Юнармейское движение в школе. Наставничество

В школе развивается юнармейское движение, которое помогает обучающимся получить ценностную ориентацию, сформировать нравственную позицию, раскрыть духовный потенциал личности, его деятельность направлена на воспитание в юнармейцах доброты, сочувствия, совестливости, честности, верности, достоинства, любови к Родине, культуре.

Большое внимание уделяется экологическому сознанию подростков, уважительному отношению к семье, природе родного края. В рядах юнармейцев всего 88 учащихся, действует отряд юнармейцев «Патриот», члены которого принимают активное участие в различных конкурсах, форумах, слетах. В мае дети успешно защитили свой проект по защите и благоустройству памятника, заняв призовое место в региональном этапе конкурса, в начале сентября приняли участие в региональных сборах юнармейцев, а с 18.09-20.09.2022г.приняли участие во Всероссийском слете «Пост №1», который состоялся в г. Волгоград.

Юнармейцы Джиргалов Бембя, Грибенькова Арина, Ерднеев Евгений, Сидоров Герман, Шестопалова Маргарита под руководством своих наставников Караваевой З.П., директора школы, Татькова В.В., руководителя кружка «Патриот», Цыбаневой Е.В., учителя музыки, выступили достойно и получили бесценный опыт, приобрели большое количество друзей, в слете участвовали 72 команды из городов и сел нашей огромной страны, получили огромное удовольствие от культурной программы, составленной организаторами слета.

«Роль ЮНАРМИИ в патриотическом воспитании»

МАУДО
«Дом детства и юношества»

Аннотация: в статье
рассматриваются основные положения и перспективы военно-патриотического
воспитания молодежи на примере общественного движения ЮНАРМИЯ

юнармейское
движение, военно-патриотическое воспитание, молодёжь, патриотический проект,
мотивация

Главной
задачей любого государства всегда являлось патриотическое воспитание населения
в целях формирования у него чувства любви к своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга, выполнению конституциональных обязанностей по
защите интересов России. Патриотизм прививается человеку с раннего детства и
поддерживается в ходе всей его жизни.

Для
гармоничного развития личности, а так же формированию нравственных ценностей и
ориентиров у ребенка в  2015г. по инициативе Министра
обороны Российской Федерации Сергея Шойгу Президент Российской Федерации В. В.
Путин подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организации «Российское движение школьников», которое и стало
прообразом «Юнармии». Создавая «Юнармию», Сергей Шойгу особо отметил, что целью
создания новой организации является воспитание поколения патриотов, ведущих
здоровый образ жизни и способных в случае необходимости встать на защиту своей
родины с оружием в руках. Вступление в «Юнармию» и получение берета «Юнармейца»
в настоящее время является целью многих российских школьников.

Основной задачей
общественного движения «Юнармия» – воспитание подрастающего поколения в
военно-патриотических традициях. Задача решается через обучение ряду военных и
спортивных дисциплин, изучение истории родной страны, школьники знакомятся  с  армейскими профессиями,

Однако возможности
движения не ограничиваются только военным и патриотическим аспектами.
Правильная организация и грамотный системный подход к деятельности Юнармии
должны помочь образовательной организации в развитии  личностых и
метапредметных компетенций обучающихся. Соединение принципов коллективной
деятельности и индивидуальных образовательных (воспитательных) траекторий дают
перспективы развития гармоничной, всесторонне развитой личности, умеющей
работать сообща, знающей, какие качества, компетенции и навыки необходимо
развивать. Юнармия – это, по сути, еще одна среда для прохождения успешной
социализации личности, гармонизации ее развития (как индивидуального, так и в
коллективе), самосовершенствования и самореализации, раскрытия внутреннего
потенциала, проявления гражданской активности, воспитания дисциплины и этикета
поведения.  

 1. Юнармия может стать
эффективным средством формирования команды, способной решать любые задачи, как
детского коллектива, так и коллектива организации. Очевидны и возможности
организации с помощью движения системы самоуправления образовательной
организацией.

2. В  свободное от учебы
время юнармейцы могут  вести работу по сохранению мемориалов, обелисков, нести
вахты памяти у Вечного огня, заниматься волонтерской деятельностью, принимать
участие в крупных культурных и спортивных мероприятиях, смогут получить как
дополнительное образование, так и навыки оказания первой помощи.

3.Огромное значение в
военно-патриотической деятельности подростков играют военно-спортивные лагеря,
где у старших подростков не только формируются патриотические убеждения, но и
осуществляется тренировка навыков военно-патриотического поведения.

  Одна из форм
военно-спортивная игра на местности.  Она является исторически сложившимся
средством патриотического воспитания детей. Военно-спортивной игре присущи:
познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активность
действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем
военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним
следует, прежде всего, отнести:

наличие
элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых
действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников,
стремятся быть достойными героев;

ярко
выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре: решение
тактических задач, передвижения отрядов в четком строю, метания, переползания,
маскировка, ориентирование на местности по различным признакам, решение задач
на определение расстояний разнообразными способами и других упражнений, ведение
разведки, наступление на противника, ведение оборонительного боя, совершение
скрытых и быстрых передвижений и маневров на местности, преодоление
разнообразных естественных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно
возникают на пути к достижению цели и т. п.;

возможность
широко применять в процессе игр компасы, бинокли, топографические карты, схемы,
разнообразные средства сигнализации, макеты оружия (орудий, ракет, пулеметов,
автоматов, пистолетов и др.), учебное оружие, противогазы, имитационные
средства (холостые патроны, взрывпакеты, дымовые шашки и гранаты, сигнальные
ракеты и др.);

в
военно-спортивной игре деятельностью коллектива или отдельных ребят руководит
командир, он отдает приказы подчиненным, ставит перед ними задачи, планирует и
организует их выполнение. Сильное влияние оказывает приказ как общеобязательное
требование, которое беспрекословно должен выполнять каждый участник игры;

важной
особенностью военно-спортивной игры на местности является и то, что достижение
целей в ней протекает в специфических условиях, в упрощенном виде отражающих
характер военных занятий и боевых действий. Выполняя свои обязанности в игре,
школьник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий,
сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать
свое поведение;

разнообразные
упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании,
наблюдательности, следопытстве и ориентировании, первой помощи, навыках
походной жизни, строевых упражнениях и пр.), являются по духу спортивными,
поводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят.

Так,
например, с целью агитации и пропаганды военно патриотического воспитания
подростков, здорового образа жизни, и подготовки допризывной молодежи, на
протяжении нескольких лет проводится военно-спортивная игра «Юнармейский
рубеж».

Организация и проведение игры осуществляется благодаря
социальному партнерству с Управлением образования и Молодежной политики ЗГО,
отделом МВД России по ЗГО и конечно Военному комиссариату Челябинской области
по г. Златоуст и Кусинскому району.

В этом году областная спортивная военизированная игра смогла
объединить более 150 юнармейцев Челябинской области.

 Организационный
комитет во главе с начальником городского штаба Юнармии преподавателем школы
№36 Александром Филатовым вместе с добровольцами и единомышленниками качественно
подготовили этапы для младшей и старшей категории команд, обеспечили работу
судейской бригады и объективную оценку готовности участников. В
торжественном открытии турнира приняли участие три учредителя регионального
отделения Юнармии. Ребятам и их наставникам пожелали успехов в честном
соперничестве Герой России Сергей Зяблов, председатель Совета шефов воинских
частей, советник руководителя регионального Центра “Авангард” Игорь
Михайлов и начальник штаба Юнармии по Челябинской области Алексей Зязев. О
важности подготовки к защите Отечества и своих близких напомнил военный
комиссар Златоуста полковник Владимир Казимерчук.

Соревнования
включали оценку меткости в стрельбе из пневматической винтовки и пистолета,
разборки и сборки автомата Калашникова, навыков действий для защиты в случае
заражения территории и работы с дозиметрическим прибором, знания
топографической карты. Большое число ребят уже сейчас интересуются службой в
МЧС и они смогли проверить себя на этапе конкурса действий пожарных, закрепить
практику оказания первой медицинской помощи на этапе “Санитарный
пост”. Командный дух проявлялся в действиях участников на туристическом
этапе с различными видами переправ. Игровой характер напряженных состязаний
проявился на этапе работы с миноискателем, когда обнаруживали “сладкую
мину”.

Команды из
Златоуста и Каслей, Верхнего Уфалея и Усть-Катава, областного центра
дополнительного образования и Челябинска проявили недюженные усилия для
достижения победы. 

Все вышесказанное
позволяет сделать вывод о том, что военнопатриотическое воспитание сложный и
многогранный процесс, в котором чаще всего формы и методы переплетаются, а
иногда субъекты выступают в роли средств воспитания.

Специфика
военно-патриотической деятельности многоаспектна:

материальный
аспект – создается на основе имеющихся возможностей и на достижение конкретной
цели, а так же направляются все возможные ресурсы на элементы воспитательного
процесса и на реализацию заложенной мной изначально центральной линии «цель-средства-результат».

В
плане моей работы для улучшения материального аспекта прорабатываются возможные
условия социального партнерства обеспечение которого возможно в ходе
специального организованного переговорного процесса.

Еще
одним немало важным аспектом является работа над созданием уголков боевой
славы. Так, например, в планах моего объединения создание уголка боевой и
трудовой славы «Богатырская застава» 

Духовный
аспект – освоение и созидание духовных ценностей – любви к Родине, жизни,
гуманистических общечеловеческих и социальных принципов, выработка норм
гражданского и воинского поведения, отношения к военной истории, ее конкретным
носителям – ветеранам войны, к современным Вооруженным силам России и т.д. Наиболее
важным компонентом духовной сферы военно-патриотического воспитания является
социально-коммуникативный аспект.

Для реализации данного
аспекта юнармейцами  моего объединения запланированы такие мероприятия как:

Участие
во Всемирном Дне призывника;

Участие 
юнармейцев в «Уроках мужествах» совместно со Златоустовской организацией «Союза
ветарнов Афганистана, Чечни и локальных конфликтов»

Российский патриотизм и
интернационализм невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Сегодня
сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы,
на основании которой следует вести целенаправленную работу по формированию у
старших подростков любви и преданности Родине, чувства уважения к ратному
труду, воинской службе, к героическим традициям российского народа и его
Вооруженных Сил.

Такая выстроенная система
позволяет целенаправленно организовывать деятельность в образовательной
организации по военно-патриотическому воспитанию старших подростков и
способствует решению поставленных задач.

В заключение хочу отметить,
что детско-юношеское движение можно считать еще одним шагом к укреплению
патриотического сознания населения и готовности защищать интересы личности,
общества и нашего государства.

Военно-патриотическое
движение «Юнармия» – организация, безусловно, полезная, которая способна
научить детей самостоятельности, дисциплине и организованности.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

«Юнармейское движение в школе. Наставничество.»

Берендеева Олеся Григорьевна,

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ №91»

Жилина Инесса Александровна,

преподаватель кафедры АиДО

В Российской Федерации действует Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Предложил   воссоздать эту организацию       Министр обороны РФ генерал армии Сергею Шойгу.

6 октября 2016 года в г. Юрга Кемеровской области прошёл первый РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЛЕТ юнармейцев. Новокузнецкий городской округ представлял Военно – спортивный центр «Патриот».

Цель движения — возрождение старых добрых традиций детских и молодежных организаций.

Движение Юнармия берет на себя подготовку молодежи в духе патриотизма, идеалов дружбы, интернационализма.

В октябре 2017 года на базе МБОУ «СОШ№91» был создан отряд юнармейцев, первыми членами его стали учащиеся 7а класса.

Данное направление в настоящий момент очень популярно среди молодежи, причем половой и возрастной состав не имеет значение. Поначалу наш отряд насчитывал 5 девочек и 5 мальчиков, и те и другие отлично справлялись с любыми поручениями и делами, ни в чем, не уступая друг другу. Будь это спортивное ориентирование или стрельба из пневматической винтовки, оказание первой медицинской помощи или одевание противогаза, ребята одинаково успешно справляются с поставленными задачами, и самое главное делают это с огромным удовольствием. В настоящее время численность отряда выросла до 31 человека.

Одним из важных направлений в деятельности юнармейского отряда школы № 91 является – наставническая деятельность.

Роль наставничества в процессе формирования личности юнармейца очень велика. В МБОУ «СОШ№91» проводится эта интересная, а самое главное нужная работа. Прежде чем приступить к практическим примерам, необходимо остановится на определении понятий «наставничество» и «наставник».

Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности. Это общепринятые определения, касающиеся процесса целенаправленного формирования личности и профессиональной подготовки молодежи.

Наставник – это, прежде всего воспитатель, учитель.

Создание положительной мотивации у школьников для вступления и активной деятельности в рядах юнармейского движения, включая наставническую направленность.

1.Создать условия для деятельности юнармейского отряда школы и развивать мотивацию школьников к занятиям различной направленности в отряде, включая наставническую, .

2.Обеспечить учащихся необходимой достоверной информацией о работе юнармейского движения и его истории в нашей стране.

3.Привлечь наибольшее количество учащихся в юнармейский отряд МБОУ «СОШ №91».

В проекте принимают участие учащиеся 1-11 классов МБОУ «СОШ № 91».

В реализации проекта участвуют:

– заместитель директора школы по воспитательной работе для административного контроля реализации проекта (координация сил и средств для выполнения проекта);

– координатор юнармейского движения школы (работа с документацией, организация и проведение соревнований, мероприятий юнармейского движения);

-классные руководители для организации сбора документов (заявление на вступление в отряд);

– медицинский персонал школы (медицинское сопровождение, организация контроля за состоянием здоровья участников проекта, осуществление допуска к сдаче нормативов и наблюдение за проведением мероприятий);

– юнармейский отряд школы – (разработка информационных материалов – стенд, мультимедийная презентация, проведение мероприятий для младших классов);

– родители обучающихся 1-11 классов (обеспечение сопровождения обучающихся к месту проведения соревнований);

2.1. Структура и содержание комплекса воспитательных мероприятий на примере деятельности отряда в 2017-2018, 2018-2019 учебных годах

За 2017-2018, 2018-2019 учебные годы ребятам удалось организовать и провести множество мероприятий, привлечь к деятельности юнармейского отряда учащихся разного возраста и пола.

7 декабря 2017г в МБОУ «СОШ №91» прошло торжественное мероприятие, посвященное Единому Дню юнармейца. Праздник прошел на параллели 7 классов, ребята 7а класса, которые два месяца назад вступили в ряды юнармии, продемонстрировали презентацию о юнармейском движении в России и в МБОУ «СОШ №91.

Ребята рассказали о своем небольшом опыте в данном направлении. На мероприятие была приглашена председатель совета ветеранов Центрального района города Новокузнецка, Мельникова Алла Михайловна.

В 2018г. на празднике, посвященном Единому Дню Юнармейца, состоялась церемония вступления новых членов юнармейского движения в отряд школы «Пламя». На мероприятии присутствовали почетные гости – начальник местного отделения штаба Юнармия Новокузнецкого городского округа Анатолий Васильевич Симонов, Ревизор местного отделения штаба Юнармия Новокузнецкого городского округа Коваль Вера Павловна, Капитан первого ранга Военно-морского флота Селезнев Александр Петрович.

В январе 2018 года в школе были проведены Арт-выступления юнармейцев на классных часах с 1- 11 класс, посвященные празднованию 75-летия Кемеровской области. Юнармейцы продекламировали стихотворения о Родном крае, пели с классом песни о Кемеровской области. В январе – феврале 2019г. Арт-выступления посвятили 30-летию Вывода Советских войск из Афганистана.

8.02.18г. 7а класс стал инициатором флэш-моба в поддержку олимпийцев, которые не отказались от символики своей страны, ребята прошли по всем классам школы на единых классных часах и предложили исполнить Гимн Российской Федерации и поддержать истинных патриотов своей Родины.

За 2018-2019 учебный год юнармейцы приняли активное участие во многих акциях и флэш-мобах: акция «Равнение на героев», посвященная 30-летию Вывода Советских войск из Афганистана, Всероссийский флэш-моб «Катюша», акция письмо «Послание потомкам».

Акция «Письмо солдату» была проведена юнармейцами в школе со 2- 9 классы. Все письма были доставлены в местное отделение штаба Юнармия Новокузнецкого городского округа для участия городской акции.

21 февраля 2019г. юнармейский отряд школы №91 выполнял обязанности тьютеров в школьном мероприятии начальной школы, которое было посвящено 23 февраля.

22 февраля 2019г. ребята впервые выступили в роли судей. В МКУ «Детском доме «Ровесник» состоялась военно-спортивная игра «Зарница», приуроченная к празднованию Дня защитника Отечества. Юнармейский отряд «Пламя» МБОУ «СОШ № 91» под руководством местного отделения ВВПОД «ЮНАРМИЯ» в лице Военно-спортивного центра «Патриот» оказал содействие в организации мероприятия.  Имея собственный опыт участия в подобных военно-спортивных мероприятиях, юнармейцы с легкостью справились с поставленными задачами, и помогли воспитанникам детского дома пройти качественно и верно испытания, поддерживая их и приободряя.  Завершилось мероприятие награждением лучших из лучших и общим желанием и убеждением на дальнейшее сотрудничество юнармейцев и воспитанников детского дома.

В феврале в рамках городской юнармейской детско-юношеской военно-спортивной игры «Юнармейцы, вперёд!», ребятами был организован и проведен Конкурс рисунков «Моя родная армия». В конкурсе приняли участие учащиеся с 1-11 класс, по итогам конкурса были выбраны лучшие работы, которые представили школу на городском этапе. В результате победа 1 место в возрастной категории 11-13 лет, 2место – 7-10 лет. – 2018г. Участие в 2109г.- принесло нам 3 место в возрастной категории 13-15 лет 2место – 7-10 лет.

Отряд юнармейцев предложил учащимся школы и участникам городского семинара, который проводился на базе школы №91, в рамках Кузбасской ярмарки в апреле, где юнармейцы выступали на одной из секций, принять участие во флэш-мобе ко Дню Победы и исполнить 8 мая 2018г. песню «Служу России!». Во флэш-мобе приняли участие ребята с 1-11 класс.

3.1 Результаты реализации проекта

  • Увеличение количества учащихся, вступивших ряды юнармейского отряда школы
  • 100 % охват учащихся спортивно – массовой и культурно-оздоровительной работой, увеличение количества детей, занимающихся в отряде.
  • Привлечение и активное участие по внедрению патриотического направления в школу, педагогов и родителей.

Информационная справка о наличии юнармейского отряда

«__19_»__09__ 2019___ г.

Рекомендации по реализации проекта, его значимость

Проект реально осуществить в любом образовательном учреждении. Он успешно интегрируется в любую воспитательную систему, т. к. отражает реалии и потребности образовательной политики современного общества. В каждом образовательном учреждении, возможно, подобрать собственные объекты для осуществления создания юнармейского отряда.

Воспитанные в духе патриотизма, здоровые, социально-активные, коммуникабельные личности, ориентированные на здоровый образ жизни, приученные к самостоятельной творческой и активной физкультурно-оздоровительной, спортивной деятельности – вот то, на что направлена реализация данного проекта.

Сведения о практической апробации проекта

Наставническая деятельность – это одно важных направлений в процессе формировании личности юнармейца, так как именно через личный пример, активное участие в работе движения, через практическое взаимодействие с младшим или старшим поколением происходит обмен ЗУН в любой сфере человеческой деятельности, не является исключением и юнармейское движение.

Итогом наставнической работы является то, что вступить в юнармейский отряд школы проявляют желание все большее число учащиеся разного возраста и полового состава.

Список интернет – источников

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ «ЮНАРМИЯ»

В СИСТЕМЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ МБОУ «ЛИЦЕЙ №14» НМР РТ:

РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРЕПЯТСТВИЯ И РИСКИ

Патриотизм есть любовь к Отечеству. Это определение не слишком ново и оригинально, но зато неисчерпаемо, как атом. И все, что относится к любви вообще, равно распространимо и на патриотическое чувство. Люди разных возрастов понимают патриотизм по-разному.

У молодого поколения, конечно, никакого опыта нет, и поэтому мы в основном теоретизируем, выстраиваем какие-то конструкции. А у людей старшего возраста есть в той или иной степени личный опыт, который они с этим связывают. И самый яркий пример тому – ветераны Великой, для которых, разумеется, не существует ничего более важного и значимого, чем Великая Отечественная война. Для них патриотизм в принципе неотделим от Великой Победы, потому что это был самый главный опыт в их жизни, самый важный, самый больной, горький и радостный. Наверное, только после 30-ти лет начинается осознание человеком патриотизма через опыт, со временем оно усиливается, и чем больше опыт, соответственно, тем больше все чувства к нему привязываются.

«Воспитание чувств» – дело благое и даже необходимое, но сколько раз оно приводило к последствиям прямо противоположным тому, что замышлял воспитатель? Уж как была поставлена партийно-воспитательная патриотическая работа при коммунистах: в школе и детском саду, на работе и в санатории, в телевизоре и в метро. А в итоге получили некое противостояние, так ярко представленное в нашумевшем фильме «Стиляги». И как поётся в известной песне «никуда нам не деться от этого», потому что это тоже наша история, юность наших родителей. И что же теперь? Обвинить родителей в отсутствии патриотизма? Да нет, конечно! Просто они очень любили рок-н-ролл!!! И наши дети его тоже любят! А мы им в этом не мешаем! Юности свойственно ярко и креативно выражаться!

Итак, очевиден особенный характер, даже уникальность патриотического чувства. Если обычная любовь – увеличительное стекло с искажающим эффектом, то патриотизм – уже целый телескоп с подобным же свойством. С патриотической идеологией необходимо связывать любые начинания.

Смущает лишь только одна вещь: при нынешнем отношении к школе вообще, к учителю, в частности, патриотическое воспитание практически сводится на нет. То есть заниматься патриотическим воспитанием в нынешней школе – то же самое, что лечить больного раком, давая ему средство от насморка. Насморк, может быть, вылечит, если он у него есть, но раковую опухоль оно не уничтожит. И всё-таки несмотря ни на что, мы «лечим», мы надеемся, мы верим, что «Юнармия» спасёт мир» и гордимся результатами, которых добиваемся.

В МБОУ «Лицей №14» города Нижнекамска патриотическое воспитание являлось приоритетным в силу создания с 1997 года на базе школы милицейских классов оборонно-спортивного профиля, действующих в рамках социального проекта «Я нужен России».

С 2016 года оборонно-спортивный профиль по социальному запросу изменили на социально-экономический, и профильные классы продолжили реализацию проекта «Я нужен России», но стали действовать под эгидой движения «Юнармия», цель которого полностью совпадает с целью проекта. Специализированные юнармейские классы функционируют в каждой параллели средней и старшей ступеней, формируются исключительно по желанию детей и родителей с 5 класса в соответствии с критериями: соотношение мальчиков и девочек 2:1, основная физкультурная группа, учёба на «4» и «5». И эти классы задают тон, являются визитной карточкой лицея.

План реализации проекта «Я нужен России» представляет собой гибкую годовую циклограмму, быстро реагирующую на изменяющиеся условия и успешно адаптирующуюся в них.

И это не отдельные мероприятия, а системная организация гражданско-патриотической работы, создание образовательно-воспитательного пространства, включающего патриотические аспекты деятельности на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях, на занятиях в объединениях дополнительного образования, деятельности детской организации, пространства, опирающегося на знание потребностей, мотивов и ценностей воспитуемых, которые меняются из года в год, как и вся наша жизнь.

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек – личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Покой отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники, которыми должны быть (и таковыми и являются) учителя, тренеры, родители, руководители кружков, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны.

Формирование чувства патриотизма и развитие движения «Юнармия» в системе воспитательной работы нашего лицея осуществляется посредством реализации деятельностного подхода.

Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе человек выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Взаимодействуя в мире, происходит саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Но деятельность учащегося нужно организовать таким образом, чтобы ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Итак, чтобы обеспечить формирование патриотизма и гражданственности младших школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений – от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

Проводимое ежегодно среди учащихся 8-11 классов анкетирование «Патриот» показывает, что более 90% опрошенных считают себя патриотами и ведущую роль в формировании у них патриотических чувств играют их родители, семья. Так и должно быть, что подтверждает цитата из Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных, трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях».

В системе патриотического воспитания лицея важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе педагогами лицея при активном участии средств массовой информации и общественных организаций.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе, осуществляемое на уроках ОБЖ, спецкурсах, занятиях объединений дополнительного образования, военно-полевых сборах, в профильной юнармейской смене пришкольного лагеря, при реализации авторских проектов «Юнармейские игры», «Инстинкт самосохранение».

В соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ система патриотического воспитания в лицее обеспечивает целенаправленное формирование у лицеистов активной жизненной позиции, подготавливает молодежь к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга, личные интересы – с общественными. Конечный результат функционирования системы патриотического воспитания – высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян в целом. Именно эти качества будут в огромной степени определять будущее России. А будущее России – это сегодняшняя молодёжь, обладающая лидерскими качествами. И наши старшеклассники это прекрасно понимают.

Педагоги лицея №14 реально осознают, насколько важна образовательная политика в области воспитания, ведь именно гражданское воспитание, и его составной элемент – патриотическое, способно формировать сознание человека как гражданина и тем самым подводить духовный фундамент под гражданское общество.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся лицея и развитие юнармейского движения ведётся в нескольких направлениях:

1) воспитание уважительного отношения к символам государственной власти.

Невозможно воспитать истинного патриота своей Родины, не воспитывая в гражданине трепетного отношения к государственной символике. Именно поэтому учебный план уроков музыки во всех классах предусматривает разучивание Гимна РФ и Гимна РТ, в юнармейских классах – Гимна «Юнармии». Гимны звучат на всех мероприятиях, посвященных знаменательным датам, на праздничных линейках. Гербы и флаги РФ, РТ и Юнармии присутствуют в каждом кабинете, а также на постах дневальных и информационных стендах в рекреациях. В рекреации 3-го этажа размещен стенд «Россия – великая наша держава». Рекреация 2 этажа – юнармейская.

У нашего лицея есть свое знамя. Ритуал выноса лицейского знамени и флага Юнармии является обязательным для официальных торжественных мероприятий. С этой целью создана знаменная группа, которая обеспечена специальными атрибутами.

Лицей – неоднократный победитель муниципального конкурса штандартов и гербов учебных заведений.

2) большое значение придаётся наглядной агитации.

В дань памяти и уважения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне в лицее оформлены многофункциональные стенды «Великая Победа», «Маршалы Великой Победы», «Военные ритуалы», «Герои земли Нижнекамской», «Я нужен России». Эти стенды оказывают огромное воспитательное воздействие, мимо них невозможно пройти равнодушно.

3) Приоритет в работе – всегда ветеранам!

В течение всего учебного года в лицее осуществляются операции «Забота», «Ветеран живет рядом», которыми охвачены все ветераны нашего микрорайона – участники войны (их осталось всего 2), труженики тыла, «дети войны». Сами же ветераны активно сотрудничают с нами и содействуют в деле воспитания подрастающего поколения, помогая проводить уроки мужества, классные часы и внеклассные мероприятия (в том числе на базе музея УВД), входят в состав судейских коллегий и являются почётными гостями спортивных и военно-патриотических мероприятий.

Школьный пресс-центр «Наша жизнь» и социальная сеть «Инстаграм» отражают все значимые события в жизни лицея, публикуют репортажи с мероприятий и интервью, непременными участниками которых являются уважаемые ветераны.

Этот материал пополняет «Книгу памяти», хранящуюся в школьном музейном уголке, в котором на данный момент есть именные экспозиции полного кавалера Ордена Славы Гайнуллина Рифката Хайрулловича и ветерана войны Казакова Михаила Григорьевича, чьё имя носит юнармейский отряд лицея.

4) социальный проект «Я нужен России!»

С 1997 года профильные классы функционируют в рамках реализации проекта гражданско-патриотической направленности «Я нужен России!»

По программе оборонно-спортивного профиля лицеисты изучали такие спецпредметы, как огневая подготовка, боевые приемы борьбы, автомобильная подготовка, основы криминалистики, психология, более углубленно, чем в общеобразовательных классах, – право. Многие спецпредметы велись офицерами УВД.

В 2016 году в связи с востребованностью истории и обществознания для поступления в юридические и военные вузы, изменили профиль на социально-экономический.

Все это способствует формированию сильной, здоровой, выносливой, грамотной личности, владеющей основами профессиональных навыков, необходимых работнику силовых структур.

Важной составляющей военно-патриотического воспитания в лицее является формирование ответственного отношения к выполнению священного долга каждого юноши – служению в рядах Российской армии. В жизни лицеистов присутствуют элементы армейского устава: утреннее построение, развод на занятия, дежурство дневальных, сдача рапорта. Основы военной службы преподаются учащимся в полностью оснащённом для этой цели кабинете: демонстрационные стенды и плакаты по всем разделам программы, учебная литература на каждого учащегося класса, автоматы, винтовки – всё это позволяет максимально подготовить учащихся к службе в армии, выработать качества настоящего защитника Отечества.

Но, как известно, даже самая лучшая материально-техническая база сама по себе на результат не сработает. Фраза «кадры решают всё» никогда не теряет своей актуальности. Мы рады, что на сегодняшний день у нас такие кадры есть.

Многие лицеисты, чьи отцы и деды работали и работают в системе МВД, являются продолжателями семейных династий, поэтому неотъемлемой частью воспитательной работы является тесное взаимодействие с семьей, родительским комитетом, Советом отцов.

Традиционные праздники – День знаний, Торжественная клятва юнармейца, День Защитников Отечества, День Победы – всегда отмечаются совместно с родителями. Учащиеся юнармейских классов – неизменные участники и украшение городских и республиканских мероприятий, посвященных знаменательным датам.

Следуя принципу «настоящий офицер должен уметь все», администрация лицея и руководство шефских организаций – УВД и УИН создали все условия для всестороннего развития своих подопечных. Ежегодно организуются военно-полевые сборы, уроки права и профориентации на базе УВД. Функционирует система дополнительного образования, учитывающая разносторонние интересы ребят. Они целенаправленно занимаются в объединениях «Строевая подготовка», «Военные ритуалы Российской армии», «Стрельба из ПВ», «Хоровое пение». Создан хор учащихся юнармейских классов «Память сердца», в репертуаре которого преобладают песни военно-патриотического характера.

С этого года в преддверии празднования 75-летия Великой Победы на базе лицея создан отряд мажореток, которые сейчас занимаются по специальной программе.

Занятия ведут сотрудники органов внутренних дел и профессиональные педагоги дополнительного образования.

Руководство лицея работает в постоянном контакте с Советом ветеранов микрорайона, УВД и УИН, военкоматом и своими выпускниками. Все это способствует выработке познавательного и профессионального интереса, формированию активной жизненной позиции. До 60% выпускников специализированных (юнармейских) классов ежегодно поступают в престижные юридические и военные ВУЗы России:

– Рязанская академия права и управления ФСИН России

– Владимирский юридический институт

– Самарский юридический институт

– Самарский аэрокосмический институт

– Московская академия МЧС

– Московская военная академия

– Псковский юридический институт

– Курганский пограничный институт ФСБ

– Вологодская академия права и управления ФСИН России

– Новороссийская морская академия

– Уфимский авиационный институт

– Оренбургская академия права и управления МЧС России

Будучи курсантами, обладая всеми необходимыми качествами будущего воина и защитника Отечества, наши выпускники становятся командирами взводов

32 выпускника профильных классов лицея на данный момент являются сотрудниками органов внутренних дел Нижнекамска

5) Активное участие в мероприятиях и конкурсах.

Целенаправленная и систематическая работа при всесторонней поддержке шефских организаций позволяет лицею ярко заявлять о себе в конкурсах различного уровня и ежегодно становиться победителем конкурсов различного уровня на лучшую постановку патриотической работы.

В 2018 году юнармейский отряд «МБОУ «Лицей №14» НМР РТ признан лучшим в конкурсе среди юнармейских отрядов Республики Татарстан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *