Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01. 2023 ч. 2 ст. 75 излагается в новой редакции (ФЗ от 30. 2021 N 127-ФЗ). будущую редакцию.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

С 01. 2023 в ч. 4 ст. 75 вносятся изменения (ФЗ от 30. 2021 N 127-ФЗ). будущую редакцию.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

С 01. 2023 в ч. 5 ст. 75 вносятся изменения (ФЗ от 30. 2021 N 127-ФЗ). будущую редакцию.

Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 – 7 статьи 83 и частями 4 – 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Программы художественной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка. Художественная направленность включает следующие группы программ: исполнительство на струнных, народных, духовых, клавишных, ударных инструментах, оркестры и ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, эстрадно-джазовое творчество, театральное творчество, цирковое искусство, хореографическое искусство, художественное слово, литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, дизайн.

Программы технической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения. Техническая направленность включает следующие группы программ: техническое конструирование, моделирование и макетирование (лего-конструирование и моделирование, робототехника, авиа, судо, ракето или автомоделирование и др. ), производственные технологии (радиоэлектроника, технический дизайн, эргономика и др. ), мультимедиа и IT-технологии (технологии киноискусства, фототехнологии, программирование и WEB- дизайн и др. ), техническое творчество и инновационное предпринимательство (инновационные бизнес технологии, проектная деятельность, исследовательская деятельность).

Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие интереса учащихся к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, являюсь основной частью непрерывного экологического образования. В настоящее время экологическое образование становится значимым в организации системы непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Особым фактором, обусловливающим специфику экологического образования в данном направлении, является организация целенаправленной практической деятельности, как непременного условия всей деятельности учреждений дополнительного образования в экологическом образовании, в какой бы форме оно ни организовывалось. Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: основы и углубленное изучение экологии и биологии (общая экология, современные экологические проблемы, ботаника и др. ), прикладные эколого-биологические программы (аквариумистика, охрана природы, растениеводство и др.

Программы социально-гуманитарной направленности ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-гуманитарного направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению.

Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и др. ), занятия с детьми с ОВЗ (коррекция и социокультурная реабилитации детей с ОВЗ, инклюзия), основы медиа-информационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка.

Программы физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Физкультурно-спортивная направленность включает следующие группы программ: спортивная подготовка (шахматы, настольный теннис, бокс и различные виды борьбы), общая физическая подготовка и фитнес для детей.

Дополнительное образование в школе – это
целенаправленный процесс, позволяющий ребенку:

  • выявить и развить потенциальные творческие
    способности;
  • определиться в своих интересах ;
  • удовлетворять свои образовательные
    потребности, выходящие за рамки школьной
    программы;
  • получить социальный опыт,
  • научиться взаимодействию со сверстниками и
    взрослыми;
  • испытать ситуацию успеха;
  • получить первые профессиональные навыки;
  • определиться с выбором профессии.

Система дополнительного образования школы
подвижна и выстраивается с учетом следующих
условий:

  • Вариативность.
  • Доступность .
  • Востребованность .
  • Ресурсное обеспечение.

Особенностью Центра образования является
разветвленная система дополнительного
образования.

Назначение системы дополнительного
образования – развитие мотивации личности к
познанию и творчеству, реализация
дополнительных программ и услуг в соответствии с
социальным запросом общества.

При организации дополнительного образования
детей в нашем центре мы опирались на следующие
приоритетные принципы:

  • Свободный выбор ребенком видов и сфер
    деятельности.
  • Ориентация на личностные интересы, потребности,
    способности ребенка.
  • Возможность свободного самоопределения и
    самореализации ребенка.
  • Единство обучения, воспитания, развития.
  • Практико-деятельностная основа
    образовательного процесса.

Перечисленные принципы составляют основу
дополнительного образования центра, которая
соответствует главным принципам
гуманистической педагогики: признание
уникальности и самоценности человека, его права
на самореализацию, личностно-равноправная
позиция педагога и ребенка, ориентированность на
его интересы, способность видеть в нем личность,
достойную уважения.

Дополнительное образования детей в нашем
центре, как школе полного дня, предполагает
решение следующих задач:

  • изучение интересов и потребностей обучающихся
    в дополнительном образовании детей,
  • определение содержания дополнительного
    образования детей, его форм и методов работы с
    обучающимися с учетом их возраста,
  • формирование условий для создания единого
    образовательного пространства,
  • расширение видов творческой деятельности в
    системе дополнительного образования детей для
    наиболее полного удовлетворения интересов и
    потребностей, обучающихся в объединениях по
    интересам,
  • создания условий для привлечения к занятиям в
    системе дополнительного образования детей
    большего числа обучающихся среднего и старшего
    возраста,
  • создание максимальных условий для освоения
    обучающихся духовных и культурных ценностей,
    воспитания, уважения к истории и культуре своего
    и других народов;
  • обращение к личностным проблемам обучающихся,
    формирование их нравственных качеств,
    творческой и социальной активности.

Сочетание учебных курсов (базовых, профильных,
углубленных), спецкурсов, элективных курсов,
учебных проектов, кружков и секций ДО составляет
основу формирования всех профилей обучения.

Организация дополнительного образования в ОУ
строится по двум направлениям: внутри ОУ и вне ОУ. Целью этой работы является долговременная
мотивация учащегося на активную,
познавательно-поисковую деятельность.

Вся система дополнительного образования
работает по следующим направлениям:

  • Историко-краеведческое.
  • Научное-техническое.
  • Спортивно-оздоровительное.
  • Художественно-эстетическое.
  • Эколого-биологическое.
  • Социально-педагогическо.

Однако многие студии и секции трудно отнести к
какому-то одному направлению. Например, цирковая
студия “Сияние”-руководитель Тарочкина Марина
Викторовна, неоднократный победитель конкурсов
и фестивалей от муниципального до
международного уровней , можно отнести и к
спортивно-оздоровительному направлению, и
художественно-эстетическому, и к
предпрофессиональной и профессиональной
подготовке. Студию детского творчества
“Радуга”-руководитель Нечунаева Светлана
Анатольевна и ИЗО-студию “Паучок”-руководитель
Хайлова Ольга Леонидовна, также неоднократных
победителей конкурсов и фестивалей от
муниципального до международного уровней, мы
относим и к
художественно-эстетическомунаправлению, и к
предпрофессиональной и профессиональной
подготовке. Поэтому деление по направлениям –
очень условно.

Практически все учащиеся нашего Центра
образования посещают те или иные студии и секции,
а многие и сразу несколько объединений.

Кадровый вопрос педагогов дополнительного
образования решен полностью. Более 55% педагогов,
осуществляющие дополнительное образование в
школе- это высококвалифицированные педагоги
дополнительного образования, имеющие
специальное образование. Так, театральную студию
ведет профессиональный актер; цирковую –
выпускница циркового училища; футбол, баскетбол
и др. спортивные секции – профессиональные
тренеры, и т. Остальные – это
учителя-предметники, которые занимаются
дополнительным образованием в рамках своего
предмета. Более 70% педагогов имеют I и высшую
квалификационную категорию, среди них -кандидат
наук и аспирант.

Материально-техническая база позволяет
проводить занятия на высоком уровне. В Центре
имеются:

  • Спортивный зал, тренажерный зал, кабинет ЛФК;
  • Актовый зал;
  • ИЗО-студия;
  • Швейный и токарный цеха; кабинет
    парикмахерского искусства;
  • Кабинеты музыки и технологии;
  • Кабинет технологии начальной школы и кабинет
    студии “Радуга”

Работа объединений строится в соответствии с
разработанными учебными программами, которые
утверждены на педсовете школы и согласованы в
НМЦ или ДООЦ. Реализация образовательных
программ идет через организацию учебных занятий
во второй половине дня. Форму занятий выбирает
сам педагог в соответствии с поставленными
задачами. На своих занятиях педагоги используют
индивидуальный и дифференцированный подходы к
организации учебной деятельности в объединении,
которые способствуют вовлечению каждого ребенка
в деятельность, поддержку талантливых и
одаренных детей.

Социально-педагогическая роль системы дополнительного образования

Система дополнительного образования имеет важное значение в развитии подрастающего поколения. Она не только ориентирована на дополнительное обучение учащихся по различным направлениям, но и наделена обширным воспитательным потенциалом.

Дополнительное образование возникло не случайно. Его появление стало итогом социального развития общества. Оно является социально востребованным.

Дополнительное образование выполняет следующие функции:

  • Воспитывающая;
  • Проф-ориентационная;
  • Развивающая;
  • Социально-педагогическая;
  • Профилактическая;
  • Оздоровительная.

Помимо перечисленных имеются и иные функции дополнительного обучения, но они не такие значимые и масштабные.

Дополнительное образование наделено огромными социальными возможностями. Воспитание подрастающего поколения и его развитие является приоритетным направлением образовательной политики государства. Система дополнительного образования располагает всеми возможностями для создания необходимых условий для индивидуального подхода к воспитанию, обучению и развитию детей, реализации индивидуального потенциала учащихся, облегчение процесса прохождения ими социальной адаптации и формирование свойств личности, обеспечивающих их продуктивное социальное взаимодействие и готовность к социальной деятельности, различной профессиональной направленности.

Система дополнительного образования имеет важное развивающее значения для людей с ограниченными возможностями. Они помогает им реабилитироваться в социальной среде, проводит профилактику развития асоциального поведения, выполняет психотерапевтическую помощь в социальной адаптации к различным условиям обучения, социальной жизнедеятельности, требованиям и правилам образовательной системы.

Благодаря дополнительному образования, люди, имеющие разнородные отклонения в развитии, находят свое место в социуме, приспосабливаются к нормальной жизнедеятельности в нем (или же происходит смягчение процесса социальной изоляции индивида с ограниченными возможностями).

Дополнительное образование реализуется на всех уровнях обучения и имеет образовательные программы для детей всех возрастов и различных возможностей.

Социальное значение системы дополнительного образования для обычных детей сводится к следующему:

  • Помогает в развитии навыков социального поведения и социального взаимодействия;
  • Развивает личность с учетом ее личностных потребностей, особенностей и стремлений;
  • Формирует привычку рационального и целесообразного использования досуга;
  • Развивает навыки формирования межличностных социально-психологических взаимоотношений.

Программы дополнительного образования ориентированы на развитие социально значимых свойств личности и ее ключевых компетенций.

Социально-педагогическая работа в учреждениях дополнительного образования

Педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования строится по иной схеме, отличающей работу заведений общего образования. Педагогическое взаимодействие с детьми строится по иным принципам и нормам.

Основными видами социально-педагогической работы в заведениях дополнительного образования являются следующие:

  • Разнородная предметно-практическая деятельность, носящая либо массовый, либо групповой характер. Сюда относятся разнообразные праздники, соревнования, конкурсы. Они требуют от детей активизации своих умений и стремления к участию в коллективной деятельности, ориентированной на результат. Это открывает возможности испытания своих сил, стимулирует детей к саморазвитию и совершенствованию своих умений, помогает детям самоутвердиться, получить похвалу и одобрение. Такая деятельность носит эпизодический характер.
  • Творческие объединения детей, занятия в которых носят регулярный, систематический характер. Сюда относятся различные творческие кружки, спортивные секции. Они принимают всех желающих, независимо от наличия у них конкретных способностей и степени их развития. Они помогают в развитии творческих задатков детей, удовлетворяют потребности и желания в занятиях той или иной творческой деятельностью.
  • Занятия для одаренных детей. Сюда относятся научные сообщества и конференции, проведение экспедиций, брейн-рингов. Они требуют от детей расширенных знаний и навыков в конкретной области. В свою очередь, они расширяя их теоретические знания и практические навыки ребенка. Кроме того, такая деятельность имеет социальную направленность. Дети учатся выполнению действий, являющихся полезными для общества, а также несению ответственности за ее качественное исполнение. Это помогает развить у ребенка самоуважение к своей личности и самоактуализирует его деятельность.

Направления социально-педагогической работы системы дополнительного образования

Основными направлениями социально-педагогической деятельности системы дополнительного образования являются следующие:

  • Оказание воспитания подрастающего поколения. Система дополнительного образования ориентирована на развитие ребенка в социальном, нравственном, эстетическом, физическом, интеллектуальном направлении. Оно предполагает развитие социальных навыков и психических процессов организма ребенка, а также способствует совершенствованию его духовных качеств.
  • Создание в социальной сфере отношений гуманистической направленности. Дополнительное образование стремится к оздоровлению окружающей среды: природы и общества, ее продуктивному и полезному преобразованию, созданию условий для гармоничного развития всех членов социума.
  • Удовлетворение потребностей и стремлений ребенка, а также разрешение его социальных проблем, сглаживание сложностей социальной адаптации, профилактика социальной дезадаптации.

Деятельность в учреждениях дополнительного характера строится на основе принципа добровольности. Это означает, что ребенок может попробовать себя в той или иной деятельности и поменять ее, если она окажется для него неинтересной. Это помогает детям найти то занятие, которое реально им интересно и, к которому имеются склонности.

Учебный план дополнительного образования

МЕСТО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ  — ПРОСТРАНСТВО  МБОУ «Лицей»

Описание дополнительных общеобразовательных программ МБОУ «Лицей»

Обучение детей  в дополнительном образовании осуществляется на основе дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (далее программы), соответствующих рекомендациям Министерства просвещения РФ.

Адаптированные программы ДОП не реализуются.

Язык обучения — русский.

Нормативный срок обучения – установлен программами дополнительного образования:

Перечень программ ДОП, возможность использования при реализации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий –

Все программы ДО, адаптированные педагогами, имеют личностный характер и учитывают потребности детей, их родителей, социальной среды в целом. Изменения в Дополнительную общеразвивающую программу лицея формируются ежегодно, в соответствии с запросом и кадровым потенциалом и направлены на развитие личности ребенка и строятся с учетом дифференцированного и индивидуального образования, воспитания, развития детей и подростков.

Сведения о количестве обучающихся  по дополнительным общеобразовательным программам МБОУ «Лицей»

№ пп
Название программы /уровень
Количество обучающихся по программам(данные на 1. 21)
Оплата
Количество иностранных граждан, обучающихся по ДООП

1
ДООП для НОО32 объединений34 часа
413
Бюджетная система РФ
0

2
ДООП для ООО24 объединений34 часа
323
Бюджетная система РФ
0

2
ДООП для СОО8 объединений13 часов
108
Бюджетная система РФ
0

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявившихвыдающиеся способности;профессиональную ориентацию учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;формирование общей культуры учащихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, непротиворечащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами  федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Учебный план дополнительного образования лицея ориентирован на 38 учебных недель в год: с 1 сентября по 31 мая. Зачисление детей в объединения дополнительного образования проводится в соответствии с административным регламентом. Во время каникул учебный процесс в рамках дополнительного образования не прекращается. Занятия проводятся согласно расписанию, которое утверждается в начале учебного года директором образовательного учреждения  с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся.

При формировании детских объединений учитываются:

  • – свобода выбора программы, педагога, формы объединения, переход из одного детского объединения в другое;
  • – творческая индивидуальность ребенка;
  • – создание условий для усвоения программы в самостоятельно определенном темпе.

В системе дополнительного образования детей занимаются  учащиеся 1-4, 5-9 и 10-11 классов. Занятия проводятся как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах.

При формировании групп учитываются возрастные особенности детей. Реализуя образовательные программы, педагогический коллектив решает образовательные, развивающие, воспитательные задачи по 6 направленностям:

Программы данной направленности рассчитаны на учащихся среднего и старшего возраста. Предусматривают как овладение элементарной грамотностью в области   физики, моделирования, программирования, конструирования. Позволяют развивать творческое мышление, получать конкретные результаты своего труда.

Программы данной направленности составлены для детей разных возрастных категорий. Они ориентированы на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, их художественных способностей в избранных видах искусства и служат средством организации свободного времени; формируют процесс творческого самовыражения и общения детей. Занятия проходят в разнообразных формах, участие и подготовка праздников, презентаций и т.

Социально –гуманитарная направленность:

Целями и задачами    направленности  является:накопление детьми и подростками нового положительного коммуникативного опыта,формирование  чувства патриотизма, любви к Родине,   умений и готовности заботиться о сохранении культурно – исторического наследия. развитие у подростков социально значимых   жизненно важных навыков, способствующих формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитие интеллектуальных способностей, творческой активности. Программы предназначены  для детей среднего и старшего возраста.

Физкультурно – спортивная направленность:

Главная цель реализации программ физкультурно-спортивной направленности  является всестороннее физическое развитие обучающихся, охранение и укрепление здоровья школьников, создание условий для занятий любимыми  видами физической культуры и спорта, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений, формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору здорового образа жизни.

Программы предназначены для детей  младшего, среднего и старшего возраста позволяют расширить и углубить знания основного образования в области естественных наук, сформировать устойчивый интерес детей к естественным наукам и определиться в своей будущей профессии.

Целью образовательных программ  туристско-краеведческой направленности является формирование разносторонне развитой личности средствами краеведения, туризма и экологии, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, творческого развития личности ребенка.

Положение о дополнительном образовании МБОУ “Лицей”

Положение о порядке разработки и реализации дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программы МБОУ “Лицей”

Календарный учебный график дополнительного образования МБОУ “Лицей”

План дополнительного образования МБОУ “Лицей” на 2020-2021 учебный год

Расписание работы кружков и секций в 2020-2021 учебном году

Расписания работы ДОП весенние каникулы 2021-2022 учебный год

Рабочие программы кружков в 2021-2022 учебном году

О численности обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-спортивной  направленности 2021-2022г.

«Волейбол»Сведения о качестве реализации программы дополнительного образования «Волейбол»

Платных образовательных услуг по обучению по дополнительным общеобразовательным программам в 2020-21 учебном году не оказывается.

Вакантные места в ДОП: О численности обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам

Лицензия на осуществление образовательной деятельности, в т. дополнительного образования  Лицензия на осуществление образовательной деятельности МБОУ “Лицей”

10 « направленностей дополнительных образовательных программ: научно-технической, • спортивно-технической, • художественной, • физкультурно-спортивной, • туристско-краеведческой, • эколого-биологической, • военно-патриотической, • социально-педагогической, • социально-экономической, • естественно-научной»

Направления дополнительного образования по ФГОС ФГОС определяет направленности дополнительного образования – шесть основных профилей: художественный, технический, естественнонаучный, туристско-краеведческий, социально-педагогический, физкультурно-спортивный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.