«Х Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие дополнительного образования


Автор: Администратор

  
13.05.2022 15:45



изображение viber 2022-05-13 15-39-11-879
13 мая 2022 года состоялась рабочая встреча-семинар по изучению и обобщению передового педагогического опыта по формированию инклюзивной компетентности у современного педагога.

Участниками семинара была организована презентация изученных материалов научных исследований и работ педагогов-практиков, занимающихся проблематикой готовности педагогического сообщества к принятию и работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

По итогам встречи был сформирован банк материалов передового методического опыта по формированию инклюзивной компетентности современного педагога.

 


Автор: Администратор

  
13.04.2022 12:10

С целью  распространения и обобщения опыта по созданию условий для доступного инклюзивного образования в учреждении дополнительного образования нами опубликована статья “Основные направления работы по формированию толерантного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в учреждении дополнительного образования”.

 


Автор: Администратор

  
04.04.2022 00:00

В соответствии с приказом министерства образования Красноярского края от 03.03.2022 № 150-11-05, в рамках деятельности региональной инновационной площадки и на основании приказа директора МАОУ ДО ЦТО «Престиж» от 29.03.2022 № 27/1 создана рабочая группа по реализации проекта «Кадровая школа по повышению уровня инклюзивной компетенции педагогов дополнительного образования», в состав которой вошли заместитель директора, методисты и педагоги дополнительного образования Центра:  Чимбар М.С., Гуркина Е.В., Коваль Л.Ю., Тугушева Н.Н., Углова Л.П., Самойлова О.П., Стрелкова Т.Г.. Суров С.В., Фром Г.А., Худякова С.А.

Обновлено 13.05.2022 15:46

 


Автор: Ольга Петровна Самойлова

  
30.03.2022 12:59



IMG-37eaae3fb961c02f1f85e7023f42c613-V
В рамках работы муниципальной базовой площадки в ЦТО «Престиж» был проведен интерактивный урок для детей младшего школьного возраста по формированию толерантного отношения к детям с нарушениями речи «Я тебя вижу».

На уроке ребята познакомились с особенностями общения с детьми с нарушениями речи, узнали о знаменитых людях, которые в детстве сталкивались с проблемами в обучении, но в дальнейшем смогли достичь высоких результатов и больших успехов в своей области.

В конце необычного урока первоклассники своими руками сделали «ладошки толерантности».



IMG-ca7d7a12ab6ce5443a8d6c007cbbedc3-V 1

Обновлено 30.03.2022 13:17

 

21-22 апреля 2022 года в ГБНОУ Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга состоялась  юбилейная Х Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие дополнительного образования: традиции и инновации».  Участниками конференции стали  руководители, педагогические работники образовательных учреждений, преподаватели и студенты  организаций среднего и высшего образования из 15 регионов России, а также представители Республики Беларусь. Всего в работе конференции приняло участие 482  человека. В рамках работы  конференции прошло пленарное заседание и была организована работа трех секционных заседаний и двух круглых столов по следующим темам:

«Х Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие дополнительного образования

– выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одаренных детей в системе дополнительного образования;

– фестивально-конкурсное движение для детей с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования;

– возможности дополнительного образования в процессе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

– отделения дополнительного образования профессиональных образовательных учреждений как ресурс творческого и интеллектуального развития личности учащегося;

– формирование цифровых компетенций учащихся для использования возможностей проектирования индивидуальных учебных планов, сетевых форм реализации программ и поддержки одаренных детей.

Открывая работу конференции, директор Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга Судденкова Наталья Владимировна отметила актуальность проведения Конференции  в связи с утверждением в марте 2022 года Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Проректор по научно-методической работе ГУО «Минский городской институт развития образования» Толкачева Оксана Владимировна особое внимание уделила важности организации гражданского и патриотического воспитания учащихся, сохранения традиций и включения учащихся в активную деятельность по сохранению исторической памяти.

«Х Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие дополнительного образования

Важным событием работы конференции стали церемонии награждения победителей  городского смотра-фестиваля отделений дополнительного образования профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию «К истокам творчества и мастерства», посвященного Году культурного наследия народов России. Иванова Надежда Валерьевна, ведущий специалист отдела профессионального образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга отметила высокий уровень подготовки учащихся и высокое мастерство педагогов дополнительного образования.

«Х Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие дополнительного образования

В рамках работы секции «Фестивально-конкурсное движение для детей с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования» были подведены итоги трех конкурсов и фестивалей.

Особенности инновационной деятельности в системе дополнительного образования детей

Коротких Марина Викторовна

Современным обществом предъявляются качественно новые требования к одному из главных своих институтов – образованию, который несет ответственность за производство знаний, составляет основу развития общества, определяет социально-экономическое процветание государства и преуспевание каждого человека в нем. Изменения в содержании образования обуславливают изменения в обучении и воспитании подрастающего поколения, а соответственно, требуются изменения профессиональной деятельности педагогических работников, в том числе и в сфере дополнительного образования. Педагог дополнительного образования занимает важную позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессиональной компетентности зависит решение многих проблем.

Оценить

427

Содержимое разработки

Особенности инновационной деятельности в системе

дополнительного образования детей

Современным обществом предъявляются качественно новые требования к одному из главных своих институтов – образованию, который несет ответственность за производство знаний, составляет основу развития общества, определяет социально-экономическое процветание государства и преуспевание каждого человека в нем. Изменения в содержании образования обуславливают изменения в обучении и воспитании подрастающего поколения, а соответственно, требуются изменения профессиональной деятельности педагогических работников, в том числе и в сфере дополнительного образования. Педагог дополнительного образования занимает важную позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессиональной компетентности зависит решение многих проблем.

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей успешного решения задач в этой области является поиск и введение инноваций, обеспечивающих повышение эффективности и качества образования на всех его уровнях. За последние несколько лет слово «инновация» прочно вошло в жизнь общества. Инновация – это столь широкое понятие, что ею занимаются практически в любой сфере человеческой деятельности.

Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития государства. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке.

В целом под инновационными процессами понимают «комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нововведений, которые приводят к стабильным изменениям в образовательной системе, позволяющим ей производить новое качество» [9].

Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе имеет существенные отличии от традиционной. Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, так как активно развивается её технологическая основа. Что в свою очередь требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Вместе с тем, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к уровню, качеству деятельности и продуктам этой деятельности. Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где главное место занимает педагог, в центре внимания оказывается обучающийся – его активность, избирательность, креативность. Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию. В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает обобщенная связь педагога с обучающимися, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое. Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость.

Анализ литературных источников и реальной педагогической ситуации позволяет утверждать, что развитие инновационной деятельности – это одно из стратегических направлений в образовании.

Все большее внимание стало уделяться с 30-х годов ХХ века исследованиям, направленным на построение теории инновационного развития в образовании. Такие научные деятели как И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который посчитали равным применению научных открытий. С этого момента понятие «инновация» и сопряженные с ним термины «инновационный процесс», «инновационный потенциал», «базисные инновации», «инновации усовершенствования» и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и вошли в понятийные системы многих наук.

В современной науке проблемами создания, развития и распространения педагогических новшеств занимались К. Ангеловски [1], В.П. Майборода, Н.Л. Пономарева, Б.М. Смирнова, А.В. Хуторской [11], и др. Ими были выявлены различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества. Исследователи Ж. Аллак, Ю.С. Борцов, Б.С. Гершунский [2], Ю.С. Колесников, В.Т. Лисовский, Н.Н. Суртаева. Методология педагогической инноватики М.Н. Руткевич, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкин и другие посвятили много работ инновационной проблематике в связи с разработкой стандартов и содержания образования в целом.

В современной российской науке за последние двадцать лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах Н.В. Горбуновой, М.В. Кларина, В.С. Лазарева [4], М.М. Поташника [10], С.Д. Полякова, В.А. Сластенина [8], Т.И. Шамовой [5].

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [9].

Инновации являются предметом особой деятельности человека, которая не удовлетворена традиционными условиями, методами, способами и стремится не только к новизне содержания реализации своих усилий, а прежде всего к качественно новым результатам. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Также можно определить инновационную деятельность как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и несет большую смысловую нагрузку. «Это целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на осмысление собственного педагогического опыта путем сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса, которая ставит целью достижение более высоких результатов, получение определенно нового знания, внедрение новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования» [8]. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности» [6].

Основные факторы, влияющие на инновационную деятельность педагогов дополнительного образования

Система дополнительного образования на современном этапе развития претерпевает значительные изменения. Меняются приоритеты в образовании, структура и содержание образования, вводятся новые образовательные стандарты. В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становится главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Качество образования определяется уровнем инновационного потенциала педагогического коллектива. Именно инновационная деятельность образовательных организаций рассматривается обществом и государством в качестве основы для повышения качества образования и конкурентоспособности образовательного учреждения. Внедрение инноваций в учреждении дополнительного образования является «необходимым фактором его развития и представляет собой сложный и многогранный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер» [3].

Одним из важных направлений развития дополнительного образования является «развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей» [7], что предполагает модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования.

Потенциал педагогического коллектива в области инноваций раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, разработки проектов и технологий. Весомую роль в процессе преобразования образовательных учреждений играют педагогические коллективы, важнейшей характеристикой которых является способность к инновационной деятельности.

Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого.

Система дополнительного образования всегда была открыта для инноваций, инновационных поисков. Анализируя их деятельность, можно сделать вывод, что инновационные модели учреждений дополнительного образования разрабатываются через поиск новых ценностных приоритетов, определение целей и содержания форм и методов организации педагогического процесса, новых педагогических технологий, иных критериев оценки деятельности педагогов, внесение новых принципов в систему управления. Существенной особенностью является то, что педагогический коллектив учреждения дополнительного образования осуществляет поиск инновационной модели, беря за основу опытно-экспериментальную деятельность. Педагогам системы дополнительного образования, которые встали на путь инновационных поисков и экспериментов, нужно быть готовыми к новому виду практической деятельности, которая в современной науке характеризуется таким понятием как «инновационная педагогическая деятельность».

В современной системе образования определяют обстоятельства, при которых необходима инновационная деятельность педагога:

– происходящие социально-экономические преобразования;

– усиление гуманитаризации содержания образования;

– изменение характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;

– вхождение образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Одним из условий обновления служит наличие разработанных новых педагогических идей и технологий, что в свою очередь определяет развитие системы дополнительного образования. Идеи станут инновацией в том случае, если будут использованы, востребованы в практике, если будет организована поисковая, опытно-экспериментальная работа, которая составляет движущую силу развития инновационной педагогической практики. В педагогической науке этот процесс рассматривается как инновационная деятельность педагога, которая направлена на создание нового вида практики, развивающейся на основе научно обоснованных педагогических идей и технологий. Основным механизмом развития инновационной практики, отмечает В.В. Давыдов, выступает процесс ее проектирования, который как следствие является особым и своеобразным видом творческой деятельности, тесно связан с научным исследованием, с прогнозированием, планированием, моделированием, программированием, социальным управлением. Приходится не просто описывать то, что уже появилось в реальности, но создавать на основе теоретического видения то, что до осуществления проектной работы не существовало. Изображение какой-либо конкретной практики, требующей своего развития, – это сложная теоретическая задача, подчеркивает В.В. Давыдов[4].

Можно выделить основные направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей:

– совершенствование содержания образования;

– изучение и внедрение в практикусовременныхпедагогических технологий;

– создание системы работы с одаренными детьми;

– совершенствование системы управления;

– информатизация образовательного процесса.

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в кабинете. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. На сегодняшний день необходимо постоянно расти в профессиональном плане.

Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:

– абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),

– относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Содержание инновационной деятельности педагога:

Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.

Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

Проведение учебных занятий в инновационных формах.

Проведение мастер-классов на районном, городском, республиканском уровнях.

Участиевпроектно-исследовательскойилиопытно-экспериментальнойдеятельности.

Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:

методические объединения по определенной теме или направлению деятельности;

проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.

Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему, которая предусматривает высшая степень педагогического творчества.

Основные признаки инновационной деятельности педагога:

творческая способность собирать и выдавать новые представления и идеи, а главное – проектировать и моделировать их в практических формах;

открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости мышления;

культурно-эстетическая развитость и образованность;

готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов;

развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной деятельностью, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Важным условием повышения качества образования является уровень профессиональной компетентности педагога, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Основой развития коллектива может стать его инновационная деятельность.

Другим условием работы механизма инновационной деятельности являются барьеры творчества:

Склонность к противостоянию, доминирующем над творчеством, в стремлении быть «как все», не отличаться ни от кого в своих суждениях и поступках.

Боязнь показаться глупым и смешным в своих суждениях.

Боязнь показаться неуважительным и даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.

Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем.

Личностная тревожность, неуверенность в себе,негативноесамовосприятие («я-концепция»).

Занижение самооценки, боязнь открыто высказывать свои идеи.

Ригидность («вязкость») мышления.

Педагогу важно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, барьеров творчества, мешающих его саморазвитию. Становление готовности педагога к инновационной деятельности является переломным моментом в данном процессе, важнейшим уровнем его профессионального развития.

В основу построения концепции подготовки педагога к инновационной деятельности были положены основные научные подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности педагога: системный, рефлексивно-деятельностный, индивидуально-творческий, компетентностно-ориентированный.

Для организации процесса подготовки педагога к инновационной деятельности должны быть созданы определенные условия:

– непрерывность и преемственность педагогического образования;

– ориентация обучения на обобщенную модель подготовки к инновационной деятельности;

– психологическая диагностика готовности к данному виду деятельности;

– формирование у педагога творческой активности и мотивационно-целостного отношения к педагогическим инновациям;

– взаимосвязь методологической, специальной, общепедагогической, психологической и методической подготовки;

– осуществление межпредметных взаимодействий, интеграция знаний в русле общих проблем инноватики;

-формирование инновационной культуры, восприимчивости к новому;

– обеспечение единства педагогической практики, теории и исследовательской подготовки;

– изучение и критериальная оценка динамики освоения инновационной деятельности.

Развитие готовности к инновационной деятельности – это развитие творческой индивидуальности педагога, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. Основными качествами, которыми должен обладать педагог дополнительного образования инновационного учреждения, могут быть следующие:

стремление к личностному развитию, креативность;

мотивация и готовность к инновациям;

понимание современных приоритетов образования;

способность и потребность в рефлексии.

Готовность к инновационной деятельности – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности (единство психологической, теоретической и практической готовности).

Таким образом, в основе инновационной деятельности педагога в учреждениях дополнительного образования должен лежать процесс проектирования различных инновационных образовательных программ.

В результате этой деятельности педагог не только совершенствует, оптимизирует отдельные компоненты учебно-воспитательного процесса, но за счет привлечения теоретических идей, научно-педагогических методов первоначально моделирует, а затем преобразует его как целостное образование в качественно иное состояние – целостную систему. Следовательно, педагог тем самым не только обучает, т. е. выполняет практическую функцию, но на основе новых научных идей разрабатывает свои авторские технологии, методики и приемы педагогической деятельности с целью преобразования учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, участие учреждения дополнительного образования в инновационной деятельности, безусловно, ведёт к позитивным изменениям – это продиктовано временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию. Благодаря инновациям появляются авторские проекты, программы, осуществляется переход образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития и саморазвития, растет уровень воспитательной работы учреждения, повышается профессиональная квалификация педагогических работников.

Одним из направлений Концепции развития дополнительного образования является развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей, что предполагает модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования, готовность к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования в соответствии с нормативными требованиями к знаниям, умениям, навыкам профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

Ангеловски, К. Учителя и инновации: Книга для учителя / К.Ангеловски. – М.: Просвящение, 1991. – 159 с.

Гершунский, Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Б.С. Гершунский – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 432 с.

Корзникова, Н. В. Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования / Н. В. Корзникова. // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 6-9.

Лазарев, В.С. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика – 2003. – № 3. – С. 17 – 25.

Менеджмент в управлении школы: учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования / научный редактор Т.И. Шамова. М., 1992. – 112 с.

Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим- Бад; редкол: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебов [и др.]. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 258 с.

Донецкая Народная Республика. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей: приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2016 №310. – http://mondnr.ru/dokumenty/send/4-prikazy/252-prikaz-310-ot-04-04-2016-g

Сластёнин, В.А., Подымова, Л.C. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: “Магистр”, 1997. – 221с.

Сиденко, А.С. Рефлексивный педагогический диалог: Практическое руководство. М., 2000. – 16с.

Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

Хуторской, А.В. Методологические основы проектирования образования в двенадцатилетней школе //Педагогика. 2000. № 8. с. 29

13

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/440050-osobennosti-innovacionnoj-dejatelnosti-v-sist

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Суханов Алексей Георгиевич

педагог дополнительного образования

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования зависит от многих факторов:
– личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
– специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения);
– существующих в конкретном учреждении дополнительного образования детей условий: финансовая заинтересованность (доплаты, премии); благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера; помощь в получении информации об инновационных технологиях.

Оценить

1106

Содержимое разработки

Екимов Сергей Викторович,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+»

Невского района Санкт-Петербурга

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Родители очень тщательно продумывают будущее своих детей и стараются инвестировать в их образование. Это, конечно же касается и дополнительного образования, потому то не всегда в школах дают достаточно знаний для понимания отдельного предмета. Часто не каждому родителю по карману обеспечить это дополнительное образование, именно поэтому так важно внимание государства к данному вопросу. В современном обществе наметился переход от доступности образования к его качеству, при этом возникают задачи проектирования индивидуального маршрута, в котором детям гарантируется свободный выбор, инновационность, практическая ориентация, мобильность, вариативность; таким образом обеспечивается получение так называемого «умного образования».

К сожалению, между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, зачастую возникает большой разрыв. Это мнение разделяют и сами школьники, которые сегодня ставят в приоритет индивидуально-психологические ценности: здоровье, уверенность в себе, любовь, далее у них по убывающей – интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют. Молодёжь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более прагматичным и практико-ориентированным. Одно только общее образование не способно решить эту проблему. Поэтому так важно дополнительное образование, благодаря которому учащиеся получают возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определять свой собственный образовательный путь.

Рассмотрим достоинства дополнительного образования детей:

– дополнительное образование способно обеспечить каждому учащемуся ситуацию успеха, содействовать самореализации личности ребёнка. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы углубляют и расширяют знания учащихся, стимулируют исследовательскую активность школьников, а нередко и повышают мотивацию к обучению многих школьных дисциплин.

– другая важная составляющая дополнительного образования детей – его воспитательная роль, так как в процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Умение незаметно помогать ребенку в реализации его потенциальных потребностей и творческих способностей, эмоционально и психологически поддерживать ребенка и определяет место дополнительного образования детей в реализации ФГОС.

– есть еще одна замечательная особенность системы дополнительного образования детей – компенсаторная (замещающая), именно в дополнительном образовании дети получают возможность развития тех индивидуальных способностей, которые не всегда поддерживаются в школе. Будучи слабо успевающим по каким-то школьным дисциплинам, в творческой студии или в секции, в детском объединении он может оказаться в числе лидеров. В детских объединениях дополнительного образования теряет смысл стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного ребенка».

– дополнительное образование детей имеет еще одну важную особенность – расширяет культурный кругозор детей. Дополнительное образование детей способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры – русской и культуры других народов. Это свойство дополнительного образования детей обеспечивает ему особое место в региональном компоненте ФГОС.

– особо важное значение имеет дополнительное образование детей для социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников – помогает подросткам сделать правильный выбор. Поэтому дополнительные образовательные программы предлагают различные предложения практической направленности, например, ремонт компьютеров, практический дизайн, 3D-моделирование, робототехника, основы видеомонтажа, и др.). Большим спросом у старшеклассников пользуются знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (программирование, журналистика, телестудия, дебаты, основы предпринимательской деятельности, и т.д.). Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Таковы основные особенности деятельности учреждения дополнительного образования детей, однако есть все основания говорить и о проблемах, стоящих перед системой дополнительного образования. На мой взгляд, в первую очередь, это – кадровые ресурсы и практико-ориентированность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Бесспорно, педагог является главной фигурой в образовательном процессе: от его квалификации, профессионализма, личных качеств зависит эффективность и результативность деятельности учреждения дополнительного образования детей.Педагог дополнительного образования должен учиться, и учиться постоянно, при этом учеба должна основываться не на симпатии к самообразованию. Самосовершенствование для педагога должна стать образом жизни, как наиболее верный путь к педагогической успешности. Успешность обучения педагога дополнительного образования отражается на качестве образовательных услуг, новые знания должны внедряться осмысленно: объем знаний, их осмысление и сопоставление с ранее полученными знаниями требуют непрерывности и регулярности. Благодаря таким шагам профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования повышает их конкурентоспособность как в самом учреждении дополнительного образования детей, так и на уровне района, города, региона. Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. А творчество педагога немыслимо без нововведений.

Нововведения в учреждениях дополнительного образования детей являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно УДОД от другого. Именно поэтому одним из главных направлений деятельности УДОД должна быть результативная инновационная деятельность, позволяющая добиваться качественно новых результатов.

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования зависит от многих факторов:

– личностных(работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);

– специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения);

– существующих в конкретном учреждении дополнительного образования детей условий: финансовая заинтересованность (доплаты, премии); благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера; помощь в получении информации об инновационных технологиях.

Инновации педагога дополнительного образования детей могут быть представлены в виде абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов) или относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику). Что включает в себя инновационная деятельность педагога дополнительного образования? Это – разработка «авторских» программ, методик, технологий, проектов, методической продукции; внедрение новых методов, методик, средств, технологий; проведение учебных занятий в инновационных формах; участие учащихся в проектной и исследовательской деятельности.

Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут работать самостоятельно или объединяться в творческие группы по определенной проблеме или направлению деятельности.

С чего начать инновационную деятельность педагогу? Начинать нужно с разработки проекта (программы, плана) инновационной деятельности: цель, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длительность, предполагаемый результат. Могут быть разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности: «творческие отчеты» (позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей); «открытые мероприятия» (позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога); «методические выставки» (позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию); «методические семинары-практикумы» (представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке).

В современных социально-экономических условиях возрастает потребность детей в инженерном образовании, связанным с информатикой, технологиями, механикой и другими инженерными специальностями. Такая потребность выражена высокой активностью и интересом учащихся и родителей в выборе технологических общеразвивающих программ в системе дополнительного образования. Для удовлетворения этих запросов необходимо повсеместно внедрять «технопарки», «техно-мастерские», «техно-площадки», позволяющие реализовать практико-ориентированный компонент системы дополнительного образования детей. Успешность и привлекательность образовательного потенциала «технопарков», «мастерских» и т.п., относимых ранее к «индустрии развлечений», становится частью системы дополнительного образования детей, т.к. в процессе обучения в «технопарках» и «техно-мастерских» учащиеся могут:

– получить практические умения в творческих направлениях деятельности (рисование, лепка из разных материалов, вырезание, работа в технике квиллинг, оригами и скрапбукинг и т. д.);

– познакомиться с профессиональной деятельностью разных специальностей (электрик, строитель, дизайнер и т. д.);

– овладеть навыками работы с техническим оборудованием (изготовление поделок с помощью специализированных устройств, например, 3D принтера, ламинатора, прибора для создания паззлов).

Погружение детей в такую активную практико-ориентированную деятельность позволяет развивать у них мотивацию к обучению и помогать достичь успеха в любой деятельности. Создание таких инновационных площадок в системе дополнительного образования позволяет познакомить детей и подростков с российской экономической системой, научить их принимать самостоятельные решения, планировать свою будущую профессиональную деятельность так, чтобы она приносила удовольствие, радость и материальное вознаграждение, а также представляла общественную ценность.

Таким образом, в настоящее время главной задачей системы дополнительного образования детей становится создание инновационных площадок и парков, в которых каждый учащийся может проявить и развить свои способности и потребности в атмосфере свободы и творчества. Именно при таких педагогических условиях происходит активное становление зрелых личностей, готовых и умеющих действовать, которые смогут обеспечить успешное будущее своей стране. Бесспорным является и тот факт, что создаваемые культурно-образовательные площадки станут инвестиционно-привлекательными для общества.

Литература:

Абаев А.М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей. / А.М. Абаев // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 100–102.

Добрынина Г.А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования: управленческий аспект // Вестник ТГПУ. 2013. № 1. С.125-131.

Егорова Е. А., Чуракова Н. И. Роль учреждений дополнительного образования и консультационно-образовательных центров в развитии индивидуальных способностей детей // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть III. Новосибирск: СибАК, 2011.

Малина Н.В. Особенности работы педагогов учреждений дополнительного образования детей и учащейся молодежи художественно-эстетического направления // ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования. – 2014. – №1 (3). – С.46–50.

Трусова Л.Э. Дополнительное образование в контексте концепции развития дополнительного образования детей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – Выпуск №1–2. – 2015.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/379204-rol-innovacij-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazo

Также вас может заинтересовать

  • Программа кружка Историческое краеведение
  • Программа Социализация детей с ограниченными возмодностями здоровья средствами театрально-игровой деятельности
  • Авторская программа”Занимательная математика”
  • Положение о портфолио педагога ДЮЦ
  • Календарно-тематическое планирование внеклассных занятий на 2012\2013 учебный год

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Опыт РГПУ представлен на конференции «Развитие дополнительного образования

«Х Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие дополнительного образования

21-22 апреля команда института информационных технологий и технологического образования РГПУ им. А.И. Герцена приняла активное участие в юбилейной Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие дополнительного образования: традиции и инновации», организаторами которой выступили Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга и Минский городской институт развития образования.

Целью конференции явился всесторонний анализ реализации стратегических направлений дополнительного образования.

Тематика вопросов, которые обсуждались на конференции: современные научные подходы к проектированию и реализации воспитательных моделей дополнительного образования детей и учащейся молодежи; создание условий для воспитания человека, гражданина, патриота средствами дополнительного образования детей и молодежи; инновационные модели воспитательной работы с молодежью (интерактивные технологии, новые формы воспитания, детские и молодежные движения, добровольчество, молодежное и подростковое самоуправление и т.д.); результаты научных исследований (опытно-экспериментальной работы) в области изучения особенностей поколения нового тысячелетия и реализации воспитательных моделей дополнительного образования; особенности воспитания детей и молодежи в пространстве медиатехнологий и интернета; формирование цифровых компетенций учащихся для использования возможностей проектирования индивидуальных учебных планов, сетевых форм реализации программ и поддержки одаренных детей; повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в сфере воспитания детей и молодежи; социальное партнерство в дополнительном образовании; зарубежный опыт организации и реализации дополнительного образования детей и молодежи в области воспитания.

От института информационных технологий и технологического образования в организации и проведении конференции приняли участие: доцент кафедры технологического образования Олег Костейчук (член Оргкомитета, модератор Пленарного заседания и Круглого стола, выступление с докладом: «Цифровая компетентность как составляющая профессионализма педагога дополнительного образования»), доцент кафедры цифрового образования Татьяна Павлова (выступление с докладом: «Индивидуализация обучения и цифровые компетенции учащихся: ответственность педагога»), ассистент кафедры технологического образования Наталия Козина (выступление с докладом: «Цифровая среда поддержки проектной деятельности учащихся»), руководитель студенческого объединения РОБОHerzen, студентка ИИТиТО по направлению «Технологическое образование» Вероника Валивахина.

Участниками конференции стали руководители, педагогические работники образовательных учреждений, преподаватели и студенты организаций среднего и высшего образования из 15 регионов России, а также представители Республики Беларусь. Всего в работе конференции приняло участие 482 человека. В рамках работы конференции прошло пленарное заседание, была организована работа трех секционных заседаний и двух круглых столов.

«Х Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие дополнительного образования

Материалы предоставлены институтом информационных технологий и технологического образования РГПУ им. А.И. Герцена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *