Выступление педагога-исследователя по функциональной грамотности 7 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юголукская средняя общеобразовательная школа

«Эффективные приёмы и средства формирования функциональной грамотности на уроках английского языка»

на заседании профессионального

педагогического сообщества учителей иностранного языка

(с целью обмена опытом работы)

2022 – 2023 учебный год

Автор доклада :Лямичева Лидия Александровна

учитель английского, французского языков

первая квалификационная категория.

с. Юголок 2022 г., декабрь

В современном мире иностранный язык становится все более популярным. Но овладение английским языком невозможно без формирования функциональной грамотности – способности человека использовать коммуникативные навыки в ситуациях реального общения. Основная задача учителя вовлекать учащихся в образовательный процесс и повышать познавательную активность, стимулировать активную мыслительную и практическую деятельность. Чтобы процесс обучения языку был интересным и плодотворным учителю необходимо выбирать эффективные приемы, методы и средства обучения.

Предлагаю вашему вниманию несколько, на мой взгляд, эффективных приемов обучения, которые я применяю на уроках.

1. Приём «Письмо другу». Слайд 2

Традиционно учебный год начинается с повторения изученного материала. Это довольно скучный процесс, поэтому повторение грамматических тем, которые дети практически забыли за время летних каникул, нужно сделать максимально интересным и продуктивным.

Я предлагаю учащимся написать письмо воображаемому иностранному другу, в котором мы рассказываем о себе, текст письма мы составляем вместе. Уровень сложности зависит от возраста ребят. В процессе работы мы понимаем, что недостаточно просто подобрать нужные слова, а необходимо изложить свои мысли грамотно. Предлагаю вашему вниманию пример отрывка из письма, которое мы писали с учащимися 7 класса.

Сначала мы составили текст на русском языке, а потом вместе переводили его на английский.

В процессе перевода предложений у ребят возникали вопросы, они допускали ошибки, исправляли друг друга, обращались ко мне за помощью. В ходе работы мы определили список тем, которые нужно повторить (глаголы в настоящем времени, особенно формы to be, о которых чаще всего забывают; личные и притяжательные местоимения, притяжательный падеж существительных, степени сравнения прилагательных и числительные).

Я бы хотел рассказать о себе.

I would like to tell about myself.

Мне 13 лет. Я ученик 7 класса.

I am thirteen. I am a student of 7th grade.

У меня много друзей.

I have many friends.

Моего лучшего друга зовут Никита.

My best friend’s name is Nikita.

Мы часто гуляем по городу вместе.

We often walk around the town.

There are a lot of interesting places in our town.

2. Приём «Телеграмма» – актуален на этапе закрепления знаний по изученной грамматической теме и на этапе контроля. Слайд 2

Учитель сообщает, что ребятам пришла телеграмма (объясняет – что это такое) и предлагает им прочитать, спрашивает – понятно ли содержание, не кажется ли им что-то необычным, странным?

Приведу пример телеграммы, которые учащиеся получили после изучения темы «Времена группы Simple». На этапе закрепления работу можно организовать в парах или группах, в качестве контроля знаний – индивидуально, но более слабым ученикам нужно подготовить телеграмму проще, с меньшим количеством изменений.

Hi Ann How you I fine Yesterday we celebratе my birthday Granny cook tasty dinner dad decorate room mom buy lot sweets I invite friends Everyone enjoy party I got lot gifts I hope you come next year Mary

Hi Ann! How are you? I am fine. Yesterday we celebrated my birthday. My granny cooked a tasty dinner, dad decorated my room, mom bought a lot of sweets. I invited my friends. Everyone enjoyed the party. I got a lot of gifts! I hope you will come next year. Your friend Mary.

Слайды 3 и 4, 5

3. Приём «Кроссенс» – прием в основе которого лежит работа с образами и который способствует развитию логического и образного мышления. Кроссенс – это поле из 9 прямоугольников, каждый из которых заполнен картинками. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям. Это универсальный способ, его можно применить для работы с текстом (пересказать текст по опорным картинкам и т.д.), при изучении страноведческой темы, как опору при монологическом высказывании на заданную тему и т.д. Для выполнения задания можно предложить кроссенс, который составил сам учитель, а также, в качестве творческого задания, предложить ребятам составить свой кроссенс.

Смысловое чтение – один из обязательных компонентов метапредметных

результатов, формируемых на уроке иностранного языка. Оно относится к

универсальным учебным действиям (УУД). Цель смыслового чтения –

максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и

практически осмыслить информацию.

В процессе чтения происходит не только развитие и становление умения

читать, но и массовое запоминание лексических единиц

Необходимо помнить, что все предварительные упражнения к тексту ни в

коем случае не должны раскрывать его содержания, чтобы не погасить

интерес учащихся к самому чтению, как это иногда случается. Задача этих

упражнений — сделать процесс чтения почти синтетическим, т.е. по

возможности снять языковые трудности, не касаясь содержания. Итак,

неотъемлемым звеном в общем комплексе обучения чтению являются

лексические упражнения, к этим упражнениям относятся: выбор, сравнение, соотнесение, сортировка, группировка, ранжирование.

Смысловое чтение включает следующую уровневую систему стратегий

работы с информацией: 1) предтекстовые; 2) текстовые; 3) посттекстовые.

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний,

необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на

устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и

одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку “стратегии понимания”, умения прогнозирования.

Например: прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в

данном тексте; посмотри на фото; скажи, какую жизнь могут вести люди,

изображенные на фото; опиши картинку (соответствующую тематике

текста); затем прочти текст и найди ошибки в картинке; дай определение

следующим словам; соедини слова с их определениями; определи

различные значения одного итого же слова; найди в тексте предложения с

определенной грамматической формой; прочти первые предложения

абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Необходимо напомнить, что задачами данного этапа являются: создание мотива чтения; развитие умения прогнозирования; активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей. Таким образом, мы выделили семь групп упражнений:

1. Упражнения на соотнесение слова с темой.

– Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.

– Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.

– В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.

– Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой

– Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного

2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.

– Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.

– Запишите ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составьте

схему, заполняя её ассоциациями.

– Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят

для описания ситуации, изображённой на ней.

– Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с

переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.

3. Упражнения в работе с заглавием текста.

– Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет

идти речь в тексте.

– Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

– Придумайте заглавие, которым можно объединить три понятия,

определяющих содержание текста.

– Замените один из членов предложения (заголовок) переведёнными словами.

4. Упражнение в опознавании интернационализмов:

– Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без

словаря), опираясь на графический образ слов.

– Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова,

определите их значение в родном языке и иностранном языках.

– Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и «ложные — друзья переводчика», предварительно прочитав следующие

5. Упражнения, направленные на оперирование словообразованием:

– Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.

– Образуйте от каждого из существительных прилагательное и наречие;

– Определите часть речи подчеркнутых слов и их значение (главное или

второстепенное) в данных словосочетаниях.

6. упражнения на установление синонимических и антонимических связей:

– Выберите из правого столбца слово, близкое по значению к первым трем

словам в каждой строчке.

– Замените каждое подчеркнутое слово в предложениях одним из слов, приведенных в рамке.

– Подберите к перечисленным словам антонимы – слова, противоположного

значения (возможно образованных с помощью отрицательных приставок):

hardworking- lazy, honest- dishonest.

– Распределите перечисленные слова по трем колонкам: основные

(выделенные шрифтом), синонимы, антонимы.

Основное синонимы антонимы marry gay gloomy

7. Упражнения на ранжирование слов по определенному принципу или

– Расположите слова по степени нарастания чувств (от ненависти до любви).

– Расположите слова, обозначающие человеческие качества, по степени

важности для вас.

– Расположите слова (глаголы), определяющие содержание текста, в

последовательности происходящих событий.

Таким образом, используя предтекстовую работу с новыми лексическими

единицами, активизируется умственная деятельность, повышается мотивация

у учащихся к работе и развитию навыков коллективной учебной

деятельности на уроках иностранного языка. Другими словами, успешность

работы с иностранным текстом во многом будет зависеть от того, как была

организована работа учащихся до прочтения текста, т.е. насколько хорошо

учитель смог настроить детей на данный вид работы, активизировать

фоновые знания учеников и, конечно, подобрать упражнения, направленные

на снятие языковых трудностей.

Основными этапами работы с текстом при формировании читательской

компетенции учащихся являются: 7 слайд

1. Предтекстовой (Pre-reading). Этот этап подразумевает актуализацию имеющихся знаний учащихся по данной теме, а также развитие

прогностических умений. На данном этапе учитель может попросить

учащихся определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем

проблем; ключевые слова и выражения, ассоциации; сформулировать

предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо

фрагментов видео или даже музыкальных отрывков; определить основную

идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями; просмотреть либо слова с определениями; просмотреть

текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст; прочесть вопросы/

утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику; попытаться ответить на предложенные

вопросы до чтения текста; определить кто будет главным героем (его

профессия, национальность)? 8 слайд

2. Текстовый (While- reading). Этот этап подразумевает контроль

степени сформированности различных языковых навыков и речевых

умений а также продолжение формирования соответствующих

навыков и умений. На данном этапе учитель может предложить

учащимся найти ответы на предложенные вопросы; подтвердить

правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в

тексте не упомянуто; составить предложения по порядку; найти соответствия; выполнить задание на множественный выбор;

подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; догадаться о

значении слова или слов по контексту, какой из предложенных

переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном

контексте; восполнить недостающую информацию. 9 слайд

Послетекстовых (Post-reading). Этот этап подразумевает использование ситуации из текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. На этом этапе учитель может предложить учащимся выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного; опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать или охарактеризовать что-то; составить план текста, выделив его основные мысли; пересказать/кратко изложить содержание текста; рассказать текст от лица главного героя.

Pre‐reading activities: 10 слайд

1. Read the title and say what will be the text about? What does

ambition or trip? (учащимся предлагается прочитать заголовок и

определить, о чем пойдет речь в тексте).

2. Make a list (spider gram) of words you can meet in the text. Who

are teens with drive? What qualities do they need to have? (учащимся

предлагается составить список качеств, которыми должны обладать

подростки с амбициями) While-reading activities:

1. Find key sentences in each paragraph. Find main ideas of the paragraphs.

Read three shorts paragraphs about teens and give each a title (учащимся

предлагается определить ключевые предложения в каждом абзаце,

основную идею и озаглавить каждый абзац).

Who? What? Where? When? Why

Post reading activities: 10 слайд

2. Find out what plans the young people have. What character traits do they

have to realize plans (учащимся предлагается определить планы, черты

характера и умения подростков).

1. Write an e-mail to your English pen-friend

about teens with drive. In your e-mail

write: name of person, country, character

qualities, why you find him interesting

(учащимся предлагается написать

письмо своему другу по переписке и

рассказать о подростке с амбициями).

Name Plans Character traits Skills

Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида

текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности

учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися

основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое

мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к

В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки,

в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное,

познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Кроме этого, учащиеся выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих

формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и

Например: прочти текст; раздели его на смысловые части, подбери названия

к каждой из них; выдели в тексте элементы, которые несут ключевую

информацию; составь план текста; заполни пропуски в тексте словами в

определенной грамматической форме; передай основную идею текста

Послетекстовых задания предназначены для проверки понимания

прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения

и использования полученной информации: ответь на вопросы по содержанию

текста; выбери правильный ответ (тест по содержанию текста); заполни

таблицу по содержанию текста; пронумеруй события в порядке их

очередности; заполни предложения словами из текста; выразив свое

отношение к прочитанному; составь вопросы к тексту; подготовь пересказ

(аннотацию, рецензию) текста.

Также развитию навыков работы с текстом способствуют упражнения на

подстановку букв и слов, соотнесение картинок со словами, дополнение

предложений по смыслу.

Учащиеся на уроках выполняют творческие задания: изготовление домика

(тема «My house»), написание мини-сочинений на различную тематику и их

иллюстрирование, оформление пригласительной открытки, изготовление

поздравительной открытки, изготовление маски, рисунок спальни и

предметов мебели, составление меню, оформление вывески для своего дома,

что напрямую формирует функциональную грамотность у обучающихся.

Конечно, при преподавании учебного предмета английский язык

используются межпредметные связи при выполнении следующих творческих

заданий: изготовление телефона из спичечных коробков (физика), решение

примеров (математика), изготовление шляпы для праздника (рисование),

учить готовить десерт (химия, технология), инструктаж для проведения игр

(физическая культура), изготовление солнечных часов (астрономия). В третьем классе постепенно усложняется предъявляемый текстовый

материал и упражнения, увеличивается объём и информационное

Учащиеся на уроках пишут сочинения на темы: School subjects, At the zoo, On

Sundays, рассказы по следующим темам: A happy family, In my room, In the

park. Выполняют творческие работы: письмо выражающее благодарность,

изготовление семейного древа, составление списка продуктов и записки,

рисунок символа фестиваля мороженого, иллюстрация к любимой сказке и

представление главных героев, написание письма Деду Морозу,

изготовление рождественской ели и подписание подарков, паспорт животного, рисунок дома – музея известного человека, изготовление

открытки к Дню Матери и сочинение стихотворения Lovey Dovey.(милая голубка)

В четвёртом классе кроме написания сочинений и рассказов, учащиеся

выполняют проектные работы по темам: «Достопримечательности моего

посёлка», «Кем я хочу быть», «Любимые блюда в моей семье», «Красная

книга», «Моё путешествие». А также творческие работы: изготовление

праздничного колпака, написать новогоднее обещание, составить программу

мероприятий ко Дню города, оформление первой страницы газеты о важном

Предлагаю своим ученикам разнообразные формы работ на уроке: групповая

и парная формы работы, дифференцированный подход, диалоговое обучение,

Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что

учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают

коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в

чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к

сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая

слабым. Функциональная грамотность на уроках английского языка

действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к

осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных

Необходимо отметить, что использование современных методов обучения на

уроках иностранного языка является важным средством для стимулирования

мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, побуждает учителя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению,

профессиональному и личностному росту, активному развитию.

Спасибо за внимание!

МБОУ «Казимировская школа»

Комплекс учебных заданий по физике

для формирования функциональной грамотности

обучающихся 7 класса

Выполнила: учитель физики, математики

Цели образования изменились: от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать информацию для создания новых знаний и технологий.

Доктор психологических и педагогических наук академик А.А.Леонтьев дал такое определение:грамотность приобретаемые для сферах деятельности,

В данной работе приведены примеры заданий по физике, направленные на развитие функциональной грамотности.

  • Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов Физика. 7 класс: учебник, -М. Мнемозина, 2013
  • Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик Физика. 7 класс: задачник, -М. Мнемозина, 2013

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/467517-kompleks-uchebnyh-zadanij-po-fizike-dlja-form

«Формирование
функциональной грамотности школьников на уроках биологии и химии »

Функционально грамотный человек –
это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, для общения и социальных отношений.

В течение жизни каждый человек
получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще
в школе. Современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он
сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, умело,
своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности.
Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но
могут использоваться на разных его этапах.

При проведении урока в
соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие предметных
и метапредметных знаний.

В связи с этим основной задачей
учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся. При этом
наиболее удачными педагогическими средствами являются учебное задание и учебные
ситуации.

Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ.

  • Объяснение и
    описание явлений
  • Использование
    и построение моделей явлений и процессов
  • Прогнозирование
    изменений
  • Формулирование
    выводов на основе имеющихся данных
  • Анализ данных
    и оценка их достоверности
  • Выдвижение
    гипотез, формулирование цели и построение плана исследования.

Заданий по развитию
функциональной грамотности обладают своими особенностями, а потому, при
использовании таких заданий на уроке, надо помнить о времени, затраченном на
решение.

Особенности заданий по функциональной грамотности.

  • Задача,
    поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных
    знаний;
  • В каждом из заданий
    описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся;
  • Контекст
    заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  • Ситуация
    требует осознанного выбора модели поведения;
  • Вопросы
    изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;
  • Требуют
    перевода с обыденного языка на язык предметной области;
  • Используются
    иллюстрации: рисунки, таблицы.

– приобретение опыта – разрешение проблем, принятие решений,
позитивное поведение;

– создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность
учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой
деятельности;

– учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на
работу в группах и в парах;

– поисковая активность – задания поискового характера, учебные
исследования, проекты;

– оценочная самостоятельность
школьников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.

Формирование функциональной грамотности – это сложный,
многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь
умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические
технологии.

– технология проектной деятельности;

– технология проблемного обучения;

-уровневая дифференциация обучения;

– технология оценивания учебных достижений обучающихся;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

– информационные и коммуникационные технологии;

– технология использования игровых методов;

– технология развития «критического мышления» через чтение и
письмо;

– технология формирования типа правильной читательской
деятельности

Решение ситуационных задач и
самостоятельное применение знаний в новых ситуациях      – один из способов
развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии и
химии. Ситуационные задачи позволяют
ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с
информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Ситуационная задача заключается в том, что
она носит практико-ориентированный характер и для ее решения необходимо
конкретное предметное знание; зачастую требуются знания нескольких предметов и
такая задача имеет интересное название; обязательный элемент такой задачи –
проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него
ответ.

Предлагаю
несколько вариантов ситуационных задач.

В один из детских лагерей отдыха по выходным дням
приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700
детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия
сказались очень скоро. Какие?

Наблюдая за детьми во время обсуждения в группах, можно
определить готовность класса к уроку. В данной задаче затрагивается тема
экологии, но в то же время проверяются знания материала курса ботаники.

Каждый из нас, увидев плесень, восклицает: «Фу, какая
гадость!». Она портит продукты питания, разрушает постройки, приводит в
негодность одежду, вызывает заболевания человека и животных. В начале XX века
некоторые ученые предлагали уничтожить все плесневые грибы. Было ли это
предложение правильным?

Выступление педагога-исследователя по функциональной грамотности 7 класса

Выступление педагога-исследователя по функциональной грамотности 7 класса

Все помнят эти слова из фильма «Бриллиантовая рука» и не
менее знаменитую фразу: «У тебя там не закрытый перелом, а открытый!».

Травмой называют внезапное острое нарушение здоровья,
связанное с повреждением тканей и органов. Переломы, растяжения, вывихи, ушибы,
сотрясение мозга – это различные виды травм опорно-двигательной системы. Травмы
можно разделить на открытые и закрытые. При открытых травмах нарушена
целостность кожных покровов, и организм подвергается атаке микробов. К закрытым
травмам относятся повреждения, при которых внешние покровы не нарушены, но они
не менее опасны. Как определить тот или иной вид травмы, и какую первую помощь
оказать пострадавшему?

Приходит мать, которую беспокоит, что сын отстает в росте
от одноклассников, причем родители нормального роста (другой вариант – мать
невысокая, отец нормального роста).

Что вы ей посоветуете?

Больной приносит результаты анализов – сахар в крови 8, у
следующего больного – 16 при норме 5,5. Какие рекомендации?

Музыкант утверждает, что для шумного успеха при работе в
ночном клубе ему требуется много адреналина.

Посоветуйте, что принимать для постоянного выделения
адреналина в большом количестве. Что такое допинг?

Две хозяйки
готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней
белье, вторая довела воду до кипения, прокипятила 5 минут, а затем охладила до
60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается?
Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?

Многим
известен способ лечения простудных заболеваний (насморка) с помощью поваренной
соли. Нагретую соль помещаю в мешочек из плотной ткани, а мешочек прикладывают
к больному месту на несколько часов. Какие свойства поваренной соли используют
при лечении насморка?

Если вы
посадили на одежду жирное пятно за праздничным столом и нет возможности сразу
же заняться его выведением, рекомендуется немедленно засыпать пятно солью.
Иногда после такой обработки пятно полностью исчезает. К каким способам
выведения можно отнести этот прием – к физическим или к химическим?

Об открытии йода
рассказывают такую историю. В тот день французский ученый Бернар Куртуа как
обычно завтракал за рабочим столом своего небольшого химического кабинета. У
него на плече восседал любимый кот. На столе рядом с пищей стояли две бутыли, в
одной из которых был настой морских водорослей в спирте, а в другой – смесь
концентрированной серной кислоты с железными опилками. Коту надоело сидеть на
плече, он спрыгнул, но неловко: бутыли упали на пол и разбились. Хранившиеся в
них жидкости смешались, в результате химической реакции в воздух поднялись
фиолетовые клубы газа. Когда они осели, ученый заметил на лабораторном
оборудовании фиолетовый кристаллический налет. Так был открыт йод. Но при этом
Куртуа нарушил сразу несколько правил техники безопасности. Какие именно? Какое
вещество, содержащееся в водорослях, могло образовать при взаимодействии с
серной кислотой свободный йод? Напишите уравнение этой реакции. Можно ли эту
реакцию отнести к окислительно- восстановительным? Как называют процесс, при
котором из паров йода образовались кристаллы? Как лучше всего можно было очистить
оборудование в лаборатории от образовавшегося налета?

Ситуационные задачи позволяют формировать
функциональную грамотность, интеллектуальные, коммуникативные компетенции,
использовать разные формы работы учащихся на уроках: индивидуальную, парную, групповую,
делают урок интересным и способствуют саморазвитию личности в процессе обучения
биологии и химии.

Функциональная грамотность на уроках химии
и биологии развивается через задания на понимание особенностей
естественнонаучного исследования.

У учёных-химиков есть методы, с помощью
которых они могут определить, из чего состоят растения. Оказалось, что на
втором месте после воды в составе растений содержится больше всего углерода.

Вопрос: Откуда попадает углерод в
растение?

Выберите один ответ. А. Из почвы. Б. Из
воды. В. Из воздуха. Г. Из солнечного света.

Лишайники на стволах деревьев не редкость.
Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот
в больших городах на деревьях лишайников не встретишь. Задание: Предположите
свои гипотезы, объясняющие данное явление.

Одной из главных проблем обучения
становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника
и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии.
Формирование умений смыслового чтения – необходимое условие функциональной
грамотности.   Смысловое чтение –  умения максимально точно и полно понимать
содержание текста, практически осмысливать извлеченную информацию, соотносить
ее с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при
выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных
текстов по биологии и химии. Работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху,
создает атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить
требование ФГОС – развивать умение учиться, самостоятельное управление через
осмысленное чтение своим собственным развитием.

Стратегии смыслового чтения:


работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

-работа
с текстом: преобразование информации и ее интерпретация;

-работа
с текстом: оценка информации;

-приобретение
социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Результаты смыслового чтения:

Общая
ориентация в тексте. Глубокое понимание текста. Применение полученной
информации в практической деятельности.

Задание 1   Прочитай текст и ответь на
вопросы 1-3.

Исходя из всего выше сказанного,
можно сделать вывод о том, что лучше всего решению заданий по функциональной
грамотности уделить время на внеурочных занятиях, которые позволяют
анализировать длинные тексты и медленно поэтапно учиться решать задания. Можно
задания по ФГ давать учащимся для решения дома, а на уроке только разобрать путь
решения и ответ. В урочной деятельности, между тем, заданиям по функциональной
грамотности тоже есть место, и задача учителя красиво встроить их в урок.

1. Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С. «Естественно-научная
грамотность. Живые системы. Тренажер 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020.

2.Формирование
и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.
Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. —
СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN
978-5-9925-1413-1.

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

муниципального района Караидельский район

учитель английского языка

Зачем реализуется проект по формированию функциональной грамотности?

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.

Когда реализуется проект по формированию функциональной грамотности?

С 2021 года по 2024 год.

Что такое функциональная грамотность?

Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист, и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Составляющие функциональной грамотности:

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности:

наличие ситуационной значимости контекста

необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области

новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

– это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Требования к текстам:

информационная насыщенность текстового материала;

соответствие возрастным особенностям восприятия ученика;

соответствие читательским и жизненным интересам учеников;

возможность разработать задания, «готовящие к жизни», на основе данного текстового материала.

Оценка читательской грамотности

1. Находить и извлекать информацию

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

4. Использовать информацию из текста

Описание заданий блока «Читательская грамотность»:

комплексные задания, объединённые общей темой или проблемой

каждый блок включает текст, в котором представлена некоторая ситуация, и от 7 до 10 вопросов различной трудности

задания не типичны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям

для решения проблемы не требуется специальных предметных знаний, но необходима сформированность общеучебных и интеллектуальных умений.

– это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Задания направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.

включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами.

Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем

Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения

Акцент на конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов

В фокусе внимания модели поведения личности в сфере финансов: покупка товаров и услуг, управление семейным бюджетом, планирование финансовых дел и др.

• Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.

• В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.

• Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.

• Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.

• По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.

• Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.

— это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Глобальная компетентность (глобальные компетенции) – это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.

Овладение глобальной компетентностью выражается в способности

● критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;

● осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;

● вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

– способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

Информационные ресурсы по формированию функциональной грамотности

Марафон функциональной грамотности:

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (Российская электронная школа):

Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA:

Формирование и оценка функциональной грамотности (Материалы Всероссийского форума «Тенденции и векторы развития общего образования», 17 декабря 2021 года):

на уроках английского языка на примере упражнений из УМК «» для 5-11 классов, авторы Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речь, способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации, умение свободно общаться, говорить, читать и писать на иностранном языке, написать письмо, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д.

Проанализировав задания из учебника, непосредственно с которым мы работаем, я нашла множество примеров, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

Это только малая часть примеров, с помощью которых можно развивать функциональную грамотность на уроках английского языка. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка.

Выступление педагога-исследователя по функциональной грамотности 7 класса

В современном мире уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?».

Мы используем иностранный язык в повседневной жизни: работаем за компьютером, смотрим видеоролики, слушаем музыку, общаемся в соцсетях, участвуем в конкурсах и викторинах. При этом люди больше путешествуют, тем самым осваивают культуру другой страны.

Направления функциональной грамотности:

на уроках английского языка начинается во втором классе, когда учитель знакомит детей с числительными от 1 до 12.

производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

Типовые задания на формирование

На примере учебника «Английский в фокусе» 5 класс.

Задача: знакомство с денежной системой Великобритании.

1. Put the coins A-G in order of value.

Выступление педагога-исследователя по функциональной грамотности 7 класса

Выступление педагога-исследователя по функциональной грамотности 7 класса

3. Which coins will you use to pay for each of the items you can buy?

4. Imagine you bought the items below yesterday. In pairs act out dialogues, as in the example.

А: What did you buy yesterday?

B: I bought 2 bottles of cola.

A: How much does it cost?

B: They cost 52 p altogether.

5. You are in a shop. You have 1 pound. Use the pictures in Ex. 2 to act out dialogues.

А: How much is this bar of chocolate, please?

B: it is thirty-five pence.

A: Here is a pound.

B: Thank you. Here is your change, sixty-five pence.

Показатели профессионализма современного общества – это «Креативность» и «Творчество». Поэтому проектная работа дает возможности для развития творческого потенциала учащихся. Результаты проектной деятельности – плакаты, постеры, стенгазеты, коллажи, доклады, альбомы, презентации.

, Make a poster about the coins in your country. Stick or draw pictures and label them. Use

Задача: развитие умения делать выписки, на основе которых составляется плакат (постер).

Выступление педагога-исследователя по функциональной грамотности 7 класса

способствуют задания типа:

Это одно из направлений финансовой грамотности. Это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Любое задание ученик должен прочитать, поэтому это базовое направление. В процессе обучения у учащихся часто возникают проблемы при работе с текстом.

– это задания, направленные на поиск в тексте конкретной информации.

Read the dialogue and mark the sentences 1-6 T (true) or F (False).

Выступление педагога-исследователя по функциональной грамотности 7 класса

Задания, направленные на формирование функциональной грамотности, способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности. Так как целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения, то можно отметить, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *