Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Преподаватель Национального социально-педагогического колледжа (НСПК), кандидат педагогических наук с 25-летним стажем работы в сфере образования Оксана Чугайнова подняла актуальную и серьезную тему. В своей статье, выпущенной изданием «Счастливые родители: Parents. ru», она объясняет, как помочь ребенку, с которым никто не дружит.

Педагог рассказала о возможных причинах возникновения такой ситуации и способах преодоления проблемы. Вы узнаете, как правильно выстраивать отношения с ребенком в семье, чтобы он не чувствовал себя одиноким в обществе.

Ознакомиться с материалом полностью можно здесь: Ребенок не может завести друзей. Как ему помочь?

Информационный проект по семейным вопросам «Счастливые родители: Parents. ru» уже не первый раз выбирает педагогов НСПК в качестве экспертов для своих публикаций, и мы очень рады такому сотрудничеству.

Вам может быть интересно

Акции

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Подберем программу среднего профессионального образования бесплатно!

Ответьте всего на 4 вопроса

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Дополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелывоспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолога – педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, отпрофессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается около 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и показания.

В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью, обучающийся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способностей сохранению контингента обучающегося, реализация образовательной программы участвует разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности.

Трудности, которые обычно испытывают педагоги дополнительного образования в процессе программирования, выражаются в двух аспектах:

а) построение собственного процесса, создание программы;

б) определение содержания и написание текста программы.

Сначала рассмотрим первую группу проблем – трудности процесса.

Самые первые из них возникают уже на этапе формирования замысла программы и связаны с ограниченностью изучения существующего опыта работы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами:

– не во всех учреждениях есть полный комплект типовых программ (изданных под грифом министерства образования), а также необходимое педагогическая узкоспециальная литература;

– многие педагоги не исполняют возможностей научно-педагогических библиотек, хотя имеют на это полное право, являясь работниками сферы образования;

– у большинства педагогов нет опыта работы с педагогической литературой вообще и с авторскими изданиями в частности.

Второй достаточно серьезной проблемой для педагога – практика является отбор содержания и процесс написания текста программы. Большинство педагогов дополнительного образования, будучи прекрасными специалистами в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической подготовки для грамотного изложения содержания образовательной программы. При этом у многих из них наблюдается достаточно разностное отношение к любой критике в адрес их произведения. Применение наглядных средств обучения предъявляет и определение требования к педагогу дополнительного образования.

а) Педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;

в) Педагогу необходимо определить характер использования на занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;

К профессионально значимым качествам педагога относится:

– педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношения к профессии;

– педагогические целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

– педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу.

Каргина З. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М. : Школьная Пресса, 2006 – 96 с

festival- 1 septeber. Ru >articles

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

2Титульный лист (2). docПрактическое занятие 2. docx

Показать все связанные файлыигровая программа. docxОсновы дидактики общего начального образования Синергия. pdfОсновы дидактики общего начального образования отв. docxтеория и методика начального образования (автовосстановление). doОсобенности разработки учебных программ дополнительного образовапрограмма дополн. образования ЧУДЕСНАЯ МАСТЕРСКАЯ. docxРАБОЧАЯ ПРОГРАММА. docxРабочая программа курса внеурочной деятельности Дорогою добра МК5 класс, Рабочая программа по Математике ФГОС 3. docxРабочая программа ID976116. pdf

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация “Национальный социально-педагогический колледж”

Программа среднего профессионального образования

03 Педагогика дополнительного образования

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Обучающийся Полякова Дарья Николаевна

Лапоногова Валентина Алексеевна

Задание по теме 1. Профессиограмма педагога дополнительного образования

Цель занятия: закрепление знаний об профессиограмме педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать профессиограмму и психограмму педагога дополнительного образования.

Задание 1. Разработайте примерную профессиограмму педагога дополнительного образования, реализующего программы социально – педагогической направленности. При разработке опирайтесь на модель профессиограммы, представленную  в лекции

Профессиограмма Педагог дополнительного образования– это довольно «молодая» профессия в дополнительном образовании школьников. Педагог дополнительного образования – это личность высокообразованная. Во-первых, в совершенстве владеет мастерством, которому обучает. В данный момент существует шесть направлений деятельности: техническое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, естественнонаучное, художественное. Охвачены все области: пение и танцы, рисование, бисероплетение, моделирование, робототехника, шахматы, ткачество, работа с глиной, обучение игре на инструментах, различные спортивные виды, геология и туризм, швейное дело, информационные технологии и еще много-много чего интересного. Наверняка ВЫ уже владеете чем-то из вышеперечисленного, а это значит, что останется только еще немного поучиться, получив параллельно диплом о высшем или средне специальном профессиональном образовании, и иметь огромное желание поделиться своими знаниями и мастерством с другими. Социальная значимость профессии в обществе: Работа педагога дополнительного образования со школьниками ориентирована на формирование не только новой личности, но и гражданина государства. В условиях школьного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития. Массовость и уникальность профессии: Дополнительное образование имеет свою особенность: в отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность, выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Этозанимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи (педагог дополнительного образования — профессионал, творец, волшебник). Педагог решает важные задачи: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Создать среду единомышленников, в которой будет комфортно и интересно, где ребята могут получать новые знания, достигать результатов, самореализовываться и чувствовать себя успешными. Все это позволяет чувствовать свою значимость, востребованность как специалиста.

Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования.

: Среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, называют: высокое психоэмоциональное напряжение; необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; продолжительное пребывание в аудитории; низкий уровень психологической культуры; недостаточное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации у некоторых педагогов; индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабую нервную систему); слабую профессиональную подготовленность. Где получить профессию: Получить образование по специальности педагог дополнительного образования возможно в педагогических колледжах, а также педагогических или гуманитарных институтах. социальный. артистический.

дополнительную общеобразовательную программу

основе примерных с учетом области деятельности

требовательность к себе и другим

Задания по теме 1. Ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся

Цель: формирование умений определять ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся, анализировать принятые решения и результаты; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

Задание 2. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его ответственности в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся.

Определите основные цели и задачи деятельности педагога дополнительного образования по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся.

Приведите конкретные  примеры реализации данных целей и задач в деятельности педагога дополнительного образования.

Найдите и сделайте тезисные выписки из статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Чему посвящена данная статья? Какие основные  вопросы она затрагивает?

Требования к образованию и обучению

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки “Образование и педагогические науки”

Требования к опыту практической работы

Для старшего педагога дополнительного образования – не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации8

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации9

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися – прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися – прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам

– обеспечение выполнения участниками образовательного процесса требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания;

– предотвращение нестчастных случаев с обучающимися, воспитанниками в ходе образовательной деятельности и во время проведения мероприятий, организованных образовательной организацией;

– формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

– выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;

– профилактика и пересечение противоправного поведения, защиту детей и работников от преступных посягательств;

– организация транспортной безопасности при перевозке детей;

– обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и техических средств обучения.

Идеи, на которых строится дополнительное образование детей, и условия их претворения соответствуют принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и ценности каждого человека, его права на самореализацию, ориентация на сотрудничество педагога и ребенка.

Ряд специалистов относят дополнительное образование детей к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. Так, А. Мудрик полагает, что дополнительное образование является одной из инфраструктур социального воспитания.

Для определения специфики профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей необходимо выделить приоритетные идеи данной сферы. Уникальность системы дополнительного образования детей заключается в свободном выборе ребенком направлений деятельности, темпов продвижения по конкретной программе, форм представления результатов своего труда, создается возможность для самоутверждения ребенка, она развивает коммуникативные, лидерские навыки, что способствует успешной адаптации в социуме. В отличие от предметно-ориентированного основного образования, дополнительное образование всегда личностно-ориентированно, поскольку создает условия для социокультурного развития ребенка в процессе деятельности, общения с детьми, подростками и взрослыми на партнерских позициях, для самостоятельного решения важных проблем. Активная практико-ориентированная деятельность, имеющая своей целью развитие конкретных способностей детей и формирование навыков конструктивного общения, решает проблему социальной адаптации детей.

В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, которые могут быть адаптированы учителем. Для дополнительного образования характерно преимущественное использование программ дополнительного образования. В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО – со стороны самого учащегося, поскольку реализуется его свободный выбор, что может рассматриваться как важнейший этап самоактуализации. В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной практике, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, в результате чего возрастает личностное влияние педагога на учащихся. Результаты сравнительного анализа педагогического взаимодействия в школе и УДО позволяют предположить, что деятельность специалиста УДО и педагога школы должна отличаться по целям, функциям, методам и формам работы.

С точки зрения выявления данной специфики обратимся к теоретическому анализу педагогической деятельности в научной литературе.

Педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на реализацию педагогического (специально организованного) взаимодействия, это совокупность осознанных действий преподавателя и обучающегося. По мнениюЕ. Климова, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но главное отличие ее от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

Социальный аспект. Профессионально-педагогическая деятельность в

системе дополнительного образования детей – это особый вид социальной деятельности, цель которой – передача накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития воспитанников, подготовка к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Образовательный аспект. Профессионально-педагогическая

деятельность в системе дополнительного образования детей главным образом решает задачи, связанные с принятием стратегических решений разного уровня, с разработкой относительно долгосрочной стратегиипедагогической деятельности, что придает привлекательность и специфичность педагогической деятельности в дополнительном образовании детей.

Культурологический аспект. Профессионально-педагогическая

деятельность специалиста дополнительного образования детей -один из видов социокультурной деятельности, направленный на создание условий для всестороннего развития личности ребенка и подростка.

Воспитательный аспект. Профессионально-педагогическая

деятельностьспециалиста в системе дополнительного образования -это не только функциональная обязанность, но и способ, при помощикоторого взрослый выстраивает свою позицию в детско-взрослых отношениях.

Структура кадров в системе дополнительного образования складывается, исходя из этих специфических условий, возможностей и практической безграничности дополнительного образования детей и представляет собой ряд групп. Наиболее массовая и наиболее востребованная категория специалистов во всех видах образовательных учреждений – это лица, осуществляющие образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми (педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы). Эта группа делиться на подгруппы: педагоги дополнительного образования по направлениям деятельности, педагоги-организаторы подросткового клуба, педагоги-организаторы монопрофильного УДО, педагоги-организаторы многопрофильного УДО, педагоги организаторы в школе. Вторая группа – методисты, осуществляющие научно-методическое обеспечение образовательного процесса: это одна из самых востребованных и в тоже время неподготовленных категорий в системе дополнительного образования детей. Основы методической службы в учреждениях дополнительного образования закладывались в соответствие с существующими тенденциями развития системы.

Система дополнительного образования детей создает своеобразное социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные ценности личности ребенка, усваиваются нормы социального общения, достижения и ценности науки, культуры, производства и других сфер, но и постоянно реализуются в реальной ситуации различные виды профессионально-педагогической деятельности педагогических кадров дополнительного образования детей.

Дополнительное образование способствует формированию равноправных отношений детей и взрослых на основе общих интересов и ценностей. Таким образом, проходя этап за этапом в своем социокультурном развитии, ребенок осваивает способы деятельности и саму деятельность, удовлетворяя свои познавательно-творческие потребности.

Закон Р. «Об образовании»: Федеральный закон от 29. 2012 N 273-ФЗ (редакция от 13. 2015)

Климов Е. Психология профессионала: Избр. психол. труды. – М. : Ин-т практ. психологии; – Воронеж: Модэк, – 1996. – 400 с.

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей /Б. Куприянов, Е. Салина, Н. Крылова, О. Миновская; под ред. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.

Использование педагогических технологий в условиях дополнительного образования в объединении социально – педагогической направленности

Учреждение дополнительного образования детей – не просто место обучения детей, но и место разнообразных форм общения. Педагог дополнительного образования должен уметь организовать естественные виды деятельности детей  и управлять системой взаимоотношений в этих видах  деятельности.

В учреждениях дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальных особенностям и интересам,  корректировать содержание и методы обучения  в зависимости от уровня умственного развития, возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. Для этого существуют программы разных направленностей. Увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает – есть главное условие эффективного освоения любой учебной программы.

В литературных источниках дается множество определений понятия «педагогическая технология».

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая технология – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, приемов, методик образовательной деятельности, продуманность каждого шага в реализации программы.

Критерии, которые  составляют сущность педагогической технологии:

  • однозначное определение целей обучения (почему и для чего?);
  • отбор и структура содержания (что?);
  • оптимальная организация учебного процесса (как?);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего?);
  • учет необходимого  уровня квалификации учителя (кто?);
  • объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?).

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает максимальное развитие  индивидуальных познавательных способностей ребенка, основанных на  использовании имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ребенка, организовать совместную познавательную, творческую деятельность. Широкий спектр программ разных направленностей в учреждении дополнительного образования способствует  реализации данной технологии, так как выбор программы учащимися осуществляется исходя из их интересов. В ходе реализации программы учащиеся развивают свои умения в выбранной ими области, а педагог помогает им раскрыть свои возможности.

Групповые технологии  предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоконтроль. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Виды работ в рамках данной технологии (объединения «Школа раннего развития», «Занимательный английский»): групповой опрос, учебные встречи (когда на одном занятии присутствуют дети из двух групп, которые занимаются обычно отдельно, и выполняют определенные учебные задачи), смотры знаний.

Технология коллективной творческой деятельности. Цель технологии – выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, произведение, исследование и т. ) Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Организация коллективного дела основана на принципах состязательности, игры, импровизации, которые работают  потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

Наши традиционные коллективные дела в объединении «Школа раннего развития»: сочинение коллективных сказок, их иллюстрирование и оформление книги, тематические  стенгазеты («С Новым годом!», «Моя мама лучшая на свете», «Вот какие наши мальчики/девочки!», «Весна пришла», «День Победы»), участие в Международной акции «Гирлянда дружбы»  и др.

Технология индивидуализации обучения. В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого ребенка, потому что он выбирает то направление, которое ему интересно. Индивидуальное обучение позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп  обучения к особенностям каждого ученика, следить за его достижениями в обучении, вносить необходимые поправки. Данная технология осуществляется мною при работе в объединении «Введение в научно-исследовательскую деятельность». Это творческое объединение учащихся, занимающихся исследовательской работой и стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки. В объединении занимаются трое учащихся разных возрастов. Каждый из них работает над выбранной им темой исследования в течение учебного года, а затем представляет свою работу на конкурсах различных уровней. Также  учащиеся выполняют другие работы исследовательского характера дистанционно на различных образовательных сайтах (олимпиады, экспериментальные задания и т

Технология исследовательского (проблемного) обучения предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.

Данная технология в полной мере реализуется на занятиях в объединении «Введение в НИД». Элементы частично-поисковой деятельности также  применяются мною на занятиях в объединениях «Школа раннего развития» и «Занимательный английский».

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Игровые технологии я применяю на каждом занятии в своих объединениях ввиду того, что возраст обучающихся в «Школе раннего развития» – 5-7 лет, в объединении «Занимательный английский» – 7-9 лет. Это игры на запоминание лексики,  усвоение грамматических правил, развитие устной и письменной речи, на формирование и развитие фонематических навыков, математических представлений и др. Также я провожу уроки в игровой форме (путешествие, турнир, приключение и др

Технология проектного обучения – технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектная деятельность в рамках кружковой работы дает возможность школьнику активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации  получаемых таким образом знаний.

Данную технологию я активно реализую  на занятиях в объединении «Занимательный английский». После изучения тем, учащиеся готовят мини-проекты («Моя семья», «В магазине», «Зоопарк», «Мои любимые игрушки» и т

Информационно-коммуникативные технологии – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. Наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары) при формировании компетентности слушателей применяются презентации, видеофильмы, индивидуальные компьютерные тренинги, коллективные тренинги и др.

На занятиях в своих объединениях я использую обучающие видеоролики, обучающие презентации и презентации – тренажеры, которые я создаю сама, исходя из потребности их использования на занятиях (ввиду отсутствия конкретных учебных пособий) или заимствую их у коллег из сети Интернет. Также активно принимаю участие как педагог в различных конкурсах по использованию ИКТ в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения,  укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др

Виды работ по реализации данной технологии  в моих объединениях: исполнение песен на английском языке, через которые заучивается лексика и грамматические структуры, часто они сопровождаются движениями, поэтому помогают расслабиться и благоприятно воздействуют на чувства и эмоции детей на занятии; динамические паузы (физкультминутки, в том числе и для глаз, пальчиковая гимнастика); подвижные игры и игры с мячом, в ходе которых идет заучивание или повторение учебного материала; стимулирование деятельности на занятиях с помощью сигнальных карточек.

Все образовательные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы разбудить активность детей, вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности,  подвести эту деятельность к процессу творчества и опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Педагоги дополнительного образования могут в своей деятельности при реализации программы  использовать  как образовательные технологии в полном объеме,  так и элементы той или иной технологии.

В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. Цель внедрения образовательных  технологий – дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.

Социально-педагогическая роль системы дополнительного образования

Система дополнительного образования имеет важное значение в развитии подрастающего поколения. Она не только ориентирована на дополнительное обучение учащихся по различным направлениям, но и наделена обширным воспитательным потенциалом.

Дополнительное образование возникло не случайно. Его появление стало итогом социального развития общества. Оно является социально востребованным.

Дополнительное образование выполняет следующие функции:

  • Воспитывающая;
  • Проф-ориентационная;
  • Развивающая;
  • Социально-педагогическая;
  • Профилактическая;
  • Оздоровительная.

Помимо перечисленных имеются и иные функции дополнительного обучения, но они не такие значимые и масштабные.

Дополнительное образование наделено огромными социальными возможностями. Воспитание подрастающего поколения и его развитие является приоритетным направлением образовательной политики государства. Система дополнительного образования располагает всеми возможностями для создания необходимых условий для индивидуального подхода к воспитанию, обучению и развитию детей, реализации индивидуального потенциала учащихся, облегчение процесса прохождения ими социальной адаптации и формирование свойств личности, обеспечивающих их продуктивное социальное взаимодействие и готовность к социальной деятельности, различной профессиональной направленности.

Система дополнительного образования имеет важное развивающее значения для людей с ограниченными возможностями. Они помогает им реабилитироваться в социальной среде, проводит профилактику развития асоциального поведения, выполняет психотерапевтическую помощь в социальной адаптации к различным условиям обучения, социальной жизнедеятельности, требованиям и правилам образовательной системы.

Благодаря дополнительному образования, люди, имеющие разнородные отклонения в развитии, находят свое место в социуме, приспосабливаются к нормальной жизнедеятельности в нем (или же происходит смягчение процесса социальной изоляции индивида с ограниченными возможностями).

Дополнительное образование реализуется на всех уровнях обучения и имеет образовательные программы для детей всех возрастов и различных возможностей.

Социальное значение системы дополнительного образования для обычных детей сводится к следующему:

  • Помогает в развитии навыков социального поведения и социального взаимодействия;
  • Развивает личность с учетом ее личностных потребностей, особенностей и стремлений;
  • Формирует привычку рационального и целесообразного использования досуга;
  • Развивает навыки формирования межличностных социально-психологических взаимоотношений.

Программы дополнительного образования ориентированы на развитие социально значимых свойств личности и ее ключевых компетенций.

Социально-педагогическая работа в учреждениях дополнительного образования

Педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования строится по иной схеме, отличающей работу заведений общего образования. Педагогическое взаимодействие с детьми строится по иным принципам и нормам.

Основными видами социально-педагогической работы в заведениях дополнительного образования являются следующие:

  • Разнородная предметно-практическая деятельность, носящая либо массовый, либо групповой характер. Сюда относятся разнообразные праздники, соревнования, конкурсы. Они требуют от детей активизации своих умений и стремления к участию в коллективной деятельности, ориентированной на результат. Это открывает возможности испытания своих сил, стимулирует детей к саморазвитию и совершенствованию своих умений, помогает детям самоутвердиться, получить похвалу и одобрение. Такая деятельность носит эпизодический характер.
  • Творческие объединения детей, занятия в которых носят регулярный, систематический характер. Сюда относятся различные творческие кружки, спортивные секции. Они принимают всех желающих, независимо от наличия у них конкретных способностей и степени их развития. Они помогают в развитии творческих задатков детей, удовлетворяют потребности и желания в занятиях той или иной творческой деятельностью.
  • Занятия для одаренных детей. Сюда относятся научные сообщества и конференции, проведение экспедиций, брейн-рингов. Они требуют от детей расширенных знаний и навыков в конкретной области. В свою очередь, они расширяя их теоретические знания и практические навыки ребенка. Кроме того, такая деятельность имеет социальную направленность. Дети учатся выполнению действий, являющихся полезными для общества, а также несению ответственности за ее качественное исполнение. Это помогает развить у ребенка самоуважение к своей личности и самоактуализирует его деятельность.

Направления социально-педагогической работы системы дополнительного образования

Основными направлениями социально-педагогической деятельности системы дополнительного образования являются следующие:

  • Оказание воспитания подрастающего поколения. Система дополнительного образования ориентирована на развитие ребенка в социальном, нравственном, эстетическом, физическом, интеллектуальном направлении. Оно предполагает развитие социальных навыков и психических процессов организма ребенка, а также способствует совершенствованию его духовных качеств.
  • Создание в социальной сфере отношений гуманистической направленности. Дополнительное образование стремится к оздоровлению окружающей среды: природы и общества, ее продуктивному и полезному преобразованию, созданию условий для гармоничного развития всех членов социума.
  • Удовлетворение потребностей и стремлений ребенка, а также разрешение его социальных проблем, сглаживание сложностей социальной адаптации, профилактика социальной дезадаптации.

Деятельность в учреждениях дополнительного характера строится на основе принципа добровольности. Это означает, что ребенок может попробовать себя в той или иной деятельности и поменять ее, если она окажется для него неинтересной. Это помогает детям найти то занятие, которое реально им интересно и, к которому имеются склонности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.