«Здоровьесберегающая компетентность»

Малютина Елена
Формирование здоровьесберегающей компетентности в ДОУ

Малютина Елена Алексеевна

МБ ДОУ «Детский сад «Изумрудный город»

Воронежская обл., Новоусманский р-н, п. Отрадное

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Образование – единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, являющийся общественно значимым и осуществляемый в интересах общества и государства, семьи, человека, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Педагогическим процессом называется взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт преобразуется в качество личности. Важную роль педагогического процесса играет обеспечение единства обучения, воспитания и развития.

Педагогический процесс является системой, в которой слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художествен-но-эстетическое развитие – вот основные направления образовательной дея-тельности в ДОУ. Но эти направления будут гораздо эффективнее и охотнее осваиваться детьми с хорошим самочувствием и прекрасным настроением, а это невозможно без физического развития. С давних времен в сказках, рас-сказах, историях часто пропагандируется «в здоровом теле здоровый дух».

Образовательные учреждения являются социальным институтом, осу-ществляющим социализацию детей, в процессе которой усваивается цен-ность здоровья, формируется мотивация к здоровому образу жизни. Большое значение приобретает деятельность воспитателей по сохранению и укреплению здоровья воспитуемых.

Формирование здоровьесберегающих компетенций в детском саду – целенаправленный, специально организованный психолого-педагогический процесс, обеспечивающий формирование ценности здорового образа жизни у воспитанников, выработку стереотипа социального поведения, формирование, значимых для здорового образа жизни, мировоззренческих установок, направленных на осознание ценности здоровья, ценности жизни, на сохранение и укрепление состояния здоровья.

Задача воспитателя – заложить основы, направляющие развитие личности дошкольников в сторону здоровья. Это трудоемкая работа. Важно, чтобы здоровое существование в мире стало ценностью детей, имело смысл, определяло конкретные выборы. Одна из главных задач современных образовательных учреждений – помочь воспитанникам осознать ценность здоровья, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого они должны понять основные принципы ЗОЖ, что возможно только в результате целенаправленной совместной работы воспитателей и родителей.

Ответственное отношение к здоровью может формироваться у ребенка только в том случае, если есть условия, способствующие этому процессу. Таким важным условием является ценностная установка педагогов на здоровье, здоровый образ жизни и реализацию здоровьесберегающих технологий в своей профессиональной деятельности.

Дети должны осознавать тот факт, что их поведение во многом определяется потребностями повседневного существования и собственным представлением о полноценной жизни. Необходимо обеспечить дошкольникам благоприятные условия для выбора и поддержания такой линии поведения, такого образа жизни, которые способствуют укреплению здоровья.

В обеспечении психолого-педагогических условий формирования компетентности здоровьесбережения у дошкольников важную роль играют родители. Владение системой знаний о здоровье ребенка, создание условий для занятия физической культурой дома, организация оптимального режима, питание ребенка, создание условий для формирования основ гигиенической культуры у детей, соблюдение здорового образа жизни – все эти условия могут создать родители дома и тем самым усилить влияние ДОУ на формирование основ здоровьесбережения дошкольников.

Проблема заключается в том, что в современных условиях быстрого развития научно-технического прогресса, сильной загруженности людей на работе, у родителей на это не остается времени и сил. Они не только не проявляют достаточной заинтересованности в решении проблемы здоровьесбережения детей, не используют воспитательные возможностей семьи, но и демонстрируют модель поведения, противоречащую здоровому образу жизни (гиподинамия, вредные привычки и т. д.). Понятие о здоровьесбережении дошкольника начинается с организации здорового образа жизни в семье. Условия здоровьесбережения в семье : целенаправленность, систематичность, личный пример родителей.

Задача современного педагога и воспитателя заинтересовать родителей принять участие в формировании здорового образа жизни у детей. Важно вовлечь семью в этот процесс, т. к. именно семейные традиции и привычки переносятся человеком во взрослую жизнь. Опыт своей семьи дошкольник перенесет во взрослую жизнь и свою будущую семью. Только так пойдет процесс формирования здорового общества в целом.

Ясно, что формование здоровьесберегающих компетентностей воспи-танников ДОУ невозможно без системной работы с родителями.

Работа воспитателя может включать в себя:

– подготовку материалов для информационных стендов и своевремен-ное их обновление, наполнение информацией об особенностях приспособления ребенка к новому распорядку дня, особенностям рациона питания в детском саду;

– подготовка памяток для родителей, которые впервые ведут ребенка в ДОУ;

– организация родительских собраний, на которых акцентировать вни-мание на необходимости правильного питания детей и соблюдения распо-рядка дня дома;

– проведение индивидуальных бесед с родителями по вопросам привыкания ребенка к дошкольному учреждению, состояния физического и психологического развития ребенка, уровня сформированности культурно-гигиенических навыков;

-проведение просветительских работ с родителями воспитанников по, интересующим их, вопросам;

Таким образом, современному педагогу необходимо иметь в арсенале как можно больше различных путей решения педагогических проблем. Целенаправленная работа с семьей имеет важное значение для формирования здоровьесберающих компетентностей дошкольников. Компетентность родителей в области здоровьесбережения детей зависит от наличия у родителей умений осуществлять здоровьесберегающую деятельность, связанную с укреплением здоровья. Компетентность родителей дошкольников должна способствовать достижению положительных результатов в сохранении здоровья детей.

Виктория Родимушкина
Развитие здоровьесберегающих компетенций у дошкольников

Методическая разработка “Развитие здоровьесберегающих компетенций у дошкольников”

Выполнила: Родимушкина В. В.

««. чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»

Н. М. Амосов.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей ухудшается, поэтому проблема сохранения здоровья детей дошкольного возраста и привитие им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальна.

О здоровье детей можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Поэтому наиболее важным считаем формирование у детей мотивации здорового образа жизни.

Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – задача, прежде всего, родителей и образовательного учреждения. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам – оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также во взаимодействии с семьей, с педагогическим коллективом.

Результатом работы по формированию здорового образа жизни станет здоровьесберегающая компетентность ребёнка как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Основываясь на концепции Ю. М. Змановского, мы определили для себя оздоровительный комплекс, который состоит из следующих компонентов :

– соблюдение распорядка дня с обязательным полноценным сном;

– ежедневная достаточная двигательная активность детей;

– рациональное питание;

– выработка психоэмоциональной устойчивости;

– проведение закаливающих процедур.

Исходя из этого, поставили перед собой цель: Создание условий, способствующих формированию здорового образа жизни.

Определили для себя следующие задачи:

1. Формирование элементарных знаний о человеческом организме;

2. Овладение основами гигиенической и двигательной культуры;

3. Формирование потребности в здоровом образе жизни, физическом и психическом саморазвитии;

4. Привитие детям умения осознанно укреплять своё здоровье;

5. Ознакомление родителей с содержанием и формами оздоровительной работы в ДОУ;

6. Привлечение родителей к взаимодействию, как участников образовательного процесса в вопросах формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

Для реализации поставленных перед собой цели и задач, необходима полноценная развивающая предметно-пространственная среда. Традиционное и не традиционное оборудование в физкультурном уголке нужно для самостоятельной двигательной активности и стимуляции творческого самовыражения детей.

Помимо физических качеств необходимо усваивать и глубокие знания, способствующие приобретению навыков здорового образа жизни. В этом помогают: альбомы с картинками, детские книги и энциклопедии, способствующие развитию представлений о строении собственного тела, назначение органов, иллюстративный материал и настольно­ печатные игры, направленные на формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма, а также обучению ухода за своим телом. Кроме того, в должны быть дидактические и настольно-печатные игры, позволяющие знакомить и обучать детей навыкам оказания элементарной помощи.

При подборе игрового материала можно опираться на концепцию Н. Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Все это способствует более эффективному развитию двигательных навыков, становлению психических функций, эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста.

В дошкольном учреждении используются следующие здоровьесберегающие технологии :

– физкультурно-оздоровительные технологии : такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика (А. Н. Стрельниковой, гимнастика для глаз, витаминотерапия, гимнастика после дневного сна;

технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье : психогимнастика (Е. А. Алябьева, пальчиковая гимнастика, логоритмика.

Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждениях является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.

Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.

Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей уделяется совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности воспитанников. С этой целью учитывается двигательный режим детей в детском саду, который включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:

– утренняя гимнастика

– индивидуальная работа

– подвижные и спортивные игры

– оздоровительный бег

– гимнастика после сна и прохождение по “тропе здоровья”

– спортивные досуги и праздники

– музыкальные и физкультурные занятия.

Результатом эффективной работы педагогического коллектива должно являться снижение заболеваемости детей и формирование установки на здоровый образ жизни.

Но высоких результатов невозможно достичь, если к нашей работе не подключатся родители воспитанников. Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями – общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание развивающей предметно­ пространственной среды.

Таким образом, условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Аспекты формирования физической и здоровьесберегающей компетентности у  школьников среднего возраста.

Автор статьи: учитель физического воспитания Молокова И.О., г. Павлодар 2014 г.

О?у процесін сауы?тыру процесімін паралелді т?рде ?арастыру ?ажетілігі тауындады, рухани, адамгершілік ?асиеттерді? ?алыптасуынысыз тул?а дамымайды, денсаулы? болмайды

It is necessity to examine educational process parallel with health, because there is no harmonic development of pergon without formation of spirituality and morality.

В связи с внедрением новых технологий обучения, проблема здоровья учащихся становится приоритетной, приобретает особую важность. Для того, чтобы каждый ученик стал способным реализовать себя всюду он должен быть конкурентоспособным и здоровым.

На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого  школьного учреждения, так как именно в  школьном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, а в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат базой для формирования его физической компетентности.

Сущность физической компетентности может быть заключена в одной фразе: знаю, умею, могу, хочу! Поэтому, педагогическая технология формирования физической компетентности должна развертываться с учетом этих позиций: от первоначального сообщения знаний о себе, своем здоровье, через формирование разнообразных умений и навыков, способностей применять эти знания в специально организованной деятельности, к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, проявляя при этом свое двигательное творчество.

В структуре физической компетентности выделяются ключевые и сопутствующие компетенции. Ключевые обеспечивают решение основных задач физического воспитания, к ним относятся:

  • Информационные компетенции (необходимый и доступный ребенку объем знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре человека, способах укрепления своего здоровья средствами санитарии и гигиены, физического воспитания и др.).
  • Мотивационные компетенции (формирование личностно-значимых и общественно-значимых интересов и мотивов – понимание, что значит физическая культура, занятия спортом для меня самого, для группы, для команды, в которой я играю).
  • Операционально-деятельностные компетенции (формирование навыков здоровья и физической культуры в целом, способов выбора разнообразных упражнений; конструирование своего поведения в социальной действительности для достижения физического совершенства).
  • Рефлексивные компетенции (приобретение детьми собственного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности на основе умения анализировать свое поведение; становление собственной позиции).

Эффективность формирования физической компетентности предопределяется грамотным построением технологии физического воспитания. Несмотря на большое количество вариативных программ (комплексных, парциальных), – успех становления физической компетентности будет связан с правильным подбором средств, методов, форм и условий, направленных на полноценное физическое и психическое развития детей, укрепление их индивидуального здоровья, формирование привычки к закаливанию и физической культуре, выполнение правил безопасности жизни. Основными средствами формирования двигательной компетентности являются широкое использование естественных факторов природы, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов, создание благоприятных условия для разнообразной двигательной деятельности ребенка.

А для успешного усвоения учебной программы ребенку необходима повышенная умственная работоспособность, снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма и мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности. Это приводит к снижению интеллектуальной продуктивности.

Поэтому вооружив учащихся знаниями и умениями самостоятельных занятий оздоровительными упражнениями на переменах, позволит повысить уровень здоровья и умственную работоспособность.

Для решения данной проблемы я предлагаю использовать в работе спецкурс по теме «Оздоровительные системы в жизни человека», он даст возможность учащимся познакомиться с различными оздоровительными системами, вооружит учеников знаниями, умениями и навыками, укрепляющими их здоровье.

Данный спецкурс рассчитан на учеников среднего звена и носит ознакомительный характер. На занятиях   спецкурса учащиеся узнают о самых популярных оздоровительных системах, и   имеют возможность опробовать их на практических занятиях. Также  даст возможность учащимся познакомиться с различными оздоровительными системами, вооружит учеников знаниями, умениями и навыками, укрепляющими их здоровье. Позволит привлечь родителей к занятиям оздоровительными системами.

На ознакомление с данным спецкурсом отводится 5 занятий, занятия по практическим сведениям проводятся в кабинете, практические занятия рекомендуется проводить в зале с покрытием пола.

Задачи предлагаемого спецкурса:

1. Привлечение учащихся к здоровому образу жизни во внеурочное время.

2. Помощь в выборе оздоровительной системы.

3. Создание условий для изучения оздоровительных систем.

4. Практическое применение полученных знаний. (тренинги).

Тематический план проведения интеллектуальных перемен.

Вводное занятие. Краткая характеристика различных оздоровительных систем

Оздоровительная система Амосова

Парадоксальная гимнастика Стрельниковой

Оздоровительная система Хатка – йога

Оздоровительная система Норбекова, итоговое занятие.

1. Влияние оздоровительной физической культуры на организм школьника.

2. Краткая характеристика различных оздоровительных систем.

1. Кто такой Н.М.Амосов?

2. Оздоровительная система Н.М. Амосова

•  где можно заниматься по данной системе и какое оборудование для этого нужно иметь

•  Кому можно заниматься по данной системе

•  Каких результатов можно добиться, занимаясь по системе предложенной Н.М.Амомовым

1. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

•   Для чего нужна такая гимнастика

•   В чем парадоксальность дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

•   Для кого полезна эта система

1  Оздоровительная система Хатха – йога

•  Кто такие йоги и где они живут

•  Как была придумана система хатха – йога

•  Когда и для чего нужно заниматься гимнастикой хатха — йога

•  Можно ли для улучшения здоровья использовать позы хатха – йога

•  Дыхание по хатха – йога

1. Оздоровительная система Норбекова

• Кому можно заниматься по данной системе

3. Подведение итогов

• Пульсовой тест на определение работы ССС

Занятие №2  Оздоровительная система Н.М. Амосова

• Тест с приседаниями

• Тест с подскоками

• Упражнения, лежа в кровати

• Упражнения, сидя на стуле

Занятие № 3  Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

• Тест на ЖЕЛ

• Разминочные упражнения дыхательной гимнастики

Занятие № 4  Оздоровительная система Хатха – йога

• Оздоровительные позы и элементы оздоровительного самомассажа

• Дыхание по хатха — йога

Занятие № 5       Оздоровительная система Норбекова

• Упражнения для глаз

• Дыхательные упражнения

Комплексное использование различных оздоровительных систем предполагает широкую палитру методов и приемов, реализация которых обеспечивает становление разных ключевых компетенций.

Обогащение мотивов учения и познания в двигательной деятельности (ознакомление с различными оздоровительными системами) ведет к расширению мотивационной сферы личности ребенка, и, в конечном итоге, формированию физической и здоровьесберегающей  компетентности

1 Конституция РК. 1993

2.Андронова М.И. Азбука здоровья, – Новосибирск: 2000 З.Лободин В.Т. Оздоровительные практики, -С-П б: Невский проспект, 1999 4.1000+1 совет о питании при занятиях спортом.- Минск: Современный литератор, 1999 Автор-составитель Альциванович К.К.

3. Виноградов Г.Н., Кулъназаров А.К., Садов В. Ю.Теория и методика здорового образа жизни; Учебное пособие.-Алматы:НПЦФК,2004, 312с

4. . Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997.

5. Л. А. Лещинский. Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 1995.

6. Ладингтон Э., Дейлъ Г., Гамлешко И. Ключи к здоровью.- Заокский: Источник жизни. 2004.

7. Настольная книга учителя физической культуры. Под  ред.  Л.  Б.  Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.

8.Петрушин В. И., Петрушина Н. В. Валеология: Учебное пособие,- М.: Гар-дарики,2003.

9.Прнходько Н.Г., Лукьяненко М.В. Валеология: курс лекций.- Алматы; Ар-каим, 2002.

10.Чумаков Б.Н. Валеология: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.

11.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания.-М.:Академа, 2003,480 с

Просмотр содержимого документа

«Аспекты формирования физической и здоровьесберегающей компетентности у школьников среднего возраста

Лариса Матевосян
Методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ

В контексте исследовательской работы все формируемые компоненты здоровьесберегающей компетентности выступают как элементы целостной системы личностных свойств педагога. В свою очередь личность специалиста формируется и совершенствуется в образовательной системе профессиональной деятельности, состоящей из совокупности подсистем, включающей в себя формы и методы развития компетентности.

дискуссия – данный метод формирования компетентности характеризуется тем, что требует от участников выразить свое отношения к осуждаемому вопросу здоровьесбережения, представить свою позицию в споре и высказать точку зрения, которая может отличаться от иных;

лекция – в формировании у педагогов здоровьесберегающей компетентности большое значение будут иметь лекционные занятия, которые вводят в теоретическую основу, дают целостное представление об изучаемой теме и развивают здоровьесберегающую компетентность. Наряду с традиционными видами лекций, могут быть использованы лекции-консультации, лекции-исследования, лекции в тандеме с приглашенным специалистом (врач-педиатр, физиотерапевт, инструктор по физической культуре, педагог-психолог);

тренинг – данный метод направлен на формирование практических умений и предполагает, что содержательная часть здоровьесбережения уже усвоена педагогическими работниками. Основной задачей тренинга является организация самостоятельной работы, в процессе которой участники тренинговой группы осваивают определенные умения здоровьесбережения, изменяют отношения к процессам в рамках данной компетентности.

Резюмируя контекстный подход к формированию здоровьесберегающей компетентности, можно говорить о том, что он способствует практическому овладению деятельностью в рамках формируемой компетентности, позволяет педагогам ДОУ овладеть знаниями, умениями и навыками по реализации здоровьесбережения в воспитательно-образовательном процессе в рамках аудиторной работы.

Технология игрового обучения – является частным случаем использования активных методов обучения педагогов. Наиболее представительным методом данной технологии выступают деловые игры – модель, включающая в себя объект управления и управляющую ситуацию, ценность которой заключается в воспроизводимости наиболее типичных ситуаций здоровьесбережения в профессиональной среде, что позволяет приобрести опыт социально-ролевого поведения в таких ситуациях. Игровые цели деловой игры по отношению к педагогическим целям формирования, выполняют функцию средств. Опыт выполнения действий игры, формирует умения, навыки и качества личности профессионала, представленные в здоровьесберегающей компетентности. Разбор игры, последующая рефлексия участников по поводу ее проведения на заключительной дискуссии – несут обучающую и воспитывающую нагрузку. Резюмируя технологию игрового обучения, можно говорить о том, что деловая игра позволяет продемонстрировать и просмотреть несколько индивидуальных вариантов проигрывания одной и той же роли в заданной ситуации, в результате чего у педагогов появляется возможность сравнивать требования, предъявляемые к исполнению различных ролей в рамках рассматриваемой компетентности.

Переходя к формированию выводов можно говорить о том, что при построении комплексной теоретической модели формирования здоровьесберегающей компетентности педагога, необходимо не только обозначить структуру, способствующую развитию всех компонентов компетентности, содержательную и технологическую ее стороны, но и подобрать технологии и методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ. За основу нашего исследования взяты методы формирования, предложенные И. В. Патрушевой, который включают в себя: технологию проблемно-деятельностного обучения (методы : проблемное обучение, технологию контекстного обучения (методы : дискуссия, лекция, проблемный семинар, «мозговой штурм», «круглый стол», конференция, экскурсия, тренинг, технологию игрового обучения (методы : деловая игра, сюжетно-ролевая игра, технологию кейс-методов (методы : практические кейсы, обучающие кейсы, научно-исследовательские кейсы) и непосредственную практическую деятельность в рамках профессиональной на базе дошкольного образовательного учреждения.

1. Бухарова, И. С. Психология. Практикум: учеб. пособие для СПО / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева, Е. А. Царегородцева. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 208 с. – Текст: непосредственный.

3. Патрушева И. В. Формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе / И. В. Патрушева. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. – 148 с. – Текст: непосредственный.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, без них немыслим педагогический процесс современного детского сада. В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе

Здоровьесберегающая компетентность – готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением, и сохранением здоровья(соблюдение личной гигиены, культуры питания, соблюдение правил безопасного поведения в быту, разумное поведение в непредвиденных ситуациях

В системе работы по формированию здоровьесберегающей компетентности можно выделить три этапа:

  • Начальный. Выполнение элементарных правил здоровьесбережения на уровне первоначального умения.
  • Информативный. Ребенку даются базовые представления о строении своего организма, о здоровье, связях с окружающей средой, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, правилах здорового образа жизни. Формирование полноценного понимания основ ЗОЖ.
  • Деятельный. Закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствования. Приобретение опыта ведения здорового образа жизни в условиях здоровой окружающей среды, умение применять свои знания и умения для укрепления своего здоровья.

Для реализации здоровьесберегающей компетентности необходимы следующие условия:

  • Создание предметно-развивающей среды в ДОУ.
  • Система работы с детьми.
  • Сотрудничество с родителями.

В ДОУ для этой работы складываются благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома.

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни можно представить как ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ и ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

Здоровьесберегающие компетентности мы можем проследить в нашей общей программе, в которой ФГОС предполагает образовательную область – «Физическое развитие». Содержание этой области многогранно – это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и многое другое. И, конечно же, – формирование у самих дошкольников привычки к здоровому образу жизни.

Реализация задач этих областей предполагает развитие здоровьсберегающей компетентности, что в итоге вытекает в развитие интегративных качеств

Одним из средств решения этих задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Задачи здоровьесберегающих технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

технологии сохранения и стимулирования здоровья; технологии обучения ЗОЖ;

В моей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня.

Технология сохранения и стимулирования здоровья

  • Гимнастика бодрящая (Закаливание)
  • Подвижные и спортивные игры
  • Гимнастика для глаз

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются малоподвижные игры, элементы дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Подвижные игры благотворно отражаются на здоровье детей и общем развитии

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов) , звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Учим детей правильному дыханию, глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика (закаливание) Ведущее место в воспитании здорового ребенка и профилактике заболевания занимает закаливание .Проводится ежедневно после дневного сна. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, массаж сухими махровыми варежками, мытье рук и лица прохладной водой. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 10мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Утренняя гимнастика на свежем воздухе до температуры -12 градусов.

Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств проводим с детьми физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе.

Это могут быть традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). На занятиях используем различную мотивацию: «Маленькие спортсмены», «Гномик простудился» и др. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Серия игровых занятий «Сто шагов к здоровью». В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как “не болезни”. Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Правильно организованная предметно-развивающая среда является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Для этого разработана система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни «Сто шагов к здоровью».

На таких занятиях как «Уроки Мойдодыра», «Сказка про зубную щетку», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Страна волшебная здоровье» дети знакомятся с организмом, с функциями жизненно необходимых органов, которые помогают людям видеть, слышать, чувствовать, со способами ухода за ними, с полезной и вредной едой и др.

Учитывая наглядно-образный характер мышления дошкольников, в своей работе использую различные методы, наглядно показывающие необходимость выполнения правил: моделирование, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, знакомство со схемами. Использую в работе дидактические игры – «Мое лицо», «Умею не умею», «Здоровье из корзинки», «Полезная -вредная еда» «Говорящая анатомия» и др. Они способствуют формированию навыков здорового образа жизни.

Широко использую в работе прием разрешения проблемных ситуаций, который заключается в том, что рассказывая детям короткую историю с простым сюжетом где герои сталкиваются с несложными трудностями (попадают под дождь, переохлаждаются и т.д.), предлагаю разрешить эти трудности и помочь героям выйти из сложной ситуации. При этом не просто рассказываю историю, а одновременно рисую (упрощенно) происходящее карандашом или мелом. Предложенные детьми ответы также дорисовываются мною либо детьми. Таким образом, проблема разрешается.

В процессе работы по формированию привычки к ЗОЖ часто использую беседы (Чистота и порядок в группе”, “Правила поведения во время прогулки”, «Упрямый медвежонок»и др.

Использование художественной литературы помогает обогащать знания детей, искать ответы на многие вопросы. Например чтение С,Черного “Про Катюшу” – воспитывает привычку содержать одежду в чистоте. В,Сутеева “Кто сказал мяу?” -формирует представления об органах слуха и зрения, Т,Воронкова “Маше – растеряша” В,Бианки “Купание медвежат” – формирует привычку к здоровому образу жизни и КГН, опрятность, чистоту, аккуратность. Сказки “Как Андрейка победил кариес”, “Приключение микроба” -формируют представление о микробах и КГН. К,Чуковский “Айболит” – формирует представления и уважение к людям медицинской профессии.

Самомассаж. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком .

Для детей самомассаж – это профилактика сколиозов, простудных заболеваний

Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрыва­ющие массажные движения, их простота, до­ступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время спо­собствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздейст­вия, а это гарантия успеха реабилитацион­ной, коррекционной и развивающей работы.

Активный отдых (физкультурный досуги, музыкальный досуг, «Недели здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях

Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения

В группе созданы специальные условия: физкультурный уголок. Где сосредоточено стандартное и нестандартное оборудование (ребристые и профилактические дорожки, массажные коврики, кольца для метания, твердые и мягкие мячи, модули и т.д. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь.

На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке. В формировании здоровьесберегающей компетентности необходимо обращать внимание, чтобы усвоение и использование правил носило осознанный характер, чтобы ребенок понимал необходимость выполнения правил для здоровья, формирование практических умений и мотивов выполнения правил было окрашено положительными эмоциями, у детей развивался самоконтроль

Также важно, чтобы дети придерживались правил поведения и при отсутствии внешнего контроля со стороны взрослого, на основе сформированных мотивов выполнения правил, для этого ребенок должен накапливать индивидуальный опыт поведения во время режимных моментов, в игровой, самостоятельной двигательной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *