Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Психология и педагогика

Проблема. Задержка психического развития у детей приводит к тому, что они не усваивают материал, предназначенный для их возраста, не обладают необходимым минимумом знаний и навыков.

Решение. Если в соответствии с заключением ПМПК возможна коррекция состояния ребенка, то специально организованное обучение с привлечением узких специалистов, таких как логопед, психолог и дефектолог, может помочь прийти в норму. Обязательным условием для этого является включенность родителей в процесс.

Задержка психического развития (ЗПР) – сниженное интеллектуальное функционирование, ограничение адаптивного восприятия, когда отдельные психические функции (мышление, внимание и память) отстают в развитии от установленных психологических норм для определенного возраста. Число лиц с ЗПР составляет 15-16% в детской популяции.

Умственно отсталые люди получают низкий балл по тестам интеллекта (IQ), но влияние на функционирование повседневной жизни зависит от тяжести заболевания и связанных с этим нарушений. Симптомы ЗПР у детей включают недостаточный уровень развития речи и моторики, мышления и памяти, регуляции и саморегуляции поведения. Около 85% детей с легкой степенью  отставания в развитии при своевременно принятых мерах обычно учатся говорить и становятся независимыми.

Общие сведения

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Вызвано ЗПР у детей может быть большим количеством причин (в том числе выраженными врожденными синдромами), а симптомы умственной отсталости проявляются не только в снижении когнитивных способностей, но и в других физических и психических отклонениях.

Задержка психического развития характеризуется нарушением интеллектуальной и эмоционально-волевой  сферы. Данное состояние сопровождается трудностями в обучении. Речь идет преимущественно о психолого-педагогической категории, но в ее основе также могут лежать органические нарушения.

Психические изменения умственно отсталых детей стабильны и не прогрессируют, поэтому психосоматические осложнения маловероятны.  Диагноз устанавливается дошкольникам в возрасте 4-5 лет или в процессе школьного обучения. Главная трудность для таких пациентов – отсутствие возможности полноценной адаптации в обществе.

Понятие зпр, механизмы и причины зпр.

Явление
ЗПР стало изучаться сравнительно недавно
– в 60 гг. XX
в. в связи с исследованием причин школьной
неуспеваемости. Количество стойко
неуспевающих детей в начальных классах
варьирует от 5 до 11%. Из них половина
приходится на долю детей с ЗПР.

Т.о. дети с ЗПР
составляют 5,8% всех учащихся начальной
школы и около 50% среди неуспевающих
младших школьников.

Задержка
психического развития (ЗПР)
– это
незрелость психических функций, которая
вызвана замедленным созреванием
головного мозга под влиянием неблагоприятных
факторов.

Понятие
ЗПР употребляется по отношению к детям
с минимальными органическими повреждениями
или функциональной недостаточностью
ЦНС (центральной нервной системы), а
также длительно находящимся в условиях
депривации (лишения).

Патогенетической
основой ЗПР
является замедление
темпа созревания лобных отделов головного
мозга, в
норме обеспечивающих уровень развития
личности и формирование целенаправленной
деятельности.

Замедленный
темп созревания приводит к
частичному
нарушению психического развития.

О
незрелости лобной коры свидетельствует:

– снижение критики,

– недоучет школьной
ситуации,

– отсутствие
выраженного отношения к оценке,


незрелость моторики и т.д.

Нарушение темпа
развития чаще всего обусловлено:

1) расстройством
питания при рано перенесенной дизентерии,
при длительной диспепсии и дистрофиях
(тяжелых желудочно-кишечных заболеваниях
на ранних этапах жизни);

4) природовой
патологией (асфиксиями, легкими родовыми
травмами);

6)
эндокринными, хромосомными нарушениями.

Все
эти причины приводят не к грубым
органическим изменениям головного
мозга (как при олигофрении), а к нарушению
его питания,
чем и определяется задержка развития.

7)
Причиной ЗПР также может стать длительная
депривация,
в частности пребывание с момента рождения
в условиях:

– дома ребенка,


педагогическая запущенность детей с
сенсорными дефектами.

Симптомы
задержки развития частично выступают
в раннем и дошкольном возрасте и очень
резко проявляются в школьном возрасте,
когда ребенок осуществляет переход к
сложным и опосредствованным формам
деятельности, а именно к учебной.

Категории детей с ОВЗ

Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения. Многие нарушения, вызванные проблемами здоровья, преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-воспитательной работы школы.

15 августа 2018

Рассмотрим сводную классификационную таблицу
«Категории детей с ОВЗ и их особенности»

Нарушение зрения
Нарушение слуха
Задержка психического развития (ЗПР)
Нарушение интеллектуального развития
Тяжелые нарушения речи
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Расстройство поведения и общения
Комплексное нарушение развития

Нарушение зрения

  • незрячие и слабовидящие
  • органическое поражение зрительного анализатора
  • не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

Нарушение слуха

  • глухие и слабослышащие
  • двустороннее нарушение слуховой функции
  • речевое общение затруднено или невозможно
  • нарушен вестибулярный аппарат  Чтобы продолжить чтение, авторизуйтесь на сайте.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

ЗПР у детей дошкольного возраста является следствием множества различных факторов, которые в конечном итоге приводят к дефекту нейробиологического и функционального развития мозга. Следует выделить биологические и социальные факторы.

Наиболее частыми причинами задержки психического развития у детей являются:

·        Нарушения эмбрионального развития: краснуха, трепонема, токсоплазма, цитомегаловирус, листерия, герпесная инфекция, ВИЧ. Не менее опасна дисфункция плаценты, употребление алкоголя, наркотиков, курение. Накладывают свой отпечаток отравления фенолом, пестицидами, свинцом и повышенный уровень радиации.

·        Перинатальные проблемы: недоношенность, гипоксия, внутричерепное кровоизлияние, нарушения обмена веществ у новорожденных, менингит, тяжелая травма мозга, энцефалит.

·        Тяжелые соматические заболевания ребенка: рахит, нейроинфекции, грипп. Также причиной может стать эпилепсия.

Причиной ЗПР в некоторых случаях является наследственность. Данное заболевание в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение. Практически неизбежна врожденная психическая задержка при многих генетических заболеваниях, например: синдром Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге, Дауна.

Задержка развития ребенка вторичного характера развивается на фоне нарушений зрения или слуха. Причиной может стать дефект речи, а также выраженный дефицит общения и сенсорной информации.

Умственная отсталость или слабоумие могут быть вызваны аномальным развитием головного мозга:

·        недостаточный размер мозга (микроцефалия);

·        полное или частичное отсутствие полушарий головного мозга (гидранэнцефалия);

·        недоразвитие головного мозга (лиссэнцефалия);

·        гипоплазия мозжечка (понтоцеребеллярная гипоплазия).

Часто патогенез нарушений психического развития заключается в нарушениях обмена веществ или выработке ферментов (фенилкетонурия). Послеродовая умственная отсталость у детей также может быть обусловлена разрушением красных кровяных клеток – гемолитической болезнью новорожденного. Возникает в результате резус-конфликта во время беременности и приводит к серьезным нарушениям функций коры и подкорковых нейронных узлов головного мозга.

Среди социальных факторов следует выделить влияние гипо- или гиперопеки, отсутствие возможности общаться с другими людьми (например, по причине инвалидности), авторитарное воспитание (беспрекословное подчинение). Средовые факторы, как правило, вызывают ЗПР преимущественно при наличии первичной органической основы дисфункций.

Общая характеристика задержки психического развития у детей

Термин «задержка психического развития у детей» (сокращенно ЗПР) обозначает поддающиеся исправлению отклонения в развитии интеллекта, эмоциональной сферы и способности к осознанным действиям, которые приводят к появлению трудностей в процессе обучения.

С такими нарушениями сегодня рождается около 15-16 процентов детей от общего количества новорожденных. Чаще ЗПР относят к психолого-педагогическим категориям, но иногда причина может быть физиологического свойства, поэтому к лечению обязательно подключаются педиатры и детские неврологи.

По причине того, что психические функции развиваются разными темпами, говорить о задержке психического развития ребенка специалисты могут не раньше возраста 4 или 5 лет. Наиболее часто заключение делается, когда ребенок начинает учиться в школе.

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

К возникновению ЗПР, которое является по сути нарушением нейробиологических связей мозга, приводит сочетание многих факторов. Поговорим об основных биологических и социальных причинах данного явления.

Чаще всего проблемы задержки психического развития детей развиваются из-за:

  • Патологий течения беременности и развития заболеваний: краснухи, трепонемы, токсоплазмы, цитомегаловируса, листерии, герпесной инфекции, СПИДа. Нарушение функционирования плаценты, алкоголь, наркотики, курение, отравление ядовитыми веществами, тяжелыми металлами, радиационное воздействие также способствуют ЗПР.
  • Факторов перинатального периода: недоношенности, гипоксии, внутричерепных кровоизлияний, нарушения гомеостаза, менингита, травм головного мозга, энцефалита.
  • Тяжелых соматических патологий малыша: рахита, нейроинфекций, гриппа, эпилепсии.

У ЗПР могут быть и наследственные корни. Иногда этот диагноз фиксируется у представителей разных поколений в одной семье. Неизбежно ЗПР сопровождают такие генетические заболевания, как синдром Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге, Дауна.

Задержку в развитии вторичного типа могут вызвать нарушения функций зрения и слуха. Среди причин называют речевые дефекты, недостаток коммуникаций и сенсорной активности.

Отставание в умственном развитии и слабоумие развиваются вследствие аномалий в формировании головного мозга:

  • микроцефалии или недостаточного размера мозга;
  • гидранэнцефалии − полного или частичного отсутствия одного или обоих полушарий мозга;
  • лиссэнцефалии − недоразвития головного мозга;
  • понтоцеребеллярной гипоплазии − гипоплазия мозжечка.

Зачастую развитие ЗПР связано с нарушенным обменом веществ или выработкой ферментов (фенилкетонурией). Явление послеродовой умственной отсталости у деток бывает обусловлено распадом эритроцитов (красных кровяных телец) − гемолитическим заболеванием младенцев. Причиной может являться резус-конфликт матери и эмбриона, который провоцирует серьезные нарушения функций коры и нейронных узлов, находящихся под корой головного мозга.

К социальным факторам ЗПР относят гипер и гипоопеку, дефицит взаимодействия с людьми (такое случается с детьми-инвалидами), авторитарность (требование беспрекословного подчинения взрослым). Негативное влияние окружения приводит к ЗПР, когда зафиксированы физиологические нарушения в развитии ребенка.

Виды задержки психического развития у детей

Психологи, специализирующиеся на этом направлении, выделяют различные формы задержки психического развития детей. Например, существует этиопатогенетическая классификация К.С. Лебединской, определяющая следующие типы ЗПР.

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Возникает вследствие замедленного формирования ЦНС. Проявляется в виде гармонического психического и психофизического инфантилизма. Для психического характерно поведение ребенка, как если бы он был младше по возрасту, а психофизическое сопровождается нарушениями в эмоционально-волевой сфере и физическом развитии.

По антропометрическим данным и характеру поведения они отстают от сверстников: не могут контролировать эмоции, ведут себя слишком непосредственно, не могут концентрировать внимание. Больше хотят играть, чем учиться (даже будучи школьниками).

Может возникать после тяжелых и длительных соматических заболеваний малыша, которые, безусловно, негативно сказываются на созревании центральной нервной системы. Истории болезней детей, у которых наблюдается соматогенная ЗПР, часто содержат записи о бронхиальной астме, хронической диспепсии, сердечно-сосудистой и почечной недостаточности, пневмонии. Детство их проходит в закрытых отделениях больниц, где получение чувственного опыта ограничено.

Такие дети демонстрируют астенический синдром, плохую работоспособность, малый объем памяти, неважную концентрацию, гиперактивность или заторможенность в момент переутомления, отсутствие многих навыков, необходимых в жизни.

Возникает из-за неблагоприятных социальных условий, в которых находится ребёнок (безнадзорности, гиперопеки, жестокого обращения). Если внимания недостаточно, то развиваются признаки психической нестабильности, импульсивности, интеллектуального отставания. Чрезмерная опека приводит к безынициативности, эгоизму, неспособности проявлять волю, целеустремленность.

Возникает по причине нетяжелых органических поражений мозга и негативно отражаются на становлении отдельных психических сфер или фрагментарно проявляются в разных областях психики. Данный тип отличает недосформированность эмоционально-волевых характеристик и способности к обучению, которые проявляются, как отсутствие заинтересованности, безучастность, низкий уровень притязаний, сильная внушаемость, плохое воображение, наличие бесконтрольности в движениях.

Характеристика детей с ЗПР

Особенностью детей с задержкой психического развития является небольшое снижение интеллекта, но все же нарушения касаются всех интеллектуальных процессов: восприятия, памяти, мышления, концентрации и речи.

Для восприятия детей с ЗПР характерны замедленность, фрагментарность, неточность. Одни органы чувств могут анализировать объекты лучше, другие хуже, в связи с чем возникают проблемы с формированием целостных картин воспринимаемой реальности.

Как правило, труднее воспринимается информация на слух, поэтому при обучении детей с задержкой психического развития желательно сочетать словесную подачу материалов с наглядными учебными пособиями.

Ребенок с ЗПР не в состоянии долго удерживать внимание на одном предмете или теме, он легко отвлекается на посторонние вещи, движение и звуки. Концентрация неустойчива, поверхностна и кратковременна. От усталости, возникающей при необходимости сосредотачиваться на занятии, в поведении детей с задержкой психического развития проявляется синдром гиперактивности и потеря внимания.

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Если говорить о памяти, то у таких детей она обладает мозаичным эффектом запоминания информации, слабым уровнем избирательности, недостатком мышления в процессе воспроизведения изученного материала. У них лучше развивается наглядно-образная память, чем вербальная.

Наглядно-действенное мышление преобладает над образным, так как дети с ЗПР неточно воспринимают информацию. Еще больше трудностей они испытывают в сфере абстрактно-логического мышления, помощь взрослого здесь обязательна. Им трудно проводить анализ и синтез, сравнивать, оценивать, обобщать, строить цепочки событий, делать умозаключения, подводить итог.

Речевой статус

При задержке психического развития дети произносят многие звуки с искажением, нарушается слуховая дифференциация, словарный запас сильно ограничен. Имеются трудности с произвольным контролем за правильным составлением предложений, связностью речи, речевой инактивностью. ЗПР обычно сопровождают задержка речевого развития, полиморфная дислалия, нарушения письма (дисграфия и дислексия).

Сфера эмоций

Для личностной сферы детей с ЗПР характерны эмоциональная неустойчивость, быстрые переходы от грусти к смешливости, внушаемость, отсутствие инициативы, слабая воля, инфантильность. Ребенок может демонстрировать состояние аффекта, агрессию, желание конфликтовать, высокую обеспокоенность.

Таким детям трудно общаться, поэтому чаще они играют отдельно, отстраняются от других, не участвуют в общих играх. Кроме того, деятельность детей с задержкой психического развития однообразна и стереотипна, в игре отсутствует развернутый сюжет из-за слабого воображения. Также они часто нарушают правила в общих играх, выходят из игры. Мелкая моторика отличается неловкостью, недостаточной координацией. Склонности к тикам и гиперкинезам.

Необходимо отметить, что добиться компенсации и обратимости процесса задержки психического развития можно исключительно с помощью специальных программ обучения и воспитания.

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Осложнения ЗПР варьируются в зависимости от конкретной причины. У детей с синдромом Дауна количество сердечно-сосудистых осложнений больше, чем у других пациентов. Умственная отсталость в мягкой форме, позволяет человеку интегрироваться и работать нормально. Люди с более серьезной задержкой могут иметь плохую физическую работоспособность и нуждаются в заботе всю свою жизнь.

Восприятие

Восприятие, наблюдение объектов, событий, ситуаций дети с ЗПР выполняют в недостаточно дифференцированной форме. Им трудно разделить характеристики тех или иных объектов, а также проводить сравнения и осознавать отношения, существующие между объектами.

Качество памяти

Качество памяти значительно снижается из-за слабости мышления. Это мешает детям с отставанием в развитии отделять существенное от несущественного, т. е. связывать друг с другом изолированные элементы и использовать случайные и вспомогательные ассоциации.

Таким детям трудно учиться и запоминать, что затрудняет перенос извлеченных уроков в новые ситуации. По этой причине в организуемых мероприятиях должны учитываться средства обучения, способствующие повышению эффективности запоминания.

Речевые навыки

Речь детей с задержкой развития развивается с задержкой. Словарный запас невелик. Они недостаточно разбираются в значении слов, мало обобщают из-за сложностей в развитии языка, а также трудностей в функции, регулирующей мышление и критическое суждение.

Мышление

Мышление формируется в условиях неполного сенсорного восприятия, отсутствия развития языка, ограниченной практической деятельности. По этой причине психические функции развиваются медленно и обладают особыми характеристиками.

Эмоциональная сфера

Личностно-волевая сфера характеризуется своей незрелостью, вызвана недостаточным развитием познавательной деятельности, поэтому дети с ЗПР ограничены в выражении своих впечатлений, чувств и эмоций. Они могут либо интенсивно реагировать на незначительный мотив, либо слабо проявлять себя на серьезные жизненные события.

Неадекватные, поверхностные отношения чувств, характерные для детей с задержкой психического развития, как и неспособность подавить свои желания. Они переходят из одного настроения в другое, в некоторых случаях без мотивирующих причин. Им присущи элементы инфантилизма и импульсивности, а также трудности в запретах.

Детям с ЗПР трудно сосредоточиться на какой-либо деятельности, они проявляют беспокойство и слабо мотивированы. Когда с ними не обращаются должным образом, реагируют на разочарования в школе мятежным, агрессивным поведением или большой отстраненностью. Их развитие вне школы или на более поздней стадии во многом определяется тем, как они относятся к своей среде и к окружающим их людям.

Если ребенок с ЗПР находит понимание, сочувствие, помощь и уважение, тогда возможно полноценное развитие в пределах своих возможностей. Но когда больные дети становятся жертвами насмешек, отвержения, нетерпимости, это приводит к серьезным изменениям в поведении и различным декомпенсациям.

Диагностика задержки психического развития у детей

Комиссия делает выводы на основе:

  • сбора и изучения анамнеза, анализа условий проживания;
  • нейропсихологического тестирования;
  • диагностики речевых функций;
  • изучения медицинских документов;
  • беседы с ребенком, исследования состояния интеллекта и эмоционально-волевых характеристик.

Проведенная диагностика дает основания для вынесения членами ПМПК заключения о том, действительно ли у ребенка имеется задержка психического развития. В соответствии с выводами комиссии будет организовано обучение и воспитание ребенка с задержкой психического развития в специальном образовательном учреждении.

Выявление физиологических причин ЗПР берут на себя медицинские специалисты, в первую очередь, педиатр и детский невролог. Могут быть назначены инструментальные виды обследований, включающие ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенка. Детям, которых проверяют на наличие олигофрении и аутизма, проводят дифференциальную диагностику.

Задержка психического развития (ЗПР) – лечение в клинике «РебенОК» в Москве

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В медицинском центре работают опытные врачи, которые определяют причины задержки развития и принимают эффективные меры для их устранения. В работе принимают участие педиатры, детские неврологи, психологи, а также дефектологи и логопеды. Коррекция требует длительного периода и начинается с дошкольного возраста.

Пациентам с отставанием в психическом развитии в клинике «РебенОК» проводится коррекция речи на индивидуальных логопедических занятиях. Медицинская помощь включает медикаментозную терапию, которая назначается в соответствии с церебрально-органическими и соматическими нарушениями. Также назначается массаж, ЛФК и физиотерапия.

ЗПР это диагноз, который поддается лечению. Главное вовремя начать принимать меры. Записывайтесь в клинику «РебенОК» в Москве, где работают лучшие врачи и используются новые методики лечения, разработанные на основании международных протоколов.

Литература

1. Макарова О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Журнал «Концепт», 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspektnyy-analiz-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 02.09.2021)

2. Борисова П.В. Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Журнал «Концепт», 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-agressivnogo-povedeniya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.09.2021)

3. Макаров И.В., Емелина Д.А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии №1, 2018. URL: https://psychiatr.ru/files/magazines/2018_04_scp_1276.pdf

4. Филлипова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Медицинский журнал прикладных и фундаментальных исследований №10 (ч.2), 2015. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7480 (дата обращения: 02.09.2021)

5. Зотов А.Г. К вопросу лечения детей с задержкой психического развития // Регулярные выпуски «РМЖ», №20. URL: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/K_voprosu_lecheniya_detey_s_zaderghkoy_psihicheskogo_razvitiya/ (дата обращения: 02.09.2021)

Мы оперативно  реагируем на дополнения и изменения цен в прейскуранте. Во избежание недоразумений рекомендуется уточнять полный перечень услуг и их стоимость в регистратуре клиники или по телефону .Размещенный на сайте прайс-лист не является офертой. Медицинские услуги предоставляются на основании заключенного договора.

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Дифференциальный диагноз умственной отсталости должен выполняться персоналом, специализирующимся на использовании стандартизированных психометрических методов. В раннем детстве первые признаки ЗПР редко проявляются и могут быть четко выражены только через 4-5 лет.

На сегодняшний день диагностика умственной отсталости проводится путем сбора анамнеза (акушерские данные о течение беременности и информации о заболеваниях родственников), общей психологической и психометрической оценки пациента. Это дает возможность оценить соматическое состояние, установить наличие не только физических (визуально определенных) признаков умственной отсталости, определить уровень интеллектуального развития и соответствие их нормам, а также понаблюдать за психическим поведением и реакцией.

Для точного определения специфической формы ЗПР могут потребоваться:

·        общий, биохимический и серологический анализ крови;

·        кровь на сифилис и другие инфекции;

·        анализ мочи.

Генетическое тестирование проводится для выявления врожденных причин заболевания.

Инструментальная диагностика задержки развития включает:

·        энцефалограмму;

·        компьютерную томографию;

·        МРТ головного мозга.

Необходима дифференциальная диагностика. Несмотря на некоторые характерные физические дефекты, многие неврологические нарушения (парезы, судороги, трофические и рефлекторные расстройства, эпилептиформные судороги) наблюдаются при других нервно-психических патологиях.

Даже когда очевиден факт заторможенности и неадекватности, необходима тщательная профессиональная оценка умственных способностей детей, чтобы отличить легкую форму ЗПР от эмоционально-поведенческих (психиатрических) расстройств.

Коррекция задержки психического развития

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Лечение начинается со своевременного выявления проблемы. В зависимости от степени психической дисфункции ребенку будет предложено выполнять стандартное школьное задание, предназначенное для детей аналогичного возраста. Коррекция задержки психического развития проводится путем образовательного вмешательства, оптимизированного в зависимости от степени умственной отсталости. Дети должны быть интегрированы в социальную, образовательную и культурную жизнь с остальной частью населения.

Если причиной умственной отсталости является гипотиреоз, резус-конфликт, фенилкетонурия, возможно этиологическое лечение ЗПР с помощью гормональных препаратов, переливания крови ребенку, специальной диеты без белка. В большинстве случаев этиологического лечения не существует.

Пациентов с интеллектуальными нарушениями лечат симптоматической терапией. Назначаются препараты для снижения интенсивности психотических расстройств: нейролептики, а также медикаменты для стабилизации настроения (что помогает корректировать поведение).

Снижают уровень тревоги, прекращают кризисы и улучшают сон с помощью психоактивных веществ с транквилизаторами. Негативные последствия их применения выражаются в мышечной слабости, повышенной сонливости, нарушении координации движений и речи, снижении остроты зрения. Длительное употребление этих препаратов может поставить под угрозу внимание и память, вплоть до развития антероградной амнезии.

Одна из основных ролей в коррекции интеллектуальной недостаточности отдается когнитивно-поведенческой терапии, т. е. медико-коррекционной педагогике. Для воспитания детей с ЗПР в специализированных школах и школах-интернатах используются специально разработанные методы адаптации детей к обществу.

Реабилитация пациентов с ЗПР, особенно с генетически определенными формами психической патологии, заключается не столько в их лечении, сколько в обучении программам и прививании элементарных домашних и, по возможности, простейших социальных навыков. Эксперты утверждают, что умеренная умственная отсталость у детей может быть исправлена, и, несмотря на инвалидность, такие пациенты могут выполнять простую работу и заботиться о себе.

Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве

85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них 30% нуждаются в комплексной реабилитации. Обычные педагоги в детских садах чаще всего не готовы эффективно работать с такими детьми, и корпорация «Российский учебник» получает много запросов на тему инклюзивного воспитания. Наш постоянный эксперт Элеонора Кулешова представляет основные правила коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе дошкольного образования.

21 августа 2018

Правила обучения дошкольников с ОВЗ

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, согласно официальному определению, — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Именно на основе справки от комиссии ребенку присваивается статус ученика с ОВЗ. Когда родители предоставляют администрации документ о том, что их ребенок должен обучаться по адаптированной основной образовательной программе, организация не в праве отказать в обучении и создании специальных условий. При отсутствии документа, ребенок статус не получает, даже если нарушения очевидны.

Адаптированная основная образовательная программа — это основная образовательная программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию. На сайте
можно ознакомиться с примерными образовательными программами для инклюзивного дошкольного образования.

Справка ПМПК не только накладывает на администрацию новые обязательства, вроде обучения коррекционной работе с детьми с ОВЗ обычных воспитателей, но и открывает возможности для получения ресурсов, позволяющих организовать коррекционные занятия, осуществить применение индивидуальных программ в образовании — то есть сделать свой вклад в улучшение жизни и перспектив ребенка с проблемами здоровья. На основе справки ПМПК образовательная организация имеет право заказать у государства средства на необходимое техническое обеспечение и привлечение дополнительных специалистов.

Классификация детей с ОВЗ

  • Дети с нарушениями слуха.
  • Дети с нарушениями зрения.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • Дети со стойкими нарушениями интеллекта.
  • Дети со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.
  • Дети с нарушениями речи.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.
  • Дети со сложными нарушениями в развитии (сочетаются две и более из перечисленных групп).

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Как любить ребенка

Эта книга великого педагога и гуманиста Януша Корчака — подлинная энциклопедия воспитания человека, от грудного возраста до становления личности и самоуправления подростков. В ней — серьезность наблюдений ученого и мягкий лиризм художника слова. Текст Корчака напитан бесценными мыслями, яркими метафорами и четкими рекомендациями. В течение многих десятилетий эта книга служит вдохновляющим ориентиром для миллионов родителей.

Корректные термины появились недавно, и не все их можно встретить в тематической литературе. Однако нужно иметь в виду, что именно такое разделение сегодня актуально.

Любая из представленных групп неоднородна. Например, среди детей с нарушениями слуха есть те, кто не слышит вообще, и те, кто не может слышать без специальных приспособлений, операций. Степень сохранности — это всегда резерв для получения ребенком большего количества знаний. Поскольку дети даже в определенной группе разные — значит, и нарушения разные, и рекомендации по работе тоже. Под каждого ребенка со правкой ПМПК должна быть написана индивидуальная образовательная программа, даже если в коллективе имеются дети со схожими нарушениями.

Необходимо учитывать общие особенности детей с ОВЗ:

  • Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.
  • Проблемы с общей и мелкой моторикой.
  • Заторможенность в развитии речи.
  • Трудность в произвольной регулировке поведения. Некоммуникабельность.
  • Проблемы с познавательной деятельностью.
  • Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.
  • Низкая или слишком высокая самооценка.
  • Неуверенность в своих силах.
  • Полная или частичная зависимость от окружающих.

Среди специфических черт, наблюдаемых при всех недостатках развития, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей c такими недостатками. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями (ООП).

Особые образовательные потребности

Дошкольное образование детей с ОВЗ, помимо решения общих проблем, должно также включать и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включена образовательная деятельность по формированию устной речи. Обучение детей со специальными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии — это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Большая книга про вас и вашего ребенка

Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми. В ней мы собрали две книги в одной: «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно» — книги, которые могут избавить вас и вашего ребенка от тонн психологической макулатуры. Нередко, став взрослыми, мы забываем, что некогда и сами были детьми. В первой части книги, основываясь на научной теории привязанности, она легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость?» и «Как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?» Вы сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими «капризами», «избалованностью», «агрессией», «вредным характером». Во второй части книги Людмила расскажет о том, как научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Вы сможете понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивалс, не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

Задачи обучение детей с ООП:

  • Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.
  • Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.
  • Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.
  • Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

Один из частых вопросов по данной теме: как психологу общеобразовательного детского сада не перейти в процессе реализации новых правил к работе дефектолога? Необходимо различать сферы деятельности, когда речь заходит о вторичных нарушениях. Дефектолог работает с коррекцией познавательной сферы (например, когда при нарушении зрения страдает восприятие). Психолог же детского сада, при участии дефектолога, занимается коррекцией эмоционально-личностной сферы ребенка, которая тоже страдает при нарушении здоровья. Производить таким образом комплексный подход — это идеальный вариант. В любом случае образовательная организация на основе справки ПМПК может найти разные способы привлечения необходимых специалистов — например, не брать дефектолога в штат, а заказывать услугу по сопровождению детей с ОВЗ в центрах психологической коррекции.

Подробнее об инклюзивном образовании:

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Инфантильные психические особенности.

Инфантилизм
– первичное нарушение темпа созревания
поздно формирующихся мозговых систем
(лобных) в результате нарушения трофики.

В
первую очередь это замедление
развития эмоционально-волевой сферы и
личности:

-неспособность
к волевому усилию,

-неумение
планировать свою деятельность.

Физические и моторные особенности.

Дети с ЗПР
характеризуются:

-малым ростом и
весом,

-по
своим физическим особенностям напоминают
детей младшего возраста,

-Характерны
недостатки моторики, особенно мелкой,

-затруднения в
координации движений,

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Классификация интеллектуальных показателей человека основана на измерении IQ. В зависимости от объема отсутствующих когнитивных способностей различают три степени олигофрении, которые применяются независимо от этиологии заболевания:

·        Легкая степень (CIE 10-F70). Уровень интеллектуального развития (CI) колеблется от 50-69. Пациенты имеют минимальное сенсомоторное замедление. В дошкольном возрасте могут развивать коммуникативные навыки, приобретать некоторые знания, а в более позднем возрасте – и профессиональные навыки.

·        Средняя степень (F71-F72). Могут понимать чужую речь, а в возрасте 5-6 лет формулируют короткие фразы. Мышление ограниченно, примитивно. Требуется много усилий, чтобы  научить чтению, письму, арифметике и навыкам самообслуживания.

·        Тяжелая степень (F73). Мышление в этой форме почти полностью блокируется (IQ ниже 20), все действия ограничиваются рефлексами. Такие дети не могут учиться (за исключением некоторых разработок двигательных навыков), им требуется постоянный уход.

Этиопатогенетическая классификация ЗПР включает четыре типа заболевания. Для конституционального генеза характерно замедление созревания ЦНС, что сопровождается психофизическим и психическим инфантилизмом. Такой вид ЗПР, как соматогенный, обусловлен длительными и тяжелыми соматическими нарушениями детей в раннем возрасте (хроническая диспепсия, бронхиальная астма, сердечная или почечная недостаточность и пр.), что приводит к нарушению развития и созревания центральной нервной системы.

ЗПР психогенного генеза связана с неблагоприятными социальными условиями (жестокое обращение, безнадзорность). Из-за дефицита внимания формируется импульсивность и психическая неустойчивость. При повышенной заботе происходит воспитание в ребенке эгоцентризма и безынициативности.

Для ЗПР церебрально-органического генеза отмечается органическое поражение головного мозга. Данный тип заболевания встречается чаще всего. Нарушения затрагивают отдельные сферы психики или же проявляются в различных областях. Характеризуется несформированностью познавательной деятельности или эмоционально-волевой сферы.

Прогноз и профилактика

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Согласно статистике, четверть дефектов психического развития связана с хромосомными аномалиями, поэтому профилактика возможна только при не врожденных патологиях.

Основные профилактические мероприятия:

·        в плановый период подготовки к беременности необходимо пройти полное обследование на наличие инфекций, устранить все очаги воспаления и вылечить существующие хронические заболевания;

·        проверить состояние щитовидной железы и уровень гормонов;

·        некоторые виды умственной отсталости можно предотвратить с помощью генетического консультирования будущих родителей для выявления нарушений, потенциально опасных для нормального развития эмбриона и плода;

·        во время беременности женщины должны регулярно посещать своего врача, вовремя сдавать необходимые анализы и проходить УЗИ.

Важной профилактической мерой задержки темпов развития является раннее выявление определенных обменных процессов, приводящих к умственной отсталости. Если в течение первого месяца жизни обнаружить врожденный гипотиреоз, поражающий новорожденного, можно предотвратить развитие дисфункций. Если не выявить и до трехмесячного возраста не лечить проблему, то 20% детей с дефицитом гормонов щитовидной железы будут психически инвалидами.

Главным условием успешного лечения является раннее обнаружение ЗПР. Выявить степень психических нарушений помогает тестирование, в ходе которого ребенок должен справиться с обычным школьным заданием в соответствии со своим возрастом. Задержка психического развития корректируется с помощью изменения метода обучения, соответствующего уровню развития ребенка. Это важно для получения ребенком возможности быть включенным во все сферы жизни общества.

Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Если умственное отставание возникло вследствие гипотериоза, резус-конфликта, фенилкетонурии, то может предлагаться этиологический метод лечения ЗПР, когда используются гормональные препараты, переливание крови, специальная безбелковая диета. Но все же это достаточно редкие случаи.

При нарушениях интеллектуального развития прибегают к симптоматической терапии. Лечение предполагает снижение интенсивности психических отклонений с применением нейролептиков и лекарств, помогающих стабилизировать настроение ребенка. Это способствует коррекции поведения.

Кроме того, для снижения тревожности, уменьшения кризисных состояний, улучшения сна используются психоактивные вещества, имеющие в составе транквилизаторы. К сожалению эти вещества обладают негативными побочными эффектами (мышечная слабость, сонливость, нарушение координации движений и речи, снижение остроты зрения), что при длительном применении влияет на состояние памяти и внимания. Может развиться антероградная амнезия.

С корректировкой задержки психического развития эффективнее всего справляется когнитивно-поведенческая терапия или медико-коррекционная педагогика. Помощь детям с задержкой психического развития осуществляется в специальных школьных учреждениях и интернатах, где созданы условия, которые позволят детям адаптироваться к обычной жизни, интегрироваться в общество.

Следует уточнить, что реабилитационные мероприятия для детей с ЗПР, особенно генетически обусловленной, включают не столько лечебные процедуры, сколько обучение первостепенным бытовым и социальным навыкам, необходимым в обычной жизни. Опыт показывает, что дети с небольшими нарушениями интеллекта вполне обучаемы и по истечение определенного срока обучения могут многое делать по дому, становятся самостоятельными.

Небольшое отставание в умственном развитии детей можно преодолеть, если оно диагностировано на ранней стадии и организована коррекционная работа и психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития с целью прививания им умений и навыков, обучения тому, что обычные дети могут освоить в семье. Закончив специализированную школу, ребята способны получить рабочую профессию, поступить в колледж или институт.

Необходимо серьезно относиться к профилактике задержки психического развития детей, в связи с чем тщательно планировать беременность, избегать негативных влияний на плод, и возникновения факторов, провоцирующих инфекционные и соматические заболевания новорожденных, обеспечивать благоприятные условия для развития ребенка.

При обнаружении у малыша ЗПР следует без промедления пройти диагностическое исследование, чтобы своевременно организовать коррекционную работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *