Формирование читательской грамотности как требование в ФГОС для создания успешности обучающихся в образовательном пространстве

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить  отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.

В докладе раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного общего образования. Даётся характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире. Определяется роль учебного текста и его типов при формировании читательской грамотности и с учётом специфики содержания учебного предмета; рассматриваются основные виды и стратегии чтения при работе с учебным текстом, предлагаются задания, нацеленные на формирование читательских (коммуникативных) умений учащихся при проведении смыслового анализа текста. Примеры заданий позволяют проиллюстрировать специфику работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, повысить активность учащихся, сделать уроки насыщенными и интересными и обеспечить достижение планируемых результатов.

Авторы считают, что справиться с данной проблемой можно, но только при условии, что решать её будут не только учителя русского языка и литературы, но и другие преподаватели, начиная с начальных классов, а так же родители, которые должны понять сущность данной проблемы.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

На данный момент современными критериями проверки результатов обучения учащихся являются КИМы, ОГЭ и ЕГЭ. Насколько успешно ученики сдадут   эти  экзамены, зависит от того, сумел ли коллектив педагогов создать условия для формирования универсальных учебных действий на уроках каждому. Ведь только формирование всех УУД в комплексе позволит ребенку реализовать свои способности в полной мере.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Актуальность проблемы чтения.

Взяться за данную тему нас заставило устное собеседование в 9 классе по русскому языку в прошлом году. От данного собеседования мы, учителя, удовлетворения не получили. Проблема, стоящая перед нами, была налицо. Дети не читают, речь развита плохо, строить монологическое высказывание не умеют, поэтому решили поучиться сами: поработали с научной литературой, изучили   опыт работы других преподавателей, чтобы попробовать что-то изменить или внести что-то новое в свою работу на уроках.

Проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной, ведь именно «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста в успешной сдаче Итогового собеседования в 10 классе. В условиях введения ФГОС основного общего образования актуальность проблемы низкой читательской грамотности обучающихся также нельзя недооценивать. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их читательской компетенции. Часто можно услышать претензии в наш адрес, что учителя русского языка и литературы не на должном уровне готовят  ребят к данным экзаменам. В действительности эта проблема выходит далеко за рамки названных предметов, и только общие усилия всех учителей-предметников являются необходимым условием для решения этой проблемы.Развитие читательской грамотности связано в целом с развитием коммуникативной компетенции обучающихся, являющейся метапредметной. Поэтому не только на уроках русского языка  и литературывозможно организовать подобную работу, так как содержание предлагаемого обучающимся материала направлено на формирование способов чтения с пониманием любого текста. Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность носила не случайный, а системный характер. Обучающимся должен быть понятен тот результат, к которому они стремятся на пути овладения читательской компетентностью. Работа с уровневыми заданиями в рамках преподавания любого предмета включает работу с заданиями трех уровней сложности. Следуя из требований сегодняшнего развивающегося быстрыми темпами общества, выделяется главная составляющая – это чтение. Чтение осознанное, направленное на приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть конкурентоспособной личностью.

1.Масштабность проблемы чтения.

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально,  но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.

Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель? Да, он не может объять необъятное, но он может в каждом своём ученике раскрыть умения,  и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также  помочь ему научиться учиться.

В чем же причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

На наш взгляд, их много (ведь это неспроста проблема глобального масштаба:

·         Не заинтересованные в воспитании родители  (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата)

·         Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере

·         Не читающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).

Как тогда учителю изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению? Для этого нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира? Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом,  отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.

2.Смысловое чтение текста, которое  лежит в основе всех эффективных реформ образований, поможет выстроить систему работы на уроках каждому учителю. Если цель школьного обучения — формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности — это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Значит, цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его анализа. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и продуктивному обучению. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

·         Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.

·         Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с не сплошными текстами.

на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и «звучащими».

К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

·         описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);

К не сплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

3.Стратегии работы с текстом.

Стратегии работы с текстом – «это закономерность в принятии решений в ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала, набор действий, которые использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности. В случае успеха учащийся запоминает способ, переносит его в другие ситуации, делает универсальным».

Стратегий работы с текстом достаточно много, о них можно прочитать в статье

Н.Н. Сметанниковой «Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования». Существуют предтекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии.

Пока в своей деятельности мы выбрали немного стратегий, но стараемся их отрабатывать, чтобы был какой-то результат. Итоговое собеседование в 9 классе показало, что начало положено, и это радует.

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание — прочитать текст. По технологии профессора Н.Н. Сметанниковой, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Целью предтекстовых стратегий являются:

·         постановка цели и задач чтения;

·         актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами;

·         актуализация предшествующих знаний;

·         формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий;

·         повышение скорости чтения и количества прочтений;

·         включение механизма антиципации – прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности;

·         формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.

С помощью антиципации – догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения – читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора,- о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение.

Предваряющие чтение вопросы. Предваряющие изложение вопросы побуждают ученика искать в тексте ответ, сопоставлять его с вопросом и с собственными знаниями о предмете, т.е. активизируют мыслительную деятельность.

С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:

·         «Мозговой штурм» (целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста).

·         «Глоссарий» (цель стратегии – актуализация и повторение слов, связанных с темой текста).

·         «Предвосхищение содержания текста» (целью этой стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста).

·         «Вопросы для припоминания» (припоминание важной информации, касающейся темы текста, может быть организовано с помощью вышеназванных стратегий, также может быть использована стратегия, называемая «Батарея вопросов»).

·         «Рассечение вопроса» (целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия).

·         «Предваряющие вопросы» (целью стратегии является актуализация имеющихся знаний по теме текста).

СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения являются:

·         выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение или отклонение, контекстуальная и смысловая догадка;

·         размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.

«Чтение в кружок» («Попеременное чтение»)

«Чтение про себя с вопросами»

«Чтение про себя с пометками»

СТРАТЕГИИ ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Цель данной стратегии – применение и использование материала в самых различных ситуациях, сферах, формах и включение его в более масштабную деятельность: тестирование, таблицы, планы, рефераты, сценарии, плакаты, иллюстрации и т.д. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Рассмотрим некоторые стратегии послетекстовой деятельности:

«Алфавит за круглым столом»

«Вопросы после текста»

Подводя итог всему сказанному, хочется обратить внимание на то, что особо важно в

каждом образовательном учреждении создать систему учебно-воспитательной работы, направленной на формирование грамотного читателя как основного фактора повышения успешности каждого ученика. В первую очередь это отразится на результатах ОГЭ и ЕГЭ, потому что группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать выпускники в процессе работы с контрольно-измерительными материалами.

Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной и во внеучебной работе, а так же привлечь к данной проблеме родителей.

В заключении хочется отметить, что эффективность данной работы по формированию читательской грамотности прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).

В этом учебном году впервые прошла Неделя читательской грамотности и креативного мышления.

Отчет по Неделе читательской грамотности и креативного мышления

Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определённые читательские действия. Читательские действия:

· вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;

· делать прямые умозаключения из этой информации;

· интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;

· оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

Учащиеся были ознакомлены с планом и графиком недели. (07.11.2022-11.11.2022)

Каждый день недели был посвящен каким – либо мероприятиям. Разнообразные мероприятия прошли во 2-классах: Калейдоскоп загадок. Викторина «По страницам русских народных сказок». Тест по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».  Классный час: «Чтение- путь к успеху». Конкурс «Лучшая скорость чтения». В 3-А прошел Классный час «Писатели детям». Чтение и обсуждение книг С.Я. Маршака, С.В. Михалкова. В 4-х :Классный час «Развиваем читательскую грамотность вместе с Учи.ру». Классный час «О чём говорят книги». 5- кл. Классный час «Мы открываем книгой мир». Читательская грамотность РЭШ.

6-е кл.: Ролевая игра. Работа в парах. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Интерактивная беседа Определение основной темы и идеи в лирическом

С чего начинается текст? (Роль заглавия). Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?»

8-А кл.: Классный час «Читательская грамотность или смысловое чтение   — важнейший результат обучения». Тест. Читательская грамотность РЭШ. 9-е кл.: Классный час

«Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской

компетентности».  Читательская грамотность РЭШ.

Учащимся предлагались разные виды работ с текстом, через которые они развивали свое воображение, обогащали свой словарный запас. Многие задания предполагали выявить нужную информацию их текста. Нетрадиционные формы работы позволяли разнообразить учебную деятельность, способствовали повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Игра на уроке помогла создать атмосферу непринуждённости и увлекательности.

Цель и задачи проведенных кл.часов и мероприятий: продолжить работу по формированию умений и навыков по различению стилей речи; выявлять признаки, особенности языковых средств

разговорного стиля речи; различать разговорный и книжный стили; практически применять знания, развивать связную устную речь, творческое мышление, внимание, память учащихся, умение работать с текстом, воспринимать его на слух и зрительно; формировать коммуникативную культуру.

В исследовании динамики читательской грамотности на Учи.ру и РЭШ в МБОУ «С(К)ОШ №16» приняли участие 64 учащихся, что составило 35% от общего количества обучающихся

2-9-х классов (в 4 классах- 16 человек(Учи.ру); в 5 классах- 10(РЭШ), в 7 классах- 18 человек, в 8 кл.-8 человек; в 9 классах- 10 человек). РЭШ(креативное мышление) выполнили

7 учащихся (7-Б)- организатор кл. руководитель Березинская А.А.

Для нас это был первый опыт, первый «блин комом». Текст был небольшой и несложный. Но вопросы к тексту сформулированы достаточно мудрено. Несмотря на то, что многие классы выполняли работу дома (подразумевается помощь родителей), в 7-х и 8-х классов только низкий уровень. Дети сказали: «Было сложно! Очень мало времени на выполнение (20 минут). И слишком сложные вопросы». Еще вариант: «Мы не понимаем, как так? Вроде вопросы простые, а ответы неверные. Что мы не так сделали?». У будущем учтем свои ошибки.

Анализ результатов анкетного опроса учащихся позволяет сделать вывод о связи между отношением учащегося к чтению и уровнем развития его читательской грамотности. Учащиеся, которым нравится читать и которые готовы прилагать усилия, чтобы делать это хорошо, обычно читают чаще и имеют более широкий круг чтения, что в свою очередь расширяет их читательский опыт и улучшает их способности к пониманию текстов. Ответы в анкете большинства педагогов показывают, что в процессе обучения учащихся они уделяют внимание формированию читательских умений. Вместе с тем результаты мониторинга позволяют сделать вывод о невысокой эффективности предпринимаемых усилий.

Рекомендации: С целью повышения эффективности формирования читательских умений учащихся рекомендуется. Педагогам школы с целью совершенствования читательских умений учащихся использовать в процессе обучения учебному предмету следующие виды заданий:

1.      Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста рекомендуется предлагать задания, в которых:

— между текстом вопроса и ответом нет однозначного лексического соответствия (то есть ответ нельзя найти по ключевым словам вопроса, необходимы синонимические замены, а для этого и вопрос, и ответ необходимо понимать);

— фрагмент текста, содержащий ответ на вопрос, необходимо вычленить из контекста, содержащего избыточную информацию, часть которой может противоречить искомой;

— требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

2.      Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:

— объединять информацию вербальную и графическую;

— устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации текста, делать умозаключения на основе текста; — отличать главное от второстепенного;

— отвечать на вопросы, имеющие несколько правильных ответов;

— находить сходство в противоположных точках зрения, различать общепринятую и оригинальную, авторскую трактовку события.

3.      Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:

— размышлять об информации, сообщенной в тексте;

— высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;

— сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом; — прогнозировать события, которые произойдут дальше в тексте;

— описывать основные характеристики прочитанного текста (структуру текста, его стиль и др.)

«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели»

Иоганн Гёте

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Три определения функциональной грамотности:

  • Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
  • Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
  • Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одной из шести составляющих функциональной грамотности является читательская, которая стоит на первом месте. Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Чтение – есть искусство, искусство важное и трудное. Истинными стали слова Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдалось снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменился. Проблема чтения находится до сих пор в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и реализована «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Но проблема чтения так и остается актуальной на сегодняшний день.

В исследованиях PISA читательская грамотность – «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:

  • умение найти и извлечь информацию из текста;
  • умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
  • умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач – от учебных до практических, жизненных;
  • Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

При переходе из начальной в основную школу, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы. Каждый предмет имеет книгу.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970-1980 годы возник и разделялся миф о России как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», собирательство книг, создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация другая. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Не секрет, что современные дети – это дети прогресса, дети новых технических новинок. Они с легкостью разбираются в мобильных телефонах, компьютерах, Интернете, которые заменили им общение с самым верным другом – книгой. И как привить любовь к книге, как заставить ребенка читать – эти вопросы всё чаще возникают и у педагогов и самих родителей. Ведь как свидетельствует опыт, плохо и мало читающие ученики просто обречены на плохую успеваемость в средней и старшей школе, где учебный материал увеличивается во много раз. Это связанно с тем, что во время чтения совершенствуются оперативная память, устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

Нашей задачей является не только привитие интереса к чтению, но и обучение школьников читательской грамотности.

На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки и категории текста, его структура, типы и виды, правила создания текста с учетом конкретных экстралингвистических факторов и понимания его смысла не только на поверхностном, но и на глубинном уровне).

В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов.

Интегративная цель освоения учебных предметов, входящих в образовательную область «Русский язык и литература», заключается в формировании филологической культуры школьников, ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

  • выделять главную мысль всего текста или его частей;
  • понимать информацию, содержащуюся в тексте;

преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

  • применять информацию из текста в изменённой ситуации;
  • критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.

Существует множество приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности: «Чтение с остановками», «Синквейн», «Работа с вопросником «Мозговой штурм», «Иллюстратор», «Написание творческих работ», «Создание кроссворда», «Продолжение произведения (придумывание конца)», «Тонкие и толстые вопросы».

С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала: «Драматизация», «Моделирование» и «Древо мудрости».

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг, не видят пример родителей с книгой и т.д.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами-сформировать читательские умения и навыки.

Из практики работы следует понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.

Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Разнообразные и увлекательные задания помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное. Таким образом, выпускники начальных классов подготовятся к освоению программы средней школы. Они получат качественную базу для дальнейшего обучения и смогут успешно пройти все необходимые испытания.

В этом учебном году мы с коллегами проводили мониторинг читательской грамотности в 5 и 8 классах. Ученикам были представлены 4 заданий: чтение нового текста, умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста, использование информации из текста, находить и извлекать информацию. Со всеми заданиями справились 50% учащихся. Лучше всего ребята находят и извлекают информацию из текста. Осмысливать и оценивать содержание могут только 33%.

Итак, читательская грамотность – это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь:

  • определять вид и назначение информации;
  • понимать тексты научного, художественного и делового характера;
  • выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом.

Также позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

  • Интернет-ресурсы: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370‎
  • www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas3.html‎
  • https://infourok.ru/statya-chitatelskaya-gramotnost-kak-klyuch-ko-vsem-vidam-funkcionalnoj-gramotnosti-5607858.html
  • Кудина Г.Н. «Диалог» читателей с автором на уроках литературы./ / Психологическая наука и образование. 1996, №2.
  • Чтение художественного текста как читательское сотворчество. / / Искусство в школе. 1992, №2.

В рамках Концепции преподавания различных школьных предметов произошли серьезные изменения в цели образования. Стремительно осуществляется переход от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать её для создания новых знаний и технологий. Эти новые технологии изменили и сам характер чтения, и способы передачи той или иной информации. Огромное внимание сегодня уделеноразвитию способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных жизненных ситуациях. Кроме того, сделаны акценты на чтении составных текстов: это позволяет оценить умение интерпретировать и обобщать информацию, полученную из нескольких отличающихся источников.

Главная задача современной школы – это формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся.

На любом уроке мы работаем с различной информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. И для того, чтобысформировать данную грамотность учитель должен построить свое занятие таким образом, чтобы работа с текстом представляла собой не просто группу вопросов, но и заданий разного уровня сложности, применяя при этом дифференцированный подход к отбору материала. Такой способ работы с информацией способствует развитию таких умений, как:

1.     нахождение и извлечениеглавной информации из текста, работа с ключевыми понятиями;

2.     осмысление прочитанного текста, оценивание и всесторонний анализ содержащей в нем информации;

3.     использование полученной информации для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;

Понимание текста — это один из ключевых навыков, которым должен обладать современный школьник. В 21 веке – веке цифровых технологий – проблема понимания текстов особенно актуальна, так как все мы находимся в мире переизбытка информации, которую важно не только выбрать, но и переработать, сделать простой и доступной для понимания. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, содержащиеся в том или ином информационном тексте, важно обращаться к разным источникам информации. А художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, аудиосообщения — словом, любой источник, который можнои нужно правильно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность в образовательном учреждении.

Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.

Эффективными приемами, способствующими формированию читательской грамотности, являются:

1.      Выразительное чтение с соблюдением норм и правил, интонации и темпа, а также с последующим пересказом прочитанного;

2.      Выделение главной мысли всего текста или его частей;

3.      Понимание информации, содержащейся в тексте;

4.      Преобразование текстовой информации с учетом цели дальнейшего использования;

5.      Применение извлеченной из текста информации в изменённой ситуации;

При выборе текста для работы на уроке важно, чтобы информационный блок выбранного отрывка соответствовал возрастным особенностям ученика. Задания следует распределять таким образом, чтобы они затрагивали эмоциональную сферу ребенка, могли вызвать интерес, любопытство и желание узнать по этой теме, вопросу что-то больше. Желательно, чтобы выбранный для анализа и работы текст соответствовал читательским и жизненным интересам школьников.

Применяя на всех уроках технологию продуктивного чтения, можно способствовать повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Не стоит забывать, что для успешного будущего каждый учащийся сегодня должен полностью овладеть всеми компонентами функциональной грамотности, основа которой заложена в развитии читательской грамотности и компетенции.

О функциональной грамотности и ее важнейшей разновидности — читательской грамотности — на вебинаре рассказал Виктор Федоров, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, учитель русского языка и литературы «Цифровой школы». Он является одним из авторов пособий по формированию функциональной грамотности, выпущенных издательством «Просвещение».

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».

Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

Функциональную и читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.

Чтобы процесс формирования функциональной и читательской грамотности был более организованным и структурированным, авторским коллективом в сотрудничестве с издательством «Просвещение» была подготовлена серия специализированных задачников. В школах Москвы она уже успешно апробирована, есть отзывы учителей, которые с ними работают.

В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования, использовался межпредметный подход. Зачастую обучение в рамках одного предмета происходит изолированно, но это неправильно с точки зрения функциональной грамотности. Наши жизненные задачи нельзя «уложить» ни в один предмет, и это означает, что при анализе предъявляемых текстов нужно опираться на разные знания.

С этим связан и принцип разнообразия ситуаций, контекстов, в которых ученикам предлагается поработать, — учебные, личные, деловые и другие. Используются разные источники информации, которые нужно между собой сравнивать и из которых можно заимствовать недостающую информацию. На материалах текстов можно демонстрировать разные приемы работы. Очень мало заданий, предполагающих однозначный правильный ответ, — в большинстве случае правильных ответов может быть больше одного, и это плохо укладывается в умы наших учеников, хорошо научившихся работать по шаблону и с трудом от него отходящих.

Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.

В описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:

  • 1-й уровень: низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий;
  • 2-й уровень: умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных (неучебных) ситуациях;
  • 3-4 уровень: способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;
  • 5-6 уровень: умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы и использовать имеющиеся знания для решения жизненных задач.

Среди ключевых элементов работы с текстом выделены следующие.

  • умение найти связь предложений в тексте;
  • умение анализировать структуру текста;
  • умение вычленить главную и второстепенную информацию в тексте;
  • умение работать с неявно заданной информацией;
  • умение проанализировать информацию условия задачи и структурировать имеющуюся там информацию;
  • умение оценивать достаточность представленной информации или ее избыточность;
  • умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;
  • умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию — оценивать получившийся результат.

Авторы учебных пособий рекомендуют учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику. Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.

Федоров В.В., Богомазова С.В., Гончарук С.Ю. и др. Формирование функциональной грамотности. Сборник задач по русскому языку для 8-11 классов

Гончарук С.Ю., Фёдоров В.В. Русский язык. Задачник по функциональной грамотности.

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности

Балашова Елена Сергеевна и Ерофеева Ирина Алексеевна,

МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля»

(Erofeeva Irina Alekseevna and

Balashova Elena Sergeevna

teachers of Russian language and literature

MBOU «Secondary school No. 2 of Suzdal»)

Аннотация: в статье анализируется читательская грамотность как компонент функциональной грамотности.

Abstract: the article analyzes reading literacy as a component of functional literacy.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, понимание текста, концепция образования.

Key words: functional literacy, reading literacy, text comprehension, education concept

1.     нахождение и извлечениеглавной информации из текста, работа с ключевыми понятиями;

2.     осмысление прочитанного текста, оценивание и всесторонний анализ содержащей в нем информации;

3.     использование полученной информации для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;

Понимание текста — это один из ключевых навыков, которым должен обладать современный школьник. В 21 веке – веке цифровых технологий – проблема понимания текстов особенно актуальна, так как все мы находимся в мире переизбытка информации, которую важно не только выбрать, но и переработать, сделать простой и доступной для понимания. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, содержащиеся в том или ином информационном тексте, важно обращаться к разным источникам информации. А художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, аудиосообщения — словом, любой источник, который можнои нужно правильно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность в образовательном учреждении.

1. Выразительное чтение с соблюдением норм и правил, интонации и темпа, а также с последующим пересказом прочитанного;

2. Выделение главной мысли всего текста или его частей;

3. Понимание информации, содержащейся в тексте;

4. Преобразование текстовой информации с учетом цели дальнейшего использования;

5. Применение извлеченной из текста информации в изменённой ситуации;

Список используемой литературы.

1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. — 2012. — № 6

2. Сметанникова Н. Н.Через чтение в мировое образовательное пространство. — М., 2001

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.

5. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. РАО: Москва, 2010

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *