Внимательность, чуткость педагога.

Успех педагогической деятельности во многом зависит от эмоциональной культуры, которая в свою очередь отражает уровень профессионального мастерства.

10 принципов воспитания детей Януша Корчака

Януш Корчак (1878-1942) – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять Дом сирот на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз – когда отказался бежать из варшавского гетто.

В третий раз было так. Когда все обитатели Дома сирот уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:

– Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.

– А дети?

– Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.

– Ошибаетесь. Не могу. Не все люди мерзавцы.

Никого из очевидцев этого разговора не осталось в живых. Как не осталось свидетелей и того, что Корчак по дороге в Треблинку рассказывал детям сказки, чтобы отвлечь их от тяжелых мыслей. Но эти эпизоды настолько характерны для личности «старого доктора», настолько соответствуют стилю всей его педагогической и человеческой жизни, что не вызывает сомнений – это было именно так. Янош Корчак – педагог, который отказался покинуть своих детей на пороге газовой камеры. Не покинул и погиб в немецком концентрационном лагере Треблинка вместе со своими воспитанниками – детьми из варшавского Дома сирот, хотя мог бы спастись. После всего сказанного можно больше ничего не знать о Корчаке. Великий Человек!

10 принципов воспитания детей, рекомендованных этим потрясающим педагогом.

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.

Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Таким образом мы видим, что в корне профессиональной этики заложены нравственные идеалы, основанные на уважении и любви к детям. Что же такое современная профессиональная педагогическая этика? Где рамки и практическое ее проявление? Какие сложности и проблемы могут возникнуть у педагогов дополнительного образования в ДОУ?

Профессионально-этическая культура представляет собой систему профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности педагога.

Педагогическая культура – совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность.

Основные составляющие профессионально-этической культуры педагога : общительность, доброжелательность, тактичность, толерантность, чувство меры, справедливость, отзывчивость, стремление понять другого; самосовершенствование и творчество.

Одной из часто повторяющихся проблем в процессе дополнительного образования является подмена целей: не развитие творчества у детей, а наоборот, навязывание стереотипов, шаблонов, искусственных и ненужных рамок. В таком случае личность воспитателя может привнести диссонанс.

Навязывание воли, чрезмерная настойчивость, торопливость, излишняя жёсткость может способствовать торможению развития личности у ребенка, раскрытию творческих способностей и даже нарушению благоприятного эмоционального фона. Настоящий педагог не имеет права допускать такие ошибки и должен постоянно вести внутренний мониторинг, самодиагностику, помнить золотые слова А. Чехова «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения

Современная Россия, государство и общество даёт все возможности педагогу развиваться, творить и нести великую миссию – воспитания детей – на основе нашей великой истории творить наше великое будущее!

В России планируется внедрить единые подходы к структуре, содержанию и оценке качества подготовки педагогических кадров для всей системы образования, а также увеличить число студентов, обучающихся по педагогическим программам на условиях целевого договора, и преподавателей, ежегодно повышающих свою квалификацию.

В ходе реализации концепции планируется усилить предметную и практическую подготовку педагогов: сделать обязательными такие дисциплины, как «Русский язык и культура речи», «Классное руководство», «Работа с родителями», «Инклюзия», усовершенствовать систему целевого обучения, особенно по наиболее дефицитным педагогическим специальностям, задействовать механизмы закрепления начинающих педагогов в профессии. Будет разработана и внедрена система независимой оценки качества подготовки педагогических кадров (отработаны технологии демонстрационного экзамена), сформирована сеть психолого-педагогических классов во всех регионах страны, создана новая образовательная инфраструктура – современные образовательные пространства.

Основные тезисы концепции комментирует первый зампред комитета Госдумы по высшему образованию и науке Олег Смолин.

– Итак, Михаил Мишустин утвердил концепцию подготовки педагогических кадров до 2030 года, которая производит сложное впечатление.

Начнём с того, что сейчас в России чрезвычайно модно всё единообразное: единые подходы, единые принципы, единое образовательное пространство, которое понимается довольно своеобразно, и так далее. Но между тем жизнь состоит из единства многообразия. Поэтому единые подходы должны оставлять достаточный простор для учительского творчества.

Я думаю, у хорошего учителя нет необходимости в том, чтобы его переобучали именно на основе единых подходов.

Он не хуже обучателей знает, как ему работать с детьми, и постоянно работает над собой, если, конечно, у него есть время. Это во-первых.

Во-вторых, единое образовательное пространство, с нашей точки зрения, предполагает прежде всего единство условий образования для детей и педагогов в разных регионах РФ. К сожалению, этого нет. Мы уже не раз говорили, что по данным, которые были озвучены в Государственной думе, разница в валовом региональном продукте на душу населения составляет 9–12 раз и, соответственно, на одной из коллегий Министерства просвещения озвучивались данные, согласно которым дифференциация заработной платы учителей в регионах доходила до 7 раз. Понятно, что, как ни обеспечивай единые подходы, но в таких условиях действительно создать равные условия для образования детей в разных уголках страны вряд ли возможно.

Если речь идет о едином образовательном пространстве для педагогических вузов, то здесь другая проблема. Вузы, которые готовят педагогов, находятся в ведении по меньшей мере двух министерств – Минпросвещения и Минобрнауки – и отдельных регионов, например, в Москве – Городской педагогический университет, или в Сургуте, где тоже Сургутский государственный педагогический университет находится на региональном бюджете. Поэтому я думаю, что эта проблема преодолима легче, чем проблема колоссального неравенства между регионами, но всё равно требует, возможно, некоторого согласования действий между двумя министерствами.

Что касается углубленной подготовки педагогов по предмету «Русский язык и культура речи», надеюсь, она будет организована на достойном уровне.

Я изучаю русский язык всю жизнь и иногда ошибаюсь. Когда я слышу, как депутаты Государственной думы говорят «согласно закона», я думаю, что неплохо было бы и депутатов Государственной думы поучить русскому языку.

Это далеко не самые худшие из тех ошибок, которые мы слышим. «ОбеспечЕние», иногда даже «средствА». Поэтому изучение русского языка и культуры речи не вредны никому.

Инклюзия тоже не вредна никому, с одной только оговоркой. У нас многие думают, что, если тебе прочитали несколько лекций про ребят с ограниченными возможностями здоровья, ты уже чему-то научился. Это не так. Для того чтобы научиться работать с детьми с нарушениями зрения, по-хорошему нужно специальное образование тифлопедагога, с детьми с нарушениями слуха – специальное образование сурдопедагога, с детьми с нарушениями интеллекта – специальное образование олигофренопедагога. Несколько занятий дадут только самое общее знакомство, не более того. Ложная идея, будто каждый учитель может научиться работать со всеми детьми с нарушениями здоровья.

Что касается совершенствования системы целевого обучения, то в принципе это правильная идея. Но она может работать только при одном условии: если под неё будут выделены ресурсы. Собственно, концепция закона о целевом обучении такая: дополнительная поддержка в обмен на дополнительные обязательства. У нас очень многие готовы навесить дополнительные обязательства без дополнительной поддержки, говоря по-русски, кнут без пряника. Хочу напомнить, что и в советское время, когда существовала система распределения, кнут сопровождался пряником, которому сейчас большинство регионов могут только позавидовать.

Когда учитель приезжал, например, в село по месту работы, он получал служебное жильё либо деньги на оплату съёмного жилья, он получал подъёмные и заработную плату, которая, как правило, была выше, чем в городе. Сейчас большинству учителей это только снится. Поэтому целевое обучение – это хорошо, но без ресурсов оно не даст результата.

Во-первых, если целевое обучение будет только в медицинских и педагогических вузах, то есть фактически будет введена система распределения, абитуриенты будут стараться искать другие вузы. Во-вторых, если тебя, что называется, только просто загнали по целевому договору на обучение и тебе не помогают встать на ноги, то через три года ты оттуда уйдёшь. Поэтому решить проблемы без дополнительных ресурсов невозможно. Напомню на всякий случай ещё раз, что финансирование российского образования составляет половину от необходимого для модернизации страны.

Кроме того, концепция предлагает задействовать механизмы закрепления начинающих педагогов в профессии, в том числе через построение совместно с вузами, колледжами, организациями дополнительного профобразования и работодателями индивидуальных маршрутов постдипломного сопровождения.

Можно только догадываться, что имели в виду чиновники, когда прописывали «индивидуальные маршруты постдипломного сопровождения». Одна из возможных версий – наставничество опытных педагогов по отношению к педагогам начинающим. Это идея неплохая. Я до сих пор помню учителя Любовь Тарасовну Иванцову, которая помогала мне встать на ноги в первый год моей профессиональной работы в школе рабочей молодёжи в городе Омске. Спасибо большое.

Но хотел бы ещё раз напомнить, что, когда я пришёл в школу, мне дали 1,5 ставки, это много, но получал я при этом 3,5 прожиточных минимума того времени. Когда мой выпускник с гордым званием «магистр» пришёл в школу на 1,5 ставки, он получал чуть больше одного прожиточного минимума по моей родной Омской области. Поэтому, повторяю, многое из того, что написано в этой программе, имеет смысл, но при отсутствии повышения статуса педагогического работника оно может оказаться чистой формальностью.

Также, как обещают нам авторы концепции, будет разработана и внедрена система независимой оценки качества подготовки педагогических кадров, отработаны технологии демонстрационного экзамена.

Демонстрационный экзамен, как известно, сейчас довольно активно применяется в среднем профессиональном образовании. И, наверное, это правильно. Пусть парень или девушка покажут, умеют ли они работать на современном станке. Правда, современных станков не хватает. Скорее всего, демонстрационный экзамен в системе педагогического образования, как я надеюсь, будет предполагать нечто вроде открытого урока. Ничего плохого в этом я не вижу, если будут применяться правильные критерии для оценки этого открытого урока. Моя любимая учительница литературы Валерия Александровна Соколова нам регулярно на уроках просто читала фрагменты из русской классики, но она их читала, вкладывая в них себя и что-то при этом поясняя. С точки зрения современной методики, как мне объяснила моя знакомая учительница литературы, такие уроки рассматриваются как провальные. А на самом деле это самые ценные уроки, которые учитель может дать своим ученикам, потому что в это время он как раз делится с ними частью своей личности. А это и есть образование в собственном смысле слова.

И если будут по формальным критериям оценивать такие демонстрационные уроки, то будет плохо. Если их будет оценивать творческая команда, которая понимает, что у каждого учителя должен быть свой творческий подход, получится неплохо.

Ещё планируется сформировать сеть психолого-педагогических классов во всех регионах.

Я считаю, что это хорошая идея, но она противоречит ЕГЭ. Мы прекрасно понимаем, что далеко не каждый из ребят, который лучше сдал ЕГЭ, будет лучшим педагогом. Может, он вообще к детям подойти не сумеет. Точно так же, как не каждый будущий доктор, который лучше сдал ЕГЭ, станет лучшим доктором. Может, он просто крови боится. Поэтому система психолого-педагогических классов, в которых могут собирать ребят, ориентированных на будущую работу в школе, должна учитывать обучение в этих классах наряду как минимум с результатами ЕГЭ.

В ходе реализации концепции планируется создать новую образовательную инфраструктуру и современное образовательное пространство.

Если говорить про школьную инфраструктуру, то, вероятно, имеется в виду оборудование школ. Мы знаем, что сейчас утверждена концепция «Школа Минпросвещения России», которая предполагает набор определённых требований к школе. Многие из этих требований мне представляются справедливыми, но, повторяю, школа находится на региональных бюджетах.

Бюджеты регионов испытывают дикое недофинансирование образования и при этом колоссальное неравенство в образовательных условиях. Поэтому единого образовательного пространства в такой ситуации, на мой взгляд, можно желать, но невозможно достичь.

Если речь идёт о едином образовательном пространстве для педагогических вузов, то за последние годы (надо отдать должное Министерству просвещения) педагогические вузы получили дополнительные средства на оборудование, которое нередко поставляется в школы, но в педвузах его не было. Понятно, что студент педагогического вуза должен уметь работать на таких приборах, на таком оборудовании, которое в школе есть. В этом смысле сделали некоторые шаги вперёд. Это совершенно справедливо.

Но могу повторить, что качество отбора абитуриентов в педагогические вузы зависит не столько от работы вуза, сколько от статуса учителя. Как только в тех или других регионах заработная плата учителя поднимается выше средней по региону, причём за вменяемую нагрузку, а не за более чем за 1,5 или 2 ставки, то мы наблюдаем, в частности, улучшение результатов ЕГЭ, с которыми ребята идут в педвуз. Современная молодёжь достаточно прагматична. Она хочет (и это законное желание) нормально жить.

Поэтому будущая зарплата – это далеко не последний фактор, который стимулирует молодёжь идти в те или другие учебные заведения. Другое дело, что материальное благополучие ещё не гарантирует счастья в полном объёме.

Реформирование системы дополнительного образования

Решением проблем профессиональной переподготовки педагогических кадров в рамках системы дополнительного образования занимаются в настоящее время на государственном уровне. С этой целью осуществляется реформирование системы дополнительного образования в области профессиональной переподготовки.

Проблемы профессиональной переподготовки педагогических кадров в сфере дополнительного образования, решаемые посредством государственного реформирования:

  • Отсутствие широкой пропаганды реализуемого реформирования. В настоящее время большинство заказчиков (образовательные учреждения), продолжают проводить конкурсы среди учреждений дополнительного образования на предоставление ими услуг по переподготовке педагогических кадров, с ориентиром на получение по итогу обучения документа государственного образца. При этом заказчику не всегда важно содержание реализуемой программы и качество оказываемых услуг. Важно донести до заказчика, что важным в профессиональной переподготовке является не получение документа о прохождении курса, а получение необходимых знаний и умений.
  • Отсутствие качественной системы профессионально-общественной аккредитации, выступающей как альтернативы государственной аккредитации. В этом случае качество предоставляемого дополнительного образования, по сути, никем не контролируется, кроме самого заказчика, а он в свою очередь при выборе учебной организации ориентируется на стоимость обучения и на получение документа государственного образца.
  • Отсутствие добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг. Не смотря на то, что в настоящее время создано большое количество разнообразных курсов по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров, все они рекламируют свои услуги самостоятельно. Необходимо взять эту сферу их деятельности под контроль. Конкурсы на повышение квалификации, объявляемые федеральными, региональными и местными органами управления через официальный сайт для размещения информации о государственных закупках должны способствовать добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг. При этом ведущим фактором должна выступать не цена курса, а качество предоставляемых образовательных услуг.

Проблемы и перспективы развития отечественного дополнительного профессионального образования

В данной статье рассмотрены основные проблемы реализации дополнительного профессионального образования в России в условиях постоянной трансформации системы образования. Авторами выделены и проанализированы основные проблемы дополнительного образования, представлены варианты траекторий развития и совершенствования современной системы дополнительного образования с учетом требований рынка труда.

Ключевые слова

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Текст научной работы

В современных условиях на российском рынке дополнительного образования (ДПО) можно наблюдать разрыв между спросом и предложением. Представители бизнеса готовы платить за профессиональные квалифицированные кадровые ресурсы, однако, необходимо отметить, что в настоящее время система дополнительного образования зачастую не ориентирована на рынок труда и предлагает архаичные, далекие от современных требований программы. При этом существует низкий уровень привлечения работодателей для реализации программ дополнительного профессионального образования, что снижает их качественные показатели и, соответственно, вызывает кадровый «голод». В связи с этим, считаем, данное направление исследования существующих проблем весьма актуальным, т. в условиях модернизации, как современного профессионального образования, так и непрерывного (дополнительного), необходимость внедрения и реализации качественных образовательных услуг, отвечающих всем требованиям рынка труда, является неотъемлемым условием. Существенный вклад в изучение, развитие, выявление особенностей системы ДПО внесли такие ученые, как С. Вершловский, Н. Василенко, С. Вишнякова, В. Ильина, О. Никандров, В. Подобеда, Г. Подчалимова, А. Субетто, Е. Тонконогая, П. Третьяков, Е. Трондайк, Т. Шамова и др. Целью данного исследования выступает обоснование необходимости решения существующих проблем системы дополнительного образования и поиск путей их решения с внедрением в образовательный процесс интерактивных и инновационных технологий для поддержания высокого уровня профессионализма и компетентности, следовательно, конкурентоспособности кадров на рынке труда. Данные проблемы позволяют определить путь развития системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации. Первостепенным в этой связи является необходимость постоянной самоорганизации. Представители бизнес-структур и потребители образовательных услуг должны диктовать условия, на которых необходимо выстраивать эффективную модель повышения знаний, умений и навыков, переквалификации, а образовательные организации, в свою очередь, обязаны выступать в качестве посредников, которые призваны обеспечивать эффективное сотрудничество между бизнесом и кадровым потенциалом. Так, система дополнительного профессионального образования, в отличие от базового образования в образовательных организациях, оперативно и адекватно реагирует на изменения и трансформации рынка труда (Таблица 1). При этом решая задачи, которые связаны с его исследованием и прогнозированием, как в качественном, так и количественном диапазоне. Также программы дополнительного образования краткосрочны (в отличие от базового образования), соответственно, ориентированы на конкретного потребителя с мобильной реакцией на рыночные требования и модификации. Таблица 1. Основные отличия дополнительного профессионального образования от традиционного обучения в образовательной организации

  • содержательность;
  • экономия временного ресурса;
  • доступность;
  • возможность внедрения в новую профессиональную сферу;
  • максимальный акцент на потребности и требования потребителей образовательных услуг и пр.
  • Объективные (изменения в законодательстве, конъюнктура территориального трудового рынка, развитие инфраструктуры региона и т.д.);
  • Субъективные (низкий уровень востребованности студентами, низкий удельный вес использования ресурсов, недостаточная материальная база и пр.).

Всероссийская научно-практическая конференция «Национальные приоритеты современного российского образования

Рисунок 1. Схема получения образовательного результата от внедрения инновационных методов обучения в системе ДПО

  • преобразование структуры в один из мощных факторов ускорения системной модернизации производства;
  • приведение квалификации и профессионализма специалистов и руководителей в соответствие требованиям и потребностям реального сектора экономики;
  • подготовка профессионалов, обеспечивающих дальнейшее развитие приоритетных научно-технических направлений;
  • создание, а также внедрение конкурентоспособных инновационных наукоемких технологий;
  • повышение совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, а также развитие творческих способностей человека и т.д.

Таким образом, отметим, что модернизация современного дополнительного профессионального образования в Российской Федерации является приоритетным направлением, как для развития системы отечественного образования, так и для экономики в целом. Следовательно, существует необходимость реформирования данной сферы, которое априорно приведет к синергетическому эффекту в образовании, науке и экономике.

  • Лидерский потенциал разыгрывающего студенческой баскетбольной команды как один из факторов эффективности ее выступленияКалита М.В.NovaInfo 62, с.353-358, 23 марта 2017, Педагогические науки,
  • Калита М.В.
  • Современная графическая подготовка обучающихся технических вузовЛегкова И.А.Киселев В.В.NovaInfo 62, с.349-353, 23 марта 2017, Педагогические науки,
  • Легкова И.А.
  • Киселев В.В.
  • Роль компьютерной графики в решении творческих задач обучающихсяЛегкова И.А.Киселев В.В.NovaInfo 62, с.345-349, 23 марта 2017, Педагогические науки,
  • Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки квалифицированных специалистовБобешко Е.В.NovaInfo 52, с.294-299, 6 октября 2016, Педагогические науки,
  • Бобешко Е.В.
  • Проблемы развития системы повышения квалификации специалистов педагогического профиляБобешко Е.В.NovaInfo 49, с.445-449, 23 июля 2016, Педагогические науки,

Список литературы

  • Андрющенко Я.Э. Анализ педагогических технологий, используемых в процессе профессиональной подготовки магистров физико-математических специальностей в открытых образовательных ресурсах // Синергия. 2016. № 3. С. 26-30.
  • Баутин В.М., Мычка С.Ю. Интеграция науки, бизнеса и образования на основе сетевого взаимодействия // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 121-124.
  • Бобешко Е.В. Проблемы развития системы повышения квалификации специалистов педагогического профиля // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 49. С. 445-449.
  • Бобешко Е.В. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки квалифицированных специалистов // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 52. С. 294-299.
  • Карпова Е. В. Формирование системы непрерывного профессионального образования // Территория науки. 2015. № 1. С. 29-33.
  • Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Инновационные методы обучения в системе среднего профессионального образования // Территория науки. 2015. № 3. С. 10-13.
  • Руднева Н.В. Организация профориентации в многоуровневом образовательном комплексе «школа-техникум-ВУЗ-предприятие» при формировании правовой культуры студентов ВУЗа // Территория науки. 2015. № 5..С. 37-42
  • Сас Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения // Синергия. 2015. № 1. С. 8-20.
  • Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы II-ой Международной, научно-практической конференции, в 2-х ч. 2015. С. 201-203.
  • Соколова Н.Ф., Жигульская И.В., Сендюков И.Н. Формирование современного педагогического коллектива для реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Синергия. 2016. № 3. С. 13-25
  • Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы адаптации студентов из сельской местности в условиях городской среды // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 1855-1859.
  • Шаталов М.А., Патенкова В.А. Развитие ВУЗа на основе механизмов интеграции и диверсификации // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 196-199.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *