Высшее образование в России

История системы управления высшем образованиемПравить

В Российской империи управлением высшим образованием занимались следующие органы власти:

  • 1802—1817 — Министерство народного просвещения Российской империи (Главное правление училищ);
  • 1817—1824 — Министерство духовных дел и народного просвещения;
  • 1824—1917 — Министерство народного просвещения Российской империи:
    попечители Учебных округов — в 1835—1863 под руководством Главного правления училищ, а с 1863 года — Совета Министра народного образования,с 1883 года существовало Отделение по техническому и профессиональному образованию Учёного комитета,в 1916—1917 годах существовали Совет по делам высших учебных заведений (управление вузами, подчинёнными самому министерству) и Совет по делам профессионального образования (координация деятельности вузов, подчинённых другим ведомствам).
  • попечители Учебных округов — в 1835—1863 под руководством Главного правления училищ, а с 1863 года — Совета Министра народного образования,
  • с 1883 года существовало Отделение по техническому и профессиональному образованию Учёного комитета,
  • в 1916—1917 годах существовали Совет по делам высших учебных заведений (управление вузами, подчинёнными самому министерству) и Совет по делам профессионального образования (координация деятельности вузов, подчинённых другим ведомствам).

В СССРПравить

В РСФСР и СССР высшим образованием ведали следующие ведомства:

  • С 1918 года всей системой образования в России (в том числе и высшего) руководил Народный комиссариат просвещения РСФСР (в 1920—1930 в составе наркомата существовало Главное управление профессионального образования).
  • В 1928—1932 годах на союзном уровне вопросами высшего образования занималось Главное управление по высшей школе при ВСНХ СССР.
  • В 1932—1936 годах высшим образованием руководил Всесоюзный комитет по высшей технической школе.
  • В 1936—1946 годах эти вопросы находились в ведении Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР (15 марта — 10 апреля 1946 года — при Совете Министров СССР).
  • С 1946 года по 1953 год существовало общесоюзное Министерство высшего образования СССР (Минвуз).
  • 15 марта 1953 года Министерство высшего образования, Министерство кинематографии СССР, Министерство трудовых ресурсов СССР и Комитет по делам искусств при СМ СССР были объединены в одно ведомство — Министерство культуры СССР, в составе которого существовало Главное управление высшего образования.
  • В 1954 году было воссоздано общесоюзное Министерство высшего образования СССР, ставшее в конце того же года союзно-республиканским.
  • В 1959 году министерство было преобразовано в Министерство высшего и среднего специального образования СССР (Минвуз).
  • В 1988 году на базе Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Министерства просвещения СССР и Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию был создан Государственный комитет СССР по народному образованию, просуществовавший до 1991 года.
  • Кроме того, в РСФСР в 1959—1990 годах существовало Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР.

В РоссииПравить

  • В 1990 году был образован Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы, просуществовавший до 11 ноября 1991 года.
  • В 1991—1993 годах существовало Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. В рамках министерства существовал Комитет по высшему образованию, преобразованный в 1993 году в самостоятельный Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.
  • В 1993—1996 годах высшим образованием руководил Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.
  • В 1996 году Государственный комитет по высшему образованию был объединён с Министерством образования в единое Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
  • В 1996—1999 годах высшим образованием руководило Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
  • В 1999—2004 годах оно именовалось Министерством образования Российской Федерации.
  • В 2004 году была проведена административная реформа, в результате которой было образовано Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки), ответственное за высшее образование в стране.

В подчинении Минобрнауки в 2004—2010 гг. находилось Федеральное агентство по образованию (Рособразование). Оно осуществляло управление деятельностью образовательных учреждений (в том числе профессионального образования) по оказанию государственных услуг в области образования, повышением квалификации и переподготовкой научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. В 2010 году Рособразование было упразднено, а его функции были переданы Минобрнауки (в Департамент управления сетью подведомственных организаций).

С 15 мая 2018 года Рособрнадзор перешёл в прямое подчинение Правительства России.

Организация обучения по программам высшего образованияПравить

  • федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Уровни высшего образованияПравить

Подготовка кадров высшей квалификации включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки.

По программам обучения в аспирантуре (адъюнктуре) одним из основных условий обучения, кроме получения образования, является подготовка диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, которая может осуществляться также путём прикрепления соискателем к вузу или научной организации. В последнем случае длительность подготовки диссертации не ограничена, но все остальные требования к соискателям степеней остаются такими же, как и для аспирантов. Адъюнктурой называется аспирантура высших военных учебных заведений.

Также выделяются такие программы подготовки кадров высшей квалификации как:

Виды образовательных организацийПравить

Программы высшего образования реализуются в следующих организациях:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разделяет образовательные организации на типы, но не определяет конкретные виды высших учебных заведений. Закон не отменяет тех видов, которые существовали ранее.

Работа учебно-методических объединенийПравить

Основными задачами учебно-методического объединения являются:

  • участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов,
  • координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания высшего и послевузовского профессионального образования,

Использование образовательных стандартовПравить

Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. Функции по определению порядка разработки и утверждению государственного образовательного стандарта высшего образования относились к компетенции Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 (утратило силу) был утверждён единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который определял:

  • структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
  • общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;
  • общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и её объём;
  • академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;
  • общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
  • порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;

На основании этого стандарта по каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания программ и уровню подготовки выпускников (федеральный компонент образовательных программ высшего профессионального образования). К компетенции субъекта федерации относилось утверждение национально-регионального компонента образовательной программы по специальности (направлению подготовки).

С 2000 года стали приниматься государственные образовательные стандарты по каждой специальности (направлению подготовки). Были приняты три поколения стандартов:

С 1 сентября 2013 года согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования — подготовки научно-педагогических кадров, для которых ранее предусматривались федеральные государственные требования.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по каждому из них учебно-методическими объединениями разрабатываются примерные основные профессиональные образовательные программы, на основании которых вузы разрабатывают свои основные образовательные программы.

Разделение по специальностям и направлениям подготовкиПравить

Математические и естественные науки

  • 01.00.00 Математика и механика
  • 02.00.00 Компьютерные и информационные науки
  • 03.00.00 Физика и астрономия
  • 04.00.00 Химия
  • 05.00.00 Науки о земле
  • 06.00.00 Биологические науки

Инженерное дело, технологии и технические науки

Здравоохранение и медицинские науки

  • 30.00.00 фундаментальная медицина
  • 31.00.00 Клиническая медицина
  • 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина
  • 33.00.00 Фармация
  • 34.00.00 Сестринское дело

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки

  • 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
  • 36.00.00 Ветеринария и зоотехния

Науки об обществе

  • 37.00.00 Психологические науки
  • 38.00.00 Экономика и управление
  • 39.00.00 Социология и социальная работа
  • 40.00.00 Юриспруденция
  • 41.00.00 Политические науки и регионоведение
  • 42.00.00 Средства массовой информации и информационно – библиотечное дело
  • 43.00.00 Сервис и туризм

Образование и педагогические науки

  • 45.00.00 Языкознание и литературоведение
  • 46.00.00 История и археология
  • 47.00.00 Философия, этика и религиоведение
  • 48.00.00 Теология
  • 49.00.00 Физическая культура и спорт

Искусство и культура

  • 50.00.00 Искусствознание
  • 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
  • 52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество
  • 53.00.00 Музыкальное искусство
  • 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств
  • 55.00.00 Экранные искусства

Высшее образование реализуется в Российской Федерации по направлениям подготовки и специальностям. Направления подготовки подразумевают под собой подготовку по программам бакалавриата, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), а специальности — подготовку по программам специалитета и программам ординатуры и ассистентуры-стажировки.

Перечень специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по ним, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. При утверждении новых перечней специальностей и направлений подготовки Минобрнауки может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных специальностей и направлений подготовки специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях специальностей и направлений подготовки.

На 01. 2020, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 12. 2013 № 1061 (ред. от 30. 2019) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» в перечнях направлений подготовки и специальностей по всем уровням образования находится:

  • 194 направления подготовки высшего образования — бакалавриата
  • 188 направлений подготовки высшего образования — магистратуры
  • 100 специальностей высшего образования — специалитета
  • 54 направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
  • 18 направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
  • 99 специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры
  • 27 специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Направления подготовки и специальности сгруппированы по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки (сокр. УГСН). УГСН объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области.

  • 1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
  • 2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
  • 4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
  • 6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.

Вместе с тем, после введения действующего классификатора ОК 009—2016 ни Министерство образования и науки России, ни Министерство науки и высшего образования России не вносили уточнения в кодификацию действующих специальностей и направлений подготовки, утвержденную в 2013 году. Поэтому в настоящее время в подавляющем большинстве документов используется шестизначный код (игнорируется первый цифровой знак — код области образования).

У каждого направления подготовки (специальности) есть профили (для программ бакалавриата), специализации (для программ специалитета) и магистерские программы (для магистратуры). Профили и специализации определяются образовательными стандартами и (или) примерными основными образовательными программами, а также могут определяться вузами самостоятельно. Магистерские программы разрабатываются вузами самостоятельно на основе образовательных стандартов высшего образования магистратуры.

Финансирование высшего образованияПравить

Традиционно в России сложились три формы получения образования:

  • очная (дневная);
  • очно-заочная (вечерняя);
  • заочная.

Планирование учебного процессаПравить

  • учебный план;
  • семестровый, рабочий план — рабочий план семестра с указанием сроков контрольных мероприятий (контроля знаний, аттестации);
  • расписание занятий, контроля знаний, аттестации.

Порядок поступления на программы высшего образованияПравить

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).

К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.

К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ). Лица, получившие среднее (полное) общее образование до 31 декабря 2008 года, имеют право поступать на программы бакалавриата и специалитета по вступительным испытаниям, организуемым вузом самостоятельно (по тем же предметам, что и для лиц, поступающих по результатам ЕГЭ). Иностранным гражданам предоставляется право приёма на обучение по программам бакалавриата и специалитета в вузах по результатам вступительных испытаний, проводимых вузами самостоятельно. Перечень вступительных испытаний, проводимых при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются вузом.

При приёме на обучение по специальностям и направлениям подготовки, требующим у поступающих лиц наличия определённых творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, вузы вправе проводить по предметам, по которым не проводится ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами ЕГЭ при проведении конкурса.

При приёме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и специалитета гражданам могут быть предоставлено право:

  • приёма без вступительных испытаний;
  • приёма в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
  • преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

После окончания приема документов и вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, приёмной комиссией вуза на основании суммы баллов, полученных за вступительные экзамены (ЕГЭ и дополнительные экзамены), формируется ранжированный список абитуриентов по каждому направлению, форме обучения, по бюджетному и внебюджетному набору.

Ранжированный список формируется в следующей последовательности:

  • лица, поступающие без вступительных испытаний согласно законодательству РФ;
  • лица, имеющие право поступать в вуз вне конкурса при успешной сдаче вступительных испытаний (ранжированные по сумме баллов);
  • лица, не имеющие льгот и сдавшие все вступительные испытания на удовлетворительную оценку (ранжированные по сумме баллов).

Контроль успеваемости и формы аттестации во время обученияПравить

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация;
  • государственная итоговая аттестация.

Обучение иностранных гражданПравить

Иностранные граждане, лица не имеющие гражданства, а также соотечественники, проживающие за границей и желающие обучаться в Российской Федерации на бюджетной основе, для участия в отборочных испытаниях подают заявку в представительство Россотрудничества или, при отсутствии такового, в дипломатическое представительство России в конкретной стране

Оценка высшего образования в РоссииПравить

Кроме того, российские вузы входят в 200 лучших университетов мира по подготовке в следующих областях (согласно рейтингу QS):

Проблемы и перспективы развития в РоссииПравить

В настоящее время можно выделить основные проблемы высшего образования в Российской Федерации:

  • соотношение притязаний работодателей и уровень компетенции выпускников вузов;
  • устаревшая материально-техническая база отдельных вузов;
  • сложившийся стереотип населения об обязательности высшего образования, вследствие чего появилась избыточность на рынке образовательных услуг;
  • снижение качества образования;
  • недостаточное финансирование системы высшего образования;
  • «массовость» высшего образования (Избыточное образование), которая привела к «усреднению» учебного процесса — ориентации на «среднего» студента.

Помимо этого проблемой остается то, что образование по большей части стало платным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.