Значение, виды универсальных учебных действий для детей

Виды универсальных учебных действий.

В
составе основных видов универсальных
учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования,
можно выделить четыре блока: 1) личностный;
2) регулятивный
(включающий
также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.

Личностные
действия
обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию учащихся
(знание моральных норм, умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими
принципами, умение выделить нравственный
аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных
отношениях. Применительно к учебной
деятельности следует выделить три
вида личностных действий:


личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение;


смыслообразование
– установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом,
между результатом учения и тем, что
побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Ученик должен задаваться
вопросом: какое значение и какой смысл
имеет для меня учение? и уметь на него
отвечать;


нравственно-этическая
ориентация,
в том числе и оценивание усваиваемого
содержания (исходя из социальных и
личностных ценностей), обеспечивающее
личностный моральный выбор.

Регулятивные
действия
обеспечивают
учащимся организацию их учебной
деятельности.


целеполагание
как
постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;


планирование

определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и
последовательности действий;


прогнозирование

предвосхищение результата и уровня
усвоения знаний, его временных
характеристик;


контроль
в
форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от
эталона;


коррекция

внесение необходимых дополнений и
корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального
действия и его результата;


оценка

выделение и осознание учащимся того,
что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения;


саморегуляция
как
способность к мобилизации сил и энергии,
к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного конфликта) и к преодолению
препятствий.

Познавательные
универсальные действия
включают:
общеучебные, логические, а также
постановку и решение проблемы.


самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;


поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;


осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной и
письменной форме;


выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных
условий;


рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;


смысловое чтение как осмысление цели
чтения и выбор вида чтения в зависимости
от цели; извлечение необходимой информации
из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и
второстепенной информации; свободная
ориентация и восприятие текстов
художественного, научного, публицистического
и официально-делового стилей; понимание
и адекватная оценка языка средств
массовой информации;


постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.

Особую
группу общеучебных универсальных
действий составляют знаково-символические
действия:


моделирование – преобразование объекта
из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики
объекта (пространственно-графическая
или знаково-символическая);


преобразование модели с целью выявления
общих законов, определяющих данную
предметную область.


анализ объектов с целью выделения
признаков (существенных, несущественных);


синтез – составление целого из частей,
в том числе самостоятельное достраивание
с восполнением недостающих компонентов;


выбор оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов;


подведение под понятие, выведение
следствий;


построение логической цепи рассуждений;


выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка
и решение проблемы:


самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового
характера.

Коммуникативные
действия
обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнеров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать
в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.

К
коммуникативным действиям относятся:


планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками – определение
цели, функций участников, способов
взаимодействия;


постановка вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации;


разрешение конфликтов – выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его
реализация;


управление поведением партнера –
контроль, коррекция, оценка его действий;


умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.

Развитие
системы универсальных учебных действий
в составе личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных
действий, определяющих развитие
психологических способностей личности,
осуществляется в рамках нормативно-возрастного
развития личностной и познавательной
сфер ребенка. Процесс обучения задает
содержание и характеристики учебной
деятельности ребенка и тем самым
определяет зону
ближайшего развития
указанных
универсальных учебных действий (их
уровень развития, соответствующий
«высокой норме») и их свойства.

Существенное
значение для формирования коммуникативных
универсальных действий, как и для
формирования личности ребенка в целом,
имеет организация совместной работы
учащихся в группе. Можно выделить
следующие преимущества совместной
работы:


возрастает объем и глубина понимания
усваиваемого материала;


на формирование знаний, умений, навыков
тратится меньше времени, чем при
фронтальном обучении;


уменьшаются некоторые дисциплинарные
трудности (сокращается число учеников,
не работающих на уроке, не выполняющих
домашние задания);


снижается школьная тревожность;


возрастает познавательная активность
и творческая самостоятельность учащихся;


возрастает сплоченность класса;


меняется характер взаимоотношений
между детьми, они начинают лучше понимать
друг друга и самих себя;


растет самокритичность; ребенок, имеющий
опыт совместной работы со сверстниками,
более точно оценивает свои возможности,
лучше себя контролирует;


дети, помогающие своим товарищам, с
большим уважением относятся к труду
учителя;


дети приобретают навыки, необходимые
для жизни в обществе: ответственность,
такт, умение строить свое поведение с
учетом позиции других людей.

В
контексте задач образования ценность
овладения учащимися коммуникативными
действиями и навыками кооперации
диктуется необходимостью их подготовки
к реальному процессу взаимодействия с
миром за рамками школьной жизни.
Современное образование не может
игнорировать то обстоятельство, что
обучение всегда погружено в определённый
социальный контекст и должно отвечать
его требованиям и нуждам, а также
 всемерно способствовать становлению
гармоничной личности.

К
числу таких задач относятся толерантность
и умение жить с другими в многонациональном
обществе, что в свою очередь предполагает:

•        осознание
приоритетности многих общих для всех
членов общества

•        следование
моральным и этическим принципам,
отвечающим задачам

•        понимание,
что гражданские качества основаны на
уважении друг

друга
 и обмене информацией, т. е. умении
слушать и слышать друг друга;

•        умение
сравнивать разные точки зрения прежде,
чем принимать решения и делать выбор.

Развивающий
потенциал коммуникативных УУД не
ограничивается сферой своего
непосредственного приложения — общением
и сотрудничеством, но и напрямую
затрагивает познавательные процессы,
в также личностную сферу  школьников.

Без
внедрения соответствующих педагогических
технологий коммуникативные действия
и основанные на них компетенции будут,
как и сегодня, принадлежать сфере
индивидуальных способностей ученика
(в основном не соответствующих современным
требованиям).

Уровни
сформированности учебных действий
(Репкин Г.В., Заика Е.В.)

1Отсутствие
учебных действий как целостных «единиц»
деятельности.Выполнение
  лишь отдельных операций, отсутствие
планирование и контроля, выполнение
действия путем копирования действий
учителя, подмена учебной задачи задачей
буквального заучивания и воспроизведения.

2Выполнение
учебных действий в сотрудничестве с
учителем.  Необходимы
разъяснения для установления связи
отдельных операций и условий задачи,
самостоятельное выполнение действий
возможно только по уже усвоенному
алгоритму

3Неадекватный
перенос учебных действий на новые
виды задач.

4Адекватный
перенос учебных действий в сотрудничестве
с учителем.

Характеристика
результатов формирования УУД
в начальной
школе на разных этапах обучения по УМК
(системы развивающего обучения:
Л.В.Занкова, Б.Д.Эльконина-В.В.Давыдова,
программы: «Школа 2100», «Перспектива»)

1
класс1.
Ценить и принимать следующие базовые
ценности:  «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья».2.
Уважать к своей семье, к своим
родственникам, любовь к родителям. 3.
Освоить  роли  ученика; формирование
интереса (мотивации) к учению.4.
Оценивать  жизненные ситуаций  и
поступки героев художественных текстов
с точки зрения общечеловеческих норм.1.
Организовывать свое рабочее место
под руководством учителя. 2.
Определять цель выполнения заданий
на уроке, во внеурочной деятельности,
в жизненных ситуациях под руководством
учителя. 3.
Определять план выполнения заданий
на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством
учителя.4.
Использовать в своей деятельности
простейшие приборы: линейку, треугольник
и т.д.1.
Ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела. 2.
Отвечать на простые вопросы учителя,
находить нужную информацию в учебнике.3.
Сравнивать предметы, объекты: находить
общее и различие.4.
Группировать предметы, объекты на
основе существенных признаков.5.
Подробно пересказывать прочитанное
или прослушанное; определять тему. 1.
Участвовать в диалоге на уроке и в
жизненных ситуациях.2.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей
по классу. 2.
Соблюдать простейшие нормы речевого
этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.3.
Слушать и понимать речь других.4.
Участвовать  в паре.

2
класс1.
Ценить и принимать следующие базовые
ценности:  «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг».2.
Уважение к своему народу, к своей
родине.  3.
Освоение личностного смысла учения,
желания учиться. 4.
Оценка жизненных ситуаций  и
поступков героев художественных
текстов с точки зрения общечеловеческих
норм.1.
Самостоятельно организовывать свое
рабочее место.2.
Следовать режиму организации учебной
и внеучебной деятельности.3.
Определять цель учебной деятельности
с помощью учителя и самостоятельно. 4.
Определять план выполнения заданий
на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством
учителя.5.
 Соотносить выполненное задание
 с образцом, предложенным учителем.6.
Использовать в работе простейшие
 инструменты и более сложные приборы
(циркуль). 6.
Корректировать выполнение задания в
дальнейшем.7.
Оценка своего задания по следующим
параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении. 1.
Ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания. 2.
Отвечать на простые  и сложные
вопросы учителя, самим задавать
вопросы, находить нужную информацию
в учебнике.3.
Сравнивать  и группировать предметы,
объекты  по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно
продолжать их по установленном правилу.
 4.
Подробно пересказывать прочитанное
или прослушанное;  составлять
простой план .5.
Определять,  в каких источниках
 можно  найти  необходимую
информацию для  выполнения задания.
6.
Находить необходимую информацию,  как
в учебнике, так и в  словарях в
учебнике.7.
Наблюдать и делать самостоятельные
  простые выводы1.Участвовать
в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на
события, поступки.2.Оформлять
свои мысли в устной и письменной речи
с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций. 3.Читать
вслух и про себя тексты учебников,
других художественных и научно-популярных
книг, понимать прочитанное. 4.
Выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).

3
класс1.
Ценить и принимать следующие базовые
ценности:  «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг», «справедливость»,
«желание понимать друг друга», «понимать
позицию другого».2.
Уважение к своему народу, к другим
народам, терпимость к обычаям и
традициям других народов.3.
Освоение личностного смысла учения;
желания продолжать свою учебу.4.
Оценка жизненных ситуаций  и
поступков героев художественных
текстов с точки зрения общечеловеческих
норм, нравственных и этических
ценностей.1.
Самостоятельно организовывать свое
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.2.
Самостоятельно определять важность
или  необходимость выполнения
различных задания в учебном  процессе
и жизненных ситуациях.3.
Определять цель учебной деятельности
с помощью самостоятельно. 4.
Определять план выполнения заданий
на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством
учителя.5.
Определять правильность выполненного
задания  на основе сравнения с
предыдущими заданиями, или на основе
различных образцов. 6.
Корректировать выполнение задания в
соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на
определенном этапе. 7.
Использовать в работе литературу,
инструменты, приборы. 8.
Оценка своего задания по  параметрам,
заранее представленным.1.
Ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания;
планировать свою работу по изучению
незнакомого материала.  2.
Самостоятельно предполагать, какая
 дополнительная информация буде
нужна для изучения незнакомого
материала;отбирать
необходимые  источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников.3.
Извлекать информацию, представленную
в разных формах (текст, таблица, схема,
экспонат, модель, а,
иллюстрация и др.)4.
Представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы, в том числе с помощью
ИКТ.5.
Анализировать, сравнивать, группировать
различные объекты, явления, факты. 1.
Участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки.2.Оформлять
свои мысли в устной и письменной речи
с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций. 3.Читать
вслух и про себя тексты учебников,
других художественных и научно-популярных
книг, понимать прочитанное. 4.
Выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).5.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая
правила речевого этикета. 6.
Критично относиться к своему мнению7.
Понимать точку зрения другого 8.
Участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом.

4
класс1.
Ценить и принимать следующие базовые
ценности:  «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг», «справедливость»,
«желание понимать друг друга», «понимать
позицию другого», «народ», «национальность»
и т.д.2.
Уважение  к своему народу, к другим
народам, принятие ценностей других
народов.3.
Освоение личностного смысла учения;
 выбор дальнейшего образовательного
маршрута.4.
Оценка жизненных ситуаций  и
поступков героев художественных
текстов с точки зрения общечеловеческих
норм, нравственных и этических
ценностей, ценностей гражданина
России.1.
Самостоятельно  формулировать
задание: определять его цель, планировать
алгоритм его выполнения, корректировать
работу по ходу его выполнения,
самостоятельно оценивать.2.
Использовать  при выполнения задания
различные средства: справочную
литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3.
Определять самостоятельно критерии
оценивания, давать самооценку. 1.
Ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания;
планировать свою работу по изучению
незнакомого материала.  2.
Самостоятельно предполагать, какая
 дополнительная информация буде
нужна для изучения незнакомого
материала;отбирать
необходимые  источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников, электронные
диски.3.
Сопоставлять  и отбирать информацию,
полученную из  различных источников
(словари, энциклопедии, справочники,
электронные диски, сеть Интернет). 4.
Анализировать, сравнивать, группировать
различные объекты, явления, факты. 5.
Самостоятельно делать выводы,
перерабатывать информацию, преобразовывать
её,  представлять информацию на
основе схем, моделей, сообщений.6.
Составлять сложный план текста.7.
Уметь передавать содержание в сжатом,
выборочном или развёрнутом видеУчаствовать
в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на
события, поступки.2.Оформлять
свои мысли в устной и письменной речи
с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций. 3.Читать
вслух и про себя тексты учебников,
других художественных и научно-популярных
книг, понимать прочитанное. 4.
Выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).5.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая
правила речевого этикета; аргументировать
свою точку зрения с помощью фактов и
дополнительных сведений.  6.
Критично относиться к своему мнению.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной
позиции и договариваться с людьми
иных позиций.7.
Понимать точку зрения другого 8.
Участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом.
Предвидеть  последствия коллективных
решений.

Формирование
личностных универсальных учебных
действий

Показателем
успешности формирования УУД будет
 ориентация школьника на выполнение
 действий, выраженных  в  категориях:

  • знаю/могу,
  • хочу,
  • делаю (табл.4).

Психологическая
терминологияПедагогическая
терминологияЯзык
ребенкаПедагогический
ориентир (результат педагогического
воздействия, принятый и реализуемый
школьником ) знаю/могу, хочу,  делаю

Личностные
универсальные учебные действия. Воспитание
личности(Нравственное
развитие; и формирование познавательного
интереса)«Я
сам».Что
такое хорошо и что такое плохо«Хочу
учиться»«Учусь
успеху»«Живу
в России»«Расту
хорошим человеком»«В
здоровом теле здоровый дух!»

Регулятивные
универсальные учебные действия. самоорганизация«Я
могу»«Понимаю
и действую»«Контролирую
ситуацию»«Учусь
оценивать»«Думаю,
пишу, говорю, показываю и делаю»

Познавательные
универсальные  учебные  действия.
исследовательская
культура «Я
учусь».«Ищу
и нахожу»«Изображаю
и фиксирую»«Читаю,
говорю, понимаю»«Мыслю
логически»«Решаю
проблему»

Коммуникативные
универсальные учебные действиякультуры
общения«Мы
вместе»«Всегда
на связи» «Я
и Мы».

В
начальной школе у младших школьников
необходимо сформировать личностные
универсальные учебные действия,
включаемые в три следующие основные
блока:

• самоопределение
– сформированность
внутренней позиции школьника – принятие
и освоение новой социальной роли ученика;
становление основ российской гражданской
идентичности личности как чувства
гордости за свою Родину, народ, историю
и осознание своей этнической принадлежности;
развитие самоуважения и способности
адекватно оценивать себя и свои
достижения, видеть сильные и слабые
стороны своей личности;

• смыслоообразование
– поиск
и установление личностного смысла (т.
е. «значения для себя») учения на основе
устойчивой системы учебно-познавательных
и социальных мотивов; понимания границ
того, «что я знаю» и того «что я не знаю»
и стремления к преодолению этого разрыва;

• морально-этическая
ориентация – знание
основных моральных норм и ориентация
на выполнение норм на основе понимания
их социальной необходимости; способность
к моральной децентрации – учету позиций,
мотивов и интересов участников моральной
дилеммы при разрешении моральной
дилеммы; развитие этических чувств –
стыда, вины, совести, как регуляторов
морального поведения.

Критерии
сформированности  личностных УУД,
можно утверждать, что ими являются:

1)
структура ценностного сознания;

2)
уровень развития морального сознания;

3)
присвоение моральных норм, выступающих
регуляторами морального поведения;

4)
полнота ориентации учащихся на моральное
содержание ситуации, действия, моральной
дилеммы, требующей осуществления
морального выбора.

Учебные
предметы гуманитарного цикла (и в первую
очередь литература) наиболее адекватны
для формирования универсального действия
 нравственно-этического оценивания.
Существенное значение имеют формы
 совместной деятельности и учебного
сотрудничества учащихся, которые
открывают зону ближайшего развития
морального сознания.

Таким
образом, планомерное целенаправленное
формирование личностных  УУД приводит
к возрастанию моральной компетентности
младших школьников.

Предполагается,
что к окончанию начальной школы у ребёнка
будут сформированы следующие личностные
УУД:

внутренняя
позиция школьника на уровне положительного
отношения к школе; ориентация на
содержательные моменты школьной
действительности;

  • формирование
    широкой мотивационной основы учебной
    деятельности, включающей социальные,
    учебно-познавательные, внешние и
    внутренние мотивы;
  • ориентация
    на понимание причин успеха и неудачи
    в учебной деятельности;
  • интерес
    к новому учебному материалу и способам
    решения новой частной задачи;
  • способность
    к самооценке на основе критерия
    успешности учебной деятельности;
  • формирование
    основ гражданской идентичности личности
    в форме осознания своего «Я» как
    гражданина России, чувства сопричастности
    и гордости за свою Родину, общества;
    осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация
    в нравственном содержании и смысле как
    собственных поступков, так и поступков
    окружающих людей;
  • развитие
    этических чувств — стыда, вины, совести
    — как регуляторов морального поведения;
  • знание
    основных моральных норм и ориентация
    на их выполнение, дифференциация
    внутренних моральных и общественных
    (конвенциональных) норм;
  • установка
    на здоровый образ жизни;
  • чувство
    прекрасного и эстетические чувства на
    основе знакомства с мировой и отечественной
    художественной культурой;
  • сопереживание
    чувствам других людей.

Таким
образом, при формировании личностных
УУД,  всегда учитывается эмоциональное
отношение ученика  к   изучаемым
темам, его самоопределение и нахождение
личного смысла в каждой из изучаемых
тем.

Примеры
заданий для формирования личностных
универсальных учебных действий на
уроках в начальной школе.

Формирование
самоопределения
– система
заданий, ориентирующая младшего школьника
определить, какие модели языковых единиц
ему уже известны, а какие нет (задания
типа «Поставь вопросы, на которые ты
знаешь ответы»).

Формирование
смыслообразования
и нравственно – этической ориентации
– тексты, в
которых обсуждаются проблемы любви,
уважения и взаимоотношений родителей
и детей.

Образовательная
программа «Перспективная начальная
школа».

Формирование
самоопределения: система
заданий, нацеленная на децентрацию
младшего школьника, ориентирующая его
на учет чужой точки зрения, на оказание
интеллектуальной помощи сквозным
героям, которые в этом нуждаются при
решении трудных задач.


«Помоги герою1
объяснить что-то, или подтвердить её/его
точку зрения, или доказать что-то, или
ответить на данный вопрос».


«Ты соглашаешься с героем?»


«Как ты ответишь герою?»


«Ты соглашаешься с героем или хочешь
что-то уточнить?»


«Герой говорит, что это одна и та же
форма: “стёкла”. По какому признаку
он судит?

Соседние файлы в папке 15-02-2014_17-01-02

Значение, виды универсальных учебных действий для детей

Виды УУД по ФГОС – таблица. Классификация универсальных учебных действий

Рассмотрим основные виды УУД по ФГОС. Таблица с разными видами универсальных учебных действий представлена на фото.

Под данным термином подразумевают сумму разных способов действий школьников, которые обеспечивают способность самостоятельно усваивать новые умения и знания.

Теоретические аспекты

Основные виды УУД по ФГОС связаны со способностью обучающегося, без помощи педагога, формировать новые компетентности, в том числе самостоятельно организовывать познавательный процесс. Приобретение умения учиться позволяет учащимся открывать большие возможности для разных предметных областей. Ребенок осознает значимость и важность учебного процесса, его целевую направленность, ценностно-смысловые и операционные характеристики.

Вам будет интересно:Каково значение слова “сепаратизм”

Значение, виды универсальных учебных действий для детей

Компоненты учебной работы

Формирование УУД связано со следующими элементами:

  • познавательными мотивами;
  • учебными целями и задачами;
  • умениями выстраивать образовательные траектории, преобразовывать материал;
  • контролем и оценкой результатов своей работы.

Умение учиться является существенным фактором увеличения результативности освоения школьниками предметных знаний, формирования компетенций и умений, ценностно-смысловых оснований собственного морального выбора.

Вам будет интересно:Чрево: что такое или кто такой

Значение, виды универсальных учебных действий для детей

Функции

Все виды УУД по ФГОС в начальной школе обеспечивают возможности обучающегося к самостоятельному осуществлению учебного процесса, постановке цели, поиску и применению необходимых средств и способов ее достижения, контролю и оцениванию результатов своей работы. Кроме того УДД способствуют созданию условий для самореализации и гармоничного развития ребенка, посредством постоянного образования.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают навыки и компетентности во всех предметных областях.

Остановимся подробнее на данном вопросе. Какие существуют виды УУД по ФГОС? Таблица, представленная на слайде, подтверждает их многообразие и структурированность.

Благодаря личностным УУД обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учащихся. Они получают навыки соотнесения поступков и событий с существующими в обществе этическими принципами, учатся выделять в межличностных отношениях нравственные аспекты поведения.

Значение, виды универсальных учебных действий для детей

Учебные действия

Какие выделяют для них виды УУД по ФГОС? Таблица с подробной классификацией демонстрирует выделение трех видов действий:

  • самоопределение: жизненное, профессиональное, личностное;
  • смыслообразование, предполагающее установление детьми взаимосвязи между целью учебного процесса и его мотивом;
  • нравственная и этическая ориентации, обеспечивающие моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей морального выбора.

Значение, виды универсальных учебных действий для детей

Регулятивные УУД

Они способствуют организации обучающимися собственной учебной работы. К ним причисляют:

  • целеполагание (постановку учебной задачи на известных и неведомых школьникам знаниях);
  • планирование (выявление последовательности отдельных этапов в образовательной деятельности, продумывание алгоритма, последовательности действий);
  • прогнозирование (предвосхищение уровня усвоения материала);
  • сравнение последовательности действий и результата с эталоном, выявление отклонений;
  • коррекция, связанная с внесением дополнений и некоторых изменений в разработанный план;
  • оценка усвоенного материала, качества и уровня знаний и умений.

Все виды УУД по ФГОС, таблица которых представлена на фото, способствуют саморегуляции школьников, мобилизации их энергии и сил. Школьники приобретают мотивационные навыки к преодолению поставленных перед ними препятствий.

Особенности УД

Они включают логические, общеучебные действия, постановку и решение проблемы. В настоящее время выделяют следующие общеучебные универсальные действия:

  • индивидуальное выделение и формулировку познавательной цели;
  • поиск и сбор нужной информации, использование информационного поиска, включая и компьютерные средства;
  • выстраивание структуры знаний;
  • осознанная и последовательная речь в письменном и устном виде;
  • подбор результативных вариантов решения задач с учетом существующих условий;
  • рефлексия условий и способов действия, контроль, а также оценка результатов собственной работы;
  • осознанная оценка СМИ, формулировка и постановка задачи, разработка алгоритмов работы в рамках решения проблем поискового и творческого вида.

Знаково-символические действия

Они составляют особую группу УУД. К ним относятся:

  • моделирование;
  • символические действия;
  • изменение модели для выявления общих закономерностей, касающихся определенной предметной области.

Формирование УУД логического вида:

  • синтез;
  • анализ;
  • сравнения;
  • классификации по признакам разных объектов;
  • выявление следствий;
  • определение причинно-следственных связей;
  • выстраивание логического плана действий;
  • постановка гипотезы, ее обоснование;
  • доказательство.

Логические учебные действия способствуют созданию школьниками самостоятельных вариантов решения различных задач поискового и творческого вида.

Коммуникативные УУД способствуют развитию социальной компетентности, формированию навыков ведения диалога. Школьники выстраивают сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе социального партнерства. К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование образовательного сотрудничества с одноклассниками и педагогом (постановка целей, распределение функций между участниками образовательного процесса);
  • постановка вопросов, сотрудничество в подборе и сборе необходимой информации;
  • разрешение возникающих конфликтов, оценка альтернативных вариантов, их реализация;
  • контроль, анализ, коррекция работы партнера;
  • полное выражение своих мыслей, согласно задачам и условиям коммуникации, владение диалогом и монологом с учетом синтаксических и грамматических норм родного языка.

Значение, виды универсальных учебных действий для детей

Заключение

Развитие системы УУД в системе регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных действий, которые определяют развитие психологических качеств личности, происходит в рамках возрастного и нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника. Процесс обучения определяет основное содержание и характеристики учебного труда школьника, определяет зону ближайшего формирования УУД.

В качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий у школьников выступает их соответствие психологическим и возрастным требованиям. Формирование УУД определяется в образовательном процессе тремя положениями:

  • в качестве цели, содержания, организации;
  • в рамках усвоения различных предметных областей;
  • в контексте формирования личностной, социальной компетентности школьников.

Результативность любой деятельности человека связана не только со способностями, но и с рациональными способами ее выполнения. В. А. Сухомлинский считал, что во многих случаях учащийся не способен овладеть знаниями только потому, что он не научен учиться. Это особенно актуально в наше время, характеризующееся переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. В ФГОС нового поколения формирование УУД, которые обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, самосовершенствоваться, представлены в качестве важнейшей задачи современной образовательной системы.

Жду ваши вопросы и мнения в комментариях

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

– формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение информации;

– анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

– синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

– подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

– формулирование проблемы;

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *