Примеры заданий для формирования читательской грамотности на уроках русского языка
Примеры заданий для формирования читательской грамотности на
уроках русского языка.
1. Задания, развивающие умение находить и извлекать информацию
В руке Солодовкина я вижу птичку.
– «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? Так, молодец. А «Вчера я
растворил темницу воздушной пленницы моей»? Надо обязательно знать, как
можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая.
Я до того рад, что даже не вижу птичку, серенькое и тепленькое у меня в
похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула
радость! Пускают и отец, и Горкин. Старый кучер Антип подходит, и ему дают
выпустить. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу. Отец
зовет: «Иди, садовая голова!» Денис подскакивает, берет птичку, как камушек,
и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает пролетка, вылезают
наши и тоже выпускают. Проходит ВасильВасилич, очень парадный, в
сияющих сапогах в калошах, грызет подсолнушки. Достает серебряный
гривенник и дает Солодовкину: «Нука, продай для воли!» Солодовкин
швыряет гривенник, говорит: «Для общего удовольствия пускай!» Василь
Василич посвоему пускает – из пригоршни. (По И.С. Шмелеву)
Задание 1. Какое высказывание соответствует теме текста
Это текст о (об)
1) удовольствии выпускать птиц на волю в светлый весенний день;
2) конфликт между Солодовкиным и ВасильВасильевичем изза денег;
3) полете птиц, выпущенных на волю, и их радостном пении;
4) о разных способах выпускать птичек на волю.
Задание 2Используя приведенные ниже утверждения, восстановите
последовательность событий в тексте
А. Во двор въезжает пролетка.
Б. Солодовкин вкладывает в руку мальчика птичку.
В. Денис выпускает птицу особым способом.
Г. Солодовкин экзаменует рассказчика на знание стихов о птицах.
Д. ВасильВасилич предлагает продать ему птицу.
Запишите буквы в нужной последовательности
Задание 3. Почему Солодовкин отшвырнул монету?
Найдите а тексте предложение, содержащее ответ на этот вопрос, выпишите его
и поясните, как вы понимаете его
2. Задания, развивающие умения интегрировать и интерпретировать
Прочитайте текст «Волшебник» и выполните задания к нему.
ВОЛШЕБНИК (Фантастическая юмореска
Я летел над самой водой. Повторяя крутой поворот реки, не успел заметить лодку
и больно ушиб ноги. В лодке сидели двое мальчишек лет по четырнадцать. Тот,
что работал вёслами, был худой и рыжий. Второй – крепкий, в выгоревшей
тельняшке, – правил рулём.
– Больно? – спросил «морячок».
– Терпимо, – ответил я.
– Да вы присаживайтесь, – предложил рыжий. – Я Женя. Его Славой зовут. А вас
– Волшебник, – представился я.
– Вы нас за маленькихто не считайте, – сказал Слава.
– Откройтесь, – предложил Женя. – Только нам.
– В чём? – улыбнулся я.– В чём мне открыться?
– Давно на Земле? Откуда прибыли? Честно, мы никому не расскажем.
– На Земле я уже несколько тысяч лет живу, – ответил я. – Коренной житель.
– а, – мотнул головой Слава.
вздохнул. – Земляне не созрели для контакта.
– Ребят– возмутился я. – Волшебник я! Земной!
– да, – протянул Слава. – У вас хорошая маскировка.
– Я сейчас докажу вам, – твёрдо сказал я. Превратился в чёрного кота и для
верности пару раз мяукнул.
– Перевоплощение, – уныло сказал Женя.
– фантастике давно встречается, – подтвердил Слава.
– Хорошо. Смотрите!
Я поднялся в воздух метров на тридцать. Сделав над речкой круг, вернулся на
– Антигравитация, – протянул Женя. – Так из какой вы системы? Сириус? Альфа
Я исчез и тут же появился на берегу речки. Потом снова возник на скамейке.
– Телепортация, – объяснил Женя.
– Мгновенное перемещение, – перевёл Слава. – Старо и знакомо.
– Погоду только не трогайте, – предупредил меня Женя. – А то напустите дождя,
Я лихорадочно соображал, что ещё сделать. Волшебник я, в конце концов, или
нет?! – Хоп!.. – И я протянул мальчишкам дюжину книжек из «Библиотеки
фантастики». – Дарю! Их глаза загорелись радостью.
Да, на это способен только волшебник, – сказал Слава. Но я ещё не разучился
читать мысли. Из благодарности за книжки они сделали вид, что поверили мне.
А я сделал вид, что поверил им. Что ж, не худший вариант для прощания. Я
помахал им рукой и полетел дальше. (По Р. Кутовому)
Задание 1. Как вы считаете, был ли главный герой действительно волшебником?
Ответьте ДА или НЕТ и объясните свою точку зрения, опираясь на текст.
Задание 2. В тексте рассказчик говорит: «Я лихорадочно соображал, что ещё
сделать». Объясните, почему герой произносит эту фразу.
Задание 3. Почему в конце разговора мальчики всётаки назвали главного героя
волшебником? Отметьте ОДИН правильный ответ.
А. Мальчики наконец удостоверились в его способностях.
Б. Женя и Слава выбрали вежливый способ завершить разговор.
В. Герои таким образом выразили признательность за подарок.
Г. Ребята «подыграли» собеседнику, чтобы тот не забрал книги.
3. Задания, развивающие умение осмысливать и оценивать содержание и
В берёзовой роще
Я сидел в берёзовой роще в сентябре. С утра перепадал дождик, сменяемый
солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось
облаками, то вдруг местами расчищалось. И тогда изза туч показывалась лазурь,
ясная и ласковая. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья шумели над моей
головой. По одному их шуму можно было узнать, какое стояло время года. То
был не трепет весны, не говор лета, не лепетанье поздней осени, а едва слышная,
дремотная болтовня. Слабый ветер тянул по верхушкам. Внутренность рощи,
влажной от дождя, изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или
закрывалось облаком. Она то озарялась вся: тонкие стволы не слишком частых
берёз внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле
мелкие зубчатые листья вдруг пестрели и загорались, а красивые стебли высоких
кудрявых папоротников так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед
глазами. То вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли,
берёзы стояли все белые, без блеску. Белые, как только что выпавший снег, до
которого ещё не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой,
лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на берёзах
была ещё почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь коегде стояла одна,
молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко
вспыхивала на солнце, когда его лучи пробивались сквозь частую сетку тонких
веток, только что смытых сверкающим дождём. (По И.С. Тургеневу)
Задание1. Какой смысл автор текста «В берёзовой роще» вкладывает в слова
1) Шум листвы почти не зависит от времени года.
2) Звуки листьев напоминают о поздней осени.
3) Листья едва шумели над головой рассказчика.
4) С самого утра моросил мелкий дождик.
Задание 2. Элина и Семён прочитали текст «В берёзовой роще» и решили
Эвелин сказала, что текст И.С. Тургенева посвящён изображению сентябрьского
А Семён настаивал, что автор уделяет основное внимание детальному описанию
берёзы в осеннее время.
С кем из ребят вы согласны? Объясните свой ответ на основе прочитанного
текста. Приведите два примера из текста.
Характеристика заданий и критерии оценивания
Задания 1й группы:
• Содержательная область оценки: 1. Чтение для личных целей
• Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
• Тип текста: сплошной (рассказ)
• Уровень сложности: низкий
• Формат ответазадание с выбором одного верного ответа
• Объект оценки: умение находить и извлекать одну единицу информации
1 балл если указан ответ 1.
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: установление последовательности букв
• Объект оценки: умение видеть взаимосвязь предложений в тексте и
устанавливать последовательность их расположения;
Система оцениваниябалла – если дан ответ БГВАД;
1 балл – если допущена одна ошибка;
0 баллов если допущено более одной ошибки.
• Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
• умение находить и извлекать одну единицу, объяснять свой
Система оцениваниябалл выписано последнее предложение текста и
дано обоснованное пояснение выбора.
1 балл – выписано последнее предложение текста, но не дано обоснование;
– выбран любой другой ответ или ответ отсутствует.
Задания 2й группы:
• Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать текст
• Объект оценки: умение понимать фактологическую информацию
Система оценивания2 балла – Дан ответ «Да», в обосновании указывается
на то, что герой действительно совершал чудеса, ИЛИ говорится о законах
жанра фантастики, предполагающих элементы необычайного, например: «Да,
это произведение – фантастическая юмореска. Оно учит верить в
волшебников», ИЛИ говорится об особенностях формы повествования:
указывается на то, что повествование ведётся от первого лица, в этом случае
обман, розыгрыш, маскировка главного героя были бы видны читателю
(читатель видит изнутри мир героя, его способности, искреннее желание
– Дан ответ «Да», в качестве обоснования указывается только на то,
что герой сам называет себя волшебником.
0 баллов – Дан ответ «Нет» и приведено любое обоснование, ИЛИ дан ответ
«Да» и приведено неверное обоснование, либо обоснование не приведено.
• Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать
• Объект оценки: умение понимать чувства, мотивы, характеры героев
Система оценивания1 балл- говорится о том, что герой хочет сделать что-
то такое, что окончательно убедит ребят в том, что он настоящий волшебник,
например, «Он хотел удивить мальчиков», ИЛИ чтобы ребята поверили ему,
ИЛИ потому что мальчики не верили, что он волшебник / не верили ему,
например: «потому что мальчики не удивлялись его способностям».
0 баллов -дан любой другой ответ. Ответ отсутствует.
• Формат ответа: задание с выбором ответа
Система оценивания1 балл – выбран ответ В.
0 баллов – выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и
неверный ответ. Ответ отсутствует
Задания 3й группы.
• Содержательная область оценки: Чтение для образования
• Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и
• Уровень сложности задания: низкий
• Объект оценки: умение понимать назначение структурной единицы текста
Система оценивания1 балл – выбран ответ 3.
• Уровень сложности задания: средний
• Формат ответа: задание с развёрнутым ответом.
• Объект оценки: умение высказывать и обосновывать собственную точку
зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки, не
искажающие смысл и правильность ответа)
С Элиной Приведены примеры в поддержку Элины: – Автор во всех трёх абзацах
текста обращается к образу дождя («мелкий дождик», «влажной от дождя»,
«мельчайший дождь», «сверкающим дождём»). С Семёном Приведены примеры в
поддержку Семёна: – В тексте подробно описана берёза в осеннее время (шум
листвы, её цвет, стволы). И с Элиной, и с Семёном Приведены примеры в
поддержку и Элины, и Семёна: – Автор в тексте одинаковое внимание уделяет как
образу дождя («мелкий дождик», «влажной от дождя»), так и образу берёзы
осеннее время (шум листвы, её цвет). Ни с Элиной, ни с Семёном Приведены
примеры в поддержку собственного мнения: – Этот текст не столько о дожде или
берёзе, сколько в целом об осеннем изменении природы («непостоянная погода»,
«дремотная болтовня» листвы, побледневший цвет листвы).
*Допускается цитирование из текста
Приведено два верных примера на основе текста,
соответствующие заявленному тезису.
Приведено два примера на основе текста,
соответствующие заявленному тезису, один из которых
неверный. ИЛИ Приведён только один пример на основе
текста, соответствующий заявленному тезису, и он верный
Другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует.
«Разработка заданий по читательской грамотности»
I. Задания на нахождение и извлечение информации. (6 класс)
1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Художник Никитин очень торопился на север. (2) Он задумал
написать картину «Весна у белого моря». (3) Ему хотелось показать природу,
которая проснулась от долгого зимнего сна.
(4) Свет и тепло тревожат, будят всё живое. (5) В залитых солнцем
вершинах деревьев уже зазвенела первая песня синицы, затрещал лесной
барабанщик – дятел. (6) Пройдёт неделя, и по зорькам на открытых полянах
(7) Никитин успел приехать на место как раз вовремя. (8) На севере уже
(9) Заскрипели, загрохотали тяжёлые льдины. (10) В просветах между
ними показалась вода. (11) Солнце и ветер взялись за дело: начали ломать и
крушить ледяные оковы зимы.
(12) Художник старался ничего не пропустить в ходе весны. (13) С утра
он забирал ящик с красками и отправлялся на берег моря. (14) Там он
зарисовывал всё, что замечал нового в природе. (15) Он следил за тем, как
оживает земля, как море очищается ото льда, как возвращаются на места
гнездовий перелётные птицы.
(16) Утки, чайки, всевозможные кулики – сколько жизни вносили они в
общую радостную картину весны!
(17) Поэтому Никитин так любил наблюдать за птицами.
(По Г. Скребицкому)
а) тип задания: задания исключение неправильных
1. Выберите вариант ответа, в котором верно определена тема текста:
1) о весне
2) о жизни художника Никитина
3) о птицах
4) о создании картины
2. Выберите вариант, в котором дано верное утверждение:
1) Никитин торопился на север изучать флору и фауну
2) Никитин любил наблюдать за птицами, потому что они вносили
жизнь в период наступления весны
3) Никитин не успел приехать на север, чтобы запечатлеть приход
4) Художник задумал написать картину «Весна»
3. Выберите вариант ответа, в котором дано неверное утверждение.
1) в тексте говорится о том, что Никитин был писателем
старавшемся в своих произведениях использовать различные средства
выразительности для передачи красоты весеннего времени
2) Никитин старался проследить за тем, как с наступлением весны
оживает природа, земля просыпается и очищается ото льда
3) в вершинах деревьев слышится первая звонкая песня синицы, треск
4) птицы, солнце и ветер помогают весне наступить как можно
быстрее, круша зимние оковы
б) тип задания: задание с
1. Напишите развёрнутый ответ на вопрос:
Какие изобразительновыразительные средства использует автор
текста? Укажите названия этих выразительных средств и выпишите примеры
2. Прочитайте сказку и выполните задание.
В некотором царстве, в некотором государстве в волшебной стране
Лингвинии жилабыла огромная дружная семья, которая называлась Части
Речи. В этой семье главным всегда была крепкая дружба и помощь друг
другу. Дети в этой семье были воспитанными, всегда помогали друг другу.
Старшие дети назывались самостоятельные части речи, младшие –
служебные. Еще были междометия, очень выразительные ребята, которые
помогали человеку выразить свои эмоции. Пока, ребята, мы знакомы с
некоторыми из старших детей: самый старший из них волшебник Имя
Существительное (он называет все предметы); второй Глагол, который
умеет обозначать действия предметов; третийИмя числительное, он умеет
обозначать числа, которых так много в нашей жизни; Местоимение именно
он помогает нам указывать на предмет, не называя его; а также Наречие,
умеющий обозначать признаки действий. Еще была красавица Имя
Прилагательное, она умела так красиво раскрасить предметы, что
залюбуешься: красная куртка, синее небо, зеленые леса. А младшие дети,
служебные части речи помогали старшим выполнять самую главную роль в
их жизни: строиться в словосочетания и предложения. Их трое: предлоги,
союзы и частицы. Например: Сегодня нас пройдет огромное торжество. На
улице играли дети взрослые. Я же не в
Задание: на основе текста сказки составьте кластер под названием
II. Задания на интеграцию и интерпретацию информации (9 класс)
Прочитайте отрывок из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени» и выполните задания.
«Он бы среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи
доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой
жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни,
ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый
только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое
белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные
перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической
руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных
пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не
размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера.
Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же
наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо. Когда он
опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине
не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какуюто
нервическую слабость; он сидит, как сидит Бальзакова тридцатилетняя
кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого
взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трёх лет, хотя после я
готов был дать ему тридцать. В его улыбке было чтото детское. Его кожа
имела какуюто женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от
природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на
котором, только по долгом наблюдении можно было заметить следы
морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо
явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на его
светлый цвет волос, усы и его и брови были черные – признак породы в
человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб
докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы
ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать ещё
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся!.. Из-
ресниц они сияли какимто фосфорическим блеском, если можно так
выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего
воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный,
но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и
тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и
а) тип задания: задания с развёрнутым ответом.
1. Опишите своё впечатление о герое после прочтения описания внешних
черт Печорина. Дайте психологическую характеристику герою
повествования, основываясь на описание его внешности. Какие черты
характера можно выделить в персонаже?
2. Задание в группах. Приём «Уголки». (Задание предлагается после
прочтения и обсуждения в полном объёме романа «Герой нашего времени»).
Класс делится на две группы. Первая группа готовит доказательства
положительных качеств Печорина, используя текст и свой жизненный опыт,
вторая отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. В конце
урока делается совместный вывод.
б) тип задания: задание на сопоставление.
1. Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните
Сопоставьте фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с
Предисловием к «Журналу Печорина» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени». Что сближает повествователей в оценках героев?
Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это
известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки,
и я воспользовался случаем поставить имя над чужим произведением. Дай
Бог, чтоб читатели меня не наказали за такой невинный подлог!
Теперь я должен несколько объяснить причины, побудившие меня
предать публике сердечные тайны человека, которого я никогда не знал.
Добро бы я был ещё его другом: коварная нескромность истинного друга
понятна каждому; но я видел его только раз в моей жизни на большой дороге,
следовательно, не могу питать к нему той неизъяснимой ненависти, которая,
таясь под личиною дружбы, ожидает только смерти или несчастия любимого
предмета, чтоб разразиться над его головою градом упрёков, советов,
насмешек и сожалений.
Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так
беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История
души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не
полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие
наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без
тщеславного желания возбудить участие или удивление. Исповедь Руссо
имеет уже недостаток, что он читал её своим друзьям.
Итак, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из
журнала, доставшегося мне случайно. Хотя я переменил все собственные
имена, но те, о которых в нём говорится, вероятно себя узнают, и, может
быть, они найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли
человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы
почти всегда извиняем то, что понимаем.
Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию
Печорина на Кавказе; в моих руках осталась ещё толстая тетрадь, где он
рассказывает всю жизнь свою. Когданибудь и она явится на суд света; но
теперь я не смею взять на себя эту ответственность по многим важным
Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о
характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая
ирония!» — скажут они. — Не знаю.
(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)
Но это кто в толпе избранной
Стоит безмолвный и туманный?
Для всех он кажется чужим.
Мелькают лица перед ним
Как ряд докучных привидений.
Что, сплин иль страждущая спесь
В его лице? Зачем он здесь?
Кто он таков? Ужель Евгений?
Ужели он?.. Так, точно он.
— Давно ли к нам он занесён?
Всё тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит также чудака?
Скажите: чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмотом*,
Гарольдом**, квакером***, ханжой,
Иль маской щегольнёт иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?
По крайней мере мой совет:
Отстать от моды обветшалой.
— Знаком он вам? — И да и нет.
— Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нём?
За то ль, что мы неугомон
Хлопочем, судим обо всём,
Что пылких душ неосторожность
Иль оскорбляет, иль смешит,
Что ум, любя простор, теснит,
Что слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела,
Что глупость ветрена и зла,
Что важным людям важны вздоры
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна?
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек.
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Предметом став суждений шумных,
Несносно (согласитесь в том)
Между людей благоразумных
Прослыть притворным чудаком,
Или печальным сумасбродом,
Иль сатаническим уродом,
Иль даже демоном моим****.
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
* Мельмот — герой романа английского писателя Ч.Р. Метьюрина «Мельмот
Скиталец» (опубликован в 1820 г.) Мельмот является героемискусителем,
презирающим людей и стремящимся познать тайны бытия.
**Гарольд — ЧайльдГарольд, герой поэмы Д.Г. Байрона «Паломничество
***Квакер — член религиозного общество Друзей (квакеров) — изначально
христианское движение, возникшее в годы революции (середина XVII века) в
Англии. **** «Демоном моим» — Пушкин имеет в виду своё стихотворение
в) тип задания: задание с развёрнутым ответом.(6 класс)
Прочитайте отрывок из текста и выполните задания.
Я всегда удивлялся, как изменяет природу снег. Чтобы вполне
насладиться этой картиной, я вышел в поле. Наступали зимние сумерки, и
белый мрак одевал землю.
Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили её поразительной
Я воротился домой и с наслаждением ходил по дорожкам сада.
Засветились огоньки в избах, и бледный луч лёг поперёк улицы.
(По С. Аксакову)
1. Придумайте и запишите вступление и концовку.
IIIЗадания на осмысление и оценивание содержания и
1) тип задания: развёрнутый ответ. (10 класс)
Изучите статьи литературных критиков Д.И. Писарева «Базаров»
Н.Н. Страхова «Отцы и дети» И.С. Тургенева», М.А. Антоновича.
Определите ценность текстов статей для решения задачи: оценка образа
Базарова разными критиками. Выскажите своё мнение о том, кто из авторов
статей более близок к пониманию замысла персонажа Тургеневым И.С.
2) типы заданий: развёрнутый ответ. (89 класс)
а) Прочитайте статью из «Российской газеты».
«В ивановской деревне появился ручей из нечистот»
Текст: Татьяна Ткачёва (Иваново)
Российская газета Неделя Центральная Россия №
Жители станции Ермолино с июля жалуются на зловоние и
потоки нечистот, которые грозят отравить окрестную природу.
Фекалии текут из коллектора, брошенного прежними хозяевами
железнодорожниками. Очистку стоков готова наладить
администрация Ивановского района, но на это потребуется много
времени и денег.
Раньше канализационные воды перекачивал насос, расположенный на
территории “РЖД”. Потом люди заметили, что отходы полились наружу.
Эти потоки испортили не только пейзаж и атмосферу, но и а как иначе
Почему жители Ростова Великого десятки лет живут без канализации
Ермолино крупный железнодорожный узел. Здесь сходятся пути из
Ярославля, СанктПетербурга, Кинешмы, Иванова и Москвы. На самой
станции живут 365 человек. Там же находится администрация
Тимошихского сельского поселения, куда включено целых 18 деревень.
“В 1970х годах для железнодорожников, которые обслуживали этот
участок пути, был построен микрорайон с тремя многоквартирными
домами и коммуникациями (теплоснабжением, водоснабжением,
канализацией). До последнего времени сети были на балансе филиала ПАО
“РЖД” Северной дирекции по ремонту пути”, рассказали в
администрации Ивановского района.
Затем дирекция рассудила, что теплои водоснабжение не ее
профиль, и решила вывести коммунальные объекты из эксплуатации.
Районным властям об этом сообщили заранее, в положенные сроки, чтобы
успели подстелить соломки. Для обслуживания двухэтажек будут за счет
муниципального бюджета бурить артезианскую скважину и строить
котельную с разводящими сетями. Контракты на выполнение работ
заключены, заверили в администрации района. Строительство начнется,
когда будет готова проектносметная документация.
А вот с отводом стоков вышло некрасиво. “В дирекции, не уведомив
администрацию района, также самостоятельно приняли решение вывести
из эксплуатации и систему канализации”, констатировали чиновники.
При этом эксплуатировать эту систему не прекратили.
В РФ увеличат число ливневых канализаций для борьбы с подтоплениями
– Железнодорожники потихоньку уходят со станции Ермолино.
Раньше там были ремонтные бригады, тепловозы стояли. Сейчас нет.
Соответственно, сети не обслуживаются как следует. И вот летом там
серьезное сооружение: судя по схеме, к нему подключен ряд объектов
дирекции (кочегарка, например), а три многоквартирных дома конечные
потребители. Поскольку сеть не промывают вовремя, возникают засоры и
стоки переливаются через край, пояснил глава Тимошихского сельского
поселения Алексей Уткин.
Управляющая компания Ивановского района организовала
временную работу канализации: накопительный резервуар почистили,
провели небольшой ремонт. По словам Уткина, в последнее время жалоб от
населения на “пахучую” проблему в сельсовет не поступало. Впрочем,
перекладывать на поселение с его копеечным бюджетом заботы о старом
коллекторе было бы как минимум странно.
– Будь это наша канализация, обязанности по прочистке и промывке
на нас бы лежали. А так предстоит определить, кто будет этим заниматься
добавил Алексей Уткин. Решается вопрос о передаче объектов на баланс
района. Процесс правового урегулирования проблемы долгий и сложный.
В администрации Ивановского района “РГ” сообщили, что
планируют включить в бюджет 2022 года “разработку проектно
сметной документации с последующим строительством системы
очистки стоков” для станции Ермолино.
б) Прочитайте статью под названием «На каком языке говорят
современные подростки?!» из информационноаналитического портала
«SakhaNewsВыскажите и обоснуйте собственную точку зрения на
предмет, обсуждаемый в тексте. Подтвердите какоелибо утверждение текста
на основе собственного опыта.
«Для современных российских подростков толковый словарь
Ожегова перестал быть авторитетом в вопросах русского языка.
Теперь изъясняться их учат рэперы, геймеры и авторы мемов.
Сможете ли вы поговорить с ребенком на интересные ему темы?
Зачастую на это влияет ваше знание молодежного сленга.
Нынешние подростки первые настоящие «цифровые аборигены».
Они с детства знакомы с интернетом, социальными сетями, селфи и Wi
Они привыкли разговаривать по видеосвязи, а первые игры освоили на
родительском телефоне. Они научились легко собирать и перепроверять
информацию из множества источников. Для них технологии —
неотъемлемая часть повседневной жизни, а между онлайни офлайн
опытом нет чёткой границы.
Советский языковед Евгений Поливанов, отвечая на вопрос о
факторах, определяющих развитие языка, говорил: причины языковой
эволюции лежат в лени человеческой, то есть в стремлении людей
экономить свои усилия и время. Другой известный лингвист
Николаева писала, что язык развивается в рамках стремления выразить
максимум информации за счёт минимума потраченных ресурсов.
Жаргон очень быстро обновляется. В свое время мы говорили друг
другу «Ну, ты, Достоевский», имея в виду «достал, надоел». А сегодня
молодежь реагирует на это выражение с недоумением.
Современные «молодежные» слова чаще всего представляют собой
английские заимствования (мерч), сокращения (ЧСВ, шмот) или слова,
образованные по созвучию (ауф, лойс). Если вы говорите секретарь, а не
офисменеджер, сообщение, а не месседж, отдыхать, а не «чилить»,
унижение, а не «зашквар» то вам почти наверняка больше тридцати.
Вы даже, скорее всего, помните, что значат слова «фужер» и
«сервант», от которых нынешней молодёжи пахнет нафталином. Но если
вы хотите понимать своих детей и внуков, стоит выучить несколько
Агриться – злиться, ругаться. Сленговое выражение, образованное о
Ауф – эксперты «Яндекса» признали это слово самым популярным в
2020 году. Используя такое междометие, музыкант, по версии
поклонников, подражал звуку стартующей машины или волчьему вою и –
как следствие – демонстрировал свою брутальность. В широком же
обиходе «ауф» стали использовать с иными целями: для выражения
удовлетворения, одобрения или восторга, так как слово превратилось в
аналог привычных нам «ого», «вау», «круто», «класс».
Байтить копировать, красть чужие идеи.
Кринж – подростки употребляют его как синоним слова «стыд»
(когда рассказывают о неловких ситуациях, произошедших с ними) или
выражения «испанский стыд» (когда смущаются изза действий других
Лалка человек, который является объектом насмешек. Слово
возникло опять же от английского сокращения LOL (laughing out loud —
смеяться громко вслух).
Троллить значит издеваться, шутить со зла. Отсюда другое понятие
– «кормить троллей», то есть, позволять над собой издеваться.
Всего 1015 лет назад такие неологизмы, как интернеткафе, аська
(приложение ICQ), чика (девушка), сидюк (CD), кул (от английского cool –
круто) казались столь привычными. Но вот прошли годы, и их поймут
только те, кому больше 25 лет. Не всем нравится полномасштабное засилье
англицизмов в русском языке, но от этого, увы, никуда не деться: язык —
это явление живое и изменяющееся. Одни слова через несколько лет канут
в Лету, вместо них появятся новые.
И напоследок. Проверьте, насколько хорошо вы понимаете модные и
«хайповые» слова прямо сейчас. Попробуйте, например, перевести
выражение «я банчу панчами не ради лойса и хайпа».
«Разработка учебных заданий на развитие читательской грамотности».
ФИО: Румянцева Любовь Петровна, учитель истории и обществознания
Место работы: МБОУ «Нечаевская ООШ имени А.В. Горшкова» (Гусь-Хрустальный р-он, Владимирская область)
Задание: Составить 10 различных учебных заданий на развитие функциональной (прежде всего, читательской) грамотности.
Задания должны проверять следующие группы читательских умений:
– находить и извлекать информацию (3 задания);
– интегрировать и интерпретировать информацию (3 задания);
– осмысливать и оценивать содержание и форму текста (2 задания);
– использовать информацию из текста (2 задания).
1. Задания на развитие умений находить и извлекать
В городах с каждым годом становится всё больше и больше многоэтажных домов, автомобильных дорог, а городские свалки переполняются, и для мусора берут новые огромные поля. Всё это вытесняет естественную среду обитания человека, природу города. Ухудшая экологию, люди, как говорится «рубят сук на котором сидят». Задумайтесь, ведь на месте гигантских сооружений могли быть разбиты парки отдыха, сады или аллеи. Там люди будут гулять, приходить отдохнуть от городского шума и загазованных улиц, заниматься спортом или чем-нибудь ещё.
А ведь деревья огораживают нас от всех отрицательных влияний среды города: загрязнённого воздуха, городского шума и нервного стресса, которого мы набираемся в течении трудового дня.
Но в городе плохо не только деревьям. Также там водятся и животные. Но из-за экологии города братья наши меньшие тоже страдают. В последнее время число носителей инфекций и вирусов среди животных резко возросло. Всё потому, что иммунитет у них ослаблен, и нередко это кончается преждевременной смертью животного. А ведь животные приносят большую пользу: птицы поедают насекомых-паразитов и могут разносить семена растений на дальние расстояния, кошки могут ловить мышей, а собаки – лучшие и преданные друзья человека.
Что мы можем сделать для природы в городе? Как нам помочь животным и деревьям?
– Какую проблему затрагивает автор статьи?
– Что автор имел ввиду, употребляя высказывание «..люди, как говорится «рубят сук на котором сидят»?
– Что вы понимаете под естественной средой обитания человека?
– Что мы можем сделать для сохранения природы в городе?
Рост населения планеты вкупе с растущим уровнем благосостояния создает одну из главных проблем современности — рост объема производимых нами отходов. Зачастую мы не видим путь, который проделывает пластиковая бутылка после того, как мы выкинули ее в контейнер. Поэтому нам кажется, что она просто исчезает бесследно. Но это не так. Количество свалок, особенно в развивающихся странах, постоянно растет. И в России это насущная проблема.
Один из самых распространенных и опасных видов отходов — это пластик. Около 8% добываемой нефти идет на его производство. А жизнь пластиковой упаковки с среднем — одна минута после покупки товара, после чего она разлагается до 1000 лет.
В среднем человек производит около 1 кг мусора в день, а ежегодно на планете образуется до 2 млрд тонн отходов. Треть всех отходов производит 16% населения из стран с высоким уровнем жизни. А по прогнозам ежегодный объем отходов в мире вырастет еще на 70%.
В России ежегодно производится около 70 млн тонн отходов в год. На переработку идет только 3%, остальное отправляется на свалки, многие из которых несанкционированны. Только в 2019 году в России началась «мусорная реформа», которая должна сделать более прозрачной и цивилизованной сферу обращения с отходами.
– Как вы думаете, почему автор статьи считает, что «один из самых распространенных и опасных видов отходов – это пластик»?
– Какие цифровые данные приводит автор статьи?
– Какие решения данной проблемы видит автор?
– Как вы понимаете название статьи «Проснулся – убери свою планету»?, «Начинать надо с себя.
Среди ученых изучающих трансформационные процессы нет единого мнения о том, каким будет грядущее информационное общество, какие важнейшие черты можно выделить или какие последствия оно принесет в нашу жизнь. Но большинство исследователей сходятся в одном – информация начинает играть особую роль в развитии общества.
1) Технологические критерии – сюда относится распространение телекоммуникационного оборудования, компьютеров, телефонных и компьютерных сетей. Увеличение пользователей сети Интернет. Распространение энергосберегающих технологий, появление новых видов топлива и материалов и т.д.
3) Изменения в сфере занятости – увеличение доли занятых в сфере услуг и информационном секторе, замещение физического труда «беловоротничковым». Увеличение значения человеческого капитала, профессионализма, образования. Формирования широкого класса профессионалов.
5) Критерий культуры – увеличение роли средств массовой информации, широкое распространение телевидения, радио, газет, журналов, интернета. Возрастание медиа-нагруженности и информационного влияния на общество. Взаимопроникновение культур и широкое распространение западной культуры.
– Какие дискуссионные проблемы называет автор статьи?
– Что ученые называют информационным обществом?
– По каким критериям можно определить насколько та или иная страна продвинулась на пути к построению информационного общества?
– Дайте пояснение по каждому критерию.
2. Задания на развитие умений интегрировать
– Проанализируйте данные в таблице.
– Сравните численность населения Владимирской области в 1970 и 2020 годах. Сделайте выводы.
– Сравните численность городского и сельского населения Владимирской области в 1970 и 2020 годах. Сделайте выводы.
– Сравните численность музеев Владимирской области по годам и по их видам. Сделайте выводы.
– Сравните число посещений музеев. Сделайте выводы.
– Как вы можете объяснить полученную информацию?
– Какому источнику информации больше всего доверяют респонденты? Предположите почему?
– Какому источнику информации меньше всего доверяют респонденты? Предположите почему?
– Сделайте выводы.
3. Задания на развитие умений осмысливать
Сегодня услышать фразу «Дети — наше будущее!» можно от человека любого возраста. Конечно, все мы были детьми, а потом выросли взрослыми людьми, которые уже имеют своих детей. Для всех и каждого из нас дети — это воплощение и реализация наших родительских неосуществлённых желаний и надежд. Родители желают воспитать своего ребёнка так, чтобы он добился большего успеха в своей жизни, чем они сами. Однако, не стоит забывать, что дети — это и наше настоящее. C самого раннего детства дети начинают впитывать информацию из окружающего мира. Чем больше позитивной энергии ребенок получит в детстве, тем благополучнее сложится его дальнейшая жизнь.
Таким образом, в руках каждого родителя и тех людей, которые окружают наших детей. От наших слов, движений и чувств формируется у ребенка понимание и осознание происходящего вокруг него. И в будущем будет то, что будет вложено сейчас. Как говорится в известно пословице «Человек своими поступками сам определяет своё будущее». Следует не забывать о поддержке. Нужно верить в своих детей, в их таланты и возможности. Вера поможет состояться в жизни. Человеческий разум способен творить чудеса. Наши ментальные возможности почти безграничны. Внутри каждого из нас есть Гений. Возможности нашего подсознания огромны. Мы все имеем скрытые таланты. Каждый человек от рождения наделен огромным творческим потенциалом. Главная сложность состоит в том, чтобы его по-настоящему раскрыть. Дети — это будущее. Забота о ребенке является главным долгом родителей. Главное не забывать, что дети быстро и легко осваиваются со счастьем и радостью, ибо они сами по природе своей — радость и счастье.
Карчага, Е. С. Дети — наше будущее!.. Наше настоящее! / Е. С. Карчага. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 342-343. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54658/ (дата обращения: 14.11.2021).
– Дайте название тексту.
– С вашей точки зрения, как вера в своих детей поможет состояться им в жизни?
– Как вы думаете, что такое «позитивная энергия», которую ребенок получит в детстве?
– Предположите, к чему приводит безответственное отношение к выполнению своих родительских обязанностей?
Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.
Одна из основных составляющих здоровья – это здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).
Древние люди не знали особенностей гигиены, правильного питания или оптимального количества физических нагрузок. Это способствовало уменьшению численности населения и колоссальному количеству больных людей. С течением времени понятие здорового образа жизни «въелось» в сердца граждан. Желание прожить как можно дольше, увидеть внуков и обладать достаточным здоровьем, чтобы успеть с ними понянчиться, – отличная мотивация к созданию основы для здорового образа жизни.
Главные составляющие здорового образа жизни:
• умеренное и сбалансированное питание
• достаточная двигательная активность
• закаливание организма
• отказ от вредных привычек
• режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов
• личная гигиена
• умение управлять своими эмоциями
• безопасное поведение в быту, на работе, на улице, в школе, обеспечивающее,
• предупреждение травматизма, отравления, аварийных ситуаций.
– С вашей точки зрения, как здоровый образ жизни поможет вам состояться в жизни?
– Дополните список «Главные составляющие здорового образа жизни»
– Как вы думаете, что такое «физическое и психическое здоровье»?
– Предположите, к чему приводит безответственное отношение к своему здоровью?
4. Задания на развитие умений использовать
Современную эпоху все чаще определяют как «век образования», в которой само – образование – главная гарантия будущего человека. Что было вчера – уже не вернется, что будет завтра – мы можем только предполагать. Изменения все более приобретают глобальный характер: изменяется цивилизация, развивается техника и технология, меняется природа, появляются новые формы взаимодействия людей. Это требует от человека новых черт характера, менталитета, универсальных знаний, связанных не только с его профессиональной деятельностью.
В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность.
Мы пришли к пониманию, что от образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений. Но очень важно не растерять способность чувствовать, размышлять, сопереживать, видеть и оценивать красоту окружающего мира, красоту человеческих отношений. Поэтому необходимо обеспечить и общекультурное, личностное развитие человека.
Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе.
Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.
– Какие качества отличают современных образованных людей?
– Какие умения и навыки необходимы в современном мире?
– Почему учиться и получать образование нужно на протяжении всей жизни? пПриведите аргументы.
– Каким образом образованный человек может влиять на будущее?
Неумение выстраивать отношения часто становится проблемой в межличностном взаимодействии. Если личность боится или не умеет налаживать контакты, развитие связей вряд ли будет успешным. Иногда складываются ситуации, когда человек не может подобрать необходимых слов или выражений для конструктивного диалога. Из-за этого в отношениях возникает недопонимание. Быстрее научиться общаться с окружающими помогут следующие советы психологов:
- Необходимо уметь слушать собеседника и интересоваться тем, что он говорит.
- Человеку нужно следить за своей мимикой и чаще улыбаться.
- При общении партнёра чаще надо называть по имени, при произношении которого его обладатель испытывает положительные эмоции.
- Речь приятна на слух, если в ней нет слов-паразитов.
- Человеку надо следить за интонацией.
- Равнодушный тон отбивает желание продолжать общение.
- Личность, которая говорит чётко и красиво, приятно слушать.
- Когда человек ясно излагает свои мысли, они будут понятны собеседнику.
- Людям нужно регулярно пополнять свой словарный запас, чтобы правильно выстраивать свою речь и понимать чужую.
- Если индивид чувствует страх при контакте с окружающими, ему нужно проявить силу воли и поработать над своими коммуникативными навыками.
Любой человек появляется на свет и находится в обществе на протяжении всей жизни. Изолировать себя от всех невозможно, хотя личность может сократить виды межличностных связей и оставить лишь необходимые для неё типы отношений. Однако только удачное создание коммуникативного взаимодействия способствует гармоничному личностному росту.
– В каких ситуациях возникают недопонимания между людьми? Приведите примеры.
– Какие советы психолога вы считаете самыми главными в общении с окружающими? Почему?