Характеристика-представление на учителя русского языка и литературы

Все о профессии учитель русского языка и литературы

Правильная речь, владение языком, грамотное письмо – все это показатели высокого уровня образованности. Профессия учителя русского языка и литературы в настоящий момент стала еще более востребованной за счет введения обязательных экзаменов в школах и при поступлении в высшее учебное заведение. Полноценную подготовку учащимся сможет обеспечить только высококлассный специалист.

Характеристика профессии

Важность профессии учителя русского языка и литературы трудно переоценить. Это тот педагог, который формирует личность учащегося посредством языковой культуры и литературы русского народа. От его работы во многом зависят коммуникативные навыки учеников, а от преподавателя русского языка как иностранного – уровень владения речью, грамотность и четкость произношения.

Учитель русского языка и литературы решает следующие задачи.

  • Прежде всего, он создает среду для развития у учеников интереса и мотивации к изучению русского языка, через отечественную литературу прививает любовь к слову.
  • Во время научно-исследовательской работы с учащимися позволяет юному поколению анализировать литературные произведения и языковые явления, формируя у них ключевые знания по данным предметам.
  • Учитель русского языка и литературы выстраивает структуру уроков, соблюдая современные требования к практической стороне обучения. Важным моментом является соблюдение госстандартов преподавания.

Получив квалификацию учителя русского языка и литературы, специалист может утроиться на работу как в школу и вуз, так и в частное учреждение образования. Высокий уровень образованности позволяет устроиться в СМИ, быть пиарщиком, архивариусом, библиотекарем. Таких специалистов ждут в органах власти, ведь грамотные специалисты везде нужны.

Сегодня многие компании и предприятия содержат в своем штате учителя русского языка и литературы.

Но основная деятельность лежит все же в педагогической сфере, где лингвист испытывает большую нагрузку: для каждого урока нужен план, преподавание должно включать разные формы и приемы. Ему постоянно приходится освежать в своей памяти произведения, вести домашнюю подготовку к занятиям. А ведь в нагрузку ко всему этому педагогу часто дают и классное руководство.

Учитель родного языка

Профессия педагога очень благородна и играет чрезвычайно важную роль в жизни каждого человека. А значение учителя родного языка увеличивается вдвойне, ведь с его помощью у учеников формируется правильное восприятие, развивается мыслительный процесс, раскрываются творческие способности. От профессионализма педагога-лингвиста зависит, насколько учащиеся усвоят уроки грамотности, он должен убедить школьников в важности знания родного языка на высоком уровне.

Именно учитель родного языка в большей степени прививает любовь к родному краю через язык и литературу.

На современном этапе учителя русского языка и литературы отслеживают результативность своего труда не только по тому, насколько глубоко их ученики усвоили родной язык, но и по тому, как они сдали итоговую аттестацию в виде ЕГЭ и ОГЭ по предмету. Успешная сдача выпускных экзаменов – залог продолжения обучения в вузах.

К учителю родного языка требования высокие. Сегодня лингвистам приходится бороться с телевидением, интернетом, которые, по мнению многих, нарушают нормы литературного языка и снижают интеллектуальный и нравственный уровень молодых людей. Кроме того, многие современные школьники не имеют привычки читать литературу. В этих условиях роль педагога требует повышенной самоотдачи и постоянного саморазвития. Только в этом случае он сможет помочь своим ученикам правильно ориентироваться в потоке информации.

Преподаватель русского для иностранцев

Русский язык иностранцы воспринимают весьма сложно. Большинство из них из-за особенностей произношения и речевого аппарата при изучении не распознают, например, букву «ъ». Поэтому все слова с твердым знаком и без него они произносят одинаково.

Обучать иностранцев очень нелегко. Тут больше важны знания не столько русского языка, сколько методики преподавания. Именно от умения донести все тонкости языка зависит скорость его изучения иностранными гражданами.

Сложности возникают и с литературой. Произведения славянских авторов благозвучны и красивы в оригинале, но переводы не доносят совершенства слова.

От преподавателя-лингвиста, обучающего иностранца, зависит, насколько точно будет передан слог и весь национальный колорит русской речи.

Личные характеристики педагога

Без любви к детям не состоится ни один педагог. Чтобы стать наставником, недостаточно только осведомленности в предмете. Нужно еще иметь талант передать эти знания ученикам. А это с детьми проделать гораздо сложнее, чем с взрослыми. Многое зависит от личных качеств педагога, среди которых:

  • доброжелательность;
  • отзывчивость;
  • деликатность;
  • внимательность;
  • психологическая устойчивость;
  • терпение;
  • любовь к профессии и детям;
  • харизма.

Если вам назначили собеседование в школе, нужно обязательно рассказать обо всех этих качествах. Вашим козырем должно стать желание преподавать детям и мечта быть учителем. Вам нужно продемонстрировать, как вы умеете излагать школьную программу, насколько доходчиво и интересно это поучается. Профессию педагога не относят ни к женской, ни к мужской. Она одинаково подходит всем.

Как стать?

Многие дети обожают играть в школу. Ребятня подражает взрослым учителям, вызывая к доске и не подозревая, что потом для некоторых это станет делом всей жизни. Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут понять, на правильном ли вы пути.

Прежде чем пойти учиться в педагогический вуз или колледж, нужно серьезно подумать о готовности работать в школе.

Профессионализм учителя определяет не только специальное образование, но и проявление уважения к детям. Каждый ученик, получая знания, формируется как личность и учится жизни. Задача мудрого учителя – стать опорой, через доброжелательность заручиться доверием. Еще Антон Павлович Чехов писал о том, что дети – это святые и чистые создания, и их нельзя превращать в игрушку в зависимости от настроения.

Миллионы людей во всем мире ежедневно с неохотой идут к своему рабочему месту. Часто это происходит потому, что выбор профессии оказался неверным. Чтобы работа была в радость, в учителя нужно идти только по призванию, тогда удастся без проблем найти общий язык и с учениками. Уместно вспомнить слова Льва Николаевича Толстого, который был убежден в том, что если в педагоге есть любовь к делу и к детям, то он совершенный учитель.

Грамотность и знание предмета особенно актуальны для учителя русского зыка и литературы, который обязан соблюдать языковые нормы, грамотно писать и говорить.

Еще Конфуций в свое время призывал учиться так, словно постоянно есть нехватка знаний.

Получив филологическое образование в одном из вузов, важно уметь ориентироваться в современном поле информации, не упускать из вида новинки литературы, театра и кинематографа. Молодому специалисту еще многому придется научиться после вуза, уже работая в школе, ибо предстоят аттестации, после которых ему присвоят квалификационную категорию.

В общении с детьми нужен особый подход, ведь хороший педагог – это еще и психолог, готовый поддержать детей в трудноразрешимых ситуациях. Учитель ни в коем случае не поддерживает и не развивает конфликт, а лишь предотвращает его, повышая мотивацию учеников к получению знаний.

Надо признать, что не все педагоги могут увлечь своим предметом школьников. Не каждому ребенку так просто дается усвоение учебного материала, но с помощью творческого мышления учитель может превратить стандартное преподавание темы в увлекательное путешествие в страну знаний. Это особенно актуально для учителя языка и литературы.

Сократ учил в каждом человеке найти солнце и дать ему засветить.

Секретов того, как стать хорошим учителем, на самом деле гораздо больше, но без вышеописанных качеств даже не стоит пытаться поступать в педагогический вуз. И еще: нужно знать о том, что у педагога практически нет карьерного роста, директорами и завучами становятся единицы. Если вы готовы из года в год проверять тетради, решать задачи по совершенствованию методики ведения уроков, способны пробудить интерес и увлекать детей предметом, тогда вас ждут в школе.

на учителя русского языка и литературы

МКОУ «Кореневская средняя

общеобразовательная школа №1им. В.Крохина»

п.Коренево, Кореневского районаКурской области

Богдановой Валентины Васильевны

Богданова Валентина Васильевна работает в данной школе с 1989 года.

Общий педагогический стаж ее составляет 35 лет. Высокий уровень

культуры, глубина знания предмета, мастерское владение методикой

обучения и воспитания, демократизм общения с учащимися отличают

педагогическую деятельность Валентины Васильевны. Работает учительница

над проблемой «Воспитание нравственности на уроках русского языка и

литературы». Используя проблемнодиалогические и здоровьесберегающие

технологии, проектные методы обучения, научные знания о возрастных

особенностях и психологии детей, она системно организует свою

профессиональную деятельность, развивает у учащихся устойчивый интерес

к предмету, способствует формированию нравственных принципов и

положительной мотивацией к учению. Учитель на уроках умело использует

современные компьютерные технологии, новейшие прогрессивные

достижения науки, применяет авторские программы, альтернативные

Валентина Васильевна огромное значение придает реализации принципа

межпредметных связей. Она развивает у детей навыки и умения

практического применения знаний по русскому языку при усвоении других

дисциплин. На уроках литературы большое внимание уделяет анализу

содержания произведений, развивает интерес к чтению.

Результаты работы Богдановой Валентины Васильевны показали

эффективность ее системного подхода к профессиональной деятельности.

Наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся. При

100% успеваемости с 2014 по 2017 год качество знаний учащихся

повысилось по русскому языку с 50% до 55%, по литературе с 82% до 91%.

Мониторинг обученности учащихся показывает стабильно высокое качество

знаний по русскому языку и литературе. Дифференцированный подход к

обучению, использование новых образовательных технологий, огромный

профессиональный опыт педагога способствует получению хороших

результатов ЕГЭ: с 2011по 2014 год средний балл (по 100 балльной шкале)

повысился с 54,5 до 67,5. За годы работы Валентина Васильевна

подготовила 26 медалистов.

Неоднократно учащиеся Богдановой Валентины Васильевны становились

победителями и призерами школьных и районных предметных олимпиад:

место по литературе (2013, 2014,2015 г.), место по русскому языку

Ежегодно ученики Валентины Васильевны являются победителями конкурса

чтецов: в 2015 году место в областном конкурсе «Поклонимся великим

тем годам», в 2016 году место в районном конкурсе «Живая классика»

Богданова Валентина Васильевна делится своим накопленным опытом с

коллегами, выступает с докладами и сообщениями на заседаниях

педагогических советов и методического объединения учителей русского

Валентина Васильевна пользуется заслуженным авторитетом среди коллег,

учащихся и родителей. Её отмечает высокий профессионализм и интеллект,

скромность, принципиальность, отзывчивость и общительность. За

достигнутые успехи в учебновоспитательном процессе Богданова Валентина

Васильевна награждалась почетной грамотой районной администрации, а

также имеет нагрудный знак «Почётный работник общего образования».

Директор МКОУ «Кореневская средняя

общеобразовательная школа №1им. В.Крохина» Подлесных Т.Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *