Характеристика традиционного и развивающего обучения. Особенности урока в традиционной или развивающей форме

урок
формирования новых знаний:

Структура
урока сочетает этапы: организационный,
постановки цели, актуализации знаний,
введения знаний, обобщения первичного
закрепления и систематизации знаний,
подведения итогов обучения, определения
домашнего задания и инструктажа по его
выполнению.

Цель
урока формирования знаний – организация
работы по усвоению ими понятий, научных
фактов, предусмотренных учебной
программой.

Задачи:
образовательные: познакомить; дать
представление; научить чтению и анализу
карт, схем; активизировать познавательную
активность; раскрыть типичные черты
и.т.д.

воспитательные:
воспитание чувства любви к Родине;
гордости за свой край; формирование
экологической культуры; эстетическое
воспитание и т.д.

развивающие:
продолжить развитие умения анализировать,
сопоставлять, сравнивать,

урок
обучения умениям и навыкам

Структура
урока включает этапы: организационный,
постановки цели, проверки домашнего
задания и актуализации знаний, выполнение
задач стандартного типа, затем
реконструктивно-вариативного типа,
творческого типа, контроля сформированности
умений и навыков, определения домашнего
задания.

Цель
данного типа урока – выработать у учащихся
определенные умения и навыки,
предусмотренные учебной программой.

Задачи:
образовательные: познакомить; дать
представление; выработать умение;
научить владению приемами: углубить
знание о:

воспитательные:
показать роль:; вовлечь в активную
практическую деятельность; развивающие:
научить работать с дополнительной
литературой и другими источниками
информации;

Урок
обобщения и систематизации:

Цель
данного типа урока – применение знаний
на практике.

Задачи:
образовательные: научить применять
полученные знания на практике; оперировать
имеющимся потенциалом в конкретной
ситуации; закрепить умения и навыки
работы с :; научить отстаивать свою точку
зрения; закрепить умения вычленять
проблемы.

воспитательные:
вовлечь в активную деятельность;
формировать культуру, в том числе и
экологическую, формировать гуманные
качества личности учащихся; совершенствовать
навыки общения.

развивающие:
совершенствовать умения работы с
источниками знаний; совершенствовать
навыки анализа, обобщения и т.п.; умения
выступать и защищать свою точку зрения;
развивать творческие способности;
развивать коммуникативные навыки работы
в группах; развивать познавательный
интерес к окружающей жизни.

урок
контроля и проверки знаний и умений

Цель
урока контроля знаний и умений –
осуществить контроль обучения, продолжить
систематизацию знаний, выявить уровень
усвоения материала, сформированности
умений и навыков.

Задачи:
образовательные: выявить качество и
уровень овладения знаниями и умениями,
полученными на уроках темы:, обобщить
материал, как систему знаний, проверить
способность к творческому мышлению и
самостоятельной деятельности, закрепить
умение работать с тестовыми заданиями.

воспитательные:
способствовать формированию ответственного
отношения к учению, готовности и
мобилизации усилий на безошибочное
выполнение заданий, проявить наибольшую
активность в их выполнении; воспитать
культуру учебного труда, навыков
самообразования, экономного расходования
времени.

развивающие:
развить логическое мышление, память,
способность к анализу и синтезу;
формировать навыки самоконтроля, навыки
работы в коллективе (при использовании
коллективной работы).

Комбинированный
урок строится на совокупности логически
не обусловленных звеньев учебного
процесса. В этом его особенность. На
этом уроке могут сочетаться контроль,
формирование знаний, закрепление и
совершенствование знаний, формирование
умений и навыков, подведение результатов
обучения, определение домашнего задания.

Комбинированные
уроки сложно проводить в интегрированной
форме, да и не нужно, т.к., как правило,
на комбинированном уроке предусмотрен
небольшой объем нового материала, много
времени отводится на повторение,
контроль. Интегрированное обучение
подразумевает все-таки достаточно
большой информационный блок на уроке
или самостоятельную работу по решению
какой-либо интегральной проблемы.

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса – учитель и ученик. Каким будет его урок – решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для форм ирования ее нравственных основ.

Какие требования к современному уроку сегодня? Как строить урок, чтобы он был эффективным и работал на качество образования? Как, обучая всех, обучить каждого? Все мы задаем эти вопросы ежедневно, готовясь к уроку.

Основными задачами современного образования является не просто вооружение ученика фиксированным набором знаний, а сформированность у него умения и желания учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации.

Особое место в образовательном процессе занимает система УУД учащихся:

  • коммуникативные
  • познавательные
  • личностные
  • регулятивны

Современный урок определяет следующие образовательные идеи:

1. Идея субъектности. На уроке происходит общение равноправных партнеров, субъектов личностей. Партнерство предполагает наличие диалога. Поэтому главным компонентом современного урока становится диалоговое взаимодействие субъектов педагогического процесса, позволяющее организовать работу на уроке как сотрудничество.

2. Идея мотивации обучения. Что здесь приходит на помощь:

Центры обучения письму. Разместите в классе туристическое бюро, приемную Айболита, космическую станцию, рабочий кабинет и т.п. Подготовьте настоящие бланки, формы, конверты и т.п., чтобы дети могли писать во время ролевой игры. Дети показывают понимание целей письма, прибегая к письменным формам коммуникации в ходе ролевой игры.

Изучаем площадь и периметр. Учащимся предлагают реальные предметы и ситуации, в которых они должны сравнить площади и периметры предметов. Учащиеся выбирают предметы из своего непосредственного окружения, чтобы измерить с их помощью площади.

  • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
  • положительная обратная связь;
  • возможность действовать самостоятельно.

3. Активизация обучения. Перевод ученика из позиции обучаемого в позицию обучающегося – самое сложное в деятельности педагога. Позиционирование ученика на уроке связано с инициативной активностью. Такая активность возникает в условиях выбора. Необходимо увеличить ситуацию выбора на уроке, преднамеренно создавать условия для свободных, самостоятельных и инициативных действий. Какие же приёмы произвольной, внутренней активизации используются на современном уроке? (так называемые смыслообразующие стимулы): творческие задания; связь с личным опытом; индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно; поиск, исследование; самоконтроль; самоанализ; рефлексивные вопросы; обращение к личности учащегося; проблемы, предложенные учащимися; запуск поисковой, творческой активности; задачи с недостаточной информацией.

4. Индивидуально-личностный подход. Он осуществляется:

  • через дифференциацию обучения, когда учебный материал дифференцируется по степени сложности и в соответствии с диагностическими данными об учениках;
  • через выстраивание собственного образовательного пути для каждого ученика применительно к каждой предметной области.

5. Рефлексивное осмысление результатов урока.

  • осознание способов деятельности;
  • время размышлений, когда полученная информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется.

Характеристика современного урока

В свете новых стандартов выдвигаются определённые требования к современному уроку:

  • Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
  • Учитель выступает в роли организатора, а не информатора
  • Обязательная рефлексия учащихся на уроке
  • Высокая степень речевой активности учащихся
  • Использование современных образовательных технологий: технология проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации,технологии индивидуализации обучения,технология коллективного взаимообучения,технология проектного обучения,исследовательская технология,личностно-ориентированные технологии, портфолио и др.

А также предъявляются требования к заданиям на уроке: Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета

Основные типы уроков

  • Урок усвоения новых знаний – это комбинированный урок, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  • Урок комплексного применения знаний и умений(урок закрепления) – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  • Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Кроме всего выше сказанного, в стандартах второго поколения, в отличии от прежнего, учитель при подготовке к урокам составляет технологическую карту урока, а не конспект.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Можно ознакомиться с примерной структурой технологической карты.

Технологическая карта включает в себя несколько разделов: этап, деятельность
учителя, деятельность учащихся, УУД.

I этап. Организационный момент. Мотиваци деятельности. Цель – повышение мотивационной деятельности учащихся. На этом этапе формируются коммуникативные, универсальные, учебные действия (умение слушать учителя, положительный настрой на урок, побуждение к знаниям)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) – этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:

Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы.

Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного.

На этом этапе идёт формирование таких УУД, как регулятивные (учащиеся самостоятельно определяют последовательность выполнения действий и выполняют учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено), коммуникативные и познавательные (сотрудничество учащихся друг с другом, при решении задач).

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала). После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока. Знакомство с новыми терминами, правилами. Формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач). На этом этапе учащиеся применяют полученные знания и умения на практике. Ребята высказывают свои мнения, исправляют ошибки. Закрепляют полученные знания. Формирование таких УУД, как регулятивные, коммуникативные, познавательные.

V этап. Рефлексия. Итог урока.

На этом этапе урока закрепляем содержание учебного материала через приёмы рефлексии. Учащимся предлагается проанализировать свою работу во время всего урока. Формирование регулятивных УУД.

  • Таким образом, можно сделать вывод, что современный урок – это:
  • урок с использованием техники (компьютер, документ-камера, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Современный урок – это современный учитель.

Отличных Вам уроков!

Современный урок и его особенности

Евстрапова Ольга Геннадьевна,
учитель физики ГБОУ СОШ № 585
Кировского района Санкт-Петербурга

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Л.Г. Петерсон выделяет четыре типа современного урока в зависимости от их целей:
1. Уроки «открытия» нового знания; 
2. Уроки рефлексии; 
3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности); 
4. Уроки развивающего контроля.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС


Тип урока по ФГОС
Виды уроков

1.
Урок открытия нового знания
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.
Урок рефлексии
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.
Урок общеметодологической направленности
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.
Урок развивающего контроля
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Цели и задачи урока:
на языке предметных, метапредметных и личностных результатов из Основной образовательной программы:

  • Формулировка цели учителем (присвоение целей учащимися) или активное самостоятельное целеполагание и фиксация цели урока. Использование приемов мотивации.
  • Цели обладают свойствами диагностичности и операционности.
  • мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап. Учитель создает учебную или образовательную ситуацию, осуществляет постановку учебной задачи. Ученик демонстрирует понимание учебной задачи, осуществляет целеполагание
  • операционно-деятельностный этап урока.Общим выступает то, чтоучитель создает условия для решения учеником учебной задачи, организует процесс познания, коммуникации, обнаруживает затруднения, осуществляет помощь и поддержку различными средствами. Ученик демонстрирует решение учебной задачи, развитие способов понимания и коммуникации как способов познания
  • оценочный этап урока, на котором учитель развивает умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания, а ученик демонстрирует умения оценивания результатов учебно-познавательной деятельности
  • рефлексивный этап урока, как организация процедуры рефлексии

Итак,  для подготовки современного урока необходимы:

  • Профессиональная и методическая подготовка учителя
  • Целеполагание и мотивация учения
  • Системно-деятельностный подход
  • Современные средства обучения
  • Выбор оптимальных средств обучения
  • Создание условий для саморазвития
  • Анализ каждого учебного занятия
  • Рефлексия и обратная связь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *