Художественный текст на уроках русского языка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Магнитогорска

455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,

«Художественный текст как пространство на уроке русского языка»

Подготовила: Макарова Елена Владиславовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №6 г. Магнитогорска

Любая сфера социокультурной реальности пространственно

организована и выступает в виде структурированного пространстватекста,

имеющего определенный символический код , с.305). Урок русского языка

представляется таким «пространствомтекстом», несущим на себе функцию

организации обучения, воспитания и развития учащегося, где можно

говорить о «специфической коммуникативной стратегии обучения и обмена

знаниями» (, с. 99). Отметим, что в центре учебного процесса находится

языковая личность учащегося, поэтому именно от характеристик этой

личности напрямую будут зависеть параметры учебного процесса. Значит

человек может не только находиться в пространстве, но и создавать его. Как

же учителю организовать работу на уроке, чтобы созданное им пространство

не только организовывало участников образовательного процесса, но и

реализовывало стратегию обучения, воспитания, развития? Как учителю

провести урок, чтобы учащийся не просто погрузился в пространство

созданное учителем, но и создал собственное? Ведь сегодня общество

требует не «созерцателей», а «активных деятелей». Иными словами, как

организовать урок, на котором всё услышанное и увиденное станет толчком к

созданию собственного, авторского? Ответ очевиден: пространство урока

должно быть организовано на материале художественного текста.

Данный подход опирается на то, что носитель языка, языковая

личность не только «прочитывает» пространство, но и создает его.

«Прочитывая» пространство урока, учащийся создаёт своё собственное. Как

же современных школьников погрузить в пространство урока? Справедливо

замечание Лотмана Ю.М.: «Мы погружены в пространство языка. Мы даже в

самых основных условных абстракциях не можем вырваться из этого

пространства, которое нас просто обволакивает, но частью которого мы

являемся и которое одновременно является нашей частью» (, с. 101). Можно

предположить, что задача педагога на уроке – не просто проверить

эффективность технологии проведения урока, а создать некое пространство,

в котором учащийся сможет гармонично реализовать себя как языковая

личность, личность творческая. Такое пространство уникально. И его

невозможно воссоздать повторно, так как коммуникативный акт, состоящий

из ситуации и дискурса, включает в себя и фрагмент действительности, и

лингвистические, и экстралингвистические составляющие коммуникантов.

Урок русского языка может проходить в форме учебного дискурса, который

рождается в процессе сотворчества, деятельности индивидов и может

рассматриваться как «результат коммуникации, возникший в процессе

изучения учебной темы (тем), выражаемый в продуктах коммуникации:

текстах, высказываниях, оценках, вопросах, дискуссиях и т.д.» (7, с. 34)

Художественный текст на уроках русского языка

Таким образом, тема становится как бы пусковым устройством. Отсюда

следует, что учебный дискурс – результат развития определенной учебной

Появление на уроке русского языка речетворческой темы как

сопутствующей основной позволит «протянуть» в учебном процессе ту нить,

которая свяжет воедино формирование учебных и речевых умений.

Художественный текст здесь должен стать той точкой пересечения, в

которой реализуют себя и учебная тема, и тема речетворческая, так как

только работа с художественным словом позволит учащемуся воспринимать

языковую единицу во всём многообразии её значений. Как указывает

Г.М. Первова, при подготовке к уроку учитель должен читать текст как

учёный (литературовед), учитель (методист) и ученик (технология

трёхуровневого восприятия текста) (5, с 27). Такое прочтение позволит

учителю сопоставить своё восприятие с детским, определить, какие

сложности могут возникнуть у учащихся при чтении произведения, понять,

как можно преодолеть эти трудностиА в 11 классе на итоговом сочинении

учащийся должен понимать, какие произведения раскрывают концепт,

положенный в основу того или иного направления. Если у ученика небогатый

жизненный опыт, скудные знания о культурном содержании слова,

ассоциации, рождаемые словом, будут очень бедны. А значит, тема

сочинения может оказаться непонятной для учащегося. Разве не стоит

обучать именно в рамках пространства, созданного на уроке, уже с 5 класса

а, может, и в начальной школе

Представим, как может выглядеть соотношение учебной

речетворческой темы на уроке, а также подборка художественного текста:

Я о ней много думал. Особенно в детстве. Хорошо быть храбрым: все уважают, а

другие и боятся. А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда

ноги сами тянут бежать, а то от трепету до того слабнут, что коленки трясутся, и,

кажется, лучше б лег и живым в землю закопался. И я не столько боялся самой

опасности, сколько самого страха, изза которого столько подлостей на свете делается.

Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано изза трусости:

Художественный текст на уроках русского языка

И я знал, что пофранцузски “трус” и “подлец” одно слово “ляш”. И верно, думал

я: трусость приводит к подлости.

Б. Житков. «Храбрость».

Причастный и

Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел

и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лед трескался, ломался на

отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую,

большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то

поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе

глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум,

похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших

ушей. Полюбовавшись несколько времени этим величественным и страшным зрелищем,

я воротился к матери и долго, с жаром рассказывал ей все, что видел.

Аксаков. «Детские годы..»

Задача педагога – привлечь внимание учеников к изучению языка.

Творческая самореализация языковой личности на уроке русского языка

неизбежно приведет к усвоению изучаемого материала. Таким образом,

обобщая все сказанное, можно отметить, что создание речетворческого

пространства на уроке – сложное, но методически оправданное действие

педагога. Работа над словамиконцептами формирует навыки работы

учащихся со словарями, справочной, художественной литературой. Изучение

и усвоение концептов в рамках изучения речетворческой темы раскрывает

перед учащимися богатство лексики, ее красоту, формирует мировоззрение

Богатство пространства зависит во многом от участников коммуникации,

поэтому учитель должен создать такую атмосферу, где каждый почувствовал

бы себя языковой личностью, личностью, способной творить. Конечно, не

каждый урок требует от учащегося создания собственного текста, но запуск

речемыслительной деятельности, активизация речетворчества, отклик на

волнующую тему – это всё то, что так необходимо современному школьнику.

Художественный текст на уроках русского языка

1. Аксаков С. Т. «Детские годы багрова внука». Режим доступа

htm, 14.01.2019 г.

2. Житков Б. «Храбрость». Режим доступа:

boris-zhitkov/khrabrost-chitat.html, 14.01.2019 г.

3. Культурология. Энциклопедия в 2- х томах. М.: РОССПЭН, 2007. –

Т. 2. –1184 с.

4 Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2001

5Первова Г.М. Подготовка к уроку чтения // Начальная школа. 1994.

№10. С. 26 –

6Силантьев, И. В. Текст в системе дискурсивных взаимодействий

С. 98– Режим доступа:

7Сергеев, С.Ф. Тема и дискурс в педагогическом процессе / С. Ф.

Сергеев // Школьные технологии. –– № 4. – С. 33

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *