Цифровые компетенции учителя как субъекта образовательной деятельности в его индивидуальной траектории развития

Повсеместное использование цифровых технологий во всех сферах жизни предполагает готовность личности к усвоение новых навыков и умений, от которых напрямую зависит успех в современном информационном обществе. В данной статье рассмотрены такие понятия, как «цифровая грамотность», «цифровая компетенция», перечислены различные платформы и приложения, которые могут помочь педагогу как субъекту образовательной деятельности быть успешным в его профессиональной активности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Цифровая модель формирования индивидуальной траектории профессионального развития учителя на основе больших данных и нейросетей (на примере Республики Татарстан)», № 19-29-14082

В современных реалиях в процессе реализации своей профессиональной деятельности педагог сталкивается с быстро меняющимися требованиями, которые требуют от него нового, более широкого и более сложного набора компетенций. В частности, повсеместное распространение цифровых устройств и обязанность помогать ученикам приобретать цифровую компетентность требуют от преподавателей развития их собственной цифровой компетентности.

Цифровая компетентность – это одна из новых концепций, которая описывает навыки, связанные с технологиями. В последние годы несколько терминов применялись для описания навыков и умений использования цифровых технологий, такие как «навыки ИКТ», «навыки работы с технологиями», «навыки информационных технологий», «навыки 21-го века», «информационная грамотность», «цифровая грамотность» и «цифровые навыки». Эти термины также часто используются как синонимы, например, «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность».

Понятие «цифровая грамотность» является более ранним. Данный термин предполагает способность человека эффективно выполнять задачи в цифровой среде. «Цифровая» означает информацию, представленную в числовой форме и в основном представленную через электронно-вычислительные машины, а «грамотность» включает в себя способность читать и интерпретировать мультимедиа, воспроизводить данные и изображения с помощью цифровых манипуляций, а также оценивать и применять новые знания, полученные из цифровой среды.

  • фотовизуальные навыки («чтение» инструкций из графических дисплеев),
  • навыки воспроизведения (использование цифрового воспроизведения для создания новых значимых материалов из существующих),
  • навыки ветвления (построение знаний из нелинейной, гипертекстовой навигации),
  • навыки информации (оценка качества и достоверности информации),
  • социально-эмоциональные навыки (понимание «правил», преобладающих в киберпространстве, и применение этого понимания в онлайн-коммуникации).

Кроме того, в список был добавлен еще один навык: навык мышления в реальном времени (способность обрабатывать и оценивать большие объемы информации в режиме реального времени).

Таким образом, значимость цифровых компетенций учителя как субъекта образовательной деятельности в его индивидуальной траектории развития определяется следующими факторами:

1). Удобство. (То есть зная цифровой мир, учитель может правильно распределить свое время; выбирать только те источники, которые гарантируют качественный материал; экономить время с помощью применения в своей работе различных готовых интерактивных заданий или создавать свои);

2) Мотивация учащихся. (Современное поколение с ранних лет сензитивно к освоению новых информационных технологий. Следовательно, использование в образовательном процессе цифровых инструментов эффективно, так как это понятно и доступно современному поколению учащихся и стимулирует их вовлеченность в изучаемый предмет. Кроме того, ученики на основе использованных педагогом ресурсов, могут, например, заинтересоваться программированием, созданием собственных сайтов, то есть, ИКТ помогают учащимся и в нахождении своего места в мире);

3). Значимость для педагога как субъекта образовательной деятельности. (В выборе между учителем, который использует только традиционный способы обучения, и учителем, который ориентируется в цифровом мире, наиболее конкурентноспособным и успешным является педагог, который обладает цифровыми компетенциями).

Файлы

Современный учитель и его цифровые компетенции

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ситуация с коронавирусом показала: цифровые навыки из желательных становятся обязательными и необходимыми. Что такое «цифровая грамотность педагога»?

«Цифровые компетенции связаны с тем, что педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой, среде и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса:  с детьми, с педагогами,  с администрацией и с родителями, а также с третьими лицами, которые так или иначе вовлечены в образовательный процесс.

Новое поколение детей требует новых компетенций учителей. Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная образовательная система  должна создать такие условия для детей, обучив педагогов  необходимым компетенциям.

Определились семь основных цифровых компетенций, которыми должен овладеть каждый современный российский учитель и воспитатель.

Поиск и работа с информацией

Остаются проблемы с созданием цифрового контента.

Безопасность в интернете

Важность кибербезопасности и обучение ее основам.

Управление информацией и данными

Трудности с облачными системами хранения, нарушение законодательства в отношении персональных данных третьих лиц.

Организация обучения в цифровой среде

Онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.

Кооперация в цифровой среде

Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с детьмии, родителями и коллегами.

Коммуникация в цифровой среде

Коммуникация не менее важна для обучения в интернете. Параллельное использование нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации, взаимодействие одновременно с несколькими сервисами и приложениями.

Саморазвитие в условиях неопределенности

Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций.

В заключение необходимо отметить, что сегодня огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних лет показал, что в нынешних условиях учителям  и воспитателям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир,  и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и воспитание  для ребят, и для педагогов — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.

«Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога и качество организации дистанционного обучения»

Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя.

Освоение такой компетенции как цифровая грамотность не только педагогом, но и всеми участниками образовательного процесса является основным условием для решения задач Концепции развития единой информационно-образовательной среды.

Цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Одним из направлений в образование на сегодняшний день, стало проектно-ориентированное обучение, где никак не обойтись без цифровой грамотности и педагога, и учащихся.

Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными  технологиями. Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных  технологий  (ИКТ) в своей профессионально-педагогической деятельности.

Екатерина Латыпова, руководитель бизнес-направления Учи.ру по работе с учителями сказала  во время «Августовки Учи.ру»:«Инициативная группа цифровых образовательных компаний составила матрицу цифровых компетенций и провела большой опрос среди 30 тыс. учителей. Его цель — понять, какие сегодня есть вопросы и проблемы у педагогов, а также, какие курсы повышения квалификации нужны учителю для качественной работы в онлайне». По ее словам, в результате опроса определились семь основных цифровых компетенций, которыми должен овладеть каждый современный российский учитель.

1. Поиск и работа с информацией

В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.

2. Безопасность в интернете

Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам. Например, по данным Учи.ру, около 2/3 педагогов имеют незащищенные пароли и небезопасно их хранят.

3. Управление информацией и данными

Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Как показывают результаты опроса, многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.

4. Организация обучения в цифровой среде

До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.

5. Кооперация в цифровой среде

Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.

6. Коммуникация в цифровой среде

Коммуникация не менее важна для обучения в интернете. Треть педагогов, участвовавших в опросе, не справляется с параллельным использованием нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации, также им сложно взаимодействовать одновременно с несколькими сервисами и приложениями.

7. Саморазвитие в условиях неопределенности

Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.

2. Качество организации дистанционного обучения

Хотим мы этого или не хотим, но объективная реальность сегодня такова, что большинство учащихся своё свободное от школы время проводит в сети Интернет. И та виртуальная «жизнь», которую они там видят, для них становится вполне осязаемой «реальностью». И если несколько лет назад Интернет ассоциировался у детей почти исключительно с социальными сетями, то сейчас дети всё чаще стали интересоваться возможностями получения образования в сети. Вовлечь в процесс обучения ребёнка сейчас без привлечения сети Интернет становится всё сложнее. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды становится очень актуальным, так как оно имеет огромные возможности для повышения качества обучения в современной школе. Пришло время цифровых технологий в школе. Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в динамичном мире, учить детей шагать в ногу со временем, отслеживать и осваивать новые технологии получения знаний,  в том числе дистанционно. Одной из таких технологий является использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе. Интернет предоставляет множество образовательных  платформ. Я назову те, которыми пользовался: Российская электронная школа (РЭШ)- образовательная платформа для педагогов, учеников и родителей с мультимедийными ресурсами, электронными учебниками и тренажерами с автоматической проверкой, платформой «ИнтернетУрок»

У каждой образовательной платформы есть свои плюсы и минусы, и работа с какой-то одной не даст какого-либо ощутимого прорыва в обучении, но безусловно помогает индивидуализировать образовательный процесс, развивать творчество детей, развивает  и ответственность учащихся, предоставляет разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. Использование данных плаформ – это идеальный вариант дистанционного обучения. У меня было обучение на дому, некоторые уроки я вел дистанционно.  Минусы в том, что очень часто мы «зависали» и много учеников не могло подключиться к уроку. И здесь уже в ход  шли все доступные социальные сети и сервисы телефонных операторов. Естественно, детям было трудно освоить учебный материал. Приходилось детям в ватсапе «скидывать» задания, ссылки на видеоуроки ( платформы, о которых говорилось ранее),  обратно дети присылали то, что сделали.

Конечно, данная система далеко не идеальна, но она хороша уже тем, что:

  • Связь учитель – ученик не прервалась с введением дистанционного обучения.
  • На основании полученных материалов можно системно организовать вводное повторение и ликвидацию пробелов в знаниях;
  • Позволяет индивидуально работать с каждым учащимся и  дифференцировать домашние задания;
  • Позволяет использовать Интернет ресурсы при выполнении домашних заданий.

Педагогическая ИКТ-компетентность  – это готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях. Именно поэтому в основу повышения квалификации положены два аспекта: общекультурные умения в области информационных технологий (общая информационная культура, базовая ИКТ – компетентность); предметные умения в области информационных технологий.

Использование ИКТ потребовало переосмысления форм и методов работы. Внедрение новых информационных технологий должно удовлетворять стандартным методическим требованиям: должна реализовываться идея фундаментальности и гуманитаризации образования и, кроме того, происходить постоянное совершенствование способов передачи знаний по каждому учебному предмету, что требует повышения уровня квалификации и профессионализма педагога.

Эффективность использования информационных технологий в  школе  может быть достигнута при выполнении следующих условий:

  • направление информатизации обучения  на все компоненты обучения, а не только на внедрение компьютерных средств обучения;
  • направление информационных технологий прежде всего на развитие личности обучаемого.

Формирование цифровой компетентности педагога – условие успешности цифровой трансформации в преподавании информатики.

В настоящее время в нашей стране реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в России цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни – в любое время и в любом месте.

Цифровая компетентность – готовность и способности личности применять инфокоммуникационные технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера) на основе овладения соответствующими компетенциями, как системой знаний, умений, ответственности и мотивации.

Соответственно, были выделены четыре вида цифровой компетентности:

1) информационная и медиакомпетентность – знания, умения, мотивация ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);

2) коммуникативная компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) и с различными целями;

3) техническая компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.;

4) потребительская компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.

Учет мотивационно волевых и ценностных аспектов цифровой компетентности открывает путь к пониманию природы, структуры и возможностей развития понятия цифрового гражданства, задавая основу для развития саморегуляции личности в эпоху интернета.

Формирование цифровой компетентности актуально для современного общества и тесно связано с изучением школьного предмета «Информатика». Эффективность формирования цифровой компетентности обучающихся во многом зависит от того, как организуется и осуществляется образовательный процесс по предмету «Информатика».

Учебный предмет «Информатика» в школе освещает проблемы информационного общества и информационной безопасности. Обучающиеся знакомятся со стандартами в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), критериями развитости цифрового общества, основами формирования информационной и коммуникативной культуры, вопросами соблюдения юридических и этических норм и правил, защиты информации и ее правовой охраной информации.

На уроках информатики  особое внимание  уделяю изучению вопросов, связанных с навигацией в сети Интернет, работой с информационными ресурсами сети, применением интернет-сервисов. Темы «Информационное общество и информационная безопасность», «Информационная культура», «Основы социальной информатики» актуальны для современного школьника, который активно применяет Интернет-ресурсы в образовании и решении разнообразных вопросов жизнедеятельности. Для более глубокого изучения этих тем учащиеся работают над созданием проектов. Так проект «Молодёжь и Интернет» стал лауреатом всероссийского конкурса «Безопасность в интернете».   На всеобуче по вопросу безопасности в сети Интернет старшеклассники рассказали родителям о видах мошенничества в Сети.

На уровне среднего (полного) общего образования основой изучения темы «Информационное общество и информационная безопасность» является раздел «Социальная информатика», который раскрывает информацию о развитии информационного общества, информационных ресурсах, продуктах и услугах, актуальных для современного выпускника.

При изучении  данной темы ориентируюсь на становление личностных характеристик выпускника; мотивированного на творчество и инновационную деятельность; готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающего себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающего ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества.

Выпускники изучают информационные ресурсы, продукты и услуги, которые являются актуальными, стратегическими, аналогичными материальным, трудовым, финансовых, энергетическим, сырьевым. Значимость изучаемой темы обусловлена тем, что изучаемые государственные информационные ресурсы используются для решения задач государ-ственного управления, обеспечения прав и безопасности граждан, поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д. Выпускникам предоставляется возможность изучить вопросы, связанные информатизацией образования, введения электронного обучения, применения открытых образовательных ресурсов. Для подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР учащиеся пользуются образовательными порталами «Решу ЕГЭ», «Яндекс – Репетитор», «Яндекс-класс», «Учи. Ру», сайт Полякова и др. Особенно актуально умение работать на данных порталах оказалась полезно во время дистанционного обучения.

На уроках информатики знакомлю старшеклассников с единой системой идентификации и аутентификации на едином портале  государственных слуг, что является одним из результатов реализации программы «Электронная Россия». Умение пользоваться этим ресурсом просто необходимо для самостоятельной взрослой жизни. Своими знаниями ребята делятся со своими родителями, помогают им создавать личные кабинеты на сайте Госуслуги.

Тема «Информационное право и информационная безопасность», изучаемая выпускниками», позволяет им рассмотреть вопросы правового регулирования в области информационных ресурсов, которые признаны в качестве одного из важнейших ресурсов страны и являются сегодня объектом особого внимания, контроля и управления со стороны государства, вопросы информационной безопасности и защиты информации. Выпускников основной школы знакомлю с такими информационными объектами, которые заслуживают особого внимания, показываю работу официального информационного портала ЕГЭ (www.ege.ru), там публикуется информация для участников ЕГЭ. Изучение возможностей, предоставляемых образовательными порталами предполагает их апробацию в процессе применения школьниками, как государственных, так и муниципальных услуг. Соблюдая при этом информационную культуру и правовые нормы поведения в информационном обществе.

Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций принципиально нового типа, новых наборов компетенций, дающих возможность реализовывать цифровые проекты, быть в будущем востребованным на рынке труда и социализированным в общество в новых условиях, условиях цифровой экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *