DDOS-GUARD

Квалификационные требования к педагогам установлены в специальном разделе квалификационного справочника и (или) специальных профессиональных стандартах. Педагог должен иметь соответствующее образование, а в некоторых случаях у него должен быть стаж педагогической работы.

Требования к образованию и стажу различаются в зависимости от должности педагогического работника. Их описание дано в квалификационном справочнике и профессиональных стандартах.

К какому уровню образования приравниваются одногодичные педагогические классы

Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным приказом Минпроса СССР от 14. 1981 № 6 (далее – Временное положение).

В период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19. 1973 № 4536-VIII «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (далее – Закон СССР).

В соответствии с Временным положением и Законом СССР образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из уровней образования, действовавших в СССР. Из этого следует, что образование, полученное в одногодичных педагогических классах, не может быть приравнено ни к одному уровню образования, действующему в настоящее время.

Таким образом, для работы воспитателем в детском саду курса одногодичных педагогических классов недостаточно.

Что такое педагогическая деятельность

Несмотря на отсутствие законодательного понятия педагогической деятельности, определение этой деятельности дать можно. Под педагогической деятельностью обычно понимается деятельность лиц с особым статусом, а именно, педагогических работников, имеющих определенное образование и стаж, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с учебным заведением (образовательной организацией) и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации деятельности по реализации образовательных программ.

Например, к педагогической деятельности относится деятельность таких работников, как декан факультета, профессор, преподаватель, концертмейстер, логопед, старший вожатый, методист, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и т. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 21. 2022 N 225.

С требованиями к квалификации педагогических работников можно ознакомиться в следующих нормативных документах:

  • в Едином квалификационном справочнике (ЕКС), а точнее, в разделе III «Должности педагогических работников»;
  • в профессиональных стандартах, разработанных по должностям педагогических работников.

Отметим, что в ЕКС (в отличие от профстандартов) требования к должностям педагогов описаны более полно и подробно. Поэтому работодатели, ка правило, пользуются Единым квалификационным справочником.

Полезно иметь в виду, что проверка соответствия педагога установленным требованиям может проводиться, в том числе, на основании сведений о трудовой деятельности, где есть информация о стаже работы, а также документов об образовании и (или) квалификации.

Должности заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательной организации

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики

Советник при ректорате

Ученый секретарь совета образовательной организации

Ученый секретарь совета факультета (института)

К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

Должность «тьютор» предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

Должность «президент» предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

Должности «начальник факультета», «начальник института», «начальник кафедры» и «заместитель начальника кафедры» предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» может при необходимости вводиться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и (или) образовательным программам среднего профессионального образования.

При заключении трудовых договоров с работниками, занимающими должности, предусмотренные в подразделе 2 раздела I, наряду с наименованием их должности могут указываться:

преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины, специальности и иное – для учителей и преподавателей;

наименования кружков, секций, клубов, студий, оркестров, творческих коллективов и иное – для педагогов дополнительного образования и старших педагогов дополнительного образования;

виды спорта, виды и направления спортивной подготовки (включая подготовку по хореографии, акробатике) – для тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей.

Я работаю методистом в управлении образования. В связи с увольнением учителя в одной из школы директор попросил вести часы. Всего веду 8 часов, из них 4 часа в рабочее время, 4 часа в субботу — в выходной день. Несмотря на то, что методисты всегда вели часы в школе, сейчас встал вопрос, на основании каких нормативных документов я веду часы в рабочее время. Ранее нам говорили, что мы можем вести до 12 часов в рабочее время. На какие документы можно ссылаться?

Методисты организаций относятся к категории педагогических работников при условии, если в этих организациях осуществляется образовательная деятельность, то есть реализуются какие-либо образовательные программы. В соответствии с п. 21 ст. 2 Закона об образовании педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций согласно ч. 2 ст. 46 Закона об образовании, утверждена постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»: в номенклатуре должность «методист» отнесена к педагогическим работникам.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 261н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», методисты (инструкторы-методисты, старшие методисты) относятся к соответствующим профессиональным квалификационным группам должностей педагогических работников.

В соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н, должность «методист (включая старшего)» также отнесена к педагогическим работникам, однако данные квалификационные характеристики допускают, что методист осуществляет методическую работу не только в образовательных учреждениях, но также в «мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах)». Основываясь на ч. 5 ст. 11 Закона об образовании, можно заключить, что данные квалификационные характеристики могут применяться лишь в части, не противоречащей Закону об образовании.

Поскольку орган управления не является образовательной организацией, мы пришли к выводу о том, что в данном случае методист в организации, не осуществляющей образовательную деятельность, не может считаться педагогическим работником. Следовательно, в данном случае должны применяться общие нормы трудового права. Нам представляется, что наилучшим способом закрепления трудовых отношений в школе будет являться оформление внешнего совместительства не более 18 часов в неделю.

Трудовое законодательство Российской Федерации позволяет работникам, кроме своей основной работы, выполнять другую оплачиваемую работу. Согласно статье 60. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство). Согласно ст. 282 ТК РФ, совместительство — это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.

Согласно ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Согласно ст. 333 ТК РФ, для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.

153 ТК РФ закреплено, что за работа в выходные дни должна подлежать дополнительной оплате.

Таким образом, учитель может работать совместителем 8 часов в рабочее время среди недели. В случае работы в выходные, его труд должен подлежать дополнительной оплате.

Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права Баякиной В.

  • Дополнительное профессиональное образование (ДПО) подразделяется на программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.
  • Работник не вправе отказаться от прохождения курсов ДПО без уважительных причин, если его туда направляет работодатель.
  • Курсы ДПО проходятся работником полностью за счет работодателя, включая оплату транспортных и иных расходов по перемещению в другую местность.
  • Работодатель определяет необходимость направления работника на конкретные курсы ДПО, а также периодичность их прохождения с учетом требований законодательства.
  • Прохождение курсов ДПО должно происходить в рабочее время либо с соблюдением еженедельной продолжительности рабочего времени.

Правовая база: ТК РФ (ст. 196, 197), ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 76) , Письмо Минобрнауки России N 08-415, Общероссийского Профсоюза образования N 124 от 23. 2015 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» (вместе с «Разъяснениями по реализации права педагогических работников на ДПО»); ФГОС: ФГОС Дошкольное образование (Приказ Минобрнауки России от 17. 2013 N 1155 (ред. от 21. 2019), ФГОС Начальное общее образование (Приказ Минобрнауки России от 06. 2009 N 373 (ред. от 11. 2020), ФГОС Основное общее образование (Приказ Минобрнауки России от 17. 2010 N 1897 (ред. от 11. 2020), ФГОС Среднее общее образование (Приказ Минобрнауки России от 17. 2012 N 413 (ред. от 11. 2020), ФГОС Начальное общее образование обучающихся (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья) (Приказ Минобрнауки России от 19. 2014 N 1598).

К программам дополнительного профессионального образования (ДПО) педагогических работников относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Однако при этом в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование, в том числе повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. 197 ТК РФ определяет право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, которая осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации.

Рассмотрим актуальные вопросы, связанные с прохождением педагогами курсов повышения квалификации.

ФЗ «Об образовании» обязывает педагогов систематически повышать свой профессиональный уровень (п. 7 ч. 1 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ»). В Разъяснениях по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование закреплено, что при выполнении работодателем условий договора, связанного с ДПО, педагогический работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО. Отказ от прохождения ДПО в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей. (Апелляционное определение Московского городского суда от 06. 2018 по делу N 33-10594/2018, Решение Песчанокопского районного суда № 2-169/2018 2-169/2018).

Обязательность рассмотрения работодателем уважительной причины в случае отказа сотрудника образовательного учреждения подтверждается в Определении Судебной коллегии по гражданским дела Верховного Суда РФ от 20. 2020 N 26-КГ20-3. Суд установил, что увольнение сотрудницы из-за ее отсутствия на семинаре-совещании, проводимом в рамках курсов повышения квалификации, неправомерно, так как ее отсутствие было обусловлено приемом у врача в связи с обострением заболевания в рамках организованного работодателем медицинского обследования по договору медицинского страхования. Полного перечня уважительных причин в законодательстве не установлено и каждую ситуацию суд будет оценивать индивидуально.

Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педагогическим работником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство работника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении работника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных ст. 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Следовательно, директор не вправе обязывать педагога осуществлять повышение квалификации за счет его собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

В Разъяснениях по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование закреплено, что создание условий и организация ДПО работников целиком отнесена к компетенции образовательной организации (работодателя). К созданию условий для ДПО относится урегулирование как организационных, так и финансовых вопросов.

Педагогическому работнику нужно также помнить о том, что необходимость ДПО определяет сам работодатель, а значит, в случаях, когда педагогический работник самостоятельно заключил подобный договор на оказание платных образовательных услуг в сфере ДПО с иной организацией, а затем обратился к своему работодателю за компенсацией расходов по оплате обучения, у работодателя отсутствует обязанность платить работнику. Данное положение закреплено в Определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14. 2020 по делу N 88-10462/2020, в котором суд постановил, что подобная невыплата работодателем денежных средств на ДПО своему педагогическому работнику является правомерной, так как решение вопроса о необходимости проведения такого образования в отношении работника является прерогативой работодателя. Это также подтверждается в Определении Московского городского суда от 03. 2014 N 4г/3-760/14, Апелляционном определении Московского городского суда от 04. 2019 по делу N 33-33977/2019.

Согласно требованиям ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС, повышение квалификации для педагогов должно производиться не реже одного раза в три года. Но директор может направлять педагога на курсы и чаще, так как положение нормы закона устанавливает лишь минимальную периодичность для повышения квалификации педагогическими работникам (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 30. 2019 по делу N 33-8032/2019). Как правило, в организациях, где педагогические работники направляются на курсы чаще, есть специально разработанные перспективные планы, где установлена периодичность прохождения курсов повышения квалификации. Поэтому для того, чтобы узнать периодичность у своего работодателя, рекомендуем подать заявление о предоставлении данного документа для ознакомления.

В случае, если право сотрудника образовательного учреждения на ДПО, которое закреплено в договоре между ним и работодателем, не реализуется из-за отказа работодателя выполнить свои обязательства, сотрудник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО. (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16. 2011 N 33-6998/2011)

На практике зачастую встречаются случаи, когда педагогический работник направляется работодателем на заочные курсы повышения квалификации с применением дистанционных технологий. Такой вид ДПО является разновидностью обучения без отрыва от работы, однако в большинстве случаев сотрудники образовательных учреждений по решению работодателя обязаны проходить данные курсы в вечернее время или в выходные дни, что нарушает конституционное право граждан на отдых.

Работодатель не имеет права принуждать работника повышать квалификацию в свободное от работы время без согласия самого работника. Прохождение курсов ДПО по повышению квалификации работником должно происходить в рабочее время либо с соблюдением еженедельной продолжительности рабочего времени, которая является сокращенной для педагогических работников и составляет не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

Для того, чтобы защитить свои права в случае необоснованно установленной работодателем перегрузки в виде обязанности прохождения педагогическим работником курсов повышения квалификации в вечернее время либо в выходной день нами предлагаются следующие рекомендации для сотрудников образовательных учреждений:Разрешение вопроса с работодателем. Чтобы выразить свой отказ от прохождения обучения в нерабочее время, педагогическому работнику необходимо обратить внимание на приказ работодателя о направлении его на курсы повышения квалификации. На основании данного приказа педагог имеет право составить заявление с требованием корректировки содержания данного локального нормативного акта в соответствии с учебным планом. В заявлении необходимо сослаться на норму ст. 91 ТК РФ о нормальной продолжительности рабочего времени и сформулировать требование разрешить вопрос по сокращению рабочего времени в дни, когда проходит повышение квалификации. В случае игнорирования работодателем поданного заявления необходимо обратиться в федеральную инспекцию труда с подробным изложением сложившейся ситуации.

В случае согласия педагогического работника на прохождение курсов повышения квалификации в нерабочее время, обязательно наличие отдельного соглашения с работодателем, включающего в себя условия об оплате периодов повышения квалификации (оплата сверхурочной работы и работы в выходные дни, осуществляемая в повышенном размере) или предоставлении работнику дополнительных выходных дней. Гарантии при направлении на обучение работников в нерабочее время также могут быть установлены в коллективном договоре, локальных нормативных актах организации.

«______» _______________ 20___ г.

Старшего педагога дополнительного образования образовательного учреждения

Старший педагог дополнительного образования образовательного учреждения назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Образовательного учреждения.

На должность старшего педагога дополнительного образования образовательного учреждения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Старший педагог дополнительного образования образовательного учреждения отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Образовательного учреждения.

Старший педагог дополнительного образования образовательного учреждения должен знать:

Старший педагог дополнительного образования образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательного учреждения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

Старший педагог дополнительного образования образовательного учреждения обязан осуществлять следующие трудовые функции:

Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.

Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.

Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.

Участвует в разработке и реализации образовательных программ.

Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.

Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.

Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.

Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.

Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.

Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях.

Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.

Осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения.

Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

В случае служебной необходимости старший педагог дополнительного образования образовательного учреждения может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

Старший педагог дополнительного образования образовательного учреждения имеет право:

На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на:

  • сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
  • длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
  • досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
  • предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
  • оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).

Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

Ответственность и оценка деятельности

Старший педагог дополнительного образования образовательного учреждения несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

Оценка работы старшего педагога дополнительного образования образовательного учреждения осуществляется:

Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

Основным критерием оценки работы старшего педагога дополнительного образования образовательного учреждения является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

Режим работы старшего педагога дополнительного образования образовательного учреждения определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.

Старшему педагогу дополнительного образования образовательного учреждения для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

Требования к образованию и стажу педагогов

Педагогические работники должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Более того, они должны отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профстандартам, если другое не установлено Законом об образовании.

При принятии педагога на работу требования к его образованию, как правило, уточняются.

Например, у учителя должно быть высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в учебном заведении.

При этом высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, вполне достаточно как для работающих учителей, так и для работников, которых планируется принять на эту должность.

Те учителя, у которых нет высшего или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, могут быть направлены на получение дополнительного профессионального образования.

Если педагогический работник принят на работу до вступления в силу Закона об образовании (то есть до 1 сентября 2013 года) и аттестационная комиссия признала его соответствующим занимаемой должности, то на него не распространяется требование о наличии высшего или среднего профессионального образования.

Что касается стажа, то в зависимости от того, на какую должность принимается педагогический работник, требования к его стажу могут различаться. Соответствующие требования к стажу можно найти в разделе III «Должности педагогических работников» Единого квалификационного справочника и в профстандартах.

Для большинства педагогических работников требования к стажу не предъявляются, но для некоторых он все-таки необходим. Например, при принятии или переводе педагогического работника на должность старшего воспитателя, у него должен быть опыт работы в должности воспитателя не менее двух лет.

Проверка соответствия педагога предъявляемым к нему требованиям проводится путем сравнения квалификационных требований к образованию и стажу, содержащихся в ЕКС и профстандартах, с документами, которые подтверждают образование и стаж работника.

К таким подтверждающим документам относятся:

  • трудовая книжка (если ведется);
  • сведения о трудовой деятельности;
  • документы об образовании и (или) квалификации или наличии специальных знаний.

Как правило, эти документы педагогический работник представляет при приеме на работу.

Если работник по каким-либо причинам не может представить трудовую книжку, в которой отражен стаж его предыдущей педагогической работы (например, она утеряна), то подтвердить наличие специального стажа можно, например, справкой с предыдущего места работы, выписками из приказов о приеме и увольнении, а также сведениями о трудовой деятельности.

Оформление на работу воспитателем

Могу ли я устроиться на работу воспитателем, имея свидетельство об окончании полного курса педагогического класса, после получения специальности воспитателя детского сада?

Должность «воспитатель» относится к должностям иных педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08. 2013 № 678).

Согласно ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Какое образование должны иметь лица, занимающиеся педагогической деятельностью

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу этого закона, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в следующем порядке:

  • среднее (полное) общее образование – к среднему общему образованию;
  • начальное профессиональное образование – к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  • среднее профессиональное образование – к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • высшее профессиональное образование – бакалавриат – к высшему образованию – бакалавриату;
  • высшее профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура – к высшему образованию – специалитету или магистратуре;
  • послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) – к высшему образованию – подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
  • послевузовское профессиональное образование в ординатуре – к высшему образованию – подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  • послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки – к высшему образованию – подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Требования к квалификации к должностям “воспитатель” и “младший воспитатель”

Приказом Минздравсоцразвития России от 26. 2010 № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” (далее – Справочник). Данный Справочник содержит должности «воспитатель (включая старшего)» и «младший воспитатель». В требованиях к квалификации к данным должностям указано, что работники, замещающие данные должности, должны иметь:

  • для воспитателя – высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы;
  • для старшего воспитателя – высшее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” и стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет;
  • для помощника воспитателя – среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.