Задача формирования функциональной грамотности школьников впервые была поставлена ​​в фгос в каком году и что такое функциональная грамотность и как ее развивать в начальных классах

Как преподают и оценивают функциональную грамотность в школе? Откуда возникло это понятие? Зачем функциональная грамотность нужна учащимся? На эти и другие вопросы отвечает ведущий эксперт Московского центра качества образования Елена Пономарева.

– Откуда появилось понятие «функциональная грамотность»?

– Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

– Почему в таком случае сегодня, когда безграмотность осталась в далёком прошлом, мы вновь заговорили о функциональной грамотности?

– Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется. И эта тенденция хорошо знакома поколению родителей, дедушек и бабушек современного школьника: получив богатейший багаж школьных и вузовских знаний, они не всегда знали, как этим распорядиться на практике, как применить знания, полученные в классе, в университетской аудитории в своей профессиональной деятельности. И первые годы после получения аттестата или диплома всегда уходили на то, чтобы «переучиться», «подучиться» своей профессии, уже будучи в неё реально погружённым. Преодоление такого разрыва – также одна из задач функциональной грамотности, которая, как видим, возникла не сегодня, но и в наше время остаётся предельно актуальной.

Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям.

Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Для успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и включается в понятие функциональной грамотности.

– А в каком возрасте лучше начать заниматься ею? И соответствует ли это школьной программе?

Функциональная грамотность – понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение. Приведу примеры.

Мы знаем все буквы алфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда видим смешанный мультизнаковый текст или инструкцию, когда работаем с множественным текстом, теряемся, не справляемся с приёмами шрифтового варьирования, не можем совместить то, что выражено графически и словесно, сопоставить факты; чрезмерно доверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык воспринимать текст целостно, комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотно пользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридические документы).

Мы имеем представление о геометрическом пространстве, но не знаем, как правильно разместить мебель в доме, какие варианты плиточной облицовки мы можем выбрать, исходя из имеющихся материалов. Мы любим мёд, но не знаем, верна ли информация о том, где он произведён (произрастают ли растения, указанные на этикетке, в данном регионе, да и вообще являются ли указанные растения медоносами). Мы знакомы с алгебраической и геометрической прогрессиями, изучаем основы экономики, но при этом нам сложно грамотно распорядиться своими ресурсами – так, чтобы они с минимальными рисками приносили прибыль.

Мы живём в обществе потребления, где каждый день производятся миллиарды единиц товарной продукции. А нужно ли нам это в повседневности? Можем ли мы избежать процессов загрязнения среды посредством отказа от производства ненужных вещей, если даже простая канцелярская скрепка может быть использована нами не менее чем в двадцати полезных функциях? Можем ли мы индивидуально научиться экономить запасы энергии, сделать свой дом «умным»?

Можем. Только нужно уметь находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, мыслить пытливо и критически, не останавливаться на заученных формулах; безусловно, опираться на знания, но непременно проявлять находчивость при решении задач, предельно приближенных к жизненному контексту. А что может быть для человека важнее, интересней и значимее, чем реальная жизнь с множеством поставленных ею же задач?

– Какой предмет отвечает за формирование функциональной грамотности? Или проще: по какому предмету можно выставить оценку?

Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

– Чем отличаются задания для оценки функциональной грамотности от традиционных, позволяющих оценить знание предмета?

Безусловно, задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).

Особенная сложность и вместе с тем особый интерес работы с заданиями, например, по читательской грамотности связаны с тем, что учащиеся сталкиваются с различными видами информации.

Изменившиеся требования реальности потребовали от учителей-предметников выработки новых приёмов эффективной работы с текстом. Мы должны вооружить таким опытом начинающего читателя, которому в жизни потребуется умение одновременно работать с разными источниками информации, анализировать разные виды и объёмы текста, графические компоненты, ставить точные вопросы, выстраивать и удерживать в сознании логические цепочки. Не менее важно сегодня устанавливать надёжность предлагаемой информации, выявлять и оценивать противоречия. И, конечно, нельзя рассчитывать на успешную самореализацию профессионалу, который не умеет строить аргументированные развёрнутые высказывания.

– А какие выводы относительно уровня сформированности читательской грамотности можно сделать на основе диагностических работ, которые проводятся Московским центром качества образования?

– Московский центр качества образования проводит большую работу, направленную на проверку уровня сформированности функциональной грамотности учащихся. Это многомерный комплексный процесс, который содержит важные составляющие.

Во-первых, по результатам создания диагностических работ сформирована очень интересная ресурсная база: демонстрационные варианты работ, своего рода тренажёры, образцы для составления подобных заданий, размещены в открытом доступе на сайте МЦКО (https://demo.mcko.ru). Работать с этими заданиями могут учителя-предметники, школьники, специалисты, отвечающие за подготовку по направлению «Функциональная грамотность».

Во-вторых, результаты диагностики – это серьёзная аналитическая база, дающая представление не только о сильных сторонах наших учащихся, но и о тех дефицитах, на преодолении которых стоит сосредоточиться. Как показывает опыт диагностических исследований по функциональной грамотности, проводимых в 2021 году, наши ученики неплохо выявляют факты, достаточно активно их интерпретируют, но вот навыки анализа фактического материала требуют существенной доработки. И эти аналитические выводы абсолютно коррелируются с выводами, сделанными по результатам Международного исследования PISA-2018. А значит, нам есть над чем работать, есть важные задачи и понимание того, как их следует решать.

В-третьих, диагностика позволяет каждому ученику видеть свою индивидуальную траекторию развития, оценивать свой результат, корректировать свой подход к изучению предметов, формированию собственных навыков.

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

– Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия стремится попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS. Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет – существуют только печатные методички, в которых учителю предлагается в том числе самому придумывать задания. Для учителей, и так чрезвычайно перегруженных, это практически нереально, – рассказывает руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

– Как показывают тесты PISA, PIRLS, федеральные и региональные мониторинги, большой процент детей сегодня не может свободно ориентироваться в тексте, – рассказывает заместитель директора Центра оценки качества образования г. Красноярска Любовь Рябинина. – Из-за этого у них возникают проблемы в понимании текста и в учебе в целом. Проблема нередко переносится и во взрослую жизнь, ведь без специальных заданий ориентироваться в тексте учится только часть людей: либо случайным образом, либо на основе дополнительного ресурса.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

– Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению, – отмечает учитель начальных классов московской школы № 1576 Татьяна Громова. – То есть токари и детали, изготавливаемые на станках, явно проигрывают дронам и Minecraft. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре. Например, недавно, решая задачу про 3D-принтеры, мы с классом начали фантазировать: сколько пластика нужно для изготовления разных предметов. Ребята с интересом вычисляли.

Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

В рамках Марафона по функциональной грамотности в Яндекс.Учебнике запускаются новые подборки заданий на развитие функциональной грамотности, рассчитанные на учеников 1–4-х классов. С ними ребята сначала будут учиться ориентироваться в источнике информации, затем извлекать информацию и работать с недостающими данными. Задачи создавались командой Яндекс.Учебника совместно с экспертами Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО. По итогам работы с подборками учителю будет предоставлен подробный аналитический отчет с «картой навыков» каждого из учеников – но только в том случае, если учитель обратился к заданиям в даты марафона.

Задания по работе с информацией в Яндекс.Учебнике – межпредметные, поэтому их можно будет выдавать и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире, и на любом другом предмете. При этом курс разбит по годам обучения: для 1-х и 2-х классов и для 3-х и 4-х классов.

– Тема развития функциональной грамотности у школьников достаточно новая, и дети постарше могли не получать системных знаний по функциональной грамотности, – рассказывает руководитель направления «Словесность» в Яндекс.Учебнике Анна Булгакова. – Поэтому в начале курса учителям 3–4-х классов предлагается дать детям стартовые задания. По их результатам будет составлена аналитика и даны рекомендации о том, в каких блоках каких годов обучения стоит начать. Можно будет использовать задания предыдущего года обучения как подготовительные: они помогут ребятам освоиться в ситуации успеха и не бояться заданий посложнее.

Задания дополняются обучающим курсом и вебинарами для учителей на тему функциональной грамотности. Это прекрасная возможность для педагогов, которые хотели начать заниматься функциональной грамотностью, но не знали, как к ней подступиться: специалисты Яндекс.Учебника расскажут о функциональной грамотности в принципе, помогут включить полезные задания в привычную ежедневную рутину, сопоставить их с темами программы и возможностями учеников.

В заданиях Яндекс.Учебника есть все, чтобы начать обучать учеников функциональной грамотности. Интересные тексты с лишней и недостающей информацией, красочные брошюры и картинки, графики, объявления – в общем, все, что может попадаться им на глаза и находиться в зоне их внимания в повседневной жизни. Появление таких заданий на бесплатной массовой платформе поможет большему количеству учителей даже в самых удаленных регионах безболезненно начать системную работу над функциональной грамотностью своих учеников.

Особенности задания в Яндекс. Учебнике
  • Косвенные подсказки. При первой ошибке в задании ребенку предлагается подсказка с подтекстом: она советует, на что обратить внимание, и дает ученику возможность еще раз испытать себя.
  • Задания разделены на блоки. В разных блоках по работе с информацией дети делают задания на ориентацию на странице, в тексте, на извлечение информации, на поиск недостающей информации.
  • Задания системно развивают определенный навык. Например, на один и тот же тест есть несколько заданий, усложняющихся и расширяющихся от первого к последнему. В конце каждого блока для каждого года обучения есть обобщающие задания, в которых воссоздана некоторая условно реальная ситуация, и в ней ребенку нужно проявить умения из текущего блока и блоков, которые были до этого.

Примеры карточек

В карточках для первого класса задания озвучиваются. На прочтении инструкции можно сэкономить время, если ребенок хорошо усваивает материал на слух. Также можно слушать и просматривать текст, а можно читать вместе с диктором или самому.

Задача формирования функциональной грамотности школьников впервые была поставлена ​​в фгос в каком году и что такое функциональная грамотность и как ее развивать в начальных классах

2-й класс

Можно ли по заголовку понять, о чем произведение? Иногда можно, иногда – нет. В этом задании на читательскую грамотность ребенок попробует угадать, кто является героем рассказа Станислава Востокова «Розовая птица». Здесь нет одного правильного ответа. Ученик может выбрать как сразу три варианта ответа, так и нажать «пока не знаю». Переходя на следующий этап задания, он удивится, узнав героя рассказа, и отметит верный ответ, соотнеся текстовую информацию с иллюстрацией.Поправить подпись под третьей картинкой в первом ряду – «Розовый вьюрок»

Задача формирования функциональной грамотности школьников впервые была поставлена ​​в фгос в каком году и что такое функциональная грамотность и как ее развивать в начальных классах

Задача формирования функциональной грамотности школьников впервые была поставлена ​​в фгос в каком году и что такое функциональная грамотность и как ее развивать в начальных классах

3-й класс

Задания на читательскую грамотность основываются на реальных жизненных ситуациях. Третьеклассники в одном из заданий стартовой работы будут искать нужную информацию на афише выставки детских рисунков. Здесь ребенку пригодится навык чтения несплошного текста, умение выискивать информацию, поданную различными способами: разными шрифтами, через расположение материала и оформление. Как и в жизни, он должен определиться, насколько удобно ему будет отправиться в океанариум, в какое время, сложно ли добраться до места.

Задача формирования функциональной грамотности школьников впервые была поставлена ​​в фгос в каком году и что такое функциональная грамотность и как ее развивать в начальных классах

4-й класс

Четвероклассники в одном из заданий стартовой работы расположат фигурки фотографа и туриста на схеме. Задание проверяет, насколько дети умеют синтезировать информацию, полученную из разных источников. Чтобы правильно расположить фигурки, нужно не только рассмотреть фотографию и прочитать текст, но и проанализировать схему. Только после этого ученики смогут ответить, с какой позиции снимал фотограф, а с какой путешественники рассматривали соборы.

Задача формирования функциональной грамотности школьников впервые была поставлена ​​в фгос в каком году и что такое функциональная грамотность и как ее развивать в начальных классах

Особенности содержания обновленных ФГОС

Посмотреть онлайн файл: osobennosti-soderzhanija-obnovlennyh-fgos.pdf

Сравнение действующих и обновленных ФГОС

Посмотреть онлайн файл: 4_-sravnenie-dejstvujuschih-i-obnovlennyh-fgos.pdf

Тест по изменениям в обновленных ФГОС

1. Отличительными особенностями обновленных ФГОС являются (выберите все верные ответы):

  • конкретизированные формулировки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения
  • представление результатов освоения образовательной программы в категориях системно-деятельностного подхода
  • наличие требований к структуре программ, условиям реализации программ, результатам освоения программ
  • вариативность сроков реализации программ

2. Требования к результатам освоения программ основного общего образования представлены в (выберите один верный ответ):

  • примерных рабочих программах
  • универсальном кодификаторе
  • примерных основных образовательных программах

3. Целевыми группами ФГОС 2021 НОО, ООО являются (выберите все верные ответы):

  • руководители и педагоги организаций общего образования
  • разработчики КИМ для государственной итоговой аттестации
  • руководители и педагоги организаций дополнительного образования
  • авторы учебников для общего образования
  • руководители и педагоги организаций среднего профессионального образования

4. Ведущая компетенция учителя, показывающая его готовность к реализации целей обновленных ФГОС – это (выберите один верный ответ)

  • способность к организации разных видов учебной деятельности
  • владение предметным содержанием на углубленном уровне
  • умение разрабатывать рабочую программу по предмету
  • умение разрабатывать задания по функциональной грамотности

5. Какие результаты обучения сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода (выберите все верные ответы)?

  • формирование системы научных физических знаний
  • характеризовать физику как науку о природе
  • перечислять источники математических знаний
  • приобретение опыта использования научного метода
  • формирование основ экологической грамотности

6. Во ФГОС 2021 к универсальным учебным познавательным действиям относятся:

  • базовые логические действия
  • самоорганизация
  • работа с информацией
  • общение
  • базовые исследовательские действия
  • совместная деятельность

7. Во ФГОС 2021 на углубленном уровнях не определены требования к учебному предмету (выберите один верный ответ):

  • математика
  • информатика
  • русский язык
  • физика
  • химия
  • биология

8. Требования ФГОС 2021 детализированы в методическом документе (выберите один верный ответ)

  • примерные рабочие программы
  • учебники из федерального перечня
  • информационные и учебные ресурсы образовательной организации
  • контрольно-измерительные материалы для государственной итоговой аттестации

9. Задача по формированию функциональной грамотности школьников впервые поставлена во (выберите один верный ответ)

10. Во ФГОС 2021 нашли свое отражение вопросы (выберите один верный ответ)

  • финансовой грамотности
  • навыков XXI века
  • функциональной грамотности
  • все ответы верны

Тест по методологическим основам обновленных ФГОС ООО

1. Методологической основой ФГОС 2021 является (выберите верный ответ):

  • личностный подход
  • системный подход
  • компетентностный подход
  • системно-деятельностный подход
  • комплексный подход

2. Ведущим видом деятельности учащихся основной школы является (выберите верный ответ):

  • трудовая деятельность
  • игровая деятельность
  • деятельность общения
  • учебная деятельность

3. Согласно методологии ФГОС 2021 из профессиональной деятельности учителя необходимо исключить (выберите все верные ответы):

  • предъявление учебных заданий для формирование умений
  • ориентацию на среднего ученика
  • трансляцию знаний
  • дифференциацию требований к учащимся
  • организацию групповой и индивидуальной форм работы

4. Методологический подход ФГОС является основной для разработки следующих требований к результатам освоения образовательной программы (выберите все верные ответы):

  • межпредметным
  • личностным
  • метапредметным
  • предметным

5. С позиций методологии ФГОС 2021 ведущим в содержании образования является формирование у учащихся (выберите все верные ответы):

  • навыков учебной деятельности
  • умений, необходимых для жизни в современном обществе
  • системы знаний
  • предпрофессионального опыта

6. К метапредметным результатам обучения, формируемым в рамках методологии ФГОС, относятся (выберите все верные ответы):

  • умения самоконтроля
  • умения осуществлять совместную деятельность
  • знания основ естественных наук
  • базовые логические умения
  • владение межпредметными понятиями

7. С позиций методологии ФГОС 2021 на уроке необходимо предъявлять учебные задания, направленные на (выберите все верные ответы):

  • интеграцию знаний
  • открытие новых знаний
  • воспроизведение знаний
  • применение знаний в различных ситуациях

8. В соответствии с методологией ФГОС 2021 целью педагогической деятельности является (выберите верный ответ):

  • осуществление лекционно-семинарской системы обучения
  • передача готовых знаний
  • организация фронтальной работы на уроке
  • развитие умений по преобразованию и применению знаний

9. Согласно методологическому подходу ФГОС 2021, признаками учебной деятельности школьника являются (выберите все верные ответы):

  • общение
  • активность
  • самостоятельность
  • разносторонность

10. Схема, иллюстрирующая реализацию методологии ФГОС 2021 на уроке показана рисунке (выберите верный ответ):

Тест по современному учебному занятию

1. По типу первый урок изучаемой темы – это урок:

  • Обобщения и систематизации
  • Изучения нового материала
  • Проверки знаний и умений
  • Комбинированный урок

2. Расставьте этапы комбинированного урока в правильной последовательности (написан верный порядок ответов, соотнесите с вариантами ответа у вас):

  • Мотивационно-целевой этап.
  • Актуализация опорных знаний.
  • Изучение нового материала.
  • Самоконтроль и самооценка.

3. Единица учебной деятельности – это:

  • Практический вопрос
  • Новое понятие
  • Учебная задача
  • Теоретический материал

4. Структурными компонентами учебной задачи являются:

  • Критерии оценки
  • Целеполагающая часть
  • Содержательная часть
  • Обобщающая часть

5. Найдите соответствие между формами организации учебной деятельности и их особенностями:

6. Бригадный метод группового познания характеризуется следующими особенностями:

  • Результаты работы докладывает руководитель группы
  • Любой член группы готов доложить результаты общей работы
  • Все группы выполняют одинаковые задания
  • Каждая группа выполняет свое задание
  • Одна группа генерирует идеи, другая – критикует

7. Среди приемов, применяемых на уроке, выберите те, которые отвечают требованиям к современному уроку:

  • Предъявление школьникам учебных заданий различной степени сложности
  • Мотивирование учебной деятельности обучающихся с помощью заданий, связанных с жизнью
  • Фронтальная проверка знаний с выставлением поурочных отметок
  • Индивидуализации обучения за счет организации учебной работы школьников с информационными ресурсами
  • Сообщение содержания нового материала с применением презентации
  • Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

8. Методическими приемом создания проблемной ситуации являются следующие:

  • Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта
  • Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос
  • Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить
  • Учитель организует деятельность по созданию кластеров
  • Учитель предъявляет задачи с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными
  • Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста

9. Особенностью проектной деятельности является ее направленность на:

  • получение конкретного результата – продукта
  • решение проблемы
  • обоснование и защиту идеи
  • подтверждение выдвинутой гипотезы
  • проведение эксперимента

10. Методическими приемами технологии развития критического мышления являются следующие:

  • Учитель мотивирует школьников на создание синквейна
  • Учитель организует деятельность по созданию кластеров
  • Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта
  • Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста
  • Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить

Практическая работа № 2

Посмотреть онлайн файл: prakticheskaja-rabota-2-kursov-povyshenija-kvalifikacii-po-fgos-2021.pdf

Модуль 1 с ответами на тесты и практические работы тут

Модуль 2 с ответами на тесты и практические работы тут

Итоговый тест тут

Тест 1

  • Разработчики КИМ для государственной итоговой аттестации
  • Авторы учебников для общего образования
  • Руководители и педагоги организаций среднего профессионального образования
  • Руководители и педагоги организаций дополнительного образования
  • Руководители и педагоги организаций общего образования
  • навыков XXI века
  • финансовой грамотности
  • все ответы верны
  • функциональной грамотности
  • примерных основных образовательных программах
  • примерных рабочих программах
  • универсальном кодификаторе
  • Биология
  • Информатика
  • Химия
  • Физика
  • Математика
  • характеризовать физику как науку о природе
  • формирование системы научных физических знаний
  • приобретение опыта использования научного метода
  • формирование основ экологической грамотности
  • перечислять источники математических знаний
  • Базовые исследовательские действия
  • Работа с информацией
  • Самоорганизация
  • Базовые логические действия
  • Совместная деятельность
  • Общение
  • конкретизированные формулировки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения
  • наличие требований к структуре программ, условиям реализации программ, результатам освоения программ
  • представление результатов освоения образовательной программы в категориях системно-деятельностного подхода
  • вариативность сроков реализации программ
  • учебники из федерального перечня
  • информационные и учебные ресурсы образовательной организации
  • примерные рабочие программы
  • контрольно-измерительные материалы для государственной итоговой аттестации
  • способность к организации разных видов учебной деятельности
  • владение предметным содержанием на углубленном уровне
  • умение разрабатывать задания по функциональной грамотности
  • умение разрабатывать рабочую программу по предмету

В статье узнаете, как новые ФГОС формулируют понятие функциональной грамотности. Еще поймете, как соотносятся метапредметные результаты и компоненты функциональной грамотности в стандартах третьего поколения. А комплект образцов поможет проанализировать работу по развитию функциональной грамотности школьников в текущем учебном году и подготовить план на следующий.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Внимание к этому вопросу в новых образовательных стандартах объясняют невысокие показатели российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMS. При этом Президент поставил задачу, чтобы Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования (подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204). Эту же цель указало Правительство и в государственной программе «Развитие образования» на 2018–2025 годы (постановление от 26.12.2017 № 1642).

Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219).

Педагоги часто смешивают понятие функциональной грамотности и метапредметных результатов. Эти понятия схожие, но при этом они не взаимозаменяемые. Разобраться в различиях метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности, а также в их соотношении помогут сравнительная таблица и памятка.

В этом учебном году школы должны были подготовить и реализовать план по формированию функциональной грамотности школьников (письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510). Проанализируйте работу в этом направлении в конце года. Используйте готовый образец анкеты для педагогов, который поможет выявить их затруднения в вопросах развития функциональной грамотности. По результатам анализа подготовьте план мероприятий по формированию функциональной грамотности учеников на 2022/23 учебный год. При этом учитывайте дефициты, которые выявите. В конце статьи возьмите готовый образец плана и дополните его мероприятиями, которые планируете провести.

Функциональная грамотность в новых ФГОС

В стандартах второго поколения отсутствуют упоминания о функциональной грамотности. А в новых образовательных стандартах понятие появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы НОО и ООО. Так, чтобы реализовать основные образовательные программы, школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Еще термин встречается в новых стандартах в неявном виде в качестве результата системно-деятельностного подхода (п. 5 ФГОС-2021 НОО, п. 4 ФГОС-2021 ООО). Такой подход обеспечивает развитие личности школьника и освоение им знаний. Это позволит ученику функционировать в современном обществе и обучаться в течение жизни.

Образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий.

ФГОС-2021 подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов. Посмотрите подробное описание компонентов в памятке.

Задача формирования функциональной грамотности школьников впервые была поставлена ​​в фгос в каком году и что такое функциональная грамотность и как ее развивать в начальных классах

Характеристику метапредметных результатов содержат ФГОС как второго, так и третьего поколения. Она входит в раздел, который описывает требования к результатам освоения программы. Только в новых образовательных стандартах поменялся номер этого раздела. Теперь он четвертый, а не второй, как было раньше.

Формулировка метапредметных результатов во ФГОС-2021 в целом не изменилась, но ее расширили. В новом стандарте на уровне НОО метапредметные результаты сгруппировали в соответствии с обновленной классификацией УУД. Для каждого направления универсальных учебных действий выделили подгруппы (п. 42 ФГОС-2021 НОО). Какие подгруппы соответствуют познавательным, коммуникативным и регулятивным УУД, посмотрите на схеме справа. А в характеристику метапредметных результатов

во ФГОС-2021 на уровне ООО добавили описание навыков работы с информацией. Также раскрыли термин «межпредметные понятия» (п. 41 ФГОС-2021 ООО). Формулировки метапредметных результатов в стандартах второго и третьего поколения посмотрите в таблице 1.

Таблица 1. Формулировки метапредметных результатов

Отличие функциональной грамотности от метапредметных результатов

На развитие функциональной грамотности школьников влияют предметные и личностные результаты. Поэтому функциональная грамотность – более широкое понятие, чем метапредметные результаты.

Универсальные учебные действия, которые входят в метапредметные результаты, – это своеобразные критерии. По таким критериям можно судить об уровне сформированности функциональной грамотности у школьников. Как соотносятся в стандарте третьего поколения основного общего образования метапредметные результаты одной из подгрупп универсальных учебных действий с компонентами функциональной грамотности, смотрите в таблице 2. По аналогии можете проанализировать соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности на уровне начального общего образования. Используйте для этого п. 42 ФГОС-2021 начального общего образования.

Таблица 2. Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС-2021 ООО

Что изменить в работе, чтобы сформировать функциональную грамотность школьников

Чтобы создать условия для формирования функциональной грамотности учеников, реализуйте шаги по улучшению качества образования в школе. Выполните семь шагов.

Шаг 1. Скорректируйте рабочие программы. Проанализируйте рабочие программы педагогов. Внесите изменения в формулировки планируемых результатов в соответствии с новыми ФГОС начального и основного общего образования. Отразите в тематическом планировании электронные и цифровые образовательные ресурсы, которые учителя будут использовать по каждой теме. Еще разработайте рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей с учетом рабочей программы воспитания.

Шаг 2. Определите формы работы. В программах внеурочной деятельности сделайте акцент на коллективных и нетрадиционных формах занятий, а также на проектной деятельности. Например, укажите такие формы, как предметные и межпредметные конкурсы, конференции, олимпиады и викторины. Продумайте, какие мероприятия можно организовать, чтобы учесть рабочую программу воспитания. Также уделите внимание вопросам школьного самоуправления. Данные меры позволят сформировать у учеников такие компоненты функциональной грамотности, как креативное мышление и глобальные компетенции.

Шаг 3. Разработайте программы курсов внеурочной деятельности. Предложите педагогам разработать программы курсов внеурочной деятельности, которые будут направлены на формирование функциональной грамотности учеников. Например, «В мире финансов», «Математика на каждый день», «Мыслящий читатель», «Я исследователь». Включите эти курсы в учебные планы на новый учебный год.

Шаг 4. Рассмотрите вопросы индивидуализации обучения. Изучите потребности и интересы школьников. С опорой на полученные данные предусмотрите изучение отдельных предметов на углубленном уровне. Например, организуйте профильные группы. При необходимости разработайте индивидуальные учебные планы.

Шаг 5. Проанализируйте реализацию плана развития функциональной грамотности школьников. В конце учебного года проанализируйте, удалось ли реализовать мероприятия плана в полной мере. Для этого используйте формулу: R = I/N × 100%, где R – значение показателя результативности, I – количество проведенных мероприятий на момент расчета, N – общее количество мероприятий в рамках плана на момент расчета. Результативность можно считать высокой, если показатель R выше 90 процентов. Оптимальный результат, если показатель R в диапазоне от 70 до 90 процентов, а низкий – менее 70 процентов.

Отдельно изучите результаты диагностик уровня сформированности функциональной грамотности, промежуточной аттестации. Еще рассмотрите результаты ВПР по предметам, которые успели провести в марте 2022 года. Также проследите динамику результатов таких контрольных мероприятий.

Шаг 6. Выявите затруднения педагогов. Проведите анкетирование учителей, чтобы выявить их сложности в вопросах развития функциональной грамотности школьников. Разработайте анкету самостоятельно или возьмите готовый образец. Дополните план работы методическими мероприятиями для педагогов, чтобы устранить затруднения, которые выявили с помощью анкетирования.

Анкета, чтобы выявить профессиональные затруднения педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников

Шаг 7. Разработайте план мероприятий на следующий учебный год. Когда проанализируете дефициты педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников, разработайте план мероприятий по ее развитию на 2022/23 учебный год. Составьте план по аналогии с тем, по которому работали в текущем году. Возьмите образец плана по формированию функциональной грамотности школьников в конце статьи. Выберите в образце те мероприятия, которые актуальны для вашей школы, или добавьте в план свои пункты.

Как менялось значение функциональной грамотности

Контакты для связи

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Разберемся, в чем ее ценность и какие инструменты применять педагогам

Что такое функциональная грамотность

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.

Преимущества функциональной грамотности

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать.

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

Из чего состоит функциональная грамотность

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.

Читательская грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.

Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.

Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.

Естественно-научная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.

Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.

Глобальные компетенции

Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.

Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.

Креативное мышление

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.

Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.

Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.

Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности.
  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.

Способы развития функциональной грамотности школьников

Функциональная грамотность в школе

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года.

Их основные особенности:

  • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
  • соответствие возрасту обучающихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр.

Пример. Задача, которая поможет рассчитать количество пластика для изготовления модели золотого ключика на 3D-принтере. Если перед этой задачей будет проведен увлекательный мастер-класс, дети не смогут оторваться от решения и обязательно предложат свои варианты.

Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.

Формирование функциональной грамотности в основной школе

В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *