Выступление «Виды культурно-досуговой деятельности детей и подростков»

Наталия Кочеткова
Организация досуговой деятельности детей

На современном этапе развития общества педагогической наукой определена проблема организации досуговой деятельности подрастающего поколения. В то же время и у народной педагогики имелись такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Многие отечественные педагоги – исследователи И. П. Сахаров, Терещенко, Е. А. Авдеева исследовали достояние народного фольклора, пытаясь «оживить» его, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе – и родителям как естественным воспитателям. Опыт исследователей и педагогов практиков В. Ф. Кудрявцева, Д. Н. Садовникова, И. Голышева, Ф. Д. Нефедова, В. Секретова, Е. Добрынкиной, П. П. Чубинского, Я. Ф. Головацкого показал, что досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т. д. Современный человек только тот может быть успешен в жизни который целенаправленно может организовать свою досуговую деятельность направленную на расширение интереса развитие своих способностей. А готовить человека к самостоятельной деятельность педагоги должны уже с раннего детства.

Для того чтобы дать определение понятию досуг, необходимо обратиться к толкованиям различных словарей и исследованиям достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, педагогики, психологии.

Определение досуг дано в толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля, по его мнению, это – свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела.

В большой советской энциклопедии дана следующая трактовка досуговой деятельности : досуг это – свободное время.

В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова дано определение досугу – как время, не занятое работой или другим делом.

В социологии досуг рассматривался как синоним понятия свободное время.

В педагогических исследованиях значительный вклад в уточнение понятия досуг внесли такие отечественные теоретики как М. Г. Бушканец, А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, И. А. Новикова, Э. В. Соколов, В. Я. Суртаев, Б. А. Титов, С. А. Шмаков и др. ими рассматривался досуг как предоставляемая человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности.

Исследования отечественных педагогов показали, что в настоящее время нет общепринятого определения этого понятия. Выше перечисленными теоретиками установлено, что досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой деятельности.

В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение детей дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в их воспитании. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. В этот период дошкольника характеризует эмоциональность, активность, проявление интереса, что позволяет ему приобщиться к культуре.

Перед воспитателями стоят задачи направленные на изучение выбора и использования разнообразных средств, методов и приёмов организации досуговой деятельности дошкольников. К эффективным средствам организации досуга педагоги-теоретики К. Д. Ушинский, Т. И. Осокина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова относили такие как музыкальное сопровождение, художественная литература, разные виды театров, дидактические игры, изобразительное творчество, спортивные игры. Немаловажную роль в организации детского досуга играло и устное народное творчество, в частности потешный фольклор как один из малых жанров. Значимое место при организации досуговой деятельности занимают словесные игры, молчанки, сечки, скороговорки, перевёртыши, загадки характеристика и разновидность которых дана в трудах М. Н. Мельникова и Г. С. Виноградова.

К детскому фольклору как к одному из малых жанров устного народного творчества обращались такие исследователи как В. И. Даль, Д. К. Зеленин, П. Тихонов, А. Молотилов и многие другие знатоки языка. По их утверждению Фольклор представлял собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Сахалинский государственный университет

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Заметим, что под культурно-досуговым мероприятием понимается массовое мероприятие, которое направленно на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, способствующее приобщению человека к культурным ценностям.

Культурно-досуговое мероприятие играет важную роль жизни детей и подростков. Помимо удовлетворения потребностей самого досуга оно помогает приобщить их к общеобразовательным предметам, потому что при воссоздании какого-либо мероприятия используется определенная тема, которая связана с одним или несколькими предметами. Так же культурно-досуговое мероприятие знакомит детей и подростков с общественной жизнью и позволяет использовать различные формы подачи материала, что способствует снятию психологического барьера и избавления от различных комплексов.

Для методически грамотной организации культурно-досуговых мероприятий следует разбираться в разнообразии программ. Это могут быть:

  • разовая игровая программа, в ходе которой дети включаются в процесс непосредственно во время его реализации;
  • конкурсно-игровая программа по заданной тематике, например, КВН, интеллектуальные игры, конкурсы, турниры и др.
  • игра-спектакль, в ходе которого сюжет продумывается так, что его участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, требуемые по сценарию;
  • театрализованная игра, для которой нужна длительная подготовка, погружение артистов и зрителей в определенную атмосферу;
  • праздник, предполагающий большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей;

Методы осуществления культурно-досуговой деятельности также достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания задуманной программы можно использовать:

  • создание, проигрывание и анализ ситуаций;
  • творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т. д.);

Педагог дополнительного образования работает с детьми и подростками в таких тематических направлениях, как:

С помощью них дети и подростки приобретают множество очень важных личностных качеств: любознательность, исследовательское поведение, самостоятельность мышления, ответственность и другие.

Заметим, что важно учесть и одну из распространённых ошибок, которую, случаются, допускают организаторы культурно-досуговых мероприятий: отсутствие точного логического следования идее и теме при композиционном формировании литературно-художественного материала. Поэтому важно предварительно методически грамотно продумать идею программы культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, культурно-досуговые мероприятия достаточно многообразны, при их организации следует учитывать формы и методы, возрастные особенности, создавать благоприятные условия для проведения.

Список использованной литературы

  • Аванесова Г.А. Культурно – досуговая деятельность. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2006. 236 с.
  • Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД. 2011. № 2. 38 c.
  • Кретова О.В., Черная Е.В. Особенности использования технологии моделирования в решении проблемы формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXIХ междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39) Часть II. (Новосибирск, 24-29 апреля, 2014 г.). Новосибирск, 2014. С.62-71. URL: http://sibac.info/14371 (дата обращения: 24.12.2015).
  • Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Творческая лаборатория сценариста. 2- е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 352 с.

Код для цитирования:

Организация досуга детей и подростков по месту жительства – одна из важных проблем современной жизни. В каждом районе города значительную часть населения составляют дети и подростки, которые половину своего свободного времени проводят вне школы.

Проблема организации досуга подростков была актуальна всегда. Ее изучением занимались такие исследователи, как: Ш.А. Амонашвили, Ю.В. Василькова, А.И. Вишняк, И.Н. Ерошенков, А.С. Макаренко, В.В. Полукаров, В.И. Тарасенко и др. Ведь именно свободное время становится той сферой, где происходит формирование личности, гуманистических идеалов и ценностей, а также повышение культурных возможностей молодежи. Досуг подрастающего поколения при недостаточной культуре его организации не только не приносит расцвета творческих способностей и ожидаемого восстановления утраченных сил за время учебного процесса, а наоборот превращается в криминогенный фактор общества. Дети и подростки наиболее подвержены негативному влиянию улицы (пагубные привычки, «плохие компании» и т.д.), что влечет за собой асоциальное поведение.

Важнейшими задачами учреждений дополнительного образования по месту жительства являются создание единого воспитательного пространства, адаптация подростков к современным условиям, социализация через организацию культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей подростков, организация их общения. Все это помогает в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Так, в настоящее время проблемы организации досуга требуют тщательного рассмотрения и изучения для выявления особенностей организации досуга детей и подростков по месту жительства.

Акимова А.А. в понятии «досуг» выделяет следующие составляющие:

− время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

− свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

Таким образом, досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Понятие «досуговая деятельность» имеет комплексный характер, выражающийся в его связях с понятиями и идеями таких наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика и др. Досуговая деятельность – это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени. К конкретным видам досуговой деятельности относятся следующие:

1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании и др.);

2) занятия творческого характера, не связанные с профессиональной деятельностью – любительский труд по различным ремеслам и пр.

При организации досуга по месту жительства необходимо учитывать социально-психологические особенности детей младшего и подросткового возраста.

В возрастной психологии рамки младшего школьного возраста от 6 до 10 лет. Для данного возраста характерны определенные противоречия: потребность растущего организма в интенсивной двигательной активности; тяга к игре противоречит необходимости отказываться от нее в пользу учебной деятельности; общительность должна сочетаться с необходимостью дисциплинированного поведения на уроке; монотонность школьной жизни, недостаточность ярких событий вступают в конфликт со способностью ребенка бурно переживать происходящее, эмоционально реагировать на все события; противоречие между потребностью младшего школьника в личностном, неформальном общении со взрослыми и преобладанием делового, функционального общения с учителем; разносторонность интересов мешает концентрации на усвоении школьной программы; стремление хорошо учиться, которому мешает потребность быть свободным и др.

В младшем школьном возрасте особое значение имеет воспитание общественно значимых мотивов учения, развитие любознательности, наблюдательности, целенаправленности, восприятия, логичности мышления и памяти, развитие произвольности как особого качества поведения, выражающегося в умении сознательно ставить цели действий, находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия на пути к цели.

Подростковый же возраст, охватывающий границы от 9-11 до 14-15 лет, в отличие от младшего школьного, гораздо чаще называют «трудным», переходным. В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для подростка важным становится мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов намного: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. В подростковом возрасте ярко начинает проявляться самостоятельность, учащиеся многое делают самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми. Для подростка характерно повышенное внимание к себе и своим переживаниям, что зависит от его стремления удовлетворять тем требованиям, которые он предъявляет к своей личности, и которые предъявляют к нему окружающие. А так же от той большой чувствительности и эмоциональности, которые свойственны подросткам.

Поэтому, в младшем школьном и подростковом возрастах необходимо привнести в их жизнь возможность сочетать различные виды деятельности, общаться как со сверстниками, так и людьми других возрастов в неформальной обстановке. Создание подобных условий возможно посредством организации досуговой деятельности, а именно организации досуга по месту жительства. Она позволяет реализовать важнейшие потребности детей, одной из которых является потребность в игре. В рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, а так же продолжение гармоничного и эффективного развития личности и индивидуальности.

Проблема свободного времяпрепровождения подростков является актуальной на сегодняшний день и одним из важнейших направлений с социально-педагогической деятельности. Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и психическое, духовное и эмоциональное развитие человека.

Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно важно его значение в подростковом возрасте, который в онтогенезе человека, является периодом интенсивного развития и формирования личности. Подростка не сложно заинтересовать, сложнее сохранить, поддержать и развить интерес. Формирование у подростков умений и навыков самоорганизации — актуальная социально-педагогическая задача, представляющая собой один из важнейших уровней на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения.

Одно из главнейших направлений подросткового досуга — помощь при выборе профессии. Подготовка к выбору профессии важна и потому, она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, психологическим, интеллектуальным, духовным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

В современных, меняющихся социально-экономических условиях необходимо наиболее полноценно, систематично и эффективно реализовывать социально-педагогический потенциал свободного времени подростков. Существенно расширять обыденные направления и формы, а также технологии и методы работы с детьми и подростками вне учебное время. Досуг для современных подростков-это одна из первостепенных ценностей, так как досуг-это сочетание и объединение и отдыха и труда. В этой сфере реализуются многие их социокультурные потребности и удовлетворяются определенные желания и интересы. Именно в сфере досуга подростки более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей, принимают самостоятельный выбор, проявляют навыки контроля и самоконтроля.

К определению понятия досуга можно подойти с четырех точек зрения:

1.       Досуг как созерцание, которое напрямую связанно с высоким уровнем интеллекта и культуры, иными словами это состояние ума и души.

2.       Досуг как деятельность — обычно характеризуется конкретной деятельностью, которая никак не связана с рабочей деятельность, отдавая, преимущество процессу самореализации личности.

Досуг при определенных обстоятельствах может и стать важнейшим фактором физического развития детей, так как занимаясь интересным и любимым делом дети поддерживают свое эмоциональное здоровье, а также досуговая деятельность напрямую способствует выходу из стрессов, снятию агрессии, тревожных состояний, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше превращать задатки в способности, реализовать то лучшее, что в нем есть.

Досуг для подростков, значит многое — это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно полноценно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

1.      Реальный досуг — это вид досуга, который характеризуется, единством интереса личности и общества и никак не в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Иными словами, это состояние деятельности, создание относительной свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

2.      Мнимый досуг — это вид досуга, который характеризуется прежде всего насилием, либо над собой, либо над обществом, и конечным результатом данного вида досуга, является разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен, неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

–     досуг имеет четко выраженные физиологический, социальный, и психологический;

–     досуг базируется на свободе при выборе занятий и степени активности;

–     досуг предполагает не регламентированную и формальную, а свободную, активную, творческую деятельность;

–     досуг формирует и развивает личность, тем самым раскрывает скрытый потенциал и задатки, превращая их в способности;

–     досуг способствует самовыражению, самоактуализации, самовоспитанию, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранную деятельность;

–     досуг формирует потребность детей в самостоятельности, свободе и независимости;

–     досуг стимулирует творческую инициативу детей;

–     досуг есть сфера удовлетворения собственных потребностей личности;

–     досуг способствует формированию ценностных ориентации, установок;

–     досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых и окружающей среды»;

–     досуг способствует объективной самооценке детей, адекватному восприятию окружающего мира;

–     досуг формирует позитивную «Я — концепцию»;

–     досуг обеспечивает удовлетворение, отличное настроение и персональное удовольствие, удовлетворение от конечного результата своей деятельности;

Досуг подростков, процесс наполненный сложностями и противоречиями. Это объясняется тем, что подростки имеют полное право наполнить свою досуговую деятельность по собственному желанию, согласно своим интересам и потребностям, но зачастую они не готовы к осознанному выбору виду деятельности, которая будет способствовать их полноценному формированию и становлению как личности. А так же стремление к самостоятельному выбору различных форм досуга, подростки, все таки ограничены определенным кругом социальных ролей. Можно сделать вывод, что с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов и потребностей в плане наполнения досуга, подростки более охотно принимают формы организации досуга от взрослых, стоит заметить, что такой способ не всегда положительный и соответствует уровню их физического и психического развития.

Дети оценивают себя, анализируют поступки и действия, при этом стараются придерживаться социально принятых норм и традиций, эталонов общества, так как самосознание является социальным по своему содержанию, и невозможно вне процесса межличностной коммуникации. Таким образом, именно досуг формирует некий микро социум, дающий детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных ролях, ребенок учится, принимает определенные правила и нормы, тем самым облегчая процесс адаптации и социализации.

Основные термины (генерируются автоматически): досуг, подросток, вид досуга, свободное время, время, выбор профессии, конечный результат, мнимый досуг, Реальный досуг, самостоятельный выбор.

Подростковый же возраст, охватывающий границы от 9-11 до 14-15 лет, в отличие от младшего школьного, гораздо чаще называют «трудным», переходным. В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для подростка важным становится мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов намного: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. В подростковом возрасте ярко начинает проявляться самостоятельность, учащиеся многое делают самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми. Для подростка характерно повышенное внимание к себе и своим переживаниям, что зависит от его стремления удовлетворять тем требованиям, которые он предъявляет к своей личности, и которые предъявляют к нему окружающие. А так же от той большой чувствительности и эмоциональности, которые свойственны подросткам.

Организация досуга по месту жительства достаточно сложный процесс, требующий дополнительных резервов. Одним из таких резервов является волонтерское движение. Волонтерство (добровольческая деятельность) – это общественно полезная деятельность (индивидуальная или коллективная), осуществляемая людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или обществом в целом.

Использование волонтерского движения в проведении досуговых мероприятий по месту жительства, при качественной подготовке добровольцев, может стать путем достижения высокого уровня качества проведения мероприятий, что будет способствовать развитию правильного проведения досуга детей и подростков.

Волонтерским отрядом ТГПУ им. Л.Н. Толстого был разработан и реализован социально значимый проект «Выходи во двор играть!» на базе Молодежного центра Советского района города Тулы, направленный на организацию досуга детей и подростков во дворах по месту жительства через создание и деятельность молодежного волонтерского отряда «дворовых инструкторов». В ходе реализации проекта был обучен волонтерский отряд, с помощью работы которого проведено 7 мероприятий по месту жительства. Волонтерство является одним из эффективных и перспективных путей организации досуга детей и подростков по месту жительства, так как детям и подросткам легче найти общий язык и наладить контакт со сверстниками-волонтерами. Дети быстрее включаются в игру, осваивают правила, проявляют интерес к обучению, спорту, труду, общению и др.

Главными особенностями организации досуга детей и подростков по месту жительства можно назвать участие молодых людей (волонтеров) в организации и проведении досуговых мероприятий, учет специфики возраста детей, участвующих в мероприятиях по месту жительства. При должной подготовке волонтеров для проведения мероприятий и учета всех возрастных особенностей подрастающего поколения можно создать идеальный механизм организации досуга детей и подростков по месту жительства. Это влечет за собой создание единого воспитательного пространства, адаптацию подростков к современным условиям, социализацию через организацию культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей детей и молодежи.

  • Государственная программа развития образования на 2013-2020 годы.
  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
  • Постановление Администрации города Тулы (от 13.10.2014 №3244 «Об утверждении стандарта муниципальной услуги «Реализация досуговых программ для детей и молодежи по месту жительства»»).
  • Акимова, Л. А. Социология досуга: учеб. пособие / Л. А. Акимова. – М.: МГУКИ , 2008. – 123 с.
  • Бодренкова, Г.И. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике / Г.И. Бодренкова. – М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. – 320 с.
  • Калинина, З.Н. Технологии добровольческой деятельности молодежи / З.Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина. Тула: Изд-во тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. – 187 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *